Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Олег Лукьянов, г. Уфа

Отчет о о горном маршруте 5 к.с. по Северному Тянь-Шаню (Киргизский хребет), совершенном с 02 по 24 августа 2021 г.

Примечание:

Фотографии размещены непосредственно в тексте описания препятствий и имеют локальную нумерацию, привязанную лишь к текущей описательной части.

Справочные сведения

Паспорт спортивного похода

п/п

Позиция

Значение

1

Вид туризма

Горный

2

Категория сложности

Пятая

3

Район проведения

Северный Тянь-Шань (Киргизский хребет)

4

Сроки проведения

02.08.2021 - 24.08.2021

5

Протяженность

163 км.

6

Количество участников

7 человек

7

Активная часть маршрута составила:

Суммарный набор высоты

Общее количество ходового времени

+ 7886 м.

92 часа 30 минут

8

Продолжительность:

из них:

Ходовых

Дневок и ожиданий погоды

Подъезды и релаксация

23 дня

18 дней

дня

дня

9

Руководитель

Лукьянов О.Г.

10

Маршрутная книжка

№ БГ-2021-08

11

Маршрут заявлен, маршрутные документы подписаны:

БашРМКК (г. Уфа) код 103-00-545632540 12.07.2021 г., комиссией в составе:

Киселев В.А. - зам.

председателя БашРМКК • Борисов Ю.М.

Алтайский И.Н.

12

Нитка маршрута: (1Б- 2А- 2Б- 3А- 3А- 1А- 2Б)

г. Уфа - г. Бишкек - б/о «Ала-Арча» - р.в. р. Ала-Арча - р.в. р. Аксай - р. Адыгене - лед. Адыгене - пер. Смена (1Б) - р.в. р. Ала-Арча - р. Туюксу - пер. Грязнова (2А, траверс) - лед. Топ-Карагай - пер. Топ-Карагай (2Б) - лед. Маяковского - пер. Корона Южная (3А) - лед. Аксай - восх. в. Изыскатель (3А, рад.) - пер. Рацека (1А) - лед. Учитель - хиж. Рацека - р. Аксай - р. Ала-Арча - р. Аламедин - р. Ашутор - траверс (2Б, п/п): пер. Лесгафта + в. Иссык-Ата + пер. Иссык-Ата - р. Минджилки - р. ИссыкАта - сан. Иссык-Ата - г. Бишкек - г. Уфа.

Определяющие препятствия маршрута

№ п/п

Вид препятств.

Категория трудности

Характеристика препятствия

Путь прохождения

1

Перевал Смена Южная

Расположен: в Ала-Арчинском отроге Киргизского хребта, между пиками Космонавтов и Байлян-Баши, (картасхема 4) - № 150 Соединяет: лед. Аксай (р.АлаАрча) и лед. Маяковского (лед. Кара-Тоо) (р. Аламедин) Высота: 4640 м

С юго-востока на северо-запад Подъем: морены, открытый ледник (до 20°), осыпной склон 150 м. Спуск: крутая осыпь (до 40°) в кулуарах разрушенных скал, переходящая в моренные валы. Кошки, связки, при необходимости перила в верхней части западного склона.

2

Вершина Изыскатель (3Б альп.)

Расположена: в западной ветви Джаламышского отрога Главного Киргизского хребта (на водоразделе ледника Джаламыш и реки Чон) в 500 м. западнее вершины 4150м. Высота: 4010 м.

С севера на юг

Подъем: моренный чехол, открытый ледник (до 20°), ледовый склон переменной крутизны (до 50°) с серией бергшрундов.

Спуск: осыпь в скальных кулуарах, приводящая в скальный каньон с водопадом, пологая осыпь.

Кошки, связки, перила 410 м.

Сведения об участниках

№ п/п

Фамилия Имя Отчество

Туристский опыт

Обязан. в походе

1

Лукьянов Олег Геннадьевич

6-Г-У П-Алай 1997

5-Г-Р С.Т-Ш, 2004

4-Г-Р П-Алай 2017

4-Г-Р П-Алай 2019

Руководитель

2

Аликбирова Лилия Рафаилевна

2-Г-У Ц.Т-Ш, 2019

3-Г-У Ц.Кавказ 2020

Хронометрист

3

Адигамова Гульбахет Рамилевна

3-Г-У С.Т-Ш, 2019

3-Г-Р Ц.Кавказ 2020

Завхоз

4

Бир Александр Игоревич

3-Г-У С.Т-Ш, 2018

4-Г-У П-Алай 2019

Снаряжение групповое

5

Нафиков Тимур Ильдарович

4-Г-У П-Алай 2019

3-Г-У Ц.Кавказ 2020

Реммастер

6

Пашкин Александр Александрович

3-Г-У С.Т-Ш, 2018

2-Г-Р З.Кавказ 2020

Снаряжение специальное

7

Шипицин Вадим Александрович

4-Г-У Ц.Т-Ш, 2018

3-Г-Р Ц.Кавказ 2020

Медик

Финансы

Фотограф

*Более подробные сведения - в маршрутных документах.

Примечания:

При составлении отчета использовались материалы, предоставленные следующими участниками группы:

Бир А.И., Пашкин А.А. - п.7.1. Списки снаряжения.

Нафиков Т.И. - п.7.2. Список ремнабора.

Шипицин В.А. - п.7.3. Состав медицинской аптеки.

Адигамова Г.Р. - п.7.4. Питание в походе.

Шипицин В.А. - п.7.5. Финансовые расходы.

Шипицин В.А., Лукьянов О.Г., Аликбирова Л.Р., Адигамова Г.И., Бир А.И., Пашкин А.А., Нафиков Т.И. - фотографии с маршрута.

Аликбирова Л.Р. - хронометрические таблицы с маршрута.

Лукьянов О.Г. - прочие материалы по маршруту, картография и составление текстов.

График движения

Дни

Дата

Участок маршрута

Протяжен ность, км.

02.08.21 03.08.21

г. Уфа - г. Самара - г. Бишкек (автобус, самолет)

1

04.08.21

Национальный парк - б/о «Ала-Арча»

14,5

2

05.08.21

Б/о «Ала-Арча» - р.в. по р. Ала-Арча (р. Топ-Карагай, заброска) /о «Ала-Арча» - р.в. по р. Аксай (р. Шаркыратма, заброска)

8,6

4,6

3

06.08.21

Б/о «Ала-Арча» - морены лед. Адыгене (Электро)

9,1

4

07.08.21

лед. Адыгене (ГМС) - полудневка

5

08.08.21

пер. Смена (1Б) - р. Ала-Арча (ГМС) - устье р. Туюксу

6

09.08.21

р. Ала-Арча (заброска) - р. Туюксу - лед. Туюк

7

10.08.21

пер. Грязнова (2А) - лед. Топ-Карагай

8

11.08.21

верховья лед. Топ-Карагай - обработка ледовых склонов

9

12.08.21

пер. Топ-Карагай (2Б) - лед. Маяковского

10

13.08.21

пер. Корона Южная (3А) - лед. Аксай

11

14.08.21

восх. на в. Изыскатель (3А, рад.) - Коронская хижина

12

15.08.21

пер. Рацека (1А) - лед. Учитель - спуск к хижине Рацека

13

16.08.21

хижина Рацека - отсидка в лагере из-за непогоды

14

17.08.21

р. Аксай - р. Ала-Арча - р. Аламедин (поляна Салык)

15

18.08.21

р. Аламедин - впадение р. Алтынтор

16

19.08.21

р. Аламедин - р. Ашутор (верхнее озеро)

17

20.08.21

р. Ашутор - лед. № 295 (под пер. Лесгафта)

18

19

21.08.21

22.08.21

Траверс: пер. Лесгафта + в. Иссык-Ата + пер. Иссык-Ата (2Б, п/п) - р. Минджилки

20

23.08.21

р. Иссык-Ата - сан. Иссык-Ата

24.08.21

г. Бишкек - г. Самара - г. Уфа (самолет, автобус)

Итого:

163

Примечания:

Способ передвижения на всем протяжении активной части маршрута - пешком.

