Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Очерки, дневники - 2000 >

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU


Первый переход, первый перевал

Утром накрапывал дождик, и дежурным, пришлось изрядно потрудится, и вымокнуть, прежде чем удалось сготовить завтрак на мокрой пихте. Поэтому вышли довольно поздно - часов в десять (эту фразу я нашел у себя в кратких походных записях). К выходу облака чудесным образом рассеялись. Я говорю чудесным, потому что, они не ушли в какую-нибудь сторону, гонимые ветром, а просто-напросто разбежались за несколько минут в разные стороны, прямо у нас над головами. Выглянуло солнце, а с ним и надежды на хороший день.

Как выяснилось за завтраком, самопальный замок в виде веревки на входную дверь в избушку, очень даже пригодился. Я ничего не слышал, но по рассказам других, мужик ночью ломился в дверь - видно нашел новые аргументы для убеждения.

Сегодня нам предстояло пройти через перевал Тушканчик к озеру Светлому. По прочитанным описаниям перевал был достаточно пологим и трудностей не представлял. Кроме того, нужно было что-то делать с заброской на второй участок маршрута, ночью стало окончательно ясно, что оставлять ее у местного начальника — все равно, что просто выбросить. Решили закопать еду в тайге неподалеку от базы.

К сегодняшнему дню в группе оказалось двое больных: Маша и Илья. Если Илья уже шел на поправку и чувствовал себя неплохо, то у Маши была небольшая температура. Мы с Андрюхой взяли ее продукты себе, теперь у больной в рюкзаке остались только личные вещи.

Наконец мы покинули это место, показавшееся нам сначала таким гостеприимным, и, неся коробки с заброской, двинулись вверх по конной тропе. Идти с коробками в руках и рюкзаками на плечах было, конечно, очень тяжело, поэтому, пройдя от избушек минут пятнадцать, все стали искать место, где можно было бы закопать наши продукты.

Вскоре место было найдено. Оно находилось не очень близко от тропы, чтобы не мог найти случайный пастух, собаки которого могли унюхать запах съестного, но и не очень далеко, так как нам в будущем не хотелось блуждать часами в поисках вожделенной пищи. Отвалив огромный камень, мы довольно быстро выкопали под ним яму достаточных размеров. Заброска была довольно объемной, и пришлось немного перетрясти продукты, чтобы они лежали более компактно. Все продукты были расфасованы по мешочкам и упакованы в несколько полиэтиленовых пакетов, один на другой, во избежание утечки вкусных запахов по окрестным лесам. Все, что влезло (а влезло не все) поместили в яму и накрыли тем самым камнем. Нам представлялось, что если кто из зверей и попытается полакомиться нашими припасами, то это будет, по меньшей мере, медведь. Примерно из этих соображений мы закидали это место еще несколькими неподъемными камнями, так, что оно стало выглядеть почти как в известной рекламе про Тамерлана. Подумав, что это может быть слишком заметным уже для двуногих обитателей тайги, мы замаскировали все поваленными деревьями. Неподалеку нашли еще один огромный валун и под ним устроили вторую яму, обустроив ее аналогично. Решив, что этого вполне достаточно, мы вернулись на тропу, и пытались вжиться в образ пастуха, чтобы понять, сможет ли он с тропы увидеть наше место. Надо сказать, что те, кто не участвовал, непосредственно в укрытии продуктов, отдыхали на тропе, напряженно вслушиваясь, не стучат ли вдали копыта. Но, кажется, кроме птиц нас никто не видел.

Перед выходом были устроены короткие прения, зарисовывать ли схему расположения тайного места. Сошлись на том, что зарисовать надо, что и было сделано. Правда, схема с виду сильно напоминала карту кладоискателей, составленную ребенком пяти-шести лет.

Надев рюкзаки, мы двинулись дальше уже без коробок. Довольно скоро подошли к месту, где тропа выходит к ручью, текущему с перевала. Перешли ручей вброд и устроили привал. Маша чувствовала себя все хуже, и мне пришлось докинуть себе еще кое-что из ее вещей, а Дрон взял у нее рюкзак, который надел спереди и теперь имел вид парашютиста перед прыжком.

