Горы мира > Африка >

Читайте на Mountain.RU статьи Виталия Томчика:
Рувензори. Лунные горы. Часть 1. Мечта
Африка. Уганда. Лунные горы. Рувензори.
“Дом Бога” Дневник поездки на горы Кения и Килиманджаро
Экзотический экстрим

Автор: Алексей Гагарин, г.Одесса, Украина

Рувензори. Лунные Горы.

Часть 2. Исполнение мечты

Одесса-Киев-Амстердам-Найроби-Энтеббе. В экзотичные страны уже привычно добираемся рейсами КЛМ.

Дорога от Энтеббе до Кампалы заняла не более 20 минут по живописным дорогам экваториальной Африки. Столица расположена, как Рим, на нескольких холмах. Это достаточно шумный, густонаселенный город типичный для этого континента, в воздухе которого витает еще дух колониальной эры!

Отель, в котором мы остановились, носил название в этом же духе – Гранд Империал Отель. Переночевав одну ночь, мы, утром следующего дня, двинулись в глубь страны.

Путь наш лежал на запад к границе с Демократической Республикой Конго.(ДРК). По дороге бросалась в глаза густота заселения Уганды. Позже мы узнали, что в семье, в среднем, 10 детей. За городом МУБЕНДЕ дорога закончилась, а точнее асфальтовое покрытие на ней. В считанные минуты наш автобус, да и мы тоже, покрылись красной африканской пылью. Непосредственность местного населения порой нас поражала. На одной из автозаправок ко мне подошла молодая женщина, дала свой почтовый адрес и монету и попросила выслать ей фотографию, которую я сделал несколько минут назад, с ее изображением.

Место нашей стоянки - город Форт Портал. Городом это назвать сложно. Он больше похож на деревню. За городом находится уютный пансионат, содержат который пожилая голландская пара. Их внук гостил у них в это время. Местные мальчики, похоже, считали его полностью своим в этих местах. Забавно было наблюдать, как они носятся на велосипедах по грунтовым улицам этого города.

Здесь мы впервые увидели хребет Рувензори и впервые попали под экваториальный дождь. Все постояльцы пансиона вместе с хозяевами ужинали за одним столом и там мы познакомились с французом, дедушка которого эмигрировал из России еще в 1917 году. У него с собой был разговорник русского языка и ему, видать, доставляло удовольствие общаться на языке своих предков. Так мы впервые услышали родную речь в этих краях.

На следующее утро наш путь лежал в город Касесе. По пути мы посетили Национальный парк Кибале, где попытались увидеть шимпанзе. Вместо них мы увидели бабуинов в большом количестве. Мы не расстроились и были рады четырехчасовой прогулке по джунглям после полуторасуточного пути по дорогам Уганды.

В Касесе мы приехали днем, по дороге пообедав в придорожном ресторанчике, и поселились в гостинице под названием “Маргарита”. В названии отеля, на холмах, открывающихся сразу за городом, уже витал дух этой горы. Но самое большое удивление нас ожидало вечером, когда в ресторане официантка, обслуживающая нас, узнав, откуда мы, стала пытаться произносить какие-то фразы на русском языке, причем одной из фраз ее была “ Я люблю русских мужиков”. Как потом выяснилось, в Касесе базируются уже три года экипажи русских вертолетчиков, которые работают от ООН на территории ДРК. Но наша встреча с ними состоялась несколькими днями позже.

11 февраля мы с нашими сопровождающими и водителем со знаковой фамилией Ливингстон выдвинулись в деревню НЯКАЛЕНДЖИЯ, откуда начинается наш старт к пику Маргарита на горе СТЕНЛИ, высочайшей точке третьего по высоте горного массива Африки.

В самой деревне находится главный офис RWENZORI MOUNTAINS NATIONAL PARK и служба RWENZORI MOUNTAINERING SERVIS (RMS), где мы прихватили недостающее оборудование в аренду, в том числе резиновые сапоги и веревку. Прошли инструктаж, познакомились с проводниками или гидами, как их там называют, познакомились с офицером связи, у которого кроме рации был еще и автомат Калашникова и в путь.

