Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Мария Осина, г.Москва

Отчет о спортивном походе 4 к.с. проведенном на Северо-Восточном Памире (Заалайский хребет) с 03 по 25 июля 2021 года. Часть 2

июля. Перевал Предвершинный (2 Б).

Перевал Предвершинный.

Категория трудности 2Б

Высота 4817 м (4816 м по GPS)

GPS координаты N 39°26.611' E 73°39.320'

Характер снежно-осыпной

Ориентация запад-восток

Расположен в одном из северных отрогов вершины Заря Востока.

Прохождение: 16 июля 2021 года. Описание даётся от м.н. в восточном перевальном цирке до м.н. на левом берегу р. Кызылсу напротив долины пер. Карасу.

Необходимое снаряжение: каски, кошки, ледорубы/трекинговые палки, индивидуальные страховочные системы, веревки (для связок) Погода во время прохождения: отличная.

Встали в 4 утра, вышли только в 6:35. За час в связках поднялись на седловину (фото 16-1, 16-2). Пока понимались, склон осветило солнце, и со скально-осыпного склона слева начали шуршать мелкие камешки. Стоило, конечно, собираться поскорее и выходить раньше, но на спуск склон западный, так что шанс успеть спуститься до выхода на него солнца еще был.

Тур нашли в южной части седловины, но записку вытащить не смогли. Она безвозвратно вмерзла в лед (фото 16-3). Оставили в туре свою, сфотографировались (фото 16-4) и в 7:55 начали спуск.

Наиболее пологий спуск с перевала начинается с южной части седловины (фото 16-5, 166). В наших условиях практически весь западный склон перевала был забит снегом. Ступени бились отлично, и мы начали спуск в связках с попеременной страховкой. В самом низу, метров за 70 по высоте от выхода на ледник, нужно пройти пояс скал. Правее по ходу скальный пояс прорезан ручьем. Спуск там неприятный из-за обилия воды, но наиболее простой. В паре мест надо аккуратно слезть. Первые две связки прошли это место на личной технике. Третья связка (связкатройка) закрепила перила для первых двух человек. Перила снял последний участник лазанием.

Первая связка преодолела спуск ровно за час. Последняя спустилась за 1 час 40 минут. В 9:35 все были уже внизу и за 10 минут спустились дальше по леднику в безопасное место. Ушли со склона очень вовремя, так как в 9:30 солнце захватило уже значительную часть склона и потихонечку запустило на нем мелкие потоки всего плохо лежавшего.

Посидев в безопасном месте около 30 минут, отправились дальше (фото 16-7, 16-8). Шли, придерживаясь левого борта ледника. Ледник закрытый, с трещинами, шли в связках, петляя между ними и прощупывая путь (фото 16-9). Задерживаться в этом месте совсем не хотелось, так как со склонов вершины Заря Востока свисали впечатляющие карнизы, а солнце уже было высоко, так что мы пошли дальше без привалов (фото 16-10 - 16-13) и за 40 минут вышли на открытый ледник. Здесь сделали часовой обед. Отметили прохождение первого препятствия 2Б компотом из сублимированных ягод Гала-Гала (фото 16-14). Они прекрасны!

С обеда вышли в 12 часов. Ледник открытый, так что шли без связок, придерживаясь его левого борта. В этом месте начинается ледопад. Шли прямо по центру ледопада, распутывая лабиринт трещин (фото 16-15). Слева под склонами обходить не рекомендуется, так как с этих склонов постоянно что-то съезжает. В одном месте ближе к выходу из ледопада потребовалась длительная разведка. В результате обошлись без перил, но пришлось немного полазать (фото 1616). Вместе с разведкой на прохождение ледопада ушло 1 час 10 минут.

За следующие 40 минут по моренным валам спустились к леднику Кызылсу (фото 16-17). Погода испортилась, и начал накрапывать дождик. Пройдя немного вниз по правому карману ледника Кызылсу в поисках наиболее простого перехода к его левому борту (где у нас лежит заброска), вылезли из кармана и увидели, что в обозримом пространстве ледник везде очень непростой для передвижения (фото 16-18). Сплошные увалы и каньоны... За два утомительных перехода пересекли ледник и вылезли на моренный вал у левого борта напротив нашей заброски. За этим валом глубокий каньон, который напрямик не проходим - очень крутой склон с другой стороны. Пришлось спуститься вниз и пройти немного ниже по течению ледника по дну этого каньона (фото 16-19) до места, где можно было вылезти на верх следующего моренного вала. За моренным валом травянистая долина, в верху которой мы оставили заброску. В 15:20 поставили лагерь на травянистой поляне у заброски. Разобрали помеченную, но нетронутую грызунами заброску и легли спать.

Выводы и рекомендации.

