Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Очерки, фотографии, описания маршрутов - всё это Вы найдёте в разделе Горы Мира
Горы в фотографиях >

Читайте на Mountain.RU :
Отчет о походе


Фото:
Островский  Яков, Шалов  Андрей, г. Москва

 

Горный клуб МИИТ

Внутренний Тянь-Шань
Фотоочерк о походе
Июль-Август 2001 Года

... пятеро туристов Горного Клуба МИИТ прошли поход 4 категории сложности через хребты Кок-Шал-Тоо и Борколдой, совершив 4 первопрохождения перевалов и 1 первопроход траверса хребта ...

Часть 1 
 
1. Вид из поезда: закат над степью Казахстана
Нажмите для увеличения Три дня дороги от Москвы до Бишкека. Первый день по России: леса, поля, цивильные города и деревни. Проводник-киргиз пытается выведать у нас, зачем мы едем в горы, и сколько нам за это платят. И не как не может понять, что едем мы не ради денег. Второй день по Казахстану: пустыня, верблюды, заброшенные деревни. Вагон забивается казахами, люди едут в тамбурах и проходах. На станциях Джамбул, Туркистан и Арысь самые дешевые фрукты и дыни. Третий день - Казахстан и Киргизия: конец пустыни и начало гор. Рано утром приезжаем в Бишкек, где нас должны встретить остальные члены команды, прилетевшие на самолете. И хотя мы в Средней Азии погода совсем не жаркая. За нами приезжает микроавтобус от фирмы "Горы Азии" и мы уезжаем к озеру Иссык-Куль, где нас ждет машина ГАЗ-66, на которой поедем в горы.
 
2. Наша первая машина - ГАЗ 66
Нажмите для увеличенияНажмите для увеличения На озере Иссык-Куль загружаемся в машину, и отправляемся в горы. Поначалу едем по грунтовой дороге, которая ведет в город Ком-Тор, где находится золотой рудник. Периодически встречаем машины с золотом. Затем сворачиваем в сторону. И отъехав километров десять от комторовской дороги, ГАЗ 66 ломается. Попытки починить не привели к успеху. На высоте 3800 метров, нам пришлось заночевать. Подъем на такую высоту без акклиматизации привел к началу горной болезни, почти, у всех участников команды. И только к вечеру следующего дня за нами приехал "уазик", который и отвез нас к погранзаставе, через второй перевал и долину реки Нарын.
 
3. Наша вторая машина и два руководителя (в синем и красном)
Нажмите для увеличения На следующий день нас приехал выручать водитель на другой машине. Она несколько меньше, но показала себя отлично. Да и водитель был не из "робкого десятка". "Машина - зверь, водитель - киргиз" -  такая есть поговорка у киргизских шоферов. Он отвез нас на погранзаставу Карасай. На заставе мы переночевали. Пограничники были гостеприимны: выделили комнату, угостили мясом горного козла - архара.  Оно немного жестковато, но ведь не часто в походе ешь свежее натуральное мясо. Переночевав, поехали к заставе Каракоз, откуда начинался пеший маршрут, где нас ждали горы...
 
4. Долина Чон-Турасу
Нажмите для увеличенияНажмите для увеличенияНажмите для увеличения Покинув заставу Каракоз, мы двинулись по маршруту вдоль реки Чон-Турасу в одноименную долину. В трех километрах от заставы нашли охотничью стоянку с домиком-землянкой и большим количеством рогов архаров. Здесь и заночевали. Отсюда началось первое кольцо нашего маршрута по хребту Кок-Шал-Тоо...
 
 
5. Перевал Латавета. Высота 4500 метров. Категория сложности 2А. Первопрохождение.
Нажмите для увеличения 
Нажмите для увеличенияНажмите для увеличенияНажмите для увеличения
По ущелью, вдоль безымянной реки поднимаемся к первому нашему перевалу, который тоже еще не имеет названия. До нас здесь никого не было. Огромный массив пика Королева (~ 5800 метров) затянут туманом. Подъем на перевал занял 7 часов. Склон снежно-ледовый, провесили 4 или 5 веревок. На седловине перевала сильный ветер, но погода ясная и вид отличный. Спуск по сыпухе, крутизна 30-35 °. Спускаемся на  правую ветвь ледника Чон-Туюкуйрук. Здесь ночуем и обдумываем, как идти к следующему перевалу.
 
6. Подход к перевалу Железнодорожник и ночевка около него.

Нажмите для увеличенияНажмите для увеличенияНажмите для увеличения

К перевалу идем 2 дня. Подход очень сложный, везде ледопады и огромные трещины. Заслали двоих на разведку. После их возвращения наметили маршрут. Идем по правому ледопаду. Поднимаемся на ледник. Впереди еще подъем к верхнему цирку. При подъеме на него повесили 3 веревки. До перевала еще 300-400 метров. Время 5 часов вечера. Встаем. Сильный ветер, приходится строить снежные стенки.
 
7. Перевал Железнодорожник. Высота 4800 метров. Категория сложности 2Б. Первопрохождение.
Нажмите для увеличенияНажмите для увеличения
Нажмите для увеличенияНажмите для увеличенияНажмите для увеличения
5 августа - День Железнодорожника. Выходим на штурм перевала. Погода отличная. Подход по снежному цирку занял 1 час. Перед склоном место схода маленьких лавин. Проваливаемся в снег по грудь. Преодолев заснеженный бергшрунд, начинаем подъем по склону. Склон ледовый, местами присыпан снегом, крутизна 40°. Крутим буры, вешаем перила. Подниматься тяжело, поэтому первый идет без рюкзака. Веревка за веревкой мы поднимаемся к седловине перевала, но время летит. И вот уже темнеет, а до конца еще пара веревок. Все жутко устали и замерзли, но никто не хочет "схватить холодную ночевку". Около полуночи, первый выходит на две веревки вперед и он на седловине. По цепочке радостная, для измученных членов команды, весть спускается до нижнего. К часу ночи все поднимаются на перевал. 18 часов беспрерывной работы. С перевала сказочный вид на горные хребты, освещенные лунным светом. Ночуем на седловине. К счастью ветра не было. 
На следующий день спускаемся и подходим к перевалу Китайский. Ночуем на морене около него, а с утра на штурм перевала.
 
8. Перевал Китайский.Высота 4650 метров. Категория сложности 2А. Первопрохождение.
Ледник Чон-Турасу 
Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличенияНажмите для увеличенияНажмите для увеличения
Склон перевала Китайский - крупная сыпуха. Лезть очень неприятно, все камни "живые". Верхний постоянно что-нибудь сбрасывает вниз. Страховать приходится с рук. Но перевал сделали быстро - к обеду уже были наверху, а к часам 5 вечера спустились к леднику Чон-Турасу. 
Чон-Турасу очень красивый ледник. Вокруг одни пятитысячники: пик Альпинист, пик Зинаида, пик Королева (~ 5800 м), пик Идеал и другие. Сам ледник моренно-ледовый, протяженность 20 с лишним километров. 
Спускаемся по леднику в долину, откуда начали маршрут. Тут на стоянке с охотничьей землянкой завершается первая часть маршрута. Мы покидаем хребет Кок-Шал-Тоо...
   
Далее>>

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100