Подход под перевал Тушканчик

Подход под перевал Тушканчик

Дальше наш путь лежал вверх по ручью с небольшим, но очень неприятным набором высоты. В нашей группе все участники по очереди исполняли роль штурманов, и сегодня была как раз Машина очередь. Группу пришлось вести мне, благо никаких сложностей в ориентировании пока не было. Идти было достаточно тяжело - тропа была сильно заболочена, и через некоторое время почти у всех ноги были если не мокрые, то уже и не сухие. С подъемом, заболоченность местности, как ни странно, не уменьшалась.

На очередном привале мы наткнулись на совершенно бесхозное стадо коров. Уже потом мы узнали, что у местных пастухов очень специфический стиль работы. Заключается он в следующем: два-три-четыре дня (в зависимости от погоды и множества других факторов) они живут в свое удовольствие (в основном пьют в избушках или разыскивают дары природы, которые можно продать), а потом отправляются разыскивать свои стада, тратя на это иногда несколько дней. Отыскав стадо, пастух или запоминает место, где его видел, и отправляется восвояси, прикинув, где в следующий раз его искать, или, если стадо находится не очень далеко от мест отдыха, перегоняет его туда, чтобы потом тратить на поиски меньше времени. Но тогда, еще не зная об этих особенностях национального скотоводства, мы очень удивились, встретив в глуши стадо коров без пастуха. Предводителем стада был огромный бык с отломанным рогом, явно скверного нрава, все время грозно на нас мычавший, и даже пытавшийся нападать. Руслан храбро отогнал злую и глупую скотину. Остальные коровы тоже проявляли к нам большой интерес, правда, более мирный. Они все время пытались познакомиться поближе, обступали нас плотным кольцом и печально мычали.

Тронувшись в путь, мы увидели, что коровам очень по душе людское общество, и стадо брело за нами на некотором отдалении, а вожак грозно ревел. Через некоторое время стадо отстало и повернуло обратно, но ненормальный бык был явно недоволен вторжением пришельцев в его вотчину и шел с нами, желая показать, кто тут хозяин. Вдруг пологий подъем закончился и мы вышли на широкую (и, черт побери, заболоченную!!!) седловину перевала Тушканчик.

Поднялись на самую высокую точку перевала и, еле отыскав сухое место среди этого царства воды, устроились на перекус. Перекус сам по себе очень хорошая штука, главное вкусная, но вот беда, после него дежурными становились мы с Таней. А это означало, что "сумка повара" (весящая уже около полутора килограммов) перекочует в мой рюкзак, уже и так утяжеленный взятым у Маши скарбом.

На перевале тура не было. На склоне горы, чуть выше, увидели горку камней, Леха и я полезли туда, посмотреть, что там такое, может тур. Оказалось, это памятник погибшему здесь человеку. Мы подумали, что он, скорее всего, погиб зимой, замерзнув или попав под лавину. Впрочем, шутка, что он здесь утонул, была очень актуальна.

И тут мы увидели потрясающую картину! С той стороны перевала на него поднялось еще одно стадо коров, и они плотным кольцом, наверное, от любопытства, обступили трапезничающую группу. Такое тесное соседство с коровами было не очень приятно, и ребята, схватив штоки, как пещерные люди, с дикими криками бросились в атаку. Коровы разбегались по всему перевалу словно тараканы по кухне, по крайней мере, так это выглядело с нашего места.

Бык, пришедший с нами с той стороны перевала, очевидно, претендовал на мировое господство. Поэтому, будучи недовольным наличием стада, ему не подчиняющегося, пытался показать, кто в доме хозяин. Но не тут то было! Получив достойный отпор, злой бык поплелся за стадом поодаль, грозно мыча, но не решаясь снова напасть.

Собравшись, начали спуск вниз к ручью, который также как и перевал назывался Тушканчик, очевидно потому, что весело, подобно одноименному зверьку, скакал по камням. Спуск был гораздо круче, чем подъем и с непривычки было нелегко, особенно когда начались деревья. Пробираться между ними, совмещая это с крутым спуском по полкам было нелегко. Наконец мы спустились к воде.

Дальше, как я предполагал, нам предстояло идти вниз по течению Тушканчика до впадения в него безымянного притока, вытекающего из озера Светлого. Но тропа идущая по берегу ручья вдруг неожиданно полезла на кручу отрога. Сориентировавшись, мы решили, что тропа выведет нас прямо к Светлому, срезав путь через отрог, более коротким, но и более трудным путем. Не помню, сколько нам пришлось лезть по этой тропе. Я шел первым и старался задавать приличный темп, поэтому совсем выдохся, чего нельзя сказать об Аньке, которая, обогнав меня, скакала по этой круче как горная коза. Глядя на это, я только жалел о сумке повара лежащей в рюкзаке, ставшей, по-видимому, последней, доконавшей меня каплей веса. Но, наконец, подъем закончился, и тропа пошла по более или менее ровному месту, виляя среди деревьев.

