Автор: Артем Мартьянов, г.Москва

Отчет о горном походе 5 к.с. по Центральному Памиру совершенном в период с 16.07 по 14.08.2021г

Информация по району

География и климат

Памир удивил бурной жизнью горного рельефа. Всё постоянно находится в движении: ледники меняют форму, слежавшихся осыпей нет совсем, в долинах обнажаются новые конгломераты. В силу отсутствия нормального Памирского опыта перевалы удивили трудностью рельефа и протяжённостью:

• несколько дней подходов по долине с наборами и сбросами то в обход каньонов, то в обход конгломератов, то по зачехлённым ледникам, стекающим из соседних долин
  • выше начинаются свежие морены из разнокалиберных камней (среди которых нет неподвижных), потом зачехлённый ледник сменяется открытым и приводит на перевальный взлёт
  • вниз всё в обратной последовательности: ледник сначала зачехляется, через конгломератные сбросы переходит в свежие живые морены и потом следует спуск в долину (см. пункт первый)

Район похода окружен: с востока и юга долиной реки Танымас (переходящей в Бартанг), с севера ледником Федченко, с северо-запада долиной реки Ванч. Снеговая линия в августе находилась примерно на высоте 4400 м, однако всюду ниже можно было встретить зачехлённые ледники: в д.р. Хавраз ледник запирает озеро на высоте 4000 м, в д.р. Хабарвивхац зачехлённый ледник начинается с отметки 3550 м, в д.р. Абдукагор ледник Медвежий перекрывает долину на высоте 3030 м. В силу большого оледенения в долинах нет слежавшихся морен: они либо свежие, либо их нет. На ледниках не всегда можно встретить боковые морены, хороший пример л. Башурвдара, который в данный момент времени продолжает своими боками стачивать борта долины. Соответственно сбоку от ледника площадки строить негде и даже опасно. Также ожидаемой особенностью района являются мощные реки. Всё что вытекает из ледников не бродится. Максимум - боковые притоки, бродятся рано утром и с большим трудом.

Основные воздушные массы, приносящие осадки, приходят с запада. Поэтому в районе л. Федченко чаще можно столкнуться с непогодой, а д.р. Абдукагор полна растительности. Напротив восточные долины (Хабарвивхац и Хавраздара) закрыты за массивом Революции и влага сюда не доходит совсем. Ущелье бартанга - выжженная пустыня (рис. 1а). Долина Хабарвивхац - марсианские пейзажи, редкая растительность (кроме сухих колючек) выдаёт положение родников (рис. 1б).

Рис. 1. (а) Д.р. Бартанг. (б) Д.р. Хабарвивхац

В начале маршрута мы столкнулись с такой внезапной проблемой как очень сухой воздух. Ещё на заносе заброски обратили внимание, что мы не потеем. Несмотря на обильное питьё, вечером часто понимаешь, что ходил в туалет только после подъёма, вся влага теряется с дыханием. Если вытащить влажную салфетку и задуматься секунд на 30, салфетка становится сухая. Как правило через 2-3 часа обычной жизни нос внутри покрывался корками так сильно, что почти полностью перекрывал воздух. Дальше обычная попытка высморкаться срывала корки и приводила к кровотечению (страдали все). Справлялись как могли: руководитель медитативно сидел у ручьёв и размачивал нос водой из ладошки, Сашка каждый вечер вставляла в нос мокрые бинты с той же целью. В Москве на восстановление носа ушло 5 дней.

Погода на маршруте переменная, осадки встречались нам в среднем через день. В основном снег, но были и мокрые метели и довольно сильные дожди. На наш взгляд брать мембраны в район однозначно стоит. Однако в целом осадков выпадало немного: не было затяжных дождей или снегопадов, обычно через несколько часов уже светило солнце. Самый длинный туман с периодическим дождём за весь поход длился около суток и пришёлся на днёвку. Снегоступы в районе не нужны. Нижняя часть всех ледников открыта, а на высотах более 5000 лежит достаточно плотный фирн, тропёжка встречалась не больше высоты ботинка. В ясные дни примерно с 11:00 до 13-14 по местному времени находиться под солнцем опасно, нужно делать сиесту.

Живность в высокогорных походах редкость. В засушливой долине на заносе заброски встретили на тропе гюрзу (знайте врага в лицо!), скорпиона, пугливых сурков и сорок. Наши продукты они не трогали, но сороки очень интересовались лагерем и разбросали в итоге мусорные пакеты, пока нас не было. На ледниках обитают огромные вороны. Они тоже с удовольствием разбрасывают мусор и следят за передвижением группы. Один из воронов проследовал с нами через пер. Паустовского (6229 м) и далее через верховья л. Федченко. В д.р. Абдукагор на порядок больше растительности и живности: тут и множество птиц, и грызунов, и насекомых. В правом кармане л. Абдукагор видели много следов от копыт и следы снежного барса.

Карты, GPS-трек, навигация на маршруте, координаты на фото

Карты

Для планирования маршрута и ориентирования на местности использовались хребтовки Славы Завьялова. На самом маршруте активно использовались спутниковые снимки на смартфоне (программа locus map).

Трек, точки, навигация на маршруте

Трек записывался на навигатор Garmin Legend HCx. Благодаря кривым ручкам разработчиков часть трека была потеряна, часть записана с неверной датой, часть сохранена с потерей данных о времени и жёстко отфильтрована. Итоговый трек склеивался на основе данных трёх разных приборов. Скачать можно по ссылке на титульном листе. Координаты, встречающиеся в тексте отчёта, указаны по навигатору Garmin с погрешностью 10 м.

В этом году я взял с собой смартфон и это оказался отличный опыт. Для навигации пользовался программой locus map с загруженными в офлайн спутниковыми снимками и треками всех предыдущих групп. Точная геопозиция на спутниковом снимке позволяет виртуозно обходить разломы на ледниках, находить места бродов на разливах, искать пути между конгломератами. Оказалось, что на привалах, часто лень лезть за хребтовкой и проще открыть её в телефоне. Карты из комнабора достал только пару раз. И даже распечатанные описания я часто смотрел тоже на телефоне, просто потому что это можно сделать за пару минут. Большая часть фото из этого отчёта сделана на этом же телефоне. От декатлоновской солнечной батареи он заряжается как от розетки, причём не обязателен прямой свет (можно заряжать до рассвета и после заката). За время утренних сборов заряжался на 30, на обеде за час на 50 . Выключал телефон только на ночь, за день в авиарежиме (кроме gps) с фото/навигацией/описаниями уходило 15-20 . За поход отснял 1500 фото и 120 видео. По итогу кажется навигаторы garmin себя изжили. Постоянный трек можно писать в часы, а ориентироваться очень удобно по телефону.

Координаты на фото

На часть фотографий в отчёте нанесены местное дата/время снимка, координаты и высота (WGS84). Геопривязка фотографий проводилась в программе GeoSetter на основании синхронизированных часов в GPS и фотоаппаратах. Необходимо учитывать, что GPS и фотоаппарат иногда находились у разных участников, поэтому координаты на фото могут быть указаны с погрешностью до 100 м.

Трансфер и документы

Вылет

Приключения начались ещё во Внуково, когда из-за овербукинга Диму Филатова отказались сажать на рейс. По ошибке был куплен билет по базовому тарифу (невозвратный, без места). Час носились между разными представителями компании, но все разводили руками: следующий рейс через 4 дня. В итоге Диму посадили через 10 мин после закрытия регистрации, сыграл роль поднятый шум и что он выделялся среди других 30 пассажиров таджиков. Ютейр заставил нас перед посадкой пихать ручную кладь в измерительную корзину, потом докапывались в самолёте, чтобы мы летели в масках, чтобы убрали поясную сумку на верхнюю полку и прочее. Кажется, я никогда не сталкивался с таким агрессивным сервисом в перелёте.

В аэропорту в Москве проход к стойке регистрации был возможен при наличии теста на covid или сертификата прививки. По прибытии в Душанбе дополнительного контроля не было.

Pamir Peaks

6 человек из 7 прилетели в Душанбе в 4 утра, Вова Ремез планово пропускал наш занос заброски и заканчивал свой предыдущий поход. Дальнейшие трансферы и оформление документов были организованы компанией Pamir Peaks (Давлат Хабибов) по предварительной договоренности. Впечатления от организации хорошие. Общение по почте заторможенное и заставляет понервничать, стабильных канала связи два: почта компании info@pamirpeaks.tj и личный WhatsApp Давлата +992 918 61 0189. Организация документов и трансфера на 5+. Вежливые водители приезжали раньше оговорённого времени, машины в отличном состоянии. Сначала нам показались высокими цены, однако, попытавшись найти все возможные альтернативные варианты, мы столкнулись только с ещё большими ценами. Прямой контакт нашего водителя: Алик +992 90 092 9944, Инстаграмм: Pamir guide, Фейсбук: Alik aka.

Большой плюс работы с Давлатом - это прямой выход на вертолёт. Схема работы с вертолётом максимально удобная для групп: в случае наступления НС Давлат вместе с куратором группы общается со страховой компанией, параллельно из собственных денег оплачивает депозит для вылета (такая была предварительная договорённость по почте). Далее происходит спасение, подготовка чеков и получение компенсации. Интерес Давлата здесь очевиден.

Оформление документов

2 джипа на 6 человек (в машины можно довольно комфортно разместиться вчетвером с рюкзаками/продуктами) ожидали нас у выхода из аэропорта. Сначала мы приехали в гостевой дом Green House, где несколько часов спали и перепаковывали еду и снаряжение в ожидании документов(рис. 2).

Рис. 2. Слева Хостел Green house, справа документы для заезда на Памир.

Хостел имеет изолированный внутренний двор, где удобно разбросать всё снаряжение. Гости в основном из других стран, повсюду стоят камеры, очень спокойный хозяин, есть огромный бойлер с горячей водой, нам его слить не удалось даже после похода. Рекомендуем.

Для поездки на Памир нужен следующий набор документов (рис. 2):

Миграционная карта: выдают в аэропорту, нужно поставить печать при оформлении регистрации и потом вернуть пограничникам при покидании страны

Регистрация: необходимо получать всем прибывшим в страну в течение 3 дней

Разрешение на проезд в Горно-Бадахшанскую автономную область (ГБАО)

Официально документы можно оформлять только по будням. Учитывайте национальные праздники, например Курбан Байрам. Однако реально можно оформить и в выходные, но будет дороже (см. ниже «Заезд отстающего участника»).

В отчётах также встречалась информация о пропусках в национальный парк, однако Давлат посоветовал нам оплатить на месте. Мы не разбирались кому и где, и нас никто на эту тему не спрашивал.

Заезд Душанбе-Савноб

Уже в 14:15 с полным набором документов выдвигаемся из гостевого дома на тех же джипах в сторону Савноба. По дороге на полчаса останавливаемся на придорожном рынке с видом на Нурекское водохранилище поесть арбуз (рис. 3). Водохранилище подпирает крупнейшая электростанция Таджикистана, самая мощная гидроэлектростанция в Средней Азии.

Рис. 3. Рынок у смотровой площадки на Нурекское водохранилище.

По грунтовой дороге вдоль Пянджа неслись на скорости более 100 км/ч, проходили повороты иногда с небольшим сносом всех четырёх колёс. В 21:00-22:00 поужинали в пос. Калай-Хумб в популярном ресторане на берегу реки (см. подробнее в разделе «Акклиматизация, сход участника»). В 1:30 останавливаемся переночевать в киш. Дех (место знали водители), такие гостевые дома именуются Homestay. Чистое хорошее место с постельным бельем. В 8:30 продолжаем путь. В 10:00 поворачиваем в долину Бартанга. В долине Бартанга довольно много населения, посёлки растут и развиваются. Даже в самых верхних кишлаках есть электричество от гидроэлектростанции и спутниковое телевидение. Соответственно и дорога поддерживается в хорошем состоянии, работает техника (рис. 4).

Рис. 4. Д.р. Бартанг. Экскаватор никуда не уезжал, он просто расширил дорогу и подвинулся.

По пути помогаем вытаскивать из кустов буханку. При подъезде к Савнобу пропускаем нужный поворот и на 10 минут уезжаем не туда, здесь имеет смысл поглядывать в навигатор. В 14:50 приехали в Савноб. Поселились в Homestay, хозяин «Мулька» (его сын faizullo1198@mail.ru +992 90 062 7271). Большой дом, большая гостевая комната, есть горячий душ, прекрасный отзывчивый хозяин, вот только для нас из кучи в углу любезно достали матрасы, в которых кто-то жил (рис. 5). Всю ночь по нам ползали какие-то маленькие кусачие насекомые, похожие на блох. Есть уютный дворик для установки палаток.

Рис. 5. Дом Мулька в Савнобе.

В итоге заезд из Душанбе занял почти 24 часа грязного времени с учётом остановки продолжительностью 7 часов на ночь. Благодаря оперативной работе Давлата на заезде сэкономили день запаса.

Заезд отстающего участника

Владимир Ремез заезжал в район один позже основной группы (пропускал занос заброски, зато заканчивал предыдущий поход). В Душанбе прилетел в воскресенье. Документы ему сделали в машине сразу после аэропорта (минут за 15), пока ехал догонять катафалк - 50 долларов. На катафалке от Душанбе до Хорога примерно с 18:00 до 9:00, останавливались мало и ненадолго (заправиться и гроб выгрузить) - 300 сомони. В Хороге водитель катафалка нашёл водителя, который живёт в Бартанге, но про Совноб/Пасор ничего не знает, никогда там не был. Водитель катафалка объяснил новому водителю куда и сколько ехать, сторговались на 1000 сомони. Проехали часа 4, примерно 60 км от Бартанга, водитель начал петь песню, что приехали. После получасовых переговоров с несколькими местными, звонков Мухаммади и Давлату - поехали дальше. Ещё через часа 3 - примерно в 6 вечера приехали к границе Совноба. Потом ещё минут 15 ругались с водителем про деньги, и ещё минут 15 Вова шёл пешком до гестхауза (ровно до знака довезли, а не до самих домов).

Итого, заезд по деньгам вышел примерно таким же, как у основной группы (за счёт торгов и звонков Давлату). Только документы почти в 2 раза дороже (и, как потом мы выяснили) - не самого лучшего качества, или, так сказать, старого образца. В общем сделать документы можно и в выходной, если очень надо.

Переезд Савноб-Пасор

С вечера договорились с местными в киш. Савноб о двух джипах. Все договоренности были соблюдены, ребята подъехали вовремя к 7 утра, а вот мы закопались и выехали только в 8:20. Дорога хорошая, не размытая и накатанная, переезжаем несколько надежных и основательных мостов. По пути смотрим петроглифы (современных людей). Дорога в отличном состоянии (рис. 6).

Рис. 6. Состояние дороги из Савноба в Пасор.

Дорога поднимается по левому берегу р. Кудара выше пос. Пасор к мосту, не обозначенному на картах, но который легко найти на спутниковом снимке (38.40920 72.63654), после моста уже по правому берегу дорога приводит в пос. Пасор. Грязное время в пути - 2 часа.

Выезд от тросовой переправы через Абдукагор

Дорога от тросовой переправы через Абдукагор до Поймазара пересекает 2 реки, на данный момент через обе есть пешеходные мосты: через первую реку есть мост из веток и камней, через вторую лежит металлическая балка длиной ~20 м. Автомобилям приходится проезжать реки вброд и это по силам только полноприводному ГАЗ-66, который там есть. Точнее их даже было два, но один почерневший от пожара кузов мы видели примерно на пол пути к Поймазару, восстановлению он не подлежит.

По предварительной договорённости с Давлатом ГАЗ-66 нас ждал у троса. Мы договаривались на 11:00 и похоже машину пригнали вовремя, а вот мы спустились к тросу только к 12:25, закончили переправу в 13:30. Зная менталитет Таджиков, мы осознанно заказали машину несколько раньше, чем успевали спуститься + утром увлеклись просмотром шахт на базе геологов. В 13:45 загрузились в шишигу, в 15:00 приехали в Поймазар.

В Поймазаре мы дождались водителей джипов Давлата и выехали в 16:20. В пос. Ванч останавливались отксерить документы и для короткого набега по магазинам. Остановились примерно на час поужинать, и в 7:00 прибыли в Душанбе.

Таким образом выезд от тросовой переправы в Душанбе занял 17 ч грязного времени.

Перелёт в Москву из Ташкента оказался более чем в 2 раза дешевле, чем из Душанбе, поэтому погуляв и отмывшись в Душанбе, на следующий день в 7:00 мы выехали на двух машинах Давлата в сторону Ташкента. В 12:10 прибыли на границу с Узбекистаном. Здесь нам сделали экспресс-»тест» на Covid: для взятия пробы использовались ушные палочки, параллельно печатали справку. Т.к. пограничники не обременены диагностическим оборудованием, весь процесс от оплаты (700 руб) до получения справки занял около 3 мин. Обладателям qr-кодов с сертификатов прививок можно было не сдавать «тест», qr-код при этом не считывался. В 13:15 загрузились в узбекское такси и в 14:30 уже были в аэропорту.

Расходы

Переезд Душанбе-Савноб (группа)

420$ за 1 джип от Давлата

Переезд Вовы Ремеза

Душанбе-Хорог - 300 сомони, пассажиром в катафалке Хорог-Савноб - 1000 сомони за джип

Ночёвка в киш. Дех на заезде

40 сомони с человека: общая комната с матрасами

Ночёвка в Савнобе (Stay House Мулька)

80 сомони с человека в день: общая комната с матрасами, душ, чай

Перелёт Ташкент-Москва

29 004 р.

Перелёт Москва-Душанбе

21 283 р + доп.багаж 4 000 р.

Трансфер (туда, обратно, от троса, до Ташкента)

22 000 р

Еда в поход

21 000 р (не считая КП)

Страховой полис

~ 7000 р

Проживание и еда в Тадже

5 000 р

Доп. услуги (документы, ослы, паковка багажа, etc)

4 500 р

Аптечка

2000 р

Связь

0.6

700 рублей

Личные траты на снаряжение к походу

не поддаются разумному подсчёту

Связь

Обычная мобильная связь есть:

В пос. Савноб (звонки и СМС, только мегафон, МТС не работает, интернета нет). В пос. Поймазар (звонки и СМС, мегафон)

На протяжении всего маршрута мобильной связи нет.

Каждый день с мест ночёвок мы отправляли СМС со спутникового телефона Thuraya XT. Связи не было всего 1 раз: на ночёвке в д.р. Абдукагор у базы геологов Дальнее. Причём у самих шахт связь есть.

Сведения о походе

Сроки проведения

18 июля - 11 августа 2021 года

Максимальная высота

6229 м (пер. Паустовского)

Количество участников

7 человек на заносе заброски, затем 6 человек

Маршрут утверждён

МКК ФСТ-ОТМ 1/7-00-56666552 в составе Ярошевский А.Э., Зеленцов Д.Ю., Кодыш В.Э.

