Автор: Антон Кичук, г.Москва

Отчет о горном спортивном походе 1 к.с. по Приэльбрусью (Ц. Кавказ), совершённом группой туристов ТК МАИ в период с 5 по 14 июля 2021 года

Справочные сведения о маршруте

Вид туризма

горный

Категория сложности

Район

Приэльбрусье (Центральный Кавказ)

Сроки активной части похода

5.07.21 - 13.07.21

Сроки, с учетом подъезда и отъезда

3.07.21 - 16.07.21

Количество препятствий

3-1А, 2-н/к

Протяженность нитки маршрута, км

105,36 км

Нитка маршрута

Минеральные воды - аул Хурзук - р. Уллухурзук - лед. Кюкюртлю - пер. Кольцевой (1А, 3358) - спуск к р. Битиктюбе --пер. Балк-Баши (1А. 3689) - спуск к р. Кызылкол - плато Ирахиксырт - поляна Эм-мануэля - р. Каракая-Су - Пер. Каракайский Северный (н/к 2880) - спуск к р. Исламчат - пер. Кыртыкауш (н/к 3242)- р. Уллуусенчи - р. Субаши- пер. Джикаугенкез (1А 3520) - спуск на ледовое плато Джикаугенкез - р. Берджалы-Су - урочище Джылы Су - Минеральные воды

Количество участников

п.т. - плато Ирахиксырт - поляна Эммануэля

п.т. - поляна Эммануэля - р. Каракая-Су

Пешком

п.т. - р. Каракая-Су - Пер. Каракайский Северный (н/к 2880) - спуск к р. Исламчат - пер. Кыртыкауш н/к 3242)

п.т. - р. Уллуусенчи - р. Субаши

Пешком

п.т. - пер. Джикаугенкез (1А 3520) - спуск на ледовое плато Джикаугенкез - р. Берджалы-Су

п.т. - р. Берджалы-Су - урочище Джылы Су

6.8

Запасной

п.т. - Минеральные воды

Машина, пешком

Итого

87,8

Итого, с учетом коэффициента 1.2: 105,36 км

Пройденный маршрут: Не отличается от заявленного.

Картографические материалы

За основу проработки маршрута была взята карта OpenTopoMap с сайта nakarte.me

Карта очень большая и подробная, нанесены индексы перевалов, ледников, вершин, места ночёвок, некоторые горные тропы и т.п. Кстати, расшифровку индексов можно посмотреть на том же сайте: https://www.caucatalog.ru/maps/cencaumap/cencau_passes.txt

Далее на карту был нанесён маршрут (красная линия). Начало маршрута: аул Хурзук. Финиш: урочище Джылы-су. Перевалы и ночёвки обозначены красными точками.

В поход брался навигатор garmin 64st с картами:

Трек маршрута:

Синий цвет: фактический маршрут

Красный цвет: запланированный маршрут

Почему здесь и сейчас?

Как всем известно, Центральный Кавказ славится вкусной едой, невероятными горными пейзажами и самой высокой точкой Европы - Эльбрусом. Несмотря на всё изобилие красот и удовольствий сего края, обходятся они относительно дёшево, посему, идеально подходят для студентов, однако, стоит заметить, - ввиду короновирусной эпидемии и наплыва туристов цены немного возросли. По времени добираться до Центрального Кавказа недолго: ~ 2ч. 30 минут на самолёте либо сутки с небольшим на поезде.

В июля, как правило, у всех заканчивается летняя сессия и есть уникальная возможность потратить свой драгоценный отдых на невероятное путешествие по Центральному Кавказу. Приэльбрусье - очень хорошее место для построения маршрута первой-второй категории сложности. Как раз все участники нашей команды, за исключением руководителя, были новичками, идущими в свой первый настоящий горный поход.

Особенности района

В июле, на горных хребтах снега почти не остаётся, что позволяет почти беспрепятственно брать большее количество перевалов за небольшой промежуток времени. Однако новым препятствием становится уровень воды горных рек, что необходимо учитывать при построении маршрута.

