Горы мира > Тянь-Шань >

Автор: Александр Парфенов, Бердск

Королёва

.. Я уже был в районе в 2016 году. Тогда Денис, наш идейный вдохновитель сказал: у меня есть гора мечты. И показал нам Юго-Восточную стену Кызыл-Аскера. И мы залезли тогда крутой маршрут, крутой командой, прямо по центру этой стены. Ещё я читал, что москвичи ходили в этом районе на Седой Страж и Кирилл Белоцерковский ездил уже 3 раза и вкусно пишет о первопроходах. Надо ехать!

И вот сначала крутые джипы, а затем ещё более крутые лошади (потому что проходимее) доставили нас до поляны, покрытой сочно-зелёной травой и клевером, на берегу реки, с видом на Северную стену Чон-Турасу. Здесь вообще всё Чон-Турасу, и речка, и ледник, и вершина, которая будет занимать центральное место в нашем пейзаже и наше воображение. Эта гора чрезвычайно красива со всех сторон. И перспективна.

Вид из базового лагеря на Чон-Турасу

Колоссальных размеров плоские ледники, без особых трещин, долины, по которым можно идти, идти весь день и не дойти. Кроме Чон-Турасу в районе есть пики Альпинист, Королёва (он же турист, далее Королёва, потому что это название мне ближе), Данкова (высшая точка района), Идеал (он же Зенит)- красивый пик пирамидальной формы на границе с Китаем и другие.

Впереди Зенит и Китай

Мои напарники, Ратмир с Надей, приехали уже акклиматизированными, поэтому поначалу мне было трудно. Если тебе плохо, идётся медленно, оказывается важно, чтобы остальным было не лучше. Тогда всё нормально, тогда ты не самый слабак и это примиряет с невзгодами. Тут я мозгом осознавал, что народ приехал после Эльбруса, но не комплексовать не мог, по поводу того, что 66 процентов нашего коллектива чувствует себя лучше, да ещё и девушка!

Гуляем

Повторюсь, но район колоссальный! Пойдя на акклиматизацию можно случайно нагулять 45 км, не делая крюков и лишних движений!
У нас было запланировано 2 акклиматизационных выхода:
1) Куда-нибудь до 4700, желательно с видом на стену пика Королёва.
2) Куда-нибудь на 5400 с ночёвкой на вершине, желательно с видом на Альпинист-Данкова или в Китай

Пошли гулять

Отправившись гулять на 4700, в первый же выход намотали 23 км. Я крякнул, но вывез. Надя гарцует, Ратмир идёт медленно, но он всегда так ходит в горку. Стену практически не удалось посмотреть: она почти всё время была закрыта облаками. Верхняя часть маршрута, которая вызывала больше всего вопросов, так и не показалась.

Наша стена

Возвращаясь в лагерь наперебой делаем ставки: какие животные и птицы в наше отсутствие гостили у нас в лагере. У Белоцерковского много о медведях. Лично я больше люблю прикармливать ворон, а потом голодать. Когда мы уходили, вокруг озорно галопировали, высоко подкидывая жирную жопу полевые собачки, или как их собирательно называет один мой знакомый, «The marmot».

На заброске охотники посоветовали нам окропить периметр уксусом,- говорят, его боятся все животные, даже спустя недели. Я взял подаренную нашими погонщиками бутылочку и пошёл по периметру лагеря совершать крестный ход, пользуясь бутылочкой как кадилом, только без креста и молитв.

Сработало! В этот выезд прикормили только одну мышь. Но зато её холили и лелеяли: вот тебе морковка, вот печенье с миндалём, а хочешь шоколад? Да, пожалуйста! Видимо мышь была изначально внутри периметра.

Второй выход мы назначили на пик Зинаида. Как обычно отмахали, ставшие уже привычными 23 км в одну сторону: показалась граница с Китаем.

Зинаида и Надежда

Пик Зинаида очень похож на Кайлас, по крайней мере нам так показалось. Маршрут всего 2Б, пешком, по крайней мере до гребня. Все простые маршруты здесь с юга: на Королёва, на Кибальчича, на Цандера. Когда дошли до перевала, это примерно 5200, налетело облако, посыпал снег. Решили ставиться. Только залезли в палатку распогодилось, заиграл красками закат. Пофотались и вернулись в палатку смотреть очередную порцию сериалов. Это наше ноу-хау сезона, — переключаешься, отдыхаешь. Главное не спорить о вкусах, — сериал всё равно один.

