Люди и горы > Очерки, дневники - 2003 год >

Об описанном случае на Эльбрусе:
Эльбрус. Расписание полетов, Валерий Шамало, г. Санкт-Петербург

Автор: Дмитрий Гурьянов, г. Норильск

Там, где нет дорожных знаков
Эльбрус-2003, январь

“Любовь к альпинниму обратно пропорциональна высоте над уровнем моря”
Новичок.

"Всегда б так ясно было!" (Панорама с "Бочек")

Ноль

…А все началось с форума Mountain.Ru! Точнее, еще несколько лет назад, когда я впервые увидел болтающихся на веревках альпинистов, зарабатывающих сим нелегким трудом себе денег на корку пива. С тех пор прошло энное время, в течение которого корабль жизненных ценностей дал серьезный крен в сторону альпинизма и путешествий.

Таким образом, наступил 2003-й год, когда мы с другом Михой решили предпринять очередную попытку восхождения на Эльбрус в составе сборной команды из Питера, Москвы и Норильска. Познакомившись на вышеозначенном форуме с нужными людьми, такими же безбашенными (на зимний Эльбрус ходят либо аристокра… тьфу, очень серьезные дядьки, либо аморальные юнцы, которым больше нечего терять в жизни), мы собрали команду в 14 человек. Во главе отважного сборища выступил сильный и видный, но такой же легкомысленный монстр альпинизма – Валера Шамало. Мастер спорта, более сотни гор, с десяток маршрутов высшей категории сложности и все такое; его соответствующие регалии без труда можно разыскать в Сети, либо просто пролистав “Вертикальный Мир”.

"Вот мы и собрались" (Встречаемся с питерцами на ЖД-вокзале в Мин. Водах)

Ага, значить, с инструктором у нас сложилось. С ним в компании из северной столицы также прибыло еще несколько человек (разрядники и новички).

"...и еще две москвички"

Из Москвы присоединились две замечательные девочки – Катя и Юля.

Ну, и кроме того были мы с Михой (тот тяжелоатлет с рождения, его рюкзаками не проймешь) из Норильска, да еще две наших девушки, которые поехали просто покататься на досках.

Успех сомнительной операции рос на глазах. Мы с Михой бесконечно прониклись крутостью наших ведущих.

Собравшись наконец утром 3-го января воедино в здании ж/д вокзала в Мин. Водах, мы разделились по машинам двинулись вверх по Баксану, в сторону Эльбруса - высшей точки европейской части материка.

Две тысячи сто

Разместившись в недорогой хижине у подножия горы, и как следует отметив факт сбора группы (легкие и другие алкогольные напитки; песни под гитару; вывеска на всеобщее обозрение шмоток из рюкзаков), мы приготовились восходить в горы.

Чегет

"Любовь к альпинизму обратно пропорциональна высоте над уровнем моря"

4 января. В качестве цели для акклиматизационного восхождения была выбрана гора Чегет (три с чем-то над уровнем моря). Свою физподготовку я никогда не оценивал как высокую, поэтому сильно переживал, что буду задерживать всю группу. А давеча Валера сказал такую фразу: “Ну, мы с утреца сбегаем на г. Чегет, потом пообедаем, и после обеда пойдем (куда-то там)”. Вы понимаете? С 2100 до 3000 мы сбегаем! До обеда! Блин. Утрецо для меня в этом случае должно начаться часа в 2 ночи. Это я так предполагал. Но как бы то ни было, примерно в 10 утра мы двинулись наверх в полном составе, с мужественным взором, и в твердом решении не останавливаться ни перед какими препятствиями. Дима из Питера (такой физически сильный парень) взвалил на себя рюкзак килограммов на пятнадцать. Остальные шли налегке. Шмотки, купленные в Москве (БАСК – двое штанов; Assolo – пара ботинок) показали себя изумительно. Я чувствовал себя комфортно во всех местах ;-)

Чегет. В центре с рюкзаком - Дима

В конце концов все члены группы взяли некий темп, который не заставлял особо напрягаться каждого. Когда подходили к кафе “Ай”, что наверху, кто-то из проезжающих лыжников заметил, что мы идем настолько расслабленно, как будто вниз, а не наверх. Ну, еще бы! Валера уже часа два как ездил по ушам одной нашей “согруппнице”, да и нам тоже. Мы с восхищением внимали его интересному прошлому. Те, у кого хватало дыхания, пытались изредка поддержать монолог. Но для второго дня акклиматизации это было слишком.

