Люди и горы > Очерки, дневники - 2000 >

Дары природы

После вчерашних приключений подъем был поздний. Поэтому сразу после завтрака мы поняли, что если хотим успеть сделать все, что задумали, то нельзя терять времени. А программа-минимум состояла из двух пунктов: сбор (выкапывание) "золотого" корня и рыбная ловля. Оба этих занятия требовали достаточно времени для полноценной реализации.

Как только завтрак более-менее улегся в наших животах, люди разделились на три группы, по интересам: собиратели, рыбаки и "дураки". К последней группе относились те, кто ничего не хотел делать кроме валяния дурака в палатке или на свежем воздухе. Еще, разумеется, были больные - Галина Борисовна и уже почти совсем выздоровевшая Маша. Группа собирателей в составе Олеговича, Дрона, Бэна, Ваньки, Шурика и меня собственной персоной, жаждала тотчас отправиться назад вчерашней дорогой, до места привала, на котором было замечено много радиолы розовой. Рыбаки были менее многочисленны, идеологический костяк группы составлял Руслан. Кроме него к этому занятию готов был примкнуть я, после возвращения из похода за корешками, а также Анька, в качестве моральной поддержки.

Не теряя даром времени, собиратели, вооруженные ножами и другими затейливыми средствами для выкапывания корня, покинули лагерь в известном направлении. Меньше чем за час необременительного пути мы уже были на месте. Желанных растений было много. Каждый из нас, выбрав себе лучшее, уединился с ним для совершения таинства обряда. Надо сказать, что выкапывание корня, как и все утомительные занятия, интересно только сначала. Корень у выбранного мной растения, впрочем, как и у других, был очень длинный, ветвистый и чертовски ломкий - настоящий "золотой корень". Но все понимали, что все ценное должно доставаться тяжело, поэтому с усердием долбили землю, стараясь не повредить корневище. Но, по истечении достаточного времени, все решили, остановиться на достигнутом, благо наиболее большая и толстая часть была уже освобождена от земли, и оборвать оставшиеся в земле маленькие корешки. В целом, выкопанный корень, по аналогии с женьшенем, вполне отвечал нашим представлениям о том, как должна выглядеть подобная ценность. В месте облома из корня вытекал загадочный густой сок молочного цвета, чувствовалось, что в нем таится большая сила, что еще больше уверяло нас в важности действа. Несмотря на предполагаемую большую ценность добычи, никто не захотел повторить операцию и накопать себе еще корешка. Будучи извлечен из матери-земли, корень был тщательно осмотрен, по возможности очищен от налипшей грязи, и с почетом упакован в заранее запасенные тряпицы, согласно рекомендациям. Особенно смелые, Олегович и Ванька, попробовали лизнуть место облома корня, там, где образовывалась капелька млечного сока. На вкус сок оказался противным - ничего удивительного, корень должен высохнуть. Усталые, но гордые, все возвратились в лагерь, где по большей части решили отдохнуть от трудов праведных.

В то время, пока мы ходили за корешками, Руслан мог заниматься рыбной ловлей лишь теоретически - как выяснилось, он забыл взять снасти. Поэтому по нашему приходу сразу набросился нам меня, как на единственного человека их имеющего. Когда в Москве я занимался сборами, то знал, что Руся возьмет принадлежности для рыбной ловли, поэтому не особенно напрягался в этом направлении, лишь для очистки совести бросил в рюкзак кое-какие снасти. Да я хотел ловить рыбу, но сначала желал хоть немного отдохнуть. Руся ждать не мог, он и так уже несколько часов томился от безделья, его душа требовала рыбалки здесь и сейчас. Пропустить интересную и волнительную первую ловлю в этих, набитых рыбой местах, я не мог никак, пришлось заняться снастями. Все компоненты, необходимые для изготовления удочки у нас имелись, за исключением одного - удилища. Все что росло вокруг на эту роль мало годилось - росли в основном хвойные деревья. С трудом удалось срезать что-то достаточно гибкое, но длина удочки была явно маловата.

