Люди и горы > Очерки, дневники - 2000 >

Автор: Спартак Краснопевцев, г.Новосибирск

Дорога в облака.

Рассказ о путешествии по Горному Алтаю.
В 5-и частях.

Часть 2. Ворота Аккема.

Часть 1. Дорога в Горы.
Часть 3. К подножию Белухи.
Часть 4. Лавина.
Часть 5. Домой !

...И вот, в шесть вечера, мы в Тюнгуре. Голова ещё гудит после долгой дороги. Тут почти ничего не изменилось с прошлого года. Так же блестит река Катунь в лучах вечернего солнца.

Река Катунь. Вид с Тюнгурского моста.

Тут ко мне подошла одна из женщин из Череповца, с которыми мы ехали вместе от Маймы. Она рассказала такую историю. Они ехали сюда через Москву и Барнаул. Когда они только зашли в наш автобус в Майме, она посмотрела на меня и вспомнила, что где-то меня уже видела. Поэтому она и спросила меня тогда – не были ли мы в Москве или Барнауле. Когда я сказал, что мы из Новосибирска она начала вспоминать, где же ещё могла видеть меня. Этот вопрос мучил её до тех пор, пока она не вспомнила, что видела меня во сне дня три назад. Она уверяла, что это был именно я. Почему-то она придавала этому большое значение. Вот они пол-дороги и обсуждали это явление. Я не знал что и сказать.

Тюнгур. Мост через Катунь.

Мы немного размялись и напялили наши неподъёмные рюкзаки. На удивление я не почувствовал какой-нибудь чрезмерности веса. Я не стал особенно радоваться этому, т.к. знал, что нам всё-таки предстоит пройти ещё очень и очень много, и я успею ещё насладиться ощущением веса за спиной.

Пора было идти. В начале шестого мы двинулись в путь. Прямо тут же, на мосту через Катунь, нас встретила ватага ребятни и женщина. Оказывается, они дежурили у входа на мост. Женщина сказала, что переход через мост теперь платный. Проход одного человека стоит 3 рубля, платить нужно только по пути вперёд. Я спросил, куда же идут вырученные средства. Мне сказали, что деньги пойдут на реставрацию моста. Мы не стали спорить. Я выложил девять рублей на такое важное для нас дело как ремонт моста. Нам ведь всё-таки ещё обратно идти (я надеюсь). Сами-то мы прекрасно понимали, что тут каждый зарабатывает как может и вряд ли кто-нибудь серьёзно задумывается о реставрации моста.

Мы дошли до села Кучерла, пересекли хорошо знакомую нам с Серёжкой реку Кучерлу и встали на короткий привал. Чуть передохнули, набрали свежей воды из реки и пошли по дороге в сторону от неё, к перевалу Кузуяк. Первое время мы шли лесом, потом пересекли большое поле. Тут нам встретилась маленькая девочка, ехавшая на коне. На вид ей было лет восемь, не больше. Я спросил у неё – далеко ли нам до ручья. Она ответила, что ручей в километре отсюда. Меня удивил её уверенный и серъёзный ответ. Не смотря на свой детский возраст девочка совершенно спокойно держалась в таком удалении от ближайшего жилья. Я уж не говорю, о том, что она лихо справлялась с конём.

Мы продолжили свой путь. Пройдя поле мы, наконец, увидели ручей. Это значит – пора ставить лагерь. В горах темнеет быстро.

Приготовили кашу и чай, поужинали и стали готовиться к ночёвке. Было уже темно, когда я последний забрался в палатку. Стоило мне застегнуть молнию, как вдруг что-то ярко сверкнуло, и через некоторое время до нас донеслись раскаты грома. Началась гроза. Действительно, вслед за этим подул сильный сухой ветер. Через некоторое время начался шквальный дождь. Мы лежали в палатке, а по её полам барабанили крупные капли дождя. Все уже заснули, а я всё лежал и присматривался к вспышкам, считая секунды до грома. Дело в том, что мы поставили палатку неподалёку от одинокой старой берёзы. Неизвестно, что бы было, если бы в неё ударила молния. К счастью, гроза прошла, не причинив нам вреда. Но на этом ночные кошмары не закончились.

Около четырёх утра опять налетела гроза. Так же сверкали молнии, и громыхал гром. Все наши вещи мы надёжно спрятали под специальной полиэтиленовой плёнкой рядом с палаткой, поэтому были спокойны за них.