Маршрутная книжка

№ 11/3-506

Список участников похода

Участник

Тур. опыт

Обязанности в группе

Мартьянов Артем Константинович

5 ГУ - Каракорум 2018, 4 ГР - Фаны 2016, КМС, инструктор, высотный опыт 7134 м.

Руководитель, фотограф

Вашуров Илья Михайлович

4 ГУ - Заалайский хребет 2019,

1 с эл. 5 ГУ - ЮЗ Памир 2017, высотный опыт 7134 м.

Снаряженец

Волков Антон Сергеевич

5 ГУ - Ц. Памир 2019, высотный опыт 7134 м.

Медик, реммастер

Филатов Дмитрий Александрович

4 ГУ - Заалайский хребет 2018,

Маттерхорн (3Б) 2015, высотный опыт 5621

Ремез Владимир планово пропускал 4 дня заноса заброски (заканчивал предыдущий поход)

Филатов Дмитрий сошёл с маршрута после 4 ходового дня в пос. Савноб из-за кишечной инфекции и развивающегося отёка лёгких, подробнее см. в разделе Акклиматизация, сход участника.

Зимой нас было 10, Костя Игнатьев и Слава Разумов перетекли в группу Дениса Осина, Костя

Волков был вынужден не пойти из-за срочного лечения, Дима Филатов сошёл с маршрута на пятый день. В итоге маршрут прошли вшестером (рис. 7). Одна из проблем - неоптимальные палатки, у нас была пятёрка (6 кг) и тройка (3 кг). С одной стороны получилось тяжеловато, с другой стороны жить было достаточно комфортно и стало понятно, что на жилой площади не стоит экономить.

Рис. 7. На фото слева-направо: Саша Мартьянова, Тёма Мартьянов, Вова Ремез, Антон Волков, Илья Вашуров, Лена Козачек. На фоне пики Революции и 26 Бакинских Комиссаров.

План-график

Выполненный (все высоты и километраж указаны по GPS)

Участки маршрута

L км

Hmax м

Нноч. м

h

L в зачёт км

16.июл (пт)

Прибытие в Душанбе 16 июля в 4:00 (утра), рейс UT803, оформление документов, выезд в 14:15.

17.июл.

Прибытие в Савноб в 14:50, акклиматизационный выход до высоты 2900

18.июл.

Подъём по д.р. Хабарвивхац до первых ночёвок

10.2

+854 -140

10.2

19.июл.

Спуск к запланированному месту ночёвки, день отдыха

2.4

-68

2.4

20.июл.

Рад. занос заброски на л. Башурвдара

7 (рад)

+142

10.7

26.июл.

Подход под пер. Шалаева, разведка седловины

+628

Подъём на пер. Майи Гантман (2Б, 5387), ночёвка на плато

+740

30.июл.

Перенос лагеря на сед. пер. Снежный (3А, 5679), обработка скального пояса на пик Шверника

3.1+ 0.6 (рад)

+302 151

3.7

31.июл.

Рад. пик Шверника (2Б, 6134) до высоты 5955 м спуск на плато над ледопадом Комарова

0.8 (рад)

-1242

6.7

2.авг.

Днёвка, радиальный спуск за заброской

1.8 (рад)

1.8

3.авг.

Полуднёвка, подъём в долину пер. Оптимальный

1.1

5.9

-79 +446

7.авг.

Пер. Паустовского (3А, 6229)

+482 -278

Полуднёвка, спуск по д.р. Абдукагор до базы геологов Дальнее

-989

11.авг.

Спуск по д.р. Абдукагор, переправа по тросу. Выезд в Душанбе.

+52 -484

12.авг.

Утром прибытие в Душанбе, отдых.

13.авг.

Переезд в Ташкент, вылет в Москву днём.

Итого активными способами передвижения (в зачёт, без коэф.): 157 км

h

L в зачёт км

16.июл (пт)

Прибытие в Душанбе 16 июля в 4:00 (утра), рейс UT803, регистрации, выезд ближе к вечеру.

17.июл.

Заезд в киш. Савноб (600 км, 15-20 часов)

18.июл.

19.июл.

Подъём по д.р. Хабарвивхац

+632

20.июл.

Рад. занос заброски до поворота долины к пер. Оптимальный.

8.9 (рад)

4.3

+1300

29.июл.

Перенос лагеря на сед. пер. Снежный (3А, 5674), радиальный выход в сторону пика Шверника.

2.3+ 0.6 (рад)

31.июл.

День запаса

1.авг.

Спуск через ледопад Комарова до поворота долины к пер. Оптимальный (к заброске)

5.4

Пер. Оптимальный (1Б, 4860), подход под пер. Челябинцев

+895

4.авг.

Пер. Челябинцев (3А, 5458)

+533 -198

5.авг.

Подход под пер. Вертикаль, обработка подъёма

4.5

+440

6.авг.

Подъём на плато пер. Революции

1.6

+570 -20

1.6

7.авг.

Рад. пик Революции (3А, 6940)

2.1

-1730

7.3

12.авг.

Спуск по д.р. Абдукагор, переправа по тросу. Вечером выезд в Душанбе.

-1070

13.авг.

14.авг.

Дорога до Душанбе, прогулки по городу.

15.авг (вс)

Вылет из Душанбе.

Итого активными способами передвижения (с коэф. 1,2): 169 км

Высотный график

Выполненный (все высоты указаны по GPS)

Заявленный

Обсуждение маршрута

Если коротко, то в противоположность суровому Памиру у нас была сильная и слаженная команда, поэтому мероприятие удалось. Ниже подробности о наших целях и успешности их выполнения.

Хотелки

Почему именно Центральный Памир? Пятёрка на Памире - мечта многих горных туристов: рассказы о величии этих гор звучали отголосками ещё с моего первого горного похода на Кавказе 11 лет назад. И вот наконец доросли, набрались опыта, сформировали команду. Изначально цель была сформулирована так:

• уверенно пройти физически простую пятёрку
  • не челночить
  • не носить продукты более чем на 10 дней
  • акклиматизация с малым весом
  • иметь запас по препятствиям для выполнения норматива 5 к.с.
  • сходить на семитысячник

Среди популярных простых семитысячников выбор сразу пал на пик Корженевской (на Ленина половина команды уже была) и очевидным районом казался северо-западный Памир, однако требование не носить большой груз и делать короткие акклиматизационные кольца исключил варианты старта и финиша маршрута где либо, кроме долины Муксу (пос. Девшар). Подготовка маршрута продолжалась несколько месяцев, однако уложить пятёрку в таком варианте удавалось с трудом: вариаций движения было мало. Осознание тесноты района наступило в апреле 2020 одновременно с первым локдауном в России. Через месяц было принято решение о переносе сроков похода на год вперёд.

Дополнительное время использовали на обзор Центрального Памира и были приятно удивлены. Глобально в район похода можно забрасываться/выбрасываться из четырёх долин:

На юге: долины Хавраздара и Хабарвивхац (заезд через Савноб)

На северо-западе: долина Абдукагор (заезд через Поймазар)

На северо-востоке: долина Танымас

Причём на маршруты со стартом/финишем почти во всех комбинациях можно найти описания. Бонусом района является отсутствие необходимости в вертолётной заброске, а в работу МАЛа на северо-западном Памире в условиях пандемии мы не верили.

Проведя небольшой метаанализ отчётов и нанеся все нитки на карту мы пришли к таким выводам:

Половина всех маршрутов в районе начинается заносом забросок по долине Абдукагора, потом делает кольцо из низовий в верховья Федченко и спускается обратно в Абдукагор. Такие маршруты часто не предполагают восхождение на пик Революции, однако есть и варианты с пересечением Язгулемского хребта и спуском на юг.

Есть несколько описаний сильных духом и телом групп, которые начинали маршрут в долине Танымаса челноком. В целом, там можно начинать маршрут и с адекватным весом, если предварительно сделать заброску с юга, но километраж придётся намотать в любом случае солидный. Пилообразный акклиматизационный график с таким началом мне нарисовать не удалось.

Есть варианты начала маршрута с юга, причём красивое окончание можно завернуть как в долину Танымаса, так и в Абдукагор, на них мы и остановились.

Итак, к нашим целям добавился пик Революции (6940 м), желание посмотреть верховья

Федченко и заканчивать не там, где начинали. Вариант нитки был вдохновлён маршрутами Ильи Овчинникова 2013 и Шкилёва Виталия 2017, но с рядом доработок. Например идея заброски продуктов по д.р. Хабарвивхац расширена на радиальный трёхдневный выход с двумя ночёвками в одном месте для смягчения акклиматизации. Потенциальная возможность заброски в долину Хавраздары с осликами использована для одновременного заноса продуктов на первую и вторую части маршрута.

Трудность маршрута

Маршрут соединяет две больших долины: Бартанг на старте (юг) и Абдукагор на финише (северо-запад), простейший путь в нашем варианте (даже заявленный запасной вариант) лежит через перевал выше 6000 м. Наверное в такой линейности и безаппеляционности и состояла изюминка маршрута. В целом, пройденный вариант соответствует сильной пятёрке на границе с шестёркой. Например, одна замена пер. Паустовского (3А, 6200) на соседний пер. Вертикаль (3Б, 6000 с определяющей стороной на спуск) повысила бы категорию похода.

За пару недель до вылета я оценивал вероятность успешного прохождения маршрута не более 10. Таджикистан открылся только весной, и до последнего момента не было точно известно пустят нас в страну или нет. Добавляли остроты талибы, которые за неделю до нашего вылета уже контролировали границу с ГБАО. Подкреплялось всё старыми присказками среди опытных туристов, что первый поход на Памире всегда неудачный (теперь я понимаю, почему это так). Для меня это был не просто первый поход на Памире, а ещё и первое руководство пятёркой. Я надеялся, что мы хотя бы сможем добраться до гор, план-минимум: заехать в горы и пройти хотя бы что-нибудь.

Маршрут начался в Савнобе с заноса заброски вверх по долине Хабарвивхац, который дался нам тяжело (подробности см. в разделе «Акклиматизация, сход участника»). С целью восстановления в Пасоре договорились на трёх осликов, которые полностью забрали весь груз на два дня. Первая часть основного маршрута длиной в 4 дня начиналась с оз. Хавраз. Целью здесь была спокойная акклиматизация, разминочная групповая техническая работа. Через пер. Холодный вышли на л. Грум-Гржимайло, затем через пер. Шалаева вернулись к заброске. Вторая часть заняла 5 дней, прошли связку Майи-Гантман + Снежный и сходили на пик Шверника почти до 6000 м, через ледопад Комарова спустились к заброске в долине Хабарвивхац. Заключительная часть маршрута заняла 9 дней: пер. Челябинцев для выхода на л. Грум-Гржимайло, переход через пер. Паустовского в верховья л. Федченко и затем спуск с пер. Ребро в долину р. Абдукагор.

Изменения маршрута относительно заявленного варианта и их причины:

Первый день запаса потрачен на заносе заброски и связан с отравлениями

Второй день запаса потрачен при подъёме на пер. Майи Гантман. Фактически вместо одного ломового дня мы сделали два нормальных. Сыграло три фактора:

группе требовался отдых после пер. Шалаева, поэтому был поздний подъём

трудозатратной оказалась осыпь на обходе ледопада

при выходе на седловину недостаток акклиматизации заставлял двигаться медленно

Третий день запаса был потрачен на дополнительный отдых и разгрузку подъёма под пер. Челябинцев (полуднёвка), благодаря этому в день перед штурмом пер. Челябинцев удалось сделать ещё одну полуднёвку и подробно изучить траекторию подъёма. К этому моменту у группы накопилась довольно серьёзная усталость, а самое сложное было только впереди.

Четвёртый день запаса потрачен на исправление ошибок планирования: подняться на перевальный взлёт Паустовского и пересечь л. Федченко за 1 день нельзя, это два полных ходовых дня До вершины пика Шверника не дошли 130 м. Подъём оказался технически сложнее, чем ожидалось, не хватило верёвок.

Отказ от восхождения на пик Революции был связан со множеством факторов

Пройденная часть маршрута ясно дала понять, что оставшуюся часть маршрута нужно разгружать. Если оставить в планах попытку восхождения и не резать маршрут, то велика вероятность, что усталость перерастёт в предаварийное состояние. Если оставить попытку восхождения и разгрузить маршрут запасными днями, то он по-прежнему останется достаточно трудным и у нас не хватит времени на прибытие в Москву к рабочему понедельнику (тогда, мы уже понимали, что из Душанбе улететь не получится)

гибель Саши Маслова в группе Дениса Осина сильно повлияла на психологическое состояние группы: спортивные цели сменились желанием вернуться домой здоровыми любой ценой. Учитывая все факторы на днёвке было принято решение бросить восхождение на пик Революции продолжить основной маршрут, освободившихся 3 дня использовать для разгрузки графика движения или для поисков Саши.

Если резюмировать впечатления от пройденного маршрута:

• мы посмотрели сразу два огромнейших ледника: л.Федченко и л. Грум-Гржимайло однозначно рекомендуем, словами и фото это не описать
  • долина Хавраздары очень приятная для передвижения, есть набитая тропа долина украшена серией разноцветных озёр и пяти- и шеститысячников по бортам
  • долина Абдукагора - историческое место, стоит посетить
  • долина р. Хабарвивхац нам не понравилась, очень засушливо, есть огромный перегон без воды
  • пик Революции достаточно сложный «семитысячник» как в техническом плане, так и в силу своей удалённости
  • характер пройденных технических препятствий сильно отличается друг от друга, все по-своему красивые и рекомендуются к прохождению, кроме пер. Шалаева

Отдельно стоит упомянуть, что в районе похода находились также группы Андрея Потапенко с 18 июля, Дениса Осина с 11 июля, Максима Назарова с 5 августа и Игоря Болотина с 30 июля. Между группами было налажено взаимодействие через кураторов. Мы оперативно обменивались информацией по заезду, состоянии дорог и ледников.

Акклиматизация, сход участника, болезни

На заезде предполагалось, что наше питание азиатской кухней закончится в Душанбе и дальше начнётся своё. Но усталость и 3 дня перекусов взяли своё: мы остановились в крупном кафе на Памирском тракте.

Я просил не есть еду без заводской упаковки, но некоторые решили поэкспериментировать с супом, лепёшками и салатом. Пили пиво/сок. В итоге 3 человека подхватили кишечную инфекцию (Саша, Лена, Дима). Никакой корреляции с едой мы не обнаружили, вероятно дело в самой посуде, которую моют чуть ли не в Пяндже. Основные жалобы у Димы были на тяжесть в желудке, сначала думали, что это из-за тряски в дороге. У Саши/Лены на заезде никаких симптомов.

Я начал ощущать высоту ещё в машине (~2300 м, отдышка, лёгкая головная боль). Маршрут начинался в пос. Савноб на высоте 2700. В день заезда часть группы разведала начало тропы до высоты 2900.

Здесь сразу хочу упомянуть, что Дима Филатов, у которого уже случался 2 раза отёк лёгких в Фанах (2014 и 2016), целенаправленно 2 года тренировался к этому походу и находился в идеальной физической форме. Месячный пробег достигал 200 км.

У нас было запланировано нулевое кольцо - занос заброски до ~4000 м с двумя ночёвками в одном месте. Мы оставляли всё техническое и высотное снаряжение в посёлке, заносили продукты на 12 дней. Это должны были быть спокойные деньки. Но:

Вова пропускал акклиматизацию, а к продуктам добавилось несколько бонусных кг раскладки на днёвку и личные заброски с сюрпризами. Мужики удивлённо стартовали с весом в 30 кг.

Дима и Лена жалуются на тошноту/слабость. К месту обеда выходим черепашьим темпом, пережидаем жару.

Тропа вдоль реки не обнаруживается, уходим по конгломерату на верхнюю тропу в обход каньона.

В итоге Диме становится хуже, разгружаем. Верхняя тропа набирает лишних 200 метров до высоты 3500, темнеет, воды нет. Ещё 2 часа с фонариками и мы встаём в приемлемом месте у первой воды на 3400. Скорее всего у Димы уже на тот момент была температура, но у нас не было с собой градусника. В целом хреново было всем. Кормим фильтрумом, на следующий день спускаемся по тропе до 3300 на запланированное место ночёвки и делаем днёвку, т.к. для акклиматизации в первую очередь нужны силы и здоровье. На третий день состояние Димы стабилизируется, радиально заносим заброску до 3700.

Это приводит к резкому и уже необратимому ухудшению состояния Димы, при возвращении в лагерь даже на небольших подъёмах темп падает до уже знакомого мне «высотного», когда длина шага равна длине ботинка. Делаем поправку на то, что Димка голодает с начала отравления, надеемся на улучшение состояния. На четвёртый день состояние ухудшилось, спускаемся в Савноб, Дима идёт без рюкзака, прогрессирует кашель. Шли полный день то, на что была отведена половина. Огромное спасибо Ленке, которая прошла весь путь вместе с Димой. Спасибо Диме, что мужественно всё перетерпел и занёс нам заброску. У остальных отравившихся состояние стабильное: тошнота сразу после еды пропорционально количеству съеденного, боль в желудке, диарея.

В Савнобе нас ждёт градусник, температура у Димы 39, кушать по-прежнему не может. Совещаемся с Костей Волковым, принимаем решение о сходе с маршрута, регистрируем страховой случай. Ночью Дима не может лежать горизонтально, т.к. это приводит к усилению кашля, появляются хрипы. Чтобы не будить остальных Дима выходит покашлять на улицу. Наблюдая всё это иду за пульсоксиметром, сидим аккуратно измеряем показания трижды по очереди (рис. 8).

Рис. 8. Слева мои показания, справа - Димины. Высота 2700.

Делаем укол декса, сообщаем Косте, что нужна срочная эвакуация. Договариваемся на транспорт с хозяином homestay, чтобы Дима уехал вниз завтра при любом раскладе (в итоге он и уехал с местной машиной).

В Москве у Димы обнаружили (узи, гастроскопия) какую-то бактерию в желудке, эрозионный гастрит на фоне отравления. Прописан курс таблеток до сентября. Пищеварение восстановилось только через неделю после возвращения. 2 недели оставалась слабость, спал по 2 раза днём.

После пары ночёвок в районе 5500 (это ещё до нашего высотного кольца) у Ленки появилась сыпь на лице, которую она называет аллергией на холод. Появилась обильнее и раньше, чем обычно. Местное лечение и дополнительная защита помогли, к концу маршрута почти всё прошло. Ещё после перегрузки на заносе заброски на фоне кишечной инфекции обострилась старая неврологическая проблема: что-то вроде спазма диафрагмы. Мешало сделать полный вдох. Хорошо помог диклофенак, через несколько дней прошло.

У Сашки по вечерам на высотах выше 5400 поднималась температура (38-39), появлялся озноб, дрожь, мёрзли ноги. Никаких других симптомов заболеваний не было. Жаропонижающее работало отлично, утром просыпался здоровый человек. Повторялось раза 3-4 независимо от дневной нагрузки.