Протяженность для радиальных выходов принята - в одну сторону.

Значения расстояний приняты с учетом повышающего коэффициента - 1,2.

Перепад высоты на участках - см. пункт 3.1. График перепада высот.

График перепада высот Часть 1.

График перепада высот Часть 2.

Характеристика района путешествия

Критерии выбора района.

При выборе района путешествия группа руководствовалась, прежде всего, следующими критериями:

Возможность прохождения полноценного горного похода пятой категории сложности, в соответствии с требованиями к протяженности, продолжительности и степени напряженности маршрута.

Максимальное использование информации, собранной на спортивных маршрутах прошлых лет.

Разнообразие форм горного рельефа и природных условий Северного Тянь-Шаня.

Удобство подъездов, организации забросок, аварийных выходов и приемлемые финансовые условия.

Климат и туристская характеристика района.

Киргизский хребет, протянувшийся на 400 километров с запада на восток на севере Киргизии, замыкает с юга долину реки Чу. Гребень его простирается примерно в 50 километрах к югу от Бишкека, который, собственно, расположен на террасе, образованной выносами рек Аламедин и Ала-Арча. В их верховьях находятся наиболее высокие вершины хребта: пики Семенова - Тяньшаньского (4875 м), Западный Аламедин (4856 м) и Корона (4860 м). Климат района, в целом континентальный, однако сложность и расчлененность рельефа вызывают значительные контрасты в температурах и степени увлажнения. Лето влажное и прохладное.

Районы наибольшего оледенения сосредоточены не столько в зоне Главного Киргизского хребта, сколько в его северных отрогах. Наиболее подвержены этому фактору, а также и наиболее интересны со спортивной точки зрения Аламединский и Ала-Арчинский отроги.

Многие сложные перевалы сосредоточены в окрестностях наивысших вершин района, что определяет более высокую вероятность плохой погоды в этой части хребта. На восток и на запад высота его снижается, уменьшается сложность перевалов и увеличивается число дней с хорошей погодой. Следует, однако, иметь в виду, что рассчитывать на большое количество солнечных дней в походе не приходится, так как уже само существование довольно мощных еловых лесов на склонах северных отрогов хребта свидетельствует об изрядном количестве осадков.

Еще одной характерной особенностью, о которой следует упомянуть, являются обширные осыпи и моренные отложения, оставленные отступающими ледниками. Ручьи и речки зачастую просто уходят под их каменистый покров, и это одно из следствий того, что хребет в основном сложен из легко разрушающихся пород, а место расположения наиболее высоких вершин привязано, как и следует ожидать, к наиболее прочным скальным массивам.

Растительность в соседних долинах может разительно отличаться: если в долинах Иссык-Аты и Аламедина растет арчевый лес, то в долине Ала-Арчи стоят огромные тянь-шаньские ели. Пастушьих кошей немного, поскольку значительная часть хребта - национальный парк. В долинах, примыкающих к горным поселкам, пастухи выпускают в верховья табуны лошадей, встречаются яки. Также, на зеленых полянах можно встретить рыжих сурков (тарбаганов) и, если повезет, увидеть на снегу следы Снежного барса.

В районе большое количество перевалов 1А, 1Б к.с., достаточно много перевалов 2А, 2Б к.с., все более увеличивается число сложных перевалов 3А, 3Б к.с. Нельзя сказать определенно об оптимальной категории для похода в этом районе... Перевалы района весьма техничны и разнообразны по своему характеру. Южная и северная сторона перевалов (как и стороны главного хребта) резко отличаются. На севере - снег и ледовые стенки, на юге - осыпи и разрушенные скалы. Изменение направления прохождения перевала может принципиально изменить тактику и технику. Подходы отличаются резкими перепадами высот, буйной растительностью, иногда отсутствием мостов через реки - в общем, достаточно напряженны в физическом плане. Из подножного корма встречается лук, смородина, земляника, грибы.

Район в последнее время становится все более популярен ввиду удобных подъездов, небольшой удаленности от города, высокой техничности маршрутов.

Все большее значение при формировании транспортной логистики высокогорной части района играют потоки приезжей альпинистской и туристской публики. Альплагерь «Ала-Арча» вновь занимает свои позиции, утраченные когда-то - теперь многие альпмероприятия проводятся здесь на постоянной основе, почти круглогодично. В Бишкеке работает несколько турфирм, специализирующихся на обслуживании клиентов в районе Киргизского хребта - это, собственно, восхождения на вершины в окрестностях альплагеря «Ала-Арча», а также сопровождение треккинговых групп в северных долинах главного водораздела.

Особенно привлекательными в плане горовосхождений все-же остаются - так называемая «Аксайская подкова» и район Аламединской стены с удобными подходами, красивыми и технически сложными маршрутами.

Техническое описание маршрута.

Принятая в отчете терминология «левый», «правый» - употребляется в тексте в орографическом смысле. Иначе - «левый, правый по ходу движения».

Координаты местности представлены в формате WGS-84 и в тексте выглядят как (GPS: широта, долгота, высота).

Протяженность радиальных выходов принята к зачету в одну сторону.

Долина реки Ала-Арча (ворота Национального парка - р. Топ-Карагай)

Долина реки Ала-Арча берет начало среди ледовых склонов ГКХ и продолжается на север, вынося свои воды в Чуйскую долину. Большая часть долины является Природным парком РК и охраняется егерями на заставе выше поселка Кашка-Су. Питание реки осуществляется с ледников ГКХ, а также в значительной степени, от нескольких правых притоков Ала-Арчинского отрога - основного очага оледенения бассейна.

Начинаем движение от ворот Национального парка «Ала-Арча»

(GPS: 42.655859°, 74.495227°, 1576м),

здесь шлагбаум, разворотная площадка для автобусов и помещение охраны (фото 1). Часть вещей заброшена на базу отдыха, поэтому идем налегке для лучшей акклиматизации.

Фото 1

Фото 2

Дорога с асфальтовым покрытием (фото 2), идем колонной по обочине, чтобы не мешать движению транспорта. Спустя семь километров дорога переходит с левого на правый берег реки по хорошему мосту. Оставшуюся часть пути проходим с остановкой на обед на берегу реки.

Радиальный выход на Топ-Карагай: Выходим вверх по долине Ала-Арчи на заброску снаряжения и продуктов, заодно этот выход служит целям акклиматизации. Маршрут начинаем от летних помещений (фото 3) базы отдыха (GPS: 42.564455°, 74.482721°, 2145м), находящейся ниже шлагбаума, перегораживающего дорогу выше по долине.

Фото 3. База отдыха в Ала-Арче.

Фото 4. Традиционная сессия с козлом.

В этом месте находится приметное здание трехэтажной гостиницы с крышей из красного сайдинга. Рядом - величественная скульптура горного козла, неизменное место фотосессий отдыхающих (фото 4).

Поднимаемся по дороге, сначала асфальтовой, затем грунтовой, среди стволов высоких тянь-шаньских елей. На поворотах дороги закреплены таблички с указателями местных достопримечательностей - также, отмечен поворот на тропу, ведущую в долину Аксай и альплагерь, находящийся на моренах аксайского ледника. Спустя 1,5 километра грунтовка заканчивается - на зеленых лугах правобережной террасы и россыпями крупных камней, образованных выносами устьевой части реки Аксай. Здесь ищем место для переправы вброд, через несколько нешироких рукавов реки.

Дальнейший путь - по широкой тропе (фото 5) правого берега Ала-Арчи: преодолеваем каменистые выносы устьевой части ущелья Текетор, круто спадающего скальными прижимами со склонов одноименной вершины.

Фото 5. Зеленые луга правого берега Ала-Арчи.

