Автор: Сергей Толстенко, г.Королев

Отчет о горном походе 5 к.с. Центральный Тянь-Шань совершенном с 10.07.2021 по 29.07.2021г.

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О МАРШРУТЕ.

ПРОВОДЯЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Маршрут являлся учебно-тренировочным для слушателей школы горного туризма высшего уровня, организованного Федерацией Спортивного Туризма Московской области. Начальник школы - старший инструктор Владимир Викторович Мартынов, инструктор отделения - старший инструктор Сергей Николаевич Толстенко.

РАЙОН ПРОВЕДЕНИЯ

Киргизская республика, Центральный Тянь-Шань, хребет Терскей-Алатау.

ОБЩИЕ СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О МАРШРУТЕ

с 10.07.2021 по 29.07.2021

ЗАЯВЛЕННАЯ И ПРОЙДЕННАЯ НИТКИ МАРШРУТА

Заявленный маршрут:

а/л Каракол - д.р. Кельтор - лед. Кельтор Вост. - пер. Труд (2А, 4243) - лед. Чон-Узень Зап. - пер. Украина (3А, 4476) - лед. Караколтор Вост. - лед. Караколтор Зап. - пер. Джигит (3А, 4767) - лед. Вост. Онтор - лед. Зап. Онтор - связка 3А: пер. С. Васильева (4300) + пер. Пензенский (4850) - лед. Киче-Борду Вост - пер. Грозовой (2Б, 4450) - лед. Киче-Борду Зап. - пер. Фестивальный (2А*, 4450) - лед. Бороко Вост. - пер. Серебряное Седло (3А, 4650) - лед. Байтор - пер. СОАН II (2А, 4000) - д.р. Айлама - д.р. Карабаткак - д.р. Чон-Кызылсу - с. Кызыл-Суу (Покровка)

Пройденный маршрут:

а/л Каракол - д.р. Кельтор - лед. Кельтор Вост. - пер. Труд (2А, 4243) - лед. Чон-Узень Зап. - пер. Украина (3А, 4476) - лед. Караколтор Вост. - лед. Караколтор Зап. - пер. Джигит (3А, 4767) - лед. Вост. Онтор - лед. Зап. Онтор - пер. Джетыогуз (2Б, 4186) - лед. Айланыш - д.р. Айланыш - пер. 50 лет БССР (1Б, 3911) - д.р. Байтор - пер. СОАН II (2А, 4000) (рад.) - д.р. Байтор - д.р. Джетыогуз - с.Джеты-Огуз

Пройденный маршрут отличается от заявленного:

Участок «лед. Зап. Онтор - связка 3А: пер. С. Васильева (4300) + пер. Пензенский (4850) - лед. Киче-Борду Вост - пер. Грозовой (2Б, 4450) - лед. Киче-Борду Зап. - пер. Фестивальный (2А*, 4450) - лед. Бороко Вост. - пер. Серебряное Седло (3А, 4650) - лед. Байтор» был заменен на «лед. Зап. Онтор - пер. Джетыогуз (2Б, 4186) - лед. Айланыш - д.р. Айланыш - пер. 50 лет БССР (1Б, 3911) - д.р. Байтор».

Участок «пер. СОАН II (2А, 4000) - д.р. Айлама - д.р. Карабаткак - д.р. Чон-Кызылсу - с. Кызыл-Суу» был заменен на «пер. СОАН II (2А, 4000) (рад.) - д.р. Байтор - д.р.Джетыогуз - с.Джеты-Огуз»

ОБЗОРНАЯ КАРТА РЕГИОНА С УКАЗАНИЕМ ПРОЙДЕННОГО МАРШРУТА

скачать карту маршрута

ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРЕПЯТСТВИЯ МАРШРУТА

Вид препятствия

Категория трудности, высота (по классификатору)

Характеристика препятствия

Путь прохождения

Подъем

Спуск

Перевал Труд

2А, 4243 м

На подходе закрытый ледник, перевальный взлет скально-осыпной

Перевальный взлет: снежноледовый склон с бергшрундом, далее закрытый ледник

лед. Кельтор Вост. - лед. Чон-Узень Зап.

Перевал Украина

3А, 4476 м

На подходе закрытый ледник, перевальный взлет снежно-ледовый с бергшрундом, на седловине снежный карниз

Закрытый ледник

лед. Чон-Узень Зап. - лед. Караколтор Вост.

Перевал Джигит

3А, 4767 м

На подходе закрытый ледник, перевальный взлет - снежноледовый с бергшрундом

Перевальный взлет - снежноледовый, далее разрушенный скальный гребень с жандармами, далее снежный гребень и закрытый ледник

лед. Караколтор Зап. - лед. Онтор Вост.

Перевал Джетыогуз

2Б, 4186 м

На подходе открытый ледник, перевальный взлет - скальный кулуар

Закрытый ледник

лед. Онтор Зап. - лед. Айланыш

Перевал 50 лет БССР

1Б, 3911 м

Осыпной, подъем на перевальный взлет среди скальных полок

Осыпной, среди скал и бараньих лбов

Д.р. Айланыш - - д.р. Байтор

Перевал СОАН II

2А, 4000 м (радиально)

Скальный

По пути подъема

Д.р. Байтор (д.р. Джетыогуз)

Итого пройдено определяющих препятствий: 6, в том числе 3А - 2 шт.

2Б - 1 шт.

2А - 2 шт. (1 - радиально) 1Б - 1 шт.

СПИСОК ГРУППЫ

Коциенко Иван Павлович

Фотограф

3ГУ

Участник Коциенко Иван сошел с маршрута после первого этапа в а/л «Каракол» по состоянию здоровья.

АДРЕС ХРАНЕНИЯ ОТЧЕТА

Отчет хранится в библиотеке Федерации спортивного туризма Московской области и библиотеке

Федерации спортивного туризма г.Королева Московской области по адресу Московская область,

г.Королев, ул. Коминтерна, 14 (тел. (495)516-58-14, по вторникам и четвергам с 18-30 до 21-00).

Электронная версия отчета доступна на сайте Федерации спортивного туризма г.Королева Московской области по адресу www.abris-korolev.ru.

МКК, РАССМОТРЕВШАЯ МАРШРУТ

Маршрутно-квалификационная комиссия Федерации спортивного туризма Московской области в составе Мартынов В. В., Мартынов А. В., Фефелов А. П., шифр МКК 150-00-455530020, маршрутная книжка № 57/2021.

КОММЕНТАРИИ И СОКРАЩЕНИЯ

Обозначения «правый», «левый» берег, склон применяются в соответствии с орографией, если не оговорено иное.

В отчете указано местное время. Местное время сдвинуто относительно московского на 3 часа.

М.н. - место ночевки

Д.р. - долина реки Пер. - перевал Лед. - ледник а/л - альплагерь

ПХД - по ходу движения ЧХВ - чистое ходовое время

ОПИСАНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАРШРУТА

ОБЩАЯ СМЫСЛОВАЯ ИДЕЯ МАРШРУТА

Цель - прохождение горного маршрута 5 к.с., как логичное продолжение обучения и повышения опыта слушателей школы горного туризма высшего уровня подготовки, организованной Федерацией спортивного туризма Московской области.

Районом проведения похода, с учетом пожелания участников, был выбран Центральный ТяньШань, хребет Терскей-Алатау. Следует отметить, что данный район достаточно хорошо изучен и обладает прекрасными возможностями для проведения горных походов 5 к.с. Планирование здесь маршрута позволяло участникам ознакомиться с новым для них горным районом, в котором до этого никто состава группы не был.

Для уменьшения веса рюкзаков была запланирована одна заброска, что должно было способствовать уменьшению стартового веса рюкзаков на первом этапе маршрута.

При планировании маршрута предполагалось три этапа. Первый этап - прохождение двух определяющих перевалов - Украина (3А) и Джигит (3А), с организацией заброски. Второй этап - прохождение двух определяющих перевалов: пер. С. Васильева + пер. Пензенский (связка 3А) и пер. Серебряное Седло (3А). Третий, заключительный этап - выход из района через пер СОАН-II (2A).

Так как маршрут планировался в рамках школы горного туризма, было заложено время для проведения технических занятий на ледовом и скальном естественном рельефе.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

ВЪЕЗД В КИРГИЗИЮ

Въезд в Киргизию возможен как по российскому паспорту, так и по загранпаспорту.

По состоянию на июль-август 2021 г. гражданам России, прибывающим в Киргизию, необходимо было предъявить сертификат о вакцинации против коронавирусной инфекции, либо отрицательный результат ПЦР-исследования на коронавирусную инфекцию, проведенного не ранее чем за 72 часа до вылета.

Также для въезда в Киргизию обязательно наличие полиса медицинского страхования на сумму не менее 2 млн.руб.

Актуальную информацию по требованиям можно найти на сайте https://kyrgyz.mid.ru

ВАРИАНТЫ ПОДЪЕЗДА И ОТЪЕЗДА

Заезд в Киргизию осуществлялся через г. Бишкек (самолет Москва - Бишкек), рейс SU1882 «Аэрофлот», вылет из Москвы в 01-45, прилет в Бишкек в 09-00.

Трансфер из Бишкека в район маршрута заказывали через Юрия Траченко kgzadv@gmail.com +7 966 179-45-86, +9 965 575 04 332 (вотсап). Микроавтобус «Mersedes Sprinter» довез нас из

Бишкека до г. Каракола (~420 км от Бишкека, время в пути 6 часов с остановкой на обед). У водителя микроавтобуса мы оставили вещи на обратную дорогу.

В Караколе перегрузились в 2 машины высокой проходимости (УАЗ «Хантер» и УАЗ «Буханка»), которые должны были довезти нас до а/л «Каракол». Но накануне в 1,5 км от альплагеря селем размыло дорогу, поэтому до альплагеря после расчистки дороги нашими силами смогла доехать только одна машина («Хантер»), в которую мы и перегрузили все наши рюкзаки и коробки.

Выезд из района по окончании маршрута осуществлялся на том же микроавтобусе «Mersedes Sprinter».

РЕГИСТРАЦИЯ В МЧС

Перед отъездом отправили информацию на электронную почту оперативного дежурного МЧС Киргизии (od.mchs@mail.ru, тел.: +996 3222 2-18-44, +996 770 800-100). Информация о группе содержала: ФИО, дату рождения, паспортные данные, адрес проживания, нитку маршрута, номера спутниковых и сотовых телефонов, контакты координатора в Москве, копии страховых полисов.

Информация была продублирована также в МЧС в г. Караколе (mesi-k197@mail.ru, тел. +996(3922) 70667, +996(3922) 70768). Контакты оперативного дежурного МЧС по Иссык-Кульской области Тел.: +996 3522 70397, +996 3522 70667, +996 770 800 777.

Дополнительно связались с фирмой «Аксай Тревел» (имеет в своем распоряжении вертолет), сообщив им также всю информацию касательно нашего маршрута (Dmitriy Shalygin, adventure2@ak-sai.com, +996 312-909356, +996 552 202826. Директор Елена Калашникова: lena@aksai.com, info@ak-sai.com, +996 312 59-17-59+996 312 59-17-59 /96, +996 312 59-17-90, +996 312 59-17-90).

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК

При въезде на территорию государственного природного парка «Каракол» оплатили по 50 сом с человека и по 150 сом с палатки, итого 700 сом. На въезде в д.р. Каракол стоит шлагбаум и будка, выдают чек. Далее никто чек не проверял.

СТРАХОВКА

Все участники и руководитель оформили страховые полисы в страховой компании «СОГАЗ» (ассистанс - Савитар Груп). Страховая сумма 35000$, программа В, покрытие медицинских и экстренных расходов и страхование от несчастного случая, особые условия: спорт (спортивный туризм, горный треккинг). По желанию часть участников выбрали также покрытие риска COVID-19. Страховая премия в среднем составила около 5900 руб/чел.

