Люди и горы > Очерки, дневники - 2000 >

Автор: Спартак Краснопевцев,г.Новосибирск

Дорога в облака.

Рассказ о путешествии по Горному Алтаю.
В 5-и частях.

Часть 5. Домой !

Часть 1. Дорога в Горы.
Часть 2. Ворота Аккема.
Часть 3. К подножию Белухи.
Часть 4. Лавина.
Часть 5. Домой !

30 июля. Я встал в 7 утра. Чудесное солнечное утро. Тишина, ни ветерка. Сегодня мы начинаем путь домой.

Сбегал к "Арбузу", вымыл посуду, согрел кашу. Через полчаса поднялись Серёжка с Верой. Мы быстренько позавтракали, собрались и в 9 утра вышли в обратный путь.

Просто "Рериховский" вид в долину Аккема

Двигались очень бодро. Под горку шлось очень хорошо. Гора отпускала нас с миром.

Вскоре мы подошли к ледопаду. Чуть-чуть поплутали в ледово-каменных лабиринтах, но в итоге вышли на нижнюю часть ледника.Погода стояла очень хорошая. Впереди, внизу сквозь голубую даль угадывалась долина Катуни. В этом месте открывался прямо "рериховский" вид.

Пройдя до конца ледника мы увидели в далеке Аккемское озеро.

Аккемское озеро с ледника

Вот мы подошли к концу ледника. Тут возникли некоторые трудности. Нам предстояло спуститься с ледника на правую сторону Аккема. Дело в том, что ледник тут имеет громадные проталины и трещины. Везде по его поверхности шумят большие потоки воды. Не через все из них можно перебраться. Мы же подошли сюда по центру ледника и оказались отрезанными от краёв глубокими провалами. Подошли к тому самому склону, по которому поднимались на ледник по пути вперёд.

Честно говоря, совсем не хотелось доставать снаряжение и организовывать спуск. Сняли рюкзаки. Серёжка пошёл на разведку осмотреть один мостик. Оказалось, там можно пройти. Осторожно пройдя по ледяной арке над ревущей рекой, мы оказались на правой стороне реки, где успешно сошли с ледника.

Ну вот и всё, на этом ледовая часть нашего пути осталась позади. Теперь мы шли, перепрыгивая с камня на камень или шли по гальке. Нужно отметить, что на обратном пути мы шли по правому (орографически) берегу реки, поэтому впереди, недалеко от озера, нам предстояа переправа через Аккем.

Вот мы подходим к верхнему Аккемскому озеру. Тропа проходит достаточно высоко над его поверхностью. Отсюда видно, что местами илистая поверхность поросла каким-то красноватым растением, возможно клевером.

Верхнее Аккемское озеро. На заднем плане склон хребта Каратюрек.

С каким трепетом мы встречали живую зелень, пробивающуюся тут между камней! Мы так отвыкли от тепла, зелени и прочих атрибутов лета.

Перешли речку Караоюк. Дальше тропа стала плотнее прижиматься к краю Аккема. Камни стали крупнее и нам зачастую приходилось подниматься и опускаться враспорку руками. В некоторых местах на ботинки падали брызки от бушующей реки – так близко шла от неё тропа.

Тут произошёл небольшой инцидент. Я продвигался между камнями и в какой-то момент титановая лыжная палка, выскользнула из моих рук и упала в пенистую воду Аккема. Несколько раз она ещё показалась в крутящихся бурнах, но потом исчезла совсем. Мы попытались немного поискать её, но безуспешно. Пошли дальше.