Перевал Предвершинный - один из самых часто посещаемых перевалов в восточной части Заалайского хребта из-за удобства его расположения и впечатляющих видов на основной хребет с высочайшими его пиками - вершиной Курум-Тор-Таг, Эйлера и Заря Востока. Однако этот перевал далеко не самый безопасный. Группы, проходившие его в августе, описывают неприятный камнеопасный спуск по западному склону, иногда с провеской перил по разрушенным скалам (Малахов, 2003 Никоноров, 2005 Ворожищев, 2007 Лебедев, 2013 Попов, 2018). Судя по всему, в июле или в более снежные года осыпь на западном склоне покрыта фирном (Михалев, август 2012) или снегом (Ганаховский, июль 2009), и спускаться с перевала намного приятнее. Группа Ганаховского и мы на спуске обошлись личной техникой с попеременной страховкой в связках. Группе Михалева по фирну пришлось вешать веревки. Таким образом, время и сложность прохождения перевала сильно зависят от количества снега. В любом случае спуск стоит начинать пораньше с расчетом преодолеть его до выхода на него солнца.

Участок пути

ЧХВ

Км

Набор/сброс, м

Максимальная высота, м

Высота ночевки, м

М.н. - седловина

45 минут

0,87

+260

-950

4820

3930

седловина перевала - начало пологой части закрытого ледника

1 час 10 минут

0,48

Спуск по закрытому леднику до места обеда у начала его открытой части

30 минут

1,3

прохождение ледопада и спуск по леднику

1 час 10

3,1

спуск по моренным валам до места заброски

1 час

1,7

Схема

Фото 16-1. Вид назад с подъёма на пер. Предвершинный.

Фото 16-2. Вид на северную часть седловины перевала Предвершинный.

Фото 16-3. Перевальная записка.

Фото 16-4. Группа на перевале Предвершинный.

Фото 16-5. Вид на южную часть седловины, начало спуска.

Фото 16-6. Спуск с перевала Предвершинный.

Фото 16-7. Вид сбоку на Западную сторону перевала.

Фото 16-8. Выход из цирка.

Фото 16-9. Вид вниз (ледопад обходим слева, виден пер. Карасу).

Фото 16-10. Ледовые сбросы на левом борту долины.

Фото 16-11. Выход из ледопада.

Фото 16-12. Выход на открытую часть.

Фото 16-13. Путь от перевала Предвершинный.

Фото 16-14. Компот Гала-Гала.

Фото 16-15. Распутываем ледопад на открытой части ледника.

Фото 16-16. Выход из ледопада.

Фото 16-17. Спуск к леднику Кызылсу.

Фото 16-18. Панорама ледника Кызылсу.

Фото 16-19. Карман у левого борта Кызылсу.

июля. Пер. Карасу (2А) + подход к пер. Михаила Волкова (2Б).

Перевал Карасу

Категория трудности 2А

Высота 4330 м (4440 м по GPS)

GPS координаты N 39 ° 32 ' 5.7 " E 73 ° 35 ' 5.1 "

Характер снежно-ледовый

Ориентация С-Ю

Расположен Северные отроги Заалайского хребта

между вершинами 4789 и 4629 м

Прохождение: 17 июля 2021 года. Описание даётся от долины лед. Восточный Кызылсу до верховий одного из левых притоков реки Курумды.

Необходимое снаряжение: каски, кошки, ледорубы/трекинговые палки, индивидуальные страховочные системы, веревки (для связок), ледобуры Погода во время прохождения: хорошая.

Вышли из лагеря в 7:35 и за 20 минут преодолели крутой подъем на моренный вал (фото 17-1, 17-2), запирающий долину пер. Карасу. За следующие 20 минут по травянистой долине подошли к началу моренного вала в левой части долины. Далее в течение 1 часа 25 минут шли по этому моренному валу (фото 17-3, 17-4, 17-5) и по нему же траверсом к 10:45 вышли на седловину пер. Карасу (4436 м по GPS). Сняли записку группы туристов ГС МФТИ от 30 июля 2019 г., совершавшей поход 4 к.с. под руководством Д. Байдина. Положили свою, сфотографировались (фото 17-6) и отправились вниз. Западный склон часто описывается как ледовый, и там нередко либо вешают перила, либо идут с попеременной страховкой через ледобуры. В наших же условиях склон весь забит снегом (фото 17-7 - 17-9). Ступени получались выше верха ботинка. Следили за тем, чтобы не спустить лавину...

Далее, придерживаясь левого борта долины, по снежникам, моренным валам и траве за 55 минут дошли до сброса в долину Курумды (фото 17-10 - 17-12). За 15 минут спустились на плоскую долину перед моренным валом, в котором находится большое озеро (фото 17-13), и в 13:00 устроили обед. Здесь у нас была запланирована ночевка. Однако погода была отличная, группа бодра, времени еще немного, и у нас возникла мысль пройти еще и сделать часть подхода к перевалу Михаила Волкова сегодня (фото 17-14, 17-15).

