Автор: Юлия Бычкова, г.Москва

Отчет о горном туристском походе 2 к.с.по Западному Кавказу (Архыз) с 02 по 18 августа 2017 года. Часть 2

День 7-й, 09. 08. 2017

Рад. выход на вершину Надежду (1Б, 3349 м) и на пер. Ак-Айры Западный (1Б, 3150 м)

Всего 3,8 км, ходовое время 3 ч 15 мин., перепад 520 м вверх, 520 м вниз (2830 3349 2830).

Карта: лист 1

Подъем на вершину Надежду со стороны истока ручья Ак-Айры (1,5 км, 1 ч 40 мин., 520 м вверх от 2830 до 3349)

Ведущим в этот день снова был Шафиев Тимур. Общий вид нашего маршрута см. выше, на фото 613.

Выходим в 9:00, взяв с собой воду на весь радиальный выход. От лагеря на Песчаных ночевках идем на юго-запад, поднимаясь немного по склону левого (в орографическом смысле, а по ходу движения – правого) борта долины истока ручья Ак-Айры. Минут через 15 поднялись на пологую полку перед началом подъема на перевал Ак-Айры-Западный, который прямо к юго-западу от нас (в точку А на фото 701). Как раз напротив нас на юго-востоке – перевал Ак-Айры Восточный, к нему поворачивает долина истока ручья Ак-Айры.

От точки А увидели подходящий путь подъема на вершину Надежду – общим направлением на северо-запад, по осыпному склону под скалами справа по ходу (фото 702 – 704). Там и поднимались. Нижняя часть подъема – по травянисто-осыпному склону крутизной 30°, далее по скально-осыпному склону 35-40° (местами до 45°), осыпь средняя, подвижная. Справа по ходу движения – частично разрушенные скалы, под ними подниматься проще. Идем всё время с самостраховкой альпенштоком, в касках, иногда применяем элементы свободного лазания но в целом, всё проходится несложно, по крайней мере если идти без рюкзаков. Напротив – гора София во всём великолепии! Фото 710.

Примерно через 1 час подъема вышли к снежнику (фото 705 – 706). Он небольшой, но крутой, 35-40°. Рядом небольшой ручеек возможно, он пересыхает в прохладную погоду, когда снег не подтаивает на солнце. Поворачиваем правее по ходу (оставляя снежник слева) и, идя наискось вправо-ввеерх, поднимаемся на гребень, также по подвижной средней и крупной осыпи с выходами скал крутизной 35-40°. На самом гребне уклон вдоль гребня меньше, 25-30°. По гребню поворачиваем направо (на север) и вскоре выходим на вершину. От снежника поднимались до вершины 15-20 минут. Фото 706 – 709.

Координаты вершины Надежда N 43'25]42,51, E 41'14'24,39', высота 3349 м. Панорамы завораживают! Фото 710 – 711.

Траверс гребня от вершины Надежду до перевала Ак-Айры Западного (1 км, 50 мин., 200 м от 3349 до 3150)

Спуск от вершины Надежды до перевала Ак-Айры Западного – такого же характера, по гребню, со-стоящему из крупных малоподвижных камней и разрушенных скал. Крутизна 25-30uh, на коротких участках может быть чуть круче. Направление – на юг, перед перевалом поворот к юго-востоку. Идем в кас-ках, с самостраховкой альпенштоком. иногда применяем элементы свободного лазания. Участок неслож-ный. Вовсю любуемся видами на все четыре стороны! Фото 712 – 715.

Через 40-45 минут пути по гребню вышли на небольшую плоскую седловину с большим туром – но, судя по всему, это еще не перевал Ак-Айры Западный, а его ‘западный вариант’, как раз удобный для подъема и спуска с обеих сторон. Фото 716. Пройдя еще минут 10 в том же направлении (на юго-восток), обнаружили еще одну седловину с туром, в записке указано, что это перевал Ак-Айры Западный.

Спуск с перевала Ак-Айры Западного к Песчаным ночевкам в верховьях ручья Ак-Айры (1,3 км, 45 мин., 320 м от 3150 до 2830)

Спуск – общим направлением на северо-восток, по скально-осыпному склону в его правой по ходу движения части, сначала по малоподвижным крупным камням выходам скал (под скалами справа по хо-ду спускаться удобнее, и камни там менее подвижные), крутизна 35-40гр. Далее – средняя подвижная осыпь, крутизна до 40, в нижней части положе. Фото 717.

Справа по ходу остался снежный склон (в этом году много снега, и он здесь не растаял даже в авгу-сте, а в другие годы его может и не быть). Внизу выходим на снежник, когда он уже становится пологим (15-20гр). По снегу пришли к точке А (см. фото 701). Оттуда по пути подъема спускаемся в лагерь.

Весь спуск от седловины перевала до лагеря занял 40-45 минут. Как и прежде, всё было пройдено с самостраховкой альпенштоком. Везде, кроме последнего участка (от точки А до лагеря), шли в касках.

Ходовое время всего радиального выхода – 3 ч 15 мин., общее время – 5,5 ч.

Отметим, что маршрут нашего спуска от вершины Надежды через перевал Ак-Айры Западный не-много длиннее, но технически проще по сравнению с маршрутом подъема. Видимо, это самый простой путь на Надежду.

701. Начало нашего пути подъема на вершину Надежду
712. Идём по гребню от вершины Надежды к перевалу Ак-Айры Западному

713. Идём по гребню от вершины Надежды к перевалу Ак-Айры Западному

714. Идём по гребню от вершины Надежды к перевалу Ак-Айры Западному

715. Идём по гребню от вершины Надежды к перевалу Ак-Айры Западному. Вид на юг – на гору Пшиш

716. ‘Западный вариант’ перевала Ак-Айры Западного. Классический вариант – правее (юго-восточнее)

717. Верхняя часть спуска с Ак-Айры Западного. Далее – по средней живой осыпи

День 8-й, 10. 08. 2017

Верховья р. Ак-Айры – Ледниковая ферма.
Рад. выход на перевал Софийское Седло (н/к, 2640 м) и к Софийским водопадам.
Переезд на поляну Таулу

Всего 15 км, ход. время 6 ч, перепад 740 м вверх, 1270 м вниз (2830 1900 рад. 2640)

Карта: лист 1

Верховья р. Ак-Айры – верховья р. Софии, Ледниковая ферма (6 км, 2 ч, 530 м вниз от 2830 до 1900)

От Песчаных ночевок идем общим направлением на северо-восток, вниз по долине правого истока ручья Ак-Айры. Непосредственно от нашего места ночевки в сторону горы Софии – моренный холм, за ним ночевки Ак-Айры (см. выше фото 701). Идем сначала к ним, там спускаемся к ручью Ак-Айры, переходим на правый берег (ручей по щиколотку, метра 3 шириной), далее немного вниз по тропинке по правому берегу ручья, еще мимо одного-двух моренных холмов. Далее ручей уходит под землю. Прямо напротив Западного Софийского ледника – довольно крутой спуск (20-25°) с каменистого моренного вала по мелкой малоподвижной осыпи (фото 801), параллельно нерастаявшему снежнику. Спустившись, выходим на тропинку по левому берегу вновь появившегося из-под земли ручья Ак-Айры. Вскоре достигаем Спартаковских ночевок (через 45 мин. от выхода с Песчаных ночевок).

От Спартаковских ночевок тропа уходит налево по ходу движения и спускается по травянистому склону с отдельными выходами скал, крутизна 25-30°. Справа внизу остается водопад на правом истоке Ак-Айры (тропа обходит скалу, с которой он падает). Трава чем ниже, тем выше, внизу довольно высокая, до 1,2 м. Примерно за 30 минут от Спартаковских ночевок дошли до изящнейшего водопада на среднем истоке Ак-Айры (фото 632). Встретили там дружественную группу ТК ВШЭ под руководством Николая Аниканова.

Полюбовавшись водопадом, продолжаем спуск по тропе к Ледниковой ферме, по левому борту долины ручья Ак-Айры. Тропа идет высоко над ручьем, сначала полого по лугу, на последнем участке по лесу – там наиболее крутая часть спуска, до 20-25°. В завершение, уже внизу – поворот направо, переход по мостику из двух бревен на правый берег ручья Ак-Айры и выход по грунтовой дороге вверх по левому берегу реки Софии на бивачные площадки не доходя кафе. Фото 802.

