Автор: Юрий Тильман, г.Москва

Отчёт о горном походе 2 к.с. по Приэльбрусью (Центральный Кавказ) в период с 18 по 30 июля 2020 г. Часть 2

День 7. м/н - пер. Мкяра-Субаши (1Б, 3650) - пер. Джикаугенкез (1Б, 3560) - лед. Джикаугенкез - лед. Бирджалычиран - р. Бирджалу-су

11,3км

+550м / -845м

5ч 52мин

10ч 23мин

солнечно, вечером облачно

7.13 Выходим со стоянки и движемся в направлении перевала Мкяра-Субаши (фото 7.1). Погода солнечная, ветрено и прохладно. Через пару минут подходим к склону и начинаем набирать высоту. Движемся плотной группой, склон из средне-крупной осыпи небольшой крутизны 15-20° (фото 7.2).

Через 15 минут ЧХВ от места ночёвки поднимаемся на перевал Мкяра-Субаши. Турик находится немного правее точки выхода на гребень, между двумя ярко выраженными скальными выходами гребня (фото 7.3).

Спускаемся в сторону кара ледника Субаши по средне-крупной осыпи с довольно большим количеством живых камней. Весь массив камней лежит на мелкой осыпи, которая работает как лифт. Склон быстро набирает крутизну с 25° до 45°, поэтому идём плотной группой с самостраховкой ледорубами (фото 7.4, 7.5).

Через 36 минут ЧХВ от седловины перевала Мкяра-Субаши выходим на зачехлённый камнями ледник, чередующийся с участками снежника.

Спустя 1 час 30 минут от седловины перевала ледник заканчивается, движемся по моренам в сторону перевала Джикаугенкёз (фото 7.6).

Через 2 часа ЧХВ от седловины перевала встаём на привал на полянке у запруды реки Субаши, вода стоячая и непитьевая.

Через 2 часа 12 минут ЧХВ от седловины перевала бродим реку Субаши и движемся в сторону перевала Джикаугенкез. Подъём идёт по маркированной синей краской тропе с уклоном от 5° до 25° (фото 7.7-7.9).

Спустя 1 час 10 минуты ЧХВ от начала маркированной тропы выходим на перевал Джикаугенкез. С него открывается прекрасный вид на Эльбрус (фото 7.9). Спускаемся в сторону ледового плато Джикаугенкёз по склону 15-25° из мелкой и средней осыпи по утоптанной тропе широким зигзагом. Движемся плотной группой (фото 7.10, 7.11). Спустя 11 минут ЧХВ от перевала Джикаугенкёз выходим на снежник и ещё через пару минут, пройдя залитый водой участок, выходим на ледник (фото 7.12). Спуск с перевала до выполаживания снежника занял у нас 15 минут.

Надеваем кошки и проводим прыжковую тренировку для координации и теста снаряжения. (фото 7.13).

После тренировки продолжаем движение в направлении пика Калицкого по открытому леднику. Встречаются ручьи, мульды, неширокие трещины. (фото 7.14, 7.15). Спустя 36 минут ЧХВ от перевала начинаем подниматься вверх двигаясь между мореной и пиком Калицкого. Встречаются крупные трещины (фото 7.16, 7.17).

Спустя 1 час 1 минуту ЧХВ от перевала, огибая пик Калицкого слева по ходу движения, выходим на участок ледового плато (по картам относится к леднику Бирджалычиран). Движемся вдоль пика Калицкого по краю ледового поля, продвигаемся к морене (фото 7.18). Ледник пересекает глубокий и бурный ручей, но нам удаётся найти место его перебродить по камням (фото 7.19)

Дойдя до морены, забираем правее по ходу движения, спускаемся по леднику, между мореной и пиком Калицкого (7.20). В удобном месте выходим на морену. На ней мелкая осыпь закрыла лёд (фото 7.21).

Преодолев морену, выходим на песчаные дюны. Движемся по ним сторону озера Бирджалы (фото 7.22, 7.23).

Через 2 часа 37 минут ЧХВ от перевала перед нами раскинулось большое бирюзовое озеро Бирджалы (фото 7.24), с нависающим над ним снежником. Огибаем озеро с его правой по ходу движения стороне, движемся к дальней от нас его оконечности. На его дальнем берегу есть обжитая стоянка для множества палаток, но она уже была занята.

Движемся от озера по тропе вдоль ручья Бирджалы-Су на С.

Спустя 16 минут ЧХВ от озера Бирджалы, встаём на ночёвку ниже озера на полянке рядом с ручьём ручья Бирджалы-Су на высоте 3252 м н.у.м. Вода только из ручья, вытекающего из озера (называется Бирджалы-Су). Мест под палатки в избытке (фото

7.25).

Фото 7.1. Движемся по направлению к перевалу Мкяра-Субаши.

Фото 7.2. Подъём седловину перевала Мкяра-Субаши.

Фото 7.3. Перевал Мкяра-Субаши, на заднем плане вершина Субаши.

Фото 7.4. Спуск с перевала Мкяра-Субаши в сторону долины реки Субаши.

Фото 7.5. Спуск с перевала Мкяра-Субаши, вид назад по ходу движения.

Фото 7.6. Движение по моренам в долине реки Субаши в сторону подъёма на перевал Джикаугенкёз.

Фото 7.7. Вид назад по ходу движения с первой ступени подъёма на перевал Джикаугенкёз из долины реки Субаши.

Фото 7.8. Подъём на перевал Джикаугенкёз из долины реки Субаши маркирован синим.

Фото 7.9. Тропа на подъём к перевалу Джикаугенкёз крутизной 5-15°

Фото 7.10. Перевальная полка Джикаугенкез. Прекрасный вид на Эльбрус.

Фото 7.11. Начало спуска с перевала Джикаугенкёз в сторону ледника Джикаугенкёз.

Фото 7.12. Спуск с перевала Джикаугенкёз в сторону Эльбруса зигзагом по утоптанной тропе.

Фото 7.13. Проводим тренировку по передвижению в кошках по леднику.

Фото 7.14. Движемся по ледовому плато в сторону пика Калицкого, оставляя его по правую руку.

Фото 7.15. Вид назад по ходу движения от подножий пика Калицкого на перевал Джикаугенкёз.