Утром 23 июля я проснулся около семи. Выглянул из палатки. Только что закончился мелкий моросящий дождик. Я взял видеокамеру и решил заснять поднимающийся туман. Очень красивое зрелище!

В это утро мы не стали торопиться с выходом, т.к. вся тайга была мокрая и, задев любую ветку, можно было промокнуть до нитки. Согрели завтрак, хорошо перекусили. Потом неспеша стали собираться. Первый раз собираться всегда сложно. Ещё не знаешь точно, в какой последовательности и как складывать вещи в рюкзак. Принцип "тяжёлое вниз" тут не подходит, потому что на остановках и привалах со дна рюкзака какую-нибудь мелочь уже не вытащить. Придётся выкладывать почти весь рюкзак. А что-нибудь вытаскивать приходится постоянно. То футболку нужно переодеть, то достать полиэтиленовый плащ от дождя, то свитер, то перекусить сухариками.

Мы вышли в путь примерно в час дня. Нам предстоял подъём на первый перевал – Кузуяк. Дорога, вспаханная копытами лошадей, после дождя превратилась в грязевое месиво. Подниматься по такой тропе было просто невозможно. Приходилось идти по траве рядом. Несколько раз затевался мелкий дождик, но быстро заканчивался. По пути мы встретили три или четыре группы, возвращающиеся с гор в Тюнгур. Иногда мы останавливались и ели красную смородину, растущую тут в изобилии.

Вид с перевала Кузуяк в сторону Тюнгура

В шесть часов вечера мы поднялись, наконец, на перевал. Появилось солнышко. Мы сфотографировались. По традиции, завязали на дереве по ленточке. Дальше перед нами был спуск в долину реки Аккем. Я знал, что не так далеко должно быть зимовье. Нам бы не помешало высушить на печке промокшую обувь и одежду.

Примерно через час мы увидели избушку. Это была та самая избушка, в которой мне довелось ночевать двенадцать с половиной лет назад, зимой, когда мы возвращались с Аккемского озера. Она почти не изменилась, только сверху появилась вторая наклонная крыша.

На пороге нас встретил обросший парень лет 30-ти. Оказалось, что он из Москвы. Идет с Аккемского озера, возвращается в Тюнгур. Сюда подошёл чуть раньше нас. Его группа ушла вперёд, чтобы до вечера преодолеть перевал и спуститься с той стороны. Мы встретили их на перевале. Он же решил не рвать и заночевать тут. В избушке мы разместились вместе. Места хватило. Нарубили дров, растопили печку, развесили мокрые вещи, приготовили еду.

Я разговорился с этим парнем. Оказалось, что зовут его Виктор Тараканов. Он первый раз на Алтае. Очарован его великолепием. Он сказал, что больше всего его поражает мягкость этих гор – "они как будто живые". Это, кстати, уже не первый человек, который говорит мне, что горы на Алтае "живые". Действительно, ощущается присутствие какого-то духа. Поразительное ощущение. Мы долго разговаривали с ним. Я рассказал о своих предыдущих путешествиях. Ему очень понравился мой рассказ, и он сказал, что рад, что повстречался со мной и именно здесь. Сказал, что рад, что я так глубоко чувствую природу. Я предложил прочитать своё описание в Интернете и дал ему свой электронный адрес. Он дал мне свой телефон в Москве.

Мы поужинали и легли спать на широкие нары. Виктор тоже лёг на другие нары. Печку растопили очень сильно, и было даже жарко. Почти всю ночь лил дождик.

Утренний туман на отрогах Ороктойского хребта

Утром 24 июля я встал в шесть утра. Дождик прекратился. Окружающие горы были покрыты клочками тумана. Солнце тчётно пыталось найти лазейку в клочках тумана и облаках. Постепенно ветерок начал разгонять эту хмарь. Появилось солнце. Виктор собрался и пошёл своей дорогой, на перевал Кузуяк. Мы попрощались с ним.

Как и вчера, мы не особенно торопились выйти в путь. Тайга ещё мокрая после ночного дождя.