Останавливаемся на обеденный привал. Добровольцы (Шафиев Тимур. Шутов Владимир, Круглов Павел) остались, чтобы дежурить в лагере и по возможности найти двух участников, которые собирались к нам присоединиться на вторую часть маршрута – мы договорились встретиться с ними в этот день именно на Ледниковой ферме. Остальные, перекусив, пошли на Софийское Седло и водопады.

Рад. выход на перевал Софийское Седло и к Софийским водопадам (9 км, 4 ч, 740 м вверх, 740 м вниз от 1900 до 2640 и обратно)

Описание этого радиального выхода см. в отчете наших дружественных групп Школы инструкторов детско-юношеского туризма в ДДЮТиЭ[6] Южного округа Москвы, совершивших здесь свои походы перед нами, в июле 2017 года. См. отчет группы Сарычевой С.В. или отчет группы Бычковой Ю.С.

Мы прошли чуть короче и быстрее, чем июльские группы. В отличие от них, идя к перевалу, мы не поднимались на склон правого борта Софийской долины, а шли низом по долине (сначала по правому берегу р. Софии по дороге, вскоре она сменилась тропой затем перешли р. Софию там же, где июльские группы, и далее поднимались как и они). Подъем от кафе на Ледниковой ферме до седловины перевала Софийское Седло занял около 2,5 часов (3,5 – 4 км, 740 м вверх). В остальном наш маршрут совпадает с июльским. Фото 803 – 820.

Как раз на подъеме на перевал Софийское Седло встретили спускающихся оттуда наших двух новых участников – Кочетковых Аллу и Вячеслава! Далее они с их псом Ёкки шли с нами до конца похода.

Вечером переехали на поляну Таулу, договорившись с водителем одной из многочисленных машин, стоявших у кафе. Очень проблематично было стоять на Ледниковой ферме с собакой – там было на редкость огромное количество туристов, машин, коров, лошадей, осликов, других собак и прочих замечательных существ. На поляне Таулу стоянка в лесу в том же месте, где останавливались вышеупомянутые июльские группы (см. их карту), наоборот, достаточно уединенная. На следующий день – полная днёвка!

801. Спуск по долине ручья Ак-Айры, напротив Западного Софийского ледника

802. Тропа, спускающаяся от Спартаковских ночевок к водопаду

803. Скала, которую обходит тропа, спускающаяся от Спартаковских ночевок к водопаду.
Справа – сам водопад

804. Водопад на ручье Ак-Айры

805. Вид на нижнюю часть долины ручья Ак-Айры

806. Вид с дороги вверх по Софийской долине на Софийское Седло и водопады

807. На перевале Софийское Седло

808. Софийские водопады!!!..

809, 810. Софийские водопады!!!..

811, 812. Софийские водопады издалека. Вячеслав и Ёкки на фоне водопада

День 9-й, 11. 08. 2017

Днёвка на поляне Таулу

Посвящаем день отдыху и подготовке к выходу на 2-ю часть маршрута. Это единственная полная днёвка за всё время активной части нашего похода.

Ухалкин Евгений на следующий день уехал в Москву в связи с окончанием отпуска. Таким образом, 2-ю часть похода мы прошли в составе 9 человек + 2 пса. С 10-го по 15-й день приводим краткое описание, т.к. практически весь маршрут этих дней был пройден по хорошо известным местам, в основном по тропам. Техника – самостраховка альпенштоком.

Участники 2-й части похода (те, которые прошли весь маршрут от начала до конца). Слева направо:

Шутов Владимир, Круглов Павел, Вершинина Елизавета, Хвощевская Наталия, Кочеткова Любовь,
впереди Вектор, Бычкова Юлия, Шафиев Тимур.

Фото на вершине Речепста

Участники 2-й части, присоединившиеся к нам на перевале Софийское Седло:
слева – Кочеткова Алла и Ёкки, справа – Кочетков Вячеслав и тот же Ёкки.

Фото на месте ночевки под перевалом Баритовым, на южном склоне хребта Абишира-Ахуба

День 10-й, 12. 08. 2017

Переезд от поляны Таулу до посёлка Архыз.

Пос. Архыз – южный склон хребта Абишира-Ахуба
(верхняя часть подъема на перевал Баритовый)

Всего 6 км, ходовое время 4 ч 15 мин., перепад 1100 м вверх (от 1500 до 2600)

Карта: лист 2

Пос. Архыз – водопад Баритовый (2,8 км, 2,5 ч, 650 м вверх от 1500 до 2150)

От северной оконечности посёлка Архыз уходит грунтовая дорога, а затем маркированная тропа к Баритовому водопаду, по правому берегу ручья, вытекающего из него. Общее направление – азимут 350°. Сначала уклон вдоль дороги совсем небольшой далее вдоль тропы он увеличивается до 15-20°. Далее тропа уходит вправо и дает петлю, обходя наиболее крутые участки на правом борту долины ручья, и затем возвращается к ручью. Далее выходим к водопаду Баритовому. К сожалению, в середине августа он слабенький. От посёлка Архыз шли около 2,5 часов.

1001. Тропа к водопаду Баритовому

1002. Водопад Баритовый

Водопад Баритовый – верхняя часть подъема на перевал Баритовый (3,2 км, 1 ч 45 мин., 450 м вверх от 2150 до 2650)

Чуть ниже водопада тропа переходит на левый берег ручья и далее идет общим направлением на запад или на запад-юго-запад (азимут 240°), но время от времени поворачивает к югу и поднимается выше по склону, а затем опять идет на запад-юго-запад, постепено набирая высоту.

Зона леса заканчивается вскоре после водопада (через 45 минут после водопада остановились на привал практически у последней сосны, натянули тент, пережидая дождь). Далее весь путь по лугу.
Непосредственно выше зоны леса трава высокая, но чем выше – тем трава меньше. Появляется множество параллельных пастбищных троп, траверсирующих склон стараемся выбирать из них наиболее натоптанные. В ложбине пасется стадо овечек.

Поднимались так около 1 часа от привала под тентом. Остановились у маленького ручейка на
южном склоне перевала Баритового, о котором нам сказал встретившийся пастух. Не доходя 5 минут до ручейка, ставим лагерь на относительно ровном выпуклом участке склона (как бы на маленьком хребтике), чуть поднявшись над скальным обрывом. Здесь, пожалуй, одно такое место, везде вокруг склон круче. Перевал Баритовый практически над нами (чуть западнее), по высоте до него метров 300. Трава здесь небольшая. Под палатки нашли относительно горизонтальные площадки. За водой ходим к вышеупомянутому ручейку. Воду нужно кипятить, здесь пастбище кругом, в т.ч. прямо в ручье!

На последнем переходе и во время постановки лагеря было страшно ветрено! Приходилось держать дуги палаток, чтобы палатки не свалило ветром. Погода пасмурная, временами шел мелкий дождь.
К вечеру всё стихло, видимость улучшилась. Любуемся живописной панорамой, открывающейся на юг – на весь Архыз и окрестные горы! Поистине, этот вид стоит того, чтобы провести хотя бы одну ночевку на южном склоне хребта Абишира-Ахуба!

1003, 1004. Дальнейший подъем к перевалу Баритовому (выше водопада)

1005, 1006. Место ночевки под перевалом Баритовым, на склоне хребта Абишира-Ахуба

День 11-й, 13. 08. 2017

М.н. – пер. Баритовый (1А, 2900) – пер. Архыз (1А, 3000) – рад. пик Пионеров (н/к, 3056) – оз. Запрудное – р. Запрудная – р. Кяфар-Агур

Всего 11 км (в зач. 10,8 км), ходовое время 5 ч, перепад 456 м вверх, 956 м вниз (2600 3000 рад. 3056 2100)

Карта: лист 3

М.н. – перевал Баритовый (0,6 км, 55 мин., 300 м вверх от 2600 до 2900)

Плавный подъем по пологому травянистому склону крутизной 15-20° (на юг) наверху поворот к западу и выход по пологим участкам хребта на перевал. Кругом сплошной травянистый склон, трава здесь совсем невысокая. Встречаются отдельные камни и небольшие выходы скал.

Перевал мы нашли только с помощью GPS-навигатора. Склон в обе стороны (на восток и на запад) везде одинаковый, ориентироваться на нём очень сложно.