Нашего офицера связи звали Ричард, гидов - Забулони и Эксавия- также смешение английских и африканских имен. Гиды, в отличие от Ричарда, были не очень разговорчивы. Ричард же, наоборот, считал своим долгом давать свои комментарии по всему, что ни видели по дороге. Добавьте к этому его военную форму и АКМ и вы можете представить нашу “колоритную компанию” искателей экзотики.

Мы шли вдоль горной реки Мубуку и любовались картинами гор. Через два часа, перебравшись через реку, “уперлись” в подъем. Этот подъем и был основным испытанием этого дня. Так как до этого мы почти не набирали высоты, то можно предположить, что перепад высот на этом месте – 1000 метров. Так закончился наш первый день в горах.

Сразу же после подъема мы увидели две хижины - это лагерь Ниабитабия. В долине, где мы остановились, находился журнал регистрации. Сделав запись, мы полистали его и еще раз убедились, что из территории бывшего СССР сюда не добирались ни туристы, ни альпинисты. Да и вообще, не так уж много “коллег” посещают этот регион даже в “сухой” сезон, который длится с середины декабря до середины марта и еще июль и пол августа. Остальное время идут дожди. Недаром Рувензори на одном из местных языков означает “ храм дождей”.

Перекусив, я решил сходить на прогулку. Наш лагерь находился на гребне хребта, и дальнейший путь шел вниз в долину реки. Сложно описать тропу, по которой я шел, она столь прекрасна. Но покрытие…, грязь, смешанная с корнями разнообразных деревьев и кустарников, а над головой “зеленый туннель” их крон. Мост Курта Шафера пересекает реку Буджуку - один из притоков Мубуку. Дальше наш путь будет лежать вдоль этой реки до одноименного озера, из которого берет начало эта река.

После довольно еще теплой ночевки (мы спали на открытом воздухе) и быстрого завтрака, двинулись в путь. Возвращаясь обратно, мы вернемся в лагерь Ниабитабия, тем самым, завершив “круг” нашего путешествия, но это будет через семь насыщенных приключениями дней.

Перебравшись на правый берег Буджуку-ривер, мы пошли вдоль ее берега к границе с ДРК, постепенно набирая высоту. Спустя некоторое время, мы впервые увидели нашу цель - гору Стенли с белоснежной снежной шапкой на вершинах. Какой она показалась мне тогда далекой и недоступной. На этом расстоянии, я, сколько ни смотрел, не мог увидеть предположительного маршрута подъема на вершину. Я видел только скальные стены и спадающие на них языки ледников. А тем временем, густой тропический лес сменился на бамбуковый, но высота еще не чувствовалась. Через 5 часов мы вошли в Ниамиледжи Хат, запасной лагерь по пути к Джон Мате Хат, месту, где мы проведем грядущую ночь.

Лагерь Джон Мате Хат расположен у склона горы на обрыве. Он состоит из дома для туристов, маленьких домов – кухня и спальное место для носильщиков, невдалеке, под обрывом, несет свои быстрые воды Буджуки-Ривер. Первым делом, когда пришли в лагерь, не нарушая традиции, мы искупались в реке. Наши носильщики с удивлением смотрели на непонятных чудаков. Но с наступлением темноты, когда температура воздуха резко понизилась, и мы надели на себя пуховки, местные так и остались в легкой одежде, фактически в футболках. Здесь настала пора уже удивляться нам. Эксавия сказал мне, что завтра мы пойдем в резиновых сапогах, но смысл этой фразы я осознал позже. А пока нас ожидала ночевка. Спали мы уже внутри дома - было холодно. С первыми лучами солнца я услышал капель и звук падающих сосулек. Оказывается, за ночь, на крыше образовался достаточно большой слой льда, который сразу начал таять, как только его коснулись первые солнечные лучи. Наши окна и крыльцо выходили на восток. С первыми лучами я сделал несколько фотоснимков. Горы на заре - это удивительное зрелище. В полной тьме солнце покрывает золотом сначала самые высокие пики, дальше –больше и вот, наконец, в долину выползает первый сумрачный свет, выгоняя вдоль нее дымку утреннего тумана –вниз, вниз, вниз. А нам пора в путь, наша следующая цель – лагерь Буджуку Хат.

Что мы знали об этом лагере - то, что он стоит на берегу одноименного озера, и то, что он является стартовым лагерем нашей первой вершины Монт Спик. Сразу оговорюсь, что восхождение на нее не входит в планы стандартных маршрутов восхождения на пик Маргариту.