ЗАКУПКИ, ЗАБРОСКИ

Все продукты были закуплены и расфасованы в Королеве. Для того чтобы уложиться в нормы провоза багажа на самолете, часть снаряжения и продуктов были отправлены из Москвы в Бишкек транспортной компанией ООО "ГлавДоставка" https://glav-dostavka.ru, услугами которой мы ранее пользовались неоднократно при доставке грузов по России. Отправка 102 кг груза объёмом 0,424м3 до терминала в г. Бишкек обошлась нам в 3985 рублей.

Газ был заказан заранее (в конце мая) у Юрия Траченко, его нам передал водитель микроавтобуса, встречавшего нас в Бишкеке. Резьбовые баллоны Kovea (450г) обошлись нам по 550 руб. 2.2.6. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАБРОСКИ

Для облегчения веса рюкзаков на маршруте была запланирована организация одной заброски продуктов в д.р. Каракол, в 6 км выше альплагеря.

СВЯЗЬ НА МАРШРУТЕ

Сотовая связь на маршруте отсутствует. На маршрут брали спутниковый телефон Telit SAT 550 системы Globalstar с симкартами Globalstar и МТС в режиме роуминга. Как показала практика, на сим-карту МТС лучше приходят СМС, в то время как Globalstar дешевле для голосовых звонков. На связь выходили практически ежедневно (смс или звонок), для подзарядки аккумулятора использовали powerbank с выходом на 12в, который, в свою очередь, заряжали от солнечной батареи.

ИЗМЕНЕНИЯ МАРШРУТА И ИХ ПРИЧИНЫ

В день заезда в район мы узнали, что за сутки до нашего приезда после сильных ливней сошел каменный сель, повредив дорогу на а/л Каракол. В результате планируемый завоз заброски до конечной точки не состоялся. Мы были вынуждены заносить заброску пешим порядком, потратив на это один день.

Первый этап был пройден без изменений, но с отставанием от графика. Это было связано в первую очередь со сложной снежной обстановкой. Движение затруднялось глубоким снегом и лавинной опасностью.

При подходе к перевалу Украина, глубина снежного покрова на леднике Чон-Узень составляла до 60 см, что замедляло движение. А боковые склоны регулярно демонстрировали сход снежных лавин. При прохождении пер. Джигит, на подъеме, были сложности в организации промежуточных точек страховки, так как снежный покров не позволял организовать надежные точки в раскисшем снегу, и нужно было докопаться до льда. Формирование ступеней тоже было затруднительным. При спуске с перевала Джигит, наблюдали регулярные сходы лавин. Второй этап был изменен в связи с нехваткой времени для полного прохождения нитки маршрута, так как был спланирован в южной части Хребта Терскей-Алатау. Кроме того, подъем на пер. Васильева был очень лавиноопасный. В нижней части склона наблюдались свежие следы лавин, а в верхней части склона снежные карнизы. В итоге перевал Васильева был заменен на запасной перевал Джеты-Огуз. Для дальнейшего движения с МКК был согласовано прохождение запасного перевала 50 лет БССР (1Б).

Скорость прохождения маршрута была медленнее, чем изначально планировалось, из-за большого количества глубокого раскисшего снега на подходах к перевалам.

В течении первых 13 дней похода, включая дни прохождения перевалов 3А, нас сопровождала непогода - практически каждый день шли дожди в долинах и мокрый снег наверху. У участников накопилась психологическая и физическая усталость.

ЗАПАСНЫЕ ВАРИАНТЫ. АВАРИЙНЫЕ ВЫХОДЫ С МАРШРУТА

Запасные варианты были предусмотрены следующие:

Вместо пер. Украина (3А): пер. Туристов Татарии + пер. Каракольский Вост. (связка 2А).

Вместо пер. Джигит (3А): пер. Эпюра (2А*) - лед. Кельтор Зап. - пер. Онтор (1Б)

Вместо пер. Васильева + пер. Пензенский (связка 3А): пер. Джетыогуз (2Б) - лед. Айланыш - пер. ВГУ-400 (3А)

Вместо пер. Васильева + пер. Пензенский (связка 3А): пер. Джетыогуз (2Б)

Вместо пер. Васильева + пер. Пензенский (связка 3А) или пер. Джетыогуз (2Б): пер. Арчалытор Сев. (2А)

Вместо пер. СОАН II (2А): пер. СОАН I (2А)

Вместо пер. СОАН II (2А): спуск по д.р.Джетыогуз

Вместо участка пер. Васильева + пер. Пензенский (связка 3А) - лед. Киче-Борду Вост- пер.

Грозовой (2Б) - лед. Киче-Борду Зап. - пер. Фестивальный (2А*) - лед. Бороко Вост. - пер. Серебряное Седло (3А): пер. 50 лет БССР (1Б*)

Аварийные выходы с маршрута возможны следующие:

Северная часть хребта. Спуск вниз по любой долине до кемпингов или населенных пунктов. Каждая из потенциальных долин (Арашан, Каракол, Джетыогуз, Чон-Кызыл-Суу) проходима, используется для скотоводства и прогулочного туризма. Во многих долинах есть дороги, доступные для спецтранспорта (до определенного участка).

Южная часть хребта часть безлюдна и отдалена от поселений, поэтому желательно выходить на северную часть хребта. В случае отсутствия такой возможности варианты следующие. На первом этапе при нахождении на южной части хребта возможен спуск в д.р.Куйлю Восточная (общее направление - на северо-восток). На втором этапе возможен спуск в д.р. Сары-Чат (Ирташ) и далее на юго-запад, к золотодобывающему комбинату Кумтор.

ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

День пути

Участок маршрута

ЧХВ, ч:мин

L, км

dH, м

Характеристика участка маршрута

Метео

г.Москва - г.Бишкек - г.Каракол - а/л «Каракол»

Самолет, микроавтобус, внедорожники

а/л «Каракол» - д.р.Каракол - м.н.1-2

1:00

2,2

+43

Грунтовая дорога в лесной и луговой зоне

Пасмурно, дождь

М.н.1-2 - д.р.Каракол - м.н.1-2 (радиально - отнесение заброски)

5:05

12,0 (6,0 в зачет)

+450 -450

Тропа в лесной и луговой зоне, моренные гряды

Утром и вечером переменная облачность, днем периодически дождь

М.н.1-2 - д.р. Каракол -

д.р.Кельтор - м.н.3

8:35

11,5

-10 +610

Тропа в лесной и луговой зоне, моренные гряды

С утра переменная облачность, днем периодически дождь, вечером пасмурно, дождь

М.н.3 - д.р.Кельтор - д.р.Кельтор Вост. - подход под лед. Кельтор Вост. (сев.ветвь) - м.н.4

7:42

5,7

+786

Тропа в луговой зоне, моренные гряды, мелкая осыпь

Переменная облачность, к вечеру пасмурно, гроза, ночью снег

М.н.4 - лед. Кельтор Вост. (сев.ветвь) - пер. Труд (2А, 4243) - лед. Чон-Узень Зап. - м.н.5

4:17

3,0

+304 -358

Открытый ледник, закрытый ледник, скально-осыпной перевальный взлет на подъем, снежноледовый перевальный взлет на спуск, закрытый ледник, открытый ледник

С утра переменная облачность, вечером дождь

М.н.5 - лед. Чон-Узень Зап. (сев.ветвь) - лед. ЧонУзень Зап. (юж.ветвь) - м.н.6

2:07

2,0

-136

+208

Открытый ледник - закрытый ледник

Утром пасмурно, снег, туман, днем и вечером переменная облачность

М.н.6 - пер. Украина (3А, 4476) - м.н.7

12:32

1,2

+517

Закрытый ледник, снежно-ледовый перевальный взлет на подъем

Утром переменная облачность, сильный ветер, днем и вечером снег, туман

М.н.7 - лед. Караколтор Вост. - д.р.Караколтор Вост. - м.н.8

4:58

5,5

-778

Закрытый ледник, открытый ледник, моренные гряды

Утром переменная облачность, сильный ветер, днем снег с дождем, туман, вечером пасмурно, дождь

М.н.8 - д.р.Караколтор Вост. - д.р.Караколтор - м.н.9

2:47

2,5

-177

+246

Моренные гряды, травянисто-осыпные склоны

Утром ясно, днем переменная облачность, вечером дождь, туман

М.н.9 - д.р.Караколтор - лед.Караколтор Зап. (ледовые занятия) - м.н.10

7:10

5,8

-202

+677

Моренные гряды, осыпной склон, открытый ледник, закрытый ледник

Утром пасмурно, днем и вечером переменная облачность

М.н.10 - пер. Джигит (3А, 4767) - м.н.11

6:40

1,6

+490

Снежно-ледовый перевальный взлет на подъем

Утром ясно, днем снег, туман, вечером пасмурно

М.н.11 - спуск с пер.Джигит на скальный гребень - м.н.12

7:44

1,0

-413

Снежно-ледовый перевальный взлет на спуск, скальный гребень с двумя жандармами

С утра пасмурно, днем и вечером дождь со снегом, туман, ночью снегопад

М.н.12 - лед. Вост.Онтор - м.н.13-14

4:14

5,5

-957

Снежный гребень, закрытый ледник, открытый ледник, моренные гряды

Утром и днем пасмурно, туман. После обеда переменная облачность, временами дождь К вечеру переменная облачность

М.н.13-14 - д.р.Онтор - д.р.Каракол - м.н.13-14 (забор заброски, проводы сошедшего участника)

7:36

+518

Травянистокаменистый склон, открытый ледник

Ясно

М.н.15 - пер. Джетыогуз (2Б, 4186) - лед. Айланыш (№286) - д.р. Айланыш - м.н.16

5:43

4,5

+314 -791

Скально-осыпной перевальный взлет на подъем, закрытый ледник, моренные гряды, луговая зона

М.н.16 - д.р. Айланыш - пер. 50 лет БССР (1Б, 3911) - д.р.Байтор - м.н.17-18

9:48

6,2

+762 -959

Моренные гряды, открытый ледник, осыпной склон, травянистокаменистый склон, скально-осыпной перевальный взлет на подъем и на спуск, моренные гряды

М.н.17-18 - пер. СОАН-II (2А, 4000) (рад.) - м.н.17-18

8:31

12 (7 в зачет)

+1015 -1015

Курумник, луговая зона, курумник, моренные гряды скальный перевальный взлет на подъем.

Утром ясно, днем и вечером переменная облачность

М.н.17-18 - д.р.Байтор - д.р.Джетыогуз - м.н.19

6:05

17,5

-980

Курумник, тропа в луговой и лесной зоне, грунтовая дорога

Утром пасмурно, дождь, днем и вечером переменная облачность, периодически дождь

М.н.19 - д.р.Джетыогуз - с. Джеты-Огуз

ВЫСОТНЫЙ ГРАФИК

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЙДЕННЫХ ПЕРЕВАЛОВ

ПЕРЕВАЛ ТРУД (2А, 4243)

Расположен: Центральный Тянь-Шань, северные отроги центральной части хребта ТерскейАлатау, между в.50 лет Труду (4341м) и в.4388м.

Связывает: лед. Кельтор Вост. (сев.ветвь) - лед. Чон-Узень Зап.

Ориентация склонов: юго-запад - северо-восток.

Характер: с юго-запада - на подходе закрытый ледник, взлет скально-осыпной с северо-востока - взлет снежно-ледовый с бергшрундом, далее закрытый ледник.

Номер в классификаторе: 2.2.172

N 42°14.550'

42.242429N

E 78°35.673'

78.595146E

Необходимое снаряжение: ледорубы, каски, кошки, веревки, ледобуры, возможно скальные крючья.

Путь прохождения: лед. Кельтор Вост. - лед. Чон-Узень Зап.

С перевала снята записка: от 17.08.2018г., группы туристов г.Витебска (рук. Шипунов Олег).

ПЕРЕВАЛ УКРАИНА (3А, 4476)

Расположен: Центральный Тянь-Шань, в центральной части хребта Терскей-Алатау, между в.Узловая (4524м) и в.4711м.

Связывает: лед. Чон-Узень Зап. - лед. Караколтор Вост.