"Горнотуристка, бллин…"

Дима из Питера героически пер свой баул. Он так и не отдал его никому. Греб аки комбайн, но тащил. Молодец!

Катя из Питера показала недюжее стремление к цели: когда за ней не успевали углядеть, она оказывалась метров на триста выше остальных. Горнотуристка, бллин… У них в физтехе все такие?

Добрались до кафе. Чай, глинтвейн, еда!

Три восемьсот пятьдесят

"Лучший способ перезимовать лето" (Панорама с "Бочек")

5 января. Прибыли на “бочки”. Димка из Питера “поймал” горняжку. Голова, желудок и все такое.

В лагере было еще несколько альпинистских групп из разных городов, в том числе были весьма опытные ребята, которые в качестве подготовке к Эвересту также решили выполнить восхождение на зимний Эльбрус.

Скромный автор сего повествования

Мы включаем обогревы (по одному ТЭНу на бочку), развешиваем одежду.

Завтра нам предстоит подняться до скал Пастухова и оставить там “заброску” для последующего восхождения – палатки, еду, примуса и еще кой-какие мелочи. Мы наедаемся, напиваемся (чая!), и ложимся спать. У всех боевое настроение. Группа, кажется, сложилась.

Четыре восемьсот. Непогода нынче в моде

6 января, утро. Непогода стояла во всей красе. Дул постоянный ветер со снегом, видимость ограничивалась двумя-тремя десятками метров. Мы с сомнением посмотрели на инструктора. В такую погоду не ходят. Новички, по крайней мере. “А другой погоды не будет…” - флегматично заметил он.

И мы двинулись во мглу.

Лагерь “Бочки” и подножие верхней части горы Эльбрус разделяет больше снежное поле протяженностью более 2 километров, имеющее под собой в основе медленно движущийся ледник с редкими трещинами. Слева по движению к горе оно ограничено каменной грядой, по которой проходит почти неработающая кресельная дорога и линия электропередач. Справа поле простирается на многие километры, по которым заблудший путник может гулять очень-очень долго. От “бочек” до подножия горы есть стандартный и безопасный путь, отмеченный вешками. Эти вешки нередко срывает ветром. Так что их сначала нужно найти.

"Кровь с молоком!"

Снега намело немерено. Передним восходителям приходилось основательно тратить силы на тропление – снега была до колена и выше. Валера Шамало шел первым, и выполнял самую трудную работу. Всем было в разной степени тяжело – акклиматизация была слишком короткой. Дима, несмотря на горняжку, снова тащил рюкзак. Мы шли куда-то вверх по полю, не видя ни горы, ни лагеря. Только размытые пятна фигур крайних восходителей ограничивали область видимости. Иногда Валеру сменяли другие ребята из питерцев – Саша, Володя. Они выглядели более физически подготовленными, чем новички вроде нас с Михой.

На очередном привале нас догнала группа ребят из Краснодара. Как мы им ни уступали дорогу, они не торопились выйти вперед :-)

В какой-то момент Миха с моей подачи (вот я наглый!) решил сменить впереди идущего Валеру. Он вывалился с тропы вправо, и с каким-то воинственным криком резко начал грести всеми конечностями, включая искусственные – палки, ледоруб - короче, как огнедышащий колесный пароход стал неистово продвигаться вперед группы. У некоторых от такого захватывающего зрелища повисла челюсть и рухнули ледорубы. Прокопав таким образом траншею высотой в полчеловека, он достиг начала группы… и рухнул от усталости! Идти первым он уже не мог, но народ оценил его нечеловеческий подвиг. Мы продолжили движение.

Я снова думал о том, что могу “тормозить” всю группу. Мне было ощутимо тяжело идти, и каждый новый шаг был преодолением себя не только физическим, но и моральным. Сделав этот шаг, я был уверен, что на следующий уже не способен. Дышалось часто и в полную грудь. Тело ни в какую не хотело идти. Каждый новый шаг – заставляешь организм подчиниться, выполнить, не остановиться, не отстать. Когда первые восходители останавливались на привал, я был одним из нескольких, кто отдыхал сидя или даже лежа. Хотя бы пару минут. Хотя бы минуту… Димычу было совсем тяжело. Кто-то из нас забрал у него рюкзак.