Напротив ущелья Текетор теперь находится хороший металлический мост через Ала-Арчу (GPS: 42.542669°, 74.483667°, 2316м), по которому можно перейти на левый берег (фото 6), недавно его построили вместо деревянного, который периодически сносило паводком - поэтому, продолжаем движение по заброшенной грунтовой дороге левого берега реки (фото 7).

Грунтовая дорога проложена в непосредственной близости от реки и постепенно набирает высоту, кое-где имеет изгибы и крутые подъемы. Вдоль всего пути хорошо просматривается средняя часть долины - до гребней одноименной вершины, которая запирает долину возле ледника Голубина.

Справа и слева долина окружена крутыми скальными и осыпными склонами - и спустя два с половиной часа пути подходим к устью реки из

Фото 6

Фото 7

долины Топ-Карагай (фото 8). Напротив устья - железный мостик через АлаАрчу (GPS: 42.513904°, 74.480364°, 2578м), по нему переходим на правый берег реки.

Здесь, в камнях правого берега реки (фото 8), оставляем заброску. Сюда мы должны будем спуститься по ходу движения на маршруте (карта-схема 1).

Фото 8. Слияние Ала-Арчи и ее правого притока - реки Топ-Карагай.

Мост представляет собой рамную конструкцию без покрытия, идти по нему может быть опасно (фото 9).

Фото 9. Переправа по рамному мосту через Ала-Арчу.

Радиальный выход на Аксай: Поднимаемся по дороге, сначала асфальтовой, затем грунтовой, среди стволов высоких тянь-шаньских елей. На поворотах дороги закреплены таблички с указателями местных достопримечательностей - также, отмечен поворот на тропу, ведущую в долину Аксай и альплагерь, находящийся на моренах аксайского ледника.

Фото 10

Фото 11

Поднимаемся по набитой тропе, серпантинами лежащей на крутых склонах среди кустарниковых зарослей (фото 10). Спустя час пути, выходим на пологую часть - здесь находится местная достопримечательность: огромный камень, под названием «Расколотое Сердце» (фото 11), рядом находится информационный стенд со схемой движения (GPS: 42.555933°, 74.492617°, 2417м).

Дальнейшее движение по пологим лугам правобережной террасы долины Аксай. Тропа проложена по краю крутых конгломератных сбросов к каменистому руслу реки. Проходим мимо травянистых склонов пологого перевала Шаркыратма (НК), тропу в этом месте пересекают следы горных козлов.

Обзорная схема радиальных выходов в долины Аксай и Ала-Арча.

Доходим до ручья Шаркыратма (GPS: 42.552783°, 74.509350°, 2636м)., пересекающего склон - ручей находится в конгломератном распадке, хорошая тропа ведет дальше - в верховья Аксая, к одноименному леднику и альпинистским стоянкам Рацека (карта-схема 1).

Протяженность:

Национальный парк - б/о «Ала-Арча» 16,20 км.

Радиальный выход на Топ-Карагай: 8,30 км.

Радиальный выход на Аксай 4,60 км.

Итого: 29,10 км.

Перепад высот:

Национальный парк - б/о «Ала-Арча» +575 м.

Радиальный выход на Аксай +488 м.

Радиальный выход на Топ-Карагай: +432 м. Итого: +1495 м.

Время движения:

Национальный парк - б/о «Ала-Арча» 5 часов 20 мин.

Радиальный выход на Топ-Карагай: 3 часа 50 мин.

Радиальный выход на Аксай: 2 часа 30 мин.

Итого: 11 часов 40 мин.

Долина реки Адыгене

Долина Адыгене является левым притоком реки Ала-Арча, которая несет свои воды непосредственно в Чуйскую долину.

Участок 1

Спускаемся от базы отдыха по шоссе около километра, и поворачиваем влево, к реке. Подъем по устьевой части долины реки Адыгене начинаем от нового

железного моста (фото 1) через АлаАрчу (GPS: 42.572383°, 74.481867°, 2084м) - причем, следует иметь ввиду, что в 300 метрах выше по

течению, находятся покореженные остатки старого железного моста.

Затем движемся в сторону окончания отрога, являющегося водоразделом обеих рек. Поднимаемся по крутым набитым тропам восточных склонов (фото 2), выше склоны становятся положе (фото 3). Здесь, на небольшой поляне, среди хвойного леса расположен альпинистский мемориал «Северная звезда» (фото 4).

Фото 1. Мост через Ала-Арчу совсем новый, перила желтого цвета.

Фото 2

Фото 3

Фото 4. Мемориал альпинистов ««Северная звезда.

Открывается вид на развилку рек (2600 м.), образованную впадением в Адыгене ее левого притока - реки Тестор, находящейся в глубоком каменистом русле (фото 5).

Фото 5. Слияние рек Адыгене и Тестор.

По-прежнему хорошая тропа продолжается по западным склонам отрога, плавно выводя нас к среднему течению долины Адыгене (фото 5), где по небольшому металлическому мосту рамной конструкции (GPS: 42.555531°, 74.456259°, 2652м) можно перейти на левый берег реки (фото 6).

Возле моста делаем остановку на обед (через два часа от начала движения).

Фото 5

Фото 6

Рельеф долины Адыгене выше впадения Тестора представляет собой пологие зеленые луга и небольшие холмы древней морены (фото 7), вдоль левого борта которых мы поднимаемся по хорошей тропе, иногда наблюдая лошадей, пасущихся на зеленых склонах.

Фото 7. Группа возле прибора для метеостанций «Осадкомер суммарный М-70».

Через некоторое время подходим (фото 8) под первую ступень моренной осыпи, перекрывающей всю ширину долины - здесь, на пологих зеленых лугах удобно сделать бивак (фото 9), хотя дров здесь уже нет (GPS: 42.539542°, 74.453983°, 2974м), (карта-схема 1).

Фото 8

Фото 9

Обзорная схема 1 участка описания долины Адыгене.

Протяженность:

9,20 км.

Перепад высот:

+911 м.

Время движения:

3 часа 45 мин.

Участок 2

Выше первой моренной ступени (фото 10) опять выходим на пологие зеленые поляны, которые заканчиваются лишь возле второго вала моренной ступени, эффектно возвышающегося в центре долины и запирающего вход в ледниковую зону.

Фото 10. Первая моренная ступень.

В структуре осыпного склона просматриваются разрушенные скалы левого борта и крутые бараньи лбы по центру. На последних зеленых полянах перед мореной также есть удобные места для бивака (GPS: 42.525050°, 74.444750°, 3350м).

Фото 11. Подъем на второй моренный вал по тропе между скалами.

Подъем на второй моренный вал (фото 11) начинаем по тропе на крутом склоне между скалами левого борта и бараньими лбами. Затем подъем по крупнокаменистому склону, крутизна - до 30°. Далее склон выполаживается и путь проходит по каменистым разливам высохшего ручья.

Дальнейший путь - по моренным холмам, в обход скально-осыпных склонов вершины Электро, с выходом в удобное для бивака место - небольшую зеленую полянку с журчащим ручьем, закрытую со всех сторон от ветра холмами морен (GPS: 42.521517°, 74.440583°, 3512м).

Фото 12. Третий вал морены, запирающий выход на ледник Адыгене.

Выше полянки - подъем на третий вал морены (фото 12): тропа в узком желобе выводит в карман со снежной пробкой, покрытый нагромождением камней среднего и крупного размеров - он зажат между склонами вершины Электро и моренными валами ледника Адыгене. Поворачиваем налево и поднимаемся по каменистым валам на просторы моренных полей - отсюда открывается панорама верховий долины (фото 13).

Фото 13. Моренные поля ледника Адыгене.

От места подъема на третий вал морены движемся по каменистым валам еще полтора километра и приходим на гляциологическую станцию (GPS: 42.512573°, 74.438161°, 3586м) - дежурной смены на станции нет, помещения заперты на замок.

Фото 14. Гляциологическая станция Адыгене.

Фото 15. Группа на ГМС Адыгене, фотографирует - В.Шипицин.

Протяженность:

3,80 км.

Перепад высот:

+612 м.