Ориентация склонов: север - юг.

Характер: с севера - на подходе закрытый ледник, взлет снежно-ледовый с бергшрундом, на седловине - снежный карниз с юга - взлета нет, закрытый ледник.

Номер в классификаторе: 2.1.62

N 42°13.918'

42.231968N

E 78°36.599'

78.610256E

Необходимое снаряжение: ледорубы, каски, кошки, веревки, ледобуры.

Путь прохождения: лед. Чон-Узень Зап. - лед. Караколтор Вост.

С перевала снята записка: от 24.08.2019г., группы туристов ФСТ Удмуртии, клуб туристов «Вездеход» г. Воткинск (рук. Попов Валерий).

ПЕРЕВАЛ ДЖИГИТ (3А, 4767)

Расположен: Центральный Тянь-Шань, в центральной части хребта Терскей-Алатау, между в.Джигит (5170м) и в.Фестивальная (4695м).

Связывает: лед. Караколтор Зап. - лед. Онтор Вост.

Ориентация склонов: юго-восток - северо-запад.

Характер: с юго-востока - на подходе закрытый ледник, взлет снежно-ледовый с бергшрундом с северо-запада - взлет снежно-ледовый, далее разрушенный скальный гребень с жандармами, далее снежный гребень и закрытый ледник.

Номер в классификаторе: 2.1.17

N 42°11.253'

42.186821N

E 78°31.378'

78.524542E

Необходимое снаряжение: ледорубы, каски, кошки, веревки, ледобуры, скальные крючья.

Путь прохождения: лед. Караколтор Зап. - лед. Онтор Вост.

С перевала снята записка: от 17.07.2021г., группы туристов Костромской областной федерации туризма (рук. Кулагин Е.А., маршрутная книжка Р21/3-502)

ПЕРЕВАЛ ДЖЕТЫОГУЗ (2Б, 4186)

Расположен: Центральный Тянь-Шань, в северном отроге центральной части хребта ТерскейАлатау, между в.Уборевича и в.Омск.

Связывает: лед. Онтор Зап. - лед. Айланыш.

Ориентация склонов: запад - восток.

Характер: с запада - на подходе открытый ледник, взлет скальный с востока - взлета нет, закрытый ледник.

Номер в классификаторе:2.2.68

N 42°11.120'

42.185163N

E 78°26.423'

78.440401E

Необходимое снаряжение: ледорубы, каски, кошки, веревки, скальные крючья.

Путь прохождения: лед. Онтор Зап. - лед. Айланыш

С перевала снята записка: от 21.07.2021г., группы туристов Костромской областной федерации туризма (рук. Кулагин Е.А., маршрутная книжка Р21/3-502)

ПЕРЕВАЛ 50 ЛЕТ БССР (1Б, 3911)

Расположен: Центральный Тянь-Шань, в северном отроге центральной части хребта ТерскейАлатау.

Связывает: Д.р. Айланыш - - д.р. Байтор

Ориентация склонов: запад - восток.

Характер: с запада - осыпь и скальные полки с востока - осыпь, скалы и бараньи лбы.

Номер в классификаторе: 2.2.12

N 42°10.538'

42.176047N

E 78°21.918'

78.366220E

Необходимое снаряжение: ледорубы/треккинговые палки, каски.

Путь прохождения: Д.р. Айланыш - - д.р. Байтор

С перевала снята записка: от 02.08.2012г., группы туристов т/к «Амазонки» г. Томск (рук.

Кучумова Л.В., маршрутная книжка 0-31-12)

ПЕРЕВАЛ СОАН II (2А, 4000) (РАД.)

Расположен: Центральный Тянь-Шань, в северном отроге центральной части хребта ТерскейАлатау, между в. Буревестник (4378м) и в.Юность (4254м).

Связывает: Д.р. Байтор (д.р. Джетыогуз) - д. р.Айлама (р.Чон-Кызылсу)

Ориентация склонов: запад - восток.

Характер: с запада - скальный с востока - скальный.

Номер в классификаторе: 2.2.153

N 42°10.695'

42.178734N

E 78°18.088'

78.302343E

Необходимое снаряжение: каски, веревки, скальные крючья, расходные петли.

Путь прохождения: д.р. Байтор

С перевала снята записка: от 04.08.2016г., группы туристов турклуба ТГПУ г. Томск (рук. Лезин В.В., маршрутная книжка 0-69-16)

ОПИСАНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАРШРУТА

10 июля 2021 г. (суббота)

День 1

Путь: 2,2км Набор высоты: +43м ЧХВ = 1ч

г. Москва - г.Бишкек - г.Каракол - а/л «Каракол» - д.р. Каракол - ночевка на левом берегу р. Каракол (м.н.1-2)

В 9-00 прилетели в аэропорт «Манас» г. Бишкек. Погрузились в микроавтобус «Mersedes Sprinter», в котором нас уже ждали наши коробки с газом и грузом, отправленным через транспортную компанию. В 10-00 выехали из аэропорта в г.Каракол. В 12-10 остановились на обед в придорожной столовой, в 12-50 продолжили путь в Каракол. В 16 часов прибыли в Каракол, поменяли рубли на сомы (по курсу 1:1,12). Затем перегрузились из микроавтобуса в две машины повышенной проходимости (УАЗ «Хантер» и «Буханка») и в 17 часов выехали в направлении альплагеря «Каракол». При въезде в долину реки Каракол стоит шлагбаум и будка, здесь оплатили сбор за пребывание на территории государственного природного парка «Каракол».

В 18-30 грунтовую дорогу, идущую по левому берегу р. Каракол, перегородил завал из камней, которые принес сверху сошедший пару дней назад сель. Водитель сообщил, что в утренние часы при невысокой воде есть возможность объехать завал по реке, но вечером - нет. До альплагеря оставалось чуть более 1 км. Вышли из машин, осмотрели завал и решили попробовать частично разобрать его. Через 40 минут усиленной работы по выкорчевыванию, тасканию и укладке валунов водитель согласился, что дорога стала пригодна для проезда УАЗ «Хантер» («Буханка» все-таки не могла проехать) (Фото 1). Перегрузили все вещи в одну машину, забив ее до отказа, отправили водителя с грузом в альплагерь (или дальше, сколько проедет) и пошли пешком налегке. В 19-30 начался дождь, усилился ветер. В 20-00 дошли до машины, остановившейся в 500 м выше альплагеря, выгрузили вещи из машины (Фото 2). В 20-20 пришли к месту первой ночевки в 300 м выше места выгрузки на левом берегу р. Каракол, куда за пару ходок перетащили все вещи. Высота 2512 м. Стемнело, моросит дождь. Чистая вода есть в роднике на середине пути между нашей стоянкой и альплагерем.

Фото 1. Завал и постройка дороги

Фото 2. Вид на альплагерь Каракол

11 июля 2021 г. (воскресенье)

День 2

Путь: 12 км (в зачет 6 км)

Набор высоты: +450м / -450м ЧХВ = 5ч 05мин

М.н.1-2 - д.р.Каракол - м.н.1-2 (радиально - отнесение заброски)

В 06-00 подъем дежурных, в 06-30 подъем всей группы. Переменная облачность. Сегодня в планах отнести заброску продуктов и газа вверх по долине реки Каракол (Онтор). После завтрака разложили груз для заброски по рюкзакам (Фото 3) и в 8-00 вышли из лагеря по грунтовой дороге. Дорога плавно набирает высоту. Через 40 минут ходового времени дорога переходит в тропу и становится круче (10-15о). В 11-40 начался дождь. В 12-00 решили остановиться и оставить заброску в крупнокаменистой моренной гряде (Фото 4). Запрятали заброску и в 12-45 под дождем начали движение обратно вниз по долине. В 14-30 быстрая часть группы вернулась в лагерь (прошли одним переходом без привалов), остальные дошли еще через 30 минут (шли с привалом). Дождь перестал, облачность потихоньку растянулась. Приготовили обед, а после отдыха - и ужин. Отбой в 21-00.

Фото 3. Лагерь в долине реки Каракол

Фото 4. Место заброски

12 июля 2021 г. (понедельник)

День 3

Путь: 11,5км

Набор высоты: -10м / +610м ЧХВ = 8ч 35мин

М.н.1-2 - д.р. Каракол - д.р.Кельтор - м.н.3

Подъем дежурных в 4-00, подъем группы в 5-00. Облачно, температура +6о, дождя нет.

В 7-00 выходим на маршрут. Идем вверх по левому берегу р.Каракол по хорошей грунтовой дороге (Фото 5). Сквозь облака проглядывает солнце. Через 20 минут дошли до слияния р.Онтор и р.Кельтор. Чуть ниже слияния есть мост из трех больших бревен, по нему перешли на правый берег р.Каракол (Фото 6). Прошли мимо коша и в 7-30 остановились на первый привал. Около моста на левом берегу р. Каракол есть чистая вода.

Фото 5. В долине реки Каракол

Фото 6. Мост через реку Каракол

В 7-40 продолжили движение. Идем по хорошей тропе в зоне леса, крутизна возрастает до 20-25о. Через 20 минут хода тропа выполаживается и идет высоко над руслом р. Кельтор.

Фото 7. Тропа по правому берегу реки Кельтор

Фото 8. Долина реки Кельтор Пересекаем чистый ручей. В 8-55 подошли к кошу, около него есть еще два ручья, но брать воду не рекомендуется - вокруг пасется скот. Остановились на привал, хозяйка коша угостила айраном.

В 9-15 продолжили движение по правому берегу реки Кельтор. Тропа проходит по лугам и пастбищам, на которых пасутся коровы и лошади. Тропа пологая, практически без набора высоты, постепенно приблизилась к реке. В 11-30 пересекли по камням большой ручей, у которого закончилась зона леса.

В 12-00 дошли до окончания видимой части тропы. Далее идут каменные завалы, крупный и средний курумник, продолжаем движение по нему вдоль реки (Фото 9). Ориентируемся на сложенные туры, местами проявляется тропа. Понемногу набираем высоту. Начался дождь.

Пройдя через курумник, вышли на участок пологой луговой зоны. В 13-10 подошли к следующему участку курумника, преградившему наш путь. Решаем идти по верху, не спускаясь к реке.

Фото 9. Курумник

В 13-25 устроили перекус на одной из травянистых террас среди курумника, воды рядом нет.

В 13-55 продолжили движение по крупноблочному курумнику и в 14-10 вышли в висячую долину. Привал, ждем отставшую часть группы, поставили тент. Кипятим чай, воду берем из реки. Правый берег реки ровный, широкий, но заболочен. При желании можно найти относительно сухое место под палатки.

В 15-30 продолжаем движение по долине вдоль реки по правому берегу.

Пасмурно, периодически моросит дождь. Выходим на участок с широкими галечно-глинистыми разливами. Пройти можно как по границе разливов и склона, так и по центру разливов (пока не слишком сыро). В 16-00 разливы закончились, река снова течет в ограниченном русле. Подъем пологий, берег травянистый с периодическими каменными грядами (Фото 10). В 17-15 пологий участок закончился (Фото 11), подошли к началу более крутого подъема и встали лагерем (Фото 12). Высота 3122 м. Вода в р. Кельтор мутная, рядом есть чистый ручей. Вечером и ночью дождь.

Фото 10. Долины реки Кельтор после галечных разливов

Фото 11. Верхняя часть долины реки Кельтор

Фото 12. Лагерь в долине реки Кельтор

13 июля 2021 г. (вторник)

День 4

Путь: 5,7 км

Набор высоты: +786м ЧХВ = 7ч 42мин

М.н.3 - д.р.Кельтор - д.р.Кельтор Вост. - подход под лед. Кельтор Вост. (сев.ветвь)- м.н.4

В 04-30 подъем дежурных, в 05-00 подъем группы. Облачно, есть участки голубого неба, температура +4оС.

