Автор: Александр Селютин, Новосибирск

Отчет о прохождении горного маршрута 2 к.с.по Киргизскому хребту, совершённому группой секции горного туризма с 29 декабря 2014 года по 09 января 2015 года

Краткая характеристика района похода и идея маршрута

Географическое описание Киргизского хребта доступно во многих источниках. По этой причине я не буду повторять распространенную информацию, а лишь остановлюсь на особенностях, которые обуславливали выбор данного района для проведения похода.

Киргизский хребет является частью Северного ТяньШаня. Он считается своеобразной меккой альпинистов стран бывшего СССР. Расположение в непосредственной близости города Бишкек, относительная компактность и разнообразие перевалов позволяет в короткие сроки, с приемлемыми денежными затратами организовать безопасный и насыщенный горный маршрут. При этом основная активность как туристических, так и альпинистских групп сосредоточена в районе долины реки АлаАрча, ледников Учитель, Ак-Сай и др. В этом же районе находится высшая точка Киргизского хребта пик СеменоваТянШанского (4875), что подчеркивает характерную черту района -разнесенность главного хребта и его наивысших вершин (Лермонтова, Двурогая, Свободная Корея и др.). Район примечателен короткими подходами, скудной растительностью и наличием троп в низовьях ущелий.

Район Киргизского хребта популярен у туристических групп в летнее время. При всей освоенности района зимние прохождения перевалов в непосредственной близости к главному хребту не очень популярны. В это время года основная активность сосредоточена в районе ледников Учитель, Аксай.

По сложившимся обстоятельствам планирование и организация маршрута была начата менее чем за месяц до предполагаемого похода. Это наложило жесткие условия на участников, тренировки и выбор района. Туристические походы нашей секции за последние несколько лет в данном районе сложили у нас впечатление малоснежного зимнего района, с не слишком суровой зимней погодой. Киргизский хребет был выбран как район позволяющий в короткие сроки подготовить группу к зимнему походу, а так же провести маршрут насыщенный препятствиями в малохоженной зимой области. Несмотря на малое количество информации о зимних прохождениях перевалов и короткое время на подготовку, нам удалось организовать интересный маршрут, прохождение которого позволило нам разнообразить свой зимний опыт, а так же получить информацию о состоянии района в это время года. Фактически поход проходил вдоль главного хребта и верховий ущелий трех рек Соколук, Ала-Арча и Аламедин. Пересечение главного хребта малочисленной группой в зимнее время, при отсутствии детального описания снежного покрова казалось не целесообразным. В походе мы не раз убедились, что решение было принято верное. Холодные и влажные воздушные массы с плотным туманом, которые приносило из-за главного хребта доставляли нам массу хлопот и позволяют предположить, что начало января не лучшее время года чтобы пересекать главный хребет.

Справочные сведения о группе и маршруте

Общие сведения

Проводящая организация

Секция горного туризма Новосибирского Государственного Университета, http://mountain.nsu.ru.

Место проведения

Республика Кыргызстан, Северный Тянь-Шань, Киргизский Алатау.

Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма

Сроки проведения

29 декабря 2014 года 9 января

2015 года

Пройдено 6 категорийных препятствий 1А - 3шт., 1Б - 3шт. Провешено 6 веревок на спуск.

Состав группы

Кудашов Иван

1985

4гу(л),

завснар, GPSник, усиление, отв. за страховку

Романова Анастасия

1988

2гу(в), 6у спелео

завхоз

Селютин Александр

1989

4гу(з), 1гр(о)

руководитель, реммастер, фотограф

Уланов Владимир за несколько дней до вылета в Бишкек заболел и не смог поехать.

Размещение отчётных материалов

Файл с отчётом доступен в интернете по адресу https://docs.google.com/document/d/1Og7elWPw6vXG6a28kKct0aHA3Xc1JlIEORU Sp5sggk/edit

Ссылки на отчёт и дополнительные материалы, относящиеся к этому походу, размещаются на сайте секции горного туризма НГУ по адресу mountain.nsu.ru//wiki/Горная_2ка_Селютина_на_Киргизский_хребет_2015

Подробная нитка маршрута

Маршрут пройден по основному заявленному маршруту с незначительными изменениями. Вместо радиального восхождения на связку рад.Вершина3850пер.Кичиторпер.Химик радиальный выход на Вершина3850, вместо рад. пик.Фестивальный через седловину перевала Жаркий(не определяющая сторона, 1Б) - рад.пер.Жаркий(1Б).

