Люди и горы > Очерки, дневники - 2000 >

Идем туда, не знаем куда

Еще вчера вечером, мы решили укоротить наше кольцо в Ергаках, срезав несколько ходовых дней. Причин было несколько. Во-первых проблемы с больными, правда теперь, место выздоровевшего Ильи заняла Галина Борисовна. А Машка, хоть и чувствовала себя лучше, но еще не могла быть вычеркнута из списка нашего лазарета. Во-вторых, большое количество дней, потраченное на дорогу, должно вылиться в уменьшение числа дневок, что при наличии больных крайне нежелательно. Поэтому было решено срезать кольцо. Вместо, по меньшей мере, трех ходовых дней, скорее всего без дневок, по маршруту оз.Светлое - р. В.Буйба - оз. Буйбинское - р.Тайгиш - оз.Горных Духов, решили сделать два ходовых дня с дневкой, и, срезав угол между В.Буйбой и Тайгишом через оз.Безрыбное и какой-то перевал, выйти сразу в верховья Тайгиша, недалеко от оз.Горных Духов.

Согласно ранее спланированному маршруту, сегодня нам предстояло дойти до озера Буйбинского. До туда от Светлого - километров десять-двенадцать, но это если ты птица. Но мы - не птицы, а птицы - не мы, поэтому путь предстоял гораздо более долгий. Сначала требовалось пересечь небольшой отрожек и выйти на ручей Золотой ключ (вытекающий из одноименного озера). Такое название сообщает (если только оно дано не для отвода глаз) о наличии на нем так называемого "золотого корня", очень ценного лекарственного растения, по своим лечебным свойствам, почти не уступающего женьшеню. Научное название - радиола розовая. Дальше следовало спуститься вниз по ручью до его впадения в Верхнюю Буйбу и затем подниматься по ней, повернув почти на 90° , до озера Буйбинского. В общем, пришлось бы сделать большой крюк и пройти в результате около 20 километров (это с больными-то!).

А если, по нашему плану, укорачивать эту часть маршрута, то конечным пунктом сегодняшнего перехода должно было стать озеро Безрыбное, из которого вытекает следующий после Золотого приток Буйбы. Если ходить вдоль водных артерий (что без сомнения является наиболее удобным способом передвижения в тайге) то выигрыш в километраже, по сравнению с путем на Буйбинское будет несущественным - около 2 километров, так как на четыре пятых это одна и та же дорога. Но существовала возможность попасть на Безрыбное, срезав путь через отрог, который разделяет Золотой и собственно озеро. В этом случае, до Безрыбного получалось всего 8-10 километров. До выхода мы договорились, что так пойдем, только в случае, если в нужном направлении будет какая-нибудь тропа. Без нее, этот, вроде бы, короткий путь, станет еще более тяжелым и долгим.

Надо сказать, что Безрыбное очень нас привлекало. С этого озера, судя по описаниям должны открываться не менее красивые виды, чем со Светлого. Кроме этого, по рассказам местных, "говорящее" название озера соответствует действительности с точностью до наоборот, то есть рыбы там завались. Мне, если честно, не очень верилось в то, что озеро специально названо так непривлекательно для отвода глаз, а точнее, удочек и спиннингов потенциальных рыбаков. Но всякое бывает, а поесть вкусной рыбки, типа хариуса, очень хотелось, да и инстинкт рыбака давал о себе знать. Все вышесказанное, в сочетании с тем, что идти сравнительно недалеко, увеличивало желание туда попасть.

На Золотом ручье

Решение принято, выходим из лагеря по тропе, ведущей в направлении Золотого ручья. Сегодня моя очередь быть штурманом. До Золотого доходим без проблем. Вдоль ручья идет неплохая тропа. Идем пока по ней, а я гляжу, не пойдет ли от нее ответвление в подходящую сторону. Наконец оно найдено, но тропка уж очень запущена. Все же решаем рискнуть, сворачиваем на нее и углубляемся в лес.

Следующие несколько часов плохо отложились у меня в памяти, помню только, что все время ломились через тайгу, с редкими остановками. Тропулечка, которую мы выбрали, все время грозила зачахнуть. Кроме того, нам нужно было придерживаться северо-восточного направления, даже северо-восточно-восточного. Но тропа шла, как ей вздумается, и через некоторое время ее общее направление уже нельзя было точно установить. К тому она то и дело разветвлялась, причем все ответвления шли либо на восток, либо на север. Чтобы как-то выдержать нужное направление в целом, я то и дело сворачивал то на тропу ведущую примерно на восток, то на север, иногда советуясь с другими.