Серёжка переправляется через Аккем

Вот мы подошли к переправе. Отсюда до озера остаётся буквально пол-часа пути. Как я уже говорил, переправа представляет собой трос, натянутый с одного берега на другой. Характер дна нам совершенно не известен. Некоторое время мы дискутировали по поводу того, стоит ли снимать ботинки во время переправы. Я разулся, засучил джинсы и "попробовал воду". С берега было сразу выше колена. Я выскочил оттуда пулей. Должен сказать, было ОЧЕНЬ ХОЛОДНО. Всё бы ладно, но мы были разгорячённые после долгого пути. Я – так вообще взмокший. Поэтому, неприятность была не в том, что вода холодная (мы уж научились терпеть всё), а в том, что нам предстояло сильное охлаждение в состоянии разогрева. Это могло привести к самым неприятным последствиям. По крайней мере за свой организм я могу сказать – наверняка слягу к вечеру. Могу проболеть с пол дня. Если полечиться спиртом, то может и меньше.

А с другой стороны – что же делать? Других вариантов всё равно нет. Мы с Серёжкой прошурнулись по окрестностям, нигде так и не нашли более благоприятного места для переправы.

Итак, мы разулись, привязали ботинки к клапанам рюкзаков и приготовились к новому испытанию. Ширина реки в этом месте – метров двадцать. Одним рывком не пройдёшь.

Тут Вера со словами "Пустяки!" решительно двинулась вперёд, взялась руками за трос и пошла. Мы с Серёжкой внимательно наблюдали за ней. Ведь в тут могло произойти что угодно. Можно было наступить на острый камень или могло резко подняться давление, да и просто можно было потерять равновесие.

После переправы.

Вера перешла на удивление легко. Хотя может быть это только со стороны кажется.

Я посмотрел на Серёгу. Он сказал, чтобы я шёл следующим. Я опять взялся за трос и спустился в воду. На ноги я надел валявшиеся поодаль разорванный кроссовок и сланец, оба на левую ногу. За первые десять шагов сланец с кроссовком снесло с ног. Чтобы не поранить ноги о подводные камни приходилось ступать очень осторожно. Некоторое время я ещё чувствовал ноги, но потом от жуткого холода они "потерялись", я следил только за тем, чтобы не согнулись коленные суставы на этих теперь "деревянных", неуправляемых ногах. Сильно зазвенело в ушах и перехватило дыхание. Я находился на самой середине реки. До меня дошло, что нужно переправляться как можно быстрее.

Наконец я вцепился рукой в прибрежную травку. Этот берег тоже был крутой. Ноги не слушались и мешал рюкзак, но страшно хотелось вылезти из воды. Тут я просто встал на на колени и выполз на берег. Через мгновение к ногам вернулась чувствительность и они дико заболели. Я засучил мокрые джинсы и начал согревать ледяные ноги руками. Достаточно быстро пришёл в себя.

Тут настала очередь Серёжки. Он двигался ровно, шаг за шагом постигая ледяную пучину. На середине реки он начал громко петь, потом просто орать. Смешно конечно, но я полез помогать ему выбраться на берег. Серёжка выскочил, сбросил рюкзак и начал бегать кругами высоко подпрыгивая словно на раскалённых углях.

Минут пятнадцать мы приходили в себя, потом обулись, собрались и двинулись в дальнейший путь.

Идти оставалось совсем немного, и в три часа дня мы уже были на озере. Уже издалека мы увидели свою закладку. Когда мы разворачивали её, какая-то тётенька подошла к нам и спросила, наша ли это закладка. Мы сказали, что это наша. Тут она вспомнила нас. Она была на озере ещё тогда, когда мы уходили отсюда на ледник.

Поставили лагерь приготовили ужин. До вечера отдыхали.

Вечером, когда солнце уже клонилось к закату я почувствовал себя как-то неладно. Вот и аукнулась наша переправа. Я с детства знаю, что все болячки проходят у меня очень быстро, но черезвычайно интенсивно. Поэтому я предупредил своих чижиков, чтобы они не разводили паники, если мне станет совсем худо. А сам полез в палатку и принял хорошую дозу "лекарства" (спирта) и заснул в спальнике. Помню, меня сильно морозило и трясло. Вера или Серёжка чем-то меня укрывали. Кажется я даже просил у них горячего чаю и они давали мне его.