Нитка маршрута представлена на двух картинках Фото 1, Фото 2, так же доступна в подробном варианте на спутниковых снимках на сайте секции.

Заявленная нитка:

Изменения:

г.Бишкек р.Соколук р.Ашутор р.Чонтор

рад.Вершина 3850 - пер.Кичитор-пер.Химик

р.Чонтор лед.Федоровича лед.Эдельвейсов пер.Моренный лед.Перевальный

пер.100-летие гор.Фрунзе 3850, 1А

рад.Вершина 3850 1А, 3735, 1А, 3960, 1Б

Изменения вызваны несоответствием фактической и заявленной сложности, что в свою очередь вызвано слабым описанием соответствующих областей.

Заявленные запасные варианты маршрута

• К перевалу Шестерых(4050, 1Б). В случае если спуск с данного перевала оказывается лавиноопасным или обилие слабозакрытых трещин ледника Голубина или Манас не представляет возможности для безопасного прохождения - обход данного перевала по долине Ала-Арчи на ледник Туюк.

• Были заявлены возможности аварийного выхода с любой точки маршрута на север по долинам рек(Ала-Арча, Соколук).

Группа в аварийной ситуации не находилась, перевал Шестерых был пройден безопасным путем. Запасными вариантами группа не воспользовалась.

Высотный профиль маршрута

пер. Моренный

1А,3735

снежноосыпной

с лед.Эдельвейсов на лед.Перевальный (Ю-С)

пер. 100летие гор. Фрунзе

1Б,3960

снежноскальный

с лед.Перевальны на лед. АлаАрчинский-Западный (С-Ю)

пер.Шестерых

1Б,4050

снежноледовый

с лед.Манас на лед.Голубина (Ю-С)

пер.Алтынтор Ашу

1Б*,4109

снежноскальный

с лед.Туюк на лед. Алтынтор (З-В)

Радиально

Вершина 3850

1А, 3850

снежноосыпной

по гребню со стороны р.Чонтор (В-З)

пер. Жаркий

1Б, 4300

скальноледовый

с лед. Туюк (Ю-С)

Материальное обеспечение группы

Общественное и личное снаряжение, ремонтный набор и медицинская аптечка комплектовались согласно обычным требованиям к проведению горных походов.

В группе был спутниковый телефон фирмы Thuraya 7101, две рабочие сим-карты с достаточным количеством средств для связи. Телефон использовался/включался несколько раз для связи на маршруте. Также была оформлена страховка в компании РЕСО-гарания.

Расчет продуктов был около 540гр на человека в день, без топлива. Готовка продуктов производилась на двух горелках MSR XGKEX, которые отличаются надежной работой на любом жидком топливе, малым весом и большой мощностью. Ранее использовать в походах подобные горелки нам не приходилось, однако в походе они работали надежно и хорошо себя зарекомендовали. Бензин был куплен на заправке в Бишкеке, транспортировался в пластиковых 1.5л бутылках из-под воды. Для безопасности топливо было взято с запасом, что позволяло пить чай в неограниченном количестве. Для уменьшения риска заболеть во время “ходок” пилась горячая вода из термоса. С этой целью был взят 1л термос, данного объема воды вполне хватало на группу. Мы считаем такой подход целесообразным для зимних условий.

Суммарные расходы группы на поход составили около 17 тыс. р. на человека, включая дорогу.

Специальное групповое снаряжение

Специальное личное снаряжение

Айсбайль (ледоруб) 1 шт.

Кошки 1 пара

Страховочная система 1 шт.

Зажим (жумар) 1 шт.

Спусковое устройство 1 шт.

Карабины личные 4 шт.

Каска 1 шт.

Снегоступы 1 пара, у всех TSL с кошкой(кроме Ильи)

Часть группового снаряжения на маршруте не пригодилась. Ледовое снаряжение бралось с целью безопасного прохождения закрытых ледников, перевала Шестерых и восхождения от пика Фестивальный. Благодаря наличию обильного снежного покрова в районе пер.Шестерых, отказу от восхождения на пик.Фестивальный и безопасному прохождению закрытых ледников ледовое снаряжение в походе использовано не было. Особо полезными оказались станционные петли и превращенная в петлю расходная веревка. Установка станций “на балду“ позволяла ускорить прохождение скальных технических участков.

Использовалась 5-местная палатка-полубочка “Канченджанга”, для который был взят внешний тент. Её особенность это высокая устойчивость к ветрам и снегопадам. Сильные ветра и снегопады показали, что выбор данной палатки был верен. Стоит отметить, что в ночь на 5 день ветром был порван тент, однако сама палатка устояла.