Наш друг Виталий Томчик, который организовал эту экспедицию, включил ее как вершину для акклиматизации к высоте. Хочу сказать несколько слов о нашем товарище. Фактически, вся наша экспедиция от начала и до самого восхождения – это его “детище”, но он не смог к нам присоединиться, хотя его опыта нахождения в горах нам не доставало.Улетая в Африку, мы дали друг другу слово, что должны еще раз туда вернуться вместе, тем более что за плечами у нас совместное восхождение на Килиманджаро и пик Кения- первые две, по высоте, вершины этого континента.

Итак -дорога! Только вышли мы из лагеря, как перед нами удивительная по красоте долина – Низменность Биго Бог. (Lower BIGO BOG). Вокруг стеной стоят горы и везде заболоченная долина, покрытая величественными “шишками” гигантского кустарника лобелия. Но боже, какой ад был по ней идти. Это настоящие топи болот, как на севере России. Мы проваливались по колено в болото и перемещались, в основном, прыгая по кочкам. После 3-х часов такой дороги мы постепенно начали подниматься вверх в ущелье с одноименным названием – Биго Бог. Там, на наше удивление и счастье, местные жители выложили дорогу деревянными брусьями, а кое-где ветками. Вдоль долины течет всё та же река. Вот и привал с неотъемлемой процедурой купания в реке, это уже не удивляет наших проводников, а даже забавляет. Мы сделали несколько снимков и снова в путь. Погода стоит по-прежнему хорошая, тепло и солнечно.

Выше по долине , нашему взору открывается вид на озеро Буджуки. Прямо за озером на вершине горного массива - снежная шапка пика Маргариты. От нее вправо горы опускаются вниз , для того, чтобы подняться и образовать Монт Спик. Граница между Угандой и ДРК проходит по перевалу, образованному этими вершинами. Из озера вытекает река, вдоль которой проходил весь наш путь. Мы устали, дает о себе знать болото, по которому мы прошли. Но берега у озера - это такое же болото и дорога проходит по нему. А вдали за озером, на площадке, на метров 200 выше него, уже виден лагерь Буджуку Хат. Лагерь состоит из двух хижин из гофрированного железа, чуть ниже есть источник воды! Со стороны Монт Спика падает водопад. Путь на гору уходит вверх и теряется среди скал. В этот путь мы отправимся завтра, а пока – обед и отдых.

На восхождение мы вышли засветло, в 5 часов. Поднялись вверх на перевал, между Маргаритой и Монт Спик, повернули направо и уперлись в стену. Крутизна склона - 60-70 градусов и началось лазание вверх.. Используя где выступы ,где корни деревьев, мы поднялись на 100-150 м. и пошли траверсом в сторону границы ДРК. Первый раз границу ДРК я пересек накануне вечером, когда ходил на акклиматизационную прогулку и разведку завтрашнего подъема, и, вот я уже вместе с нашей немногочисленной группой снова на этой территории. В группе со мной, кроме моего товарища Кости Плотникова, только гиды Забулони и Эксевия. Вещей у нас минимум - по маленькому рюкзаку, где лежат необходимые теплые вещи, у меня аптечка, гиды взяли одну веревку и, конечно, ледорубы и кошки у всех- впереди ледник.

Рассвет встретили на склоне горы. Первым делом солнце окрасило в “золото” Маргариту. Вид на нее отсюда замечательный и она находится совсем рядом, но сегодня наша цель другая.

Гора Монт Спик названа именем легендарного английского исследователя этих мест второй половины 19 века. Она имеет несколько вершин, самая высокая 4890м. над уровнем моря, названа пик Витторио Иммануила. Вскоре исчезла вся растительность и остались голые скалы. Под ногами “сыпуха”. Путь лежит по территории ДРК вдоль границы траверсом с набором высоты. Дышать становится все труднее, все чаще привалы. Затем мы поднимаемся резко вверх и уходим траверсом на территорию Уганды и перед нами язык ледника.

Делаем небольшой привал - попить воды и пристегнуть кошки. Погода отличная, нет ветра, высота за 4000 м. По леднику мы идем в связке: впереди Забулони, за ним Костя, я и завершает связку Эксевия. Описывать подъем по леднику в связке я не стану, скажу только, что сама вершина не покрыта льдом - там скалы и камень.