Около часа дня мы вышли в путь. Как и вчера, тропа была грязная и скользкая. Приходилось идти по траве, чтобы не подскользнуться. Вскоре перед нами стала открываться Аккемская долина. Всё-таки какая-то особая тайна присутствовала в этом пейзаже. Что-то неуловимое. Я не мог насмотреться на эти горы. Какая-то услада вливалась в мою душу. Аккемская долина в этом отношении имеет своё уникальное настроение. Я видел много красивых рек на Алтае. Их долины тоже очень живописные. Но Аккем заметно выделяется среди всех. Может быть, конечно, он входит в какой-то унисон с моим восприятием. Всё-таки это моё субъективное ощущение.

Ак-Кем переводится с тюркского языка как Белая Вода. Действительно, вода в реке имеет молочно-белый оттенок. Эта река берёт своё начало из Аккемского ледника, который в свою очередь сползает со склонов Белухи – высочайшей вершины Сибири. Целью нашей экспедиции как раз и было посещение Аккемского ледника и окрестностей Белухи. Белуха – своего рода алмаз этого горного ожерелья, центр этой горной системы. Поэтому и Аккем, имеющий самое прямое отношение к Белухе, тоже является центральной рекой. Недаром гора названа Белухой, т.е. можно читать как "Белая Гора". Река Аккем тоже названа "Белой Рекой" и является таковой в буквальном смысле. Эта река является неким смысловым продолжением Белухи.

Итак, мы спустились в Аккемскую долину и двигались дальше вверх вдоль реки. Погода постепенно наладилась. Тропа шла на большой высоте от реки по крутому лесистому склону. Примерно половину пути до Аккемского озера, около 20 километров, мы не видели самой реки, потому что тропа шла сквозь гусую тайгу. Снизу доносился лишь шум реки. Это всё, что выдавало её присутствие. Воду мы набирали из ручейков, которые иногда попадались на нашем пути.

Аккемская долина. Вид на хребет Каратюрек

Эту часть пути особо и не опишешь – из-за тайги ничего не видно, только тропа, камни, коряги и корни деревьев, торчащие из земли. Мы просто шли, шли и шли. Так мы прошли до вечера.

В одном месте мы увидели хорошую площадку для лагеря. Решили тут остановиться. Палатку пославили рядом с большим камнем, который служил естественной защитой от ветра и прочих напастей. Неподалёку, внизу протекал крупный ручей. Это был первый ручей из двух, впадающих тут в Аккем. Второй значился на карте метров через 400 веше по реке. А вообще мы находились чуть выше отметки 1195 м.

Не мешкая слишком долго приготовили ужин, посушили одежду и обувь и сытые завалились спать.

Пик Делоне (слева) и Вост.Белуха (справа).

На утро, 25 июля, поднялись, быстро собрались и двинулись дальше. На этот раз вышли рано – в десять утра. Почти ничего не изменилось – опять корни и камни, камни и корни. Добавились только высокие "буераки", как называл их Мишка Амбурцев. Это такие затяжные подъёмы и затем спуски – очень неприятные препятствия, сильно изматывают.

И вот, чуть позже полудня, перед нами предстал просто потрясающий вид. Вдалеке, над тайгой, внезапно открылась гряда ослепительных вершин на фоне синего неба. В центре красовалась великолепная Белуха. До этих гор было ещё около тридцати километров. Мы раскрыв рты стояли зачарованные этой картиной. Просто глаз не оторвать от такой красоты.

Боже! Сколько лет я не видел Белуху! Больше двенадцати лет. С тех пор я был просто болен ею. Сколько раз она снилась мне ночами! Сколько раз я рассматривал знакомые очертания на различных фотографиях! Ещё будучи в армии, я уже планировал какие-то экспедиции, чтобы снять фильм о ней. За все эти годы не проходило и недели, чтобы я не задумывался вновь и вновь о том, чтобы пойти к ней. Я так привык к этим мыслям, что они стали частью моей натуры.

Глядя на её фотографии, я каждый раз заново переживал то волшебное ощущение, которое было у меня, когда я видел её в первый раз. Я убеждён, что Белуха, волшебная гора, обладающая своим духом. И пришёл я сюда не покорять вершины, а вновь ощутить волшебство и мощь её духа.

Аккемская стена и Зап.Белуха

И вот я стою и смотрю на неё. Где-то в душе меня захлестнуло волной. Я не знал, что со мной происходит. Хотелось что-то делать. Бежать к ней. Я готов был тащить груз, какой угодно, сколько угодно, через камни, через реки, через что угодно. Я почувствовал, что сейчас я как железный. Я смогу пережить что угодно. Она притягивала меня к себе нечеловеческой силой.