График движения

Все «лево» и «право», если не оговорено особо, считаются орографически. Указанный километраж с учетом районного коэффициента 1,2. При планировании маршрута было известно, что возможно водитель не сможет довести до планируемого начала из-за образующихся натечек на дороге, что могло удлинить маршрут на 1 день, однако этого не произошло.

дата

день пути

участок маршрута

км

характер пути, метеоусловия

Подход под цирк верховий р.Чонтор

Вдоль реки Чонтор, первый километр дорога, потом изредка теряющаяся тропа по левому берегу реки. Погода солнечная, тепло (Фото 3)

р.Чонтор, подход под Вершину 3850

Вдоль реки Чонтор, курумник, замерзшее русло. В верховьях движение в снегоступах. Подъем в цирк Вершины 3850 по снежноосыпному склону(Фото 7). Первую половину дня солнечно, после обеда небо затягивает облаками. Ночь ясно, тепло.

восхождение на Вершину 3850, спуск к развилке на пер. Моренный

Подъем на вершину(Фото 8) и спуск по насту. Спуск в снегоступах с кошками. По долине к развилке в снегоступах(Фото 14). Солнечно, вечером поднимается ветер. Ночью ветер значительно усиливается. Несмотря на ветер, тепло.

подъем по моренам лед.Федорович а и по лед.Эдельвейсов. прохождение пер.Моренный

Твердый лавинный вынос на подходе к моренам лед. Федоровича. Засыпанный курумник и морены движение в снегоступах. По лед. Эдельвейсов в снегоступах и связках(Фото 16). Перевальный подъем по сыпухе пешком.

Первую половину дня дует сильный ветер со снежной крошкой, очень мешает идти. К вечеру погода ухудшается, порывы ветра сбивают с ног.

лед.Перевальный пер.100летие Фрунзе, спуск с перевала на морены лед. АлаАрчинскийЗападный

Движение в снегоступах и в связках, по левому борту ледника до перевала(Фото 17). На перевале на спуск, бесснежная часть 50метров пешком(Фото 20), далее провешены 2 веревки(100 метров) на спуск. Очень много снега. Дальнейшее движение по моренам и леднику в связках и снегоступах(Фото 21). До обеда погода улучшается, ветер затихает. После обеда резко ухудшается, поднимается ветер, туманом и снежной крошкой, видимость до 20 метров. Ночью выпадает около 30см снега(Фото 23).

Спуск с лед. АлаАрчинскийЗападный в верховья реки АлаАрча

В связках и снегоступах по леднику и на спуске из долины ледника(Фото 24). Спуск в долину р.Алаарчи по скальным выходам. Погода стабильная, умеренный ветер, плохая видимость с редкими прояснениями. Вечером сильный ветер.

Из верховий р. АлаАрчи на лед.Манас и на пер. Шестерых, далее прохождение лед.Голубина

По лед.Манас в снегоступах и связках(Фото 28). Заход пешком на пер.Шестерых(Фото 29), спуск в связках и кошках(Фото 31). По лед.Голубина в снегоступах и связках. Солнечно, штиль, морозно. После обеда слабый ветер, небольшой снег, туман с прояснениями.

морены лед.Голубина пер.Голубина лед.Туюк развилка на подъем к пик.Фестивальн ый

В снегоступах до подъема на перелаз Голубина(Фото 32). Спуск к и по долине р.Туюк пешком по курумнику. На лед. Туюк в снегоступах и в связках. Солнечно, после обеда изза главного хребта начинает выбрасывать очень холодные и влажные воздушные массы(Фото 34).

лед.Туюк ледник под пиком Фестивальный перевал Жаркий лед.Туюк

В связках и снегоступах до подъема на ледник к пик.Фестивальный. В связках пешком по скалам, подъем с одновременной и попеременной страховкой. По леднику в связках и снегоступах(Фото 36). Назад в обратной последовательности. Пасмурно, тепло, вечером прояснения и холодный, влажный воздух изза хребта(Фото 42). Ночью холодно.

лед.Туюк пер.Алтынтор ашу лед.

Алтынтор р.Алтынтор

В связках и снегоступах подход под перевал АлтынторАшу. Пешком на перевал. На спуск провешены 4 веревки по скалам(Фото 44). По леднику в снегоступах и связках. По долине р. Алтынтор в связках. Пасмурно, вечером ясно. Тепло, штиль

р.Алтынтор р.Аламедин

Пешком вдоль реки, по теряющейся тропе. Ветрено, тепло и солнечно.