В 07-00 выход из лагеря первых участников. Поднимаемся на моренный травянисто-каменистый вал по тропе, крутизна около 15о. С вала открывается вид на висячую долину, в которой сливаются реки Восточный и Западный Кельтор, а также на вершину Джигит (Фото 13). В висячей долине пасутся лошади. Продолжаем движение по тропе влево по ходу, в направлении реки Восточный Кельтор, траверсируя травянистый склон с малозаметным набором высоты (Фото 14). Внизу в долине также видна тропа, которая в итоге, после набора высоты, сольется с нашей, но там имеются заболоченные участки.

Фото 13. Слияние рек Восточный и Западный Кельтор

На следующем переходе продолжаем движение по травянистому склону правого берега р. Восточный Кельтор по утоптанной лошадьми тропе, уклон около 5о.

Фото 14. Долина реки Восточный Кельтор

В 08-40 привал, в 08-55 продолжили движение вдоль ручья. Травянистый склон сменяется средней осыпью, продолжаем подъем по ней по правому берегу реки Восточный Кельтор, уклон 10-15о, путь маркирован турами (Фото 15).

Фото 15. Разливы на месте озера, указанного на карте, в долине реки Восточный Кельтор

Выходим в висячую долину. Здесь есть места под палатки и чистая вода. После длительного привала проходим через висячую долину, изучая возможные пути подъема слева по ходу, ведущие к нашему первому перевалу Труд. Визуально более пологим кажется вариант подъема по осыпной моренной гряде, после прохождения двух правых притоков р.Восточный Кельтор (Фото 16). Подходим под концевую морену ледника Восточный Кельтор. На юге от нас - цирк ледника Восточный Кельтор, а мы начинаем движение на север по осыпным моренным грядам. Крутизна 10-15о, осыпь средняя. За перегибом в моренном кармане есть ровное место с ручьем и небольшим озером.

Фото 16. Путь подъёма к леднику в направлении перевалов Скальный Замок и Труд

Фото 17. Путь подъёма к леднику в сторону перевалов Скальный Замок и Труд

В 12-20 встаем на длительный привал с обедом у ручья, стекающего с лед.№341.

В 14-10 продолжаем подъем по средней осыпи по левому берегу ручья (второго правого притока реки Восточный Кельтор), крутизна до 15° (Фото 17). В 14-30 выходим на выполаживание, слева по ходу разливы ручья.

Поворачиваем на северо-запад, к моренным валам в направлении понижения справа от характерного рыжего «двойного» треугольного пика (Фото 18). Проходим мимо двух озер, справа по ходу - водопад.

Фото 18. Путь выхода к леднику

Поднимаемся по осыпному моренному склону крутизной до 20° (Фото 19). В 17-00 подошли под язык ледника Кельтор Восточный (северная ветвь). С ледника течет ручей, на берегу есть ровные площадки (Фото 20). Ставим лагерь. Высота 3908 м. Погода портится, начинается дождь с градом, сильный ветер, гроза.

Фото 19. Путь выхода к леднику

Фото 20. Место ночёвки под ледником Кельтор Восточный

14 июля 2021 г. (среда)

День 5

Путь: 3 км Набор высоты: +308м / -358м ЧХВ = 4ч 17мин

Утром -2°С, ночью выпал снег. Подъем дежурных в 3-15, подъем группы в 04-40. Расчищаем палатки от снега, ставим заваленный снегопадом тент, завтракаем (Фото 21).

Фото 21. Лагерь под ледником Кельтор Восточный

Выход в 06-50. По камням подходим к открытому языку ледника, надеваем кошки. Ледник более пологий в его правой части, рядом с осыпным склоном. За 5 минут поднимаемся в кошках на ледник по его правому борту (слева по ходу), в кошках, крутизна 15°. Выходим на выполаживание (Фото 22), далее ледник становится закрытым.

Фото 22. Путь выхода на ледник от места ночёвки Организуем связки и в 7-30 начинаем движение по закрытому леднику. Держимся правой части ледника, крутизна не более 5°. Виден перевал Скальный Замок (1Б), перевал Труд пока скрыт за скальной грядой. Солнце начинает пригревать, наст перестает держать тяжелых участников, часто глубоко проваливаемся.

Ледник плавно поворачивает на юг, в цирке показался наш перевал Труд (Фото 23).

Фото 23. Вид с ледника на перевалы Скальный Замок и Труд Под перевальный взлет первая связка подошла в 10-30, вторая в 11-00. Развязываемся (обвязки не снимаем), снимаем кошки и в 11-40 начинаем подъем на перевальный взлет плотной группой, самостраховка ледорубом. Перевальный взлет осыпной, с выходами скал (Фото 24). Осыпь средняя, живая, крутизна в нижней части до 25° (Фото 25), в верхней части до 40° и камни более крупные (Фото 26).

Фото 24. Путь подъёма на перевал Труд

Фото 25. Нижняя часть подъёма по осыпи

Фото 26. Верхняя часть подъёма перед выходом на седловину

Высота перевального взлета около 100м. На седловину перевала Труд (1Б) поднялись в 12-20. Высота по GPS - 4212 м. Седловина узкая, скальная, со снежной подушкой, на которой при необходимости можно поставить 2 палатки. Тур расположен на скалах справа по ходу. Сняли записку от 17.08.2018г., группы туристов г.Витебска (рук. Шипунов Олег). Сделали фото группы на перевале (Фото 27), надели кошки. Погода - переменная облачность.

Фото 27. Группа на перевале Труд

Спуск с перевала на ледник Чон-Узень Западный - снежно-ледовый склон крутизной в верхней части 45-50°, в нижней части подрезанный бергшрундом.

В 13-30 начали спуск на ледник Чон-Узень Западный, организовав перила на станции из ледорубов. Первого участника выпускаем с верхней страховкой, остальные идут по перилам с самостраховкой прусиком (Фото 28). Держимся вблизи скал слева по ходу. В правой части склона видно множество следов от лавин.

Фото 28. Первая верёвка на спуске с перевала Труд

Вторую и третью веревку закрепляли на станциях из ледобуров (Фото 29). Третья веревка проходила через бергшрунд, в месте нашего спуска засыпанный снегом. Первую веревку сдергивали, используя ледорубный крест, вторую и третью - при помощи ледобура-самовыкрута.

Фото 29. На спуске с перевала Труд

После бергшрунда склон выполаживается (с 30° до 10°), здесь много старых лавинных выносов (Фото 30). Спускаемся по ним и перед пологим закрытым ледником останавливаемся, чтоб связаться. Пара небольших лавинок сошла при нас. Также наблюдали периодическое падение камней со скал слева относительно траектории нашего спуска.

Фото 30. Путь спуска с перевала Труд

Фото 31. Пусть спуска до места ночёвки

В 16-00 начинаем движение вниз по леднику в связках (Фото 31). В 17-00 вышли на открытый ледник правее центральной части, ниже начинается ледопад. Погода портится, усиливается ветер, решаем ставить лагерь на открытом леднике (Фото 32). Высота 3854 м. Пошел снег с дождем. К ночи ветер немного раздул тучи, снег прекратился.

Фото 32. Стоянка на леднике Чон-Узень Западный

15 июля 2021 г. (четверг)

День 6

Путь: 2 км Набор высоты: -136м / +208м ЧХВ = 2ч 07мин

М.н.5 - лед. Чон-Узень Зап. (сев.ветвь) - лед. Чон-Узень Зап. (юж.ветвь) -

м.н.6

В 05-30 подъем дежурных, облачно, температура +5°С. Выход в 9-00, к этому моменту небо затянуло серыми тучами, пошел снег. Ледник в левой части более пологий, без разрывов, открытый, трещин немного, они небольшие, хорошо видны под тонким слоем снега. Пересекли ледник к левому борту, началась метель. Спустились с языка северной ветви ледника Чон-Узень Западный (крутизна около 10°) на выполаживание (Фото 33), здесь ледник покрыт обломочным материалом. Снег и ветер не утихают, видимость стала 150 м. К снегу добавился дождь, решили переждать непогоду под тентом, который закрепили в камнях.

Фото 33. Спуск с северной ветви ледника Чон-Узень Западный на южную ветвь

Фото 34. Вид на подъём и перевал Украина от места отсидки под тентом

В 11-20 непогода поутихла (Фото 34), собрали тент и в 11-35 продолжили движение по южной ветви ледника Чон-Узень Зап. Подъем в начале пологий, 5-10°, ледник открытый. Придерживаемся правой по ходу стороны ледника. В 12-00 подошли к закрытой части ледника с зоной трещин, связались, наметили путь движения. Прозондировали первую трещину - оказалась шириной около 1м, прошли с переменной страховкой (Фото 35). Продолжили движение в связках, крутизна до 10°. Небо немного прояснилось, выглянуло солнце, но сильный ветер. В 1400 вышли на выполаживание под перевальным взлетом пер. Украина. Утаптываем в снегу площадки под палатки, ставим лагерь (Фото 36). Высота 3926 м. В 50 м от лагеря по леднику течет ручей, набираем воду на ужин и завтрак. Отбой в 20-00.

Фото 35. На подъёме под перевал Украина

Фото 36. Лагерь под перевалом Украина

16 июля 2021 г. (пятница)

День 7

Путь: 1,2 км Набор высоты: +517м ЧХВ = 12ч 32мин

М.н.6 - пер. Украина (3А, 4476) - м.н.7

Подъем дежурных в 04-00. Еще темно, сильный ветер, идет снег, температура -2°С. К 5 утра рассветает, небо частично растягивается. После завтрака собираем лагерь, надеваем страховочные системы и кошки, организуем связки. Первая связка вышла из лагеря в направлении перевала Украина в 7-10, вторая в 7-20. Первые 500 м склон относительно пологий, крутизна увеличивается от 5 до 10°, глубина тропёжки 20-25 см (Фото 37). Шли небыстро, с периодическими остановками на 10-15 минут. Далее склон становится круче (25-30°), глубина тропежки возрастает до 40-45 см, со всех сторон лавинные выносы.

Перевальный взлет перевала Украина представляет собой крутой снежно-ледовый склон (крутизна до 40° в нижней части, до 60° в средней части и до 90-93° в верхней части). Склон подрезан бергшрундом шириной около 4м, в центральной части имеется снежный мост. Для выхода на седловину требуется преодоление снежного карниза. Последние 10-15 м подъема идут с нависанием, образованным наносным снегом.

Фото 37. Путь подъёма к бергршрунду на пер.Украина

В 8-40 вышли к нижней части перевального взлета под бергшрундом (крутизна 40-45°, глубина снега под бергшрундом до 60 см). Первые два участника в связке отправились под бергшрунд. Подойдя под бергшрунд, первая связка закрепила перила для подъема остальных участников (Фото 38). Далее лидер налегке пролез снежный мост через бергшрунд с нижней страховкой, используя ледовые инструменты, и закрепил вторую перильную веревку на ледобурах выше бергшрунда. Участники по очереди подошли по перилам под бергшрунд (Фото 39). Небо все заволокло тучами, пошел снег.

Фото 38. Первая и вторая верёвка

Фото 39. Вторая верёвка через бергшрунд

Лидер взял все необходимое снаряжение и продолжил провешивать перила на перевал, используя ледовые инструменты, крепление перил осуществлялось на ледобурных станциях. По мере продолжения снегопада на группу стали сходить небольшие лавинки, благо крутизна склона не способствовала накоплению больших масс.

Фото 40. Третья, четвёртая и пятая верёвки

Фото 41. Шестая и седьмая верёвки Последние 50 м перевального взлета отвесные, со снежным карнизом наверху (Фото 41). За 8м до карниза ледовый склон заканчивается, выше лежит снежный покров перевала, снег рыхлый, выветренный. После нескольких безуспешных попыток подъёма «в лоб», лидеру пришлось прорубить коридор, углубившись на 0,5-1м. Коридор был прорублен немного в стороне от пути движения группы во избежание падения снега и льда на нижестоящих участников. По коридору лидер взобрался на седловину, закрепил последнюю веревку (станция на ледорубах) в 10м от перегиба.