Участники

Фото

Фамилия, имя, отчество

Обязанности в группе

Опыт участия в горных путешествиях

Кичук Антон Владимирович

Руководитель. фотограф

3ГУ (Алтай)
2ГУ (Северная Осетия)

1 ГУ (Центральный Кавказ)

Скиданова Екатерина Дмитриевна

Осыпной, Снежный,ледник

Из д.р. Субаши в д.р. Бирджалы-Су

Логистика и аспекты

Добирались мы от Москвы до Мнеральных вод поездом «Москва - Минеральные воды» № 382ЯА отправлением 3 июля 2021 в 15:34. Билет стоил 3917р.

4.07.21 прибыли на станцию Минеральные воды в 22:52, где мы заранее заказали номер в Отеле София (номер: +79283174055 по адресу: Железноводская 14.) . Отель с чистым номером на 6 человек и очень приветливым персоналом обошёлся в 3780 руб.

На след день нас ожидал микроавтобус категории «B», который мы заказывали у местного жителя - Зазы. Пунктуальный и отзывчивый человек. Номер мобильного телефона Зазы: +7-928-377-83-32.
Закончили маршрут у источников Джылы-Су. Оттуда нас забирал тот же водитель обратно в Мин. Воды, а оттуда на самолёте, рейсом 5N266 «Кисловодск - Москва» отправлением в 17:05.

Пользовались газовой горелкой PINGUIN MANTIS? работающей газе фирмы «следопыт». Газ заранее просили закупить шофёра.

Темп на маршруте был следующим: 45 минут движения, 15 минут привал.

Время в вышеизложенных абзацах и ниже на протяжении всего отчета указано по Москве.

Все фотографии сделаны в данном походе с 5.07.21 по 16.07.21

Техническое описание маршрута с фотографиями

День 1. 5.07.2021

Подъём в 8:00. Насладившись цивилизацией в последний раз перед походом, мы собрали рюкзаки и в 9:00 стали грузить наши рюкзаки в машину. Водитель утверждал, что доедем мы минимум за 4,5 часа, однако, в 12:40 мы уже были в Ауле Хурзук (высота 1500м)! Стоит отдельно отметить качество дорог в кавказских аулах - по сравнению с ними нашему Подмосковью есть чему у них поучиться, такого контраста я давно не видел: старые полуразрушенные дома с забором из прогнивших палок и идеальная асфальтированная дорога. Здесь находятся два памятника - старинный, черкесскому воину, и новый, погибшему в 2013 году пограничнику. Погода солнечное, настроение - боевое.

Место старта аул Хурзук.

Дорога на всём своём протяжении часто переходит с берега на берег по хорошим мостам, сбиться с пути невозможно, поэтому нет смысла приводить её подробное описание со всеми координатами переправ. Показательно, что даже в первый день, когда мы прошли всего 2,6 км до места обеда от аула Хурзук, по пути мы перешли через два моста. Шли достаточно быстро около 6 км/ч. В 13:55 встали на обед. Воду брали из ручья Еникол (N 43°25’39.92’ E 42°11’10.28’)

Боевой настрой участников

Характер тропы долины реки Уллу Хурзук

Река Уллу Хурзук, вид с моста

В 19:20, через 1,5 км после моста (N 43°25’09.82’ E 42°16’25.11’), там, где дорога отходит влево по ходу движения от р. Уллу Хурзук, сходим с неё и начинаем поиски места для лагеря. Здесь течёт обозначенный на картах перед р. Битюктебе ручей с правого борта долины. Эти два притока разделены покатым травянистым «лбом». На нём есть несколько ровных площадок и можно поставить палатки, но место открытое и продуваемое. Пересекаем «лоб» влево вниз по ходу движения и выходим к нежилому кошу, расположенному у устья р. Битюктебе. На правом его берегу находится сарай, на левом - вагончик, загон и навес для скота. Снимаем ботинки, бродим Битюктебе и за загоном на берегу р. Уллу Хурзук находим ровные травянистые площадки, где и встаём на ночёвку в 19:50 (N 43°24’48.33’ E 42°17’28.64’, (2120 м). За водой ходим обратно через мостик за сарай, где течёт ручей. Отбой в 22:00.