1101. Верхняя часть подъема на перевал Баритовый

1102. Наша группа на перевале Баритовом

1103. Панорама из-под перевала Баритового (еще с места ночевки)

Пер. Баритовый – пер. Архыз (1,7 км, 40 - 45 мин., 100 м вверх от 2900 до 3000)

Перевал Архыз четко виден на западе от перевала Баритового. До него шли около 40 минут, то по пологому травянистому склонам, то по малоподвижным россыпям камней. Можно либо уйти чуть вправо (к северу) и выйти на перевал по контрфорсу, либо подниматься ‘в лоб’ (см. фото 1104, 1105). Короче и быстрее ‘в лоб’, в этом варианте в завершение подъема – короткий мелкоосыпной склон крутизной до 30°. На склоне небольшой снежник, обходим его справа по ходу. Путь в обход – длиннее, но немного положе, крутизна везде около 20°, лишь на коротких участках до 25°.

1104, 1105. Перевал Архыз и два пути подъема на него

1106. Наша группа на перевале Архыз

1107, 1108. На пике Пионеров

1109. Вид на юг с пика Пионеров

Радиально пер. Архыз – пик Пионеров (в каждую сторону 0,25 км, 15 -20 мин., перепад 56 м)

Подъем и спуск по травянистому склону с многочисленными лежащими на нём неподвижными камнями и отдельными небольшими выходами скал с самостраховкой альпенштоком.

Панорама с пика Пионеров стоит того, чтобы совершить эту небольшую прогулку! Фото – выше.

Пер. Архыз – озеро Запрудное (2,6 км, 1 ч 15 мин., 678 м вниз от 3000 до 2322)

Спускаемся с перевала Архыз сначала общим направлением на юго-запад, по тропинке, идущей через неподвижную каменную россыпь. Крутизна около 20°. Минут через 5-10 – пологий, почти горизонтальный участок, и далее травянисто-каменистый склон.

Прямо под нами склон крутой. Уходим правее по ходу движения (к северу), оставляя слева внизу скальные обрывы, и там спускаемся по травянистому склону. Сначала его крутизна – 20-25°, в нижней части 30-35°, внизу трава становится выше, и всё чще попадаются скрытые в траве камни, неровности склона, скользкие места. Вторая половина этого спуска проходит по правому берегу ручейка, появившегося на склоне почти в самом низу – маленький водопадик на этом ручейке.

Спустившись, выходим к реке Запрудной и по тропе на ее правом берегу поднимаемся немного выше по течению – к озеру Запрудному. Привал на обед и купание.

1110. Начало спуска с пер. Архыз к озеру Запрудному

Оз. Запрудное – р. Запрудная – р. Кяфар-Агур (5,5 км, 1,5 ч, 322 м вниз от 2322 до 2100)

От озера по правому берегу реки Запрудной идем на север по хорошо натоптанной тропе вниз по течению, мимо пасущегося стада коров (вот веселье нашим псам!). Через 45-50 минут, уже недалеко устья реки Запрудной тропа переходит на левый берег. Ширина реки 4-5 метров, глубина около 30 см, скорость течения около 1,5 м/с. Переходим вброд или по камням с самостраховкой альпенштоком. Продолжаем движение по тропе по левому берегу. На правом берегу – полуразвалившаяся небольшая летовка.

Еще через 30-40 минут, повернув на запад и миновав поросший лесом склон на правом борту долины реки Кяфар-Агур чуть выше впадения реки Запрудной (в нижней части, где идет тропа, склон пологий), выходим к правому берегу реки Кяфар-Агур. Чуть-чуть выше в Кяфар-Агур впадает река, вытекающая из озера Турьего. Ставим лагерь на стрелке – на левом берегу реки вытекающей из озера Турьего и на правом берегу самого Кяфар-Агура. Нашли очень интересную удобную стоянку среди огромных каменных глыб. Площадки под палатки есть, и даже есть кострище! В березовом лесу на правом берегу Кяфар-Агура можно набрать дров (ночевать там неудобно – везде либо пастбище либо крутой залесённый склон). Правда, идя за дровами, приходится переходить Кяфар-Агур, но все переправы здесь такие же несложные, как через и переправа Запрудную (характеристики те же).

1111. Продолжение спуска с перевала Архыз к озеру Запрудному

1112. Вид со спуска с перевала Архыз на озеро Запрудное

1113. Продолжение спуска с перевала Архыз к озеру Запрудному

1114. Продолжение спуска с перевала Архыз к озеру Запрудному

1115. Нижняя часть спуска с перевала Архыз к озеру Запрудному. Мини-водопад

1116. Озеро Запрудное

1117. Спускаемся по долине реки Запрудной. Переходим на ее левый берег

День 12-й, 14. 08. 2017

М.н. – озеро Турье. Рад. выход на перевал Федосеева (1А, 2987)

Всего 8,3 км (в зач. 6,3 км), ходовое время 4 ч, перепад 887 м вверх, 260 м вниз (2100 2727 рад. 2987)

Карта: лист 3

М.н. – озеро Турье (4,3 км, 2 ч 10 мин., 627 м вверх от 2100 до 2727)

Поднимаемся по тропе по левому берегу реки, вытекающей из озера Турьего (правого притока р. Кяфар-Агур). В самом начале минуем невысокий водопад на этой реке (остается слева по ходу). Здесь тропа еле видна на траве. Проходим через ‘лес камней’ – торчащие повсюду причудливые каменные глыбы. Они смотрятся интересно, движению по тропе никак не мешают. Далее тропа становится хорошо заметной. К берегу реки она вновь выходит только минут через 40 после начала движения.

На подходе к озеру Турьему – поворот тропы направо по ходу и подъем на склон правого борта долины реки, вытекающей из озера Турьего. Подъем по травянисто-осыпному склону крутизной 20-25°, довольно долгий (почти 1 час). Таким образом обходится возвышенность на правом борту долины реки. Подниматься прямо вдоль русла реки представляется весьма сложным: там неудобный склон с россыпями камней, выходами скал, снегом.

Наверху поворачиваем к югу и по совершенно пологим травянистым холмам с небольшими участками каменных россыпей выходим к озеру, немного сбрасывая высоту.

По всем берегам озера Турьего есть стоянки, везде виднеются палатки. Мы встали на западном берегу, на большой плоской площадке у самого озера.

Радиальный выход на пер. Федосеева (в каждую сторону 2 км, подъем чуть больше 1 часа, спуск 45-40 мин., перепад 260 м)

Перевал Федосеева отлично виден прямо к югу от озера Турьего. Поднимаемся к его подножью по моренным холмам к югу от озера (можно идти разными вариантами, везде несложно, крутизна травянисто-каменистых склонов на подъеме не превышает 25°).

Перевальный взлёт с северной стороны – невысокий мелко- и среднеосыпной склон крутизной 30-35°, осыпь малоподвижная. Можно подняться по осыпи либо в правой части склона, либо в левой, обходя скалы и там, и там идут тропинки. Сложность примерно одинакова. Самостраховка альпенштоком. У нас одна подгруппа поднималась с правой стороны, вторая с левой, вышли на перевал практически одновременно.

К сожалению, всё заволакивает туман, начинается мелкий дождь. Успели заснять лишь небольшую часть видов. Самые отважные и шустрые поднялись также на ближайшую к перевалу вершинку с восточной стороны (это не пик Динника, он дальше мы на него не пошли из-за непогоды).

Спуск с перевала – у каждой подгруппы по своему пути подъема вновь убеждаемся, что они примерно равноценны. Весь выход занял около 1 ч 50 мин. ходового времени, чуть менее 3 ч в общем.

1201. Озеро Турье. Вид с западного берега на озеро и на перевал Федосеева (классическая седловина)

1202. Вид с северной стороны на перевалы Федосеева и Агур.

Подъем на перевал Федосеева возможен как в правой, так и в левой части склона

1203. Выходим на перевал Федосеева.

Заволакивает туманом

1204. Тренога на перевале Федосеева. Вид на юг

1205. Самые отважные на соседней вершине

1206, 1707. Виды в тумане с перевала Федосеева (на север)

День 13-й, 15. 08. 2017

Озеро Турье – пер. Агур (1А, 2850) – пер. Мылгвал (1А, 2848) – озеро Кяфар

Всего 7,5 км, ходовое время 2 ч 50 мин., перепад 163 м вверх, 540 м вниз (2727 2850 2348)

Карта: лист 3

Озеро Турье – пер. Агур (1,7 км, 50 мин., 123 м вверх от 2727 до 2850)

Утром одной из наших участниц сильно нездороилось. Вышли позже, подождав, пока улучшилось ее состояние. Практически весь день было пасмурно, туманно, шел дождь, то утихая, то усиливаясь.