Фото 7.16. Подъём по леднику Джикаугенкёз и переход на морены у пика Калицкого.

Фото 7.17. Трещины на леднике у подножия пика Калицкого.

Фото 7.18. Идём по ледовому плато между склоном Эльбруса и пиком Калицкого.

Фото 7.19. Преодолеваем широкий ручей на леднике между Эльбрусом и пиком Калицкого.

Фото 7.20. Переходим с ледника на морену северо-западнее пика Калицкого..

Фото 7.21. Движение вниз по морене. Лёд покрыт мелкой осыпью, скользко.

Фото 7.22. С морены спустились на песчаные дюны, движемся в сторону озера Бирджалы.

Фото 7.23. Вид назад по ходу движения на подходах к озеру Бирджалы.

Фото 7.24. Озеро Бирджалы. Обходим его справа и идём по вдоль вытекающего из него ручья к месту ночёвки.

Фото 7.25. Место ночёвки за озером Бирджалы у ручья Бирджалы-Су.

День 8. м/н - мин. источники Джилы-су - поляна Эммануэля

10,4км

+205м / -890м

3ч 13мин

7ч 38мин

солнечно

9.02 Выходим из лагеря и поднявшись на морену движемся на С-С.З по тропе в сторону

Джилы-Су. Погода отличная, тепло (фото 8.1, 8.2). На карте от нашей стоянки в сторону Джилы-Су отмечено две тропы: одна прямо вдоль и рядом с рекой Бирджалы-Су, вторая же по морене восточнее реки. Мы спускаемся по второй тропе.

Спустя 10 минут ЧХВ от места ночёвки выходим на полянку с выложенной на ней фразой «турклуб Волгоград вперёд».

Через 31 минуту ЧХВ от места ночёвки проходим мимо очень ровной поляны, окруженной лавовыми стенками. Воду не разведывали (фото 8.3).

Через 1 час 1 минут ЧХВ от места ночёвки, пройдя над небольшими озерками, спускаемся с сыпухи на травянистую полку (фото 8.4).

Здесь популярные места, сказывается близость Джилы-Су - встречаем всё больше туристов и просто гуляющих, а на полянах уже пасутся кони (фото 8.5). Видны поляна Эммануэля и строения Джилы-Су.

Через 1 час 53 минуты ЧХВ от места ночёвки заходим в Джилы-Су, спустившись по утоптанной грунтовой тропе (фото 8.6). Забираем заброску у охранников на въезде со шлагбаумом, заходим в местное кафе, обедаем и распределяем заброску (фото 8.7). В 2020 году из-за коронавирусных ограничений оно работает только на вынос, но на улице есть много беседок со столами. В Джилы-Су можно набрать воды у кафе, но в этой воде могут плавать микроорганизмы (так было у нас), так что пить только после кипячения.

В 15:08 выдвигаемся по маркированной тропе в сторону подъёма на поляну Эммануэля с отяжелевшими рюкзаками. Спустя пару минут переходим мост через р.

Кызылкол и начинаем набор высоты по тропе.

Спустя 34 минут ЧХВ от Джилы-Су поднимаемся по тропе на высоту 2520 м н.у.м.

Далее тропа довольно круто спускается на на «Калинов мост», проходящий над рекой Кызылкол (фото 8.8). Один из участков тропы представляет скальную ступень высотой около метра. Проходим над водопадом и поднимаемся по крутой тропе на другой борт ущелья.

Далее спускаемся по тропе по высокому берегу реки Кызылкол в сторону поляны Эммануэля (фото 8.9). В конце высокого берегеа тропа пересекаем ручей и переходит в грунтовую дорогу. Впереди через поле виднеется лагерь (фото 8.10).

В 16.40, через 1 час 1 минуту ЧХВ от Джилы-Су встаём на стоянку на поляне Эммануэля. Здесь есть домики для размещения, баня/душ, кафе, магазин. Воду можно набрать в оборудованном ручье, вытекающем с ледника. Стоянка под палатки в рамках огороженной территории платная - 100р с человека (фото 8.11). К услугам душ -200р, баня - 3000 на 1 час, в неё влезает человек 6. К 21.00 вода в роднике в лагере иссякла (ледник замёрзм) и утром к моменту нашего выхода так и не появилась.

Фото 8.1. Движемся от места ночёвки по гребню морены в направлении Джилы-Су.

Фото 8.2. То же, что и на фото 8.1, только виден Эльбрус слева.

Фото 8.3. Необычно ровная поляна около каменных изваяний.

Фото 8.4. После осыпных морен выходим на травянистые склоны.

Фото 8.5. Спускаемся по травянистым плато к Джилы-Су. Пасутся кони.

Фото 8.6. Спустились к домикам Джилы-Су.

Фото 8.7. В Джилы-Су забрали заброску и распределили её во время обеда в кафе.

Фото 8.8. Спуск и подъём через естественный мост «Калинов мост» над ущельем на правый орографический берег реки Кызылкол..

Фото 8.9. Спуск по тропе по правому высокому берегу ущелья реки Кызылкол в сторону поляны Эммануэля.

Фото 8.10. Тропа с высокого берега р. Кызылкол пересекается с грунтовой автомобильной дорогой, которая ведёт нас до самой поляны Эммануэля.

Фото 8.11. Огороженная территория поляны Эммануэля, видны домики кафе и приютов.

День 9. м/н - л. Уллучиран - подход под пер. Балкбаши

10,9км

+920м

5ч 08мин

8ч 11мин

облачно, вечером гроза

Утро в лагере воды не нашлось, ледник не успел подтаять. Нескольким участникам пришлось спешить до разлива реки Кызылкол на противоположный её берег за белым нарзаном. Даже не смотря на раннее утро поток Кызылкола уже был достаточно мощным и широким. Мост к нарзанам смыло пару дней назад, пришлось бродить. Пока мы добывали нарзан, внутрь огороженной территории сквозь дырки в заборе пробрались коровы, и остальные участники отгоняли живность от палаток (фото 9.1). Связь - удалось поймать только Мегафон, зато с интернетом.

7.30 Выходим с места ночёвки на поляне Эммануэля в направлении к плато Ирахиксырт. На выходе с поляны тропа плавно траверсирует склон холма над правым берегом ручья - притока реки Кызылкол. Находим наиболее удачный спуск и переходим реку по камням (фот 9.2). Тропа, ведущая на плато, траверсирует травянистый склон с умеренным набором (фото 9.3).