День 2. 6.07.2021

Подъём в 8:10. Вышли в 9:38. Погода ясная, на небе ни облачка. План на сегодня - подняться к Леднику Кюкюртлю и встать на ночёвку около перевала Кольцевой. Из местного ручья воду не берём, так как она мутная. Да ближайшего источника питьевой воды примерно 4.5 км если идти по правому берегу реки. От вагончика начинается грунтовая дорога вверх по долине р. Уллу-Хурзук (фото 3.1.6). Она не выглядит наезженной. Сначала она резко набирает порядка 50 м вверх на высокий борт долины, а затем идёт параллельно реке с небольшим набором высоты. Река на участке до коша течёт в V-образном каньоне, на противоположном берегу просматривается грунтовка, ведущая к нему. Перед кошем долина расширяется, и дорога спускается к реке.

Характер тропы в начале дня

Судя по отчётам, лучше всего идти по правому берегу Уллу-Хурзук, ибо это значительно сократит количество проблем с бродом. В 12:00 сделали привал. Сфотографировались на фоне красивой травянистой поляне, а после этого одна из участниц обнаружила, что потеряла ледоруб на месте прошлой стоянки. Оценив общее состояние группы, принимаю решение оставить часть группы вместе с Владом, а сам с участницей отправиться обратно искать ледоруб. Всего вместе с 10 минутным привалом и 3х минутным поеданием земляники наш радиальный путь обошёлся в 2 часа 17 минут.

Фото группы на травянистой поляне.

По приходу устроили обед на 40 минут в том же месте и отправились дальше. Чем ближе подходим под ледник Кюкюртлю, тем больше травянистые склоны уступают место средней и крупной осыпи.

На место лагеря пришли в 18:00. Нашли хороший ручей у правого берега р. Уллу Хурзук. Там же неподалёку от нас стоял лагерь туристов, идущих 2 к.с. со стороны нужного нам перевала Кольцевого. Разговорившись с ними, узнаём необходимые рекомендации и на прощанье желаем друг другу хорошей погоды. Отбой в 20:30

Завтрашний путь на пер. Кольцевой с места стоянки

День 3. 7.07.2021

Подъём в 7:30. Погода - переменная облачность. Вышли из лагеря в 9:15. В 9:30 подошли под огромных размеров валун, который часто упоминается в отчётах, и от которого идёт тропа в сторону перевала. Надели каски и вооружились ледорубами.

Огромных размеров валун.

Подъём по кулуару состоял по противной мелко-подвижной осыпи, часто при спуске туристы пользуются её свойствами, называя её «лифтом», однако, в нашем случае этот «лифт» работал в не благоприятную сторону. Каждый шаг проскальзывал ровно на половину, а в ботинки набивались мелкие камушки. Спустя 35 минут изматывающего подъёма, добрались к правому скальному выходу, от которого тропа уходит влево по кулуару в сторону перевала. Делаем привал на 15 минут, вытряхиваем ботинки и с новыми силами продолжаем Путь.

Мелко-осыпной склон.

Тропа на перевал (стрелка - ход движения)

В 13:50 зашли на перевал Кольцевой (1А 3358м) и сняли записку группы туристов из Санкт-Петербурга, идущей поход 2.к.с. которую встретили вчера в лагере. Перевального взлёта, как такового нет, седловина очень широкая, пологая и осыпная. Когда прошли чуть ниже к д.р. Чайтчесу пошёл дождь. Решаем переждать дождь в палатке и устроить горячий обед, который мы так заслужили. Вытащили внутреннюю часть экстремальной палатки и поместились все вшестером на рюкзаках. Дождь иногда усиливался. После обеда в 16:30 дождь немного стих, и, мы пошли вниз. От седловины перевала Кольцевой до сужения долины тропы, как таковой нет - здесь пологий участок и все группы идут, как им удобнее. Там где долина начинает постепенно сужаться, а крутизна увеличивается с нескольких градусов до 10°, появляется чёткая тропа. Она идёт по осыпному склону по левому берегу р. Чайтчесу.

Записка, снятая с перевала Кольцевой 1А

Дойдя до д.р. Битюк-тебе, мы столкнулись с проблемой брода реки в районе базы МЧС. Тропа, обозначенная на карте, оказалась неактуальной. Благо, со стороны бывшей базы МЧС нас заметил один мужчина, который перекинул доску через реку, и мы благополучно встали лагерем в 19:30 у большого камня, недалеко от домиков с «горячими» источниками Джылы-Суу. Отбой в 21:00.