По западном берегу озера Турьего идем по тропе на юг (в сторону пер. Федосеева). С юга в озеро впадает ручей. Чуть не доходя его устья, поворачиваем правее и поднимаемся на скальный выступ, поросший травой – там видна тропинка, отмеченная туриками. Крутизна 20-25°.

Далее поднимаемся по таким же (но уже невысоким и пологим) заросшим травой моренным валам, примерно вдоль русла ручья впадающего в озеро Турье. Выходим к подножью перевала Агур. Отсюда ведет тропинка по осыпному склону на перевал Федосеева (поднимающаяся на него в правой по ходу нашего движения части склона). От нее ответвляется тропочка, отмеченная турами, поднимающаяся прямо на перевал Агур, по мелкой и средней малоподвижной осыпи, крутизна 25-30°. Подъем по ней на перевал Агур совсем короткий, всего минут 5-10.

См. фото 1202. Вид с северной стороны на перевалы Федосеева и Агур

1301. На перевале Агур

Пер. Агур – пер. Мылгвал (1,6 км, 30 мин., 40 м вниз , 40 м вверх от 2850 до 2810 и до 2848)

С перевала спускаемся на запад (в сторону перевала Мылгвал) наискось вправо-вниз по хорошо набитой тропе. Она видна, даже несмотря на туман. Короткий участок спуска – по мелко- и среднеосыпному склону крутизной 25-30°, осыпь малоподвижная. Затем тропа поворачивает левее по ходу движения и выходит на пологий травянистый склон, и далее наиболее простым путем по пологим травянистым моренным грядам выходит на перевал Мылгвал. Перед перевалом – 2-3 небольших озерца. Здесь можно ночевать. От перевала Агур до перевала Мылгвал шли 30 минут.

1302. Вид в тумане с перевала Агур на перевал Мылгвал

1303. Спуск с перевала Агур в сторону перевала Мылгвал

1304- Выход на перевал Мылгвал со стороны перевала Агур

Пер. Мылгвал – озеро Кяфар (4,2 км, 1,5 ч, 500 м вниз от 2848 до 2348)

С учетом дождливой погоды, для безопасности надеваем каски.

Спускаемся с перевала Мылгвал в сторону озера Кяфар по маркированной турами тропе по скально-осыпному склону крутизной до 30°. Осыпь мелкая, в основном подвижная. Если с самого начала уйти чуть левее по склону (по ходу движения) – спуск получается наиболее пологий. Внизу тропа поворачивает направо и выходит к озеру под перевалом, далее обходит его по восточному берегу и выходит к стоянке на северном берегу. С перевала до стоянки шли минут 20.

Далее по хорошей тропе по поросшим травой моренным грядам спускаемся к озеру Кяфар. Берега озера высокие и крутые. Тропа выбирает наиболее пологий и удобный спуск. Крутизна спуска на разных участках от 15 до 30°. Примерно за 1 час дошли от озера под перевалом Мылгвал до восточного берега озера Кяфар. Проходим минут 10 по берегу к северной оконечности озера. Ставим лагерь на небольшой стоянке непосредственно на правом берегу истока реки Кяфар, вытекающей из озера.

1305. Озеро Кяфар пасмурным вечером

День 14-й, 16. 08. 2017

Озеро Кяфар – озеро Рыбное – озеро Глубокое – озеро под пер. Речепста

Всего 7 км, ходовое время 2,5 ч, перепад 180 м вниз , 600 м вверх (2348 2168 2770)

Карта: лист 3

Убедившись, что участница, приболевшая накануне, более-менее в порядке, продолжаем маршрут.

Переходим исток реки Кяфар прямо там, где он вытекает из озера. Ширина 5-6 м, глубина 20-40 см, течение слабое. Больше половины ручья переходится по камням. Далее идем на север, спускаясь по слабозаметной пастбищной тропинке по склону левого борта реки Кяфар. Склон травянистый, 25-30°, часто попадаются большие камни в траве, скользкие места. Идти неудобно. Неудачное решение. Одна из участниц упала на скользком месте и сильно ушибла руку о камень. Вероятно, гораздо проще и приятнее спускаться здесь по правому борту долины Кяфара (там тоже идут тропы), а переходить реку уже ниже. Брод там практически такой же несложный, просто чуть глубже.

Продолжаем движение на север по тропе по левому берегу реки Кяфар склон становится пологим,
а тропа удобной. Слева по ходу осталось какое-то странное круглое сооружение из камней на берегу.
Не доходя до озера Рыбного (его видно внизу справа) тропа поворачивает налево и поднимается по правому орографическому берегу левого притока (или истока) Кяфара, вытекающего из озера Глубогого. Там, где тропа поворачивает, можно найти местечко для стоянки, а дальше – только у озера Глубокого и у озера под перевалом Речепста. До поворота тропы шли от места ночевки 40-45 минут.

Подъем по правому берегу левого притока Кяфара круче, чем предшествующий спуск вдоль истока Кяфара. Уклон вдоль тропы 15-20°. Ближе к озеру Глубокому тропа идет по травянистым склонам холмов, их крутизна 25-30°. Сзади видны сооружения обсерватории!

От поворота тропы шли до озера Глубокого примерно 1 час 20 мин. У озера Глубокого по камням переходим на левый берег небольшого ручья, вытекающего из него (вдоль которого мы пришли), и еще 20-25 мин. поднимаемся по тропе по травянистому склону к озеру под перевалом Речепста. В начале подъема крутизна до 30°, наверху пологие холмы. Несмотря на то, что они пологие, в них можно заблудиться, потеряв друг друга из вида: ничего не видно за складками рельефа.

Озеро очень красивое, причудливой формы. Рядом водопад на ручье, втекающем в озеро с востока. По берегам несколько мест стоянок. Встаем на северном берегу, поближе к озеру.

1401. Утренний вид на озеро Кяфар

1402. Брод через исток реки Кяфар

1403. Начало спуска по долине реки Кяфар. Наш маршрут (неудачный) и рекомендуемый маршрут

1404. Подъем от озера Рыбного к озеру Глубокому (вид назад). Вдали видна обсерватория!

1405. Вдали видна обсерватория!

1406. Вид на озеро глубокое и перевал Кынхара с подъема к озеру под перевалом Речепста

День 15-й, 17. 08. 2017

М.н. –пер. Речепста (1А, 2900[7]) – рад. в. Речепста (1А, 3215) – р. Речепста –
р. Архыз (устье р. Дукки). Переезд на поляну Таулу

Всего 18 км (в зач. 16 км), ходовое время 6,5 ч, перепад 445 м вверх, 1465 м вниз (2770 2900 рад. 3215 1750). Карта: лист 3

М.н. – пер. Речепста (1 км, 30 мин., 130 м вверх от 2770 до 2900)

Плавный подъем по травянистому склону крутизной 15-20°, наверху около 10°, и выход на широкую-широкую плоскую седловину перевала – см. фото. Тур где-то в центре.

1501. Подъем с северной стороны на перевал Речепста

1502. На перевале Речепста. Вид на юг

Радиально – подъем с пер. Речепста на в. Речепста (в каждую сторону 2 км, подъем 50-55 минут, спуск 35-45 минут, перепад 415 м)

С перевала на запад-северо-запад уходит тропка, поднимающаяся на вершину Речепста. Сначала подъем совсем пологий, по травянисто-каменистому склону. Далее по мелкой и средней малоподвижной осыпи, крутизна постепенно возрастает до 30°. В верхней части камни становятся более крупными и более подвижными, крутизна на отдельных участках до 35°. Непосредственно перед вершиной идем вдоль гребня по крупным камням и разрушенным скалам, уклон вдоль гребня 15-20°. Всё легко проходимо с самостраховкой альпенштоком с учетом камней и скал на гребне и подвижной осыпи на склоне, рекомендуется каска. Спуск по пути подъема. К сожалению, из-за облачной погоды виды не очень удались.