Спустя 15 минут ЧХВ от места ночёвки выходим на первую ступень подъёма, идётся тяжело, но снизу нас нагоняет огромное стадо коз, приходится ускоряться. Путь через плато Ирахиксырт составляет около 6 км с очень плавным набором высоты. Далее начинается плавный спуск по травянистой поверхности плато (фото 9.4).

Через 2 часа 29 минут ЧХВ от места ночёвки спускаемся к реке Кызылкол траверсом

с правого склона ущелья (фото 9.5). Проводим разведку с целью нахождения оптимального пути на ледник. Подниматься на ледник прямо рядом с рекой опасно, поэтому решаем обходить по морене с левой стороны по ходу движения.

Через 39 минут ЧХВ от спуска с плато к реке Кызылкол подходим к леднику и бурному потоку притока реки Кызылкол, вытекающему из-под него. Одеваем кошки, переходим по камням приток и поднимаемся на ледник (фото 9.6).

12.52 Начинаем движение по зачехлённой части ледника Уллу-Чиран. Лёд покрыт мелкой сыпухой, идти сложно (фото 9.7). Выбирая наиболее оптимальный путь движемся по карманам и гребням ледово-каменных морен в направлении чистого ледника (фото 9.8). Спустя 25 минут ЧХВ от места подъёма на зачехлённый ледник выходим на открытый лёд, преодолев ледяную реку. Движемся по леднику прямо в сторону перевала Фрунзе (фото 9.9).

Через 1 час 18 минут ЧХВ от подъёма на зачехлённый ледник переходим на правую, по ходу движения, морену (фото 9.10). Погода портится, гром, дождь с градом. Пересекаем несколько гребней морен общим направлением в сторону перевала Фрунзе (фото 9.11, 9.12).

15.32 через 1 час 48 минут ЧХВ от подъёма на зачехленный ледник встаём на ночёвку на обжитой площадке недалеко от подъёма на перевал Фрунзе и рядом с несколькими ручьями (фото 9.13). Вода в них с большим содержанием взвеси. Выше по течению, двигаясь в сторону перевала Балк-Баши, находим более чистый источник. Весь вечер шёл дождь различной интенсивности, дул ветер, ужинали в палатках.

Фото 9.1. Утром вокруг лагеря на поляне Эммануэля активно пасутся коровы, некоторые заходят на огороженную территорию через дырки в заборе.

Фото 9.2. Вышли с поляны Эммануэля на плато-урочище Ирахиксырт.

Фото 9.3. Извилистая козья тропа на плато Ирахиксырт. По ней пастухи гоняют скот.

Фото 9.4. Движемся по плато Ирахиксырт в сторону ледника Уллучиран и перевала Фрунзе.

Фото 9.5. Спускаемся к реке Кызылкол, стекающей с ледника Уллучиран, идём вдоль неё по правому орографическому берегу, выходим на ледник .

Фото 9.6. Переправа через приток реки Кызылкол и подъём на ледник.

Фото 9.7. Движемся по зачехлённому тонким слоем мелкой осыпи леднику.

Фото 9.8. Пересекаем срединную морену на леднике и снова выходим на чистый лёд выше к перевалу Фрунзе.

Фото 9.9. Спускаемся с морены на открытый лёд и движемся по нему в сторону перевала Фрунзе.

Фото 9.10. Уходим с открытого ледника на правую пхд боковую морену.

Фото 9.11. Пересекаем несколько гребней боковой морены в сторону места ночёвки.

Фото 9.12. Склоны морены 15-25° крутизной.

Фото 9.13. Спускаемся с морены на пологий участок со стоянкой.

День 10. м/н - южная седловина пер. Фрунзе (по маршруту 1Б, 4020) - ледник Битиктебе - пер. Летчика Машкова (1А, 3500) - р.Уллу-Хурзук

10,2км

+660м / -1365м

7ч 55мин

13ч 48мин

солнечно, вечером облачно

5.41 Выходим с места ночёвки на подъём к перевалу Фрунзе. Нужно торопиться, пока солнце не растопило лёд (фото 10.1), склоны перевала достаточно камнеопасны. Погода отличная, но довольно холодно. Но нам это на руку - меньше риск камнепада (фото 10.2). Спустя 25 минут ЧХВ от места ночёвки поднимаемся по морене к открытому льду, становимся на привал, одеваем кошки. Высота 3600 м н.у.м (фото 10.3). Начинается довольно крутой, но равномерный подъём в сторону практически отвесной ледяной стены. Идём плотной группой, и, даже на привалах, постоянно контролируем склон на предмет летящих камней (фото 10.4).

Спустя 46 минут ЧХВ от места ночёвки выходим на пологую ступени ледника у основания ледяной стены. Начинаем забирать левее по ходу движения. (фото 10.5) Спустя 1 час 15 минут ЧХВ от места ночёвки, перешагнув несколько крупных трещин и почти подойдя под ледопад, поворачиваем на право, отсюда уже виден сам перевал. Далее идём траверсом по лавинному выносу вдоль открытых трещин (фото 10.6). Выходим на крупную осыпь под скалами (фото 10.7). Выставляем наблюдателя. Не снимая кошки по крупным и средним камням движемся траверсом вверх в сторону перевала. Пройдя за 3-5 минут камнеопасный перевальный взлет выходим безопасную, выполаживающуюся пологую часть часть подъема, снимаем кошки.

Через 2 часа 9 минут ЧХВ от места ночёвки выходим на седловину перевала Фрунзе. (фото 10.8) Дует сильный ветер, чуть ниже выложены места под палатки, воды нет. На седловине ловит Билайн.

От седловины перевала не идём сразу на спуск, а движемся по гребню от перевала, в направлении второго варианта перевала, который так и называется «Фрунзе (вариант)» (фото 10.9). С него спуск не требует верёвочной страховки. Проходим над ледяной стеной, которую мы видели ещё с ледника. На гребне преодолеваем одну скальную ступень лазанием. Путь по гребню идёт по мелкой осыпи (фото 10.10).