Время движения:

2 часа 55 мин.

Итоговые характеристики:

Протяженность:

13,00 км.

Перепад высот:

+1523 м.

Время движения:

6 часов 40 мин.

(Карта-схема 1).

Перевал Смена, 1Б, 3936 м.

Расположен:

В отроге Адыгене Главного Киргизского хребта, в водоразделе рек Ала-Арча и Адыгене в 300 метрах южнее пика Саватор-Баши (Карта-схема 2).

Соединяет - с запада:

лед. Адыгене (р. Адыгене)

- с востока:

р. Ала-Арча

Концевые точки описания:

лед. Адыгене - р. Ала-Арча

Подъем с ледника Адыгене на седло (с запада)

От места ночевок начинаем подъем по гребню правобережной боковой морены, затем поворачиваем влево по ходу на склон.

Западный склон перевала представляет собой снежно-ледовый склон с плавно увеличивающейся крутизной до 30°. В нижней части склон верхней части склоны покрыты слежавшимся снегом, в верхней проступает ледовая подложка (фото 1).

Западная сторона перевала просматривается полностью с ледника Адыгене.

Начинаем подниматься с пологого открытого ледника по заснеженному склону, предварительно связавшись. Движемся вдоль скального контрфорса

Фото 1

Фото 2

(фото 2) спускающихся на запад с жандармов, к северу от перемычки перевала. Все чаще встречаются ледовые трещины, покрытые снегом - некоторые из них перепрыгиваем, некоторые обходим стороной.

Крутизна склона постепенно увеличивается, и пройдя 300 метров, мы подходим к чуть заметной линии бергшрунда (фото 3).

Отсюда вешаем перила, точки закрепления на ледобурах - блокируем по два ледоруба на каждую станцию. Вешаем две линии перил и поднимаемся параллельно, что существенно увеличивает скорость прохождения.

Фото 3

Фото 4

Выше бергшрунда крутизна ледового склона составляет около 30-35°, финишный участок перил закрепляем на ледовой кромке, окаймляющей седло перевала (фото 5). Точки крепления - на ледобурах.

Всего, выше бергшрунда провешено 150 метров перил.

Фото 5. Подъем по перилам на западном склоне перевала.

Всего на подъеме:

Протяженность:

1,01 км.

Перепад высот:

+350 м.

Время подъема:

1 час 40 мин.

Время движения со страховкой на подъеме:

1 час 30 мин.

в т.ч. попеременной, перильной:

1 час 10 мин.

Пунктов страховки на подъеме:

4 пункта (все - на ледобурах)

Перила на подъеме:

150 м.

Категория трудности на подъеме:

Фото 6. Группа на седле перевала Смена.

Седловина перевала:

Осыпная, неширокая - по обоим сторонам жандармы на гребне.

Тур в скальных развалах с северной стороны. Сняты записки: 7.6.1. и 7.6.2.

Группа на перевале (фото 6), седло (GPS: 42.498469°, 74.448188°, 3936м.)

Спуск с седла пер. Смена (на восток)

Спуск с седла перевала Смена на восток начинаем плотной группой по мелкой осыпи, предварительно назначив замыкающего из числа сильных участников (фото 7).

Забираем влево по ходу, обходя участки с крупными камнями.

Фото 7

Осыпной склон имеет крутизну около 30°, спускаемся методом глиссирования. Через 200 метров спуска встречаем выходы разрушенных скал - это гряда, спускающаяся со скальных стен правого борта - обходим их слева, по осыпям, на которых встречаются теперь крупные камни. Осторожно переходим с одной ветви каменных россыпей на другую - теперь уже ближе к центру ложа.

Заключительным этапом преодоления гряды является спуск с крутой оконечности - со скальных полок на осыпь. Полки имеют высоту по 2 - 3 метра, их немного - обходим их слева, переходя траверсом с одной на другую.

Еще 300 метров по осыпи - и мы выходим на более пологий участок. Это начало средней части высокогорной долины, камни здесь гораздо крупнее, но устойчивее (фото7). Крутизна средней части составляет 10-20°, сложность передвижения состоит в том, что приходится двигаться по верхушкам крупных камней, иногда камни встречаются размером с шкаф - по таким движемся особенно осторожно.

На этом участке маршрута спуска есть вода - ручей, рядом с пологими площадками, заросшими мхами.

Открывается вид на верховья долины Ала-Арча, хорошо видны также склоны противоположного борта долины и долина Туюк, вытянутая в широтном направлении. Останавливаемся на перегибе склона, ниже начинается растительность на склонах - трава и мелкие кустики чуть ниже. Отсюда мы видим здание заброшенной ГМС возле реки, и прикидываем маршрут спуска.

Фото 7

Фото 8

Фото 9

Дальнейший спуск проходит по крутым конгломератным склонам, покрытым травой, которой становится все больше по мере спуска (фото 8). Уходим вправо, траверсируем склоны, используя чуть заметные бараньи тропы. Маршрут движения пересекают несколько каменистых потоков - они берут начало со скал, окаймляющих борта долины.

Ближе к руслу реки склоны становятся положе, и лавируя в зарослях кустарника, мы спускаемся на зеленые поляны невдалеке от разрушенных зданий ГМС - здесь же проходит старая грунтовка (фото 9).

Всего на спуске:

Протяженность:

3,75 км.

Перепад высот:

- 980 м.

Время спуска:

2 часа 30 мин.

Категория трудности на спуске:

Итоговые характеристики:

Протяженность:

6,15 км.

Перепад высот:

- 630 м.

- на подъеме:

+ 350 м.

- на спуске:

- 980 м.

Время движения:

4 часа 10 мин.

- на подъеме:

1 час 40 мин.

- на спуске:

2 часа 30 мин.

Время движения со страховкой:

1 час 30 мин.

- на подъеме:

1 час 30 мин.

Пунктов страховки:

4 пункта

- на подъеме:

4 пункта

Перила:

150 м.

- на подъеме:

150 м.

Категория трудности:

Специальное снаряжение (на группу 7 чел.):

Обвязка, каска, ледоруб, кошки, карабины - 6 шт., жумар, спусковое устройство - все это на каждого участника.

Веревки основные - 3 шт. по 50 м., ледобуры - 8 шт. - все это на всю группу.

Возможные места ночлегов:

С запада:

  1. На гребне правобережной боковой морены лед. Адыгене, дров нет.

С востока:

В средней части висячей долины, возле ручья - дров нет.

На зеленых полянках вдоль разливов русла р. Ала-Арча (возле ГМС) - дрова можно отыскать на склонах.

Долина реки Ала-Арча (ГМС Ала-Арча - устье р. Туюк)

От развалин ГМС (GPS:42.480361°, 74.464585°, 2958м.) по тропе на левом берегу Ала-Арчи доходим до каменной пробки на реке (фото 1) - по ней переходим (фото 2) на правый берег реки и продолжаем движение по каменистой грунтовой дороге.

Дорогу пересекают многочисленные ручьи, чтобы не замочить ноги иногда идем по крупным камням, окаймляющим

символическое дорожное полотно (фото 3).

Спустя 10 минут подходим к реке с ледника Голубина - она вырывается из крутого скального каньона, и бурным мутным потоком пресекает дорожное полотно каменистой грунтовки. Слышно, как по дну потока перекатываются тяжелые камни, шум реки слышен издалека.

Фото 1. Обзорный вид на среднюю часть долины Ала-Арча (карта-схема 2).

Фото 2

Фото 3

Три года назад через речку перекинули мост (GPS: 42.487570°, 74.475686°, 2800м.) из двух бревен, стянутых проволокой - и это очень хорошо, в прошлые годы здесь была проблемная переправа.

Фото 4. Переправа по мокрым бревнам в кошках.

Переходим в кошках через поток по мокрым бревнам (фото 4), организовав перила, закрепленные на берегах.