1503. Маршрут подъема с перевала Речепста на одноименную вершину и спуска с нее

1504. Подъем на вершину Речепста. Вид на восток

1505. Подъем на вершину Речепста. Заключительная часть

1506. Мы на вершине Речепста

1507. Вид с вершины Речепста, кажется, на запад

1508. Вид с вершины Речепста на восток

1509. Вид с вершины Речепста на юго-восток

Пер. Речепста – р. Речепста – р. Архыз, устье р. Дукки (13 км, 4,5 ч, 1150 м вниз от 2900 до 1750)

С перевала Речепста спускаемся на юг по тропе наискось направо-вниз (т.е. общим направлением на юго-запад) по травянистому склону крутизной 20-25°, на отдельных участках, возможно, чуть круче. Тропа выбирает наиболее пологий и удобный путь спуска, хотя на первый взгляд и не самый короткий.

Примерно через 1,5 ч выходим к реке Речепста (она здесь совсем небольшая). На противоположном борту долины (на правом) видна недавно проложеная грунтовая дорога, ее видно еще с перевала. Переходим реку по камням, немного поднимаемся и выходим на дорогу. По дороге поворачиваем налево. Пройдя минут 10-15, у небольшого ручейка, который пересекает дорога, остановились на перекус.

Далее по этой дороге проходим траверсом по 20-25-градусному травянистому склону правого борта долины р. Речепста (здесь общее направление – на юг) и спускаемся в долину реки Архыз (на спуске общее направление – на юго-восток). На каких-то участках траверса удобнее идти не по дороге, а параллельно по тропе. Здесь много пастбищных троп.

В долине реки Архыз выходим на грунтовую дорогу на левом берегу и по ней достигаем устья реки Дукки. Там погранпост. Далее идет шоссе к Лунной поляне. Всего шли от выхода на дорогу до устья Дукки примерно 3 часа. Отсюда нас забрал знакомый водитель до поляны Таулу.

1510, 1511. Склон на спуске с перевала Речепста

1512. Вид с левого борта долины р. Речепсты на долину р. Архыз

1513. Вид с грунтовой дороги по правому борту долины р. Речепсты на долину р. Архыз

1514. Грунтовая дорога по правому борту долины р. Речепсты

1515. Траверс правого борта долины реки Речепсты. Иногда удобнее по тропе

1516. Грунтовая дорога по правому борту долины р. Речепсты. Далее она спускается к реке Архыз

1517. Вышли к реке Архыз

Обзорная карта (сторона квадрата = 1 км).

В электронном виде наш трек см. здесь.

Схема расположения листов маршрутной карты

Маршрутная карта

Вырезка из карты масштаба в 1 см 500 м, сторона квадрата = 1 км

Лист 1 – первая часть

Лист 2 – вторая часть, начало

Лист 3 – вторая часть, окончание (повернут на 90°, север слева)

Снаряжение

Личное и групповое снаряжение мы брали стандартное для несложного пешеходного или горного похода. В группо-вое снаряжение входили палатки, хозяйственный тент, каны, пила, топор, аптечка, ремнабор и т.д. Личное снаряжение – рюкзак, коврик, спальник, ходовая одежда, ходовая обувь на рифленой подошве, головной убор, сменная обувь, спальная одежда и т.д.

Вряд ли мы можем сказать что-то новое по поводу подбора снаряжения, разве что несколько слов о палатках и газовых горелках.

Палаток у нас было две: 4 человека и собака в палатке Red Fox Challenger 4 (надо сказать, что при очень сильном ветре палатка складывается, но в целом, ветроустойчивость удовлетворительная), а в палатке Tramp Lair поместилось 5 человек, на 2-й части маршрута также с собакой (о ветроустойчивости – то же замечание). Было вполне комфортно.

Пила-цепочка и тросик костровой использовались только на поляне Таулу. Во время активной части похода они находились в заброске. Кроме поляны Таулу, везде готовили на горелках.

Расход газа вышел около 30-35 граммов на чел. в день, с учетом того, что для кипячения воды использовался именно MSR-Reactor, а доваривали еду на обычных небольших горелках Kovea и MSR. Снег топить не приходилось.

Из соображений безопасности мы взяли с собой GPS-навигатор, спутниковый телефон и две рации для связи между собой при прохождении сложных перевалов.

Для уменьшения веса снаряжения осиновыми мерами были: заброска на 2-ю часть маршрута, оставленная на поляне Таулу выбор по возможности лёгких палаток, лёгких канов (титановых), мощных и экономных газовых горелок (особенно помогает экономить газ MSR-Reactor!) и как можно более лёгкого (но без ущерба для надежности!) специального снаряжения – касок, верёвок, систем, карабинов.

Общий вес группового снаряжения на первой части маршрута (которую прошли 8 человек) составил около 42 кг. Молодым людям досталось нести по 6 – 7 кг снаряжения, а девушкам по 2 – 3,5 кг. Продуктов несли по 5 – 6 кг. Добавляя вес личного снаряжения (как у нас не было других снежно-ледовых препятствий с подобными подъемами, мы взяли кошки на полгруппы, планируя их передавать.

Год на год на приходится. Например, согласно отчету Г.В. Магита о походе в августе 2015 года, на перевале Заячьи Ушки могли понадобиться три веревки, репшнур, кошки, жумары, а на перевале Ак-Айры Восточный – закладки или крючья. Поэтому мы и взяли всё это снаряжение.

Перевал Ак-Айры Восточный при тех условиях, какие были у нас, мог бы быть пройден и без перил. Мы организовали перила, во-первых, ради повышения безопасности на 45-градусном скально-осыпном склоне, во-вторых, в целях повыше-ния технической подготовки группы.

На второй части маршрута всё прошли с альпенштоком, на перевалах надевали каски. Остальное специальное снаря-жение оставили в заброске на поляне Таулу.

Питание

Мы использовали традиционную раскладку для пешеходного или горного похода 1-2 к.с. Горячее питание организо-вывали 2 или 3 раза в день (завтрак – перекус – ужин либо завтрак – обед – ужин) и ежедневно выдавали карманное пи-тание (сухофрукты, орехи, карамель). Обед, как правило, мы делали в те дни, когда были полуднёвки или радиальные вы-ходы, в остальные дни обходились перекусом. Общее количество сухих продуктов на человека в день – 520-630 гр., в зависимости от конкретного дня.

Т.к. поход состоял из двух частей, на вторую часть предусматривалась заброска, которую мы оставляли у гостепри-имных хозяев в кафе «У Розы» на поляне Таулу.

На завтрак мы готовили пшенную, геркулесовую, рисовую каши, а также кускус с добавлением молока (или без мо-лока, для тех кто его не ест) и сухофруктов в каждую порцию. Молоко сухое. Иногда готовили макароны готовились с сыром. Также на завтрак у нас были бутерброды с сыром.

На обед готовили борщ, вермишелевый, гороховый суп с сухим мясом (кто мяса не ест, для тех без мяса) или чече-вичный, или грибной суп. На перекус была колбаса либо сыр для вегетарианцев.

На ужин варили рисовую, гречневую каши, а также чечевицу, картофельное пюре и макароны с добавлением сухого мяса (или без мяса, для тех кто его не ест). Мясо сушили самостоятельно перед походом. Также в кашу добавляли сухие овощи – покупали готовые в фирме «Здоровая еда» (г.Чебоксары).

На обед и ужин, конечно, всегда были сладости к чаю (козинак, халва, печенье, вафли, шербет).

Первые два дня походы мы использовали хлеб, который купили на поляне Таулу, а далее сухари, которые были с со-бой у каждого участника.

С водой на маршруте проблем не было. В основном, для приготовления пищи использовали воду из горных рек и озер. У подножья перевала Заячьи Уши и после спуска с перевала Ак-Айры Восточный набирали воду из ручейков, выте-кающих из под тающих снежников.

В связи с тем, что погода днём была достаточно жаркая, очень актуальны у нас были напитки в виде лимонной воды и чая каркадэ (заваривается в холодной воде в бутылке – очень хорошо!). В жару перекусы с приемом достаточного коли-чества жидкости (воды, чая, лимонной смеси) – хорошая альтернатива долгим обедам.

В общем и целом, питание в нашем походе было сытным, сбалансированным, богатым углеводами. Пожалуй, всего хватало. Нам понравилось!

Медицинское обеспечение

Аптечка у нас использовалась стандартная для горного похода 1-2 к.с. Её вес на группу из 8-9 человек составил около 3 кг. Мы сделали две экстренные аптечки и хранили их в разных рюкзаках.