На перевале Зинаиды

Перед выходом на Королёва был сказочный вечер: вино, костёр, млечный путь, немного астрономии от Ратмира и тушёные овощи с мясом и без мяса. Потом были сборы, конкурс кто ещё может что отрезать или оставить в лагере. Загнали рюкзаки в приемлемые 16-17 килограмм на выходе из лагеря и это не всё пойдет с нами на гору.

Показалась стена

Когда подошли под гору, мы окончательно убедились, что по льду и микстам весь маршрут не пролезть и нас ждёт 5-6 верёвок добротного лазания по скале, возможно ИТО.

Королёва

Рано утром в темноте собрались, оставили то, что посчитали лишним во второй итерации усекновения граммов и вкусняшки на возвращение. Рюкзаки на старте получились 12, 13 и 6кг (у лидера).

Решили, что в первый день лезет Ратмир и ему предстоит сегодня пройти ледовый взлёт, сосульку длинной 350-400метров и траверс по снежным полям. В конце, под началом скального пояса должен быть небольшой гребешок, удобный и безопасный для ночёвки.

Лезет Ратмир!

Ледовый участок по-настоящему удивил, мы даже заспорили, это что, водопадный или глетчерный лёд. Такое ощущение, что приехал полазить в долину Чулышмана.

Восторг ледолазания

400 метров льда каскадами: близкие к вертикали участки, примерно с веревку, перемежаются пологим полками. Суммарная протяженность вертикальных участков раза в два-три больше чем у Барбера!

Каскады

Сосулька ложится

Постепенно сосулька расширяется чашей и выполаживается.
По снежным полям идём поначалу без страховки, лазанием с одновременной, с первым крюком выдыхаем. У альпиниста вообще два антидепрессанта: 50 грамм хорошего коньяка и хорошо забитый крюк.

Траверс по снежным полям

Траверс по полям оказался долгим: метров 250 мы шли приставным шагом за нашим Гуру :) Зато в конце нас ждала комфортная ночёвка на гребешке, - всё как мы предполагали.

Гнездилище

Мой день начался с полёта, причём на камеру. Первая веревка скал оказалась достаточно крутая и я начал на ИТО, сделал несколько шагов, по-моему, что-то даже вытащил из-под себя, поставил тотем тремя кулачками в расширяющуюся щель, нагрузил, встал, вынул точку и.. полетел!

За секунды до..

Веревка поймала меня метрах в двух-трёх от заснеженной полки, в общем ничего страшного, решил продолжать, не давая себе обдумать произошедшее, чтобы не пришёл мандраж. Подействовало. Скорость не упала, может только якоря стали расходоваться быстрее. Со второй веревки начались участки подлазов, там совсем позабыл о срыве.

Перед переходом на лазание

В этот день у меня были все прелести смешанного рельефа: скала, в меру развальная, лёд, затёкшие коркой камины и много снежных полей. К вечеру подлез к скальному бастиону, достаточно крутому и в несколько верёвок. Начал искать проход, точнее обход справа. Ещё 100 метров круты снежных полок. Местами под снегом лёд, главное не соскользнуть. ЦУП (Центр управления полётами) на сегодня запретил дальнейшие полёты, а то уже ребячество какое-то получается. Хотя как без этого… Когда работаю лидером, радуюсь как ребёнок, я счастлив, гребу как шерстяной волчара))

В сумерках сделал направленную станцию: обе веревки перильные! Сам начал откапывать полку. Место для ночевки прямо скажем никудышное, но других с обеда не попадалось. Когда подошли Надя с Ратмиром, решили поискать что-нибудь получше. Ратмир ушёл вниз метров на 40. «Кажется нашёл!». Спускаюсь. Хрен редьки не вкуснее, но достроить можно. К нам спускается Надежда с фразой: «Я здесь ночевать не буду, пойду поищу другую полку.» Хм… я знаю что других полок просто нет. Ну пусть поищет. Надя уходит на жумаре вверх и в сторону, а мы с Ратмиром начинаем строить фундамент нашего жилища. Вспоминаю рассказ Ситника про то как они скрепляли снежную полку мочой, но писать не хочется от слова совсем.