Затем спускаемся по дороге еще около 600 метров по дороге, пересекая небольшие ручейки, подходим к устью реки Туюк и переходим на ее правый берег через несколько небольших рукавов по камням, окаймляющим дорогу. Здесь ставим лагерь (GPS: 42.492706°, 74.479096°, 2727м.).

Протяженность:

2,50 км.

Перепад высот:

-230 м.

Время движения:

1 час 10 мин.

р. Ала-Арча (Устье р. Туюксу - устье р. Топ-Карагай)

Радиальный выход от устья р. Туюксу вниз по долине Ала-Арчи до устья р. Топ-Карагай.

Ставим лагерь на полотне заброшенной грунтовой дороги - она поросла травой и вполне подходит для установки палаток.

Выходим вниз по дороге по правому берегу долины. Грунтовая дорога проходит вдоль русла с галечными плесами, повторяя рельеф склонов.

Спустя два с половиной километра дорога переходит на левый берег, а еще в ста метрах ниже по течению, чуть выше устья реки Топ-Карагай находится металлическая конструкция, перекинутая через Ала-Арчу - по этому мосту можно перейти на другой берег реки.

Фото 5. Правые притоки Ала-Арчи - Туюксу и Топ-Карагай.

Здесь, в каменных россыпях устьевой части долины Топ-Карагай снимаем нашу заброску, раскладываем мешки по рюкзакам и возвращаемся обратно.

Долина зрительно заперта вершиной Ала-Арча (фото 6), находящейся в створе ущелья, однако это впечатление обманчиво - дорога идет вправо, в обход вершины и теряется в хаосе морен, в ледниковых верховьях. Теперь эта грунтовая дорога нарушена большим валом морены, сместившимся за долгие годы - ведь за дорогой давно никто не следит, и не поддерживает ее состояние.

Фото 6. Средняя часть долины Ала-Арча (грунтовая дорога на правом берегу).

Протяженность:

2,50 км.

Перепад высот:

-150 м.

Время движения:

50 мин.

ИТОГО, по всем участкам:

Протяженность:

5,00 км.

Перепад высот:

-380 м.

Время движения:

2 часа 00 мин.

(Карта-схема 1, 2).

Долина реки Туюк (ниже ледника)

Долина Туюк является правым притоком Ала-Арчи и представляет пример «висячей» долины - ее устьевая часть заперта крутыми зелеными склонами и падает в основное русло долины (фото 1).

Устье Туюка можно спутать с речкой с ледника Голубина - и неудивительно: реки с этих соседних ледниковых долин впадают в Ала-Арчу всего через полкилометра друг от друга. Однако, устьевая часть Голубина заперта скальными теснинами, выше которых изрезанный ледник - поэтому, простой путь в эту также ведет через долину

Фото 1. Устьевая часть долины Туюк.долину

Туюк, по тропам на зеленых склонах - затем, с преодолением несложного гребня в водоразделе этих долин.

Подъем в долину Туюк начинаем сразу от грунтовой дороги, возле русла Ала-Арчи по тропам на зеленых склонах. Крутизна подъема постепенно возрастает, и местами составляет около 30° - тропа проложена серпантинами, местами встречаются выходы крупных камней.

Здесь традиционное место выпаса лошадиных табунов - мы не раз встречали здесь этих умных и осторожных животных. Далее, по мере подъема, тропа становится более выраженной - она проложена между огромными увалами на склоне (фото 2).

Фото 2

Фото 3

Крутизна склонов постепенно уменьшается (фото 3), открывается вид на среднюю часть висячей долины. Поднимаемся по тропе, вдоль скального гребня (фото 4), разделяющего долины Туюк и Голубина - на его вершине находится метеорологическая станция с солнечными батареями.

Фото 4

Выше, под широким валом моренной гряды, пересекающей долины поперек - находится небольшое озеро, из которого вытекает речка Туюк. Возле озера удобно сделать бивак или остановку на обед.

Набитая тропа траверсом выводит нас на моренный вал (фото 5), пересекая долину в южном направлении - она ведет в небольшой карман, под скальные склоны разделительного гребня.

Фото 6. Правобережная терраса долины Туюксу.

Однако, наш путь лежит в верхнюю часть долины - поэтому мы сходим с тропы и поворачиваем налево - далее путь лежит по каменистым россыпям на пологих увалах морен (фото 6). Местами морена покрыта редкой травой, местами траверсируем некрутые конгломератные склоны - средний уклон на этом участке не превышает 15°.

Здесь, на одной из террас, устраиваем бивак (GPS: 42°28.580'С, 74°30.519'В, 3340м.), разведка срединной моренной части показала, что воды среди этих каменистых россыпей нет.

Вода здесь мутная, из ледниковой речки - с известковой взвесью.

Фото 7. Средняя часть долины Туюксу и язык ледника Туюк.

Открывается вид (вид сверху) на ледниковый язык (фото 7), с которого берет начало небольшая мутная речка, по правобережным склонам которой мы движемся в направлении ледника.

Протяженность:

3,86 км.

Перепад высот:

+ 600 м.

Время движения:

3 часа 40 мин.

Карта-схема 2.

Итоги, выводы, рекомендации

Группой был успешно пройден горный поход 5-ой категории сложности по Северному Тянь-Шаню (Киргизский хребет). Основная концепция при планировании маршрута заключалась в том, чтобы пройти по наиболее интересным в туристском, и сложным в техническом планах уголкам Киргизского хребта, в пределах категории сложности заявленного маршрута.

Как известно, наиболее насыщены сложными и интересными перевалами северные отроги Главного хребта. Поэтому маршрут был спланирован так, чтобы пересечь эти отроги в очагах их наибольшего оледенения, следуя параллельно Главному Киргизскому хребту с запада на восток.

Во время акклиматизационной части похода, группа посетила 3 долины (Ала-Арча, Аксай, Адыгене) и ледниковую зону долины Адыгене.

Всего, во время движения по маршруту были посещены 11 высокогорных долин и/или ледников: Ала-Арча, Аксай, Адыгене, Туюксу, Топ-Карагай, Маяковского, Учитель, Аламедин, Ашу-Тор, Минжилки, Иссык-Ата - в большинстве случаев, с прохождением одноименных ледников. Пройдено необходимое количество зачетных препятствий с превышением, из них: 1 траверс в режиме первопрохождения (2Б) по маршруту: р. Ашутор - пер. Лесгафта + в. Иссык-Ата + пер. Иссык-Ата - р. Минджилки.

При построении маршрута использовался принцип ступенчатой акклиматизации, при котором высотный график имеет вид восходящей пилы (см. 3.1. График перепада высот), что в сочетании с применением витаминных и солевых комплексов частично компенсировало издержки акклиматизационного периода.

Еще одной из особенностей этого похода следует считать то, что в нитке маршрута отсутствовали сложные броды и навесные переправы через горные реки - в целом, это положительным образом сказалось на уровне безопасности и скорости прохождения маршрута.

Маршрут пройден с использованием вариантов обхода двух ЛП:

  • пер. Кара-Тоо (2Б) - по причине повышенной камнепадоопасности при спуске на ледник Маяковского (информация от гида т/б Ала-Арча - Юрия Фадеева). Согласовано по спутниковому телефону с членом БашРМКК - Борисовым Ю.М.: Обход через равнозначный перевал Топ-Карагай (2Б)
  • пер. Корона Северная (3А) - по причине высокой лавиноопасности склонов в результате трехдневного снегопада. Решение согласовано с ответственным за безопасность а/л Ала-Арча (лагерь на Рацека) инструктором альпинизма Ганюковым Ю.В. (внесена запись в маршрутную книжку, заверена печатью компании «Аксай-Тревел»). Решение об использовании транспорта при переезде в долину Аламедин - согласовано по спутниковому телефону с членом ЦМКК Костиным С.И. после доклада о сложившейся обстановке с метеоциклоном в горном районе.

В итоге, параметры ТСМ превышают номинал 5 к.с. на одно предопределяющее ЛП, хотя и уступают изначально заявленным характеристикам маршрута на одно определяющее препятствие.