р.Аламедин пос. Теплый ключ

Пешком по дороге 2 км до теплого ключа. Тепло.

Техническое описание перевалов

Все лево и право, если не оговорено особо, считаются орографически. Время везде указано местное бишкекское. Светлое время суток: с 9 до 18. С учетом зимних условий в ходовое время всегда были надеты биперы, а лопаты находились у участников идущих на максимально большом расстоянии. Там где шли в связках - связки с целью безопасности всегда формировались две, примерно равные по силам. Движение связок происходило с соблюдением дистанции.

Вершина 3850

Для акклиматизации был запланирован радиальный выход на Вершину 3850. Путь подъема был составлен по спутниковым снимкам Google. В данной области хребта существует путаница перевалов Кичитор, Химик, Химик-Ошибка, и была надежда что данный радиальный выход поможет будущим туристским группам, планирующим маршруты, выбрать правильный проход по данным перевалам. Назвать это первопрохождением нельзя, потому что обилие перевалов на данном участке хребта подразумевает, что на вершину поднимались другие группы, однако какого-либо описания, а так же тура на самой вершине найти не удалось.

Местонахождение: в северном отроге Киргизского хребта, разделяющем долины Чонтор и Кичитор. Находится вблизи перевалов Химик, Кичитор и др. Высота 3850.

Категория сложности: 1А (по восточному гребню от р.Чонтор). Характер: снежно-осыпной с запада, со стороны р. Чонтор Направление восхождения: с востока на восток.

Время подъема: 3 часов (от начала гребня).

Время спуска: 2 часа (до начала гребня).

Фактическое время прохождения: 30 декабря. 5 часов.

Навешено перильных веревок: 0.

1. 29 декабря, водитель забросил полностью до желаемого начала маршрута, несмотря на имеющиеся небольшие наледи. Приехали раньше чем планировали(Фото 3). Полноценно позавтракали, с рассветом вышли. Путь пролегал по теряющейся малоснежной тропе(Фото 4). Иногда по наледям переходили р.Соколук(Фото 5). Обед в 12:00. На склонах видели старые лавинные выносы. На ночевку встали в 17:40.

2. 30 декабря, подъем дежурных в 5:30, выход в 7:50, обед - 12:00, встали на ночевку в 19:00. Тропы нет, движемся по долинам р.Соколук/Чонтор. Через курумник вышли на цирк перевалов из долины реки Чонтор. У развилки на пер.Моренный пообедали. Пока дежурные готовили, остальная часть группы сделала заброску, вырыв снежные ямы и в мешках положив туда продукты(Фото 6). С собой взяли продуктов на 2.5 дня. Перед началом подъема от р.Чонтор снега становится заметно больше. На повороте к пер.Моренный видим большой лавинный вынос, сошедшей как минимум дней 6 назад. Подъем на площадку(Фото 7) перед началом гребня вершины 3850 просматривается хорошо из долины Чонтора и представляет собой засыпанный курумник и осыпной взлет над ним. Таким образом, подъем на площадку особой сложности не представляет. Поскольку это акклиматизационный выход, решаем не искать полки для ночевки(которые в принципе есть), а идти до площадки, повыше. На площадке высота около 3500м, для большинства участников это новая высота, тем более в зимнем походе. Часть группы чувствует легкое недомогание. После ужина состояние группы стало заметно лучше. Полнолуние, просматривается гребень на вершину. Погода отличная. Решаем утром не торопиться.

3. 31 декабря, подъем дежурных в 6:30, выход в 9:25, обед в 12:00, встали на ночевку 15:50. Погода отличная, ясно, тепло. Группа в приподнятом настроении. Подъем - крутой, 30o (Фото 10) по широкому гребню на вершину 3850, твердый наст, при движении в некоторых местах рубим ступени(Фото 8). С юга дует сильный ветер. По пути подъема просматривем(Фото 9) прохождение связки перевал Химик-Кичитор и вершина 3850. Гребень между перевалом и вершиной остр и состоит из разваливающихся скал, что превышает по сложности 1А, так же ледник на спуске с перевала лавиноопасен. По этой причине решаем отказаться от связки и идти только на вершину 3850. Идем быстрым темпом без остановок, на вершине в 10:35(Фото 11, Фото 11). С вершины открывается отличный вид на долины рек Кичитор и Чонтор. Тура не находим, складываем свой. Погода радует, кушаем и одев снегоступы идем вниз.(Фото 12, Фото 13) Илья, без снегоступов, иногда на 3 такта спускается, не отстает. Обедаем в лагере и идем вниз по пути подъема к развилке на пер.Моренный(Фото 14). Сходили за заброской. Готовимся к встрече Нового Года, отправили в Новосибирск сообщение что все хорошо, встречаем НГ. Ночью поднялся ветер.