В 14:52 вышли с обеда. Первый переход (20 минут) поднимались по моренному карману вдоль правого борта долины Курумды. Затем за 25 минут вылезли из кармана в долину. Долина вся зачехленная, по моренным валам идти очень непросто, постоянно приходилось либо обходить овраги, либо перелезать через них. На привале выяснилось, что во время перехода Ксюша упала и неприятно потянула ногу. Стало понятно, что сильно дальше мы в этот день не уйдем и надо искать место ночевки. Ксюшу разгрузили, спустились с ближайшего моренного вала в глубокий овраг с ручьем и в 5 вечера встали в нем на ровных осыпных площадках. Сделали вывод, что торопиться не стоило и надо было стоять под озером на запланированном месте. Однако порадовались, что так вовремя попалось довольно удобное место для лагеря. К тому же как только мы поставили лагерь, пошел сильный дождь. Лезть дальше по этим моренным валам и оврагам в такую погоду было бы отвратительно.

Выводы и рекомендации.

Перевал Карасу является удобным нетрудоёмким путем из долины Кызылсу в долину Курумды. Благодаря большому количеству снега мы прошли перевал в связках с одновременной страховкой без провешивания перил и без использования попеременной страховки. В менее снежных условиях перевал в большей степени соответствует 2А к.с., так как западный склон ледовый и на нем необходима страховка с помощью ледобуров.

Участок пути

ЧХВ

Км

Набор/сброс, м

Максимальная высота, м

Высота ночевки, м

М.н. - седловина пер.Карасу

2 часа 25 минут

6,1

+700

-620

4440

4010

Седловина пер.Карасу - м.н.

55 минут

1,9

Схема

Фото 17-1. Заход в долину перевала Карасу.

Фото 17-2. Вид на ледник Кызылсу из долины пер. Карасу.

Фото 17-3. Вид назад с подъема в долину пер. Карасу.

Фото 17-4. Верхняя часть пути по моренному валу (вид назад).

Фото 17-5. Вид на перевальный взлет.

Фото 17-6. Фото на перевале Карасу.

Фото 17-7. Спуск с перевала.

Фото 17-8. Вид на западный взлет пер. Карасу.

Фото 17-9. Спуск в западный перевальный цирк.

Фото 17-10. Последний участок закрытого ледника, выход на морену.

Фото 17-11. Вид назад на перевал.

Фото 17-12. Начало спуска к галечному пляжу.

Фото 17-13. Озеро в моренных валах.

Фото 17-14. Рельеф в месте пересечения долины Курумды.

Фото 17-15. Цирк Курумды.

18 июля. Подход под пер. Михаила Волкова + разведка ледопада.

Вышли из лагеря в 7:30 и за 15 минут поднялись на верх оврага, в котором мы стояли, и прошли дальше по относительно ровной местности. В течение следующего часа и 10 минут продирались через моренные валы и овраги (экспозиция пути подъема - фото 18-1, 18-2). Ближе к правому карману ледника путь стал особенно трудоемким и неприятным (фото 18-3, 18-4). Под ногами все ползло, приходилось постоянно преодолевать моренные валы разной крутизны. В 9:25 наконец-то вылезли на ледник (фото 18-5, 18-6). За следующие полчаса по открытой части ледника подошли к плоскому месту напротив ледопада, запирающего цирк пер. М. Волкова (фото 18-7). В 10 утра стали на относительно толстом слое морены (фото 18-8). Остаток дня решили потратить на отдых, лечение Ксюшиной ноги, а также на разведку ледопада, который нам предстояло идти на следующий день.

После обеда руководитель с двумя участниками вышли выше по леднику, чтобы получше рассмотреть ледопад и сделать фотографии (фото 18-9). Выше места ночевки ледник закрытый, на разведку шли в связке, но без кошек, так как ледник плоский. Сделали много фотографий ледопада с разных ракурсов, просмотрели потенциальный путь подъема (фото 18-10).

Весь оставшийся день погода была ужасная. Шел сильный снег и была гроза. Сидели в палатке и рассматривали фотографии ледопада.

Участок пути

ЧХВ

Км

Набор/сброс м

Максимальная высота, м

Высота ночевки, м

М.н. - морена ледника перед пер. Михаила Волкова

1 час 40 минут

3,4

+470

-100

4340

4340

Схема

Фото 18-1. Вид на пер. М. Волкова из долины Курумды.

Фото 18-2. Вид вниз в долину со стороны подъема на ледник.

Фото 18-3. Язык ледника в приближении.

Фото 18-4. Обходим язык слева.

Фото 18-5. Выход на ледник.

Фото 18-6. Движение вверх по леднику.

Фото 18-7. Выход к месту ночевки.

Фото 18-8. Лагерь.

Фото 18-9. Разведка.

Фото 18-10. Фото ледопада, сделанное на разведке. Красным отмечен запланированный и он же фактический путь прохождения ледопада.

20июля. Ледопад под пер. Михаила Волкова (2Б).

Перевал Михаила Волкова

Категория трудности 2Б

Высота 5002 через вершину 5050 м. (5005 м по GPS) GPS координаты N 39°31.298' E 73°29.775'

Характер снежно-ледовый с участком скал на гребне.