Раскладка

В этом разделе поделимся опытом и идеями насчет самого главного. Файл с раскладкой можно скачать по ссылке на титульном листе. Про вес

Средний вес на чел/день планировался 500 - 550 гр (без учета индивидуального КП). Но так как бОльшую часть похода мы прошли в составе 6, а не 7 человек, раскладка была увеличенная. Про еду и сублиматы

До похода были протестированы сублиматы разных фирм. Отдали свое предпочтение супам, омлетам и сублемясу от Гала-гала, и ужинам от Organic Food.

Обеды. Холодных обедов было мало, погреть воду на радиаторной кастрюле совершенно не напряжно. Сами супы получались не на воде, а на бульоне с нормальным составом и хорошим разнообразием (даже рассольник был отличный). Расход: 2 пакета по 20 гр на 1 человека. 3 раза ели супы, заботливо высушенные Леной (картошка, цветная капуста, свекла, лук), всем очень понравилось.

Ужины. На высотные ужины была заложена сублимированная продукция Organic Food (ужины Гала-гала чересчур соленые и не очень интересные). Разнообразие большое, качество отличное. Рис в сливках с грибами стал фаворитом. Было протестировано 2 вида карпюра: готовый от Organic Food (тоже со сливками) и самостоятельно собранный из «Картошечки» + сублемясо. Второй вариант больше брать не имеет смысла. Также к ужинам можно добавить различные сушеные соусы (Maggi), отпуск как никак. С собой брали топленое масло: ели только в самом конце похода и на дневке, намазывая на сухари, в остальное время игнорировали.

В 2 заброски были положены пакетики с говядиной и бужениной «Кронидов». Советуем, альтернатива пеммикану.

Завтраки. Это всегда сложная тема. У нас была пропорция 40/60 сладких и несладких завтраков. В сладкие завтраки еще при паковке добавили протеин. Уже в походе поняли, что при клавлении протеину становится плохо и он, возможно, теряет свои свойства + начинает горчить. Протеин - вещь отличная, но лучше добавлять его уже к готовому блюду. Из несладких завтраков хорошо зашли макароны с сыром и сублимированные омлеты. Но сладкая каша, кроме рисовой, шла у всех тяжело. Также плохо шел сыр с утра, если кто-то сохранял кусочки, то днем съедалось охотно.

Вывод: при составлении раскладки над завтраками действительно стоит поколдовать и расспросить группу о предпочтениях/прошлом опыте. С утра жизнь тяжела, это стоит компенсировать :)

Заказ и паковка. Все сублиматы были перепакованы в обычные пакеты для еды и в колготки, хотя мы долго обсуждали. В итоге ничто не пострадало, даже после транспортировки осликами. Продукцию Гала-гала заказывали напрямую у магазина за 3-4 недели до паковки продуктов. Так как заказ был объемный, часть позиций заготавливали специально для нас на производстве в Волгограде и доставляли в Москву. Продукцию Organic Food заказывали в Территории странствий, собрали быстро, все было в наличии. Часть сублематов были не в порционных упаковках, а по 1-2 кг, это дешевле, удобней и меньше мусора.

Остальные продукты были заказаны онлайн, поэтому массовой очной закупки в супермаркете мы избежали. Паковка продуктов была общая, хватило одного полного дня.

В целом, ожидаем, когда machine learning сделает за нас индивидуальную раскладку с расчетом БЖУ и динамическим изменением веса/калорий с учетом акклиматизации и нагрузки в течение дня.

Саша Мартьянова

Снаряжение, топливо

Список снаряжения можно скачать по ссылке на титульном листе.

Бивачное

Sivera Куща (3) - тесноватая для 3 человек, по факту в ней всегда жили двое, что при весе примерно в 3 кг не самый оптимальный вариант. Нет юбки, палатку продувает насквозь, в холодные ночёвки приходилось строить стенки. Дуги внешние, но собирать палатку неудобно.

Redfox Arctic fox (5) - тесноватая для 5 человек, по факту жили четверо. Тяжеловатая (6кг), таскали в трёх частях - тент, палатка и дуги, всё примерно по 2 кг. Из-за больших размеров не всегда было просто найти/подготовить подходящую площадку. Просторная внутри, однако имеет почти круглую форму, поэтому люди по краям касаются стенок в голове и ногах. С надувными ковриками оптимально занять место в палатке практически невозможно. В палатке тепло, даже на леднике не подкладывали ничего на дно, тент и входы палатки практически всегда оставляли хотя бы приоткрытыми. Оттяжек на палатке много, большую часть ни разу не использовали, по ощущениям запас прочности у палатки ещё большой, сильный ветер внутри палатки ощущается только по звуку.

Тент Normal 3 Si - 3 на 5 метров хватало в самый раз, чтобы укрыться всей группой с вещами от солнца или непогоды. Боялись что рано или поздно его порвёт ветром, но за поход с тентом ничего не случилось. В остальном - отличный лёгкий тент.

Две снежных лопаты было вполне достаточно

Верёвки

Две новые статики Lanex 9мм 60м - с пропиткой (TF) и без. На связке всегда использовали ту, что с пропиткой. По ощущениям, верёвки после похода одинаково мягкие. Для дешёвых верёвок (3000 р за бухту) кажется очень неплохо.

Новая динамика Petzl Volta Guide 9мм 60м - дорогая динамика с пропиткой. В процессе похода оказалась сильно длиннее статик, что нужно было учитывать при организации перил и сдёрга. Возможно это произошло после сдёргивания динамики из проушины полиспастом (по неизвестной нам причине конец верёвки застрял в проушине).

Электроника

Брали 3 рации Midland G55XT (3xAAA) - работали хорошо, хотя пару раз просыпались ночью из-за странных звуков - один раз забыли выключить рацию и она ночью разрядилась и громко пищала, а другой раз она была выключена, но трещала пока мы не вытащили батарейки. Включали рации нечасто, в основном на сложных технических участках. Из-за этого использовали всего 2 комплекта батареек за весь поход из 4х запланированных.

GPS Garmin Etrex Legend Hcx и Garmin GPSMAP 64 - старые GPS, порой чудились, произвольно выключались, переставали писать треки и т.п. Посмотрим что в итоге получилось.

Два телефона Thuraya - один был запасной.

Для зарядки брали солнечную батарею Forclaz Trek 900 (3500 руб) и повербанк на 20000 мАч (2000 руб) с раскладной солнечной батареей. Этого вполне хватало на все устройства, что были в группе, если следить за устройствами и вовремя ставить на зарядку. Forclaz Trek 900 за один обед даже в облачную погоду успевала зарядить телефон, часы, аккумулятор фотоаппарата и ещё пару устройств. Powerbank действительно имеет хорошую ёмкость и действительно заряжается на солнце, но довольно медленно, хотя если весь день доставать на привалах, то к вечеру уже хватит на одно-два устройства.

Кухня

Готовили на бензине на горелках MSR XGK. Заправлялись на газпроме в Душанбе, в бутылки добавляли силикогель (нерастворимые шарики). Через 3 ходовых дня вынули из горелок тросики, офигели от того, что они оказались чище, чем в Москве. Через пару недель я из любопытства ещё раз вынул тросики, они не оставляли следов даже на чистой салфетке. Больше с горелками ничего не делали.

Две горелки MSR XGK - новые, в походе работали хорошо, ни разу их не чистили (спасибо силикогелю), ножки целы, рассекатели живы - всё отлично. Насосы MSR периодически смазывали.

Запасную горелку MSR Whisperlite ни разу не доставали.

Мы использовали 2 радиаторных кастрюли и небольшую клаву. Возможно, в будущем можно отказаться от клавы. Всё равно бОльшая часть приёмов пищи не требует клавления.

Кастрюли Primus Eta 3л - отличные кастрюли (жалко, больше не выпускаются), греются довольно быстро, ставили по одной на одну горелку. На 6 человек как раз хватало одной кастрюли для еды, другой для чая (иногда делали ещё одну кастрюлю чая, но почти никогда не допивали её до конца). За поход мы только подклеили армированным скотчем ручки у одной кастрюли, больше ничего с ними не было, разве что крышки немного потрепались.

Автоклав - довольно типичный автоклав на 5 л. На 6 человек хватало в самый раз. Клавили мы не часто (брали много сублематов), в основном просто использовали для замешивания еды, предварительно вскипятив воду в кастрюле. Никаких проблем с клавой не было.

Лавлист длиннее чем обычно был очень кстати - обе кастрюли спокойно вставали рядом, складной экран Экспедиция отлично всё это прикрывал, базальтовую ткань использовали в основном только чтобы на ночь укрыть горелки, в будущем её брать не имеет смысла.

Расход бензина

Изначально считали 90 мл/150 мл в день на человека без топки/с топкой соответственно плюс небольшое округление и запас. На дни запаса считали бензин как на дни с топкой. В итоге получилось 27.5 л бензина на весь поход.

Фактическое потребление было примерно 0.5л - 0.6л в день на группу без топки и 1л в день с топкой на все приёмы пищи (т.е. 0.85 мл-100 мл/166 мл на человека в день). Однако на готовку суммарно ушло всего около 15л.

Причин такого низкого расхода несколько:

• изначально бензина было с запасом: считали по наихудше-возможному сценарию, причём на группу из 7 человек
  • часто находилась жидкая вода там, где мы планировали топить
  • есть дни с холодным обедом (мы не считали их отдельно)
  • не всегда делали две кастрюли с чаем, и не всегда нужна была дополнительная кипячёная
  • вода (в личку участникам)

В общем, бензина оставалось много - часть мы использовали для сжигания мусора, часть для тёплой воды помыться, часть просто сжигали за ненадобностью, что-то оставили местным.

В каждую бутылку с бензином мы засыпали немного силикогеля, который довольно быстро там почернел. Кажется, что это основная причина почему нам ни разу не пришлось чистить горелки.

Ilya Vashurov

Аптечка

Файл с аптечкой можно скачать по ссылке на титульном листе.

Основные проблемы в походе - это отравления и инфекции. В начале похода почти все ели фильтрум по 3-4 табл в день. Крем от солнца взяли с большим избытком, хватило бы 2 тюбиков по 250 г. + у каждого была маленькая помада SPF50. От солнечных ожогов использовали крем пантенол

• (0.5 тюбика). Использовали 6 таблеток от аллергии. Перед сном отлично заходило облепиховое масло
  • (руки, лицо, губы). Из ампул использовали только дексаметазон в Савнобе для Димы Филатова. Использовали несколько таблеток АЦЦ, стрепсилса и пластырь для ранок.

Аптечка была разделена на 2 части: основная, ее носил медик, содержала все ингредиенты и штурмовая (носил помощник медика), в ней находились препараты для первой помощи.

Отдельно от аптечки хранились только ампулы, (в те моменты, когда существовала вероятность их замерзания), соответственно ночью во внутреннем кармане спальника, а днем в кармане пуховки.

Anton Volkov

Ремнабор

Чаще всего использовали армированный скотч и нитки/иголки. Одного рулона скотча хватило с избытком. Нитки нужны прочные, одной катушки вполне хватает, плюс несколько тонких (совсем маленьких катушек). Несколько разных иголок (тонкие, толстые, кривые). Обязательно наперсток.

Мультитул - из него используются практически только пассатижи (можно сэкономить вес если взять мультитул с минимальным набором инструментов, но с пассатижами).

Заплатки - практически никогда не используются, но в этот раз брали очень большой ассортимент. Почти всегда можно заменить их армированным скотчем (оставил бы пару кусочков).

Клей, в этот раз брали большой тюбик резинового и одноразовые тюбики суперклея и поксипола. Я бы наоборот, брал бы большой тюбик суперклея и маленький резинового, поксипол ни разу не использовал. В итоге мы использовали для всего резиновый клей, что было не очень удобно (еще и тюбик протек в ремнабор).

Труба полипр. тяжелая, и при наличии ремкусочков от стоек, или запасных секций для дуг, брать не нужно!

Также использовали стропу (наращивали стропы на кошках у Вовы), использовали один большой запасной фастекс для застежки поясного ремня рюкзака.

Использовали комплект запасных шнурков для ботинок.

Убрал бы из набора кольца для палок (большинство их все равно не использует, ну и не так уж они и необходимы, трещины лучше прощупываются))

С точки зрения упаковки, убрал бы запасную горелку и очки из ремнабора (к ремонту они не имеют отношения, так он будет компактнее, соответственно доступнее в рюкзаке + не будет таким хрупким), а горелку и очки упаковать более жестко, в нашем походе они ни разу не пригодились. Остальную часть ремнабора вроде не использовали, но брать ее нужно!

Anton Volkov

Список ремнабора

Сумка

Моток ПЭТ

Leatherman Wave (отвертки, напильник, надфиль, пила, нож, плоскогубцы, ножницы, консервный нож)

Скотч армированный

Полотно по металлу (пилить гильзы)

Фастекс 50мм 2шт (поясник)

Ткань PU 1м разные кусочки (заплатки куда угодно)

Фастекс 25мм 2шт

Клей Seam Grip (клеит заплатки)

Планка для кошек

Клей Poxipol

Очки

Суперклей 1тб (быстрый мелкий ремонт пластиков)

надфиль 1шт

Проволока сталь 1мм 2м (хомут шланг-штуцер, дуги палаток, петля абалакова, ...)

Насос для горелок

Шкурка (зачистка кожи, резины)

Шланг для горелок

Обрезок велокамеры (резинки, прокладки)

Ремнабор для горелок

трубка полипропилен

Крышки от бутылок 2шт

резинка плоская (шнурки и прочее)

Аварийная горелка

Стропа 25мм 1м (лямки)

гайка болт

Нить капрон тонкая (одежда, тенты)

стропа 10мм

Нить капрон толстая (рюкзаки, обувь)

алюминиевый экран

Резинка круглая (дуги палатки)

стяжки пластиковые

Шило-крючок

шнурки

Наперсток

итого 900 г (без арм.скотча)

Техническое описание

Понятия «правый» и «левый» используются орографически, если не указано иное.

Д.р. Хабарвивхац, занос заброски на л. Башурвдара

Общая информация и рекомендации:

По долине поднимается тропа от пос. Савноб до места слияния рек, вытекающих из ледников Хабарвивхац и Башурвда, весь путь проходит по правому берегу. Основная проблема - участок длиной 10 км без мест для ночёвки между Савнобом (2700) и остатками коша на высоте 3346. Попутно тропа ещё набирает и сбрасывает лишних 150 м в обход конгломератных сбросов, воды нет. В общем запасайтесь водой и аккуратно планируйте ходовое время. Для подхода к л. Башурвдара требуется непростой брод ручья Хабарвивхац, либо обход по леднику с набором порядка 100 м. Низовья л. Башурвдара - сильно зачехлённый бугристый ледник, также малоприятен для передвижения.

Необходимое снаряжение: каски, палки или ледорубы.

Болотин И.В., Московская область, 2019

От киш. Совноб до высоты 3777 м на л. Башурвдара

Ниже описывается радиальный четырёхдневный выход из Савноба вверх по долине для заноса заброски. Все 4 дня погода отличная: ясно, сухо, жарко. 21.07

В Савнобе подъем дежурного в 5:00, общий в 5:30. В 7:10 выходим из гостевого дома. Попасть в д.р. Хабарвивхац можно двумя способами: по автомобильной дороге вдоль р. Бартанг затем по крутому склону вверх в д.р. Хабарвивхац, либо по тропе косым траверсом вверх в направлении входа в долину сразу из посёлка. Из описаний мы знали, что второй вариант предпочтительнее, поэтому выбираем его (рис. 9).

Рис. 9. Начало верхней тропы из пос. Савноб в д.р. Хабарвивхац.

Путь начинается по дороге, по которой мы приехали в Савноб, на первом же серпантине сворачиваем на тропу на восток. Тропа хорошо набита и размечена турами, идет параллельно р.Бартанг косым траверсом склона с набором высоты (рис. 10).

Рис. 10. Начало верхней тропы из пос. Савноб в д.р. Хабарвивхац.

Через пару ходок тропа выходит на плато, идти комфортно (рис. 11).

Рис. 11. Верхняя тропа из Савноба в д.р. Хабарвивхац.

Черех 1 ч 20 мин ЧХВ (от Савноба) плавно поворачиваем в долину Хабарвивхац. На повороте есть смотровая площадка, обозначенная двумя столбами сложенными из камней. Отсюда открывается вид на слияние р. Кудара и р. Муграб (рис. 12).

Рис. 12. Смотровая площадка у входа в долина Хабарвивхац.

В момент поворота в долину тропа раздваивается: основная уходит дальше наверх и есть ответвление вниз к Бартангу (рис. 13).

Рис. 13. Развилка троп на выходе из д.р. Хабарвивхац.

Сама р. Хабарвивхац находится в глубоком каньоне с отвесными стенами, движемся по набитой тропе по правому берегу. В одном из мест тропа достаточно близко проходит к каньону, двигаться нужно с осторожностью (рис. 14).

Рис. 14. Нижняя развилка троп в д.р. Хабарвивхац.

На первом траверсе осыпного склона тропа раздваивается (точка FORK1 38.3430 72.4426 2937 м), проскочить развилку очень легко, половина группы даже не заметила верхнюю тропу. Время уже к 11, мы хотим переждать жару и пополнить запасы воды, поэтому спускаемся по нижней тропе к зелёным оазисам в надежде найти место для обеда. На обратном пути мы узнаем, что верхняя тропа частично разрушена и пройти по ней нельзя. Нижняя тропа спускается к реке, траверсируя конгломератный склон, двигаться страшновато, иногда приходится подбивать ступени. Не доходя метров 300 до реки, на тропе есть большой камень из под которого слабо течёт вода, воду набирать неудобно, рюкзаки можно поставить только на саму тропу к тому же место камнеопасное. В 11:37 встаём на обед у второго родника рядом с огромным камнем и берёзами не доходя метров 100 до р.Хабарвивхац, мест для ночёвок нет, обедаем на склоне (рис. 15).

Рис. 15. Родник в нижней части д.р. Хабарвивхац.

Палатку тут поставить негде, везде довольно крутой склон. Эти два родника - единственная вода до нашего места ночевки. Во время обеда просматриваем путь выхода на верхнюю тропу, поскольку нижняя заканчивается в березках через 100 метров. Решаем подниматься по кулуару, который находится за березовой рощей выше по течению Хабарвивхац.

В 14:35 выходим с места обеда и движемся по намеченному пути. Подъем по кулуару занял 45 минут ЧХВ. Кулуар мерзкий, конгломератный. Движение плотной группой в касках (рис. 16).

Рис. 16. Кулуар, выводящий от родника на верхнюю тропу.

В 15:50 выходим на верхнюю тропу h=3050 м (рис. 17).

Рис. 17. Кулуар, выводящий от родника на верхнюю тропу.