Всего при подъеме на перевал Украина было провешено 8 веревок (7 по 50м и 1 по 30м). Лидер весь перевальный взлет шел налегке с нижней страховкой, рюкзак лидера вытаскивали жумаром, либо поднимали челноком. Участники поднимались при помощи жумара и прусика. Жумары ближе к вечеру стали проскальзывать (обледенелые веревки), некоторым участникам приходилось использовать прусик с дополнительным охватом, что замедляло процесс подъема. Лидер вылез на перевал в 19-00. К 21 часу группа была на перевале. Перевал представляет собой снежное плато, которое обрывается в долину ледник Чон-Узень Западный. Утоптали места под палатку, поставили лагерь (Фото 42). Высота 4443м. Мероприятия по поиску тура и фото на перевале отложили на утро. Воды нет, топили снег. Легли спать усталые, но довольные - всетаки это первая 3А для всех участников.

Фото 42. Место ночёвки на перевале Украина

17 июля 2021 г. (суббота)

День 8

Путь: 5,5 км Набор высоты: -778м ЧХВ = 4ч 58мин

М.н.7 - лед. Караколтор Вост. - д.р.Караколтор Вост. - м.н.8

Подъем дежурных в 8-00. Морозно, светит солнце, есть облака, сильный ветер. В процессе приготовления завтрака взорвался газовый баллон, приведя в негодность одну из газовых горелок. Продолжили готовку на одной полноценной горелке и второй запасной мини-горелке. Поскольку использование мини-горелки предполагало дополнительные мероприятия по подготовке подставки под кастрюлю/автоклав, впоследствии чаще пользовались только одной основной горелкой.

Фото 43. Лагерь на седловине перевала Украина

Фото 44. Группа на перевале Украина

После завтрака собрали лагерь (Фото 43), надели обвязки. Сходили за запиской. Тур находится в западной части седловины на скалах, сняли записку от 24.08.2019г., группы туристов ФСТ Удмуртии, клуб туристов «Вездеход» г. Воткинск (рук. Попов Валерий). Сделали групповое фото на перевале (Фото 44). Связались. Небо частично затянуло серыми облаками.

Вышли в 13-20. Спуск с перевала в долину р.Караколтор Восточный - в начале пологий закрытый ледник, движение в связках (Фото 45). Идем ближе к левому борту ледника, тропежка неглубокая (Фото 46), но снег уже раскис, тяжелые участники часто проваливаются глубже колена.

Фото 45. Начало спуска с перевала Украина

Фото 46. Верхняя часть спуска с перевала Украина

Ниже ледник расширяется, в правой части видны разрывы. Шли левее центра, выбирая путь между мульдами. В 15-50 все небо затянуло тучами, пришел снежный заряд. Далее в течение двух часов снег то прекращался, то «включался» снова. Слева по ходу обошли ступень ледопада (Фото 48).

Фото 47. Средняя часть спуска с перевала Украина

Фото 48. Верхняя и средняя части спуска с перевала Украина

Фото 49. Вид на нижнюю часть ледника Караколтор Восточный

Фото 50. Путь спуска на нижнюю часть ледника Караколтор Восточный В 17-50 подошли к перегибу ледника (Фото 49). Здесь ледник уже открытый и сильно разорван в центральной части. В левой же части ледник более пологий и без разрывов. Крепим 2 веревки на ледобурах (Фото 50) и по льду вдоль бараньих лбов спускаемся по перилам в кошках на морену.

Последний участник спускается налегке без перил. Далее траверсируем среднюю осыпь и спускаемся на нижнюю часть ледника Караколтор Восточный. Ледник пологий, открытый, трещин нет. Пересекаем ледник на правую сторону и в 20-30 спускаемся с языка ледника на правобережную морену. Пройдя 15 минут по морене, находим ровное место, рядом ручей. Разравниваем места под палатки, ставим лагерь (Фото 51). Высота 3665 м. Начался дождь.

Фото 51. Стоянка под ледником Караколтор Восточный

18 июля 2021 г. (воскресенье)

День 9

Путь: 2,5 км Набор высоты: -177м / +246м ЧХВ = 2ч 47мин

М.н.8 - д.р.Караколтор Вост. - д.р.Караколтор - м.н.9

В 07-00 подъем дежурных и группы. Температура +5°С, солнечно. Сушимся, собираемся. Вышли в 10-20. Держим путь на ледник Караколтор Западный., к нашему следующему перевалу Джигит (3Б).

Фото 52. Путь движения от места ночёвки

Идем по каменистым моренным грядам по правому берегу реки Караколтор Восточный (Фото 52). Появляется травянистая растительность. Проходим несколько оборудованных мест под палатки, рядом чистые ручьи с водой. Идем траверсом, почти без сброса высоты. В 11-00 подходим к участку, где моренные гряды уходят вниз к слиянию рек Караколтор Восточный и Караколтор. Для спуска в район слияния нужно сбросить более 300м высоты. Не хочется терять высоту, поворачиваем на юго-запад и забрав немного вверх, траверсируем левый берег реки Караколтор. Путь проходит по травянисто-каменистым грядам, встречаются туры. Позже станет понятно, что турами маркирован путь подъема к перевалу Эпюра, а на ледник Караколтор всетаки оптимальнее подниматься по долине реки Караколтор, для чего сначала в нее нужно спуститься из долины реки Караколтор Восточный.

В 12-15 подошли к бараньим лбам (Фото 53), обходим их выше по ходу по травянисто-осыпным полкам. Долина далеко внизу под нами. Далее траверсируем осыпной склон без потери высоты, пересекаем несколько небольших конгломератно-осыпных промоин и одну большую промоину. Спуск по промоинам в долину реки невозможен - внизу крутые обрывы. В 13-20 устроили перекус с чаем на зеленой полянке с ручьем. Светит солнце, но небо понемногу затягивает облаками.

После обеда в 14-50 продолжаем движение по моренным грядам (Фото 54). В 15-30 вышли на ровные площадки, рядом течет ручей и 2 небольших озерца. Погода постепенно портится. Решаем встать лагерем (Фото 55). Высота 3755 м. Поднимается ветер, долину затягивает туманом. В 17-30 начался сильный дождь.

Фото 53. Бараньи лбы на траверсе левого борта долины реки Караколтор

Фото 54. Траверс левого борта долины реки Караколтор

Фото 55. Стоянка на левом борту долины реки Караколтор под перевалом Эпюра

19 июля 2021 г. (понедельник)

День 10

Путь: 5,8 км Набор высоты: -202м / +677м ЧХВ = 7ч 10мин

М.н.9 - д.р.Караколтор - лед.Караколтор Зап. - м.н.10

В 05-00 подъем группы. Облачно, туман, безветренно. Выход в 8-00. Продолжаем идти по террасе моренной гряды левого берега реки Караколтор. Дойдя до серии конгломератноосыпных промоин, спустились по наиболее пологой из них на ярус ниже. Но в долину к леднику и тут спуститься нет возможности - в нижней части конкломератно-осыпные обрывы.

Продолжили движение траверсом по средней осыпи, пересекли ручей, стекающий из цирка пер. Эпюра (лед.№68), путь к которому и был маркирован турами.

Поднимаемся вверх по морене. Выше нас бараньи лбы, слева обрывы и размывы. Доходим до характерной рыжей осыпи. Дальнейший путь не просматривается. По результатам разведки был найден безопасный путь спуска на ледник. В 10-00 продолжили движение. Поднялись на рыжую осыпь, крутизна 20-25°, размер камней средний. Перевалив через видимый бугор, начали спуск на ледник, сначала по средней осыпи (крутизна 15-20°), далее по мелкой осыпи. В 11-10 спустились на открытый ледник Караколтор Западный (Фото 56).

Фото 56. Вид на траверс левого борта долины реки Караколтор с места выхода на ледник Караколтор Западный

В 11-20 начали движение по левому (орографически) краю открытого ледника Караколтор Западный. Ледник пологий, крутизна 5-7°. В нижней части на леднике разбросано множество камней, выше камней становится меньше (Фото 57). Через 2 перехода в 12-50 устраиваем короткий перекус (без чая, вода с ледника), после чего проводим ледовые занятия (Фото 58).

Фото 57. Ледник Караколтор Западный

Фото 58. Занятия

Погода улучшилась, переменная облачность. В 14-50 после занятий продолжаем подъем по пологому открытому леднику, забираем левее по ходу, в направлении более пологого дальнейшего пути подъема. Через 20 минут подходим к закрытой части ледника (Фото 59), связываемся. По широкой дуге в связках проходим по закрытому леднику, пересекаем несколько засыпанных, но прозондированных лидером трещин (ширина до 1,5м), с переменной страховкой. Выходим на пологую часть ледника под перевалом Джигит (Фото 60), где в 17-00 на безопасном удалении от следов ледовых обвалов и лавин ставим лагерь (Фото 61). Выравниваем в снегу площадки под палатки. Высота 4230 м. Воды нет, топим снег на ужин, на утро и в питьевые бутылки. Ночью морозно.

Фото 59. Путь выхода на закрытую часть ледника Караколтор Западный

Фото 60. Движение в связках по закрытой части ледника Караколтор Западный

Фото 61. Ночёвка под перевалом Джигит

20 июля 2021 г. (вторник)

День 11

Путь: 1,6км Набор высоты: +490м ЧХВ = 6ч 40мин

М.н.10 - пер. Джигит (3А, 4767) - м.н.11

Подъём дежурных и группы в 4-30. Еще темно, в течение часа рассветает. Небо ясное. Надеваем обвязки и кошки, разгружаем частично рюкзак лидера (И. Чернышева).

Выходим в 8-00, идем в направлении перевального взлета перевала Джигит. Ночью был мороз 7°С, наст держит, не проваливаемся, идем без связок.

За 50 минут сначала по пологому леднику, а затем по лавинному выносу крутизной 15-20° подходим к началу подъема на перевал.

Хорошо просматривается крутой снежный кулуар, расширяющийся книзу, справа от него скальные сбросы, слева нависает ледопад (Фото 62). Возможный вариант подъема на перевал по скалам справа от кулуара не рассматриваем, так как он более сложен, чем подъем по снежному кулуару.

В 9-20 начинаем подъем по снежному кулуару крутизной 40-50°, идем по ступеням, самостраховка ледорубом. Снег глубокий, выше колена. За 1 час 45 мин два первых участника (Фото 63) поднимаются до скального выступа. Выше слой снега становится небольшим, под снегом лед, требуется организация перил.

Фото 62. Путь подъёма в верхний цирк перевала Джигит

Фото 63. Лидирующая связка

Фото 64. Подъём группы к первой станции

Светит солнце, снег с каждой минутой все больше раскисает. Но небо быстро затягивает облаками.

Участники по очереди доходят до скального выступа, где можно собраться группой (Фото 64). Погода портится, начинается снег.

От скального выступа начали провешивать перила, лидера выпускаем с нижней страховкой, страховочная станция - петля на скальном выступе. Промежуточные точки лидер делает на ледобурах, слой снега вначале небольшой, выше по кулуару глубина снега снова возрастает.

Фото 65. Первая и вторая верёвки

Первую веревку провесили до горла кулуара между нависающим ледником слева по ходу и скалами справа, крепление станции под ледопадом на ледобурах (Фото 65). Погода хоть и облачная, но довольно теплая, воздух влажный. Ледобуры постепенно вытаивают. Каждый подходящий к станции контролирует состояние точек, проверяя их на прочность и присыпая дополнительно снегом.

Вторая веревка провешена через кулуар к правой по ходу скальной стенке, станция на петле вокруг камня (Фото 65, Фото 66).

Фото 66. Вторая верёвка

Третью веревку провесили по центру кулуара вверх, также на ледобурах (Фото 67).

Четвертая веревка выводит на более пологую часть ледника, крутизна 25-30° (Фото 68). Крепление - петля за скальный выступ.

Пятая веревка закреплена за откол скалы, приблизительно к середине веревки склон становится еще более пологим - 10-15° (Фото 69).