В походе у нас не было серьезных травм и несчастных случаев, но мелкие травмы и заболевания, конечно же, были. Перечислим, какие препараты нами применялись и в каких случаях.

1. При ушибах – йод, бактерицидный лейкопластырь.
  2. При мелких царапинах, ссадинах, незначительных порезах – хлоргексидин, пластырь, активтекс.
  3. При растяжениях – вольтарен, никофлекс.
  4. Защита от солнца – использовался солнцезащитный спрей spf 50.
  5. При ожогах – пантенол (спрей и крем).
  6. При сильной боли – кеторол, ампула но-шпа.
  7. При отравлении – полисорб.

В целях обеспечения безопасности участник-медик перед походом собрал со всех участников анкеты со сведениями о состоянии здоровья, хронических заболеваниях, ранее перенесенных травм и т.д. Эти данные учитывались при ком-плектации групповой аптечки и индивидуальных аптечек участников. На всех членов группы была оформлена страховка в компании «РЕСО» на медико-транспортное обслуживание в случае заболевания или травмы во время похода. В страховке было учтено, что мы идем в поход.

В предпоходные тренировки мы включили отработку оказания первой доврачебной помощи пострадавшему. Многие участники проходили ранее курсы первой помощи, организуемые АНО «Вершина».

Выводы медика: для медицинского обеспечения и безопасности нашей группы в данном походе были приняты все необходимые меры. Аптечкой в этой походе мы пользовались мало, но это не означает, что можно не брать препараты, которые не использовались.

Следует уделять особое внимание упаковке аптечки – важны удобство и лёгкость упаков,ки, и разумеется, сохран-ность препаратов. В данном случае, мы использовали для основной аптечки гермомешок, для ампул – контейнер, для экс-тренной – медицинскую сумку фирмы Tatonka, для резервной-экстренной – контейнер.

Также есть замечания по используемым препаратам, которые стоит заменить на более удачные аналоги: мазь Нико-флекс не помогала защита от солнца была эффективной, но лучше использовать не спрей, а крем Полисорб действовал вполне эффективно, но очень объёмна его упаковка (большие пластиковые баночки).

Финансовые затраты

См. этот раздел в отчете наших коллег – поход группы от ДДЮТиЭ в июле 2017 года. У нас вышло в общем и целом всё то же самое.

Несколько выше были расходы на питание (т.к. поход длиннее), на аптечку (она была больше, с учетом более слож-ных препятствий, чем в июльской единичке), на внутримаршрутные переезды (опять же, у нас их было чуть больше, т.к. поход длиннее) и на затраты в цивилизации (в связи с внеплановым
посещением Кисловодска). Но несомненно, поездка в Кисловодск – отличное мероприятие!

Итого на весь поход + Кисловодск ушло порядка 17 000 – 20 000 руб. на человека.

Зелёные озёра вечером. Вид на Главный Кавказский хребет

Общие выводы и рекомендации

1) Наш поход оказался очень удачным! Мы познакомились с прекрасным горным районом, новым для наших участ-ников, получили новый туристский и перевальный опыт и просто огромное удовольствие от такого содержательного пу-тешествия.

Первая часть нашего маршрута весьма красива. (Мы построили ее, в основном, используя информацию из похода группы ТК ВШЭ под руководством Григория Магита, август 2015 года.) Софийские озера, перевал Иркиз, вершина Мин-гикёльбаши, правый борт долины реки Псыш, долина реки Кышласу, перевалы Заячьи Ушки и Ак-Айры Восточный, вер-шина Надежда, Софийские водопады – всё это очень стоит посмотреть! Препятствия на этом участке не слишком слож-ные, как раз интересные для горных походов 1-2 к.с. и пешеходных 2-3 к.с.

2) Отметим также, что по долинам наиболее крупных рек Архыза (София, Псыш, Архыз, Дукка) идут хорошие грунто-вые дороги либо шоссе. А значит, по этим долинам можно не ходить пешком, а подъезжать на машине. Конечно, при этом снижается напряженность маршрута спортивного похода. Но таким образом можно сэкономить время и выделить больше дней на интересные перевалы и вершины.

3) Вторая часть – в районе хребта Абишира-Ахуба – для нашей группы получилась совсем несложной. Здесь вполне возможны походы б/к-1 к.с. с группами начинающих. Но можно построить здесь и более сложные маршруты, с перевала-ми 1Б – 2А. Красот в этой части Архыза также предостаточно!

4) Как показал наш опыт путешествия с собаками, молодой пёс вполне справляется с подобным маршрутом (в том числе и с перевалами 1Б), хотя, конечно, это должен быть для него не самый первый поход по горам. Безусловно, если брать с собой собаку в такое путешествие – нужно учитывать целый ряд моментов, от организации поездки на поезде до специальных ботинок и солнцезащитных очков. Подробнее см. в соответствующем разделе о собаке в горном похо-де.

5) Рекомендуем также пользоваться услугами местных жителей – хозяев ларьков на поляне Таулу (они могут помочь в очень многих вопросах, в том числе в нештатных ситуациях), и услугами турфирмы «Барс» по организации заезда-выезда (см. http://www.dombai.info/info_bars.shtml). Рекомендуем, при наличии времени, посетить Кавказские Минераль-ные Воды, в том числе Кисловодск!

Прогулка по Кисловодску

Литература, полезные ссылки

1. Хорошие отчеты о походах по данному району, в том числе:

а) группы ТК ВШЭ под руководством Г.В.Магита, август 2015 года

б) группы М.В. Голубева, горный поход 3 к.с. по Архызу в июле 2010 года

в) группы Горного клуба МГУ, рук. А.А. Новосёлов, горный поход 1 с эл. 2 к.с. по Архызу с 26 июня по 14 июля 2011 года

г) турклуба «Ёжики» гимназии № 1579, рук. Р.И. Квасов, июнь-июль 2016 года

д) отчет о походе в рамках школы ИДЮТ, рук. С.В. Устинов, июнь-июль 2000 года

е) отчеты групп от ДДЮТиЭ о походе 1 с эл. 2 к.с. пеш. в июле 2017 года: рук. Бычкова Ю.С., рук. Сарычева С.В. и другие.

2. Ещё множество отчетов на известной странице: http://nkosterev.narod.ru/otch/kav_z.html

3. Ещё отчеты на столь же известной странице: http://www.mountain.ru/mkk/biblio/kavkaz/index.php

4. Общие сведения об интересных местах на Архызе: http://budetinteresno.info/arhiz_poselok.htm, а также другие стра-нички этого сайта об активном туризме на юге России http://budetinteresno.info/

5. Топонимика Архыза: http://budetinteresno.info/toponim/tverdiy/perevod_246.html

6. Книга о краеведческих экспедициях: http://heritage.sai.msu.ru/history/arhyz/index.html

7. Любые КАРТЫ вы сможете найти на замечательном сайте http://nakarte.me/

Солнечный Архызский день (подъём на перевал Ак-Айры Восточный)

Поезд

Мы ехали, как и в прошлых поездках, в плацкартном вагоне с возможностью провоза живности.

В этот раз у нас было гораздо меньше проблем, чем обычно. Главное, отменили обязательное получение справки формы Ф1 для поездок внутри России, что в разы упростило выезд с маршрута и избавило от лишних затрат, т.к. справка платная.

К счастью, в этот раз не было ни единого замечания про собаку при посадке ни на пути туда, ни на пути обратно. Ко-гда ехали из Москвы, даже в клетку его далеко не сразу посадили, а только когда начальник поезда приближаться стал. Зато он попенял, что собака без намордника. Типа, может дотянуться мордой до прохода – должен быть в наморднике. Не помню, что мы ему ответили (наверное, пообещали надеть на пса намордник), но он от нас отстал.

Рядом ехала другая собака, достаточно большая, так они, кажется, ехали всё время без клетки (хотя она и была фор-мально с ними, как я поняла). Но на поводке и, быть может, постоянно в наморднике.

Огромный плюс – и туда и обратно был поезд с кондиционером! Для провоза собаки это очень существенно.

Тем не менее, охлаждающая попона пригодилась. В основном – чтоб гулять. Потому что на пути туда было весьма жарко и солнечно на улице. Когда и люди стараются гулять по тени, это о чём-то уже говорит.