Ориентация запад-восток

Расположен в северном отроге Заалайского хребта. Соединяет ледники №115 на востоке и Правый Кичкесу на западе.

Прохождение: 19-20 июля 2021 года. Описание даётся от долины Курумды до лед. Правый Кичкесу.

Необходимое снаряжение: каски, кошки, ледобуры, ледорубы, трекинговые палки, индивидуальные страховочные системы, веревки, снегоступы.

Погода во время прохождения: 19 июля в первой половине дня ветрено, во второй солнечно, 20 июля утром солнечно, потом облачно, вечером проливной дождь со снегом.

Всю ночь нас засыпало снегом, терзало ветром и сомнениями, что утром можно будет идти ледопад. Решили проснуться в 3:30 ночи и посмотреть. В 3:30 погода была совершенно неходовая. В 5 утра же снег прекратился и на небе появились многообещающие просветы (фото 19-1). Снега выпало не так много. Мы еще немного понаблюдали за погодой, потом собрались и в 8 утра вышли из лагеря.

К подножию ледопада шли в снегоступах (фото 19-2). Это сильно ускорило передвижение по леднику. В ледопад зашли по центру, поднялись к первой стенке. Как решили накануне, начали обходить стенку слева по ходу по пологой полке, идущей вдоль нее (фото 19-3). Выход на полку пришлось провесить - 10 м., 45-55° (фото 19-4, 19-5). Далее по полке вышли на верх стенки, на следующую ступень ледопада. Прошли еще немного вперед и уперлись в мощные разломы. Долго разведывали оптимальный путь. В результате решили провесить перила через небольшой мостикперо слева по ходу (~10 м.) (фото 19-6, 19-7). За мостиком продолжили подниматься прямо вверх, пока не дошли до следующего разлома (фото 19-8, 19-9). Обходя сераки по пути к разлому (фото 19-10), закрутили два промежуточных бура для одновременной страховки. Разлом преодолели по ажурному мостику с попеременной страховкой через ледорубы. За разломом повесили около 40 метров перил по снежному конусу для выхода на верх ледопада (фото 19-11, 19-12). При выходе из ледопада широкий берг. Обходим его левее по ходу.

Выйдя из ледопада в перевальный цирк, надели снегоступы и отправились дальше в сторону перевала. С плато хорошо просматривается перевальный взлет и наш завтрашний подъем на гребень (на перевал ходят через вершину М. Волкова фото 19-13). В три часа дня встали на плоской части ледника напротив подъема на гребень, по которому выходят на седловину. Воду нашли в ручейке на склоне.

Выводы и рекомендации.

Судя по всему, ледопад за последние несколько лет несколько потаял и усложнился. Группа Лебедева (2016 г.) и группа Агафонова (2018 г.) без особого труда прошли ледопад, и в тот же день прошли сам перевал. Группа Байдина (2019 г.) уже не смогла так легко проскочить ледопад и вынуждена была остановиться в нем на ночь. Группа туристов из тк МАИ, шедшая перевал М. Волкова позже нас и в обратном направлении, в ледопаде провесила «примерно 6-7 различных веревок через мосты и короткие участки разной крутизны»

(http://tkmai.ru/heading/papers/2133/mvolkova_pass.html). Судя по всему, что мы видели в процессе прохождения ледопада, мы выбрали оптимальный путь (весьма оценили наличие фотографий, сделанных накануне снизу ледопада). Тем не менее на все разведки и на прохождение двух коротких участков перил одной полной веревки у нас ушло 5 часов. С учетом этих тенденций группам, планирующим перевал М. Волкова, рекомендуется идти его за два дня с ночевкой в перевальном цирке на леднике №115.

Участок пути

ЧХВ

Км

Набор/сброс, м

Максимальная высота, м

Высота ночевки, м

М.н. - перевальный цирк пер. Михаила Волкова

6 часов 30 минут

2,4

+330

-10

4660

4660

Схема

Фото 19-1. Погода в 5 утра.

Фото 19-2. Подход к ледопаду.

Фото 19-3. Под первой стенкой.

Фото 19-4. Перила под первой стенкой ледопада.

Фото 19-5. Траверс вдоль первой стенки.

Фото 19-6. Прохождение ледового пера.

Фото 19-7. Вариант прохождения пера.

Фото 19-8. Путь ко второй стенке после прохождения пера.

Фото 19-9. Путь ко второй стенке и путь подъема на плато (красная линия - пешком, синяя - перила).

Фото 19-10. Ледовые сераки на пути ко второй стенке.

Фото 19-11. Путь подъема на вторую стенку/выход на плато.

Фото 19-12. Тропежка глубокая и посередине склона берг.

Фото 19-13. Путь по плато и вид на подъем на гребень.

21 июля. Перевал Михаила Волкова (2Б).

Вышли из лагеря в 7:40. За 40 минут поднялись по снежно-осыпному склону на гребень. Дальше довольно долго шли по относительно широкому гребню в связках и снегоступах. На всем протяжении этого участка довольно глубокая тропежка. В некоторых более крутых местах по бедро.