Фото 67. Третья верёвка

Фото 68. Четвёртая верёвка

Фото 69. Пятая верёвка

Устраиваем здесь привал, собираемся всей группой на открытой осыпи, отдыхаем. Первый участник поднялся к этой точке в 16-00.

Дальше по центру цирка по пологому снежному склону начинаем движение в связках (Фото 70). Трещин по пути на перевал не обнаружено. Держимся посередине цирка, на равноудаленном расстоянии от ледопада слева по ходу, и от склона справа по ходу. Снег раскисший, при тропёжке проваливаемся местами выше колена.

В 18-30 поднялись на седловину перевала Джигит. Седловина перевала - широкое снежное плато. Высота 4720 м. Тур находится на скалах в северной части седловины. Сняли записку от 17.07.2021г. группы туристов Костромской областной федерации туризма (рук. Кулагин Е.А., маршрутная книжка Р21/3-502)

На перевале глубокий плотный снег. Утаптываем площадки под палатки, ставим лагерь (Фото

71). С перевала в разрыве облаков видно озеро Иссык-Куль и его северное побережье.

Фото 70. Путь подъёма на перевал Джигит от верхней станции

Фото 71. Стоянка на седловине перевала Джигит

21 июля 2021 г. (среда)

День 12

Путь: 1км

Набор высоты: -413м ЧХВ = 7ч 44мин

М.н.11 - спуск с пер.Джигит на скальный гребень - м.н.12

Подъем дежурных в 05-00, общий подъем в 05-30. Рваная облачность, местами пробивается солнце, но с юга быстро идет плотная облачность.

В 08-15 вышли с места ночёвки, примерно через 100 метров подошли к месту спуска, обговорили порядок движения и к 08-30 повесили первую верёвку (Фото 72).

Фото 72. Начало спуска с перевала Джигит

Склон снежный, ниже снежно-ледовый, крутизной около 45-50°, потенциально лавиноопасный (Фото 73). Верхние 2 станции организовали на ледорубах, однако спускались, забирая вправо по ходу движения для выхода на скалы (Фото 74), что позволило удачно покинуть зону глубокого снежного покрова и перейти на станции на ледобурах (Фото 75).

Фото 73. Путь спуска с перевала Джигит (зелёный треугольник - стоянка "у чайника", зелёная стрелка -

радиальный выход за заброской)

Фото 74. На спуске по снежно-ледовому склону перевала Джигит

Фото 75. Одна из станций на спуске с перевала Джигит

К 10-00 облачность стала опускаться (Фото 76), пошёл снег, и последующие верёвки проходили с ограниченной видимостью из-за идущего снега. Провесив 9 верёвок на спуск, в 13-35 вышли к скальному жандарму (Фото 77) и организовали перекус на небольшой полке перед ним, пока замыкающие снимали заключительные верёвки на снежно-ледовом склоне, а лидер обрабатывал первую верёвку по скалам без рюкзака. В это время по склону из-под перевала пошли лавины, но нас достать они не могли, и мы видели только краешки среди разрывов облачности.

Фото 76. Видимость стала ухудшаться

Фото 77. Заключительные две верёвки по снежно-ледовому склону перевала Джигит

В 14-45 продолжили движение. Снег сменился дождем. Обойти жандарм не представлялось возможным, поэтому перелезли через него при помощи 10-ой верёвки (Фото 78). 11-ой верёвкой спустились по скалам ребра к нижнему жандарму (Фото 79). 12-ой верёвкой обошли жандарм слева по ходу движения, спустившись сначала в кулуар под жандармом, а затем снова поднявшись из кулуара на скальный гребень (Фото 80). 13-ой верёвкой спустились по довольно острому ребру (Фото 81) и вышли на простые скалы, за которыми начинался снежный гребень, однако, в наших условиях, скалы были мокрые и скользкие от снега и дождя, поэтому приняли решение провесить ещё одну верёвку до выхода на снег.

Фото 78. Перелезли через первый жандарм

Фото 79. Спуск ко второму жандарму

Фото 80. Путь движения по скалам

Фото 81. Спуск по ребру

В 20-10 вышли на снег и, пройдя 2 небольшие мульды в снежном гребне, в 20-22 оказались в мульде, где можно было поставить 2 палатки (Фото 82). Поскольку уже начинало темнеть, мы поняли, что до стоянки «с чайником» дойти не успеем, поэтому приняли решение остановиться на ночёвку в этом месте. При подготовке площадок для палаток обнаружили старую заварку, значит, этим местом пользовались и до нас. Координаты стоянки - 42.189738N 78.5516810E, высота 4307м.

Фото 82. Стоянка в мульде на спуске с перевала Джигит

22 июля 2021 г. (четверг)

День 13

Путь: 5,5км

Набор высоты: -957м ЧХВ = 4ч 14мин

М.н.12 - лед. Вост.Онтор - м.н.13-14

В 08-00 подъем всей группы. Пасмурно, туман, ветра нет. Ночью выпал снег и немного завалило палатки. Со стоянки в просветы тумана периодически открываются величественные виды на перевал Джигит и близлежащие склоны. Периодически со склонов пика Джигит сходят лавины (Фото 83).

Фото 83. Лавины со склонов пика Джигит Выход в 12-00, в планах - спуститься в долину р.Онтор. Сначала движемся по широкому снежному ребру, снег глубокий, местами по колено. Через 15 минут ходового времени выходим на снежное плато, где и располагаются ночевки «Чайник». От ночевок на север отходит заснеженный гребень. Справа от гребня - лавиноопасный снежный склон 40-45°, покрытый следами от недавно сошедших лавин (Фото 84).

Фото 84. Вид на перевал Джигит и спусковой гребень Оценив обстановку, принимаем решение максимально спуститься вниз по снежному ребру, и далее, спустившись направо по снежному склону на видимое выполаживание, выйти на ледник Онтор. Левый же склон ребра заканчивается крутыми сбросами.

В 12-20 начинаем спуск по ребру, самостраховка ледорубом. Однако через пару минут после начала спуска все вокруг окутывает плотный туман, видимость падает до 20-30 метров. В целях безопасности руководитель принимает решение провесить перила по гребню (Фото 85).

Фото 85. Руководитель принимает решение по провеске перил

Фото 86. Спуск по снежному ребру на ледник Онтор

Спустившись по снежному ребру 100 метров (две веревки на ледорубах, крутизна 25-30°), кидаем третью веревку вниз на правую сторону склона (крутизна 30-35°) и спускаемся по ней на относительно пологое место. К моменту спуска туман рассеялся и открылся дальнейший путь. Со склонов пика Джигит и со снежных окрестных склонов периодически сходят лавины (Фото 87).

Фото 87. Лавины с пика Джигит

Связываемся и продолжаем спуск по закрытому леднику Онтор, держась его центральной части. По пути встречается несколько небольших трещин, которые спокойно перешагиваем. В 15-20 вышли на открытый ледник Онтор (Фото 88), на котором устроили перекус.

Фото 88. Спуск на открытую часть ледника Онтор

Далее спускались без связок (Фото 89), ледник открытый, пологий. Погода нестабильная, то проглянет солнце, то начинается дождь. Принимая во внимание тяжелый предыдущий день и усталость группы, переходы осуществляли не длительные с частыми привалами для отдыха.

Фото 89. Путь спуска по леднику Онтор

Пересекли ледник и продолжили движение по его левой части, выйдя на левобережную морену, состоящую из крупного обломочного материала. В 17-10 пересекли моренный вал ледника и вышли на центральную часть ледника Онтор (Фото 89) и продолжили движение по его центру (Фото 90). Периодически накрывает небольшой туман. На изгибе ледника, ведущего в долину, уходим влево, пересекая два моренных вала. Проходим по камням ручей и в 18-50 выходим отличным местам под две палатки. Разбиваем лагерь (Фото 92), ужинаем, завтра предстоит бежать за заброской. Иван Коциенко объявляет о своем намерении завершить маршрут по состоянию здоровья и спуститься в а/л Каракол.

Фото 90. Выход на центральную часть ледника Онтор

Фото 91. На центральной части ледника Онтор

Фото 92. Стоянка в моренном кармане под ледником Онтор Западный

23 июля 2021 г. (пятница)

День 14

Путь: 16 км (в зачет 8,2 км) Набор высоты: -388м / +388м ЧХВ = 7ч 36мин

М.н.13-14 - д.р.Онтор - д.р.Каракол - м.н.13-14 (забор заброски)

Сегодня идем за заброской продуктов, оставленной в долине реки Онтор. Так как один участник решил сойти с маршрута, готовим отправить с ним часть снаряжения. Погода солнечная, тепло. Вышли из лагеря в 7-20. Предварительно планируем спускаться в долину реки Онтор по левому берегу. Два раза переходили реку по камням, отыскивая оптимальный путь. Около ледника Онтор река уходит под каменную осыпь. Ледник в этом месте крутоват, и без кошек не пройти. Решаем пробираться по каменной осыпи слева по ходу движения. Осыпь - зачехлённый склон ледника. Аккуратно переходим по каменному мостику реку с ледника Западный Онтор и продолжаем спуск по осыпям и распадкам (Фото 94). Спуск заканчивается у нижнего края ледника и здесь начинается тропа по долине реки Онтор (Фото 93). Тропа травянисто-каменная. По пути несколько раз переходим рукава речки, где по камням, где вброд. Дошли до заваленной в каменном распадке заброски. Пока распаковывали и делили груз для переноски в лагерь, двое пошли провожать участника до а/л Каракол. Через 30 минут провожающие вернулись, так как ниже встретили гуляющих отдыхающих, спускающихся в том же направлении, с которыми наш участник в итоге и спустился в а/л Каракол.

На обратном пути воды в реке прибавилось и местами приходилось подниматься по верхней тропе. Заключительный участок подъёма прошли напрямик после каменного мостика через реку с ледника Западный Онтор (Фото 94). В 18-00 группа вернулась в лагерь с заброской. Приготовили ужин, разделили продукты. Обсудили планы на завтра - подняться на ледник Западный Онтор, осмотреть путь подъема на перевал Васильева (из основного маршрута) и Джеты-Огуз (из запасного маршрута). В связи с тем, что к настоящему моменту мы использовали все 3 запасных дня и еще 1 день сверх этого, понятно, что пройти весь заявленный маршрут мы не успеваем, и придется использовать запасные варианты. Окончательное решение об изменении маршрута (будет ли изменение за счет отказа от перевала Васильева, или от последнего перевала СОАН-II) решили оставить на завтра, до подхода под перевал Васильева.

Фото 93. Долина реки Онтор и место заброски

Фото 94. Путь спуска в долину реки Онтор и путь возвращения

24 июля 2021 г. (суббота)

День 15

Путь: 3,5км

Набор высоты: +518м ЧХВ = 2ч 51мин

М.н.13-14 - лед. Зап.Онтор- м.н.15

В 05-00 подьём дежурных в 5-20 подъём группы. Небо второй день подряд ясное, после 13 дней с дождем-снегом это очень радует. Выход в 8-00. Идем к леднику Онтор Западный, и далее в его верховья, где находятся перевалы Васильева и Джеты-Огуз. Из лагеря сначала идем по травянисто-осыпному склону. Справа и слева от нас текут ручьи от ледника. Подходим к языку ледника. В удобном месте по моренному мостику переходим на ледник (Фото 95), надеваем кошки. Крутизна боковой части языка ледника 10-15°, далее выходим на пологую часть.

Фото 95. Путь выхода на ледник Западный Онтор

Ледник Западный Онтор открытый, пологий, продолжаем движение по нему в направлении перевала (Фото 97). По леднику течет множество ручьев в ледовых желобах (Фото 96). Часть из них легко перепрыгнуть, еще пару перешли по снежным мостам.

Фото 96. На леднике Западный Онтор

Фото 97. Вид на перевалы Васильева и Джеты-Огуз с ледника Западный Онтор

В 10-30 подходим под перевал Васильева (Фото 98). Осмотрев перевальный взлет, оценили его как лавиноопасный и приняли решение отказаться от его прохождения.