Сняв кошки, мы поднялись еще метров на 100 и увидели табличку, обозначающую пик Витторио Эммануила. Фото на вершине и небольшой отдых. Заглянули на северные склоны. Я увидел огромные снежные торосы, там царствовал холод. Не стану описывать спуск назад, скажу только, что мы сильно устали и большую часть пути прошли в связке, чтобы никто не “улетел”. К концу же у меня сильно разболелась голова (последствие действия высоты). На вершине мы были в 9 часов утра, а в лагерь вернулись только за полдень. К тому же испортилась погода - внизу пошел дождь, вверху соответственно - снег. Головную боль удалось снять только таблетками.

Пообедав и приведя себя в порядок, мы легли отдыхать. Завтра трудный день, выход в штурмовой лагерь Елена Хат. Дело в том, что сама гора названа в честь другого английского исследователя Африки - Стенли, и она имеет три пика- Альберта, Александры и самый высокий - пик Маргарит(5109 м.). На самой вершине, стоят как рожки, пики Александры и Маргариты, а пик Альберта - чуть в стороне.

Проснувшись утром, я почувствовал, что я не совсем отдохнул от вчерашнего восхождения, хотя головная боль прошла. Что касается Кости, то он чувствовал себя превосходно. Путь наш лежал на юг, впереди высилась горная гряда. Где-то там , за грядой, перевал Скота Элиота, а над ним лагерь Елена Хат. Погода начала портиться. Оставив слева зеркало озера Буджуки, мы начали набирать высоту. Путь становился все круче, переходя в лазание, пока нашему взору не предстала металлическая лестница, стационарно прикрученная к скале. За лестницей открывалось горное плато. Вид с него был потрясающий. Слева(на север), в облаках- вершина Монт Спик, внизу (на северо-восток), на солнце, серебром играло блюдце озера Буджуки , чуть справа(на юг), среди скал, перевал Скота Элиота, а сзади нас, упирались в облака стены Монт Стенли. Когда ветер разрывал облачность, над этими стенами появлялась треугольная крыша одинокой хижины. Это наша цель сегодняшнего дня - штурмовой лагерь горы Монт Спик, на какой бы из пиков вы не решили пойти. Лагерь называется Елена (как мою жену - подумал я, а ведь это хороший признак.) Тогда, в этот момент у меня возникла уверенность, что все у нас получится, мы выйдем на пик Маргариты, и погода нам это позволит сделать.

В лагере оказалось три хижины, самая большая (3х3 м) предназначалась для нас. Две другие - кухня и дом для гидов и повара. Они были значительно меньше, внутри их располагался очаг для огня. Такие очаги мы встречали и в других лагерях, но тут отсутствовал дымоход – топят “по черному”. В домике нары отсутствовали, и мы расстелили свои коврики и спальные мешки прямо на полу. Пол в хижине был весь завален рекламными флажками Raiffasen Bank, по всей вероятности, спонсора предыдущей экспедиции. Эти факты, да журнал регистрации – вот и все, что напоминало нам о том мире, который остался внизу. Здесь, сейчас, все наши мысли, все наши желания устремлены вперед и вверх- к вершине. Костя устроил настоящее шоу. Он вздумал искупаться в одной из многочисленных ванн, сотворенных природой в окрестностях нашего лагеря. Это каменная расщелина, углубление, заполненное дождевой водой, чего-чего, а осадков здесь хоть отбавляй. Так вот, высота 4500, температура чуть больше нуля, а мой друг принимает ванну, и не просто принимает, он моет голову шампунем(завтра встреча с вершиной, надо быть в форме и блеске). Я думаю, не стоит описывать лица наших африканских друзей. Воистину Костя красиво вошел в историю этого народа, ибо миф, рассказы об этом событии будут передаваться из уст в уста, из поколения в поколение. Это, конечно, шутка, но странных людей из далекого города Одесса гиды запомнят надолго.

16 февраля, 7 часов утра. Попив чаю, спасибо Жоффрею, это наш повар, мы выдвинулись в сторону свисающего языка ледника.