Горячие источники Джылы-суу

Место лагеря с видом на Эльбрус

День 4. 8.09.2021

Подъём в 6:30. Мы с Владом быстро приготовили завтрак и подняли группу в 7:00. Вышли из лагеря в 9:07. Столь долгий выход обуславливался ленивым состоянием после вчерашнего перевала. Однако берём себя в руки и двигаемся в сторону подъёма. Погода с утра была солнечная и приятная. Перевал Балк-Баши имеет две основные сложности: отсутствие источников питьевой воды

Затяжной подъем

Дорога проходит мимо домика, затем мимо бывшей базы МЧС и заканчивается у коша за базой. Дошли до ручья и набрали воды с запасом. Дальше на перевал Балк-Баши ведёт тропа, которая маркирована синими метками гонки Elbrus World Race - через перевал проходит одна из её дистанций. Основная часть подъёма на перевал проходит по широкому травянисто-осыпному гребню западного отрога в. 3714 м. Средняя крутизна около 15°, при этом есть участки выполаживаний до 5° и взлётов до 20°, на которых тропа идёт галсами. На некоторых ровных участках есть площадки под палатки, однако, воду нужно нести с собой.

Направление движения на пер. Балк-Баши

Со стороны перевала было видно туристов, идущих со стороны д.р. Кызылкол. Отряд состоял из порядка 30 чел. под руководством нескольких взрослых. Шли они бодро и радостно. Мы обменялись приветствиями и двинулись дальше.

Спустя 3 часа, погода совсем испортилась. Из-за перевала пошли тучи и небо почернело. Началось дождливое месиво. Останавливаемся на обед. Надеваем дождевики и пытаемся поднять себе настроение сладкими батончиками. Всё мокрое и противное. Участникам было нелегко, как морально, так и физически, однако, сквозь неудобства и сложности они, несмотря ни на что, шли дальше. Местами дождь прекращался, и мы делали привал на 10 минут. Темп был следующим - 30 мин подъёма и 10-15 мин отдыха. На высоте около 3460 у одной участницы случилась паническая атака. Она не могла дышать и вдохнуть хоть как-то. Немедленно скидываем с неё рюкзак и начинаем приводить в чувства. Я подбежал и начинаю всевозможными способами успокаивать её и показываю, как правильно дышать. Через 5 минут она, к счастью, снова пришла в себя. Принимаю решение разгрузить участнице рюкзак и сменить темп движения и привалов. Идём не спеша - 12-15 минут подъёма и 10 мин отдых.

Таким образом мы добрались до перевала Балк-Баши в 15:22.

Группа на седловине перевала Балк-Баши 1А (3700м.)

Сняли записку детской группы, которую встретили перед перевалом. На седловине уже ловила сотовая связь, и я созвонился с руководителем Тур клуба МАИ и родственниками.

Записка с перевала Балк-Баши 1А (3700м)

С восточной стороны есть выраженный перевальный взлёт с перепадом высоты 140 м и крутизной 20° Спуск с перевала начинаем в 15:00 по тропе строго вниз, затем забирая немного влево по ходу движения. Осыпь слежавшаяся, камни из-под ног не уходят.

Спуск выводит в левый карман морены ледника Уллучиран, где находятся ровные площадки под палатки и ручей с чистой водой (N 43°23’32.62’ E 42°24’30.61’)

Тропа идёт траверсом левого борта кармана морены, затем, когда карман заканчивается - траверсом левого осыпного борта долины высоко над ледником Уллучиран. Тропа набитая, свернуть с неё невозможно, уклон менее 10°. Через 55 минут ЧХВ выходим в лощину, по дну которой течёт чистый ручей с левого борта долины (3,2 км от седловины пер. Балк-Баши). Здесь у воды на удобных травянистых площадках в 17:30 встаём лагерем (N 43°24’44.15’ E 42°25’21.82’, 3240 м). Это одна из самых видовых ночёвок на нашем маршруте: с панорамой ледника Уллучиран и северных склонов Эльбруса.