Фото 98. Перевал Васильева

К 11.00 подошли под перевал Джеты-Огуз. Отсюда также открывается вид на наш пройденный несколько дней назад перевал Джигит (Фото 99). Поскольку начинать штурм перевала было уже поздно, решили поставить лагерь на заснеженном участке ледника, окруженного россыпями камней (Фото 100), а также провести занятия по скальной технике. После 2х часов занятий на ближайших скалах устроили перекус, а далее в 14-30 лидеры В.Чугунов и И.Чернышев отправились налегке провешивать перила на перевал Джеты-Огуз. В итоге лидеры успели провесить 3 веревки до самой седловины, что значительно облегчило нам задачу на следующий день. Лидеры вернулись в лагерь в 20-00.

Фото 99. Вид на пик Джигит и одноимённый перевал с ледника Западный Онтор

Фото 100. Стоянка под перевалом Джеты-Огуз

25 июля 2021 г. (воскресенье)

День 16

Путь: 4,5км Набор высоты: +314м / -791м ЧХВ = 5ч 43мин

Общий подъём группы в 04-30 кроме лидеров, которые провешивали подъём днём ранее. Дали им возможность немного подольше поспать. Завтрак. Солнечно. Сразу надели кошки и обвязки. В 06-35 по очереди начали выходить из лагеря с примерно 15-20 минутным интервалом и начали подъем на перевал. Ступени, подготовленные днём ранее, подмёрзли и хорошо держали, что сильно облегчило подъём. Двигались по снежному склону крутизной 45-50° протяжённостью около 150м между потенциальными линиями схода камней индивидуально со страховкой ледорубом (Фото 101).

Фото 101. Подъём по снежному склону на перевал Джеты-Огуз

В верхней части снежника вышли под скалу, защищавшую от потенциальных камней сверху, где был организован накопитель (Фото 102). От этого места вверх по снежным ступеням вдоль скал уже была закреплена первая перильная верёвка (Фото 103), которая заканчивалась на станции на входе в кулуар. Станция была организована отдельной петлёй вокруг скального выхода, т.к. было неудобно использовать крючья, забитые в этом же месте сильно выше на скалах.

Фото 102. Путь подъёма на перевал Джеты-Огуз

Фото 103. Первая верёвка вдоль скал

Буквально через пару метров от станции, перила уходили на правый по ходу движения скальный борт кулуара, так как сам кулуар объективно камнеопасен. Отсюда поднимались свободным лазанием со страховкой на перилах. Вторая верёвка заканчивалась на небольшой площадке справа под жандармом, запирающим кулуар сверху (Фото 104). Третья верёвка поворачивала налево и выводила на небольшую площадку выше жандарма (Фото 104), откуда поворачивала направо и по наклонной полке выводила в мульду на седловине перевала (Фото 105).

Фото 104. Вторая и начало третьей верёвки

Фото 105. Верхняя часть третьей верёвки

Фото 106. Выход в мульду

Лазание на всём протяжении не превышало 4с. Из мульды выходили по снежным ступеням на индивидуальной технике (Фото 106). Перила и путь движения проходил таким образом, что практически все камни уходили вправо по ходу движения и не могли представлять опасность для группы, т.к. к этому времени замыкающие участники уже находились в накопителе под скалой.

Однако мы настоятельно не рекомендуем начинать движение по скалам, когда часть участников ещё находится на подъёме по снежнику.

Фото 107. Выход из мульды на снег

В 10-30 первый участник вышел на перевал, в 12-35 - замыкающий. Всего было провешено 3 перильные верёвки. Координаты перевала - 42.185163N 78.440401E, высота 4182м. Седловина перевала - снежное плато (Фото 107), которое переходит в закрытый ледник Айланыш. Тур находится на скалах, ниже которых - крутой сброс в долину лед.Онтор Зап. Сняли записку от 21.07.2021г., группы туристов Костромской областной федерации туризма (рук. Кулагин Е.А., маршрутная книжка Р21/3-502).

Фото 108. Выход из мульды (слева посредине кадра) на седловину перевала Джеты-Огуз

Фото 109. Группа на седловине перевала Джеты-Огуз

После перекуса в 13-00 начали движение в связках в направлении д.р.Айланыш, держась правой части ледника (Фото 110). Через 1 час устроили привал на месте чей-то стоянки. В 14-10 продолжили движение и вышли на центральную часть ледника (Фото 111). Через некоторое время пересекли ледник к левому краю и, выйдя на открытый лёд, развязались и спустились на левобережную морену (Фото 112). Обойдя крутое падение ледника по левой морене, снова вышли на ледник в пологой его части и, перейдя его направо (Фото 113), в 16-00 окончательно спустились с ледника на правобережную морену.

Фото 110. Начало спуска с перевала Джеты-Огуз

Фото 111. Центральная часть ледника

Фото 112. Спуск на нижнюю открытую часть ледника

Фото 113. Пересечение ледника к правому борту

Далее движение проходило по моренным валам, где местами появлялись фрагменты тропы (Фото 114). В 16-25 остановились на очередной привал и связались с представителем МКК для согласования дальнейшей части маршрута. После этого за 1 переход спустились до правого притока р.Айланыш (Фото 115), где встретили на ночёвках группу из Саратова. Пообщавшись немного, мы прошли по правому берегу притока р. Айланыш до следующего места, пригодного для ночёвки, где и остановились в 17-50 на травянистых площадках (Фото 116). Основной ручей мутный, в 100 м ниже есть чистый родничок. Координаты стоянки - 42.175504N 78.408167E, высота 3391м.

Фото 114. Спуск по моренным валам ниже ледника

Фото 115. Путь спуска с перевала Джеты-Огуз от места ночёвки

Фото 116. Стоянка в долине реки Айланыш

26 июля 2021 г. (понедельник)

День 17

Путь: 6,2км

Набор высоты: +762м / -959м ЧХВ = 9ч 48мин

М.н.16 - д.р. Айланыш - пер. 50 лет БССР (1Б, 3911) - д.р.Байтор - м.н.17-18

В 4-30 подъём дежурных, в 5-00 подъем группы. С утра ясно, день обещает быть солнечным. С места ночевки виден наш следующий планируемый перевал 50 лет БССР. За завтраком рассмотрели возможный путь подъёма (Фото 117).

В 7-10 вышли с места стоянок. Перешли ручей на левый берег и поднялись на правобережную морену ледника Айланыш.

Фото 117. Путь подъёма на перевал 50 лет БССР

Перешли морену и спустились с неё на открытый ледник, зачехлённый обломочным материалом. Трещин нет. Пересекли ледник к его левой части, спустились с ледника к левобережной морене. Пересекли морену ниже языка ледника №283 (Фото 118), подошли к ручью, стекающему с этого ледника. Определяем место, где можно начать подъём к перевалу 50 лет БССР. От ручья сначала идет осыпной склон крутизной около 30° с одиночными кустами. В 9-20 начали серпантином подниматься по склону, местами под ногами была мелкая осыпь. Склон представляет собой правую часть старой морены, спускающейся в виде протяженной гряды в долину. Поднявшись на гребень морены (Фото 119), продолжили движение по обнаруженной на гребне тропе (Фото 120).

Фото 118. Путь выхода на моренный гребень

Фото 119. На тропе по моренному гребню

Фото 120. Подъём по моренному гребню

На высоте около 3350 м гребень морены начинает уходить влево (по ходу), а мы сворачиваем вправо по ходу и идем траверсом склонов в направлении ручья, стекающего из цирка нашего перевала 50 лет БССР (Фото 121). Сам ручей с моренной гряды не виден, он скрыт за зеленым гребнем.

Фото 121. Траверс с моренного гребня

Траверсируем травянистые и осыпные склоны, крутизной 15-25°. Есть также ровные места, где можно разбить лагерь, но ближайшая вода - в ручье впереди по ходу. Перед выходом к ручью проходим через каменистый гребень. Скальные выходы преодолеваем по скально-осыпным полкам, самостраховка ледорубом.

В 12-10 вышли к ручью, берущему начало в цирке перевала 50 лет БССР, вода чистая. Далее поднимаемся по каменистой осыпи вдоль русла ручья (Фото 122).

Фото 122. Подъём по руслу ручья

Фото 123. Обед на зелёном холме

В 12-50 поднялись на травянистый холм, есть относительно ровные площадки. Привал, обед (Фото 123). Последняя вода в ручье на 30 метров ниже места обеда. Выше воды нет, ручей уходит под камни.

В 14-00 продолжили подъем к перевальному взлету, травянистый склон переходит в среднекаменистую осыпь, далее в скально-осыпной склон. При выходе на скально-осыпной склон держимся правее, поднимаемся по скально-осыпным полочкам, местами есть травянистые вкрапления. Подъем изматывающий, жарко.

В 15-40 первый участник поднялся на перевал, за ним постепенно подтянулись остальные участники (Фото 124). Перевал узкий, скальный, тур находится в левой его части (по ходу), ближе к месту спуска. Сняли записку от 02.08.2012г., группы туристов т/к «Амазонки» г. Томск (рук. Кучумова Л.В., маршрутная книжка 0-31-12). Дата записки говорит о том, что перевал довольно редко посещаем, последний раз 9 лет назад. А наши предшественники, в свою очередь, сняли записку группы турклуба «Вестра» от 26.07.2008 г. под руководством В.Л.Виданова.

Фото 124. Группа на перевале 50 лет БССР

С перевала виден наш следующий перевал СОАН-II (Фото 125).

В 16-40 начали спуск слева от седловины перевала (Фото 126), склон - мелкая осыпь, очень подвижная. Двоих разведчиков выпустили вперёд, они ушли левее вниз. Остальные плотной группой продолжили спуск. На всем протяжении спуска воды нет. Ниже начинаются некрутые «бараньи лбы». Осторожно спускаемся по ним их и выходим к сухому ручью. Продолжаем спуск по левому берегу ручья. Перед скальными сбросами переходим на правую сторону ручья и попадаем на травянисто-осыпной склон с полочками, уклон около 30° (Фото 127, Фото 128). По травянистому склону в 19-30 спускаемся в долину р. Байтор (Фото 129).

Фото 125. Вид на перевал СОАН-II с перевала 50 лет БССР

Фото 126. Начало спуска с перевала 50 лет БССР в долину реки Байтор

Фото 127. Путь спуска с перевала 50 лет БССР в долину реки Байтор

Фото 128. Нижняя часть спуска с перевала 50 лет БССР

По моренной гряде проходим еще 30 минут и в 20-00 встаем на ночевку на правом берегу р.Байтор (Фото 130).

За ужином обсуждаем планы на следующий день. Группа устала, решаем идти на последний перевал СОАН-II радиально, налегке. И далее спускаться в населенку по долине реки ДжетыОгуз.

Фото 129. Нижняя часть спуска в долину реки Байтор

Фото 130. Спуск по гребню морены до места ночёвки в долине реки Байтор

27 июля 2021 г. (вторник)

День 18

Путь: 12км (в зачет 7км)

Набор высоты: +1015м / -1015м ЧХВ = 8ч 31мин

М.н.17-18 - пер. СОАН-II (2А, 4000) (рад.) - м.н.17-18

Общий подъём группы в 4-00. В течение дня погода солнечная, легкая облачность. Выход из лагеря в 6-00 (режим движения: 45 минут движения, 5-10 минут отдыха). Идем радиально на перевал СОАН-II, налегке, с собой только снаряжение и перекус. Пересекаем по камням реку Байтор возле лагеря и продолжаем движение по левому берегу реки ближе к скалам, стараясь не терять высоту (Фото 131). Тропы нет, крупная и средняя осыпь, местами труднопроходимые заросли кустов.

Фото 131. Начало пути от места ночёвки в направлении перевала СОАН-II

К 7-05 подошли к реке Джеты-Огуз (выше впадения в нее реки Байтор), переходим её по камням без намокания (Фото 132). Далее поднимаемся по заросшему низкорослым кустарником склону (15-25°) в направлении цирка перевала СОАН-II. В 7-45 выбрались на первую террасу (Фото 133). Далее движемся в сторону перевала по относительно пологому травянистому склону. Местами попадаются завалы камней, средняя и крупная осыпь.