По карте было понятно, что уклонись мы излишне на север, мы вышли бы на ручей, впадающий в Безрыбное, и по нему легко спустились к озеру, затратив, впрочем, немного больше времени. В случае же, если бы мы ушли восточнее, то могли выйти к Буйбе, и тогда к озеру пришлось довольно долго подниматься, и весь маневр, в общем-то, коту под хвост. Исходя из этих соображений, я честно старался сворачивать на северные ответвления тропы чаще, чем на восточные. Тропа то совсем исчезала в дебрях, то вдруг находилась, то опять исчезала. Скорее всего, тропулечки, которые мы то теряли, то находили, были звериными. Отрог был весь покрыт лесом, но не хвойным, а лиственным, с дебрями из кустарников и высокой травы. Иногда среди ярко зеленого поля листвы берез и осин, мелькали грязными пятнами пихты. Потом ломились уже почти все время без тропы, стараясь, выдерживать направление. Отрог состоит из большого количества маленьких отрожков, поэтому приходилось все время спускаться-подниматься и иногда переходить маленькие ручьи.

Времени прошло несколько часов, и, в любом случае, пора уже появиться, если уж не Безрыбному, то какой-нибудь воде. И вот, неожиданно мы вываливаемся на берег какой-то достаточно широкой речки. Все очень устали. Объявляется перекус. Тем временем советуемся друг с другом и картой, по поводу, что это такое за река. По направлению она не подходит ни к одной из тех, куда мы могли выйти. Очень странно. Замечаем на другом берегу, немного поодаль, на живописной полянке, избушку. Я, как неудачливый штурман и Анька, как человек, имеющий шило в одном месте, отправляемся туда выяснить наше местонахождение. Речку переходим вброд. У избы стоят люди. По пути к ним, Анька меня наставляет: "Не пялься на людей издалека, пока не поздоровались, смотри себе под ноги". Кто были эти люди, я не помню, но они объяснили, где мы находимся. То, что они сказали (а это оказалось правдой) до сих пор с трудом поддается объяснению, и настолько невероятно, что тогда я просто остолбенел. Оказалось, что в результате всех наших хитрых маневров мы вышли опять к ручью Золотой ключ, недалеко от места его впадения в Нижнюю Буйбу! Перейдя ручей обратно, сообщаем нашим "радостную" новость - немая сцена. Я подумал, что если бы тут не было людей, то дальнейшие похождения могли бы завести нас еще бог знает куда, так как мы ни за что на свете не признали бы в этом ручье Золотой ключ.

В общем-то, в нашем местонахождении нет ничего плохого. Но чтобы сюда попасть достаточно всего лишь час-полтора спускаться по Золотому, а не ломиться несколько часов без троп через тайгу. Обычная в подобных ситуациях шутка "для бешеного кобеля восемнадцать верст - не крюк", не вызывает обычный прилив оптимизма. Приходится признать, что мы (частично по моей вине, хотя я, убей бог, не пойму, как это получилось) потеряли зря кучу времени и, самое главное сил. Теперь идти на Безрыбное большого смысла нет. Все очень устали, Галина Борисовна чувствует себя плохо, заболевает. Завтра, после такого дня, в любом случае надо делать дневку, даже если будет не хватать дней в конце похода. Тогда придется либо урезать вторую часть маршрута, либо проявлять волю к победе и ходить совсем без дневок. А сегодня в надо поднявшись вверх по Буйбе, все же дойти до Буйбинского. Идти еще километров десять-двенадцать, но, по крайней мере, по тропе вдоль реки.

Судя по тому, что нам сказали люди из избы, до впадения Золотого в Буйбу всего ничего, около километра. С места перекуса, а оно довольно возвышенное и видно далеко, должно быть видно слияние. Я безуспешно всматривался в узенькую ниточку Золотого вниз по течению, Буйбы видно не было. Оставалось надеяться, что впадение скрыто поворотом реки и деревьями. Однако отсюда было видно, что Золотой продолжается вниз по течению гораздо дальше, чем на километр, где он по идее должен впадать в Буйбу. Тут -то меня зародилось сомнение в правильности того, что нам рассказали, а заодно, надежда, что может мы где-то ближе к цели. Но, с другой стороны, избушка - строение стационарное, передвижению не подлежит, и если люди туда доходят, значит, они точно знают ее правильное расположение на карте. Продолжая вглядываться в Золотой, вдруг понимаю, что начинаю сходить с ума - мне кажется, что ручей течет не вниз, а вверх! Осторожно, чтобы меня не приняли за сумасшедшего, пытаюсь объяснить это другим. Как ни странно, на остальных мое объяснение не производит желаемого эффекта, но народ начинает смеяться. Оказалось, все уже поняли, что, вторая половина ручья - это Буйба, после слияния с Золотым. А то, что она течет вверх, всего лишь обман зрения, вот ведь какая штука!