Проснулся я около одинадцати вечера, когда слабые отсветы зари освещали среди звёзд вершину горы Ярлу. Было тихо, только потрескивал костёр у соседей. Я чувствовал, что выздоровел. Вера с Серёжкой грелись неподалёку у маленького костра. Я надел хобу и пошёл к ним. Они встретили меня внимательным взглядом. Убедившись, что я в порядке, предложили чаю.

Мы просидели ещё с час. Потом пошли спать.

31 июля. Встали в 7:30.

Позавтракали, собрались и 9:45 двинулись в обратный путь.

Проходя мимо ГМС, заши и купили полкило гречки за 20 рублей.Шли целый день. Погода стояда благоприятная. Прошли порядка восемнадцати километров.Вечерний лагерь поставили у "первого ручья", у большого камня, там же, где и по пути вперёд.

Вера совсем измоталась. Как сбросили рюкзаки я достал коврик и положил его на землю, сказал Вере, чтобы она легла.

Поужинали, легли спать без задних ног.

1 августа.

С ночи шёл дождик. Утром он на некоторое время прекратился, но вскоре опять продолжился и шёл до конца дня.

В начале мы пытались ждать, но потом поняли, что это бесполезно. Общим голосованием единогласно приняли решение идти прямо под дождём. Уж так хотелось побыстрее домой.

Промокли практически сразу. Задеваешь любую ветку а в ответ на тебя словно ушак ледяной воды. Дальше уже шли не отклоняясь лишний раз от мокрых веток или травы.

Вышли на поле. Встретили небольшую группу немцев. Они стояли налегке у кустов и ели красную смородину. Как обычно в таких слкчаях: "Hello, – Hello". Видимо наш замученный вид произвёл на них впечатление и один из них протянул мне гроздь смородины, когда я проходил мимо. Я поблагодарил его "Thank you".

Прошли всё поле. Передохнуть решили укрывшись в конструкциях какого-то брошенного камбайна. Стоило снять рюкзаки, как сразу стало холодно. Как-никак, пока идёшь – немного согреваешься, хоть и мокрый до нитки. Не смотря на холод, на половину я был мокрый от пота, а на половину от дождя.

Достали курагу, чернослив и изюм. Умяли эти запасы почти полностью. Теплее практически не стало. Одеваться смысла нет. Лучше приберечь тёплую одежду на вечер.

Дождик всё лил и лил. Был полный штиль. Никакого просвета нигде не было видно. Все горы были в больших рваных клочках тумана.

Нас начало трести от холода. Быстро напялили рюкзаки и снова шатаясь двинулись в путь. Теперь нам предстоял подъём на последний перевал Кузуяк. Ботинки весело пережулькивались водой.

Стоило выйти на подъём, как ноги стали скользить по размякшей грязи. Некоторое время я пытался "буксовать", но потом понял, что так теряется слишком много сил. Стекающие потоки воды промыли в глине канавку. В ней проглядывали камешки. Гораздо удобнее оказалось шагать по этим камешкам, прямо по воде. Мокрее от этого всё равно уже не станешь а идти несравненно легче.

Подъём был безумно мучительным.

Тут мы увидели впереди большую группу американцев. Ради шутки мы скривили довольные, приветливые рожи. Они шли налегке в больших чёрных резиновых плащах, укрывающих с головы до пят. Их было человек пятьдесят. Они шли длинной вереницей, разбитой на отдельные группы. Улыбаясь мы приветливо махали им руками и отвечали на привычное уже "Hello!".

Наконец показалось зимовье – то самое, где мы ночевали по пути вперёд. Какое счастье! Неужели закончилась эта холодная "баня". Мы были вымокшие буквально до нитки. От сырости кожа на руках сморщилась и стала белой.

Я занялся заготовкой дров для печки. Вера с Серёжкой развесили мокрые вещи и начали готовить ужин.

Печка долго не занималась. Сухих дров заготовлено не было. Пришлось принести из леса бересты, мокрых веток и чурок. Наконец печка загудела. Я нарубил и натаскал большую гору сучьев и свалил их возле печки. Со временем они высохли.

Поужинали и обессилившие завалились спать.

2 августа.