По ходя движения стали рождаться некоторые выводы о том, как легче идти. Как отключаться от мыслей. О том, что, например, лучше идти на приличной дистанции (хотя бы несколько метров) от своего соседа спереди, выбрав свой, более равномерный темп.

Мы подошли к подножию Эльбруса. Это около 4000 м. Дорога показалось долгой.

Погода меняться не собиралась, все так же дул ветер. Я еще раз искренне поблагодарил некоторых отдельно взятых производителей одежды. Мы пошли вверх, и вскоре добрались до “Приюта одиннадцати” - 4200. Несмотря на небольшую разницу по высоте от “бочек”, горняжка проявлялась значительнее. Мне кружило голову, на попытки сгрызть корень солодки желудок отвечал решительным “не буду!”, и недвусмысленно намекал на возможность “обратного хода”. Корень я все таки догрыз. Со мной все нормально. Кто-то невдалеке окрашивал снег блюдами из недавнего рациона. Димыч понял, что сжег глаза.

Был полдень, или около того, и мы двинулись дальше в сторону скал Пастухова. Уклон стал круче, снега теперь меньше. Кое-где фирн. Некоторые ребята сменили палки на ледорубы. Что характерно, уважаемый инструктор, никогда точно не отвечая на вопросы “где?” и “куда?”, неизменно выводил нас к положенной цели. Ориентируясь по компасу, и еще какому-то “нечто”.

Мы продолжали движение, через каждые десять минут выискивая взглядом впереди скалы Пастухова.

От подножия горы Эльбрус наверх идут две длинные параллельные каменные гряды, образуя “дорогу”. Между ними расстояние в пару сотен метров (на мой взгляд…). На левой из них находится новый “Приют Одиннадцати” - достаточно просторная двухэтажная деревянная избушка с нарами и одеялами. Электричества нет, но переночевать – без проблем. Опять же, если ее найти. Задача восходителей, возвращающихся вниз – непременно попасть между каменными грядами.

Метры казались очень долгими. Кажется, что поднялся уже метров на 200, а реально – на 100. Периодически хочется потерять равновесие. Идешь как в медитации – не осознаешь мир вокруг. Трудно что-то рассказать про этот период…

Через какое-то время показались долгожданные скалы. Ветер стоял еще сильнее. Видимость плохая. Времени было уже три (!) часа дня! Надо было очень быстро искать место для заброски, и сматываться вниз. Через два часа начнет темнеть. Мудрый инструктор тем временем двинулся по скалам вверх в поисках места. Группа лениво поплелась за ним. Через 20 минут поисков мы поняли, что нифига у нас не получится. Слишком сильный ветер, есть опасность наутро не найти вещей. Мы двигаем вниз, к Приюту. Там их и оставим.

Через тернии к бочкам

Непонятно каким по счету чувством Валера все же выводит нас на эту “дорогу” между каменными грядами. Ха, а мы-то сомневались… Нет, ну прикинь, уважаемый: постоянный ветер, видимость – метров… скажем тридцать-сорок, уклон, ведущий и домой, и к черту на рога. На другой чаше весов – что? Только доверие к начальнику. Где-то метрах в 500 вертикальных ниже нас снова ждет Приют. Или поле. Или сброс.

В общем, когда увидели гряду камней, дюже порадовались. И быстрым темпом пошли траверсом ко второй. То, что мы пересекали уклон классически неправильным способом (расстояние между соседними идущими – пара метров), нас уже не смущало. Гораздо более смущало, что уже 4 с чем-то часа дня. И оченно хотелось избавиться от рюкзаков на Приюте.

Приют-11

Дошли. Приют. Быстро сливаем всю тяжесть, курим, двигаем вниз.

Пройдя минут 15-20 вниз, обнаруживаем, что в группе не хватает двоих человек. Стоим и ждем их. Успели покурить. Даже по два раза (успел-то на самом деле только я – остальные в большинстве некурящие). И что делать? Тут сумерки начинаются, а у нас куда-то пара людей делась. Четность, конечно, сохранилась, но сам принцип …

Валера с напарником решают вернуться на Приют. Нахлопать кое-кому по заднице, да и руки согреть. Массовый опрос оставшейся части группы привел к тому, что большинство народа понимает, КАК дойти отсюда до бочек через то самое снежное поле, что впереди. У всех имеется куча ориентиров (а нас, как я сказал, стало больше – с краснодарцами-то!). Компас и GPS с отмеченными позициями. Личная память. Уверенность в силах. Мы готовы сами дойти до Бочек. Благословив друг друга, мы расстаемся с Валерой, и уверенно принимаем путь на юг. Непогода уходить и не собиралась, но нас ждали впереди теплые Бочки, горячий чай, и какой-нить ужин. Мы бодро шагали вниз. Точнее, мы бодро шагали вниз по следам краснодарцев, которые смело рассекали белую гладь тропинкой метровой глубины. Их инструктор пахал как вол, прокладывая тропу для всей группы. Наступала темнота…

Когда идешь во мгле, расстояние и время тянутся очень медленно.