В результате предпринятых тактических действий, уровень безопасности туристской группы, обусловленный ее запасом прочности, сохранился на достаточно высоком уровне, несмотря на ряд внешних неблагоприятных факторов. Что в конечном итоге и позволило нам успешно закончить поход, не меняя основной стратегической линии.

В походе применялись две мультитопливные горелки марки «MSR» на бензине «Калоша», и они нас не подвели.

Широко использовались две радиостанции «KENWOOD» с двумя комплектами аккумуляторов - cвязь в пределах оперативной необходимости была всегда.

В течении всего маршрута использовались прибор GPS Garmin «Dakota-20» - это позволило уточнять высоты и координаты вершин и перевалов, а также помогало впоследствии при работе в программой Google Планета Земля, и спутниковый телефон «THURAYA» - почти каждый день мы использовали сервис СМС через спутник - на Большой Земле их принимал выделенный оператор и публиковал на странице мероприятия в интернет.

Следует подчеркнуть, что поход имел учебно-методическую направленность и являлся последовательным итогом программы обучения Горной комиссии ФСТ РБ, что неизбежно внесло свои коррективы в график движения - тактико-технические занятия занимали свою часть времени. Однако, основной причиной изменений в графике движения - явился метеоциклон, пришедшийся на крайнюю треть маршрута.

Тем не менее, в группе преобладал позитивный эмоциональный настрой - люди стремились пройти маршрут по полной программе. Однако, жизнь вносит свои коррективы - и группа принимала правильные решения, по ходу поступления вводных, которые диктовала нам природа.

Во время похода мы столкнулись с лавинной опасностью - лишь при спуске с вершины Иссык-Ата, когда над крутым льдом нависли шапки свежего снега. Когда же начались дни непогоды - мы проходили простой перевал Рацека и в густом тумане спускались по леднику Учитель.

Определенный положительный момент был и в настойчивом проведении в жизнь темы ежедневных горячих обедов, с двухчасовым обеденным отдыхом - такая сиеста существенно помогала нам восстанавливать силы, а иногда подсушить снаряжение. Иногда приходилось совмещать обед с вынужденной отсидкой под тентом палатки, который накидывали на камни и пережидали непогоду.

Существенную роль в обеспечении безопасности нашего похода сыграло взаимодействие со спасательными службами двух государств: России и Кыргызстана. Заблаговременно были поданы данные о маршруте на портале МЧС России, отправлено по электронной почте письмо в Главное управление МЧС РК в Бишкеке (см. раздел 7.9), постановка на учет отмечена присвоением идентификатора № 34326813 в системе ЦУКС МЧС России.

Кроме того, были отправлены телефонограммы о начале и окончании маршрута оперативным дежурным в МЧС обоих государств, а также председателю выпускающей МКК - согласно сроков, указанных в маршрутной книжке.

За время похода мы не имели никаких конфликтов с местными жителями, милицией или снежными барсами.

Помощь в трансфере, проживании в Бишкеке и хранении вещей на время маршрута мы получили, воспользовавшись услугами Гостевого дома по адресу: г. Бишкек, ул. Абдрахманова (Советская) 309 - Сергей +996555943233, Лена +996550810666, домашний +996312376775.

Соблюдая классификационные подходы, принятые Федерацией спортивного туризма России для соревнований в группе дисциплин «Маршруты-горные», ниже приводим критерии, которые мы имели ввиду при подготовке и прохождении маршрута:

Сложность: количество локальных препятствий в нашем походе не превышало разумных пределов: оно составило превышение номинала на одно предопределяющее ЛП в режиме первопрохождения - хотя, в состав группы были включены спортсмены с альпинистским опытом, многие из участников регулярно участвуют в соревнованиях по техническим дистанциям, а также в мультигонках, рогейнах и других соревнованиях с тяжелыми режимами физических нагрузок.

Новизна:

  • первопрохождение предопределяющего препятствия (траверс 2Б)
  • отработка логистической схемы трансфера и рекреации в условиях Кыргызстана в период санитарных ограничений.

Безопасность:

На этапе предпоходной подготовки:

  • постановка на учет в МЧС России и Республики Кыргызстан
  • приобретение полноценных Полисов страхования (Приложение 7.7.) для всех участников (включающих авиационную эвакуацию пострадавших в высокогорье)
  • планирование аварийных выходов и дублирование всех определяющих препятствий менее сложными перевалами, безопасные варианты схода с маршрута в разных точках пути
  • планирование «мягкой» акклиматизации в горах
  • совместные тренировки по технике аварийно-спасательных работ.

На маршруте:

  • использование нескольких средств связи в горах: радиостанции, спутниковый телефон и прибор GPS с векторными картами и маршрутным треком
  • два полных бумажных комплекта картографического материала
  • назначение своего оператора на «Большой земле» и связь при необходимости с местными водителями и турфирмами
  • использование комплекта новых веревок и качественного «железа»
  • организация двух забросок (продукты питания и аккумуляторы) обеспечила бы дальнейшее прохождение маршрута в случае утраты продовольственного запаса
  • соблюдение принципов безопасной работы на сложном горном рельефе
  • инструментальный контроль за состоянием участников методом измерения пульсоксиметром количества кислорода в крови участников - личная аварийная аптечка у каждого участника.

Напряженность: в пределах нормы, с учетом первопрохождения дополнительного ЛП предопределяющего сложность маршрута, а также непогоды во второй трети маршрута. Совершенно осознанно мы не стремились превысить этот показатель - чтобы не потерять тот уровень «запаса прочности», который мог нам понадобиться в крайнем случае. С этой же целью были исключены ночные хождения и движение по технической части маршрута в непогоду.

Полезность: в целях передачи информации и накопления данных по району, составлен настоящий отчет - в бумажном и электронном виде, отчет размещен в интернет. К нему приложены дополнительные документы: маршрутная книжка, страховой полис, сообщения в МЧС и контрольные записки с перевалов.

В целях лучшего понимания физиологии человека в условиях высокогорья и значимости правильной акклиматизации к высоте, во время похода была выполнена программа исследований - она включала в себя сбор данных по частоте сердечных сокращений и контролю уровня сатурации в крови участников (п. 6.1.). Затем данные заносились в таблицу и анализировались - результатом явилось овладение инструментальными методами контроля - непосредственно влияющими на уровень безопасности, позволяющими объективно оценивать параметры самочувствия и косвенно судить о «запасе прочности» группы.

Кроме того, в приложениях имеется письмо от Русского Географического общества (Приложение 7.10.) - с поручением собрать фото и видео-материалы о природе гор, другие материалы краеведческого характера и выступить с докладом на собрании отделения Русского Географического общества в Республике Башкортостан. Поручение выполнено: уточнены координаты перевалов, собраны материалы о природе гор - данные переданы в региональное отделение РГО.

Исследования по высокогорной физиологии человека

Во время прохождения маршрута мы проводили небольшое исследование: оно включало в себя сбор данных по частоте сердечных сокращений и контролю уровня сатурации в крови участников (то есть, SpO2).
Это позволяло оперативно отслеживать изменения в самочувствии участников с течением времени. Помимо наблюдений за физическим состоянием людей, такие методы контроля непосредственно влияют на уровень безопасности, позволяют объективно оценивать параметры самочувствия и косвенно судить о «запасе прочности» группы. Измерения проводились с помощью электронного прибора - пульсоксиметра OLED CMS 50N. В идеале, замеры должны производиться утром и вечером, в состоянии покоя: то есть, когда участники уже улеглись спать вечером - и только проснулись утром. Фактически, нам не удавалось приблизиться к идеалу - поэтому в показаниях прибора присутствует погрешность, обусловленная влиянием человеческого фактора.

Схема 1. График частоты сердечных сокращений участников.

Результаты метода измерения частоты сердечных сокращений участников представлены на схеме 1 - здесь показаны кривые данных в диапазоне от 55 до 120 ударов в минуту для всех участников. Цветными линиями показаны данные всех десяти участников, а черными - линии тренда каждой из них (аппроксимация и сглаживание).