Утром всё ещё идёт дождь. Встали в 6 утра. Сильный туман.

Позавтракали, собрались и в 8:30 вышли в путь. Опять под дождём. Всё так же – по канавке, по воде. Сил уже нет.

Через 55 минут были на перевале Кузуяк.

Спускались тоже по грязи. Местами грязь была такая, что обойти её было невозможно. С одной стороны непролазная чаща, с другой скользкий подъём. Приходилось идти прямо по грязи. Местами нога погружалась в неё по колено. Идёшь как по снегу, высоко занося ноги. По глазам стекают капли дождя в перемешку с потом.

Последние два дня идём практически не останавливаясь на привалы. Из-за холода не хочется снимать рюкзаки. Да и поставить то их некуда. Не в грязь же! Останавливаемся, упираемся руками в колени, постоим, отдышимся и снова в путь. Иногда удаётся присесть на какое-нибудь упавшее дерево.

Вот, наконец, то самое поле, где мы встретили девочку на коне. В конце поля лежала громадная лиственница. Пристали сюда. Дождик, вроде бы, закончился. Доели последние запасы изюма и кураги с черносливом.

Примерно к часу дня мы вышли на мост через Кучерлу. Слава Богу, люди!

В деревушке Кучерле зашли в магазин. Ассортимент, конечно, поражает своим богатством. Кроме серого хлеба и махорки практически ничего не было. Купили булку хлеба. Тут же, на завалинке срубали её, запивая Кучерлинской водой из фляжек.

В 14:00 были в Тюнгуре. Только перешли мост, свалили рюкзаки, упали на землю прямо около моста. Мы были все мокрые и в грязи. Мои ботинки и джинсы были просто не узнаваемы. Ведь ещё пару часов назад я шёл по колено в жидкой глине. Я только собрался зайти в Катунь и "выстерать на себе всё", как через мост проехал и остановился рядом с нами автобус "ПАЗ'ик".

Я подошёл к водителю и спросил, не подкинет ли он нас куда-нибудь поближе к цивилизации. Он сказал, что едет в Коксу. Я спросил, есть ли места. Он ответил: "Не знаю". Я сказал: "Ну как же, ведь салон практически пустой". Он всё равно ответил: "Не знаю". Вот тормоз! Мне уже хотелось набить ему морду пока я не дознался, что он оказывается ждёт группу с базы "Высотник".

Оказывается по мосту с пассажирами переезжать запрещено. Вот он переехал пустой и ждёт своих пассажиров. А сколько их, он ещё сам не успел узнать, поскольку база "Высотник" располагается почти рядом с мостом.

Глянув на мост я увидел человек пять. Я сказал водиле, что мы влезем. На счёт цены он тоже ничего не знал. Чтобы не тратить время по-пусту я сказал, что мы заплатим по сорок с человека. Он пожал плечами и с загоревшимися глазами согласился. Кого только земля не носит!

Я подошёл к своим. Серёжка с Верой бессильно раскинулись на земле рядом с рюкзаками и смотрели на меня бессмысленными глазами. Собрав остатки сил мы с Серёжкой перетаскали наши тяжеленные намокшие рюкзаки. Брякнулись на сиденья.

Очень хотелось раздеться, снять эту ненавистную мокрую одежду. Но, похоже, теперь до Коксы сделать это будет невозможно. В 14:15 тронулись в путь.

Как хорошо слышать этот сладостный гул мотора. Неужели где-то впереди нас ждёт тёплый душ, вкусная горячая еда и мягкая, тёплая постель. Голова кружилась от этих мыслей.

Я огляделся по сторонам. Как ни-как, покидаем Тюнгур! Окружающие горы спали, утонув своими вершинами в ватном тумане. Немного жаль было покидать их. Отсюда я ещё ощущал далёкую силу Белухи. Прощай! Прощай!

Третий раз я покидаю Тюнгур. Как по-разному всегда это происходит! Я не могу без этих гор.

Теперь и я с бессмысленными глазами не моргая созерцал проплывающие пейзажи.