После выхода на из кулуара группа разделилась по интересам. Те, кого настигло отравление и горняжка, пошли медленнее, остальные побыстрее. Тропа очевидная, держим связь по рациям, обмениваемся gps-координатами. Вначале тропа траверсирует склон, затем обходит два конгломератных сая, забирая вверх. Вскоре тропа уходит ещё дальше от реки, забираясь на склон серпантином (рис. 18).

Рис. 18. Верхняя тропа в д.р. Хабарвивхац.

Набрав высоту 3554 м (точка TOP-TRAIL 38.3632 72.4354 3554 м), тропа пологим траверсом спускается обратно к реке (рис. 19).

Рис. 19. Верхняя тропа в д.р. Хабарвивхац.

В 20:00 первая часть группы дошла до ручья (рис. 20, точка WATER 38.3740 72.4324 3421 м). Через час Дима в сопровождении Лены подтянулись к ручью.

Рис. 20. Ручей на верхней тропе в д.р. Хабарвивхац.

Рядом с ручьём палатку поставить негде, но в 150 метрах далее вверх по долине есть выполаживание с остатками разрушенного коша (без воды). В итоге поужинали у ручья и переместились на место ночевки у коша (точка CAMP1 38.3753 72.4332 3414 м). 23:00 отбой.

Неспешно встаем после вчерашнего подвига, собираемся и выходим в 8:12 без завтрака, поскольку хорошие места с водой не далеко. Движемся по очевидной пологой тропе с локальными сбросами. В 9:57 проходим точку слияния верхней и нижней троп (точка FORK2 38.3914 72.4306 3342 м). Через 1 ч 20 мин ЧХВ от места ночёвки в 10:13 выходим к роднику, миновав большой кош.

Здесь большие ровные площадки разной степени унавоженности. Ставим лагерь (рис. 21, точка CAMP2 38.3943 72.4292 3346 м). Полудневка. Просматриваем дальнейший путь, ищем место брода ручья в глубоком русле прямо за лагерем.

Рис. 21. Хорошее место ночёвки в д.р. Хабарвивхац на высоте 3346. 23.07

Подъем дежурных/группы 4:30/5:00. В 5:38 выход. Оставляем лагерь и с заброской на третью часть маршрута отправляемся вверх к леднику Башурвдара. Через 5 минут по тропе подходим к броду через ручей, который стекает из района пер. Молочный. Ручей можно перейти по камням с риском промочить ботинки, кто-то бродит в тапочках (рис. 22, точка FORD2 38.3953 72.4281 3355 м).

Рис. 22. Брод ручья из под пер. Молочный (фото на обратном пути).

Следующий ручей из цирка пер. Осенний и пер. Первоклассница оказывается пересохшим. Продолжаем движение по тропе, тропа менее очевидна. В 6:50 проходим завал крупных камней по тропе размеченной частыми турами (рис. 23).

Рис. 23. Брод ручья из под пер. Молочный (фото на обратном пути)

В 7:41 выходим к правому притоку реки Хабарвивхац, который нам надо пересечь, отсюда уже просматривается выход на л. Башурвдара (рис. 24).

Рис. 24. Район слияния рек Хабарвивхац и Башурвдара.

По описаниям мы знаем, что приток обходится по л. Хабарвивхац. По спутниковому снимку находим возможное место брода на разливах, т.к. нам всё равно по пути решаем посмотреть (рис. 25, рис. 26). ЧХВ от места ночёвки до брода 1 ч 20 мин, точка FORD1 38.424130 72.436090 3449 м.

Рис. 25. Брод реки из л. Хабарвивхац.

Рис. 26. Место брода р. Хабарвивхац.

Переправляемся через 4 рукава в касках и с палками за 20 мин. Последний рукав оказывается самым глубоким, девушки переправляются стенкой в паре с парнями, выставляем гимнастическую страховку в метре ниже по течению.

Через 5 минут после брода проходим в кустах чистый ручей и место под палатку, затем еще несколько чистых ручьев с площадками под 3-4 палатки (рис. 24, рис. 27, точка Overnight place 1 38.4280 72.4392 3490 м).

Рис. 27. Хорошие ночёвки под л. Башурвдара.

Вылезаем по остаткам тропы через кусты на песчаный правый берег реки. Еще через полчаса ЧХВ проходим пыльные площадки с мутной водой на берегу реки. От них начинаем подниматься наверх в касках по правой боковой морене ледника (рис. 28).

Рис. 28. Язык л. Башурвдара.

Вылезаем на зачехленный язык ледника с фрагментами мертвого льда и начинаем лавировать между ними, придерживаясь правого борта. Покрытие неприятное, крупные живые камни, воды нет. В 11:25 находим ручей и останавливаемся на обед в точке HIDE FOOD 1 38.4448 72.4496 3777 м.

ЧХВ от места ночёвки 3 ч 34 мин. Закапываем заброску (рис. 29).

Рис. 29. Низовья л. Башурвдара, место заброски.

Переждав жару, в 13:20 начинаем спуск в лагерь. С ледника спускаемся, ориентируясь по треку. Обратно переправиться вброд через р.Хабарвивхац не представляется возможным, поэтому сворачиваем к леднику Хабарвивхац в 15:30. За три ходки по 10 минут обходим приток по языку ледника (рис. 26) и спускаемся вниз вдоль ручья в кармане правобережной морены к неявной тропе(рис. 30).

Рис. 30. Язык л. Хабарвивхац.

Обход по леднику непосредственно над местом вытекания ручья камнеопасен, поэтому приходятся подняться выше и обойти участки открытого льда. Движение группы крайне медленное, поскольку несколько человек догнало отравление, у Димы сорвана акклиматизация. На тропе делимся на 2 группы, первая возвращается в лагерь по пути подъёма в 18:30, вторая в 19:30. На обратном пути ниже каменного завала случайно спускаемся к реке и замечаем в каньоне р.Хабарвивхац каменную пробку (рис. 31).

Рис. 31. Каменная пробка в каньоне р. Хабарвивхац ниже слияния с р. Башурвдара.

Для переправы по пробке может потребоваться страховка: левый край камня сильно наклонён, а внизу глубокий каньон с бурным потоком.

День спуска в Савноб. Движение группы сильно замедлено болеющим Димой. Подъем дежурных/группы 4:30/5:00. В 6:10 выход. В 12:20 неожиданно обнаруживаем глубокий конгломератный каньон выше слияния верхней и нижних троп (рис. 14). На пути вверх мы обошли этот участок по нижней тропе. Траверсировать конгломератный кулуар без страховки опасно, крутизна склонов 45о, ширина порядка 100 м. (рис. 32).

Рис. 32. Конгломератный кулуар на месте верхней тропы в д.р. Хабарвивхац.

Плотной группой в касках сползаем по осыпному склону слева от каньона на нижнюю тропу. В 14:10-15:00 устраиваем обед в тени большого камня вблизи выхода из долины Хабарвивхац, кипятим запасенную воду. В 17:30 спустились в Савноб, где нас уже 2 дня ждал Вова.

Пер. Холодный (1Б, 4694), д.р. Хавраздара

Общая информация и рекомендации:

Перевал Холодный (4694, 1Б) расположен в Язгулемском хребте, соединяет ледник Грумм-Гржимайло (на западе) с ледником Холодная Стена (на востоке). Седловина перевала шириной более 900 м, по большей части покрыта ледником. Наибольшая зафиксированная GPS высота находится на восточной части седловины - 4694 м, на западной части седловины есть много выровненных площадок у озера, там высота 4658 м, что соответствует данным указанным в классификаторах и на картах.

Перевальный взлёт с западной стороны осыпной, в верхней части есть небольшие снежники. С восточной стороны - пологий ледовый склон, граничащий с осыпью. Перевал заложен в маршрут для прохождения акклиматизационного кольца, но красотой не обделен: озеро на перевале, невероятный вид на ледник Грумм-Гржимайло и его притоки, и на вершину Холодная Стена (5947).

Перевал соответствует Памирской 1Б: тяжело, долго, далеко, высоко, но верёвки не нужны. В целом можно ходить в сильных походах 2 к.с. Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки. Мы предлагаем повысить высоту перевала в классификаторе до 4694 м.

Долина р. Хавраздара рекомендуется к посещению. Здесь есть на что посмотреть, путь проходит по набитой тропе через серию озёр, много хороших мест для ночёвок.

От киш. Пасор до спуска на л. Грум-Гржимайло

После бурного вечера с принятием решения о сходе Димы с маршрута делаем поздний общий подъём, и к 10:20 переезжаем в Пасор (см. раздел «Трансфер и документы»). На завтрак макароны с пармезаном и вареные яйца (купили в гостевом доме). Погода весь день прекрасная, сухо и жарко. Первые 4 дня были физически перегружены, поэтому решаем сбалансировать нагрузку и не нести самостоятельно заброски на второе и третье кольца. Через водителя договариваемся насчет осликов, которые поднимутся с нами по долине реки Хавраздара. Лучше это делать заранее, например, накануне, так как у местных есть своя приоритезация: кто следующий на очереди предоставляет своих осликов.

Кишлак Пасор, судя по очеркам, существует довольно давно. Зеленый оазис с аккуратными и не очень домиками. Нас подвозят на полянку, где ожидает группа местных разных возрастов.

Выгружаем рюкзаки из машины и параллельно начинаем торговаться насчет осликов (рис. 33).

Рис. 33. Торг насчет осликов в Пасоре.

Изначальное предложение: 30К рублей за 1 осла с погонщиком. Оставляем мужиков думать и перемещаемся в тень больших деревьев к арыку на обед. Через полчаса подходит главный, еще пару минут на обсуждение и стоимость падает до 200$ за трех осликов с сопровождающими за 2 ходовых дня. У каждого ослика по 2 рюкзака + сумка с заброской (рис. 34).

Рис. 34. Выход из Пасора в д.р. Хавраздара.

В 12:35 выходим из поселка по левому берегу реки, через 15 мин переходим р. Хавраздара по мосту рядом с ГЭС. На правом берегу тропа пересекает водосброс, прыгаем по большим камням с гимнастической страховкой, ослики проходят ниже прямо по воде (рис. 35).

Рис. 35. Переправа через водосброс на ГЭС в д.р. Хавраздара.

Далее явная тропа всё время до оз. Хавраз поднимается по правому берегу. Идём налегке, стараемся не отставать от осликов (хотя бы не терять их из видимости) привалы делаем редко (3 привала за весь перегон до ночевки). В 13:10 проходим хорошие места для стоянок: ровно, просторно, рядом чистая река (рис. 36, 35 мин ЧХВ от Пасора).

Рис. 36. Стоянки в д.р. Хавраздара ниже скального прижима.

В 13:40 проходим скальный прижим (точка ROCK SLOPE 38.4214 72.5902 3101 м). В отчетах писали, что в дождливые сезоны участок может быть труднопроходимым. Нам повезло, уровень воды низкий: половину проходим по скальной полке, другую часть по воде, кроссовки остаются сухими (рис. 37).

Рис. 37. Скальный прижим в д.р. Хавраздара.

В отличие от д.р. Хабарвивхац, тропа в д.р. Хавраздара довольно равномерно набирает высоту, есть доступ к воде и больше площадок для комфортных стоянок с родниками (рис. 38).

Рис. 38. Тропа в д.р. Хавраздара.

В 15:30 проходим мощный родник в рощице, вода питьевая (точка SPRING 1 38.4553 72.6043 3336 м), ночевать здесь неудобно. В 16:15 встаем на ночевку на ровных стоянках рядом с рекой и родником в кустах (рис. 39, точка CAMP5 38.4693 72.6152 3432 м). Ходить без рюкзаков - приятное занятие! Половина группы спит в палатке, другая половина под тентом.

Рис. 39. Место ночевки в д.р. Хавраздара.

Подъем дежурных/группы в 4:00/4:30. Неспешно собираемся, грузим рюкзаки и в 6:12 выходим. Через 500 м переходим по мосту из веток и камней через ручей, стекающий из цирка пер. Каменных Химер (рис. 40).

Рис. 40. Мост через ручей, стекающий из цирка пер. Каменных Химер.

В 7:03 проходим мимо следующих стоянок с родником. Привалы делаем редко. Тропа набитая, не теряется (рис. 41). В 7:35 проходим мимо поляны покрытой мхом и десятками родников.

Рис. 41. Тропа в д.р. Хавраздара, поляна в родниках

В 8:30 становится видно ледопад в ущелье пер. Майи Гантман, мы продолжаем подъём по тропе и в 9:18 доходим до ручья, где планировали оставить заброску на второе кольцо (рис. 42, точка CAMP10 38.5308 72.6089 3845 м).

Рис. 42. Место заброски на 3 кольцо. Нижняя серия озёр.

3 человека закапывают заброску в ближайших камнях, остальные по тропе поднимаются на ступень долины из старой морены. Чувствуется высота, движемся двумя группами, держим связь по рациям. Тропа идёт между огромных камней и размечена турами. В 10:10 выходим к средней серии озёр, отсюда видно морену, запирающую оз. Хавраз (рис. 43).

Рис. 43. Средняя серия озёр в д.р. Хавраздара.

Тропа теряется. Спускаться к озеру не нужно, наоборот надо уходить вверх по склону перпендикулярно от озера на плато у правого борта долины. С плато становится виден подъем на моренный вал, подпирающий озеро Хавраз (рис. 44).

Рис. 44. Тропа на вал, запирающий оз. Хавраз.

В районе 11 часов начинаем прохождение сильно зачехленного ледника, где теряется тропа, корректируем траекторию движения по трекам предыдущих групп. Посередине каменного поля стоит корова (рис. 45). Возможно, экзистенциальных кризис. Налетает довольно мощный заряд дождя с градом, но сильный ветер уже через 30 мин уносит тучу дальше. В течение 40 минут проходим эту часть пути, перед спуском с вала вновь выходим на тропу. Любуемся видом на озеро Хавраз и на пер. Шалаева (рис. 45).

Рис. 45. Зачехленный ледник, запирающий оз. Хавраз.

Сразу за валом у озера есть зелёная лужайка, однако неясно есть ли там нормальный выход к воде, к тому же она сильно ниже тропы. Решаем продолжить путь по тропе через старое моренное поле на правом берегу озера. Максимальная высота на моренном валу 4132 м. Быстрая часть группы в 12:10 уже на месте ночёвки, остальные движутся медленно (и радуются, что налегке). Дожидаемся осликов и в 12:15 начинаем спуск с вала по тропе.

Через 45 мин моренное поле заканчивается конгломератный спуском, есть тропа, на которой умещаются коровы, но не умещаются ослики с вещами. Погонщики расширяют тропу (рис. 46).

Рис. 46. Героический спуск по конгломерату.

В 13:10 все в сборе на прекрасных стоянках у озера (рис. 47, точка CAMP6 38.5660 72.6032 4029 м).

Рис. 47. Стоянка на оз. Хавраз.

Лагерем можно встать практически по всей правой стороне озера, мест много. Расплачиваемся за осликов, обедаем (вода из озера), оставшееся время стираем, играем в карты, болтаем, акклиматизируемся, любуемся пиком Пасор на закате.

24.07 (ЧХВ 2 ч 55 мин)

Подъем дежурных/группы в 4:00/4:30. Тепло, небо ясное, в 6:30 начинаем обход озера по тропе по западному берегу (рис. 48).

Рис. 48. Правый берег оз. Хавраз.

К 7:13 доходим до разливов (здесь отличные места для лагеря, 45 мин ЧХВ от м.н.) и продолжаем движение по тропе по правому берегу реки (рис. 49).

Рис. 49. Ручей выше оз. Хавраз.

Тропа забирает немного выше по склону, срезая поворот долины, далее траверсирует травянисто-осыпной склон над рекой (рис. 50).

Рис. 50. Поворот от озера Хавраз к разливам.

В 8:52 спускаемся по тропе обратно к реке (река мутная) и роднику с питьевой водой (точка SPRING 4 38.6088 72.6166 4122 м, 1 ч 43 мин ЧХВ от м.н.). Переходим реку по камням в месте разлива без особых трудностей (рис. 51).

Рис. 51. Место брода и дальнейшего движения по левому борту.

После переправы целимся в левый карман морены: часть группы идет вдоль чистого многоступенчатого ручья, другая часть сразу после разливов забирает немного вверх от ручья на зелёный луг. Находимся в постоянной видимости, встречаемся через две ходки и продолжаем движение по карману морены, идти здесь приятно, встречается чистый ручей из под камней (рис. 52, точка SPRING 3 38.6182 72.6059 4262 м).

Рис. 52. Левый карман морены л. Холодная стена.

В 10:30 выходим к озеру в кармане морены, обходим озеро справа по ходу по травянистому склону (рис. 53).

Рис. 53. Озеро в левом кармане морены л. Холодная стена.

Принимаем решение не уходить из этого прекрасного места и в 10:34 встаем на полудневку на полянке у озера с видом на вершину Холодная стена (5947 м), точка CAMP7 38.6187 72.5981 4286 м, 3 ч 5 мин ЧХВ от м.н. Оставшуюся часть дня отдыхаем, стираемся, акклиматизируемся.

Первопрохождения Холодной стены были совершены в 1980 году сразу 4 группами. Самый простой маршрут - по гребню с пер. Холодный. Самый сложный - прямо по центру стены за 18 дней.

Раскладка 200-300 гр. ИТО, сидяче-висячие ночёвки, битые верёвки. Какое-то восхождение-самоубийство. Здесь можно подробнее почитать об этом героическом последнепроходстве http://www.alpklubspb.ru/zm/zm50.htm

После обеда часть группы выходит для акклиматизации на 100 м вверх по осыпному склону до локальной вершинки, планируем дальнейший путь в сторону пер. Холодный, делаем фото (рис. 54, рис. 55).

Рис. 54. Место ночевки у озера и ледник Холодная стена.

Рис. 55. Путь движения к пер. Холодный.

25.07 (ЧХВ 7 ч 1 мин)

Подъем дежурных/группы в 3:30/4:00. В 5:16 продолжаем движение по левому карману ледника. Местами появляются снежники, которые ускоряют движение (рис. 56).

Рис. 56. Левобережный карман морены л. Холодная стена.

В 7:30 выходим на локальную седловину в морене, откуда становится виден перевальный взлет (рис. 57, 2 ч 20 мин ЧХВ от места ночёвки).

Рис. 57. Восточный перевальный взлёт пер. Холодный.

Здесь приходится сбросить высоту: обходим короткий крутой участок снежника справа по ходу по осыпному склону в касках (рис. 58). Под склоном небольшое озерцо, рядом можно комфортно заночевать (точка Overnight place 5 38.6240 72.5657 4567 м).

Рис. 58. Вид в долину с восточного перевального взлёта пер. Холодный.

Через 2 ходки (24+18 мин) по краю пологого ледового склона выходим на восточную часть седловины пер. Холодный. Примерно здесь и находится высшая точка, которую необходимо перевалить при прохождении перевала (точка TOP-TRAIL2 38.6259 72.5550 4694 м). В 8:45 начинаем пологий спуск по покрывающему седловину леднику на запад. Ледник присыпан тонким слоем снега. Движемся по следам друг за другом, первый зондирует путь палками, закрытые участки обходим (рис. 59).