Мы пошли на Буйбу, туда, где вчера видели мужика со спиннингом. Вода в реке прозрачная и в ней хорошо была видна наша потенциальная добыча. С наживкой был некоторый напряг. Пока мы ходили за корнем, Руслан наловил немного всеразличных насекомых, но их было так мало, что на счету была каждая букашка. Долго ли коротко ли, но поймать нам так ничего не удалось. В конце я потерял всякий интерес к этому занятию и отправился отдохнуть в палатку. А Руслан еще довольно долго бродил вдоль речки, перебираясь с берега на берег, пробуя забрасывать снасть в различных местах. Мы оба не имели никакого опыта ловли с поверхности на быстрой реке. К тому же удилище не позволяло ловко забрасывать наживку на середину потока. Наживка была дохлой и не подавала ни малейших признаков жизни уже после первого своего купания в воде.

К тому времени дежурные сготовили обед и сервировали стол. До обеда все собиратели отдыхали в палатках, а Олегович и Ванька не вылезли даже к обеду, что было довольно удивительно, так как в походе никто просто так не отказывается от еды, особенно, если она уже лежит в тарелке.

После обеда мы с Русланом возобновили свои попытки поймать что-нибудь съедобное. На этот раз ловлю предполагалось осуществить непосредственно в озере. К такому решению нас подвигло большое количество всплесков и кругов на нем, источником происхождения которых несомненно являлась голодная, выпрыгивающая за мошкарой рыба. Но вот беда, удилище было безобразно коротко, и забросить наживку туда, где плескалась рыба, не удавалось. От удилища пришлось отказаться и забрасывать снасть примерно таким способом, каким забрасывают донку. Для того, чтобы все же добросить достаточно далеко, Руслану пришлось довольно неустойчиво стоять на камне, находящемся на расстоянии метров на пяти от берега. А чтобы до него добраться, надо было прыгать по камешкам, выстроившимся в цепочку.

Процесс рыбалки выглядел примерно так. Руся, стараясь не упасть, лихо забрасывал снасть подальше. Если сразу на наживку, лежащую на поверхности не набрасывался хариус, то ждали до тех пор, пока насекомое трепыхалось, затем вытаскивал снасть. Руслан в данном положении был не способен ни на что кроме как забрасывать и вытаскивать наше нехитрое приспособление для ловли. После чего я, стоя на другом камне (поближе к берегу), либо поправлял наживку, либо ее менял. Наживка в тех краях, по крайней мере, та, которую нам удалось поймать, была какая-то дохлая и не выдерживала больше трех-четырех забросов. Как мы мечтали о наших кузнечиках средней полосы, бодро трепыхающихся на крючке. Да и вообще наживки было мало, и ее очень берегли. Большую часть насекомых поймала Анька. Но бывало, что она не успевала, и тогда мы втроем прочесывали в поисках насекомых окрестные полянки и создавали стратегический запас.

В целом на рыбалке было весело, а главное, что подстегивало наш энтузиазм, в озере, было полно рыбы, которая прямо-таки глумилась над нами, постоянно схватывая с поверхности всяких букашек. Впрочем, иногда она снисходила и вцеплялась в нашу наживку. Но возможности Руси в плане подсечки, без удилища были крайне невелики. Поэтому долго поймать ничего не удавалось. Уже приближался вечер. Поверхность озера от рыбьих всплесков, выглядела как кипящий котел. Казалось озеро ходит ходуном и того и гляди, прорвется, от рыбы, которая не вмещается в его пределы.

Поклевки стали частыми, и иногда леска сильно натягивалась, но, увы. Азарт возрастал. Руся монополизировал "ловный" камень и в ответ на мои настойчивые просьбы дать половить, говорил, что он тут уже приноровился, а пока я приспособлюсь, пройдет много времени, а рыбу надо ловить, пока она горяча. Пришлось смириться. И все же, наконец, Руслану удалось удачно зацепить и дотащить, а главное снять рыбу с крючка, раньше, чем она это сделает сама. Первый улов! Хариус длиной примерно сантиметров пятнадцать-двадцать. Весть об этом быстро достигла лагеря. И вот, тут как тут нарисовался Шурик с неподдельным интересом и просьбами дать ему половить. Половить, как и следовало ожидать, не дали, но запрягли искать насекомых, которых в лесу, с наступлением вечера стало находить очень трудно. Саша немного позанимался этим малоинтересным занятием, и, поняв, что половить все равно не дадут, отправился восвояси. А дело шло на лад. Частые поклевки, срывающаяся в воде рыба - поэтому, о ее размере можно лишь догадываться), постоянные всплески прямо-таки монстров подогревали азарт. Плохо было то, что запас несчастных насекомых, обреченных на съеденье, подходил к концу, и медленно, но верно становилось темнее.