В Коксе остановились возле новой почты. Первым делом мы отошли в сторонку. Зашли за какой-то сарай и прикрывая друг друга спинами и рюкзаками переоделись в сухое и относительно чистое.

С рюкзаками в столовую не зайдёшь. Решили поискать гостинницу. Неподалёку стояли разговаривали две бабульки. Мы подошли к ним и спросили где тут найти гостинницу. Этот вопрос привёл их в замешательство. Оказывается гостинницы в Коксе нет. Тут одна из них сказала, что на той стороне реки есть частная гостинница, причём очень хорошая и совсем не дорого. Нам объяснили, в кратце, как её найти.

Перейдя подвесной мост мы вышли к опушке берёзовой рощи. Отсюда чуть вправо уходила натоптанная тропинка. По ней мы и пошли. Минут через пять-десять вышли на открытое место. Справа стояла группа красивых однотипных домиков, огороженных общей оградой. Это и была гостинница.

В самом дальнем домике располагалась администрация. Нам сказали, что один номер стоит 40 рублей с человека в сутки. Предложили ещё вариант – поставить тут же на территории, в березнячке палатку всего за 15 рублей со всех. Там есть оборудованное место для палатки, кострище, столик со скамейками и заготовленные дрова. Этот вариант нам понравился.

Скинули рюкзаки, окончательно переоделись и пошли обратно в Коксу в предвкушении плотного обеда. Ведь мы ещё были голодные.

Заказали почти всё меню. После этого взяли ещё по добавке. Кроме нас посетителей больше не было. Почти весь коллектив столовой был задействован, чтобы принести заказанные нами блюда. Голод одолел нас просто неутолимый. Повора в столовой с удивлением поинтересовались, откуда это мы такие. Я вкратце рассказал про наши путешествия. Тётки попались разговорчивые.

Мы вышли из столовой с полными животами – ГОЛОДНЫЕ! Теперь мы пошли по многочисленным магазинчикам. Мы покупали почти всю еду, попадавшуюся на пути. Покупали зефир, шоколад, печенье, пряники, пиво, пироженное, снова пироженное, опять пиво. Купили сахар на вечер к чаю. Садились на паребрик, под солнышко и ели всё это. Так мы сделали два захода. Вскоре наши руки опять освободились. Мыпошли и заказали переговоры с Новосибирском. Сообщили домой, что скоро приедем.

На ужин нам нужно было купить хлеба. Зашли в магазин. Нам сказали, что хлеб уже кончился. Купить его теперь можно только на хлебозаводе. Мы разузнали как туда пройти.

С трудом найдя хлебозавод, заходим в его магазинчик. Там стоят три тётеньки продавщицы и разговаривают. Хлеба тут тоже не оказалось – уже закончился. Они поинтересовались откуда мы. Мы сказали, что только что прибыли с гор – еще сегодня утром шли через перевал, были под Белухой, попали под лавину. Эти тётеньки прямо руками развели. Одна и говорит: "Как только вы зашли, я сразу почувствовала – от вас идёт какое-то светлое излучение. Излучение чистоты. Вы ребята сейчас чистые душой. Священная гора очистила вас". Мы ещё поговорили с ними некоторое время.

Неспеша пошли обратно. Перейдя подвесной мост подошли к берегу, разулись, сели на берегу, опустили измученные мозолями ноги в воду Коксы. Сидели и разговаривали под вечерним солнышком. Как хорошо. Мимо проплывали мелкие рыбёшки. Красиво тут!

Пошли в "гостинницу". Завели примус и поставили чай. Мы с Серёжкой пошли по окрестностям разузнать на счёт молока. Нам пообещали в одном дворе. Просили подойти вечером, в одинадцатом часу.

Вечером мы принесли молока. Наелись пряников, печенья и напились молока. Кроме этого был ещё чай и суп с тушёнкой. Его тоже почти весь слопали. Вот это НАЖРАЛИСЬ мы сегодня! Только теперь я начал ощущать забытые признаки сытости.