Вскоре мы подошли к какой-то избушке, из которой, как горошины из стручка, высыпались люди - на других посмотреть и себя показать. Это оказались те самые красноярцы, которые, по рассказам на Тормозаковском мосту, наткнулись на медведицу. Эти ребята, как нам они рассказали, являют собой здесь что-то вроде КСС. Живут в этой избушке, время от времени ходят по окрестностям и при необходимости оказывают помощь туристическим группам, попавшим в беду (правда, из-за малого количества туристов, случается это нечасто). Им за это официально платят какие-то деньги, которых и на продукты-то с трудом хватает. Так, что вся местная спасательная служба, работает исключительно на энтузиазме и любви к этим местам, куда эти ребята приезжают уже не первый год. Конечно, главной темой наших расспросов были их встречи с Медведем. Напоследок обитатели избы сообщили, что до озера рукой подать - около полутора километров, что стоять там удобно, посоветовали разбивать лагерь на противоположном берегу, и пообещали, если задержимся на Светлом на дневку, придти в гости.

Отдохнув от рюкзаков и получив полезную, а главное оптимистическую информацию, направляемся дальше. Хозяева, вытащив гитару, вдогонку поют:

До озера, действительно оказалось недалеко, спустившись с отрога, выходим прямо на берег. Бросаем рюкзаки и устраиваем горячую дискуссию по поводу того, где вставать, здесь или, как посоветовали нам спасатели ("Чип и Дейл") на другом берегу. На этом месте как-то не уютно, много поваленных и сухих деревьев, спуск к воде немного заболочен. Тот берег повыше и отсюда выглядит привлекательней, особенно в лучах заходящего солнца, играющих на стволах огромных кедров. Но мне, уже порядком уставшему, а главное, озабоченному предстоящим дежурством, идти туда не хочется. На том берегу, скорее всего, не очень много дров, а здесь - хоть завались. Этот довод, я выдвигаю в качестве главного аргумента (правда, не очень убедительного), тем более, что на Светлом запланирована дневка. Также напираю на то, что придется переходить ручей, вытекающий из Светлого, и неизвестно, не придется ли наводить через него переправу с веревками. На это может уйти много времени и сил, а все уже устали и скоро начнет темнеть. Но все же, неуютность этого места перевешивает аргументы в его пользу, и мы идем обходить озеро.

Идти нелегко, тропа сильно заболочена, замусорена стволами поваленных деревьев. Походим к месту, где из Светлого вытекает ручей. Да, если бы русло здесь не было бы от берега до берега завалено деревьями (скорее всего это сделали люди, а не природа), перейти вброд, наверное, было бы непросто. Можно с уверенностью гарантировать вымокание по пояс. Стволы лежат достаточно хаотично и перебираться по ним с тяжелым рюкзаком очень весело - приходится корячиться в самых причудливых позах, все время рискуя свалиться в воду. Но переправа заканчивается без проблем, и через несколько минут мы бросаем рюкзаки на удобном для стоянки высоком берегу.

Наша стоянка на озере Светлом

Наша стоянка на озере Светлом

Место действительно очень красивое и отсюда открывается отличный вид на гору Птица и пик Звездный. Стоянка обрамляется величественными кедрами. Берег подходит к воде маленьким песчаным пляжем, а рядом - обрывается огромными валунами, в общем, для купания идеально. Все озеро как будто светится, оправдывая свое название. Почти все сразу лезут искупаться - водичка освежающая. Я, чтобы не расслабится и не впасть в лень, устав после утомительного дня, купаться не иду, а пока не стемнело, развожу костер и вместе с Таней готовлю ужин. Дров здесь действительно гораздо меньше, чем на том берегу, приходится ходить за ними достаточно далеко от стоянки - издержки регулярного стояния здесь туристических групп. Абсолютно не жалею, что ушли с того берега - уж больно здесь замечательно!

Разделавшись с делами, разбрасываю свои кости вокруг костра и блаженствую. Песни, кажется, в этот вечер не пели. Все устали и разбрелись по палаткам отсыпаться. Завтра дневка - надо подлечить больных и по возможности сходить на Птицу.

Предыдущая Содержание Следующая


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100