Прошло меньше часа, и вот мы уже пристегиваем кошки. Дальше в связке на вершину. Рассвет мы застали в пути. Вместе с солнцем пришла непогода. Все пространство вокруг нас заволокло туманом. Мы, как будто, утонули в нем. И вот настал такой момент, когда мы были вынуждены остановиться и ждать, когда ветер разорвет плотную пелену дымки и даст возможность что-то увидеть.

Идти становится все тяжелее, все чаще остановки и все тяжелее дыхание. Альтиметр на моей руке показывает почти 5000м. По высоте, мы где-то около седловины, а если так, то дальше надо видеть куда идти, слева - пик Александры, справа-пик Маргариты, а если идти все время вперед-то начнем спуск в ДРК.

И вот, наконец, на несколько секунд, справа открылась “Маргаритка”, как ее любя называют русские вертолетчики из Касесе. Она совсем близко, рукой подать. Увидев направление движения, мы двинулись к ней. Вот уже, даже в тумане, видна голая скальная стена. Еще немного, и мы у цели, но силы на исходе.

Снимаем кошки и на стену, надо беречь силы. Сверху свисает перильная веревка веревка. Забулони, используя ее, поднимается наверх. Жумаров, для подъема по веревке, у нас с собой нет. Метров пять подъема и мы на “полочке”. Веревка закреплена по всем правилам альпинистской науки. На три точки, достаточно надежно.

Еще немного, и, вот вершина. Опять табличка, поздравляющая всех, кто ее увидит и обозначает место самой высокой точки. Все! Мы это сделали. Фото на вершине с флагом Украины.

На белом свете стало еще на одну точку меньше, где не ступала нога одесситов. Мой друг и мой врач, который готовил меня к данной экспедиции и реабилитировал после последней травмы, Игорь Околот, дал еще дома, две сигары Коhiba. Взойдете, выкурите, а лучше выкиньте - сказал он. И вот я на вершине, и сигары у меня в зубах, прямо в упаковке. Но погода портится, надо спешить обратно, да и курить совсем не тянет.

Спускались вниз в условиях “нулевой” видимости. Темп ходьбы у нас разный , постоянно Костя “тянет” меня за собой, сказывается усталость. В довершение ко всему, мы сбились с пути. Забулони отвязался от связки и, как заправский следопыт, нагибаясь и рассматривая снег, исчез в тумане. Вскоре он вернулся и повел нас куда-то в сторону и дальше снова вниз. Потом я, вспоминая этот случай, отдавал себе отчет в том, что будь мы в тех погодных условиях без опыта Забулони, неизвестно, как бы мы вернулись. Сильно уставшие, мы дошли до лагеря Елена Хат. Было решено немного отдохнуть и спускаться вниз к озеру Китандара. Ах, как красиво оно смотрелось с высоты нашего лагеря, серебряная рыбка среди абсолютной зелени. Но как тяжело пуститься в путь после столь непродолжительного отдыха.

Погода окончательно испортилась. У нас, в Елене Хат идет снег, внизу- дождь- это нормально для этих мест. Забегая вперед, скажу, что там, внизу, на прекрасных берегах Китандары, где граница между Угандой и ДРК проходит ровно посредине этого озера, мы встретили первых туристов, отец и дочь из Бельгии, и двух девушек и парня из Нидерландов. За семь дней мы не встретили ни одной группы альпинистов, и это в сухой сезон.

Главная наша задача выполнена. Впереди нас ждет еще много интересного - и встреча с русскими вертолетчиками в Кассесе, и прекрасная, но тяжелая дорога к завершению маршрута. Мы уже немного соскучились по дому. Впереди нас ждет встреча с вымирающим видом горных горилл. Их осталось всего 600 особей, и живут они на небольшом участке вокруг вулканов Мухавура и Себилио на границе Уганды Руанды и Конго. Мы проехали с нашим верным водителем Ливингстоном через всю страну и обратно к границе с Кенией. Мы увидели какой бурный и полноводный Нил в своих истоках и, конечно же, озеро Виктория. Мы полюбили эту страну, ее народ, оставив частичку своей души на этой столь далекой от нашего родного города земле. Прощаясь в аэропорту Энтеббе с Ливингстоном, мы говорили друг другу “до свидания”, надеясь еще вернуться.

Мирного неба тебе, Уганда!