Медленно…

Я со свойственной мне нетерпеливостью раньше всех пытался разглядеть в темноте теплые огни Бочек. Казалось, мы должны были до них дойти. Ветер дул справа, как и должно быть, но впереди ничего кроме сверкающих синими искорками в лучах фонариков “Tikka” снежинок ничего не было видно. Так прошло еще довольно долгое время. Группа сбавила ход. В глазах ребят читалось сомнение в правильности выбранного направления. Появились первые реплики. Я придерживался того же мнения. Пройдя еще некоторое расстояние, все поняли, что до лагеря мы уже должны были дойти.

Джи-Пи-Эс! Десять! Что – десять?..

Мы остановились на привал посовещаться. Единого мнения о дальнейшем движении не было. Кто-то говорил про GPS, кто-то – про юг, кто-то про уклон, кто-то – про свои личные ощущения. Группа устала. Было часов восемь вечера, некоторые уже сильно отставали. Краснодарцы впереди все также гребли под себя снег. Ну раз GPS – то давайте GPS. Я предложил идти именно в соответствии с указаниями этого точного прибора. Владелец аппарата достал его, пощелкал какие-то кнопки, и показал, куда надо идти. Расстояние – километр с чем-то. Это направление явно не совпадало с нашими представлениями о Бочках, но никто особенно не возражал. Мы двинулись перпендикулярно предыдущему ходу. Ветер стал дуть почти в спину. Прошли еще полчаса.

Джи-Пи-Эс! Семьсот метров… Туда…

Рука указывает в новое направление. Мы в сильных сомнениях. Решили опросить компас. Новый вариант. Мы идем по биссектрисе минут двадцать.

Новое направление. Мы общаемся с носителем прибора – Пашей - и выясняем, что он его (прибор) недавно сам впервые взял в руки, но точка “Бочки” на приборе точно отмечена. Обнаруживается, что в приборе несколько режимов, при которых разные стрелки указывают в разных направлениях. Больше знатоков прибора в группе не обнаружилось. Мы окончательно понимаем, что заблудились.

Погоревав над судьбой, мы еще некоторое время пытаемся следовать указаниям прибора. Фраза “Джи-Пи-Эс!” и ответ на нее слышатся через каждые сто метров пути. Не найдя логики в умозаключениях дъявольской игрушки, мы вновь собираемся и слушаем мнение каждого.

Да я вот помню этот склон, мы где-то здесь шли! Ребята, давайте на юг, вон туда… Может, еще раз по прибору? Блин, мы наверное прошли мимо Бочек, и идем ниже… Давайте вооон туда, там каменная гряда с креселкой, па-а любому не промахнемся! А тут наверное трещины есть… У кого мобильник?? А кому ты щас звонить будешь…

Мы выбираем идти в сторону предполагаемой гряды с кресельной дорогой. Па-а любому не промахнемся. Мерзнут конечности. Снова топтать снег. Ха, а я еще 6 часов назад думал, что кончились силы!

В движении на гряду по пути замечаем столб ЛЭП. Ура! Нам по проводам – и вниз! Так подумали все, но почему-то прошли мимо. Вялотекущая горняжка, а? В общем, прошли еще минут пятнадцать. Все. Темнота. Метель. Ни хрена не видно. Более десятка человек в группе, и никто не знает, куда двигать. Надо ждать утра. Натыкаемся на какой-то снежный наддув. В нем-то полегче рыть пещеры! Как хорошо, что есть лопатка! Итак, решено – зарываемся до утра.

Народ! Кто-нибудь умеет пра-а-аильно копать снежные пещеры? …. А?? ………. Понятно…

Сменяя друг друга, люди копают пещеру. Остальные стоят. Кое-кто присел отдохнуть, но ему рекомендуют не делать этого. На всю группу несколько пуховых курток, и все. Эх, кто бы с Бочек пустил ракету! Да все равно не увидишь ее… Или фару, а? Почему они не поставят прожектор, светящий на Гору? Или… может, нас начнут искать? Должны ведь!