Рис. 59. Движение по леднику к перевальному озеру.

Озеро проще обходить с юга по леднику, однако мы хотим поискать старый тур, поэтому обходим озеро с севера по осыпному полю (рис. 60).

Рис. 60. Озеро на западной части седловины пер. Холодный.

В 9:46 выходим на западный край озера с множеством площадок под палатки, здесь даже собран каменный стол с сиденьями вокруг (точка HOLODNY PASS 38.6286 72.5463 4658 м, 3 ч 58 мин ЧХВ от места ночёвки). Тур так и не нашли, собрали свой на большом камне рядом со столом (рис. 61).

Рис. 61. Стоянки и тур на пер. Холодный.

Красиво со всех сторон и необычно. Мы же съедаем крошкообразный белый перевальный шоколад и в 10:15 начинаем спуск в сторону л. Грум-Гржимайло по правому берегу ручья, вытекающего из озера (рис. 62).

Рис. 62. Начало спуска с пер. Холодный на запад.

Переходим на левый берег. Русло ручья становится круче и глубже, уходим небольшим траверсом по сыпухе левее по ходу. Пересекаем пару небольших снежников и возвращаемся на осыпь. Движемся в касках, самостраховка ледорубами (рис. 63).

Рис. 63. Начало спуска с пер. Холодный на запад.

Осыпной склон становится круче, и формирует небольшие ступеньки: каждая - отличная смотровая площадка. Движемся по линии падения воды, пока не показывается явный скально-осыпной гребень и озеро (рис. 64).

Рис. 64. Спуск с пер. Холодный на запад, синим (слева) альтернативный путь.

Посмотрев в обе стороны от гребня, решаем спускаться правее: там крутой участок сыпухи короче, хотя можно спускаться и левее. Отсюда же видно, что спускаться с седловины по ручью не стоит, он обрывается небольшими водопадами в грязный снег, забросанный камнями. Крутой участок осыпи проходим плотной группой и, пересекая небольшой кусок снега, выходим на то ли морену, то ли осыпь в основном русле перевального взлёта (рис. 65).

Рис. 65. Западный перевальный взлёт пер. Холодный, синим (справа) альтернативный путь.

Двигаться здесь неприятно, камни покрыты песком и все живые, накладывается усталость, высота и жара. По линии падения воды спускаемся к чистому озеру треугольнику к 11:25 (рис. 66, точка Overnight place 4 38.6328 72.5364 4398 м, 59 мин ЧХВ от перевального тура). Останавливаемся на борщ и сиесту, солнце жестоко.

Рис. 66. Озеро в кармане правобережной морены л. Грум-Гржимайло под пер. Холодный.

Ночевать здесь можно, но придётся строить площадки, камни довольно крупные. Во время сиесты проводим разведку выхода на ледник. Выйти можно прямо за озером, обходя справа по ходу огромную яму-грязесток (рис. 67). Выше по течению ледник разорван сильнее (рис. 68).

Рис. 67. Выход на л. Грум-Гржимайло.

Рис. 68. Л. Грум-Гржимайло под пер. Холодный.

В 14:00 перелезаем осыпной гребешок за озером и спускаемся к началу ледника, движемся в касках: с борта ледника периодически сползают камни. Ледник открытый и ровный, условно разделён на две части грядой камней с ледовым гребнем, мы прозвали центральную часть шоссе, а правую часть - дублёр. Через полчаса пересекаем «дублер» ледника, ледовый гребень пересекаем через седловинку с пешим заходом с двух сторон (рис. 69). Вообще гребень достаточно крутой, нам повезло сразу найти подходящее место, которое мы выглядывали на протяжении всего спуска с перевала.

Рис. 69. Найдено удачное место для перелаза на основную часть ледника.

Выходим на отлично проходимый открытый ледник - шоссе. К текущей высоте мы неплохо акклиматизировались, поэтому идем бодро (рис. 70).

Рис. 70. Рельеф ледника Грум-Гржимайло. Вершина на горизонте - пик Шверника.

По леднику текут многочисленные ручьи и реки как в аквапарке, кроме того ледник весь в кальгаспорах, ставить палатку негде (рис. 71).

Рис. 71. Одна из рек на л. Грум-Гржимайло.

В 16:45 возвращаемся на морену между основным ледником и «дублером», по основному телу мы обошли зону разломов на дублёре. Только теперь таких каменистых гряд две: на первой ничего интересного не нашли. Отклоняясь ещё ближе к правому борту, выходим на вторую насыпь, находим там ручьи и потенциальную возможность для выравнивания площадок. В 17:29 встаем на ночевку с видом на пик Шверника (рис. 72, точка CAMP8 38.5993 72.5334 4530 м, 2 ч 27 мин ЧХВ от места обеда).

Рис. 72. Место ночёвки на л. Грум-Гржимайло, на вставке - спутниковый снимок.

После захода солнца становится холодно, кутаемся в пуховики, едим кус-кус с фасолью (рис. 73).

Рис. 73. Ночь на л. Грум-Гржимайло, за правой вершинкой прячется пик Революции.

Пер. Шалаева (2Б, 5303), л. Грум-Гржимайло

Общая информация и рекомендации:

Самое главное: не рекомендуем к прохождению, перевал камнеопасен.

Перевал соединяет ледник Грумм-Гржимайло и д.р. Хавраздара. Ледник под перевалом (приток Грум-Гржимайло) нам очень понравился, лавирование между огромными кальгаспорами было интересной и простой задачкой. Перевал односторонний, восточная определяющая сторона перевала - узкий снежник-кулуар крутизной до 45о «зажатый» между двумя скальными склонами. После восхода солнца становится крайне камнеопасен, безопасных траекторий движения нет. Западный перевальный взлёт - пологий снежно-осыпной склон.

Необходимое снаряжение: ледорубы, ледобуры, веревки, кошки, расходные петли и/или кардалеты. В качестве альтернативы перевалу можно рассмотреть первопроход перевала в районе в.5700 (38.58528 72.56135) (см. рис. 74, оригинал по ссылке на титульной странице).

От л. Грум-Гржимайло под пер. Холодный до д.р. Хавраздара

26.07 (ЧХВ 4 ч 42 мин)

Подъем дежурных/группы в 4:00/4:30. В 5:30 выходим (космическая скорость сборов!). Продолжаем движение по леднику без перелаза обратно на основное шоссе, комфортно идти без кошек. Заглядываем в боковую привлекательную долинку с непройденным перевалом (рис. 74).

Рис. 74. Вид с л. Грум-Гржимайло на восток.

В районе 6:40 выходит солнце, можно раздеться (рис. 75).

Рис. 75. Движение по боковой части ледника.

Мы не торопимся сворачивать в сторону ледника, стекающего из под пер. Шалаева, на слиянии зона разломов, которую мы планируем обойти выше по течению. В 7:50 мы напротив слияния, отсюда открывается вид пик Революции (рис. 76, 1 ч 42 мин ЧХВ от м.н.).

Рис. 76. Пик Революции.

Делаем разведку поворота, на слиянии прохода нет (рис. 77).

Рис. 77. Место слияния л. из под пер. Шалаева и л. Грум-Гржимайло.

Проходим чуть выше поворота по л. Грум-Гржимайло, затем круто сворачиваем в сторону борта ледника, чтобы двигаться вдоль разломов. Перелезаем через несколько каменных гряд, разделенных кальгаспорными гребнями (рис. 78).

Рис. 78. Ледовый каньон на л. Грум-Гржимайло выше слияния с л. из под пер. Шалаева..

Наконец становится виден выход на боковой ледник. Вместо моренного кармана здесь зачехлённый ледник, а в месте слияния гигантская черная ледовая воронка, куда безвозвратно скатываются камни и стекает вода с ледников, обходим её справа по ходу (рис. 79).

Рис. 79. Обход зоны разломов и гигантской ледовой воронки.

После воронки переходим на выраженный гребень левой морены ледника, стекающего из под пер. Шалаева. Поднявшись вдоль осыпного гребня, траверсом спускаемся на ледник и выходим на его центр (рис. 80).

Рис. 80. Подъём на ледник из под пер. Шалаева.

Несмотря на грозный вид как со спутника, так и с л. Грум-Гржимайло, на леднике нет разломов, только кальгаспоры, которые легко обходятся. Движемся преимущественно по центру. В районе нижней ступени ледника лавируем между открытых трещин отклоняясь к левому борту (рис. 81).

Рис. 81. Первая ступень ледника из под пер. Шалаева.

В 10:45 забираемся на первую ступень ледника, встаем на более менее пологом месте, обедаем, вода из лунок. Вновь сиеста до 13:30, видно вторую ступень ледника (рис. 82, точка lunch place 1 38.5548 72.5437 4938 м, 3 ч 30 мин ЧХВ от места ночевки).

Рис. 82. Вторая ступень ледника из под пер. Шалаева.

Ледник постепенно закрывается, связываемся. На вторую ступень поднимаемся по центру. На высоте 5000 м у Саши резко и сильно начинает болеть голова, даём нурофен, разгружаем, укорачиваем ходки. Забравшись на ступень, в 14:40 сворачиваем в сторону правого борта ледника, выходим вдоль разломов (рис. 83, рис. 84).

Рис. 83. Разломы над второй ступенью ледника в цирке пер. Шалаева.

Движемся по снегу в правом кармане между осыпным склоном и основным телом ледника.

Рис. 84. Двигаемся в сторону морены и перевала.

В 15:10 находим хорошие места на правобережной морене, решаем остановиться здесь на ночевку и не ставить лагерь на леднике под перевалом. Несмотря на высоту под снегом текут ручьи (рис. 85, точка CAMP9 38.5483 72.5572 5158 м, 1 ч 12 мин ЧХВ от места обеда).

В 16:08 Вова и Тёма уходят на разведку перевала (26 мин ЧХВ от лагеря), не испытывают восторга, увидев спуск и разрушенные скалы на самом перевале. Снимают записку Щербакова А.С. 2014, выбирают место для станции и в 17:10 возвращаются в лагерь. На ужин рис со сливками и грибами от Organic Food, пища богов, остановиться невозможно. Ложимся спать, хотя солнце еще освещает палатки. Тихо и поразительно тепло, провожаем закат в одних термухах.

Рис. 85. Лагерь под пер. Шалаева.

Спуск с пер. Шалаева мы изучали в процессе подготовки маршрута (всего 2 описания), а также проходя мимо этого перевала к оз. Хавраз. Поэтому заранее приняли решение, что спуск стоит начинать рано утром до восхода солнца, чтобы успеть преодолеть камнеопасный кулуар.

Общий подъем в 2 часа ночи, сублемированный омлет, выход каждого по готовности с фонариками и в касках. Снег немного смерзся, но все равно на леднике нет никакого наста, ночь была теплая (рис. 85). Под перевальным взлётом собираемся вместе, зигзагами по снежнику поднимаемся к седловине, затем плотной группой выходим на осыпь (рис. 86).

Тактических ход: собрали 1 легкий рюкзак (5-7 кг), с которым уходил последний. Эту же технику мы использовали на следующих препятствиях, чтобы лидер не возвращался за рюкзаком.

Рис. 86. Западный перевальный взлёт пер. Шалаева.

В 4:10 выходим на седловину (точка SHALAEVA PASS 38.5466 72.5621 5302 м, 30 мин ЧХВ от м.н.). Спуск с седловины возможен через скальный камин (рис. 87).

Рис. 87. (a) Седловина пер. Шалаева и северный гребень. Фото с вечера. (b) Станция на гребне. (c) Спуск в камин.

Скалы, формирующие камин, достаточно монолитные, но петлю накинуть некуда. С двух сторон от камина острый гребень из сильно разрушенных скал. Находим с северной стороны гребня несколько цепких зубьев, блокируем их кордалетами и удлиняем точку крепления, чтобы вывести веревку напрямую в камин без перегибов (рис. 87 bc). Страховку осуществляем противовесом с осыпного склона. В 5:25 успешно сдёргиваем первую верёвку.

Вторую станцию делаем правее от кулуара на ледобурах, сдерг через проушину. Третью на ледорубах, снимаем с нижней страховкой.

Погода пасмурная, прямого солнца нет, но как только рассвело начинают сыпать камни. Рельеф неприятный: рыхлый мокрый снег, где-то под ним лед, где-то камни, где-то толстый слой такого же раскисшего снега. Траектория возможного срыва ведёт в основной ледовый кулуар-камнесборник. Поэтому решаем не рисковать и не прекращать перильную страховку. Вова на великолепном энтузиазме лидирует все промежутки и провешивает 8 веревок, примерно 50/50 на ледобурах и на ледорубах (рис. 88).

Как выясняется не зря мы продолжаем движение по перилам, склон прямо располагает к падениям: где-то оголяется лёд, где-то ноги внезапно проваливаются по колено чуть ниже склон становится круче до 35о. Во время прохождения всего снежного участка продолжают сыпать камушки и мелкие смерзшиеся комочки снега, они круто разгоняются на снегу. Выставляем наблюдателей на всех станциях, держим наготове рюкзаки для прикрытия. Иногда на несколько минут выглядывало солнце, тогда непрерывно начинало сыпать уже камнями среднего размера, вся техническая работа на это время прекращалась.

Рис. 88. Траектория спуска с пер. Шалаева.

В 7:41 у нас появилась возможность убраться со снега под скалы слева. Вова дюльферяет последнюю веревку на снегу до грязного ледового кулуара, выбирает наиболее безопасное место перехода через кулуар и прячется за стенкой, защищающей от камнепадов (рис. 89).

Рис. 89. Место пересечения ледового кулуара на спуске с пер. Шалаева.

Выставив наблюдателя, остальная часть группы переходит через кулуар и собирается под стенкой. В 7:57 сдёргиваем последнюю восьмую верёвку с ледорубного креста (рис. 90).

Рис. 90. Последний участок перил с пер. Шалаева через ледовый кулуар.

В 8:10 4 человека продолжают спуск плотной группой по осыпи смещаясь левее по ходу, 2 наблюдателей ждут. Останавливаемся на локальном выступе скал с хорошим обзором склона и меняемся ролями наблюдателей: 2 оставшихся человека продолжают свой спуск и присоединяются к остальной части группы. На снежнике справа камни разгоняются до такой скорости, что вылетают на сыпуху. По центральной части осыпного склона слева тоже летят внушительные камни.

Снимаем кошки, продолжаем движение плотной группой примерно на равном удалении от камнеопасных участков справа и слева. С осыпи выходим на безопасный плоский гребень шириной 2-3 метра, по которому спускаемся через короткий участок конгломерата на горизонтальный снежник в 9:15 (рис. 91).

Рис. 91. Восточный перевальный взлёт пер. Шалаева.

Делаем перерыв, снимаем обвязки, раздеваемся, подкрепляемся, смотрим снизу на пройденный путь и переводим дух. Затем пересекаем снежник в направлении морены (рис. 92).

Рис. 92. Спуск по снежнику к месту обеда

В 10:25 доходим до зачехленной части ледника и встаем на обед около многочисленных рек, вытекающих из ледника. Стираем вещи, моем кошки, скрываемся от дождя.

В 13:50 продолжаем движение по моренным валам ближе к правому склону (рис. 93).

Рис. 93. Продолжение спуска к тропе.

Облака расходятся, появляется солнце, мажемся кремом. Напрыгавшись по морене, выходим на тропу в месте её спуска с вала, запирающего оз. Хавраз, и начинаем скоростной спуск к заброске.

В 16:00 доходим до озёр, откапываем заброску в целости и сохранности, встаем там же на ночевку (рис. 42, точка CAMP10 38.5308 72.6089 3845 м). У нас остается достаточно бензина с первого кольца, для того, чтобы погреть воды на всех и помыться. На вечер зажорный ужин, а с утра старт второго кольца.

Пер. Майи Гантман (2Б, 5387)

Общая информация и рекомендации:

Перевал Майи Гантман - красивый, безопасный и физически трудный переход из д.р. Хавраздара на л. Грум Гржимайло или к пер. Снежный. Перевал снежный, определяющая сторона восточная - снежно-ледовый склон 400 м 35о. Трудность также представляет обход ступени ледопада через осыпную седловину: по ощущениям как ещё один перевал (1Б). Перевал соответствует категории 2Б и рекомендуется к прохождению в походах 4-6 к.с..

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, связочные верёвки, ледобуры.

Описание: Описываемый участок:

Из д.р. Хавраздара до перевальной седловины

28.07 (ЧХВ 4 ч 37 мин)

Подъем дежурных/группы в 4:30/5:00. Раскидываем заброску по людям, дожигаем бензин, доедаем еду, взвешиваем рюкзаки перед выходом: Илья - 31 кг, Антон - 31 кг, Тёма 28.4 кг (но там лежат ботинки), Вова 27.7 кг, Лена 21 кг, Саша 19 кг. В 7:40 начинаем подниматься по травянистом склону небольшим траверсом в сторону долины пер. Майи Гантман, идти комфортно (рис. 42). Склон постепенно сменяется на осыпь, открывается вид на ледопад, поворачиваем в долину перевала. Двигаемся по осыпи вдоль левого борта долины (рис. 94).

Рис. 94. Ледопад в долине пер. Майи Гантман.

Ледопад выглядит грозно и грязно. Путь через ледопад если и есть, то камнеопасен. У левого борта долины есть скальный зуб за которым находится осыпная седловина - это путь обхода ледопада. Проходим большое озеро - прозрачное и аккуратное, возле него можно ставить большой лагерь (1 ч 10 мин ЧХВ от м.н., точка Overnight place 6 38.5229 72.5923 4080 м).

Пробежавшись по осыпному гребешку, выходим на длинный снежник, стекающий с левого борта долины. Начинаем подъём к осыпной седловине в 10:03 (рис. 95).

Рис. 95. Поворот к осыпной седловине в обход ледопада.

К 11:00 становится жарко, находим в скалах на правом берегу ручья широкую полку, останавливаемся на обед (2 ч 20 мин ЧХВ от м.н.). Место защищено от падения камней, с него отличные виды на соседнюю стену и ледопад, но стоять там лагерем, скорее всего не лучшая идея за время обеда ручей из мутноватого окрашивается в густой, коричневый цвет.

В 14:06 продолжаем движение вдоль ручья по правому берегу - стараемся плотной группой, осыпь не слежавшаяся (рис. 96).

Рис. 96. Подъём вдоль ручья к осыпной седловине

Через час склон становится круче, делимся на 3 группы: вдоль скал слева по ходу, по руслу ручья, сбоку по осыпи. Все траектории по своему мерзкие и сыпучие, в русле требуется гимнастическая страховка в паре мест (рис. 97).

Рис. 97. Подъём по руслу ручья к осыпной седловине.