Конечно, общую картину несколько путают личные особенности участников, связанные с переносимостью ими гипоксии, но, тем не менее, хорошо заметна следующая тенденция: вначале маршрута линии трендов разбросаны по амплитуде и значительно зависят от личных особенностей при воздействии гипоксии. Однако, к концу маршрута линии трендов сближаются между собой, при общем снижении уровня ЧСС.

Схема 2. График сатурации кислорода в крови участников.

Результаты метода измерения сатурации кислорода в крови участников представлены на схеме 2 - здесь показаны кривые данных в диапазоне от 80 до 100 (в процентах от SpO2) для всех участников. Цветными линиями показаны данные всех десяти участников, а черными - линии тренда каждой из них (аппроксимация и сглаживание).

В силу особенностей метода, тенденция к адаптации организма участников здесь представлена более явно: несмотря личные особенности переносимости гипоксии, линии трендов имеют схожесть - общий «провал» в показателях сатурации кислорода в крови к 5-6 дню, и восстановление их к 9-10 дню маршрута в высокогорье.

Выводы по теме исследования:

Прежде считалось, что лучшим методом инструментального контроля за общим состоянием участников является метод замера частоты пульса в состоянии покоя (вечером и утром) с последующим вычитанием разницы в показаниях и построении тренда.

Однако, теперь для нас стало очевидным, что метод измерения сатурации кислорода в крови участников является более достоверным, хотя и требует обязательного присутствия технических средств на маршруте в виде малогабаритного пульсоксиметра, по показаниям которого можно вести таблицу наблюдений непосредственно в горах.

Перспективы: с ростом возможностей компьютерной техники, уже сейчас возможно заносить данные в электронную таблицу в режиме реального времени, чтобы получать на экране компьютерного планшета графики сатурации кислорода в крови участников непосредственно во время прохождения маршрута в высокогорье - это поможет руководителю принимать правильные тактические решения по режиму акклиматизации для всей группы в целом, и каждому участнику отдельно.

Список снаряжения

Список снаряжения группового.

№ п/п

Наименование

Количество, шт

Общий вес, кг

1

Палатка с тентом на 3 чел.

3

12,00

2

Котлы 4 и 5 литров

2

1,30

3

Пакет дежурного (солонка, специи)

1

0,30

4

Ремнабор

1

1,20

5

Аптека основная и аварийная

1

1,30

6

Радиостанции, спутниковый телефон с зап. батареями

3

1,20

7

Фотоаппараты с принадлежностями

1

0,30

8

Горелки мультитопливные «MSR» + шторки

2

1,80

9

Папка с документами и инструментами

1

0,30

10

Прибор GPS «Garmin»

1

0,20

11

Половник, безмен, калькулятор, будильник

1

0,50

Итого:

20,40

Список снаряжения группового специального.

№ п/п

Наименование

Количество, шт

Общий вес, кг

1

Веревка основная, 50м., 10 мм.

3

10,80

2

Веревка расходная, 30м., 9 мм.

1

1,50

3

Крючья скальные

5

0,35

4

Молоток скальный

1

0,80

5

Ледобуры

15

2,10

6

Закладки

8

0,35

7

Френды

2

0,25

8

Оттяжки 0,2 м.

5

0,65

9

Лопата лавинная

2

1,20

Итого:

18,00

Список снаряжения личного.

№ п/п

Наименование

Количество, шт

Общий вес, кг

1

Рюкзак основной + вкладыш

1

1,78

2

Спальный мешок

1

1,90

3

Коврик из пены + хоба

1

0,40

4

Ботинки + фонарики

1

2,30

5

Кроссовки

1

0,60

6

Куртка защитная "Solomon"

1

0,60

7

Штаны защитные самосбросы

1

0,46

8

Пуховка в компрессоре

1

0,90

9

Костюм термо

1

0,30

10

Куртка из полара

1

0,70

11

Носки разные, трусы

1

0,20

12

Шапка и повязка

1

0,14

13

Перчатки и рукавицы

1

0,35

14

Мыло, паста, щетка (комплект)

1

0,14

15

Чашка, кружка, ложка, нож

1

0,20

16

Медаптека, очки, зажиг, стекло (комплект)

1

0,15

17

Фонарь налобный «PETZL»

1

0,08

18

Фляжка (пластик 0,5)

1

0,02

19

Крем от загара

1

0,05

20

Палки лыжные

1

0,65

Итого:

11,92

Список снаряжения личного специального.

№ п/п

Наименование

Количество, шт

Общий вес, кг

1

Каска

1

0,45

2

Карабин альпинистский

5

0,35

3

Жумар

1

0,20

4

Спусковое устройство

1

0,13

5

Репшнур 5 м.

1

0,12

6

Обвязка

1

0,45

7

Ледоруб

1

0,83

8

Кошки (комплект)

1

1,04

9

Рукавицы страховочные

1

0,15

Итого:

3,72

Итоги по снаряжению.

№ п/п

Наименование

Вес на 1 женщ, кг

Вес на 1 мужч, кг

Вес на группу 10 чел, кг

1

Снаряжение групповое

2,04

2,04

20,40

2

Снаряжение групповое специальное

---

2,57

18,00

3

Снаряжение личное

11,92

11,92

119,20

4

Снаряжение личное специальное

3,72

3,72

37,20

Всего:

17,68

20,25

194,80

Список ремнабора

№ п/п

Наименование

Количество, шт

Примечания

1

Запасная ложка

1

Стальная

2

Иглы (комплект)

1

3

Булавки английские (комплект)

1

5

Проволока медная, 5м.

1

6

Проволока стальная тонкая, 5м.

1

7

Скотч

1

8

Резиновая тесьма, 5м.

1

9

Отвертка

1

Под конкретные шурупы

10

Шурупы

15

Для обуви

11

Пассатижи

1

12

Фурнитура (пряжки, фастексы) комплект

1

13

Ножницы

1

14

Зажигалки, спички

2

Иметь каждому участнику

15

Нитки (катушки)

3

16

Крем для ботинок

1

Один тюбик - в заброску

17

Кусочки ткани (комплект)

1

18

Изолента ПВХ

2

19

Молния

2

20

Липучка

2

21

Веревка 2мм, 10м.

1

22

Стропа, 10м.

1

23

Напильник

1

Для заточки кошек

24

Запасные очки солнцезащитные

1

25

Запасные рукавицы

1

Брезентовые

Рекомендации:

Обувь перед походом должна быть либо прошита заново (кожаные ботинки), либо она должна быть новая и разношенная.

Каждому участнику полезно иметь индивидуальный ремнабор (иголки-нитки, скотч, проволока)

Наиболее расходуемые компоненты ремнабора пополняются из заброски на маршруте.

Примечания:

Перед походом был проведен тест-опрос всех участников группы на предмет личных физиологических особенностей и индивидуальной непереносимости препаратов.

Витаминные комплексы представляли собой отдельный ряд и особое внимание уделялось повышенному содержанию витамина «С» для лучшей акклиматизации к условиям высокогорья. Каждый участник подбирал препараты индивидуально. Рекомендательно, участникам предлагалось - начиная за две недели до маршрута, и до его окончания, принимать препараты: Панангин, Луцетам.

Инструментальный контроль за общим состоянием участников проводился методом замера частоты пульса в состоянии покоя (вечером и утром) с последующим вычитанием разницы в показаниях. Этот известный метод позволяет наблюдать процесс акклиматизации организма в динамике. Инструментальный контроль мы осуществляли с помощью электронного пульсоксиметра OLED CMS 50N.

Расчет жидкого топлива (бензин)

Наименование

Сколько раз применено

Расход на один раз, кг.

Расход итого, кг.

Бензин АИ-92

42

0,286

12,00 (16 л.)

Итоги по раскладке и топливу:

Весовые характеристики

На 1 человека, кг

На 10 человек, кг.