пер. Моренный

Перевал Моренный является простым перевалом, прохождение которого в ничем не затруднено, с обоих сторон простые подходы по ледникам.

Местонахождение: в северном отроге Киргизского хребта, разделяющем долины лед.Моренный и лед.Перевальный. Высота 3735

Категория сложности: 1А.

Ориентация: с юга на север

Характер: снежно-осыпной с обоих сторон

Определяющая сторона: обе.

Направление прохождения: с юга на север Время подъема: 0.5 часов (от лед.Моренный). Время спуска: 0.5 часов (до лед.Перевальный).

Фактическое время прохождения: 1 января. 1 час.

Навешено перильных веревок: 0.

1. 01 января, подъем дежурных в 5:30, выход в 8:00, обед в 12:00, перевал 16:10-16:30, встали на ночевку 17:15. Погода плохая, дует порывистый ветер. Подъем в цирк ледников по лавинному выносу. У морен на лед.Моренный дует очень сильный ветер, идем по правому борту долины(Фото 15). Ветер мешает идти. У озера связываемся(Фото 15). Проходим перевал. На перевале тур с запиской т/кКедр+г.Томск+г.Северск т/к Янтарь, под руководством Ильина А.А. от 16 июля 2014 года(Фото 47). Спускаемся с перевала, ветер очень сильный, сбивает с ног, не доходя до ледника встаем на ночлег. Строим снежную стенку для палатки и туалета, готовим в палатке. В эту ночь мы оценили достоинства палатки “Канченджанга”. Несмотря на снежную стенку и хорошо окопанную палатку, ночью ветер порвал тент. На палатку намело много снега, но она не пострадала.

пер. 100-летие гор. Фрунзе

Местонахождение: в северном отроге Киргизского хребта, разделяющем долины Чонтор и Ала-Арча. Высота 3950

Категория сложности: 1Б .

Ориентация: с севера на юг

Характер: снежно-осыпной с севера, с юга скально-осыпной

Определяющая сторона: южная. Направление прохождения:с севера на юг. Время подъема: 30 минут (от ледника).

Время спуска: 2 часа (до начала ледника). Фактическое время прохождения: 1 января. 3,5 часа. Навешено перильных веревок: 2.

1. 02 января, подъем дежурных где-то после 6, ждали уменьшения ветра, выход в 10:20, перевал 12:30-13:20, встали на ночевку 17:00. Где-то после 6 встали дежурные. Путь по леднику в обход больших трещин лед.Перевальный прослеживается легко, однозначно виден пологий подъем серпантином от центра к левому борту ледника. Движение от самого лагеря происходило в связках и в снегоступах. После подъема на основное плато ледника погода улучшилась, открылся вид на перевалы данного цирка(Фото 17). На перевале пообедали, сняли записку группы Горной секции МФТИ под руководством Вишнякова Евгения Александровича, от 10 июля 2014 года(Фото 48). Пока дежурные делали обед, часть группы сделала разведку спуска(Фото 18, Фото 19). Первые 50 метров спуска были малоснежными и проходились без провески перил(Фото 20). Далее на повороте направо начинался спуск к леднику с заснеженными скальными участками(Фото 21). От данного поворота до ледника были провешены 2 веревки. Первая - от поворота до скального выхода, вторая от скального выхода до ледника. Обе веревки крепили на “балде”.

Далее дошли до начала спуска с плато ледника(Фото 21). Погода начала быстро портиться, поднялся ветер, из-за главного хребта пришел туман, пошел снег, видимость была около 10 метров с прояснениями(Фото 22). Из-за пришедшего сильно влажного воздуха одежда очень быстро обмерзала. Встали на ночлег в мульде(Фото 23). Вечером было достаточно времени и группа была занята строительством снежной стены к палатке, кухни и туалета.