Место ночёвки 4

Характер тропы на спуске

День 5. 9.07.2021

Подъём в 6 утра. Нас ждал приятный сюрприз, как только мы открыли палатку: ясное голубое небо и утреннее солнце. Сегодня основной задачей был - брод реки Кызылкол, ради которого некоторые туристы встают в 4 утра, чтобы перебродить ещё неподнявшийся уровень воды. Во время сбора лагеря к нам пришла группа туристов со стороны Северного приюта. Они посоветовали нам входить прямо сейчас, чтобы успеть перебродить реку, так же получили у них рекомендации не идти вокруг пика Калитского, чтобы выйти с ледового плато Джикаугенкез. Без связок там делать нечего, -- говорили они. Вышли из лагеря в 8:10, а в 8:50 подошли к реке (N 43°25’19.02’ E 42°26’05.22’). Разведка показала, что бродить можно. Надеваем каски, берём палки и помогаем девушкам по-джентельменски перенося их рюкзаки на другую сторону реки. Уровень воды примерно по колено. В 9:20 все участники благополучно перебродили Кызылкол и отправились в сторону плато Ирахитсырт.

Вид на долину реки Кызылкол с места стоянки

Место брода реки Кызылкол

Выходим дальше в сторону плато Ирахиксырт, взбираясь на правый травянисто-осыпной борт долины. Через некоторое время подрезаем тропу, идущую в нужном нам направлении. Постепенно тропа отходит от русла реки и расширяется, превращаясь в грунтовую дорогу. Она выходит на плато и ведёт к поляне Эммануэля. Крутизна плато 3 - 5°. В 12:15 спустились в альплагерь Лакколит. Погода солнечная, настроение отличное. За палатку в лагере берут по 300р + 150р за сбор мусора. Душ - 250р, также в лагере есть много разных кафе, где цены местами выгоднее. Монополии на удивление нет. Было принято решение гулять на всю! Оказалось, что там много своих ИП организаций, предоставляющих свои услуги, в том числе и восхождения на Эльбрус. Вода в лагере - только для своих, те, кто живёт отдельно, ходят за водой к белому нарзану у подвесного моста. Все довольные и весёлые вышли в цивилизацию. Палатки за пределами лагеря лучше не ставить, так как это заповедная территория.

Место расположения альплагеря Лакколит

Коротко о отдыхе в Лакколите

День 6. 10.07.2021

Подъём в 6 утра. За 55 минут собрали лагерь и к 7:00 подошли к местному кафе к Наталье. Мы заказали у неё шикарный завтрак с видом на Эльбрус. Вышли из лакколита в 8:10. Погода солнечная с тучами на горизонте. Переправились по навесному мосту у Белого Нарзана и вышли на туристическую тропу, ведущую к горячим источникам Джылы-Су. Первым делом мы сходили посмотреть и пофотографироваться к водопуду Султан.

Тропа к горячим источникам Джылы-Су

Затем подошли к горячим ваннам и разочаровались Источник спустили по непонятным нам причинам и бассейн был ограждён арматурой. Из «дырки» выплёскивалась вода, а на самом дне бассейна была небольшая лужа с пузырьками. Я решил посидеть и подержать ноги в этой воде. Моему восторгу не было предела. Приятная тёплая вода и природные газы посидев там ещё 15 минут, мы вышли на дорогу, по которой сюда приезжают туристы на машинах и пошли в сторону перевала Северный Каракайский. В 11:00 мы уже были у его подножия. Устраиваем на травянистой площадке перекус и отправляемся вверх по тропе. Она ведёт на самый верх под углом 30°. Погода начинает портиться, пошёл моросящий дождь. В 13:45 без проблем заходим на перевал Северный Каракайский (н/к 2889м) и снимаем записку той же детской группы, которую видели на перевале Балк-Баши.

Фото группы у водопада Султан

Небо затянуло тучами, и дождь заметно усилился, поэтому быстро спускаемся вниз. Тропа, ведущая вниз, достигает порядка 30°, из-за чего ощущается очень большая нагрузка на колени. В 15: 20 встали лагерем у большой скалы. Тучи ушли, и мы воспользовались погодой: приготовили горячий обед и постирали вещи. К 19:00 небо вновь стало ясным и голубым, алый закат отражается на пиках Кавказских гор.

