Люди и горы > Полемика >
Читайте на Mountain.RU статьи на данную тему:
Человеческий фактор: взгляд в себя, Ольга Неподоба, г. Краснодар
Человеческий фактор на Кавказе: теория безопасности, Ольга Неподоба, г. Краснодар
О "неподобном" поведении в горах, Евгений Буянов, г. Санкт-Петербург
Человеческий фактор, Ольга Неподоба, г. Краснодар

Автор: Юрий Грима, Ивано-Франковская обл., г. Калуш, Украина

Карпаты: безопасность

Уважаемая редакция прочёл я статью Человеческий фактор, автор Ольга Неподоба, г. Краснодар, и захотелось немного поделится своим горьким опытом и рассказать о безопасности в Карпатах, что думаю пригодится тем, кто собирается приехать к нам в горы.

Для начала история.

Было это летом 1999 г. Тогда я еще был совсем юный и наивный, (16 летний паренёк) и решил с одной девушкой (не важно как её зовут) пройти простенький маршрутец: выход из с. Ворохта Ивано-Франковской области, далее до г. Говерла; переночевать планировалось на перемычке между Говерлой и Петросом, и на следующий день после восхождения на Петрос выйти в с. Лазещина Закарпатской области. Утром первого дня мы приехали поездом Ивано-Франковск – Рахов в с. Ворохта. Доехав на попутке до туристической базы “Заросляк”, мы вышли на склон г. Говерла (2061). Успешно совершив восхождение, начали спуск на перемычку между Петросом и Говерлой и приблизительно в 18:30 поставили нашу палатку. Вот тут я и допустил вторую ошибку, (первой было то что вообще не стоило ехать в горы вдвоём с девушкой не имея опыта самостоятельных походов и не представляя как поступать в неадекватных ситуациях) мы разбили наш лагерь не на основной стоянке а в стороне приблизительно в 1 км. от того места, где все ставятся.

Переночевав, утром следующего дня я проснулся около четырёх часов утра. Принялся готовить наш скромный завтрак, и внезапно спиной ощутил чей-то взгляд. Обернувшись, я увидел человека на тропе метрах в двадцати от меня. Человек попросил меня подойти к нему. Я подумал что он хочет закурить, и, взяв сигареты, подошёл. Человек надвинул шляпу на глаза, а в кустах я увидел ещё двоих, у которых морды были обмотаны шарфами. У них было оружие. Человек попросил закурить. Я протянул ему пачку, на что он ответил: “Дорогие сигареты куришь, значит, у тебя деньги водятся!” Я всё понял начал объяснять им что, мол, я бедный студент денег мало тока чтоб домой добраться, они не поняли, начали меня избивать сначала прикладом винтовки потом ногами, всё время требуя денег. Я сгруппировался и думал только об одном “Не вскрикнуть от боли МОЛЧАТЬ!!!! Чтоб ОНА не проснулась на шум и не вышла из палатки”. А потом они просто ушли, оставив меня избитого лежать на земле…

После этого было еще много неурядиц с местным населением, но они заканчивались менее трагично.

Со временем я поднаторел в походах по Карпатам и начал различать отдельные районы по мере опасности прохождения маршрутов.

Итак, самый опасный - это Черногорский и Свидовецкий хребты. Данная ситуация в здешних районах по моему мнению обусловлена обилием иностранцев, (в основном Чехов и Поляков), которые привозят с собой хорошее снаряжение и деньги, что естественным образом “Колет глаза” небогатым местным жителям, и что, в свою очередь, влияет на безопасность остальных групп….

Меньше неприятностей возникает на Боржавском хребте, так как он менее посещаемый…

Ну и, наконец, в Горганах я ни разу не попадал в неадекватные ситуации с местным населением.

Всё вышесказанное написано из моего личного опыта, может и случались ч/п с другими людьми в других районах, но я этого не слышал, если есть кому что добавить – пишите!