Дойдя до выхода скал, сняли снегоступы и прошли этот участок в кошках в связках. За скалами метров через 100 гребень становится узким и острым. Налево висят карнизы, направо крутой склон, на котором периодически прощупываются фирновые доски. Идти по правому склону надо очень осторожно, не спускаясь слишком сильно вниз, чтобы не опустить доску, и не слишком близко к краю гребня, так как можно обрушить карниз и улететь вместе с ним. Вдобавок к этим сложностям налетели облака, видимость упала до нескольких метров. Однако ступени бились надежные, так что мы шли в связках с попеременной страховкой на ледорубах. Перед выходом на вершину небольшая стеночка из жесткого фирна с выходами льда. Перед ней закрутили бур для одновременной страховки. Пройдя вершину, свернули налево и спустились на седловину. Седловина снежная, так что тур с запиской находится на осыпном выходе на спуске с вершины. Сняли записку от 4 августа 2019 года туристов из ГС МФТИ под руководством Байдина. Первая связка вышла на седловину в 11 часов 35 минут. Последняя подошла к 12 часов 10 минут. Сделав фотографию, начали спускаться вниз. Спуск простой, но снега очень много. За 2030 минут спустились на ровный ледник. Дальше держа направление на левый борт ледника, шли по нему в связках и снегоступах. Первое время трещин было не видно из-за количества снега, но ближе к середине ледника стали проваливаться в забитые трещины и обходить более крупные разломы. В месте, где ледник становится более крутым и более открытым, ушли на правую боковую морену. Сняли кошки и немного прошли по моренным холмам. Начался сильный дождь со снегом, а очевидный путь, напротив, закончился. По морене дальше пройти нельзя. Мы уткнулись в крутые сбросы и каньоны. Так что вышли обратно на ледник и попытались пройти по нему. Ориентирование осложнялось периодически полным отсутствием видимости и сильным ветром с дождем и снегом. На спуске с ледника мы прошли часть крутого склона в кошках на личной технике, потом свернули направо на морену и по крутой ползущей осыпи соскреблись на плоскую пойму ручьев. Промокшие, продрогшие и уставшие, разровняли площадки в камнях и поставили лагерь. В этот вечер мы весьма оценили неопреновые перчатки в личном снаряжении.

Очень рекомендуем для таких погодных условий.

Выводы и рекомендации.

Судя по предыдущим описаниям (Ледебев, 2016 Агафонов, 2018 Байдин 2019), сложность перевала в целом увеличилась из-за ледопада на леднике №115. Сложность же гребня, выводящего на вершину 5050 м., сильно зависит от состояния склона. При малом количестве снега идти по нему сложнее и нужно страховаться через ледобуры, однако нет опасности спустить из-под себя снежную доску. При большом количестве снега прохождение проще физически и достаточно страховки на ледорубах. Однако при наших погодных условиях и состоянии склона для успешного прохождения этого гребня потребовался немалый предыдущий опыт, осторожность и концентрация внимания для оценки опасности склона и выбора траектории движения.

В целом, перевал Михаила Волкова очень красивый, очень разнообразный и очень интересный в техническом, тактическом и стратегическом планах. При хороших погодных условиях он также вполне безопасный (за исключением узкого участка гребня перед вершиной 5050 м., безопасность которого зависит от состояния северного склона и карнизов на южной стороне). Очень рекомендуем к прохождению группам, имеющим опыт горных походов не ниже 4 к.с.

Участок пути

ЧХВ

Км

Набор/сброс, м

Максимальная высота, м

Высота ночевки, м

М.н. - пер. Михаила Волкова

4 часа 15 минут

1,1

+380

-790

5020

4230

пер. Михаила Волкова - м.н.

3 часа

4,1

Схема

Фото 20-1. Подъем на гребень по снежно-осыпному склону.

Фото 20-2. Вид на гребень и пик М. Волкова.

Фото 20-3. Выход на гребень.

Фото 20-4. Характер движения по гребню (вид назад).

Фото 20-5. Начало сложного участка гребня.

Фото 20-6. Характер гребня перед выходом на вершину (вид назад).

Фото 20-7. Спуск с вершины.

Фото 20-8. Спуск с перевала на запад.

Фото 20-9. Западный цирк пер. М. Волкова, вид на путь подъема на пер. Кичкесу.

Фото 20-10. Зона трещин на середине ледника (вид назад).

Фото 20-11. Спуск с ледника под пер. М. Волкова (вид с подъема на Кичкесу).

июля. Подъем на пер. Кичкесу (2Б).

Перевал Кичкесу

Категория трудности 2Б

Высота 5160 м через вершину 5505 м. (вершину 5518 м по GPS)

GPS координаты вершины N 39°27.822' E 73°27.066'

Характер снежно-ледовый

Ориентация запад-восток

Расположен в северном отроге Заалайского хребта. Соединяет ледники Правый и Левый Кичкесу.

Прохождение: 21-22 июля 2021 года. Описание даётся от лед. Правый Кичкесу до лед. Левый Кичкесу.