Минус – проводница была только одна, и были сложности с выходом на ночных станциях. Проводницы знают, когда кого впускать-выпускать надо, так что лишний раз предпочитают не просыпаться. А будить… это сложно. Ехать ещё дол-го, лишний раз конфликтовать не хочется.

Машина

Мы заранее договаривались с водителем, и про собаку тоже было договорено. Гениальный здешний водитель Ислам нисколько не возражал против такого пассажира. В машине кондиционера не было, но открытые окна частично компенси-ровали неудобство.

По городу собаке ехать не очень понравилось, так как при сплошных поворотах сложно спать – слишком мотает. А вот на трассе отдохнуть удалось, дорога была достаточно ровной. Последний участок с серпантином и ухабами тоже не способствовал спокойному сну. К счастью, дорога в нашем случае была не такая уж длинная (около 4 часов в об-щем).

Водитель потом сказал, что рад, что от пса не летел пух по всему салону. Видимо, был не очень приятный опыт пере-возки других собак. Именно поэтому он хотел сначала всё же запихнуть Вектора в клетку. Не уверена, что она помести-лась бы в салоне. Но я рада, что всем было хорошо. Всё же эрдели – не линяющие собаки, и это очень хорошо!

Местные водители ничего против собак не имеют (по крайней мере, те, с которыми мы сталкивались). Внутри марш-рута в основном нас возил Магомед на джипчике. А после первого кольца мы возвращались на «буханке», с водителем которой на месте и договорились. Пёс явно обрадовался возможности поспать вместо ходьбы на своих лапах. Как лёг – отрубился. Так и проспал весь получасовой маршрут со всеми ухабами. Кажется, даже голову ни разу не поднял ни на одной яме.

Всё же в походе пёс «угуливается» настолько, что спит при любой возможности. В городе совершенно другой режим, да и спят собаки обыкновенно больше людей.

Электричка

В электричку между Кисловодском и Минеральными водами, нас пустили без всяких проблем. Однако контролёры в электричке попросили билет за собаку, а также велели оплатить провоз рюкзаков. Мы были удивлены, что об этом никто не сказал сразу, при посадке в электричку.

Снаряжение

Поход изначально планировался как пешеходная тройка. А это даже от человека требует серьёзной подготовки. Есте-ственно, собаке тоже нужно своё снаряжение. Благо, большая его часть уже была приобретена для предыдущих похо-дов.

Поводок

Немного смешно говорить о нём, как об отдельном снаряжении, но всё же скажу. Во-первых, он самосшитый из про-резиненной стропы (http://4showdog.com/shop/stropa-dogs-active-s-lateksom-i-svetootrazhayushchey-nityu/) со светоотра-жающей вставкой. Получилось очень дёшево и функционально. К тому же можно сделать удобную длину и карабин.

Поскольку Вектор, к сожалению, не настолько воспитан, чтобы ходить всегда и везде без поводка, я его предпочитаю держать под рукой. Для этого к пояснику моего рюкзака (благо, удобная петля в стропе там есть по умолчанию) я привя-зала круглую резинку с самозатягом. Получилось удобно.

Охлаждающая попона

Покупалась в расчёте на дорогу, потому что не все вагоны для животных оснащены кондиционером, как мы убеди-лись в прошлом году. А собачку-то жалко. Так что по летнему времени иметь с собой что-либо охлаждающее – очень хорошая идея. Пусть лучше не понадобится.

После не очень удачного прошлого опыта с «OSSO Fashion» охлаждающим ковриком, я немного настороженно отно-силась к идее охлаждения водой. Хотя основная причина была в том, что коврик этот больше похож на тряпку, и немило-сердно сбивается. Есть шанс, что попона из того же материала, которую купили Ёжику работает нормально.

Я хотела попробовать охлаждающий коврик, который работает от давления: начинают смешиваться два геля. Но меня уговорили на попону Swamp Cooler: http://4showdog.com/shop/ohlazhdajushaja-popona-dlja-sobak-ruffwear-swamp-cooler/

И она понравилась. Сидит удобно. Кажется, действительно охлаждает. Не знаю, как и насколько чувствует это собака, но рука под попоной ощущает прохладу. А ткань ещё и от солнечных лучей защищает, по словам производителя. А суть та же: вода испаряется и охлаждает.

Самый неприятный случай был ещё в городе, когда мы тестировали обновку. Какой-то мужик предположил, что это послеоперационная попона. Действительно, если не приглядываться, немного похоже.

В самом поезде попона не была необходима в этот раз. А вот стоило выйти из поезда – и мы попадали в жару и духо-ту. Хорошо, что мы были готовы.

На маршрут я попону-холодилку не взяла. А погода стояла такая, что пришлось пожалеть об этом. Жарко. С другой стороны, попона вряд ли хорошо совместима с рюкзаками. Но если бы было поменьше груза и побольше предусмотри-тельности, я бы взяла попону, чтобы хоть в самые жуткие часы спасать собаку.

Клетка

Совершенно необходима для проезда в поезде. У нас та же, что и в прошлый раз, Ferplast Holiday. Она идеально впи-сывается в габариты поезда и требований, да и пёс к ней привык. Идеальный для нас вариант. В сложенном виде занимает одну руку, что с учётом собаки и альпенштока было бы несколько критично, если бы я была одна. Но нас много :)

Шлейка

Шлейка DoubleBack – тоже наше старое приобретение.

Чаще всего я надеваю её не совсем правильно, поскольку для правильного одевания надо пропустить хлястики «в об-ратку». Но они достаточно тугие, так что я заморачиваюсь этим, только когда нам предстоят серьёзные испытания: пере-правы и верёвки.

Ботинки

Они у нас уже были: крутые, с вибрамом, на все четыре лапы. Но я всё же уверена, что лишний раз одевать на собаку ботинки не стоит. Всё же живая лапа гораздо лучше чувствует камни, тогда как в ботинках даже на ровной поверхности пёс (лично мой) начинает скакать, аки олень. Когда привыкнет – получше, но всё же у меня ботинки остаются на случай травм, порезов и общей стёртости лап (последнего ещё не было). Возможно, они будут иметь смысл на мелкой сыпу-хе.

Очки

Вот это новинка в нашем снаряжении. Идея такая: высоко в горах, да ещё на снежниках опасное количество непри-крытого солнечного излучения. Потому для человеков тёмные очки с защитой от УФ лучей обязательны. Вот и собакам незачем страдать.

Я в интернете натыкалась на разные варианты самоделок: и из горноложных очков, и из подводных, и чуть ли не из сварочных. Мы же нашли специальный собачий вариант в нашем любимом магазине. Ох уж эти ушлые американцы, чего только не придумают!

Вот только собаку надо приучать к подобному аксессуару до похода. Увы, эти очки постигла-таки печальная судьба. Вектор их стаскивал-стаскивал, и в конце концов разгрыз…

Фонарик на ошейник или шлейку

Он нам достался на халяву :). Но на самом деле в походе он был не актуален. В темноте и даже в сумерках мы никуда не ходили, всегда старались максимально использовать светлое время. Так что пёс даже почти не гулял в темноте.

Зато фонарик очень пригодился на даче!

Вообще, у него удобная клипса, с помощью которой можно закрепить его или на ошейнике, или на шлейке. Есть три режима горения красной лампочки: два вида мигания и ровный свет.

Полотенце из фибры

Обычное полотенце из Декатлона. Очень важная штука для сохранения хороших отношений с соседями по палатке. Если мокрый после дождя пёс влезает в палатку, имеет смысл сделать его менее мокрым :).

Рюкзаки

С ними отдельная сложная история.

В этом походе у меня получилось две пары рюкзаков: оранжевые и синие. Расскажу подробнее о каждой паре.

Оранжевые рюкзаки созданы всё той же американской фирмой RUFFWEAR (http://4showdog.com/shop/rjukzak-dlja-sobak-ruffwear-approach-pack/ ), которые создают много хороших походных вещей для собак. И мне они достались на халяву. Так что начну с плюсов.

Они очень нарядные. И уменьшают шансы потерять собаку в горах, поскольку яркие.

И над ними действительно думали американские дизайнеры, потому что рюкзаки выглядят весьма продуманными. По крайней мере, веришь, что всё не просто так.