Апогеем рыбалки стал момент, когда Руся подсек и потащил рыбу, но потащил так медленно и тяжело, что я бросился ему помогать. Очевидно, что на крючке сидел крокодил, но крокодилы в тайге не ловятся, а поэтому … рывок … и мы едва не падаем в воду. Вот это да! Азарт превратился в полный угар. Заброс, подсечка, опять заброс, наживка, подсечка - со скоростью автомата на поточной линии. Хариус то и дело хватал, леска натягивалась, но до логического завершения действие не доходило. Еще пару раз хватало что-то действительно стоящее, с тем же, уже привычным итогом. Посреди всего этого, удалось вытащить еще две рыбки примерно тех же размеров, но одну Руся уронил в воду, уже сняв с крючка.

Незаметно для нас наступил вечери, стало так темно, что ловля была уже бессмысленна, несмотря на то, что рыба по-прежнему плескалась. Увидеть, когда надо тянуть, стало просто невозможно, а частота поклевок была все же не такой интенсивной, чтобы тащить наугад. Да и наживка подошла к концу. Идем ужинать, обмениваясь впечатлениями по поводу упущенного крокодила - вот это был бы фурор!

Народ с любопытством разглядывает двух пойманных хариусов. Конечно, мы точно не знаем, что это были именно хариусы, но в здешних местах это самая распространенная и наименее ценная рыба. Поэтому вероятность, что мы на нашу убогую снасть выловили сразу две какие-нибудь деликатесные рыбы, была очень мала. К тому же наш улов был похож (конечно, не размером, а формами) на то, что нам показывали наши соседи ? обитатели избушки на краю озера. А у них, как нам сказали, в ведерке лежали хариусы.

Оказывается, пока мы удили рыбу, Ванька и Сергей Олегович, все продолжали валяться в палатке. К ужину они, наконец, вылезли и поведали нам свою грустную историю. Сразу после возвращения со сборов, они залегли в палатку, отдохнуть. Но тут наступил полный упадок сил, тошнота, головокружение. Потом начались проблемы с желудком. Вот она сила собранного корешка - только лизнули и полная нетрудоспособность в течение дня обеспечена. Поэтому-то они и не вылезали обедать. Только к вечеру самочувствие стало приемлемым для того, чтобы выйти на всеобщее обозрение. После таких злоключений большая часть собирателей решила, что найденный корень вовсе не является "золотым" и выбросила все добытые таким трудом запасы. Но были люди, решившие до окончательного выяснения правды у сведущих людей, не спешить и сохранить корешки, очевидно надеясь, что к такому отрицательному результату привело употребление ценного растения в не пригодном для этого виде.

После ужина ожидался хит дня - дегустация улова. Долго думали над тем, как его приготовить, так, чтобы малое количество рыбы не превратилось в ничтожно малое. Решили запечь в углях, завернув в фольгу. Только вот фольги ни у кого не нашлось. И все же ее удалось раздобыть, правда, в виде клочков от обертки некоторых пузырьков лекарств и шоколадок. Рыба была тщательно упакована в эти разноцветные обрывки и торжественно погребена под слоем углей. Надо сказать, что рыбка, несмотря на малые размеры, в своих вкусовых свойствах не разочаровала наших ожиданий. К сожалению, каждому досталось по очень маленькому кусочку - еще бы, один, не достигший половой зрелости хариус на шестерых.

За дневку народ более-менее оправился от разных хворей, как простудного, так и иного происхождения. К вечеру группа в полном составе сидела вокруг костра в хорошем расположении духа и тела. И еще долго пели песни, пили чай и обсуждали дальнейшие планы.