И прочая, прочая.

Так. Под низ надо положить палки и пустые рюкзаки. Лечь всем вместе. А потолок не рухнет? Снег-то… пухляк. Блин. Поспишь тут. Ну все же, может нас пойдут искать? Миха! Свети фонариками в разные стороны и вверх! Моргай! Я тоже буду.. А ведь хорошо, что ноги не мерзнут! Так. Звонит мобильник! О-о-о, наши девочки снизу, из теплых комнат! Натаха! Привет! Да, все в порядке! Нет, нормально сходили! Натах… я тебя очень люблю! Мы… копаем снежную пещеру. Заблудились. Натах! Попроси там кого-нить из спасателей, пусть свяжутся с Бочками и передадут там… что-нибудь… Ну ракету что-ль пусть какую… пустят. Ага! До встречи, милая! Я тебя тоже!

Вдруг вдалеке засиял фонарик. Уррра! Нас щас придут и всё спасут. Пещеру тем не менее роем. Надо же, никогда не спал в пещере. Интересно, сны в это время снятся?

Через полчаса фонарик добирается до нас, и мы узнаем Валеру и остальных. Бедные ребята! Они-то, когда шли по правильному направлению, и увидели свет в стороне, подумали, что их встречают из Бочек, и сильно удивились что они, Бочки, оказались совсем не там, где должны. Бедные ребята! Когда мы им вкратце рассказали, в какой же ж… мы находимся, и попросили их дать нам примерные координаты ее и глубину, они развели руками. Авторитет инструктора несколько упал в наших глазах, но мы еще помнили про его “нечто”, которое безотказно выводит его и группу на нужный путь, а потому дух компании резко повысился. Мы решили бросить пещеру, и двинуться дальше. Снизу позвонил Исхак, и приказал нам двигаться по проводам. Мы, вообще-то, и сами догадывались… Я себе честно пообещал: 1) по приходу на Бочки расцеловать их и их обитателей; 2) не ходить больше на Эльбрус в этом сезоне. Мы вернулись к нашим баранам, то бишь к опорам ЛЭП, и оттуда продолжили движение вниз. Креселка! Ура! Мы на верном пути!

"До размораживания куртки осталось 1.5 часа. Я, Юля."

"Миха выращивает сосульки в носу. Юля, Миша."

…Еще через час вдалеке забрезжили теплые огни лагеря. Теплые, желтые огни лагеря. Мы уже устали от холодных, синих огней фонариков…

Миха обморозил пальцы ног. Мази, уколы. Ребята на Бочках покрутили пальцем у виска – это относилось вообще ко всей нашей затее. Мы согревались. Капельки коньяка проливались на наши губы сладким вином. Второе обещание я все-таки решил выполнить.

Когда мы оттаяли во всех смыслах (а лед с маски и куртки сходил еще час), мы устроили внеплановое совещание по поводу послезавтрашнего восхождения. Ибо времени оставалось всего три дня – питерцы покидали нас.

"Инъекция" (Миха обморозил ноги)

В итоге мы – я и Миха - отказались от дальнейшего восхождения. Миха сильно обморозил пальцы ног, я мне… Мне больше не хотелось наверх в ТАКУЮ погоду, а она меняться не собиралась. Возможно, мы бы нормально переночевали (хотя все равно поморозились бы), возможно спокойно бы утром вернулись в лагерь. Но сознательно создавать экстремальных ситуаций не хотелось. Они и так сами приходят, когда считают нужным.

На следующее утро, как в насмешку, над Кавказом распалилось солнце. Видны были горы в десятках километров. Воздух был чистый, голубой и прозрачный. Но, несмотря на сомнения, мы с другом все же двинулись вниз. А на следующий день к нам присоединилась Наташка из Питера.

Мудрый инструктор

Послесловие

Оставшаяся наверху группа также не смогла выполнить восхождение. Погоды не было. На обратном пути двое ребят попали в приключения – падения в трещину на 4 м и 20 м соответственно.

Последний случай вообще уникален и выбивается и ряда возможного: человек провел на этой адской глубине несколько часов в фиксированном положении, и умудрился ничего не сломать и почти не отморозить.

Он всегда был удивительным человеком! Инструктор все-таки…