Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Люди >

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Читайте на Mountain.RU статьи Дмитрия Нечаева из серии "История альпинизма":
Большая прогулка Бреда Уошберна
Жизнь альпиниста и философа в исполнении Вилли Ансолда (Willi Unsoeld)
Джонни Уотермен и его Гора

Автор: Дмитрий Нечаев, США

 

 

Неизведанный мир Эрика Шиптона

Часть 3 (Часть 1 здесь)

28 июля 1952-го состоялось историческое заседание Комитета по Эвересту, которое официально должно было назначить лидера грядущей экспедиции. Шиптон в своей речи откровенно признал, что плохо подходит на роль руководителя военизированных мероприятий, и предложил членам Комитета делать выбор без учета каких-либо прошлых заслуг. Те, тем не менее, единогласно поддержали его кандидатуру, справедливо рассудив, что по знанию региона, контактам с шерпами и взаимопониманию с коллективом восходителей, с которыми он уже провел две экспедиции, ему не было равных (Френк Смайси, единственный, кто мог реально конкурировать с ним в этом, умер в 1949). В качестве заместителя Шиптон выбрал Чарльза Эванса, с которым у него после Чо-Ойю сложились особо теплые отношения.

Дальше начались совершенно непонятные вещи. В то время как Шиптон и Эванс, ничего не подозревая, занимаются подготовкой логистики экспедиции, где-то в их тени возникает фигура Джона Ханта, военного офицера с очень ограниченным альпинистским опытом. Надо сказать, что Хант, человек прямолинейный и открытый (он даже получил прозвище “Бронебойный Джон”), самостоятельно не принимал участия в интригах вокруг лидерства экспедиции, однако определенная часть антишиптоновски настроенного альпинистского истэблишмента очень умело использовала его бронебойность, переставив, в итоге, всё с ног на голову. Первоначально они предложили его кандидатуру в качестве заместителя Шиптона и даже организовали им встречу. Джентльмены мило побеседовали и расстались, абсолютно уверившись в полной несовместимости своих подходов к тактике проведения экспедиции. К тому же Шиптон считал внезапную смену заместителя проявлением непорядочности по отношению к Эвансу.

11 сентября Комитет собирается опять, и, после серии унизительных удалений из зала заседаний и приглашений обратно, Шиптону оглашается вердикт: ему предлагается стать ко-лидером вместе с Хантом до базового лагеря и затем уступить лидерство Ханту полностью. Шиптон после пятиминутного обдумывания отказывается, и его отстраняют от участия в экспедиции вообще.

Для Шиптона это был болезненный и неожиданный удар. До последнего момента он понятия не имел, что Комитет собирается опять обсуждать кандидатуру лидера, считая это делом уже решенным.

После отставки он находит в себе силы написать персональные письма каждому из членов команды с просьбой подчиниться решению Комитета. Том Бурдиллон отказывается и пытается организовать акцию протеста, а после ее неудачи объявляет о своем решении не принимать участия в экспедиции (это при том, что он объективно считался самым сильным альпинистом в команде) и только в последний момент Шиптону удается его переубедить.

Дальнейшее хорошо известно. Хант блестяще справился со своими функциями и провел все мероприятие без особых накладок (правда, вначале он чуть не отчислил Хиллари и Лоуи под предлогом недостаточного знакомства с ними, и только активное вмешательство Эванса предотвратило этот, возможно, фатальный шаг). Бурдиллон и Эванс достигают южной вершины, и им не хватает капельки везения, чтобы стать чуть более достойными первовосходителями на Эверест. (Бурдиллон, к сожалению, трагически погибает тремя годами позже в Альпах, и его имя сейчас, увы, почти забыто). На следующий день Хиллари и Тенсинг “knocked that bastard off” (слова Хиллари). Под этим девизом стали проходить все дальнейшие гималайские восхождения вплоть до наших дней.

С тех пор Шиптон больше не возвращался в мир больших экспедиций, громких свершений и королевских обедов. Альпинизм шагал в будущее дорогой, а он остался частью истории, персонажем красивых легенд, экспонатом музея альпинизма, до которого уже никому не было дела: на арену вышли новые герои, с иными взглядами на философию горовосхождений.

“Экспонату” же всего 46 лет, и жизнь продолжается. Брак его распался, попытки устроиться на работу консулом на архипелаг Тонга или иностранным корреспондентом в Чили не увенчались успехом, и он удовольствовался должностью подсобного рабочего на ферме одного своего английского знакомого. Несколько лет он роет канавы, ставит ограждения на пастбищах с утра до позднего вечера и чувствует себя опять счастливым человеком.