Записка с перевала Северный Каракайский

День 7. 11.07.2021

Подъём в 7 утра. Выход в 9:00. Погода с утра ясная, на небе ни облачка. На пути к Кыртыкаушу нам встретилось стадо коров и два велосипедиста. Перебродив реку Исламчат в 10:20, мы увидели приближающихся велосипедистов со стороны вчерашнего перевала. Одеты они были в профессиональную экипировку и с экшен камерами на груди. Они поделились, что за сегодня хотят проехать весь наш оставшийся маршрут и добраться до источников Джылы-Су.

Дорога на перевал идёт по очевидной тропе. На высоте ~ 3000м появляются каменные осыпи. В 12:50 зашли на перевал Кыртыкауш (н/к 3242). Седловина пологая, видны ветрозащитные стены под палатки и очень много надписей, из камней. Около тура располагается памятник Героям Кавказа, а за ним открывается живописный вид на долину реки Уллусенчи. На перевале встретили детскую группу туристов, которые зашли с противоположной долины, пофотографировались и ввиду холодного ветра, без промедлений начали спускаться вниз.

Записка с перевала Кыртыкауш (н/к, 3242м)

В 14:00 спустились к реке Уллусенчи и устроили там обед (N 43.38583° E 42.64895°). Внизу по реке обнаружились места под палатки, предполагалось встать там на ночёвку, но сил и настроения у команды хватало на ещё пару переходов. В 15:00 перебродили реку, у которой обедали и отправились по велосипедным протекторам в долину реки Субаши. С поиском места для лагеря всё оказалось гораздо труднее, чем предполагалось. В 18:00 после долгих поисков стоянки, было принято разбить лагерь на одном из травянистых слонов. (N 43.36227° E 42.62036° )

День 8. 12.07.2021

Подъём в 7 утра. Группу разбудило яркое солнце и невыносимая жара в спальниках. За вчерашний день мы прошли больше, чем предполагалось, поэтому позволяем себе лениво и не спеша собирать лагерь. После завтрака в наш лагерь заявились лошади. С удивлением они рассматривали чужаков на их территории.

Вышли в 10:00. Тропа, пригодная для езды, сменилась узкой тропинкой, уходящей траверсом к реке Субаши. Надели сандали с касками и в 10:47 успешно перебродили реку. (N 43.36011° E 42.60940°)

Брод р. Субаши

Далее тропа теряется из виду, приходится ориентироваться по навигатору, да и направление само по себе очевидно. Метров через 300 на пути попадаются камни с синими отметками, обнозначающие тропу, которая ведёт до самого перевала Джикаугенкёз.

В 12:05 подошли к снежнику (снежному мосту) склон до 30° (N 43.35407° E 42.58662°). Надели снова каски и взяли ледорубы. Показываю нужную технику, и все без исключений успешно преодолели данное препятствие.

Движение группы по снежнику

Дошли до места лагеря, обозначенное на карте. Тут есть ветрозащитные стенки под палатки и даже каменный стол, но до воды нужно далеко ходить. Ещё и страшные тучи появились на горизонте. По картам навигатора есть ещё одно место пол лагерь. Пока ребята отдыхают, я с Владом бежим проверять это место. Разведка показала, что то место действительно лучше. Оно выше и ближе к источнику воды (N 43.34921° E 42.57945°). В 13:18 наша группа уже встала на место ночёвки! Погода заметно наладилась, тучи ушли в другую сторону. Готовим горячий обед и устраиваем сиесту.

Место восьмой ночёвки

День 9. 13.07.2021

Подъём в 6:45. Выход из лагеря в 8:10. Пользуясь выгодной ясной погодой, мы без промедлений отправились на перевал. В 9:00 поднялись до плато с озером, на котором можно ночевать, судя по картам. Делаем вывод, что вчерашнее место ночёвки было самым лучшим из всевозможных в этой местности. Под мотивирующую музыку добираемся до предперевальной седловины перевала (высота почти одна и та же, что на перевале ~ 3510м).

Вид с предперевальной седловины

Стоит отметить, что это одно из самых живописных мест нашего похода: по одну сторону долина, которая делит горы, покрытые снежниками, а по другую - Эльбрус во всей своей могущественной красоте. Пользуемся моментом и устраиваем фотосессию.