Спустя 14 минут ЧХВ от седловины перевала Фрунзе начинаем спуск с перевала Фрунзе (вариант) по средне-крупной, а затем по мелкой сыпухе. Траверсируем склон, по направления ярко выраженного понижения рельефа. (фото 10.11)

Дальнейший спуск представляет из себя крутую лифтовую сыпуху, выстраиваемся плотной группой и как на лыжах отправляемся вниз (фото 10.12). За 2 перехода сбрасываем порядка 500 метров высоты и выходим на большую пологую полку из крупных каамней (фото 10.13). Последний участок спуска перед полкой - конгломератная правая морена ледника Битюктюбекол. Спускаемся с морены по одному, слишком сильно съезжают камни от каждого шага (фото 10.14). После полки, по зачехленному мелкой и средней осыпью леднику спускаемся с него, пересекаем один из ручьев из ледника. Через несколько минут, приспустившись, находим удобное место брода реки Битюктюбекол. Через 1 час 30 минут ЧХВ от начала спуска с перевала Фрунзе (вариант) бродим по камням реку Битюктюбекол и, немного поднявшись на левый борт по ходу течения реки, встаём на обед.

13.30 Выходим с обеда и движемся через морены в сторону перевала Лётчика Машкова (фото 10.15) Пересекаем травянисто-осыпные склоны морен (фото 10.16). Спустя 1 час 20 минут ЧХВ от места обеда у р. Битюктюбекол левым траверсом выходим на правый орографический отрог, опоясывающий цирк перевала Лётчика Машкова, откуда он уже отчётливо виден (фото 10.17). Останавливаемся пополнить запасы воды у чистейшего ручейка. Продолжаем траверс левого борта с постепенным набором высоты. Пройдя под несколькими локальными снежниками начинаем резкий набор высоты к одному из них (фото 10.18).

Последние метры перед выходом на гребень, движемся между скальным выступом и снежником. Часть пути преодолеваем по снегу. Далее движемся по гребню к седловине перевала.

Через 2 часа 12 минут ЧХВ от места обеда выходим к мемориальной табличке на перевале Лётчика Машкова. Высота 3500 м н.у.м. (фото 10.19)

Далее спускаемся с перевала в сторону ледника Кюкюртли по кулуару. Вначале спуск идёт по центру кулуара по хорошо читаемой тропе. По мере спуска тропа начинает идти по крупной осыпи (фото 10.20), а потом, после перехода на правый борт кулуара, по крутой и подвижной мелкой осыпи. (фото 10.21). Идём плотной группой. Еще ниже после мелкой осыпи выходим на каменисто-травянистый склон. Движемся по каменистотравянистой тропе, смещаемся ближе к руслу реки, текущей по дну кулуара. Через 58 минут ЧХВ от начала спуска с перевала Лётчика Машкова подходим скальным стенкам, образующим ущелье реки взбираемся правее по ходу движения на травянистый холм (фото 10.22) Далее траверсируем травянистый холм (фото 10.23) и после пары сбросов выходим на мелкую осыпь (фото 10.24), по которой спускаемся вниз к жандарму (фото 10.25).

Далее выходим на пологий участок, заворачиваем направо и спускаемся к реке УллуХурзук (фото 10.26).

19.28 через 34 минуты ЧХВ от образующих ущелье скальных стенок встаём на ночёвку (фото 10.27).

Фото 10.1. Встаём раньше рассвета, чтобы пройти по пока не растопленному леднику.

Фото 10.2. Движемся с места ночёвки в сторону перевала Фрунзе.

Фото 10.3. Подъём по льду на перевал Фрунзе.

Фото 10.4. Полка под ледяной стеной, дальше будем двигаться в сторону ледопада.

Фото 10.5. Вид на перевал и лавинный вынос.

Фото 10.6. Траверс между трещин к спасительной сыпухе.

Фото 10.7. С ледника переходим на осыпь, траверсом проходим камнеопасный участок (на фото), снимаем кошки и поднимаемся к перевалу.

Фото 10.8. На седловине перевала Фрунзе.

Фото 10.9. Движемся от седловины перевала Фрунзе по гребню в сторону второго варианта перевала «Фрунзе (вариант)», оттуда спуск проще.

Фото 10.10. Путь по гребню проходит по мелкой осыпи.

Фото 10.11. Начинаем спуск с перевала Фрунзе (вариант) в сторону долины ледника Битюктюбе.

Фото 10.12. Спускаемся сначала по гребню по средней осыпи, а потом зигзагом по склону по мелкой подвижной осыпи.

Фото 10.13. Подвижная, лифтовая осыпь спускает средние и крупные камни вниз, нужно идти аккуратно.

Фото 10.14. Спускаемся по правой морене ледника Битюктюбе по одному, так как средние камни в конгломерате легко сыпятся вниз. Вид на реку Битюктюбекол вытекающую из ледника Битюктюбе.

Фото 10.15. Движемся от реки Битюктюбекол в сторону перевала Лётчика Машкова.

Фото 10.16. Путь проходит по травянисто-осыпным склонам морен.

Фото 10.17. Движемся в сторону снежников траверсом левого борта долины к перевалу Лётчика Машкова.

Фото 10.18. Финальный рывок до перевала между снежниками.

Фото 10.19. Перевал Лётчика Машкова.

10.20. Спуск с перевала Лётчика Машкова в сторону долины реки Уллу-Хурзук.

10.21. Спуск с перевала Лётчика Машкова в сторону долины реки Уллу-Хурзук.

Фото 10.22. Спуск с перевала Лётчика Машкова в сторону долины реки УллуХурзук.

Фото 10.23. Траверс в низовьях спуска с перевала Лётчика Машкова в сторону долины реки Уллу-Хурзук.

10.24. Правый траверс в поисках спуска к реке Уллу-Хурзук.

Фото 10.25 Выход к жандарму после подвижной мелкой осыпи.

10.26. Финальный осыпной склон после жандарма и спуск к месту ночёвки на реке Уллу-Хурзук.

Фото 10.27. Место ночёвки на реке Уллу-Хурзук. Вода из ручья.

День 11. Полуднёвка на м/н - стоянка на р.Уллу-Хурзук у подъёма на пер. Кюкюртклю Юж. (3669)

1,6км

+150м

51мин

1ч 1мин

солнечно, вечером дождь

15.24 После обеда выходим из лагеря.