Белуха испускает как бы лучи своей силы. Даже здесь, в тридцати километрах от неё, я чувствовал её силу. Именно эта сила присутствовала в Аккемской долине, когда она только открылась нам. В дальнейшем, по мере приближения к Горе, эта сила становилась всё больше.

Это место, с которого нам открылась Белуха, я сам для себя назвал "Ворота Аккема". Причём эта мысль пришла ко мне сама по себе, и я подумал, что, наверное, так оно и есть. В простонародье его называют просто "Панорамой". Тропа с этого места спускалась к самой реке. Дальше, до самого озера, она шла рядом с рекой. Тут, с высоты, мы впервые могли увидеть Аккем во всей красе.

По тропе мы спустились к воде. Пройдя ещё некоторое время, решили встать передохнуть и заодно "познакомиться" с рекой. Я зашёл на огромный камень, который со всех сторон омывался водой. Мощный поток воды увлекал за собой воздух, образуя холодный, влажный ветер. Я постоял на камне. Умылся и попил воды из реки. Мощь реки, конечно, впечатляла. Многотонные массы воды белой пеной с грохотом проносились мимо. Громадные глыбы терзали поток воды, превращая его в клокочущую пену и брызги.

Весь дальнейший путь Белуха и окружающая её свита гор то и дело появлялись между деревьями. Теперь мы ощущали, как с каждым шагом постепенно приближаемся к ней.

Следующая ночёвка была в очень красивом месте. Высокая лиственница у ручья, неподалёку гудящий – Аккем, вдалеке, над лесом – Белуха.

Вечером, когда солнце уже давно село, взошла яркая полная луна. Мы сидели у костра, пили чай. Я увидел Белуху и Аккемскую стену в лучах Луны. Зрелище было просто ошеломляющее. Видимо, там был штиль, и горы покрылись плотным одеялом облаков или тумана. Формы гор остались прежними, но теперь это были горы из бугристого тумана, сияющего в лунном свете. Это делало всю картину совершенно нереальной.

Белуха в утренних лучах.

На следующее утро, 26 июля, я проснулся около семи. Было холодно, всего около пяти градусов тепла. Я выбрался из палатки. Погода стояла – просто подарок. Наш лагерь был ещё в тени гор. Красавица Белуха сияла в золотых лучах восходящего солнца. Прямо, как в песне Гребенщикова "золото на голубом". Её вершина слегка курилась.

Я обратил внимание, что облик горы постоянно меняется. Стоит отвести взгляд на пять минут, как она успевает облачиться в шубу облаков или обзавестись длинным хвостом, тянущимся от вершины. В следующий момент – она опять чистая. Это значит, что погода на горе меняется почти ежеминутно.

Когда солнце осветило нас, выйдя из-за гор, стало заметно теплее. Мы позавтракали, собрались и в десять утра вышли в путь. Тропа была ровной, почти без камней и корней.

Иногда Белуха курилась.

К полудню мы увидели впереди, за деревьями озеро. Нашей радости не было предела. Всё-таки, мы уже четвёртый день идём к этому озеру. Осталось совсем немного.

В низовьях озера стояло множество палаток. Тут мы увидели палаточный городок "ЛенАльпТурс". Наша цель была дальше, поэтому мы, не останавливаясь, протопали мимо.

В нижней части озера, на берегу, размещается метеостанция. Сейчас тут уже три или четыре домика, вертолётная площадка, лодочный причал, множество антенн спутниковой связи и специального метеооборудования. Вывеска на дереве гласила, что лагерь можно ставить только на расстоянии 200 метров от метеостанции. Пройдя эти 200 метров после метеостанции, мы увидели ещё один щиток, на котором говорилось, что ближайшие 900 метров также нельзя ставить бивак, т.к. озеро является памятником природы. Пришлось нам топать ещё. Мы поднялись на последний пригорок, и оттуда нам открылся пестрящий всеми цветами палаточный городок. Там мы, видимо, и остановимся.

Аккемское озеро. Вид на Аккемскую стену.

Мы выбрали себе место поближе к озеру, встали метрах в пятидесяти от него. Какое счастье – можно снять рюкзаки. Минут пятнадцать мы просто валялись на траве. Отсюда хорошо была видна Аккемская стена. Сама Белуха частично закрывалась пиком Бориса. Впервые мы увидели вдалеке Аккемский ледник. Отсюда до Белухи примерно десять километров...