Необходимое снаряжение: каски, кошки, ледобуры, ледорубы, трекинговые палки, индивидуальные страховочные системы, веревки, снегоступы.

Погода во время прохождения: 21 июля утром солнечно, после обеда периодические заряды снега с сильным ветром. 22 июля солнечно, во второй половине дня облачно, вечером дождь со снегом.

Вечером 20 июля все были настолько промокшие, замерзшие и уставшие, что не было уверенности, куда мы пойдем утром 21 июля - вниз к шоссе или на пер. Кичкесу. За ночь удалось неплохо восстановить силы, так что 21 июля в 8 утра мы выдвинулись в сторону перевала за новым высотным рубежом.

Спустившись по моренным валам к леднику, мы за 50 минут перешли его к его левому борту. Ледник открытый, прикрытый ночным снегопадом. Шли без связок. С ледника поднялись на снежник, пройдя его, вышли на левый моренный вал (фото 21-1, фото 21-2). К 10 часам прошли моренный вал до поворота долины направо. В 10:30 устроили небольшой перекус перед началом подъема на гребень, выводящий на плато под пер. Кичкесу.

В течение часа поднимались по карману долины между скалами справа и ледовыми сбросами слева (фото 21-3, 21-4). Снега много, так что в отличие от предыдущих групп нам удалось обойтись личной техникой, ничего не вешая. В условиях меньшего количества снега, когда склон ледовый, в этом месте несомненно пришлось бы вешать веревки.

В 12:40 вылезли на снежный гребень. По нему, судя по описаниям, вскоре надо уходить налево по ходу на плато под перевалом Кичкесу. В наших условиях это делать было опасно из-за количества снега. Склон был ощутимо лавиноопасен, и подрезать его совершенно не хотелось. В результате мы полтора часа без привалов тропили прямо вверх по линии падения воды под скальную гряду (фото 21-4, фото 21-5).

Когда мы подошли к началу скал, погода совершенно испортилась. Нас периодически накрывало зарядами сильнейшего ветра со снегом. Видимость при этом падала до 10-15 метров.

Под скалами нашли участок натёчного льда и повесили дюльфер налево вниз вдоль скал (фото 215). Веревка нужна была скорее как страховка на случай схода лавины, чем как дюльфер.

От конца дюльфера налево вниз спустились на плато. Дальше по плато двигались в связках и снегоступах, ушли из-под склона справа в безопасное место и поставили лагерь на плоском открытом месте. По-хорошему, в этом месте нужно строить ветрозащитные стенки вокруг палаток, но снег рыхлый и кирпичи из него не пилились, так что мы вместо стенок выкопали под палатки ямы, а из отвалов снега слепили что-то наподобие стенки. Лагерь получился хороший. Для группы (кроме двоих) это была рекордная высота ночевки, но все чувствовали себя отлично, не считая усталости от последних трех часов непогоды.

Вечером и ночью погода была опять отвратительная. Шел сильный снег и было ветрено. С учетом того, что спуск с вершины 5505 м. по описаниям может быть лавиноопасным, решили на следующий день подойти к седлу пер. Капанина, посмотреть на состояние этого склона и в случае чего дождаться на седле ночи и спускаться ночью, когда снег смёрзнется.

Участок пути

ЧХВ

Км

Набор/сброс, м

Максимальная высота, м

Высота ночевки, м

М.н. - плато пер. Кичкесу

9 часов

4,5

+930

-110

5050

5050

Схема

Фото 21-1. Подъем в долину к пер. Кичкесу (вид назад).

Фото 21-2. Направление подъема на гребень, выводящий на плато под пер. Кичкесу.

Фото 21-3. Подъем на гребень вдоль скал.

Фото 21-4. Вид на ледовые сбросы с плато под пер. Кичкесу.

Фото 21-5. Преодоление лавиноопасного склона и дюльфер на плато.

20 июля. Вершина 5505, спуск в долину лед. Левый Кичкесу.

Встали в 3:30 утра. Снег к тому времени прекратился. Очень долго раскапывали занесенный снегом замороженный лагерь, и только в 6:44 в связках и снегоступах выдвинулись в сторону вершины 5505 м. Сперва видимости не было, но потом туман растянуло и нас за упорство наградили невыразимо прекрасными видами. Розовый свет восходящего солнца преобразил все снежное пространство вокруг нас в какую-то нереальную сказку.

К 8 утра подошли под начало набора на вершину 5505 м. (фото 22-1 - 22-3). За 2.5 часа поднялись на саму вершину. В мульде под вершиной устроили долгий привал. В честь очередного высотного рубежа расчехлили гитару и спели песню (фото 22-4). Погода и настроение отличные!