Тут к нам подошёл человек лет 35-ти. Спросил, куда мы направляемся. Я сказал, что только спустились с гор. Он спросил где мы ходили. Я пригласил его на скомеечку у костра. Оказалось, что этот парень когда-то работал на Каратюрекской ГМС, примерно в те годы, когда я ходил на Алтай зимой. Мы долго говорили о знакомых местах. Я много интересного узнал от него. Он тоже с интересом выслушал мой рассказ. Сам он с Санкт-Петербурга, приехал сюда к старому другу. Оказывается он хорошо знает Сергея Саланкина из Тюнгура. Вообще, интересный был собеседник.

Спать мы с Серёжкой легли прямо на открытом воздухе, рядом с палаткой. Перед сном ещё тихонько разговаривали и долго рассматривали далёкие звёзды.

3 августа.

Утром встали в 6 утра. Я пошёл умыться в реке. Взял заодно помыть банку из под молока.

Вот и всё. Прощай Горный Алтай!

По земле стелится тонкий туман. Солнце ещё не взошло и на реке я встретил первые его лучи. Как и в прошлый свой поход, сидя на берегу реки я прощаюсь с Алтаем. Опять такая же свежесть и тишина, опять рядом спокойная река.

Вот и всё. Прощай Горный Алтай! Побываю ли я здесь ещё когда нибудь?

Отнёс банку из под молока хозяйке.

Трава богато усыпана сверкающей росой. Сбивая росу я оставлял на земле следы, как зимой.

Собрали лагерь, упаковали рюкзаки в последний раз, рассчитались с хозяевами и двинулись в Коксу, на площадь.

Эта машина домчит нас до Горно-Алтайска

На площади уже дежурили "таксисты".

В половине девятого подошёл автобус с Чендека до Горно-Алтайска. Я подошёл, спросил. Отправление через час. На месте будем в восемь вечера. Один колымщик предложил нам доехать до Горно-Алтайска к обеду. Просил по 160 рублей с человека, ехать на "Ниве". Это на двадцать рублей дороже, чем на автобусе, за то мы точно успеваем сегодня на вечерний поезд "Бийск-Новосибирск". Мы прикинули и решили согласиться.

Непродолжительная загрузка и мы уже едем. Девять утра.

Обратная дорога всегда проносится быстро. Не успели мы глазом моргнуть, как остановились на перекур в Усть-Кане.

Мы прошлись по магазинам, зашли в Универмаг, который в прошлом году ещё только строился. Я хотел купить какой-нибудь сувенирчик. К сожалению ничего подходящего не было.

Поехали дальше. Через несколько километров после Кана мы свернули на какую-то незнакомую дорогу. Оказалось так на 70 километров короче и движение не столь интенсивное. Эта дорога выходит на Чуйский тракт в селе Черга.

Перед самым Горно-Алтайском, в километре от него, прокололи колесо. Водитель оперативно заменил его на запаску.

В три часа дня были в Горно-Алтайске. Не успели мы выгрузиться, как к нам подошёл какой-то мужичок и предложил довезти до Бийска. Машина "Москвич-2141". Цена устроила и мы оперативно загрузились.

В половине пятого были в Бийске.

Тут мы опять предприняли рейд по магазинам, ларькам и кафе. В кафе заказали пельмени, плов, купили булочек, пива и сока.

В 20:10 наш поезд тронулся. Мы ехали в плацкартном вагоне.

4 августа.

В 6:15 утра наш поезд прибыл в Новосибирск. Тут мы распрощались и поехали по домам.

Я сел в 31-й автобус и благополучно добрался до дома. В полупустом автобусе ко мне подошла молодая кондукторша и поинтересовалась, откуда это я еду. Я и ей рассказал в кратце про наш поход.

Дома первым делом взвесился. За этот поход я сбросил ВОСЕМЬ килограммов веса.

Хлебнул знакомой Кучерлинской воды из фляжки. Яркой цветной волной нахлынули свежие воспоминания.

Знакомые тополя перед окном. Всё! Я дома!