В 15:40 поворачиваем влево по ходу, когда становится видна осыпная седловина. Под седловиной висит снежник, точнее кусок льда. Плотной группой движемся вдоль снежника, периодически пинаем лёд, понимаем что без кошек идти не вариант. Приходится дальше бить ступени в осыпи (рис. 98). В верхней части снежника бьём ступени в снегу 5 м, выходим на седловину в 16:30 (точка PASS4695 38.5197 72.5753 4695 м).

Рис. 98. Снежник под осыпной седловинкой на обходе ледопада.

Отдыхаем, фотографируемся и после этого, увы, приходится сбросить 50 м к леднику (рис. 99). В осыпном кармане между скалами и ледником находим несколько озёр, одно из которых прозрачное - и вокруг него ровняем места под палатки (рис. 100, 4 ч 37 мин ЧХВ от м.н., точка CAMP11 38.5172 72.5725 4646 м).

Рис. 99. Осыпная седловина на обходе ледопада

Рис. 100. Озеро в в кармане морены под пер. Майи Гантман

Вечером читаем сообщение о НС в группе Дениса Осина, звоним за подробностями куратору. Плакали все. Горы в момент утратили всякую романтику и приобрели враждебность, спортивный настрой сменился на желание уйти как можно дальше из этого места. Только вот в Душанбе можно попасть самое быстрое за 4 непростых дня. Мы чувствовали не только горе от утраты и желание помочь, но и почувствовали страх по отношению к себе. По прямой до места аварии всего 30 км. У нас был вариант спуститься по пути подъёма (2 дня), переехать на машине в Поймазар (1 день), подняться на л. Высокий Танымас (2.5-3 дня) и присоединиться таким образом к поискам через 6 дней. Кратчайший путь через горы занимал 6 дней, только вот продуктов у нас было на 4 дня. Оставался вариант движения по маршруту - 8 дней до места аварии, зато по пути мы забирали заброску с продуктами на 12 дней. Был вариант просто сойти с маршрута, т.к. часть группы не видела смысла в его продолжении. После рекомендации МКК продолжить маршрут решили дойти до заброски, чтобы получить немного времени для осознания произошедшего.

Подъем дежурных/группы в 4:00/4:30. Сразу выходим с осыпи на зачехлённый ледник и между разломов выходим на центр ледника (рис. 100, рис. 99). Через 35 мин связываемся, движемся по центру ледника. Трещины обходим слева по ходу, но не вплотную к стене - с неё и вчера, и сегодня сходят лавины. На ступень ледника поднимаемся слева по ходу по снегу. Проблемных трещин нет (рис. 101).

Рис. 101. Подход к пер. Майи Гантман с востока.

Небо застилает облаками, но снега летит совсем чуть-чуть. Пересекаем плато и в 10:05 (2 ч 16 мин ЧХВ от м.н.) начинаем подъём на перевальный взлёт у левого борта долины (рис. 102).

Рис. 102. Восточный перевальный взлёт пер. Майи Гантман

Снег неглубокий, формируются хорошие ступени (рис. 103).

Рис. 103. Характер склона ниже разломов на подъёме к седловине.

Поднимаемся на миниполку под большим разломом, отдыхаем, далее по склону уже без разломов идём зигзагами. Идётся тяжело, чувствуется высота. В финальной части подъёма крутизна склона возрастает до 40о. Движемся по линии падения воды на 3 такта 40 мин, отдыхаем стоя. После выполаживания остаётся ещё метров 100 до седловины, куда мы поднимаемся к 13:12 (рис. 104, точка MAYA GANTMAN PASS 38.5105 72.5465 5387 м).

Рис. 104. Седловина пер. Майи Гантман

На перевале открыто, и соответственно, очень ветрено, 20 минут продолжается пурга, потом снова солнечно. Хорошо видно пер. Снежный и пик Шверника. Лагерь ставим на в подножии осыпного склона гребня вершины 5566 м, во льду удаётся раскопать слабый ручеек жидкой воды, тур не нашли, сложили свой.

Пер. Снежный (3А, 5679), пик Шверника (до высоты 5955 м)

Общая информация и рекомендации:

Пер. Снежный - это один из восьми перевалов, соединяющих л. Башурвдара и л. Грум-Гржимайло. Оба перевальных взлёта - снежный склон 400 м 25о, определяющим препятствием является ледопад Комарова с запада от перевала (описан на спуск). Ледопад красив и безопасен. С седловины перевала открываются прекрасные виды во все стороны, а ещё по гребням можно подняться на два шеститысячника (в. Хавраздара и пик Шверника).

Перевал соответствует категории 3А и рекомендуется к прохождению в походах 5 к.с.

Необходимое снаряжение: ледорубы, ледобуры, кошки, связочные верёвки.

На пик Шверника известно всего 2 восхождения: п/п в 1952 году по юго-восточному склону1 и в 2014 году с пер. Снежный (последнее описание короткое и размытое). При подъёме на пик Шверника с перевала технически сложным является обход скального пояса по снежно-ледовому склону 45о на 2-3 верёвки. При малом количестве снега потребуется страховка также и для выхода на предвершинное выполаживание гребня. Рекомендуем обратить внимание на в. Хавраздара с противоположной стороны перевала (такая же по высоте, но технически проще) в качестве альтернативы пику Шверника. Кстати, записка первопроходцев на пике Шверника всё ещё не снята.

Описание: Описываемый участок:

От пер. Майи Гантман через ледопад Комарова до ледника Башурвдара 30.07 (ЧХВ 2 ч 49 мин до седловины пер. Снежный)

Подъем дежурных/группы в 4:30/5:00. В 6:58 выходим в связках на закрытый ледник по направлению к пер. Снежный. От седловины огибаем разломы слева по ходу, далее движемся по центру ледника, трещин немного (рис. 105).

Д. Затуловский, Л. Красавин. В верховьях ледника Грумм-Гржимайло. В сборнике «Побежденные вершины» N6 за 1953 г. Ежегодник Советского альпинизма .Москва, 1954 г.

На перевале две седловины, с востока проще подниматься на южную, с запада - на северную. Площадки для палаток примерно одинаково хорошие есть на обеих. По пологому снежному склону выходим на южную седловину, в верхней части взлёта обходим несколько трещин (рис. 106) и в 10:40 выходим на седловину.

Рис. 106. Восточный перевальный взлёт пер. Снежный.

Седловина снежно-осыпная, уже сложено одно место для палатки, быстро сооружаем второе, есть вода (рис. 107, 2 ч 49 мин ЧХВ от м.н., точка тура: SNEZHNY PASS 38.4990 72.5187 5679 м, точка ночёвки CAMP13 38.4995 72.5187 5675 м). На южной седловине сняли записку Шкилёва В. 2017, на северной седловине сняли записку Щербакова А.С. 2014. Свою оставили в туре на южной седловине.

Рис. 107. Южная седловина пер. Снежный.

После обеда Тёма, Антон и Илья провешивают две верёвки в обход скального пояса на пике Шверника.

Общий подъём в 5:00. В 6:55 выходим. С утра ставим себе дедлайн быть на вершине в 11. По снежно-осыпному гребню переходим на северную седловину и далее поднимаемся по осыпному склону с выходами разрушенных скал до первого снежника (рис. 108, рис. 109).

Рис. 108. Начало подъёма на пик Шверника

Рис. 109. Начало подъёма на пик Шверника

Под снегом лёд, поэтому первый участок перил (~20 м) вешаем на петлю за скальную пробку под большим камнем (рис. 110).

Рис. 110. Станция вокруг камня - первая веревка подъёма

За камнем расположена осыпная седловинка, где можно комфортно собраться всей группой. С седловинки вешаем 40 м остатка верёвки вверх по ледовому склону 45о (станция на бурах, рис. 111).

Рис. 111. Обход скального пояса на пике Шверника, первая верёвка

Далее влево вверх по льду 45о на снежно-осыпную полку над скальным поясом вешаем вторую верёвку (рис. 112).

Рис. 112. Снежная полка в конце второй верёвки и путь выхода в осыпной кулуар.

Если полку обходить справа по ходу, то нужна ещё 1 верёвка перил по снежно-ледовому склону до осыпи. Пока часть группы жумарит справа, находим альтернативный путь: обходим полку слева по ходу, по осыпному кулуару поднимаемся плотной группой к станции третьей верёвки.

Судя по фотографиям и описанию, выше скального пояса нужно двигаться вверх по линии падения воды, однако в нашем случае гребень ледово-осыпной с выходами скал и слишком крут для движения без страховки. С самостраховкой ледорубами уходим траверсом влево вверх по неявной полке в надежде найти более пологий подъём на гребне (рис. 113, рис. 114).

Рис. 113. Движение по склону пика Шверника выше скального пояса

Рис. 114. Выход на гребень пика Шверника

На гребень вылезаем по фирновой стенке 5 м (рис. 115).

Рис. 115. Стенка при выходе на гребень пика Шверника

Сбоку от гребня ледовый склон 45о, с плохим выкатом. Сам гребень состоит из разрушенных скал до 50гр, которые можно пройти только лазанием (рис. 116).

Рис. 116. Верхняя точка подъёма по гребню пика Шверника

По описаниям всё дальше шлось ногами, поэтому веревки мы оставили на склоне. Оценив оставшееся время, понимаем, что надо поворачивать назад. Отдыхаем, фотографируемся (точка rock ridge 38.5047 72.5163 5955 м, ЧХВ подъёма 2 ч 45 мин). С гребня открываются прекрасные виды на массив Революции (рис. 117) и в. Хавраздара (рис. 118).

Рис. 117. Вид на массив Революции с гребня пика Шверника

Рис. 118. Вид на пик Хавраздара и седловину пер. Снежный.

Спускаемся по пути подъёма за 1 ч 50 мин, в 11:50 возвращаемся в лагерь. В 14:15 начинаем спуск с седловины в связках на запад, сильно отклоняемся вправо в обход бергшрунда (рис. 118, рис. 116). В центральной части бергшрунд забит снегом. Далее ледник достаточно ровный, трещины закрыты (рис. 120), мосты прочные, в 15:40 доходим до начала ледопада Комарова и ставим лагерь в нескольких сотнях метров перед ним (точка CAMP14 38.4899 72.4956 5262 м, 1 ч 3 мин ЧХВ от м.н., рис. 121).

Рис. 119. Западный перевальный взлёт пер. Снежный

Рис. 120. Верховья л. Комарова.

Рис. 121. Лагерь над ледопадом Комарова.

Подъем дежурных/группы в 4:00/4:30. С самого утра, а точнее с ночи, ветер стих, пасмурно.

Связавшись, выходим в 5:50 к началу ледопада и начинаем распутывать отклоняясь к левому борту (рис. 122).

Рис. 122. Вход в ледопад.

Гигантские разломы не обходятся, проходим их по дну. Удивительно, но каждый раз обязательно найдётся какая-нибудь полочка, по которой можно обойти все стенки (рис. 123).

Рис. 123. Разломы в верхней части ледопада Комарова..

Довольно быстро ледник превращаяется в кашу из сераков и разломов. Вдоль левого борта проглядывается довольно длинный путь вдоль бергшрунда, однако спуститься туда можно только через скальный прижим (рис. 124).

Рис. 124. Прижим в левом кармане ледопада.

Со скального прижима вешаем 10 м перил (лёд, 90о) и после них ещё 3 метра вверх на полку под скалами для удобства. Вместо проушины пробиваем дыру в ледовом пере (лед не лучшего качества, бурить его не хотелось, рис. 125).

Рис. 125. Дюльфер со скального прижима в ледопаде Комарова. На вставке точка для спуска последнего.

Управляемся с дюльфером за час, дальше траверсируем фирновый склон на три такта над бергшрундом. Бергшрунд проходим по старому лавинному выносу с попеременной страховкой

(вторая связка по перилам, рис. 126).

Рис. 126. Снежный склон с бергшрундом ниже прижима в левом кармане ледопада Комарова.

Время 8:27, со стены над снежным склоном уже начинают сыпать камни, но не интенсивно и небольшие. Этот склон желательно пройти как можно раньше.

Дальше распутывать ледопад становится проще. Движемся в основном по левому карману, некоторые разломы обходим по телу ледника (рис. 127).

Рис. 127. Левый карман в средней части ледопада Комарова.

В некоторых местах страхуемся ледобурной дорожкой. В одном месте повесили 10 м дюльфера с ледовой стенки, которую не получилось обойти. Пару раз вкрутили бур для попеременной страховки при перешагивание/перепрыгивании глубоких трещин.

В целом ледопад доставляет большое эстетическое удовольствие. Очень красиво и масштабно (рис. 128, рис. 129).

Рис. 128. Характер средней части ледопада.

Рис. 129. Ледопад Комарова, фото напротив верхней части финального снежного склона.

В 11:00 выходим к характерному снежному склону, который выводит из ледопада (рис. 130).

Рис. 130. Финальный снежный склон, выводящий из ледопада Комарова.

По снегу летят камни, поэтому вешаем две верёвки дюльфера по леднику не спускаясь на снег. Первая переменной крутизны, в среднем 45-70о. Вторая верёвка (около 20 м эффектного нависания) выводит на осыпь справа от снежника (точка ending of belay 38.4812 72.4895 4873 м, рис. 131). Лёд хороший, станции на бурах, сдёргиваем с проушины.

Рис. 131. Последний дюльфер с нависанием, выход на снежник.

Снежник по левому борту от ледопада покрыт камнями неспроста - склон постоянно под обстрелом, нам очень помогала трещина под ледником, куда залетали все заряды со скал.

Делимся на 2 группы, выставляем наблюдателей. 3 чел после дюльфера уходят по краю снежного склона до осыпи, и дальше идут до ровного её места. Остальные дюльферяют и пытаются сдёрнуть веревку - через проушину прошла всё веревка, но застрял кончик (несмотря на то, что пару дней назад была срезана все заводские маркировки). Вова и Илья вяжут полиспаст вокруг здорового булыжника, но веревка всё равно не поддаётся. Подняться назад невозможно - стена с нависанием, обход только по камнеопасному снежнику с возвращением на ледник на 2-3 верёвки. Договорившись, что после ещё одного рывка режем веревку (дорогущая Petzl 9 мм, купленная только перед походом), на третьей перезарядке веревка выстреливает, отчего тянущие моментально «садятся в лужу» - зато всё снаряжение оказалось снова в наших руках. После дюльфера ещё не стоит снимать кошки - снежно-ледовый склон достаточно скользок и не везде покрыт снегом.

В 13:40 собираемся на площадке за красивым осыпным гребешком в виде дуги. Отдыхаем, переодеваемся, обедаем (точка SAFE SHELF 38.4796 72.4836 4537 м, рис. 132). На полке между больших камней есть ручей с чистой питьевой водой (ручьи с ледника коричневые). ГХВ до обеда 7 ч 35 мин (много шли, длинных привалов не было, так ждали друг друга, двигались неспешно и вниз)

Рис. 132. Группа после прохождения ледопада.

За время обеда из долины поднимаются облака, кратковременно идет дождь, тепло.

В 15:40 продолжаем спуск по осыпи плотной группой. В нижней части движемся слева от основного ледника по какой-то рванине, через пару ходок решаем забраться на каменный гребень справа от нас и спуститься на тело л. Комарова. Левый борт - ровное ледовое шоссе, по которому проходим дальше основную часть спуска до заброски. Не доходя до разрывов центральной части л. Башурвдара, пересекаем ледник на правый борт и приглядываем место для завтрашней днёвки. Увы, но нормального места мы так и не отыщем (даже завтра, когда будем спускаться до заброски). Выше поворота к пер. Оптимальный проходим большой водопад и снежник под огромной скальной стеной. Снежник усеян камнями, вероятно прилетевших рикошетом с водопада (точка WATERFALL 38.4672 72.4558 4112 м). Место для днёвки искали до темноты: боковая морена у ледника ещё не сформировалась, сыпуха сбоку от ледника почти вся приехала из конгломератного склона боковой долины и была сложена из камней диаметром не меньше метра, пришлось вставать прямо на леднике в 19:20 (точка CAMP15-16 38.4604 72.4513 4020 м, 2 ч 49 мин ЧХВ от места обеда). Лагерь получился напротив ручья с водопадом из долины пер. Оптимальный (рис. 134).

Рис. 133. Ледопад Комарова

Рис. 134. Место ночевки напротив подъема к пер. Оптимальный

Пер. Оптимальный (4863)

Общая информация и рекомендации:

Перевал Оптимальный на наш взгляд не является самостоятельным препятствием, это способ подхода в цирк перевалов в верховьях л. Башурвдара в обход ледопада. Пройти насквозь перевал по категории 1Б и спуститься в долину невозможно.

Основной сложностью перевала является подъем со стороны л. Башурвдара в висячую долину по крупно-осыпному склону с участками конгломерата (55 мин ЧХВ). Остальное идётся ногами достаточно приятно. С юга подход к перевалу по открытому леднику, есть участки льда до 30о, нужны кошки. Перевальный взлёт с обеих сторон осыпной. С северной стороны выход на закрытый л. Башурвдара.

Рекомендуется проходить в связке с перевалами Челябинцев, Бартанг, Каменный цветок, Памир в походах от 4 к.с.. Необходимое снаряжение: каски, кошки, ледорубы, связочные верёвки.

От л. Башурвдара до плато под пер. Челябинцев

02.08 (ГХВ 2 ч 20 мин)

Сегодня день отдыха и спуск за заброской. Выходим в 12:00, движемся сначала по открытому, а потом зачехлённому леднику, придерживаясь правого борта. Иногда переходим на бег, спуск занял

50 мин (1.8 км). Обратно поднимаемся с продуктами за 1.5 ч с учётом трёх привалов (ГХВ).

Нормальных мест для ночёвок нигде нет, повсюду неровный ледник закрытый крупными камнями.

03.08 (ЧХВ 2 ч)

Полудневка, помылись, постирались, разобрали личную заброску Димы Филатова, что могли - съели, остальное оставили. В 14:30 выходим по крупной осыпи в направлении черной скалы с небольшим водопадом (у левого борта висячей долины) (рис. 135).

Рис. 135. Начало подъема от л. Башурвдара к пер. Оптимальный.

Последние 10 метров выхода к водопаду непростые. Карабкаемся по огромным живым камням зигзагами вокруг скальных выходов. Камнеопасно, двигаемся в касках двумя плотными группами. На последних метрах гимнастическая страховка. Водопад обходим слева по ходу по осыпной ложбинке плотной группой (55 мин ЧХВ).

Из осыпной ложбинки выше водопада выходим левее ПХД на моренный гребень с травкой, здесь меньше крупных камней и двигаться проще (рис. 136).

Рис. 136. Движение по моренному гребню.

В 17:12 за 3 перехода по 15 мин выходим на выполаживание долины, впереди показывается ледник, а слева по ходу остаётся большое мутное озеро окружённое мертвым льдом. Сразу за ним в морене находим описанные Шкилевым В.В. 2 подготовленные площадки около маленького прозрачного озера (рис. 137, точка CAMP17 38.4628 72.4405 4302 м, 2 ч ЧХВ от м.н.). К вечеру облака рассеиваются и небо заполняется звездами. Один человек спит без палатки.