Потом – как уже нередко бывало – случайная экспедиция в Каракорум, встреча с Джеком Ивером – интереснейшим человеком, ставшим его новым партнером.


Терра дель Фуэго (Огненная Земля). Ледник Мартинелли

За следующие 15 лет Шиптон совершает около 10 экспедиций в Патагонию и Терра дель Фуэго (Огненная Земля). Чаще всего с ним были Ивер и их чилийские друзья – Эдуардо Гарсия и Седомир Марангунич. В биографии Шиптона, написанной Питером Стилом, глава, посвященная Патагонии называется простенько: “Эссе на тему мазохизма”. Полтонны снаряжения на четверых, включая антарктического варианта палатку и надувную лодку с мотором…


Шиптон на Маунт Берни, Патагония, 1975

Шестьдесят дней непрерывной штормовой погоды, сотни непройденных до них никем миль, фьорды Чили с плавающими айсбергами и тропического вида джунглями, озера и степи Аргентины с ветром, выдувающим из головы остатки здравого смысла – это только краткий конспект истории одной из их экспедиций.

Полное меридиональное пересечение Патагонского ледового поля, исследование Кордильеры Дарвин вблизи мыса Горн, обнаружение таинственного подледного вулкана Вьедма, многочисленные первовосхождения – это только часть того, что им удалось сделать.

Ни Маэстри, примерно в это время онанировавшему с компрессором на Серро-Торре, ни Бонингтону, прошедшему тогда же Серро Пейн, о таком и не мечталось. Парадоксально, но о достижениях последних помнят больше.

Забавно, но в 1965-м Шиптон становится президентом того самого британского альпклуба, который столь “почтительно” отнесся к нему двенадцатью годами раньше. К назначению он относится иронически, обязательные ежегодные торжественные обеды предпочитает прогуливать в Патагонии, и в конце концов едва с позором не вылетает со своей должности, случайно забыв на лондонской мостовой ледоруб Мэллори, найденный Уордом в 1932-м (слава богу вновь нашедший его констебль догадался принести реликвию в дом Шиптону, а не в альпклуб).

Как-то Шиптон едва не встретился в Патагонии с Тилманом, самостоятельно пересекавшим Патагонское ледовое поле с запада на восток. Но встреча так и не произошла.

Последние тридцать лет своей жизни Тилман провел странствуя в одиночку на яхте. После того как они разминулись в Патагонии с Шиптоном, его ещё видели в разных забытых Богом, не посещаемых круизными кораблями местах, пока в 78-м, когда ему было уже за 80, он не исчез окончательно где-то в антарктических водах южнее мыса Горн.

Шиптон тоже не успокаивался до самого конца. Подобно другим великим бритам XX-го века, таким как Шеклтон, Тилман, Тесигер и Фиеннес, он так и не успел завести себе дом и начать нормальную жизнь.

Когда-то, после того как он побывал знаменитым, познал забвение, стал легендарным и, наконец, просто Шиптоном - именем нарицательным, его спросили, что же все-таки приносит ему наибольшее удовольствие. Он ответил, почти не задумываясь: “Стряпня на кухне, танцы, шоппинг в супермаркетах, английский климат, запах лондонского метро, возвращение домой после долгого пребывания за границей, звонок телефона.” Ничего удивительного: он перечислил простые реалии того мира, в котором почти не бывал.

Сам он прожил свою жизнь в неизведанном мире, закрытом для нас, простых смертных, – мире Эрика Шиптона.

- all experience is an arch wherethro’
Gleams that untravell’d world, whose margin fades
For ever and for ever when I move

Экспедиции Эрика Шиптона:

1928 Маунт Кения
1929 Рувензори, Килиманджаро
1931 Камет, Гималаи
1933 Эверест
1934 Нанда-Деви
1935 Эверест
1936 Эверест
1937 Шаксгам (Каракорам)
1938 Эверест
1939 Каракорам
1948 Музтаг-Ата
1949 Северный Сикким
1950 Богдо-Ола
1951 Эверест (разведка с юга)
1952 Чо-Ойю
1957 Каракорам
1959-64 Патагония, Терра дель Фуэго (Огненная Земля)
1967 Аляска
1975 Маунт Берни, Патагония

Книги Эрика Шиптона:

1936 Nanda Devi
1938 Blank on the Map
1943 Upon That Mountain
1951 Mountains of Tartary
1952 The Mount Everest Reconnaissance Expedition 1951
1963 Land of Tempest
1969 That Untravelled World
1973 Tierra del Fuego – The Fatal Lodeston

 


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100