Возвращается Надя и включается в работу, сбрасывает снег над полкой, мы трамбуем. Полноценной полки не получилось, процентов 40 палатки свисает в пропасть. Но спать сидя можно. Жалко, что в палатке нет силовой стропы: запустили веревку одним концом, то если мы ночью поедем, то проснёмся уже 2-3 метрами ниже, на стене. Делать нечего, садимся спать, даже чуть полулежа друг на друге, обнимая задницей нашу планету.
На третий день настала очередь Надежды.

Вслед за Надеждой

В начале было 2 или 3 участка натечного льда, порой достаточно крутых, потом снежные поля и пару веревок «вертикальной сыпухи», — характерной для таких гор формы рельефа, представляющей собой вмороженные в лёд камни. Главная сложность в том, что страховаться практически не за что: нет ни трещин, ни внушительных размеров камней, на которые можно было бы накинуть петлю, этакое free-solo с веревкой.

Перед выходом на гребень было несколько сотен метров «снегов»: чувствуется высота и уже не так хороши лапищи, тем более мы уже на 500 метров выше акклиматизационной ночёвки. Тропим по очереди. Вспоминаю добрым словом Витю Коваля, который научил подсыпать снега в намеченный след, чтобы не проваливаться по пояс. Прорубать снежный карниз отправили Ратмира.

И вот мы на гребне. До вершины ещё метров 70 по вертикали и 400 по полёту птиц, которые сюда уже не долетают. Погода нам благоволит: видно Китай, мощную, несколько неказистую пирамиду Данкова, Чон-Турасу. Настроение супер!

Пики Данкова(справа в облаках) и Чон-Турасу

С вершины отправляем сообщение с координатами на трекер Марине, по рации то связаться не с кем, — пусть хоть остальные две Красноярские команды в 50 км от нас знают о нашей маленькой победе.

Традиционное фото с вершины

Принимаем решение ночевать на гребне. Это необходимо для акклиматизации перед вторым районом, который на километр выше, к тому же мы изрядно устали на предвершинных снежных полях и в таком состоянии спуск будет небезопасен.

На гребне

На следующий день мы убедились в своей правоте. Практически сразу нас ждал дюльфер на пол веревки с жандарма. Расходную петлю я накинул на камень, который вызывал массу вопросов как к своему внутреннему кодексу самурая, так и к надёжности его прописки на гребне. Затем было ещё 7 дюльферов, чтобы оказаться на перевале (вернее чуть ниже седловины, на юг), а затем ещё 18 дюльферов, чтобы спуститься в долину к вещам.

Дюльферяем с гребня

Что в итоге? Расчёт по дням, количеству еды, газа, сил, расходника был верен. Маршрут спланирован с уровня земли, а точнее ещё дома по фотографии из отчёта Кирилла Белоцерковского. Попытка пройти на гору в стиле fast-and-light такой сложности маршрут, первопрохождение, показала, что команде такое восхождение по силам, каждый мог работать на любом участке в качестве лидера.

Несмотря на то, что все бигвольные объекты сосредоточены в районе Кызыл-Аскера (п. Верный, забор, Ю-З стена Кызыл-Аскера) район пика Данкова перспективен и несёт возможности для первопрохождений до 6А-6Б категории сложности, в основном комбинированного характера. Потенциалом для новых маршрутов обладает стена пика Королёва (мы пролезли не самый сложный, на мой взгляд, маршрут из возможных, хотя наиболее логичный), пик Альпинист (это в основном сложные ледовые линии, кроме того, на вершину уже есть чисто скальная 6А Михаила Лебедева), очень привлекательно смотрятся стены пика Чон-Турасу, Восточная и Северо-Восточная. А главное здесь красиво!

Пик Альпинист

Восточная стена пика Чон-Турасу

Мы

На этом у меня пока всё, хочу выразить благодарности:
- Михаилу и Елене Лебедевым за информацию, что называется, из первых рук о районе
- Кириллу Белоцерковскому за помощь актуальной информацией о районе и заброске
- Денису Плаксину за качественную доставку в район и дружеское радушие, а также за терпеливое понимание бюрократических нюансов.
А также постоянным спонсорам:

И примкнувший к ним

Чуть не забыл, вот наш маршрут, красная линия