Рис. 137. Место ночёвки в висячей долине под пер. Оптимальный.

04.08 (ЧХВ 4 ч 3 мин)

Подъем дежурных/группы в 4:30/5:00. За полчаса до подъема дежурного проходит снежный заряд. К моменту выхода в 7:00 прояснилось и на стоянку пришло солнце. Через 2 ходки (32 мин ЧХВ) подходим к языку ледника, перед ним видим много мест под палатки и ручьи, вытекающие из ледника (рис. 138).

Рис. 138. Язык ледника под пер. Оптимальный.

Ледник открытый, чистый, надеваем кошки. В 8:03 начинаем подъём, выбирая наиболее пологий путь: сначала по левому борту, затем отклоняясь к центру в обход ледопада у левого борта. Разломы перепрыгиваем или обходим. В районе ледопада наиболее крутой участок подъёма, для отдыха используем маленькие трещинки на склоне (рис. 139).

Рис. 139. Возможный вариант подъема в обход гребня пер. Оптимальный.

Выше ледник выполаживается и остаётся открытым, показывается седловина (рис. 140). Местами ледник покрыт снегом, выбираем открытые участки для движения, отклоняемся обратно к левому борту - здесь трещин меньше. В 11:15 подходим к перевальному взлету (рис. 141).

Кроме осыпной седловины существует также вариант обхода гребня по снегу (см. отчёт И. Овчинникова, рис. 140). Взглянув на осыпь, решаем, что не так уж она и страшна, снимаем кошки и за 19 мин поднимаемся по среднеблочной подвижной осыпи на седловину (точка OPTIMALNY PASS 38.4813 72.4303 4863 м, рис. 142, 3 ч 8 мин ЧХВ от м.н.).

Рис. 140. Возможный вариант подъема в обход гребня пер. Оптимальный.

Рис. 141. Южный перевальный взлёт пер. Оптимальный.

Рис. 142. Седловина пер. Оптимальный.

На седловине есть несколько мест под палатки, находим тур, в котором обнаруживаем записку Шкилева В.. В 12:25 начинаем спуск в связках траверсом снежного склона в направлении пер.Челябинцев (рис. 143).

Рис. 143. Северный перевальный взлёт пер. Оптимальный.

Таким образом удаётся потерять совсем немного набранной высоты. На спуске есть одна трещина необычной ориентации, перешагивается (видно на рис. 143). Снег уже раскис. Движемся пологой дугой вдоль разломов к пер. Челябинцев (рис. 144).

Рис. 144. Подход к пер. Челябинцев.

Через 3 перехода в 13:30 (55 мин ЧХВ) останавливаемся на ночёвку на безопасном удалении от перевального взлёта пер. Челябинцев и стены пика Советских альпинистов (точка CAMP18 38.4888 72.4251 4928 м). Светит солнце, тепло, обсуждаем возможные варианты завтрашнего подъема.

Пер. Челябинцев (3А, 5486)

Общая информация и рекомендации:

Перевал Челябинцев (3А) расположен в восточном плече пика Советских Альпинистов, соединяет л. Грум-Гржимайло и л. Башурвдара. Перевал односторонний, определяющая сторона южная (описана на подъем). Южный перевальный взлёт - ледник с ледопадами. Преимущественно проходится в связках по 30о склону, однако есть участки до 40о, требующие перильной страховки.

Перевал соответствует 3А, является логичным, красивым и безопасным способом выхода на л.

Грум-Гржимайло и рекомендуется к прохождению в походах 5 к.с.

Необходимое снаряжение: каски, кошки, ледорубы, ледобуры, верёвки

От плато л. Башурвдара под перевалом до л. Грум-Гржимайло

Подъем дежурных/группы в 3:30/4:00. Во время сборов солнце освещает ледопад на самом верху стены пика Советских альпинистов, сходит красивая сухая лавина, собираемся в снежном облаке от неё. Первая связка выходит в 5:30 по направлению к центральной части ледника на перевальном взлёте (рис. 145).

Рис. 145. Южный перевальный взлёт пер. Челябинцев. Красным - движение в связках, жёлтым - перила.

Язык ледника крутизной около 40о, для такой траектории подъёма сразу нужны перила. Пока солнце не осветило свисающий с седловины ледопад, начали обходить язык орографически справа вдоль границы лавинного выноса под прикрытием тела ледника (рис. 146, время 5:49).

Рис. 146. Нижняя часть перевального взлёта пер. Челябинцев.

Лавинный вынос состоит из ледовых шаров до метра в диаметре, некоторые были прозрачными. Фактически это основной кулуар куда сваливается ледник, свисающий с седловины. Ледовый обвал сточил пару метров тела основного ледника, образовал гребешок, по которому мы и двигались (т.е. между кулуаром и склоном). В 12:35, когда мы уже были далеко от кулуара, произошёл обвал ледовой стены над скалами: высота обрушившегося участка порядка 50 м, ширина метров 30-40, толщина скола 5-10 м. Завораживает как медленно и единым целым этот массив набирает скорость. При движении на спуск рекомендуем спускаться с нижней части перевального взлёта по центру, не сворачивая в кулуар.

В 6:11 начинаем выбираться на ледник по одному из углублений в леднике: сначала в связках выходим на 50 м до полки под разломом (рис. 147), через разлом ещё на 30 м выходим с попеременной страховкой через ледобуры, далее начинаем вешать перила.

Рис. 147. Выход на ледник на перевальном взлёте пер. Челябинцев.

Красным - движение в связках, рыжим - попеременная страховка, жёлтым - перила.

Первая верёвка выводит на основное тело ледника, вешаем ещё две верёвки отклоняясь к центру до широкого продольного разлома (см. рис. 145, рис. 146), станции на бурах (рис. 148).

Рис. 148. Третья верёвка на пер. Челябинцев.

Далее склон выполаживается, в 8:55 продолжаем подъём в связках (рис. 149), отклоняемся к левой части перевального взлёта по наиболее пологому пути подъёма.

Рис. 149. Центральная часть перевального взлёта пер. Челябинцев.

Минуем поле с кальгаспорами, на которые удобно скидывать рюкзак на привале и в 10:30 подходим к ледовой стенке, вешаем перила. Первые 10 метров лед 50о, далее фирновый склон 40о, станция на ледорубах (рис. 150).

Рис. 150. Начало подъёма к «подушке» (длинная веревка).

Верёвка получилась на все 60 м (чуть не пришлось удлинять, так лидер просил ещё пару метров), физически трудная. Зато станция на выполаживании, рядом поле закиданное кусками древних обвалов (рис. 151). Поле с кусками льда закрыто снегом, попадаются дырки неизвестной глубины, чтобы не связываться вешаем верёвку.

Рис. 151. Поле с кусками древних обвалов, поворот к проходу через большой разлом. На фоне снежная пыль от обвала стены, описанного выше.

Отсюда становится видна наша цель - снежный склон до самой седловины и выполаживание в нижней части склона (подушка). От снежной подушки нас отделяет большой разлом, который выглядит достаточно безнадёжно, делаем разведку. Оказывается прямо под подушкой в разломе есть мост (рис. 152, рис. 153).

Рис. 152. Место пересечения разлома и выхода на «подушку».

Рис. 153. Разлом под «подушкой».

Пару метров приходится вылезти через нависание. Станции на ледорубах, рюкзаки поднимаем отдельно. В 13:28 группа в сборе на подушке, удаленной от нависающего склона, обедаем.

В 14:45 выходим в связках по раскисшему снегу и двигаемся вертикально вверх к линии разломов на седловине. Склон 30о, формируются надёжные ступени, ритм движения: 10 мин идём, 5 мин отдыхаем кто как может (рис. 154).

Рис. 154. Движение в связках в верхней части перевального взлёта пер. Челябинцев.

Все разломы на седловине можно обойти с восточной стороны, но придётся набрать лишней высоты. Нам удаётся со второй попытки найти проход между разломов и не набирать лишнего

(рис. 155), подстраховываемся ледобурной дорожкой.

Рис. 155. Разломы на седловине пер. Челябинцев и проход между ними.

В 16:10 выходим на седловину, прячемся от ветра в мульду (точка Chelyabintsev pass 38.5011 72.4244 5486 м). Тура нет. Перевальный взлёт с противоположной стороны отсутствует, сразу начинается снежное поле с небольшим уклоном в 5-7о. В 16:35 выходим в связках в сторону основного тела л. Грум Гржимайло, через 2 ходки по 20 мин находим мульду, в которой укрывшись от ветра в 17:30 останавливаемся на ночь (точка CAMP19 38.5146 72.4284 5380 м, рис. 156).

Рис. 156. Ночевка в мульде на л. Грум-Гржимайло.

Пер. Паустовского (3А, 6229), верховья л. Грум-Гржимайло

Общая информация и рекомендации:

Пер. Паустовского расположен между вершинами пик Паустовского и в. 6315, соединяет л. Грум-Гржимайло и л. Федченко, снежно-ледовый с обеих сторон.

В.В., Юдин В. А. и Мешков О. И.) или через гребень на 400 м севернее седловины (см. Овчинников И.Л.). Ниже описан вариант технически более простого и рационального прохождения перевала через северный гребень. Тем не менее на фотографиях перевалом обозначена нижняя точка гребня (южная седловина).

Перевал снежно-ледовый с обеих сторон. С востока протяжённый снежно-ледовый склон до 30о, есть несколько крупных разломов требующих перильной страховки. С западной стороны снежно-ледовый склон 300 м до 40о. В нашем варианте прохождения соответствует 3А, однако в год с большим количеством снега и аккуратном выборе траектории может превратиться в Памирскую 2Б (долго, тяжело, высоко, далеко, но без перильной страховки). Рекомендуется к прохождению в походах 5 к.с. как красивый, логичный и безопасный переход с л. Грум-Гржимайло на л. Федченко.

Необходимое снаряжение: кошки, ледорубы, верёвки.

Мартынов В.В., Московская область 2013

От л. Грум-Гржимайло 5380 м до л. Федченко

06.08 (ЧХВ 4 ч 7 мин)

Подъем дежурных/группы в 5:00/5:30. От м.н. (точка CAMP19 38.5146 72.4284 5380 м) продолжаем движение в связках вниз и через 20 мин пологим траверсом обходим скалу в гребне пика Советских профсоюзов. Между двух зон разломов выходим на основное тело л. Грум-Гржимайло. По леднику рекомендуем двигаться, ориентируясь по спутниковым снимкам в навигаторе (рис. 157), т.к. разломы на леднике достаточно внушительные: мы видели зыкрытые трещины шириной 5-10 м.

Рис. 157. Верховья л. Грум-Гржимайло.

На нашем пути две крупных зоны разломов: на ступени л. Грум-Гржимайло в районе гребня в. Юбилейная и на повороте к пер. Пустовского. На ступень поднимаемся примерно по центру ледника, держим направление на пер. Вертикаль (рис. 158, рис. 159). На подъёме лидер частично проломил ледовый мост и до рюкзака провалился в трещину. Отделался испугом, трещина была шириной около 2 м и при этом не читалась, будьте внимательны.

Рис. 158. Панорама верховьев л. Грум-Гржимайло (1).

Рис. 159. Панорама верховьев л. Грум-Гржимайло (2).

Основные трещины, как и полагается, начинаются в верхней части ступени: распутываем по мостам. Погода переменчивая, начинается ветер, иногда идет небольшой снег. В 11:00 (2 ч 6 мин ЧХВ от м.н.) останавливаемся на обед выше зоны разломов. В 14:10 продолжаем движение, держим курс теперь на пик Грина открывается грозный вид на путь подъёма на пик Революции (рис. 160).

Рис. 160. Путь подъёма на пик Революции.

В 15:30 резко поворачиваем в цирк пер. Паустовского, движемся вдоль разломов. Находим ровную площадку и ставим лагерь в 16:50 (точка CAMP20 38.5411 72.3941 5747 м, 2 ч ЧХВ от места обеда).

07.08 (ЧХВ 4 ч 7 мин)

Подъем дежурных/группы в 5:00/5:30. Погода ясная, морозно. Существует 2 варианта прохождения перевала: через основную седловину (см. Мартынов В.В., Юдин В. А. и Мешков О. И.) или через гребень на 400 м севернее седловины (см. Овчинников И.Л.). С восточной стороны вариант подъёма через гребень технически проще, поэтому выбираем его. В 8:05 выходим и в связках за 20 мин подходим к перевальному взлету (рис. 161).

Рис. 161. Восточный перевальный взлёт пер. Паустовского.

Нижние ледовый сбросы обходим слева по ходу в связках по снежному склону (30о), над ними сворачиваем правее по ходу по наиболее пологому пути подъёма (рис. 162).

Рис. 162. Склон над нижними ледовыми сбросами на восточном перевальном взлёте пер. Паустовского.

Движемся по 10 мин, отдыхаем по 5-6 мин. Далее снова сворачиваем левее по ходу, держим курс на большую ледовую стену в форме галочки, пересекаем два мегабергшрунда по мостам (рис. 163, 2 ч 51 мин ЧХ до нижнего мегабергшрунда). Лидер движется без рюкзака, проходим техникой связка по связке, станция на ледорубах.

Рис. 163. Бергшрунды на восточном перевальном взлёте пер. Паустовского.

Над вторым бергшрундом под ледовой стеной в форме галочки есть площадка, можно даже поставить палатку. Устраиваем обед в 13:10, высота 6130 м (рис. 164).

Рис. 164. Площадка под ледовой стеной в форме галочки на восточном перевальном взлёте пер. Паустовского.

В 14:10 начинаем обходить в связках стену справа по ходу, выходим на снежный склон 45о и далее траверсом влево по ходу в сторону седловины выходим на полку (рис. 164).

В конце полки пересекаем трещину по мосту (рис. 165). Лидер в нее сначала проваливается, потом выбирается на противоположную сторону и организует станцию на ледорубе. В 15:50 выходим на седловину (точка PAUSTOVSKOGO PASS 38.5510 72.3850 6229 м).

Рис. 165. Финальная часть подъёма на пер. Паустовского.

Седловина широкая снежная, есть много мест для палаток. Погода быстро меняется, со стороны л. Федченко дует сильнейший ветер. Путь спуска удаётся просматривать сквозь слёзы даже с плотно прижатыми очками. Через несколько минут налетает облако, видимость ухудшается. Тур не нашли, свой складывать не стали.

На спуск видно снежный склон, который быстро исчезает из-за возрастающей крутизны. На выполаживании виднеются верхушки снежных гребней и разломов. Выглядит так, будто спуск по линии падения воды, приведёт прямо в разломы, поэтому принимаем решение спускаться траверсируя склон в сторону пер. Омара Хайама.

В 15:55 начинаем спуск вниз, огибаем скально-осыпной гребешок и уходим траверсом вправо и вниз по снежному склону 30о (рис. 166).

Рис. 166. Западный перевальный взлёт пер. Паустовского.

Начинается снегопад. Через 15 мин движения крутизна возрастает до 40о, вниз просматривается спуск по прямой. Вешаем 4 веревки, первые две на ледорубах, ещё две на бурах. Возможно, если начать спуск с гребня влево, в сторону нижней седловины пер. Паустовского, можно спуститься без верёвок (рис. 167).

Рис. 167. Цирк пер. Паустовского.

В 17:30 закончили дюльфер. В сильном тумане с метелью через 15 минут вышли на первое выполаживание и поставили лагерь (рис. 166, точка CAMP21 38.5527 72.3784 5951 м), к вечеру небо очищается и мы наблюдаем красивый закат.

Пер. Ребро (3А, 5458), верховья л.Федченко, д.р. Абдукагор

Общая информация и рекомендации:

Пер. Ребро - достаточно популярный способ спуска с л. Федченко в долину Абдукагора через Ванчский хребет. На перевал действительно стоит обратить внимание: на протяжении всего спуска открывается сумасшедший вид в долину. В качестве альтернативы есть пер. Абдукагор, но он лежит в стороне от прямого пути из верховьев Федченко в долину Абдукагора.

Перевал односторонний: восточный перевальный взлёт отсутствует (Северная Мульда), западный перевальный взлёт снежно-ледовый склон на 15 верёвок (здесь описан на спуск). Выход с седловины к началу спуска не тривиален, при плохой видимости потребуется gps. Снежно-ледовый склон крутизной до 50о, безопасен и приятен для работы. Ниже основного снежно-ледового склона есть несколько камнеопасных скально-осыпных кулуаров, которые необходимо пересечь для спуска в долину. Сыпет в них почти непрерывно, нам удалось найти достаточно безопасную траекторию, однако в других погодных условиях движение там может быть опасно или даже невозможно.

Существует также другой вариант прохождения перевала: по ребру через скальные жандармы и далее по осыпным склонам на л. Каскадный (см. Варгафтик Г.М., Москва, 2019). Перевал соответствует категории 3А и рекомендуется в походах 5 к.с.

Рис. 168. Западный перевальный взлёт пер. Ребро.

Мукаилов С.И., Москва, 2016

Резонтов А.В., Москва, 2018

Варгафтик Г.М., Москва, 2019

От цирка пер. Омара Хайама до троса в д.р. Абдукагор

08.08 (ЧХВ 4 ч 30 мин до пер. Ребро)

Делаем поздний подъём, однако собираться всё равно очень холодно. В 7:42 начинаем спуск в связках по л. Федченко по линии падения воды, выходим на центр ледника, оставляя справа по ходу небольшие ледовые сбросы (рис. 167). Уклон ледника малый, комфортно идти без кошек. Верховья Федченко поражают масштабами, постепенно отогреваемся на солнце, делаем длинные привалы, чтобы сфотографироваться на фоне пиков Революции и 26 Бакинских Комиссаров.

В 9:00 (50 мин ЧХВ от места ночёвки) заходим в зону разломов на спуске в Большую Фирновую мульду. Ориентируемся по спутниковым снимкам в навигаторе. Войти в зону разломов нужно придерживаясь правого борта ледника, а затем резко повернуть направо и выйти вдоль трещин на склон гребня в. Скан (рис. 169). На склоне всё таки приходится надеть кошки.

Рис. 169. Обход ледопада на спуске из цирка пер. Омара Хайама в Большую Фирновую мульду..

Далее спуск не требует навыков ориентирования. Ледник закрытый, нашли всего пару трещин

(рис. 170).

Рис. 170. Большая Фирновая мульда на л. Федченко.

В 10:50 (2 ч 3 мин ЧХВ от м.н.) останавливаемся на обед в центрально части основного течения л. Федченко (точка lunch place 4 38.5408 72.3100 5256 м). В 13:28 продолжаем движение в связках в сторону пер. Ребро (рис. 171).

Рис. 171. Подъём к пер. Ребро по л. Федченко.

Пересекаем ледник, начинаем плавный подъём в сторону перевала (рис. 172), трещин нет.

Рис. 172. Подъём к пер. Ребро по л. Федченко.