Хорошенько отдохнув и перекусив тем, чем положено по раскладке, настраиваемся на долгую дорогу. Одно хорошо, сбиться с пути невозможно. Тропа аккуратно срезает угол слияния рек - и вот мы уже идем вверх по Нижней Буйбе. Тропа довольно хорошая, завалов и прочих неприятных препятствий почти совсем нет. Все после долгих часов блуждания по тайге устали и даже долгий привал не сильно помог. Но, как ни странно, настроение веселое и на каждом привале народ постоянно хохмит. В отличие от нашей практики не растягиваться на маршруте, здесь каждый идет, как может, и в результате на привалах первые пришедшие ждут последних минут по десять. Руководство решает положить конец этому безобразию, и дальше темп задают более медленные и уставшие. Без проблем переходим по камням несколько притоков Буйбы.

На одном из привалов мы с Галиной Борисовной, как люди сведущие в ботанике, устраиваем дискуссию о том, как выглядит легендарный "золотой корень" - радиола розовая. Мы оба видели это растение только на картинках и поэтому внимательно всматриваемся в особенно похожие травы, растущие здесь. На этом привале мы вокруг увидели много растений, как нам обоим показалось, очень похожих на столь вожделенную траву. После некоторых обсуждений было постановлено - это и есть радиола розовая. А так как до Буйбинского уже не очень далеко, то решаем завтра на дневке прийти сюда и устроить глобальный сбор этих очень полезных даров природы.

Вскоре опять пускаемся в путь. Долина Буйбы довольно широкая и вокруг много травянистой растительности высотой почти в человеческий рост, поэтому, того, кто идет на несколько десятков метров дальше совсем не видно. Вот и ручей, вытекающий из Безрыбного. И хотя до туда недалеко - километра три, ни у кого даже не возникает мысли свернуть туда. Впрочем, до Буйбинского примерно столько же. Ручей по камням не перейти, по крайней мере, в месте, где его пересекает тропа, а ходить и искать нет никакого желания. Здесь течение не сильное, а дно песчаное с крупными гладкими камнями, поэтому переходим ручей без обуви на ногах - чего зря мочить. Глубина, если идти по песчаному дну примерно по бедра, а если по лежащим камням - по колено. Хитрый Шурик пошел по камням, чтобы меньше мокнуть (вода все-таки холодная), но они оказались очень скользкие и в результате получился большой плюх! Он немного искупался вместе с рюкзаком, хорошо еще, что течение не сильное и удалось быстро встать и вылезти на берег. Выйти из воды сухим ему не удалось. Более того, когда Саня собирался в поход, он решил обойтись без полиэтиленового вкладыша в рюкзак. Вещи промокли, не то, чтобы совсем все, но большая часть уж точно. К таким злоключениям, выпавшим на его долю, Шурик отнесся с юмором. Частично переодевшись, в спасенное от воды и выданное во временное пользование обмундирование, он, довольный собой, продолжил путь, еще долго посмеиваясь над собственной ловкостью и хитростью.

Последний переход, и мы подходим к Буйбинскому. На противоположной стороне Буйбы стоит мужик и на спиннинг ловит рыбу. Ну, людьми нас не удивишь, каждый день кого-нибудь встречаем - вот тебе и глухомань! Перейти речку не так уж просто, к тому же опять разуваться совсем не хочется. Но тропа сама приводит нас к переправе из бревен. Немного эквилибристики и трудности позади. В прозрачной воде реки часто мелькает серебристая молния - хариус. Рядом с местом, где из озера вытекает, река стоит избушка, в которой живут какие-то люди. Разговариваем, они показывают свой улов - внушительно. Уже темнеет и пора ставить лагерь. Отходим от избы подальше, метров на пятьсот, чтобы не мешать друг другу спокойно отдыхать. Находим удобную стоянку. Дров много, удобный подход к воде. Теперь можно расслабиться. Завтра вынужденная дневка, однако, обещающая много интересного.