Фото 132. Переход через реку Джеты-Огуз

Фото 133. Подъём к озеру под перевалом СОАН-II

В 9-00 подошли к озеру, из которого вытекает левый приток реки Джеты-Огуз. От озера движемся по крупным слежавшимся камням до морены, придерживаясь правой стороны по ходу движения. Морена покрыта мелкой и средней осыпью, слева от неё (по ходу движения) ледник. Перевальный взлёт начинается после скальной полки. Высота полки 5-10м, справа по ходу движения на неё ведет «козья тропа». Под прикрытием полки оставляем лишние вещи, надеваем обвязки.

Фото 134. Озеро под перевалом СОАН-II

В 11-20 начали подъём на перевал свободным лазаньем по склону крутизной 35-45°. При подъеме с полной выкладкой потребуется провеска перил (Фото 135). Склон представляет собой выходы слежавшейся скальной породы с большим количеством уступов и зацепок, много «козьих» троп (Фото 136).

Фото 135. Путь подъёма на перевал СОАН-II и последующего спуска

Фото 136. Основная часть подъёма

Поднявшись на примерно 150 м, достигаем кулуара, который начинается слева по ходу движения и ведёт к перевалу (Фото 137). Кулуар заканчивается небольшой горизонтальной площадкой. От нее перевал отделяет вертикальный подъём 10-15м крутизной 90°. Подъём преодолевается свободным лазаньем (имеется удобная расщелина для лазанья враспор и большое количество выступов) или с верхней командной страховкой (Фото 138, Фото 139).

Фото 137. Кулуар в верхней части подъёма

Фото 138. Расщелина, выводящая на перевал

Фото 139. Подъём по расщелине

В 12-40 поднялись на перевал (Фото 140). Седловина - скальная, узкая. В туре нашли записку от 04.08.2016г., группы туристов турклуба ТГПУ г. Томск (рук. Лезин В.В., маршрутная книжка 069-16).

Фото 140. Группа на перевале СОАН-II В 12-50 начали спуск с перевала. Сначала дюльфер 10м в кулуар, последний спускался свободным лазанием. Далее спуск по кулуару, самостраховка треккинговыми палками/ледорубом. Уйдя из кулуара налево, провешиваем на спуск две веревки, это позволило производить движение вниз наиболее безопасно (Фото 141, Фото 142). Последний участок спускались козьей тропе, как и в начале подъема. В 14-50 были под полкой, где были оставлены вещи. Продолжили спуск, двигаясь по пути подъёма. В 15-45, достигнув озера, устроили привал с перекусом.

Фото 141. Дюльфер с перевала СОАН-II

Фото 142. Нижняя часть дюльфера

В 16-00 продолжили спуск по пути подъёма до реки Джеты-Огуз. Уже сверху было видно, что уровень воды в реке не позволит безопасно переправиться в том месте, где была организована переправа утром. Поэтому переправу осуществили выше по течению, где река разливается шире (Фото 143). Далее было решено не идти через заросли кустов, а двигаться с потерей высоты по слежавшимся камням вдоль реки. Ниже по течению река полностью ушла под камни (Фото 144, Фото 145).

Фото 143. Переправа через реку Джеты-Огуз в обратном направлении

Фото 144. Спуск к слиянию рек Джеты-Огуз и Байтор

Фото 145. Место слияния рек Джеты-Огуз и Байтор

Таким образом, брода реки Джеты-Огуз (выше впадения в нее реки Байтор) можно избежать. Пройдя по каменной реке, повернули направо вверх по левому берегу реки Байтор. На всем протяжении подъем вдоль реки Байтор до уровня нашего лагеря не встретили ни одного потенциально безопасного места перехода реки. Единственное такое место оказалось возле лагеря, где, несмотря на значительное повышение уровня воды в реке, мы в 19-45 снова перешли реку практически по камням. В 20-00 дежурные приступили к организации ужина.

28 июля 2021 г. (среда)

День 19

Путь: 17,5км Набор высоты: -980м ЧХВ = 6ч 05мин

М.н.17-18 - д.р.Байтор - д.р.Джетыогуз - м.н.19

Подъем в 6-00, завтрак. Облачно, периодически начинается дождь.

Выходим в 08-30. Переходим реку Байтор на левый берег (Фото 146) и начинаем спуск в долину вдоль берега реки. Периодически встречаются турики.

Фото 146. Переправа на левый берег реки Байтор в районе стоянки

В 09-20 подошли к слиянию рек Байтор и Джеты-Огуз, перешли по курумнику, продолжили движение по левому берегу реки Джеты-Огуз по скотопрогонной тропе.

В 10-20 привал на поляне, имеется ручей слева. Через 15 минут продолжили движение по тропе (Фото 147).

Фото 147. Движение по тропе в долине реки Джеты-Огуз В 11-00 вошли в зону леса, тропа становится все шире (Фото 148).

Фото 148. Спуск по лесу к слиянию рек Джеты-Огуз и Айланыш

В 11-30 прошли зону леса и вышли на луга. Вдали видны юрты, также видим слияние рек Джеты-Огуз и Айланыш (Фото 149). Ниже слияния через реку Джеты-Огуз лежат 2 бревна, по которым переходим на правый берег реки Джеты-Огуз (Фото 150). Продолжаем движение по широкой тропе вниз по долине. Попадаются множественные коши, встречаются местные жители.

Начался сильный ливень, но мы идём в районе южного края дождя попеременно то выходя из него, то снова в него попадая.

Фото 149. Место слияния рек Джеты-Огуз и Айланыш

Фото 150. Мост на правый берег реки Джеты-Огуз

В 14-00 встали на большей привал и устроили перекус, переждали дождь. После перекуса вышли в 15-30. В 15-50 прошли место впадения реки Телеты Западная. Отсюда начинается грунтовая дорога, по которой могут пройти внедорожники.

Продолжили спуск по дороге, и в 17-40 подошли к юрточному лагерю «Новые кочевники» (Фото 151). Решили здесь остаться на ночевку в юрте, чтобы наутро продолжить спуск к курорту Джеты-Огуз. В лагере есть душ, туалет, можно заказать питание.

Фото 151. Кемпинг "Новые кочевники"

29 июля 2021 г. (четверг)

День 20

Путь: 5,9км Набор высоты: -234м ЧХВ = 2ч 40мин

М.н.19 - д.р.Джетыогуз - с. Джеты-Огуз

Подъем в 8-00. Приготовили на горелке завтрак, собрались и в 10-00 вышли вниз по дороге. Прошли Поляну цветов (Фото 152), где много юрточных лагерей. С двумя привалами к 13-00 дошли до курорта Джеты-Огуз (Фото 153), где начинается асфальтовая дорога. Далее погрузились в заказанную машину и поехали в город Каракол. Маршрут завершен.

ПС. Вечером начались дожди и грозы. На следующий день дожди продолжились. От нашего водителя мы узнали, что дорогу, по которой мы выходили и выезжали из района, ночью размыло селями в нескольких местах.

Фото 152. "Поляна цветов"

Фото 153. Курорт Джеты-Огуз

2.8. ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫЕ УЧАСТКИ НА МАРШРУТЕ

Лавиноопасность на перевалах Труд (2А), Украина (3А), Джигит (3А) (а также на перевале Васильева (2А), от прохождения которого мы отказались.

Камнеопасность на всех перевалах, и особенно на перевале Джеты-Огуз (2Б).

Трещины на закрытых ледниках Кельтор Восточный, Чон-Узень Западный, Караколтор Восточный, Караколтор Западный, Онтор Восточный, Айланыш.

СПИСОК ОБЩЕСТВЕННОГО СНАРЯЖЕНИЯ

Наименование

Вес, кг

Лагерное снаряжение

Палатка MSR Mutha Hubba (4 чел)

2,375

Палатка 3F Qingkong (4 чел)

2,105

Экран для горелки №1

0,250

Экран для горелки №2

Газ 26 баллонов (13 на 1 этап и 13 на 2 этап)

8,450

Гермомешок для воды

0,055

Кастрюля 4,5л (с крышкой)

0,578

Автоклав

1,005

Скатерть, половник, доска, перчатки, щетка

0,310

Жумар - 1 шт

Кошки - 1 пара Ледобур - 1 шт

ПРОДУКТЫ

Раскладка продуктов планировалась 442 г/чел/день на первом этапе и 463 г/чел/день на втором этапе, с учетом веса карманного питания. Примерное меню: на завтрак - молочная каша с маслом и сухофруктами, сыр, печенье на перекус - колбасное, галеты и сладкое на ужин - каша с мясом, колбасное, лук/чеснок, сладкое. На завтрак и ужин был запланирован чай с сахаром, на перекус - чай/ кисель/каркаде. Использовали варено-сушеное мясо собственного приготовления. Крупы для каш брали в виде хлопьев быстрого приготовления (типа Nordic).

Воду для готовки брали из ручьев. 8 готовок воды не было, топили снег. На перекусы почти каждый кипятили воду для горячего напитка (за исключением перевальных дней). В снежной зоне также 4 раза топили воду для заполнения личных бутылок. Расход газа при таких условиях составил в среднем за поход 50-52 г/чел/день.

РЕМНАБОР

Комментарии по составу ремнабора. Нехватки или переизбытка включенных в ремнабор наименований не наблюдалось. Наименования с пометкой «не использовано» были не задействованы в виду отсутствия соответствующих поломок. Не рекомендуется исключать их из состава ремнабора.

РАСХОДЫ

Расходы на 1 человека составили примерно 55000 рублей. Это затраты авиабилеты, страховку, продуктовую раскладку, газ, спутниковую связь, трансферы, ночевки в кемпингах и гостиницах, билеты в заповедник, питание в кафе и прочее.

Статья расходов

руб/чел

на 8 человек, руб

билеты самолет Москва-Бишкек-Москва

страховка СОГАЗ

продукты в поход

спутниковая связь

местная сотовая связь

отправка груза тр.компанией туда и обратно

газ

аптечка (докупали к имеющейся)

трансфер Бишкек-Каракол-а/л Каракол

трансфер Джеты-Огуз - Каракол

трансфер Каракол-Бишкек

национальный парк

батарейки в рации и навигатор

кемпинг юрта "Новые кочевники" с душем

гостиница "Неофит" в Караколе

гостиница "Азия-Тур" в Бишкеке

такси в аэропорт

питание в Киргизии

20000

ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ МАРШРУТА

Терскей-Алатау - очень интересный и разнообразный по своим возможностям район для совершения горных маршрутов. Интересен как техническими возможностями, так многочисленными красотами. Наряду с популярными тропами можно найти редко посещаемые места.

Предварительная работа над маршрутом позволила полноценно познакомиться с новым для нас районом, попасть на обзорные точки и увидеть впечатляющие виды.

Наиболее интересными точками похода с точки зрения технической работы оказался перевалы Джигит (3А) и Джеты-Огуз (2Б).

Преследующая нас в первой маршрута непогода в виде обильных дождей и снегопадов привела к замедлению темпа движения, в результате чего нам пришлось отказаться от прохождения интересных перевалов с южной стороны хребта Терскей-Алатау. Несмотря на изменения, маршрут соответствует 5 категории сложности. Нами пройдены 6 перевалов (3А - 2 шт., 2 - 1 шт., 2А - 2 щт., 1Б - 1 шт.). Также во время маршрута проведены занятия в рамках школы горного туризма.

Маршрут получился интересным, насыщенным и разнообразным. Все участники получили опыт, который позволит в дальнейшем успешно проходить маршруты высоких категорий.

ПС. Средний возраст группы 47 лет, среднее количество внуков - 1,6

42.245273N

М.н.6

42.240575N

М.н.7 = Перевал Украина (3А)

42.231968N

78.570346E

М.н.10

42.177881N

М.н.11 = Перевал Джигит (3А)