В 9:50 зашли на перевал Джикаугенкёз 1А (3520м). Сняли записку Питерского турклуба «Вертикаль». Отсюда хорошо просматривается ледовое плато, но точного пути выхода с ледника сложно определить. Основным ориентиром у меня служили точки, забитые в навигатор, по которым в прошлом году группа туристов успешно прошла по снежному мосту этот ранклюфт.

Путь к перевалу от предперевальной седловины

Видим, как со стороны Эльбруса надвигаются тучи. Фотографируемся и начинаем спуск по очень крутому каменисто-осыпному склону. Спуск пришёлся намного сложнее, чем подъём, потому что уклон на спуск был явно больше 30°. Ребята, впервые преодолевая подобные препятствия не спеша и отважно продвигались вниз. Каменная осыпь сменилась снежником под менее крутым углом и спуск далее не представлял никакой опасности.

Записка с перевала Джикаугенкёз (1А 3520м)

Фото группы на перевале Джикаугенкёз (1А 3520м)

В 10:38 вышли на ледник. Трещин почти нет, а если и есть, то всё открыто, очень много ручейков. Строго за мной идём к пику Калицкого, к тем самым точкам из отчёта. Убеждаемся, что никаких снежных мостов там нет, а ходить там крайне опасно. Тем временем погода начинает портиться. По навигатору идём к тропе, что ведёт на красную морену. Идти по морене скользко и неприятно, - кошки бы здесь явно не были лишними. Пошёл сильный град размером с горошину. Встали в круг и переждали натиск. Далее морена упирается в ранклюфт, через который ведёт снежный мост! (N 43.37588° E 42.54590°) оставляю группу на морену, а сам иду проверять мост и дальнейший подъём. Разведка дала добро, но вот мы сталкиваемся с новыми препятствиями. После моста идёт резкий подъём по покрытой мелкой осыпью морене. Кошек нет, поэтому с помощью ледорубов и своих сил еле-еле забираемся наверх, подавая руку девушкам.

Далее можно было вздохнуть с облегчением - ранклюфт позади! Делаем небольшой привал и уходим с ледника, забираясь выше. Данный этап был заключительной частью нашего маршрута. Все перевалы пройдены, осталось спуститься в Джылы-СУ и уехать домой. В 12:37 сошли с ледника. Делаем обед около туристической тропы, встречая на своём пути немало других людей. Далее идём по этой тропе до приглянувшегося нам места под бивуак у озера.

Как только поставили лагерь, сразу пошёл дождь с грозой. В 14:30 устроили сиесту. К вечеру, как всегда погода наладилась. За богатым ужином к нашему лагерю подошла группа туристов. Из разговора с ними выяснилось, что эта суровая группа из г.Челябинска. они тоже сегодня сошли с п. Джикаугенкёз и взяли нашу записку из тура. Челябинцы шли по нашим следам и поблагодарили нас за путь, что вывел их с ледника.

День 10. 14.07.2021

Встали в 7:30. Сегодня днёвка на том же месте. Группа отдыхает и моется перед дорогой домой. Погода с утра солнечная. Искупались в озере. К 12:00 снова пошёл дождь. Вечером - ясное небо.

Место стоянки у озера

День 11. 15.07.2021

Подъём ~ 7:30. Позавтракали и вышли в 10:30. Погода ясная. Тропа в Джылы-Су ведёт по красивым живописным местам, позволяя в последний раз насладиться прелестями Кавказа. Пришли к горячим источникам в 12:45. Позагорали, испили железного нарзана, объелись люля из местной забегаловки и даже потискали чёрного кота. У источников много туристов. И на этот раз в ваннах была вода!

Мужчины купаются в Джылы-Су

Маршрут окончен. Влад даже выпил впервые за весь поход. Встали у шлагбаума, где завтра нас в 8:00 должен забрать водитель Zaza. Тут много других палаток и машин. Местные сказали, что за палатку тут берут 300р, но к нам так никто и не подошёл.

Ночёвка с видом на Эльбрус у дороги

Приложение: снаряжение, весовые характеристики груза, взятого на маршрут

Снаряжение

Фонарь + батарейки

Кан

Комплект тёплой одежды

Весовые характеристики груза, взятого на маршрут