Буквально спустя 5 минут ЧХВ от места ночёвки переходим по камням один из рукавов реки, вытекающей из ледника Кюкюртлю. Далее упираемся в более крупный рукав, движемся вверх по его течению (фото 11.1). Спустя 10 минут ЧХВ от места ночёвки, переходим рукав по каменному мосту (возможно это зачехленный язык ледника), под который этот рукав ныряет. Движемся в обратном направлении в поисках удобного подъёма на борт морены.

По мере продвижения, переходим пару ручьев, стекающих с левой морены. Спустя 15 минут ЧХВ от места ночёвки, упираемся в наиболее широкий рукав, перейти который у нас не получилось, но рядом был найден удобный путь подъёма на борт левой морены, которым мы и воспользовались(фото 11.2). Спустя 25 минут ЧХВ от места ночёвки вышли на гребень морены. По гребню идёт отличная тропа в сторону в. Кюкюртли-Колбаши (фото 11.3).

16.25 через 47 минут ЧХВ от места ночёвки спускаемся с гребня на берег широкого, бурного притока реки Уллу-Хурзук. Видны места под палатки и ветрозащитные стенки (фото 11.4). Сбрасываем рюкзаки и около часа пытаемся найти место безопасной переправы. Течение слишком бурное, поэтому решаем встать на стоянку и перебродить реку уже рано утром, пока уровень воды низкий.

Фото 11.0. Полуднёвка на реке Уллу-Хурзук.

Фото 11.1. Поднимаемся вверх по течению реки Уллу-Хурзук в поисках ледяного моста, переходим на левый орографический берег и забираемся на морену.

Фото 11.2. На левом орографическом берегу Уллу-Хурзук поднимаемся на морену идём по гребню.

Фото 11.3. Идём по гребню морены вверх по течению реки Уллу-Хурзук в поисках брода.

Фото 11.4. Встали на ночёвку у притока реки Уллу-Хурзук. Вода уже высока для брода.

День 12. м/н - пер. Кюкюртклю Юж. (3669) + пер. Акбаши (Вероника) (3364) + пер. ЭКТ (3500) (траверс 1Б) - долина р.Уллукам

7,6км

+810м / -905м

5ч 29мин

8ч 14мин

облачно, временами дождь

Рано утром собрали лагерь и перебродили по камням левый приток реки Уллу-Хурзук, пока не поднялась вода. Только после этого позавтракали.

6:26 вышли с места завтрака в сторону перевала Кюкюртлю Южный по тропе по средней и крупной осыпи (фото 12.1). Тропа идет между правым берегом кулуара и самым крайним ручьем что питает приток реки Уллу-Хурзук (фото 12.2, 12.3). По пути к перевальному взлёту встречаются места под палатки.

В 8:52 приступаем к подъему по перевальному взлёту с уклоном 25-30°. Поднимаемся по мелкой и средней осыпи, лежащей на льду, потом выходим правее пхд на снежник и поднимаемся по нему, выбиваем ступени, страхуясь ледорубами. В верхней части перевального взлёта забираем еще правее пхд и выходим на среднюю осыпь по которой вскоре выходим на выполаживание (фото 12.4). Далее движемся по выполаживанию к седловине перевала.

Через 2 часа 26 минут ЧХВ от места брода или 56 минут от начала перевального взлета выходим на седловину перевала Кюкюртлю Южный (фото 12.5)

Далее спускаемся левым траверсом по склону на перевал Вероника (фото 12.6). Тропа мелкоосыпная, местами пересекает скальные выступы. Осуществляем страховку ледорубами - спуск местами до 40°. Через 18 минут ЧХВ от начала спуска переходим ручей, пересекающий тропу. Через 27 минут ЧХВ от начала спуска преодолеваем небольшой скальный участок простым лазанием с гимнастической страховкой (фото 12.7).

Через 36 минут ЧХВ от начала спуска с перевала Кюкюртлю Южный выходим на седловину перевала Вероника, высота 3420м н.у.м. (фото 12.8)

После перевала Вероника продолжили движение левым траверсом на перевал ЭКТ. Двигаемся по крупной осыпи с живыми камнями (фото 12.9). Через 8 минут ЧХВ от седловины перевала Вероника проходим участок с нависающими скалами, выставив наблюдателя. Спустя 15 минут ЧХВ от перевала Вероника прошли места под 1-2 палатки, рядом тающий снежник и запруда. Уже на перевальном взлёте нашли тропу и по ней стали подниматься на перевал ЭКТ. Тропа шла по правой по ходу движения стороне кулуара. (фото 12.10)

Через 33 минуты ЧХВ от перевала Вероника вышли на седловину перевала ЭКТ (фото 12.11). На седловине было очень ветрено.

Далее спускаемся с перевала ЭКТ в долину реки Уллу-Кам. Вверху спуска тропа идёт по дну кулуара, смещаясь на левый по ходу движения склон кулуара (фото 12.12). Тропа в начале спуска грунтовая с уклоном 15-30°, ниже идёт по дну кулуара вдоль ручья по средней осыпи. Через 15 минут ЧХВ от седловины перевала ЭКТ преодолеваем лёгким лазаньем участок скал (фото 12.13). Через 20 минут ЧХВ от перевала ЭКТ тропа пересекает ручей, стекающий на дно кулуара по левому по ходу движения склону. После ручья уходим со дна кулуара и движемся траверсом по левому по ходу движения склону, стараясь не сильно терять высоту (фото 12.14). Склон травянисто-осыпной, много козьих троп. В удобном месте переваливаем гребень и выходим в соседний кулуар. Далее спускаемся траверсом по многочисленным терассам на травяных склонах крутизной 2535°. Периодически выходим на тропы, вытоптанные скотом (фото 12.15).

Через 1 час 25 минут ЧХВ от перевала ЭКТ вышли к реке Уллу-Кам (фото 12.16).

Бродим реку по камням и двигаемся вниз по течению (фото 12.17).

14.40, через 11 минут ЧХВ от места брода или 1 час 32 минуты ЧХВ от перевала ЭКТ выходим на место ночёвки. Стоянка на травянистой пологой поляне, много мест под палатки. Также много следов скота. Вода из реки Уллу-Кам (фото 12.18). Ночью нас встречает живописное звёздное небо и луна (фото 12.19).

