Люди и горы > Люди >

Автор: Любовь Даничкина (Карнаухова), КМС СССР по альпинизму, инструктор по альпинизму

История экстремальных видов спорта в Киргизии.
Куропаткин Виталий Павлович

(1954 – 15.08.1985)

(трагически погиб при восхождении на пик Хан-Тенгри)
День рождения – конец июля 1954 года ???

КМС СССР по альпинизму (1979)

Инструктор по альпинизму (1980, Кавказ)

КУРОПАТКИН ВИТАЛИЙ ПАВЛОВИЧ родился в 1954 году.

С 1961 по 1971 годы учился в школе.
В 1971 году поступил на учебу в ФПИ.
В 1972 году пришел на тренировки в секцию альпинизма к А.К. Тустукбаеву, активно участвовал в жизни секции, был техничным и перспективным альпинистом.

После окончания ФПИ, работал на электровакумном заводе.

Осенью 1976 года, Виталий вместе со своими друзьями перешел из секции «Политехник» во вновь созданную секцию СКИФ к Ф.Е.Попову и продолжил активно заниматься альпинизмом.

В секции СКИФ собралась группа сильных ребят, примерно одного уровня подготовки, и это способствовало прогрессу в их спортивном росте.

Виталий выполнял в секции одну из самых ответственных обязанностей, был завхозом по снаряжению.

Он участвовал и был руководителем во многих восхождениях:

В. Огуз-Баши, западное ребро, 5-А, 17-18.08.77, Куропаткин+3 и др.

На майской альпиниаде 1978 года, после тренировочных восхождений, Виталий участвовал в траверсе: 1-я Башня Короны-Байлян-Баши, 5-А, 01-03.05.78, Даничкин +3.

В 1978 году команда секции альпинистов «СКИФ» совершила восхождение на пик Ленина по контрфорсу скалы Липкина (5-А), 16-20.07.78
Состав группы: М.Гандельман, В.Валев, Ю.Кудашкин, Ф.Попов, Г.Онищенко, С Щепак, Е.Дармин, А.Алиева, В.Вакурин, В.Куропаткин, А.Даничкин, А.Онин (Буревестник).

!978 год был насыщен спортивными мероприятиями и после восхождения на пик Ленина, ребята продолжили восхождения в Каракольском ущелье:

Пик Джигит по серпам, 5-Б, 17-18.08.78, Дармин +3
Состав группы: Е.Дармин, В.Куропаткин, Н. Лавренченкова и С.Щепак.

В 1978 году Виталий выполнил нормативы на 1-й разряд по альпинизму и продолжил совершенствование спортивного мастерства:

Виталий с Владимиром Вакуриным
1979 год. Траверс вершин: Скрябина – Двурогая, 5-Б, 30.06-01.07.79, Даничкин+4.

В 1979 году Виталий Куропаткин выполнил нормативы на КМС СССР по альпинизму.

1980 год. 6-я Башня Короны , 5-Б. Куропаткин+3

1980 год Пик Карбышева, 5-Б, Дармин+3

1980 год Пик Блюхера, 5-Б, Дармин+3

1980 год 30.07-01.08 Пик Джигит по центру северной стены, 6к.т., Кузьменко +3.

В 1980 году Виталий прошел подготовку на инструктора на методсборе на Кавказе.

После стажировки в альплагере «Ала-Арча» получил звание инструктора. Грамотный инструктор, хороший спортсмен, он пользовался большим авторитетом и уважением у участников и инструкторов.

В 1985 году собралась большая экспедиция секции «СКИФ» на ледник Южный Иныльчек.

На первенство СССР по альпинизму был заявлен маршрут на пик Шокальского и многие ребята готовились, к первому в секции, восхождению на пик Хан-Тенгри (7010).

Виталий Куропаткин собирался совершить восхождение на пик Хан-Тенгри во втором составе экспедиции.
После возвращения основной группы с восхождения на пик Шокальского, две группы альпинистов секции СКИФ, с разрывом в один день, собирались совершать восхождение на пик Хан-Тенгри (7010).

Первая группа альпинистов под руководством Евгения Дармина поднималась по леднику Семеновского наверх к перемычке между вершинами Хан-Тенгри и Чапаева. Тяжеловато шлось наверх Виталию, да и сам стиль его передвижения в горах всегда был неторопливым. Ему не всегда легко давалась высота.

Виталий и Юра Каверин. Встреча новичков, Ак-Сай

Когда группа дошла до стоянок на 5100, ему захотелось остаться там и, переночевав, дождаться вторую группу, которая должна была подойти на следующий день и продолжить с ней восхождение дальше.

У него был с собой фотоаппарат и ему вдобавок хотелось посвятить время творчеству и сделать вечерние снимки гор. Посовещавшись, ребята предложили ему остаться на стоянке с кем–либо из группы, на что он ответил категорическим отказом.

Виталий и Сергей Щепак

По связи, группа сообщила ситуацию руководителю Ф. Попову. Обговорив взаимодействие второй группы с Виталием, первая группа продолжила свой путь наверх.

14.08.1985 года с вершины и склонов пика Чапаева произошел гигантский ледово-снежный обвал, заживо похоронив Виталия Куропаткина. Ему было 31 год……

Сборы в Караколе

Группа, пришедшая на следующий день, обнаружила на месте стоянок огромную площадь, засыпанную снегом и льдом. По связи была снята с маршрута 1-я группа, но совместные поиски силами альпинистов обоих групп ни к чему не привели.

Так трагически закончилась экспедиция 1985 года.

Соревнования по горным лыжам.
Награждение.
Виталий на заднем плане, в темном костюме.

Виталий был оптимистом, улыбчивым, добрым человеком и прекрасным, верным другом. Он очень любил шутить в кругу друзей и был душой коллектива, человеком «тонкого», доброго юмора.
Светлая и добрая память о нем сохранилась в сердцах друзей.

История экстремальных видов спорта в Киргизии.
Жизнь и люди альплагеря «Ала-Арча». 90-е годы.
Ручкин Александр Александрович

История экстремальных видов спорта в Киргизии. Альпинизм.
Семён Владимирович Дворниченко

История экстремальных видов спорта в Киргизии. Альпинизм. Ошская секция альпинизма

История экстремальных видов спорта в Киргизии. Альпинизм. Александр Гайсин и Владимир Ковнир

История экстремальных видов спорта в Киргизии. Альпинизм. Станислав Егорович Лавренченков

История экстремальных видов спорта в Киргизии. Альпинизм. Валерий Георгиевич Денисов

История экстремальных видов спорта в Киргизии. Альпинизм. Павел Вольфович Зайд

История экстремальных видов спорта в Киргизии. Альпинизм. Владимир Иосифович Рацек