Мне кажется, они идеально подойдут для не очень сложных походов и для выходов в лес ненадолго. Потому что мы изначально исходили из того, что должна быть супер-шлейка, в которой можно собаку хоть подвесить. Именно так с со-бакой в походе не приходилось поступать, хотя ручка для поддержки пригождались ещё как. У рюкзаков же нижняя стропа слишком тонкая, чтобы собаку можно было комфортно поднять на ней. Но очень удобная ручка позволяет под-держать собаку в трудных местах.

В этой модели рюкзаки объединены со шлейкой. Надеваются несложно: продеть одну лапу, застегнуть три застёжки. И чуть сложнее, когда рюкзаки наполнены.

Есть соседняя модель рюкзаков, которые снимаются со своей шлейки, крепясь к ней застёжками. И шлейка – родная сестра нашей. Но… нижняя часть не такая, под грудью там лишь тонкая стропа. И опять же, собаку уже не поднять.

Что не нравится:

- видимо, рюкзаки оказались всё же слишком большими для Вектора. Нам достался размер на один больше, чем надо бы. Дело в том, что Вектор находится на стыке двух размеров: ему подходит и S и M. Когда мы выбирали шлейку, была мысль, что он ещё может немного подрасти. Так что мы выбрали большую модель. Когда покупали попону – этот размер нам хорошо подошёл. Потому мы автоматически взяли и рюкзаки такого же размера, совсем позабыв о нюансах и без примерки. В общем, не делайте так, люди! :) А времени, чтоб поменять, у нас уже не было… Получается, что нагружен-ные рюкзаки чуть ниже брюха спускаются. А если их набить целиком (например, чем-нибудь лёгким), то по объёму они будут почти как два Вектора.

- Где-то я читала, что основной вес должен максимально находится над центром тяжести собаки: т.е. над лопатками. В этой же модели рюкзаки баулами висят по сторонам. При этом всё тяжёлое оказывается внизу. Для Вектора это было не-привычно, так что некоторое время он осваивался и ходил как-то странно, будто переваливаясь с боку на бок.

- Между камнями с такими рюкзаками гораздо проще застрять :).

Оранжевые рюкзаки всё равно приходилось бы снимать и менять на шлейку в тех местах, где собаку надо серьёзно страховать.

Так что в предположительно сложные дни, когда такое было возможно, мы одевали шлейку с синими рюкзаками. В более простые дни – оранжевые. А когда к нам присоединился Ёжик, эти рюкзаки вообще перекочевали к нему. Пусть привыкает.

В общем, большую часть недостатков мы заметили ещё в городе, так что были дошиты (оставалось совсем чуть-чуть) мамины самодельные рюкзаки. Версия 2-0. Они чуть больше по объёму, и из более прочной ткани (предыдущие порва-лись в местах крепления). К тому же пришиты более правильно, так что живы до сих пор. Их пёс, кажется, вообще прак-тически не чувствует на себе!

Пёс в походе

Для Вектора это был уже третий большой поход. Похоже, никаких вопросов у него не возникло. Чудесная компания, прогулки целыми днями! Пёс без проблем ходил по камням и радовался ровным холодным снежникам. На осыпном склоне пристёгивался на поводок, честно спускался со мной на верёвке, подстраховываемый усом. Это было не совсем тривиально, но и не отвесный обрыв, с которым у нас было около полутора не абсолютно удачных тренировок. Была бы нужда – и с обрыва бы спустились, вопрос только в количестве потраченных хозяйкой нервов.

Бродов в этом походе значимых не было. Но и на небольших (для человека) речках, пёс иногда подстраховывался поводком за шлейку или рюкзаки. Чаще Вектор просто купался-охлаждался в водоёмах.

Несмотря на простоту маршрута, в большую часть радиалок мы всё равно с Вектором не ходили, давая лишний раз отдых лапам. К тому же элементы свободного лазанья, простые для людей, могут как раз быть сложными для собаки. Хо-тя основная причина всё же в том, что хозяйка иногда любит отдохнуть в тишине гор, в том числе от общества.

Что касается здоровья, одно время Вектор немного прихрамывал без видимых внешних повреждений. Ушиб или рас-тяжение – подлечивали траумелем подкожно и мазью (Вольтареном, кажется) на ночь с обёртыванием эластичным бин-том – чтоб не слизывал. По ощущениям, прошло бы и так, но опять же, хозяйке так спокойнее.

Пёс очень проникся горными козами. Замечает он их гораздо лучше человека. Так что подорваться и сигануть куда-то по камням за невидимой людям козой он вполне мог в некоторых местах маршрута. Понятно, что не догонит. Но он же по камням скачет, не разбирая дороги! Страшно за лапы… На стоянке Вектор обычно с поводком, но если не шалит, то не всегда привязан. Но на «козьих» стоянках приходилось держать ухо востро.

Кушал пёс, как и в предыдущие походы, корм Orijen. Проверенный вариант. А во второй части с ним делился едой Ёкки :). Ему посушили мясо и варили гречку. Видимо, что-то не так оказалось с расчётами, потому что ему было слишком много, и Вектору тоже иногда перепадало.

Две собаки в походе

На втором кольце к нам присоединился Ёкки (он же Ёжик) со своими хозяевами.

Оба – молодые кобели практически одного возраста и размера. Любой собачник уже насторожится. Они были знако-мы ещё до похода, что уже неплохо. А плохо то, что пару раз они и сцеплялись. Другое время предпочитали не замечать друг друга.

Другое дело – горный поход. В нём хватает и новых впечатлений, и дел. Становится не до вражды. Хотя утверждать, что столь удачно получится со всеми собаками, я не могу.

Этот поход, сблизил их. Алла говорит, что Ёжик многому научился от Вектора. Например, не бояться дождя :). Воз-можно, и по камням ходить. Вектор тоже, естественно, что-то перенимал.

В общем, они вполне подружились. Следовали друг за другом, и переживали, если товарищ уходил один. Даже зага-дочного горного зверя вместе гоняли. Правда, ближе к началу была пара случаев взаимных рычалок, но ближе к концу похода подобных недоразумений практически не наблюдалось. И после похода в редкие встречи они вели себя очень примерно и дружно.

Общий вывод

В таком формате, без слишком сложных препятствий, конечно, это путешествие всем очень понравилось: и нам, и обоим псам!

Но будь поход сложнее, будь у нас больше технически сложных препятствий, живых осыпей, работы с верёвками – всё выглядело бы иначе, и не факт, что тогда мы бы взяли с собой четвероногих друзей.

Над отчетом работали

Авторы разделов:

Общая организация похода, обеспечение безопасности на маршруте – Шутов Владимир

Метеонаблюдения – Кочеткова Любовь

Техническое описание – поочередно писали все участники творческий журнал также делали все вместе, редактор и дизайнер журнала Вершинина Елизавета

Фотографии – Шутов Владимир, Ухалкин Евгений, Вершинина Елизавета, Кочеткова Любовь, Кочеткова Алла, Шафи-ев Тимур

Картографический материал, рисунки на фотографиях – Ухалкин Евгений

Сведения о материальном оснащении группы – Хвощевская Наталия (снаряжение), Ухалкин
Евгений (питание), Шутов Владимир (медицинское обеспечение)

О собаке в походе – Вершинина Елизавета

Автор всех остальных разделов и редактор-составитель отчета – Бычкова Юлия

Перед долиной реки Кышласу. Вид на Главный Кавказский хребет

Да здравствует Кавказ! И все его красоты!

[1] В 2015 году ГБОУ ДДЮТиЭ вошел в состав ГБОУ Школы № 902 «Диалог» города Москвы.

[2] Название переводится как «гора тысячи озер». Минни – говорят, тысяча кёль – озеро баши – гора.

[3] Здесь и далее под самостраховкой альпенштоком подразумевается самостраховка альпенштоком либо треккинг. палками.

[4] Мы рассчитывали, что, возможно, придется подниматься как группа Магита в 2015 году – у них вообще не было снега на этом перевале, и на подъем вешали перила по льду. Так как у нас не было других снежно-ледовых препятствий с подобными подъемами, мы взяли кошки на полгруппы, планируя их передавать.

[5] Говорят, Ак-Айры переводится как белый проход. В прошлые десятилетия по обе стороны от этого перевала были сплошные ледники и снежные склоны.

[6] В настоящее время он является одним из структурных подразделений ГБОУ Школы № 902 №Диалог» города Москвы.

[7] В каталоге указана высота перевала 3000 м, но на карте соседняя вершина, которая чуть выше – 2926 м.