Фото 12.1. От места брода реки Уллу-Хурзук движемся по тропе в сторону перевала Кюкюртлю Южный.

Фото 12.2. Тропа на перевал Кюкюртлю Южный идёт по правому орографическому берегу ручья по средней осыпи.

Фото 12.3. На пологой ступени тропа на перевал Кюкюртлю Южный движется по средней осыпи, пересекая курумники.

Фото 12.4. Подъём по взлёту на перевал Кюкюртлю Южный 25-30° по мелкой, середней осыпи и снежникам.

Фото 12.5. На седловине перевала Кюкюртлю Южный, вид в сторону долины реки Акбаши.

Фото 12.6. Спускаемся с перевала Кюкюртлю Южный на перевал Вероника траверсом склона с уклоном 25-30°.

Фото 12.7. На подходах к перевалу Вероника тропа траверсирующая склон пересекает скальный участок. Преодолеваем лёгким лазанием с гимнастической страховкой.

Фото 12.8. На седловине перевала Вероника, вид в сторону долины реки Актерек.

Фото 12.9. Движемся от перевала Вероника в сторону перевала ЭКТ траверсом склона по средней и крупной осыпи.

Фото 12.10. Подъём по взлёту на перевал ЭКТ идёт по тропе по правому по ходу движения борту кулуара.

Фото 12.11. На седловине перевала ЭКТ, вид в сторону долины реки Уллу-Кам.

Фото 12.12. Спуск с перевала ЭКТ в долину реку Уллу-Кам сначала идёт по грунтовой тропе по дну кулуара.

Фото 12.13. На спуске с перевала ЭКТ в долину реки Уллу-Кам преодолеваем скальный участок лёгким лазанием, далее забираем на левый борт кулуара.

Фото 12.14. На спуске с перевала ЭКТ в долину реки Уллу-кам траверсируем левые травянистые склоны, переваливаем за гребен.

Фото 12.15. Далее спускаемся траверсом по травянистым терассам к реке Уллу-Кам.

Фото 12.16. Подходим к реке Уллу-Кам со стороны перевала ЭКТ, вид назад по ходу движения.

Фото 12.17. Бродим по камням реку Уллу-Кам и по левому орографическому берегу движемся вниз по течению.

Фото 12.18. Через 11 минут ЧХВ от брода выходим на место стоянки у реки Уллу-Кам.

Фото 12.19. Ночью наш лагерь освещала луна, было светло как днём.

День 13. м/н - пер. Хотютау (1Б, 3546) - лед. Азау Большой - оз. Эльбрусское - ст. Старый Кругозор - ст. Азау - пос. Терскол

15,2км

+640м / -1310м

6ч 18мин

8ч 56мин

солнечно

Рано утром в долину пришёл морозный туман и позже сильный ветер. После вчерашнего солнца и тепла это было неожиданностью. Поэтому, чтобы не замёрзнуть, мы быстро завтракали и собирались (фото 13.1).

7:04 вышли с места ночёвки в сторону перевала Хотютау. Движемся траверсом травянисто-оспыпного склона (уклон 15-25°) отрога, разделяющего перевалы Хотютау и Хотютау Северный (Ложный) (фото 13.2, 13.3). Через 15 минут чхв от места ночёвки вышли на грунтовую тропу (фото 13.4). Пологая тропа траверсирует многочисленные террасы и выходит на гребень отрога (фото 13.5). Спустя 1 час 35 минут ЧХВ от места ночёвки встречаем места под палатки без воды. В верхней части гребня тропа поднимается по мелко-осыпным ступеням гребня (фото 13.6) в верхней части подъёма около немецких минометных позиций теряется (фото 13.7). По плато движемся по средней и мелкой осыпи. На плато встречаются стоянки с ветрозащитные стенками, воды рядом нет (фото 13.8). В окончании плато не доходим до пика с миномётными позициями, а траверсируем его правый по ходу движения склон в сторону перевала Хотютау (фото 13.9). На подходе к седловине перевала выходим на скальный участок гребня, который преодолеваем лёгким лазанием (13.10).

Через 2 часа 34 минут ЧХВ от места ночёвки выходим на седловину перевала Хотютау (фото 13.11). Седловина скальная, мест под палатки только в аварийном случае, без воды. Далее спускаемся с перевала Хотютау на язык ледника Большой Азау. Спуск идёт зигзагом по склону уклоном 15-25° по мелко-осыпной тропе вперемешку с крупным камнями, движемся двумя плотными группами (фото 13.12). Через 11 минут ЧХВ от седловины перевала вышли на открытый лёд.

Надеваем кошки и движемся по центру ледника Большой Азау с общим направлением в сторону озера Эльбрусское (фото 13.13). Через 21 минуту ЧХВ от выхода на ледник встречаем большую мульду на высоте 3255м н.у.м., обходим её слева по ходу движения (фото 13.14). Спустя 42 минуты ЧХВ от выхода на ледник перед большой трещиной заворачиваем налево по ходу движения и поднимаемся на морену. (фото 13.15) Выходим на гребень морены и движемся по ней в сторону участка ледника зачехлённого камнями рыжего цвета (фото 13.16). Здесь неприятный запах и трудно дышать, возможно действуют незаметные нам фумаролы (фото 13.17). Пересекаем рыжий участок и снова выходим на открытый лёд Большого Азау. Через 1 час 19 минут ЧХВ от выхода на ледник с перевала Хотютау сходим с ледника и бродим стекающий с него безымянный приток реки Баксан (фото 13.18). Далее по тропе по мелкоосыпным склонам идём в сторону озера Эльбрусского. По пути встречаем дозор пограничников, которые проверяют наши пропуска.

14.29, через 1 час 38 минут ЧХВ от выхода на ледник Большой Азау с перевала Хотютау мы встаём на обед на берегу озера Эльбрусское. Тут пологий берег, множество мест под палатки, оборудованные каменными стенками. В озере вода стоячая, чище в притоках.

Далее обходим озеро Эльбрусское справа по ходу движения и идём по тропе в сторону станции канатной дороги «старый Кругозор» (фото 13.19). Тропа скачет по мелкоосыпным склонам с уклоном 15-25° (фото 13.20).