За вершиной на выходе осыпи нашли тур. Сняли записку Байдина от 6 августа 2019 года. Оставили свою, сфотографировались (фото 22-5) и в 11:15 начали спуск вниз. По осыпи вышли на снежный гребень (фото 22-6, 22-7). По гребню идти просто, он широкий и относительно пологий. Не доходя седла пер. Капанина 150 метров по расстоянию, прошли короткий крутой (10 метров, до 45°) участок гребня с попеременной страховкой на ледорубах и спустились на небольшую седловинку. С нее начали спуск вниз и немного забирая налево (фото 22-8). Сперва шли в связках. Склон фирновый, и только сверху было немного снега. Через 60 метров сброса высоты подошли к участку открытого льда. Провесили одну веревку, а затем еще одну через берг. Вышли на более пологий снежный участок склона и по нему вышли на скальный нунатак посреди склона. Отсюда в периодические просветы в налетевших облаках просматривался спуск с перевала Виктора Капанина. Он весь был в следах небольших лавин.

Нунатак предыдущие группы обходили слева по снежному склону. Однако нам там идти не захотелось, потому что в случае схода лавины с перевала Виктора Капанина весь снег оказался бы как раз там. Поэтому мы решили идти по скально-осыпному гребню самого нунатака (фото 22-9) и спускаться на склон слева от него дальше и ниже - в месте, которое выглядело более безопасным в случае схода лавины с перевала (фото 22-10). Путь по самому нунатаку очень простой: 90 метров, 25° осыпь под снегом. Спуск с него налево идет по снежному-осыпному склону (300 м., 30°).

Спустившись с нунатака, продолжили идти вниз по правой части ледника в связках и кошках. С одним коротким привалом у первого ручья спустились до пологой зачехленной части ледника Левый Кичкесу. На ночевку встали в 16:40 на ровных площадках на моренном валу.

Выводы и рекомендации.

Перевал Кичкесу ожидаемо оказался изюминкой похода. Он позволил большинству участников поднять высотный опыт и «заглянуть» в большие горы. Перевал в целом вполне соответствует 2Б категории сложности, но требует хорошей переносимости высоты у участников и личной техники, достаточной для прохождения снежно-ледовых склонов до 45° в различных направлениях. Из-за своей протяженности, высоты и разнообразия технических и тактических задач, перевал не рекомендуется в качестве первой 2Б в группах, впервые идущих горный поход 4к.с. Также нужно учесть, что на перевале часто бывает плохая видимость и ориентирование в эти моменты может быть затруднено.

Участок пути

ЧХВ

Км

Набор/сброс, м

Максимальная высота, м

Высота ночевки, м

М.н. - вершина 5505 м

4 часа 20 минут

2 км

+460

-1100

5520

4510

Фото 22-2. Подъем на вер. 5505 м. (вид назад).

Фото 22-3. Подъем на вер. 5505 м (вид назад).

Фото 22-4. Группа на привале в мульде под вер. 5505.

Фото 22-5. На вершине 5505 м.

Фото 22-6. Спуск с вершины 5505: траверс снежного гребня.

Фото 22-7. Седло пер. Виктора Капанина.

Фото 22-8. Место начала спуска в гребня.

Фото 22-9. Начало спуска со скально-осыпного нунатака.

Фото 22-10. Вид в долину ледника Правый Кичкесу.

22 июля. Выход к шоссе Ош-Иркештам, выезд в г. Ош.

В качестве последнего препятствия у нас был заявлен перевал Архар (2А) - на тот случай, если бы у нас оставалось много времени и сил после основного маршрута, чтобы не жить несколько дней в цивилизации. После таких интересных и непростых препятствий, как перевал Михаила Волкова и Кичкесу с вершиной 5505 м. на перевал Архар у нас не осталось ни запасного дня, ни энтузиазма. Так что решили выходить в цивилизацию.

Вышли из лагеря в 8 утра. За три часа прошли долину реки Левый Кичкесу. Долина довольно узкая и в устье заперта каньоном, который обходится по левому берегу (фото 23-1). Выйдя из каньона, за следующие 50 минут мы подошли к зеленому гребню, разделяющими два притока реки Кичкесу - наш и тот, что течет с ледника Пограничников. За зеленым гребнем ручей, текущий с ледника пограничников, разделен на несколько потоков. Все удалось перебродить без труда. После бродов мы поднялись на травянистые террасы левого берега (фото 23-2) и по ним спустились на чукуры (фото 23-3). Устроившись на обед у одного из озер, позвонили Ладе и спросили, можно ли заказать на вечер машину в город Ош и вернуться в гостевой дом на день раньше запланированного. За тот час, что мы обедали, Лада все организовала. К моменту, когда мы вышли к шоссе (18:30), все было улажено и за нами через 15 минут приехала машина.

Участок пути

ЧХВ

Км

Набор/сброс, м

Максимальная высота, м

Высота ночевки, м

М.н. - а/д Памирский тракт

6 часов 20 минут

23,1

+200

-1360

4510

3290

Схема

Фото 23-1. Обход каньона в устье долины р. Л. Кичкесу.

Фото 23-2. Травянистые террасы левого берега реки Кичкесу.

Фото 23-3. Чукуры.

22 июля. Город Ош.