пер.Шестерых

Во время подготовки маршрута данный перевал был очень желателен, поскольку позволял увидеть зимнюю обстановку в верховьях ледника Голубина, а так же логично вписывался в уже наметившуюся нитку маршрута - вдоль главного хребта. Его прохождение позволяло провести поход почти не спускаясь в долину и повысить техническую сложность, ведь поход все же горный, а в долинах погулять мы и на выходе успеем. Но прохождение перевала было под большим вопросом. Много опасений вызывали ледники

Манас и Голубина. Данный перевал популярен и описание летних прохождении определяющих ледников достаточно распространено: Юлаев А.Н. 3-ка 2007 года, Обухов М.О. 2-ка 2012 года и др. Так же было найдено упоминание прохождения 82 года в 3ке под руководством Манернова Б.А. из т/к ТАКТ. В разговоре Манернов упомянул о нестабильности погоды в это время года, о том что на леднике Голубина им пришлось запурговать, при этом обилие трещин не позволяло комфортно там находиться. Так же было упомянуто, что двое участников провалились в связках в трещины. Данная характеристика зимнего прохождения этого перевала помогла нам быть готовым уже на всем маршруте к плохим погодным условиям. Однако она же говорила о трещинах, прохождение которых сильно зависит от опыта группы и осторожности. В итоге перевал был заявлен в маршрут, однако на его прохождение было заложено несколько дней. Это позволяло в случае плохого состояния ледника Голубина вернуться назад через перевал Шестерых и обойти ледник по долине р.Ала-Арча. В итоге нам удалось пройти данный перевал без каких-либо происшествий.

Местонахождение: в северном отроге Киргизского хребта, разделяющем лед. Манас и лед.Голубина. Высота 4050

Категория сложности: 1Б

Ориентация: с юга на север

Характер: снежно-осыпной с юга и ледовый с севера

Определяющая сторона: обе Направление прохождения: с юга на север Время подъема: -

Время спуска: -

Фактическое время прохождения: 4 января

Навешено перильных веревок: 0.

1. 03 января, подъем дежурных в 6:30, выход в 10:30 обеда нет, встали на ночевку в 15:50. Ночью выпало около 30-40 см снега! Утром ветер особо не уменьшился, видимость была слабая с редкими прояснениями(Фото 23). Было известно о наличии домика в верховьях Ала-Арчи(Фото 26) в нескольких километрах от места ночевки. Желания ни у кого оставаться в данной области не было, хотя если бы не было известно о домике мы бы провели этот день пургуя. Очень медленно, пользуясь моментами прояснения(Фото 24), мы все же начали двигаться в сторону спуска в долину Ала-Арчи. Пройдя ледник вышли на скальные выступы с туриками, по которым и спустились к озерам. Выпавший снег вызывал много опасений, потому озера пришлось сильно огибать. Привычный спуск от озер был достаточно крутым. Разведка показала, что движение по нему лавиноопасно. Справа от спуска был скальный гребень, на который пришлось взойти, чтобы продолжить спуск по скалам, минуя лавиноопасные участки(Фото 27). Спустившись в долину р.Ала-Арча, вышли к домику(Фото 26). Мело сильно, в тот вечер казалось, что в домике придется пурговать несколько дней и отказаться от прохождения пер.Шестерых. Отправили сообщение в Новосибирск с запросом погоды, которое, как выяснилось позже, не было получено. Отсутствие метели и снега в домике сильно способствовало поднятию настроения в группе.

1. 04 января, подъем дежурных в 6:30, выход в 8:50 обед в 13:35, встали на ночевку после 18. Абсолютно ясное небо и морозно. Решаем продолжать маршрут и делать попытку прохождения пер.Шестерых. Идем в снегоступах к лед.Манас. По леднику Манас идем в связках и снегоступах, распутывая трещины, держимся вдоль левого борта (Фото 28). Положения трещин соответствуют спутниковым снимкам Google, что позволяет предположить такую же ситуацию на лед.Голубина. У поворота ледника начинаем забирать вправо и выходим к перевальному взлету, представляющему собой сыпуху(Фото 29). Пообедали чуть ниже перевала. На перевале пробыли с 13:45 по 15:00. Сняли записку группы из Москвы(Дети МГУ) Панченко И.Е. и Будкин В.В. от 10.08.14(Фото 49). На горизонте начинает проглядываться непогода. Спускаемся с перевала в кошках(Фото 31), ниже одеваем снегоступы и идем в связках. Погода ухудшается, набегает облачность и ветер. Идем осторожно, при намечающихся сильных изменения в плоскости ледника(ямы, бугры) приходится несколько раз поворачивать назад, тем самым обходить возможные трещины(Фото 30). Несмотря на кажущуюся возможность сбросить высоту по самому леднику, ледник Голубина нужно проходить от перевала Шестерых без особой потери высоты, а возможно и с её набором до правого края ледника. В ином случае есть риск выйти на ледопад. Прошли ледник без происшествий, вышли на морену, где и заночевали. Работает сотовая связь Мегаком!