Через 39 минут ЧХВ от озера Эльбрусское выходим к станции «Старый кругозор» (фото 13.21). Далее спускаемся к Поляне Азау по грунтовой автомобильной дороге (зимой - горнолыжный спуск), идущей зигзагом прямо под канатной дорогой (фото 13.22). Уклон дороги 10-20°, из-за монотонности движений спуск изматывает. Через 32 минуты ЧХВ от станции «Старый кругозор» выходим к началу канатной дороги на Поляне Азау. Далее движемся в с. Терскол по тротуару шоссе А-158, переходим через реку Гарабаши по мосту.

18:00, через 39 минут ЧХВ от поляны Азау финиш в с. Терскол (фото 13.23). Уставшие, но удовлетворенные идём ужинать в кафе Байрамук, далее заселяемся в кемпинг (подробнее см. раздел «Логистика маршрута»).

Фото 13.1. Утром в долине было ветрено и холодно, поэтому собирались быстро.

Фото 13.2. От места ночёвки двинулись в сторону перевала Хотютау траверсом по склону отрога, разделяющего перевалы Хотютау и Хотютау Северный (ложный).

Фото 13.3. Идём по травянисто-осыпному склону уклоном 15-25°.

Фото 13.4. Далее по склону выходим на старую тропу, поднимающуюся на гребень отрога.

Фото 13.5. Тропа идёт по травянисто-осыпным ступеням пологого гребня отрога в сторону миномётных позиций.

Фото 13.6. Вверху тропа выходит на мелко- и средне-осыпные склоны.

Фото 13.7. Ближе к миномётным позициям тропа теряется, движемся по плато в сторону перевала Хотютау.

Фото 13.8. Оборудованные места под палатки на плато у миномётных позиций, воды нет.

Фото 13.9. Не поднимаясь на пик с миномётными позициями (в левой части кадра), движемся траверсом склона к перевалу Хотютау.

Фото 13.10. Ближе к перевалу Хотютау преодолеваем скальный участок.

Фото 13.11. На седловине перевала Хотютау, вид на вершину Эльбруса.

Фото 13.12. Спускаемся с перевала Хотютау на язык ледника Большой Азау зигзагом по тропе по мелкоосыпному склону с крупными камнями и разрушенными скалами.

Фото 13.13. Движемся по открытому леднику с направлением в сторону оз. Эльбрусское.

Фото 13.14. Встретили огромную мульду в центре языка ледника Большой Азау, недалеко от неё заворачиваем налево по ходу движения на морену.

Фото 13.15. Недалеко от большой мульды поднимаемся на морену.

Фото 13.16. Спускаемся с морены на «рыжий» участок зачехлённого ледника.

Фото 13.17. Рыжие камни, неприятный запах и трудно дышать. Возможно, здесь есть незаметные действующие фумаролы.

Фото 13.18. Сходим с ледника Большой Азау, бродим речку и идём по мелкоосыпным склонам к оз. Эльбрусскому.

Фото 13.19. Обходим оз. Эльбрусское справа по ходу движения.

Фото 13.20. От оз. Эльбрусское движемся по тропе к станции канатной дороги «Старый кругозор».

Фото 13.21. На тропе от оз. Эльбрусского, на подходе к станции «Старый кругозор»

Фото 13.22. От «Старого кругозора» спускаемся по грунтовой автомобильной дороге под канаткой к поляне Азау.

Фото 13.23. Финиш на входе в с. Терскол.

Выводы и рекомендации

Общие выводы по маршруту

Данный маршрут считаем соответствующим крепкой 2 к.с. Для прохождения данного маршрута настоятельно рекомендуем развиваться не только технические навыки, но и тренировать физическую форму. Это необходимо для готовности организма к выполнению длительной нагрузки в условиях разреженного воздуха на большой высоте. Выгодная особенность данного маршрута - выходы в населённые пункты на 4 и 8 день, что а) делит маршрут на равные части и даёт возможность организовать удобную заброску и б) даёт возможность не рассчитавшим силы участникам безболезненно для группы сойти с маршрута. Поэтому считаем, что данный маршрут хорошо показал себя в качестве основы учебно-тренировочного похода, и может быть рекомендован в качестве такового.

Снаряжение

Общественное снаряжение

Снаряжение к данному походу выбиралось, тестировалось и подготавливалось к походу на основании и с учетом сформулированных целей и задач группы и возможных внештатных ситуаций на маршруте.

Общий вес общественного снаряжения составил 47,8 кг. На момент выхода группа состояла из 14 человек (руководителя, 8 мужчин и 5 женщин). Получилось 3,4 кг. для руководителя 2,7 кг. на каждую женщину по 3,8 кг. на каждого мужчину.

Мы взяли:

5 палаток

• Две двухместные Explore 2 Сплав и Tramp Sarma v2
  • Две трехместные Talberg Boyard 3 и Glacier 3M Сплав
  • Одна трехместная, по заявлению производителя, но, фактически, вместившая в себя 4 участников Normal Буран N3 Si.

Использование палаток разной вместимости позволило успешно перераспределить участников, без необходимости нести лишний вес, после схода с маршрута трех наших товарищей. Данная комбинация палаток позволила бы безболезненно также сойти 2м или 4 участникам.

3 горелки:

• Две жидкотопливные горелки MSR xgk ex, показавшие себя безотказными Одну запасную мультитопливную горелку Dual Track.

2 кана овальной формы (для удобства разогрева парой горелок одновременно), объемом 6 и 7 литров. Крышки и защитный экран изготовили из толстостенной фольги для уменьшения веса.

2 внешних аккумулятора по 20000 mAh для зарядки телефонов и аккумуляторов фотоаппаратов.

Солнечную батарею для зарядки внешних аккумуляторов стоит отметить, что делали это скорее формально, для поддержания заряда аккумуляторов на максимальном уровне. Сделали для себя вывод, что можно отказаться от солнечной батареи в походе по Приэльбрусью с заходами в населённые пункты.

2 радиостанции, которые взяли в качестве средств связи с другими группами и для внештатных ситуаций на маршруте. Использовали для координации разведки на местности и поддержанию связи при поиске источников для забора воды. Спутниковый телефон для связи с координатором и на случай ЧС.

Специальное общественное снаряжение

По ледникам двигались пятью связками: четыре связки из трёх человек и одна из двух. На каждую связку взяли:

Одну бухту веревки длиной 50м, диаметром 9,5 см.