В 17:20 выходим на седловину перевала (точка Rebro pass CAMP22 38.5647 72.2602 5458 м, 2 ч 27 мин ЧХВ от места). Седловина широкая, снежная, много мест под палатки (рис. 173).

Рис. 173. Седловина пер. Ребро.

С седловины можно сходить на скальный гребень в северной её части (рис. 173), в связках (есть трещины) в кошках и с ледорубами, т.к. за гребнем начинается склон. В самой нижней точке гребня расположен тур, а со средней части гребня просматривается начало спуска (рис. 174, рис. 175).

Рис. 174. Седловина пер. Ребро, панорама с гребня 1.

Рис. 175. Начало спуска с пер. Ребро, панорама с гребня 2.

С седловины пер. Ребро на запад свисают ледовые сбросы, которые обходятся справа по ходу. Далее нужно по явному снежному гребешку двигаться влево и вниз под ледовыми сбросами с седловины. Примерно так выглядит начало спуска с перевала.

В 7:10 в связках начинаем спуск, проходим мимо скального гребня с туром (рис. 174, рис. 175, рис. 176). Любуемся видом на пик Коммунизма (справа на фото), снимаем записку Варгафтика Г.

Рис. 176. Седловина пер. Ребро в районе тура.

Склон становится круче, отклоняемся правее (рис. 176) и вешаем короткий дюльфер с ледовой стенки в мульду (рис. 178). Отсюда уже видно спусковой гребень - «ребро».

Рис. 177. Переход с седловины на ребро.

Рис. 178. Спуск на ребро, 1-я верёвка.

До льда не докопались, пришлось сдёргивать ледорубный крест (точка snow ridge 38.5668 72.2572 5434 м). В 8:00 начинаем спуск по снежному ребру влево и вниз, склон до 30о. Кошки цепко вгрызаются в утренний фирн, самостраховка ледорубами (рис. 179).

Рис. 179. Спуск по ребру к началу дюльфера.

За 25 мин спускаемся на широкую снежную полку в гребне (начало дюльфера), здесь можно комфортно поставить палатки (рис. 180).

Рис. 180. Спуск по ребру к началу дюльфера, вид на ледовые сбросы с седловины.

Убеждаемся, что мы находимся в нужной точке и в 8:40 начинаем дюльфер, станция на ледорубах (рис. 181).

Рис. 181. Верхняя часть спуска с пер. Ребро, 2-я верёвка.

На первых 4 метрах трещина, проходим по мосту (видно на рис. 181). Далее спускаемся отклоняясь правее к скальному гребешку ещё на 2 веревки. Станции на ледорубах, сдёргиваем с креста. В районе снежного холма, который видно на рис. 181, склон выполаживается (перед выполаживанием закрытый бергшрунд). Т.к. это временное явление, продолжаем перильную страховку: вешаем ещё 2 верёвки на ледорубах в обход снежного холма справа, снимаем с нижней страховкой. Холм обрывается небольшой стенкой под которой есть площадка, где можно комфортно собраться всей группой и даже ходить +/-5 м без страховки (рис. 182), спустились сюда к 10:40.

Рис. 182. Площадка под снежным холмом на высоте 5100 м, 6-я верёвка на полку.

В целом здесь даже можно поставить пару палаток, если часик поработать лопатами. Если начать спуск отсюда в темноте, можно значительно снизить камнеопасность на выходе с ледника. Мы же продолжаем спуск вдоль правого скального гребня (рис. 183), на полке станция на ледорубах в надёжном фирне, крутизна склона возрастает до 50о, появляется лёд, сдёргиваем с креста. Это была последняя станция на ледорубах, дальше все перила снимаем с ледовой проушины.

Рис. 183. Средняя часть спуска с пер. Ребро (вид с полки под «холмом»), 7-я верёвка.

Спускаемся ещё на 5 верёвок с полки под «холмом». Смещаемся ближе к скальному гребню справа, чтобы видеть кулуар. Раньше он был забит снегом и по нему можно было спуститься ногами, но сейчас снега там мало, крутизна довольно большая и всё обстреливается камнями (рис. 184).

Рис. 184. Нижняя часть спуска с пер. Ребро (вид на бывший снежный кулуар), 10-я верёвка.

По снежному кулуару справа съезжают камни, поэтому в 13:10 начинаем вешать траверс влево на 2 верёвки (рис. 185), пока не становится виден спуск с ледника на скальный гребешок между двух кулуаров (рис. 186). На траверсе двигаемся с промежутками на ледобурах, последний снимает промежутки, сдёргиваем с проушины.

Рис. 185. Участок траверса на спуске с пер. Ребро, 12-я верёвка.

Рис. 186. Нижняя часть спуска с пер. Ребро, 13-я верёвка.

От конца траверса по линии падения воды вешаем 2 верёвки по ледовому склону 45-50о до площадки на скальном гребешке между кулуарами (рис. 187).

Рис. 187. Нижняя часть спуска с пер. Ребро, 15-я верёвка.

В 15:05 собираемся на площадке на скальном гребешке. Здесь расчищено 2 места под палатки группой Тёмы Резонтова, однако лёд сверху достаточно грязный и из него регулярно вытаивают мелкие камушки до 3-4 см в диаметре (рис. 188).

Рис. 188. Нижняя часть спуска с пер. Ребро, 15-я верёвка.

К счастью, сильно разогнаться они не успевают, но приходится постоянно смотреть вверх. Ставить лагерь на этих местах - дело достаточно рисковое, по центру одной из площадок лежит упавший булыжник размером с ботинок, другие камни падая частично долетают до этих площадок. Снимаем обвязки, делаем небольшой перекус с чаем, просматриваем варианты спуска.

Слева от гребешка продолжается ледник, там летят камни на огромной скорости рассекая воздух с характерным звуком «трррр...». Видели, как слева по леднику летят 2 камня каждый размером с джип. На льду они не разваливаются, а набирают поступательную и вращательную скорость. В общем идти слева не вариант.

Справа от гребешка осыпной кулуар с ручьём и непрерывными камнепадами на короткое время переходящих в сели. Склон здесь уже достаточно пологий и камни теряют скорость. Пока мы стояли на перекусе, ни один из камней справа не долетел до нижней части кулуара.

В 16:05 плотной группой в касках спускаемся змейкой по скальному гребешку до нижней части правого кулуара (лазания нет). Делаем короткий привал, выставляем наблюдателя и в 16:20 пересекаем правый кулуар в нижней части, вылезаем на правый конгломератно-осыпной склон (рис. 187). За поворотом открывается оставшийся спуск. Движемся по правому склону на небольшом удалении от ледника, в трёх местах переходим на лазание с гимнастической страховкой. Один раз спускаемся на пару метров, передавая рюкзаки отдельно (рис. 189).

Рис. 189. Спуск с пер. Ребро ниже ледника.

В 17:20 отклоняемся правее от кулуара выходим на осыпной склон (рис. 189). Склон обманчиво безопасный: выглядит как слежавшийся, но на нём есть свежие глубокие ямы (1 м в диаметре) от пролетавших крупных камней. Далее за 3 ходки к 18:30 спускаемся на площадки у разливов реки в кармане морены л. Каскадный и л. Абдукагорский. Здесь идеально ровные площадки из высохшей глины. Немного напрягает пыль, которая липнет ко всем вещам, разбираем рюкзаки на кустах с травой. Стоят памятные таблички, есть лавки и стол, разбросана посуда (рис. 190, точка CAMP 23 38.5706 72.2303 4059 м).

Рис. 190. Место ночевки под пер. Ребро на разливах в кармане морены.

10.08 (ЧХВ 4 ч 32 мин до базы геологов Дальнее)

Просыпаемся без будильников, восстанавливаемся, выходим уже после обеда в 12:24.

Переходим реку в кармане морены по камням на правый берег (рис. 191).

Рис. 191. Переход реки около стоянок в кармане морены, на фоне пер. Дорофеева 3Б.

Забираемся на конгломератно-осыпной склон моренного гребня на правом берегу ручья, который преграждает путь к леднику. Спускаемся на ледник в 12:54 и две ходки идём просто вниз по открытому ровному леднику. Затем пересекаем ледник(рис. 192), перелезаем через зачехленный правый борт ледника (рис. 193).

Рис. 192. Пересечение л. Абдукагорский.

Рис. 193. Ледовые стенки правого борта л. Абдукагорский.

От ледовых стенок поднимаемся ещё правее на старый высокий моренный гребень. За ним райские зелёные лужайки с сусликами, правда воды не видно (рис. 194, 1 ч 20 мин ЧХВ от м.н.).

Рис. 194. Карман правобережной морены л. Абдукагорский.

Спускаемся с гребня в карман морены. Повсюду русла ручьёв, но воды нет. Оглядываемся на прекрасную полянку, где изначально хотели встать после спуска с пер. Ребро. На полянке нет воды, в русле нет воды, хорошо, что заночевали раньше. Двигаемся вниз по карману морены (рис. 195).

Рис. 195. Движение по высохшему руслу

В 15:15 выходим к ручью Шумный. Русло глубокое, конгломератное, ручей бурный, бродить не хочется (рис. 196).

Рис. 196. Спускаемся к ручью Шумный

Спускаемся вниз вдоль левого берега ручья и обходим его по леднику на правый берег(рис. 197). В 15:50 продолжаем движение в кармане вдоль ледника по крупным камням (рис. 198).

Рис. 197. Траектория обхода ручья Шумный

Рис. 198. Спуск с ледника по курумнику

Прыгаем по огромным камням в кармане, пока ледниковая морена не заканчивается. В 17:20 подходим к месту ночевки Гриши Варгафтика в 2019 году (рис. 199). Ручьев много, мест для ночевки - только на гигантском камне. ЧХВ от м.н. 3 ч 38 мин.

Рис. 199. Первые ночёвки под л. Абдукагорский

Мы идем без обеда, встали поздно и КП нужно подъесть. Отдыхаем, делаем длинный перекус. Прикидываем через сколько по времени сможем добраться до базы геологов «Дальнее». Решаем дойти за сегодня. Сверяемся с картой: где-то в 100 метрах от нашего привала начинается старая дорога (рис. 200). Дорога очень точно описана в отчёте Гриши Варгафтика.

Рис. 200. Начало старой дороги геологов

Дорога неплохая, но часто теряется (где-то подмыло, где-то заросло или подтопило ручьями). Пробираемся через кусты, движемся по чистым ручейкам (рис. 201). В целом, можно не доходить до базы геологов, там воду придется поискать, а здесь она под ногами, но ровные стоянки тоже придется поискать.

Рис. 201. Текучее состояние дороги.

Спустя меньше часа доходим до ручья Безымянный. Напор воды отличный, цвет темно-песочный, решаем перейти ручей по камням и дальше по дороге вниз выйти на разведку чистой воды (рис. 202).

Рис. 202. Ручей Безымянный и заброшенная база геологов

Разведка среди кустов и небольшого леса завершилась успешно. Ручей был найден под березой, для настройки воды использовались запасные стойки от палатки (рис. 203).

Рис. 203. Спрятанный ручей в лесу ниже базы «Дальнее».

Ставим лагерь на заросшей дороге на большой поляне-выполаживании (400 м от шахт) около лесочка, в котором в 50 метров от дороги и прячется ручей. ЧХВ от стоянок у огромного камня под ледником 54 мин). Ужинаем, ложимся на мягкую теплую траву вместе с медведками (спойлер: наутро вытряхиваем их из ботинок). В предвкушении следующего финального ходового дня.

11.08 (ЧХВ 3 ч 46 мин до троса)

Утром возвращаемся вверх по дороге к шахтам, подъём к ним начинается на правом берегу ручья Безымянный (осыпной склон с выбитой тропой ~300 м, рис. 204).

Рис. 204. Заброшенные шахты на базе геологов «Дальнее».

Шахты многоуровневые, интересные. Хрусталь есть в стенах, но отдельными камнями уже не валяется. Не забудьте фонарики и каски. В 7:34 выходим из лагеря теперь уже вниз по дороге к л. Медвежий (рис. 205).

Ледник Медвежий - это довольно известный пульсирующий ледник с периодом около 10 лет. Для контроля текущего состояния ледника мы связывались группой дистанционного зондирования отдела картографии и дистанционного зондирования института Географии РАН (Лев Десинов ldesinov@yandex.ru, sdesinov@igras.ru, sdesinov@yandex.ru, rudakov45@yandex.ru, Stanislav Kutuzov s.kutuzov@gmail.com). Предлагаю ознакомиться с ответами ниже.

Уважаемые коллеги!

Действительно, наша группа регулярно следит за состоянием ледников Памира, в т.ч. и Медвежьего. И как правильно отмечено, периодичность его колебаний составляет около 10 лет. На самом деле от 7 до 17, это зависит от многих природных факторов. И действительно, в настоящий момент ледник проявляет признаки активизации.

По состоянию на данный момент язык Медвежьего продвинулся вперёд относительно стабильного положения последних лет примерно на 50 м. Однако большая часть этого продвижения произошла ранней весной, за июнь движение составило всего 5 м. До левого борта долины Абдукагор остаётся ещё около 100 м. Лёд вплотную подступил к реке Абдукагор, но ещё не перекрыл её.

К сожалению, наука на нынешнем этапе ещё не может прогнозировать в точности, как именно пройдёт подвижка. Один и тот же ледник может просто перераспределить лёд внутри своего тела. А может продвинуться вперёд на несколько километров. В частности. Медвежий иногда перекрывает долину Абдукагора с образованием подпрудного озера, а иногда - останавливается примерно в том же положении, что и сейчас.

По состоянию на данный момент вашему маршруту ничего не угрожает. Однако ситуация может измениться. Мы продолжим мониторинг состояния данного объекта и будем сообщать вам. Укажите пожалуйста поточнее, когда именно вы покидаете Москву и какой день - крайний для принятия решения по изменению в случае чего маршрута.

Со своей стороны будем рады и крайне признательны, если вы, проходя мимо данного места, детально всё сфотографируете с разных ракурсов, а потом передадите фотографии нам. А также и на других участках, если увидите что-нибудь интересное.

Сергей Десинов

Артем Константинович, здравствуйте, мы с коллегами посмотрели снимки Sentinel-2 от 22.06.2021 и можно сказать, что пока у фронта ледника Медвежьего обстановка спокойная. До сих пор сохраняется ледово-каменная перемычка через р.Абдукагор, которая образовалась после подвижки 2011 г. Река нашла под ней проход. Есть признаки подготовки ледника к следующей пульсации (фронт слегка "надулся", левый приток продвинулся по поверхности основного ствола почти до языка и т.п.), но никто не скажет, когда она может произойти. Сейчас это место обходится по левому орографическому берегу.

Если вам удастся увидеть подвижку в процессе или уже состоявшуюся, значительной опасности это не представляет, при соблюдении базовых требований. Безусловно следует на это обратить внимание и проверить, что нет вероятности прорыва подпруженных озер, например. Подвижка может существенно осложнить/исключить движение по леднику. Времени на обход в этом случае придется потратить больше, но группы, бывшие в этом месте до вас, эту проблему преодолевали (см.фото группы, бывшей там после подвижки 2011 г.).

Для контроля ситуации до отъезда можете воспользоваться Sentinel Hab. Вы также можете обратиться к Льву Васильевичу Десинову (в копии), который много лет у нас в Институте занимается пульсирующими ледниками Памира. ldesinov@yandex.ru

Будем признательны за фотографии после возвращения.

С уважением, Станислав Кузнецов

Коллеги!

Докладываю ситуацию по Медвежьему на данный момент. За прошедшие полмесяца ледник совсем немного продвинулся вперёд, а сверху происходит активное поступление льда. Очень похоже на то, что ещё через месяц, когда вы будете там проходить, ледник уже может перекрыть долину полностью. Как это бывало при предыдущих подвижках.

С другой стороны, мы видим, что язык приобрёл характерную для наступающего ледника выпуклую форму весной, а с тех пор продвинулся несильно. Не исключена вероятность того, что наступательный потенциал уже практически исчерпан и дальнейшего продвижения не будет.

Боюсь, что точный прогноз дать не в состоянии. Ситуация развивается прямо в данный момент и может пойти в разных направлениях. Через год мы сможем в подробностях описать нынешнюю подвижку, но вам в настоящий момент от этого не легче.

Продолжаем следить за ситуацией.

Во вложении - некоторые космические снимки и анимация из них, для ознакомления.

Сергей Десинов

Рис. 205. Дорога от базы «Дальнее» к л. Медвежий.

Приблизившись к леднику, дорога сворачивает вверх в моренный карман и просто упирается в зачехлённый ледник, поднимаемся в лоб в 8:14 (рис. 206).

Рис. 206. Выход на левый борт л. Медвежий.

Зачехлённый ледник на этой высоте сильно разорван, поэтому приходится постепенно набирать высоту. В какой-то момент показывается основное чистое тело ледника, однако оно изрезано необычными продольными гребнями (рис. 204).

Рис. 207. Продольные гребни на центральной части л. Медвежий.

Чем выше, тем ледник проще, для передвижения. Продолжаем косой подъём, поднимаемся на чистый лёд (рис. 208, рис. 209).

Рис. 208. Выход на центральную часть л. Медвежий.

Рис. 209. Центральная часть л. Медвежий.

В 9:15 с правого зачехлённого борта ледника переходим на склон, поросший травой, и почти сразу на зелёном гребне (древняя боковая морена) видим старую цистерну и дорогу мимо неё(рис. 210).

Рис. 210. Спуск по дороге с л. Медвежий.

Дорога сворачивает с гребня направо - в моренный карман. На спуске дорога превращается в осыпной склон метров на 50. В кармане на выполаживании дорога теряется, текут ручьи, растут кусты и деревья. Продираемся через кусты, какое-то время даже движемся прямо по руслу ручья, так проще. Затем переходим ручей по камням на правый берег и выходим на дорогу, подрезающую правый склон на небольшом возвышении.

В районе ручья из под пер. Арчёвый дорога теряется на галечном поле, но потом снова появляется и приводит к остаткам моста через р. Абдукагор в 12:25 (точка CABLE 38.6809 72.0970 2638 м, 3 ч 46 мин ЧХВ от м.н.). Для троса мы брали большой карабин с косой муфтой, но у нас неожиданно наделся Petzl William Screw (раскрытие 28 мм). Лидер переправлялся по тросу на двух карабинах с сопровождением. Внимание, карабины размуфтовываются от вибраций уже к середине троса! Затем мы натянули свою переправу для остальных участников и рюкзаков. На правом берегу крепились прямо за трос (выносили станцию на кордалетах за перегиб), со стороны реки в бетоне есть удобная полка для работы (рис. 211).

Рис. 211. Станция на правом берегу р. Абдукагор.

На левом берегу крепились за металлические штыри, дополнительно делали оппозитную оттяжку (рис. 212).

Рис. 212. Станция на левом берегу р. Абдукагор.

Чтобы не рисковать со сдёргом, последний переправился по тросу с сопровождением в 13:30. Через 15 мин мы уже загрузились и помчали на шишиге. Всё, конец похода!