пер. Жаркий

Планировалось восхождение на пик Фестивальный проходя мимо данного перевала. Классификация пика Фестивальный была взята из альп. классификатора 2013 года, как 1Б. Детального описания найти не удалось. Подъем на плато перед взлетом на вершину был посмотрен в фотографиях отчета 2ки Бычкова Е. 2012 года. В итоге Фестивальный оказался скорее 2А, что для восхождения в 2ке было уже превышение сложности. В итоге получился радиальный выход на пер.Жаркий по 1Б с неопределяющей стороны, определяющая сторона которого все же 2Б.

Местонахождение: в северном отроге Киргизского хребта, между ледниками Топ-Карагай и Туюк. Высота 4300.

Категория сложности: 1Б (с юга, не определяющая)

Ориентация: север-юг

Характер: скально-ледовый Определяющая сторона: северная Направление прохождения: с юга на юг Время подъема: 3 часов (от лед.Туюк) Время спуска: 2 часа (до начала гребня)

Фактическое время прохождения: 6 января

Навешено перильных веревок: 0.

1. 05 января, подъем дежурных в 5:30, выход в 8:00 обед в 12:15, встали на ночевку 17:10. Спустились по моренам ледника к подходу под перелаз Голубина. Перешли перелаз(Фото 32). После спуска небольшой участок противного курумника. Далее подошли под ледник, где пообедали(Фото 33). Поднимаемся на лед.Туюк в связках и снегоступах. Дошли до развилки на подъем к плато на Фестивальный. Встали на ночлег и у большого приметного

камня(Фото 35). Построили снежную стенку. Поднимается ветер, с главного хребта эпизодически приносит холодные влажные воздушные массы(Фото 34). Великолепные виды на пик Медик(Фото 42). В целом обстановка приятная. Включили спутниковый телефон, пришло тревожное сообщение, что от нас нету связи. Оказалось наше сообщение из хижины не дошло. Сообщили обстановку.

1. 06 января, подъем дежурных в 6:00, выход в 9:50 обед в 12:50, встали на ночевку после 15:20. Предварительно просмотренный вариант подъема на плато(Фото 37, Фото 40,) перед пиком Фестивальный проходил по скалам от места ночевки(Фото, 35, Фото 36). Проходили скалы с попеременной страховкой и закладывая за рельеф(Фото 41). Выйдя на плато, к перевалу Жаркий, увидели несоответствие заявленной сложности и фактической для пика Фестивального(Фото 38, все же это хорошая альпинистская 1Б, но для туристической классификации такие скально-ледовые препятствия принято классифицировать как 2А). По плато шли в связках и снегоступах(Фото 39). На пер.Жаркий сняли записку 4-ки Жигарева О.Л. 08.08.1997 года, в которой сказано, что они 4е на перевале(Фото 50, Фото 39). Пообедали. С данного плато открывается замечательный вид на долину лед.Туюк и пик Медик в частности. Вернулись в лагерь в 15:30.

пер.Алтынтор-Ашу

Перевал известен возможностью прохождения сбоку по скалам при лавиноопасности основного спускового кулуара. Использованы материалы группы Бычкова Е., 2012г 2к.с.

Местонахождение: в северном отроге Киргизского хребта, разделяющем ледники Туюк и Алтынтор-Ашу. Высота 4150

Категория сложности: 1Б (по восточному гребню от р.Чонтор).

Ориентация: с запада на восток

Характер: снежно-осыпной с востока, скально-снежный

Определяющая сторона: восточная Направление прохождения: с запада на восток Время подъема: 20 минут (от ледника Туюк).

Время спуска: 4 часа (до начала ледника). Фактическое время прохождения: 7 января. 4 часа

1. Навешено перильных веревок: 4

07 января, подъем дежурных в 5:30, выход в 8:50 обед в 15:10, встали на ночевку 18:20. В связках и снегоступах подошли под перевал. Перевальный взлет - осыпной склон. В 10:00 на перевале(Фото 43). Сняли записку группы ТК Вестра 3-ка Лукьянова О.Г., от 3 августа 2014 года(Фото 51). Спуск по основному кулуару лавиноопасен, очень много снега(Фото 44). Провешали 4 веревки на спуск слева от кулуара по скальным выходам(Фото 45, Фото 46). Опять все станции “на балде”. Иное безопасное прохождение зимой представить тяжело, однако прохождение по левому борту позволяет безопасно проходить данный перевал при любой снежной обстановке. Далее прошли по леднику и моренам в связках. Спустились в долину р.Алтынтор, ночуем на “зеленке”.