Два ледобура с карабином и петлей (несли крайние участники в связке).

Всего на группу взяли:

• 5 веревок по 50м диаметром 9,5 см
  • 10 ледобуров
  • 10 петель
  • 20 карабинов
  • ледовый экстрактор
  • 2 швелера (110 и 150 см.)
  • 1 ролик
  • 10 м расходного репшнура
  • 2 якорных крюка разного размера.

Практика похода не выявила недостатков в планировании и подборе указанного выше снаряжения.

Ремнабор

Наконечник для трекинговой палки

Гильза для дуги 9мм

1шт

Насадка для трекинговой палки по снегу

Гильза для дуги 10мм

1шт

Насадка для трекинговой палки по сыпухе

Застёжка фастекс 20мм

Местного применения:

• 5 туба местного антисептика (Левомеколь),
  • 5 туба согревающей мази,
  • Местный антисептик 20+6 упк. (Фурацилин).

Перевязочный материал

• 20шт. спиртовых салфеток 2 рулона лейкопластыря
  • 2 эластических бинта.

Пероральные средства

• 15 таб. анальгетик, противовоспалительное нестероидное (Диклофенак) 18 таб. противовирусное (Амиксин/Лавомакс)
  • 1 пак. сорбент (Смекта).

Выводы по обращениям за медпомощью

На основе вышеприведенной информации, можно заключить, что наиболее частыми случаями обращениями за помощь являются:

• мелкие травмы и ссаднения стоп, а также подострые растяжения связок обусловленные длительными и напряженными перемещениями по горному рельефу
  • респираторные явления связанные с быстрым изменением температурного режима в горной местности, с последующей активацией очагов хронической инфекции в организме
  • диспептические явления, как следствие изменения пищевого режима.

Рекомендации медика

1. Противовирусных и антибиотиков одного вида брать лучше больше, а так же побольше фурацилина или похожих препаратов, в расчете на то, что заболеть одновременно могут несколько участников группы. Либо стоит рекомендовать участникам запастись этими средствами дополнительно в личную аптечку.
  2. Также очень важно помнить о проблеме мозолей, одного тюбика Левомеколя точно не хватит.
  3. Пантенол мы брали в виде спрея, и он, к сожалению, лопнул из-за перепадов давления. Рекомендуем в горный поход брать пантенол в виде мази или крема.
  4. У нас в аптечке перекись водорода была в виде карандаша, поэтому при обширных ссадинах она была бесполезна. Намного лучше брать перекись водорода в виде флакона с носиком.
  5. Так же неплохо взять антацидные средства, так как даже здоровых участников не обходит стороной изжога.
  6. А так же рекомендовать участникам перевязочные материалы и антисептики, в достаточном количестве иметь в личной аптечке.
  7. И провести санацию очагов хронической инфекции (кариозные зубы, хронические тонзиллит и синуситы) до выхода на маршрут. Учитывая, что изменения условий окружающей среды (перепады температур, гипоксия) и напряжение ресурсов организма (адаптационный синдром), могут привести к их активации.

Питание

Комментарий завхоза

Мы предусмотрели два горячих приёма пищи (завтрак и ужин) и сухой перекус с чаем (обед). В связи с высокими физнагрузками в походе была предусмотрена средняя по весу раскладка для походов 2 к.с. (около 450г еды на человека в день). Чтобы не перегрузить участников, мы распределили часть продуктов по 2 заброскам. Продукты мы упаковывали в целофановые пакеты и обматывали цветным скотчем маркирующим прием пищи (завтрак - зеленый, обед - желтый, ужин - красный), маркером на упаковке ставили номер дня.

Мы готовили на бензиновых горелках, поэтому на большой высоте не испытывали перебоев в мощности пламени (что наблюдается при использовании газовых горелок). Расчет бензина у нас был с запасом на лишний кан чая и сжигание мусора и составил 63 грамма на человека в день. Оказалось, что было достаточно 40 граммов на человека в день, так как мусор мы не сжигали, его дежурные по очереди носили до попадания в населённые пункты.

Раскладка была без вегетарианских блюд. Из особенностей раскладки отметим:

• Мы использовали самодельно-высушенный жареный приправленный фарш, что в разы дешевле готового.
  • Крайне позитивно показало себя провёрнутое через мясорубку сало с сушеным чесноком. Упаковывали массу в пищевую стрейч-пленку, и сало сохранилось даже спустя 7-8 дней. Такой формат сала оказался гораздо удобнее в распределении между участниками и употреблении в пищу.
  • Сыр купили большой головкой, самостоятельно нарезали на части и упаковали в пищевую стрейч-плёнку. К сожалению, на 9-10 день он стал плесневеть. Плесень стала появляться в местах контакта сыра с пальцами упаковщика. Поэтому рекомендуем при упаковке продуктов использовать обработанные антисептиком медицинские перчатки.
  • Хорошо себя зарекомендовал жевательный мармелад. Он не замерзал на ледниках и не таял на жаре.
  • Компоты и кисели не пользовались популярностью. Кофе напротив был востребован.

При планировании маршрута, закладывалась вероятность схода 3-4 участников в поселке Эльбрус. Для исключения возрастания веса рюкзаков и исключения необходимости перепаковки раскладка на 2 и 3 кольца была разделена в отношении 10 к 4. Учитывая что сход участников произошел, указанная стратегия себя оправдала.

Меню

Материалы использованные при подготовке похода

При подготовке похода использовались отчёты тургрупп, взятые в открытых библиотеках отчётов tlib.ru, pereval.online. Также маршрут похода проходил по известным инструкторам МКТ «Вестра» местам, строился с опорой на прежний опыт и отчёты дружественных групп.

Снятые записки

Записка группы под рук. Грашина К.С. с перевала ЭКТ.

Записка группы под рук. Макарова А.В. с пер. Хотютау.

Записка группы под рук. Пялина К. с пер. Мкяра-Субаши.

Записка группы под рук. Пялина К. с пер. Кюкюртлю Южный.

Записка группы под Чернова Ю.А. и Тимофеева А.В. с пер. Лётчика Машкова.

Записка группы под рук. Галдина и Прохорова с пер. Джикаугенкёз

Записки группы под рук. Ягодина В. с пер. Ирик Восточный (Советский воин)