Продукты на 1 день

0,530

5,300

Продукты на 14 дней

7,420

74,200

Топливо на 1 день

0,086

0,860

Топливо на 14 дней

1,200

12,000

Всего (1 день/14 дней):

0,862/8,620

6,160/86,200

Некоторые особенности формирования продуктовой раскладки

Раскладка продуктов питания составлялась с учетом опыта, полученного в предыдущих горных походах.

Меню на каждый день похода разрабатывалось из расчета 4 приема пищи: завтрак, обед, ужин, карманный перекус.

Перед планированием рациона была получена информация от руководителя о маршруте, сложности ходовых дней, вариантах заброски.

При составлении раскладки учитывался максимальный вес суточного рациона - не более 550 грамм на человека.

В период предпоходной подготовки совместно с частью остальных участников похода была произведена упаковка продуктов по рационам, т.е. по «завтракам», «обедам», «ужинам», «карманным перекусам». Продукты ежедневного потребления, такие как сахар, соль, чай и пр. также были упакованы по приемам пищи.

Для упаковки порционной раскладки (завтрак, обед, ужин, «карманка») использовали небольшие пакеты (маечки), затем герметично упаковывали пищевой пленкой. Каждая упаковка была промаркирована перманентным маркером с указанием наименования и веса рациона (например, Завтрак - Каша рисовая молочная, 900гр.).

В ходе похода такая укладка очень облегчила работу завхоза по распределению продуктов, переносимого веса и приготовлению пищи. За счет предварительно проведенной работы, таким образом, экономится немало походного времени.

Также каждым участником были подготовлены и упакованы сухари на 4 приема пищи. В качестве мясной составляющей для добавления в супы (на обеды), каши (на ужины) силами участников было изготовлено сублимированное мясо - пеммикан. В качестве упаковки использовали пустые коробки из-под кефира объемом 0,5л. Вес каждой коробки составил примерно 450гр. На обеды использовали половину упаковки, на ужин целую. В первый день маршрута и в день заброски для разнообразия в качестве белкового ингредиента использовали рыбные консервы (на обед) и тушенку (на ужин).

Меню составлялось с учетом принципа разнообразия и предотвращения повторов одних и тех же рационов два дня подряд и зависело прежде всего от условий маршрута, а не от очередности в цикле. В такие дни, когда предполагался максимальный расход топлива (за счет растапливания снега и льда), были заложены продукты, требующие только наличия горячей воды. Во время прохождения технически сложных перевалов обед заменялся усиленными перекусами.

Следует отметить, что особое внимание было уделено распределению продуктов между участниками. Делался упор на то, чтобы у каждого были в наличии такие продукты, которые могут быть использованы оперативно, без горячей готовки, что повысило бы «живучесть» группы в целом, и каждого из участников в случае непредвиденных обстоятельств, связанных с вынужденным разделением группы.

На случай плохой погоды или внеплановой дневки были запланированы резервные рационы, не привязанные к конкретному дню.

Утром мы готовили молочные каши (с добавлением сухофруктов и сухих сливок), на ужин ели "мясные" каши с применением пеммикана.

Заброска в долине Ала-Арчи содержала, помимо продуктов и бензина на половину маршрута, еще и запас расходных материалов и личных вещей участников. Это касалось щеток для мытья посуды, витаминов, батареек и личных вещей. Также в заброску положили смесь для приготовления блинов и небольшую сковородку. На дневке были приготовлены вкуснейшие блины, которые очень порадовали участников.

Рекомендации:

Чтобы питание в походе казалось более разнообразным, активно употреблялись специи. Традиционно радовали нас горчица, кетчуп, аджика и чеснок.

Каждый последующий день не должен содержать одинаковых с предыдущими днями круп или меню «к чаю», чтобы не есть два дня подряд одно и тоже.

Такие продукты как сало, масло, колбаса и сыр покупали в индивидуальной герметичной упаковке из расчета потребления на один прием, заворачивали в фольгу и на протяжении 17 дней (включая дорогу, дни похода) указанные продукты не испортились.

На протяжении всех дней похода участниками активно использовался «Витамин С» в пакетиках. Также рекомендуется для разнообразия использовать ароматизированный изотоник.

На протяжении всего маршрута желательно вести учетные ведомости продуктов, что облегчает дальнейшую работу завхоза и не предполагает неожиданных сюрпризов на маршруте.

Финансовые расходы

№ п/п

Статья расходов

Расходы на 1 чел, руб.

Расходы на 10 чел, руб.

1

Продуктовая раскладка

2 820,90

28 209,00

2

Снаряжение (3 веревки по 50м, 1 веревка 30м)

790,00

7 900,00

3

Спутниковая + сотовая связь

110,00

1 100,00

4

Страховой полис

2 365,40

23 654,00

5

Автобус «Уфа - Оренбург - Уфа»

2 400,00

24 000,00

6

Поезд «Оренбург - Бишкек - Оренбург»

9 001,30

90 013,00

7

Бензин для горелок + тара

85,00

850,00

8

Трансфер в Бишкеке «ж/д вокзал-гостевой домж/д вокзал»

100,00

1 000,00

9

Проживание в Бишкеке (гостевой дом, 3 суток)

1 500,00

1 5000

10

Заезд в горы (Бишкек - а/л «Ала-Арча») + прочие услуги в городе

400,00

4 000,00

11

Проживание в Ала-Арче (1 сутки)

180,00

1 800,00

12

Выезд с гор (т/б «Теплый Ключ» - Бишкек)

250,00

2 500,00

Итого:

20 002,60

200 026,00

Примечания:

Для удобства, все платежи в валюте переведены в рублевый эквивалент, согласно действовавшему курсу.

Групповая касса создавалась лишь в случае необходимости, и ее размер мы старались держать минимальным.

В статье расходов «Заезд в горы» учтена плата за посещение Природного парка «АлаАрча», посещение обменников валюты и бензиновых заправок, а также хранение городских вещей.

Покупка валюты производилась непосредственно в Бишкеке (рубли на сомы) - другой валютой мы не пользовались.

Контрольные записки

Перевал Смена, 1Б

Перевал Смена, 1Б

Перевал Грязнова, 2А

Перевал Топ-Карагай, 2Б

Перевал Корона Южная, 3А

Вершина Изыскатель, 3Б (альп.)

Траверс, 2Б (пер. Лесгафта)

Траверс, 2Б (в. Иссык-Ата)

Траверс, 2Б (пер. Иссык-Ата)

Картографический материал

Карта-схема 1

Карта-схема 2

Карта-схема 3

Карта-схема 4

Карта-схема 5

Список используемой литературы

При подготовке к походу использовались следующие материалы:

№ п/п

Наименование

1

Данные геоинформационной системы «Google Планета Земля» http://www.google.com/earth/

2

Справочное издание на сайте ЦМКК ФСТ России, 2021 г. «Перечень классифицированных высокогорных перевалов», http://www.tssr.ru/mountain/pereval/

3

Каталог перевалов на сайте турклуба «Вестра», г. Москва http://westra.ru/passes/

4

Отчет о горном походе 5 к.с. по Киргизскому хребту, совершённом с 30 июля по 28 августа 2004 г., турклуб им. Н.Гастелло, г. Уфа, рук. - Лукьянов О.Г.

5

Отчет о горном походе 4 к.с. по Киргизскому хребту, совершённом с 27 июля по 22 августа 2005 г., турклуб им. Н.Гастелло, г. Уфа, рук. - Лукьянов О.Г.

6

Отчет о горном походе 3 к.с. по Киргизскому хребту, совершённом с 26 июля по 12 августа 2014 г., турклуб «Спутник», г. Уфа, рук. - Лукьянов О.Г.

В качестве картографического материала использовалась:

№ п/п

Наименование

1

Схема-хребтовка Киргизского хребта, Масштаб 1:50000, А.Пуриков, турклуб «Вестра», г. Москва http://westra.ru/reports/tianshan/kirgmap.html


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100