Выбег

1. 08 января, подъем дежурных в 6:30, выход в 9:20 обед в 12:35, встали на ночевку в 17:30. Через кусты и очень противный заснеженный курумник вышли в долину р.Аламедин, где и пообедали. Есть сотовая связь, позвонили в Новосибирск и в Бишкек, заказали машину из Теплого ключа на следующий день. Идем по теряющейся тропе, малоснежно. Ночуем на развилке у р.Ачикташ, 5 км от Теплого ключа.

1. 09 января, подъем дежурных в 7:20, пришли в Теплый ключ в 10:30. Дошли до Теплого ключа, по хорошо натоптанной тропе. Сразу после ночевки перешли на другую сторону Аламедина, тем самым избежали излишнего набора высоты.

Подробную нитку выхода по долине р.Аламедин можно посмотреть на спутниковых снимках Google, с отмеченным путем прохождения всего маршрута https://www.google.com/maps/d/edit?mid=zLwz6JEPCZs8.kZzT17-vsjKk

Выводы и рекомендации

Группой был пройден зимний маршрут в интересной области Киргизского хребта. За 12 дней пройдено около 85 км. Пройдено 6 категорийных препятствий. Несмотря на непогоду, Киргизский хребет подтвердил представления о себе, как о малоснежном районе с не слишком суровыми условиями. Мы не встречали на своем пути сильных морозов и бесконечной тропежки пухлого снега. Однако таких условий достаточно, чтобы получить хороший зимний опыт. Выбор снаряжения для похода был несколько излишен, однако это добавляло запаса прочности для группы, в случае непредвиденных обстоятельств. Нам удалось получить информацию о снежной обстановке района и погодных условиях на начало января. Пройденный перевал Шестерых представляет собой интересное препятствие, к которому группа должна быть не только готова, но и понимать, что в случае неблагоприятных условий вероятно отказаться от прохождения и повернуть назад. Перевалы 100-летие города Фрунзе и Алтынтор-Ашу являются “надежными” перевалами прохождение которых возможно при любой снежной обстановки, однако первый может потребовать несколько большего количества перил, чем было провешено у нас. Стоит отметить, что погодные условия в районе хоть и не стабильны, но они не скатываются в непроходимый снежный буран и мороз, а позволяют продолжать маршрут. Лавиноопасность в районе есть, но она не всеохватывающая, и возможно год от года её пик приходится на разные месяцы зимы. На маршруте мы лишь в двух местах встречали наличие снежных досок, однако рельеф позволял выбрать более сложный, но безопасный вариант прохождения участка. Область вдоль главного хребта Киргизского Алатоо представляет собой интересный зимний район, в котором подготовленная группа может пройти хороший, насыщенный маршрут.

Благодарности

Группа выражает благодарность:

• Даутову Ильшату за всецелое содействие походу

• Ульянову Александру Петровичу за огромную помощь в организации маршрута

• Сальникову Георгию Ефимовичу за дельные советы по выбору снаряжения

• Симонову Николаю Александровичу за советы по организации похода и написанию данного отчета

• Юдину Владмиру Алексеевичу, как главному тренеру

• Манернову Б.А. за консультацию по перевалу Шестерых

• Козлову Евгению, идеологу похода, который не смог пойти, за общую организационную помощь

Фотоматериалы

Фотографии расположены в порядке, близком к хронологическому.

Ссылки на фотографии указаны по тексту.

Все фотографии выполнены Селютиным Александром, sony nex-5t, SEL 16-50mm, f3.5-5.6

Фото 3

Фото 44, вторая веревка с пер.Алтынтор-Ашу

Фото 45, дальнейший спуск, еще 2 веревки

Фото 46, пер. Алтынтор-Ашу, веревки на спуск

Фото 47, записка с пер.Моренный, рук. Ильин А. А.

Фото 48, записка с пер.100-летие гор.Фрунзе, рук. Вишняков Е. А.

Фото 49, записка с пер.Шестерых, рук.Панченко И. Е.

Фото 50, записка с пер.Жаркий, рук.Жигарев О. Л.

Фото 51, записка с пер.Алтынтор-Ашу, рук. Макарова М.