Из нашего пребывания в городе Ош хочется отметить потрясающе интересную экскурсию Лады, посвященную началу шелкового пути и культу даваньского коня, в конце которой была дегустация домашнего вина. Прекрасное завершение похода.

Фото 24-1. Один из петроглифов на известняковых скалах в окрестностях г. Ош.

Выводы

В целом, поход получился непростым физически и разнообразным технически. Нам удалось разведать несколько редко посещаемых мест и сделать несколько уточнений по пройденным перевалам.

Долина р. Нура. Всю долину насквозь до нас ходила группа Ганаховского (2009 г). Трудность прохождения заключается в том, что по левому берегу прохода нет в верховьях, а по правому в среднем течении есть прижим. В 2009 году группе Ганаховского пришлось преодолевать довольно сложный брод. Мы выяснили, что в верховьях р. Нура теперь есть мост.

Пик Белый. До нас на пик ходила группа Никонорова (2005 г) радиально по западному гребню. Мы разведали новый маршрут на пик с подъемом по юго-восточному гребню и спуском через южный цирк. Маршрут разнообразный и красивый. Общую сложность оцениваем как 2А.

Перевал Предвершинный проходить намного приятнее и безопаснее, когда западный склон покрыт снегом (не позже второй половины июля или в очень снежные года). В малоснежных условиях западный склон представляет собой крутую смерзжуюся осыпь и камнеопасен.

Перевал Михаила Волкова. Ледопад за последние годы несколько усложнился, и перевал от ледника до ледника за один день ходить не рекомендуется.

Перевал Кичкесу в снежные годы становится проще технически на подъем (мы не вешали перила при подъеме на гребень). Однако он становится лавиноопасным, что создает дополнительные сложности на выходе на восточное плато под перевалом и на спуске в долину ледника Правый Кичкесу. С вершины 5505 м. мы спускались немного севернее перевала В. Капанина (не доходя седловины). Склон там круче, но не лавиноопасный.

Ремонтный набор

Наименование

Количество

Использовано

Швейные принадлежности

1

Ткань (толстая, тонкая)

Куски 50*50 см, 5 шт

2

Нитки (капроновые)

2 катушки

Применялись для ремонта рюкзака, одежды

3

Иголки (большие, маленькие, цыганские)

6 шт

Применялись часто

4

Репшнур 2 мм

15 м

5

Булавки (большие, маленькие)

10 шт

Применялись

6

Стропы, разные

6 метров

Использовались пару раз для ремонта рюкзаков

7

Пряжки для рюкзаков разного размера

8 шт

8

Резинка бельевая

5 м

9

Пуговицы, разных размеров

4 шт

10

Молнии разной длины

3 шт

Инструменты

11

Ножницы

1 шт

Использовались

12

Мультитул

1 шт

Использовался регулярно , каждодневно для починки клавы в осном.

Расходные материалы

13

Проволока (монтажная)

2 м

14

Полиморфус

15

Скотч армированный

1 шт

Применялся

16

Скотч обычный

2 шт

17

Изолента

1 шт

18

Гильзы для палатки

19

Клей момент (водостойкий)

1 шт

Применялся для ремонта Клавы , при формировании заклепки

20

Алюминиевая фольга (часть ветрозащитного экрана)

1 шт

Периодически шла на формирование заклепок при ремонте клавы

21

Клей супермомент (секундный)

3 шт

Использовался при ремонте системы креплений каски руководителя

22

Зажигалка

1 шт

Использовалась

Прочее

23

Сварочные очки

1 шт

24

Шило

2 шт

Использовалось

Финансовая сводка.

Наименование расходов

Стоимость, руб.

Количество

Сумма, руб.

1

Пропуск в погранзону

2000

9

18000

2

Страховка

5300

9

47700

3

Газовые баллоны

12250

1

12250

4

Аптечка

4000

1

4000

5

Батарейки для GPS

2620

1

2620

6

Баулы для паковки продуктов

2400

1

2400

7

Пропитка для веревки

2500

1

2500

8

Изотоник

9650

1

9650

9

Продукты к походу

Сублимированное мясо

12250

1

12250

Сублиматы (творог, омлет и др.)

8450

1

8450

Продукты

47530

1

47530

10

Прочие расходы к походу

7340

1

7340

11

Спутниковый телефон

Аренда

3700

1

3700

Оплата связи

5300

1

5300

12

Дополнительный багаж

3460

2

6920

13

Транспорт

Аэропорт - Ош

2500

1

2500

Ош- Сары-Таш-Нура-место старта

14400

1

14400

Такси Ош-Сары-Таш

2000

1

2000

Бордобо- Ош

10400

1

10400

Такси в Оше

1000

1

1000

14

Размещение

Номер по приезду

1000

1

1000

Сары-Таш+ ужин

1000

9

9000

Хостел в Оше (1 ночь)

550

8

4400

ГД Жукова

1100

8

8800

15

Экскурсия в Оше

1200

8

9600

16

Прочее

5000

1

5000

Всего

253210


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100