Горы мира > Кавказ > Безенги >

Коштан-тау по Северному гребню (4Б), Цибанов Андрей, г. Москва

Автор: Цибанов Андрей, г. Москва

Западная Мижирги по Южному гребню (5А)

Дых-тау-Мижирги с Юга
Hi-Res

В Августе 2004 альпинистами из Москвы в составе Цибанов Александр, Цибанов Андрей и Садеков Зинур совершено восхождение на в. Западная Мижирги (5025м) по Южному гребню 5а к.тр.

Восхождение идет в зачет на жетон “Серебряные звезды Безенги”, а т.к на Джанги и Коштан-тау мы восходили по 4Б то теперь полагаеться пройти две 5А и две 5Б.

Вообще-то на Зап. Мижирги можно подняться более интересным траверсом через Боровикова с подьемом по Сев. Стене (маршрут Клецко 5б к.тр.), он тоже пойдет в зачет, но мы решили что для первого восхождения в этом сезоне нам Мижирги с Юга будет более чем достаточно, поскольку в целях акклиматизации мы только поднялись на перевал Селлы 4300м.

8 Августа мы поднялись под пер.Селлы и переночевали очень комфортно в бергшрунде. Утром вышли только в 9 часов, взяв два рюкзака на троих. Кошки взяли одну пару.

На гребне
Hi-Res

Из железа 13 френдов, пару крючьев и закладок. И, конечно, много петель, которые впоследствии чаще всего использовались.

Двигались связка по связке, чтобы идущие с рюкзаками могли в любой момент начать жумариться. Нам почему-то казалось, что Южные склоны должны быть сухими, но уже на одной из первых веревок в камине, забитом сосулькой и сплошь покрытым снегом и натечным льдом, свободное лазанье закончилось, а кошки находились в рюкзаке веревкой ниже у идущего последним Зинура. Перехожу на ИТО, поскольку крюков и морковок тут понабито множество, значит не я первый такой. Френды в таких условиях работают не очень хорошо, украинские вообще напрочь замерзали.Зачищаешь щель от грязи - вроде чисто, а вставляешь френду – скользит, хотя льда нет.Приходилось френду шакалом поддергивать. Минут 40 потратил на эту веревку – хорошенькое начало, снизу у брата уже истерика, он ждет только 20 минут а потом начинает очень нервничать.

С гребня Мижирги
Hi-Res

Стало совсем тепло, маршрут с гребня не сворачивал, и снег на камнях начал таять, скорость наша увеличилась.

Обогнули жандарм “Палец”, вышли на веревку, дальше по описанию дюльфер 60м вниз по кулуарам, где-то там траверс 150 метров потом подьем по кулуарам еще метров 150, т.е часа три еще идти, а время уже 18 часов.

Смотрю вниз – а там сплошные неприятности, нам туда не надо, тем более высоту терять. Пошли траверсом, сначала полка хорошая, потом стена метров 10 и за ней ничего не видно. Приглядываюсь и вижу три крюка на стене, лучше там ИТОшить, чем холодную словить в этих кулуарах.

Через час мы были на ночевках под нависающей скалой, полочка такая там шириной 140 см, но очень комфортная.

На ночевках

Айлама с ночевок на Мижирги

Встаем часа в 4 утра, фотографируем рассвет во все стороны, долго кушаем и опять выходим поздно,часов в 7. Вдобавок мы не поняли описания и, обходя “скальный взлет” слева а не справа, потеряли еще часа полтора. Этот пресловутый “скальный взлет” мы приняли за Третий жандарм и пытались его вылезти в лоб. Там за скальным взлетом площадки на две палатки, но место продувается.

Дых-тау с Мижирги
Hi-Res

Последнее серьезное препятствие на маршруте – стена Станкевича, (названа видимо так потому что в 1965 году там погиб Валерий Станкевич при спуске) в описании именуемая Третим жандармом. А мы-то думали, что уже прошли этот третий жандарм, и, глядя на него, читаем по описанию прохождение следующего жандарма “Верблюд”. Там написано – “жандарм Верблюд обходить по скалам слева”. Смотрим мы на эти монолитные скалы слева, обрывающиеся в левой части метров на двести вниз, там кулуары какие-то, сбросы и начинаем нервничать. Или мы зашли не туда, или в описании напутано? Или нам еще рано ходить такие маршруты, если мы не можем просто пройти по скалам слева.

Спустились под жандарм и совершенно не знаем, что нас впереди ждет. Думаем лезть прямо вверх, больше некуда, слева я бы и в Крыму не пошел такую веревку. Брат так лихо полез первым в камин, весь скручиваясь и тряся кистями, как скалолаз. Зинур говорит, что, мол, подождет нас в камине пару часиков, а мы тем временем в двойке быстренько сбегаем на вершину без него, поскольку время уже много, жумарится он медленно, пальцы у него сводит, видимо, описание прохождения жандарма его надломило.

На вершине
Hi-Res

Я, чтобы не терять времени раз такие дела, беру жумар с петлей, на грудь встегиваю ролик со стопором и пулей на верх к брату не касаясь стены. Брат кричит Зинуру, что вдвоем мы его труп спустить не сможем и Зинур, услышав такое, тут же пулей вылезает третий жандарм свободным лазаньем.

Уже через полтора часа, в 15 часов, мы все были на вершине. Подьем на башню совсем простой, хотя и покрыт натечным льдом.

Кошки за весь маршрут мы так и не достали, также как и два литра воды, кучу продуктов и фототехнику, просто не было времени.

А спуск оказался долгим, при жутком ветре - рядом шла гроза. Спускаешься с жандарма, а тебя уносит на Восток с гребня метров на десять.

На ночевку спустились в сумерках хорошенько измотанные, при совсем плохой погоде.

Ночью выспались, утром часиков в 9 начали дюльферять, и в 14.00 были в Джанги-Кош.

Там у нас уже пылу поубавилось и на Шхару по Томашеку 5Б, как планировали, мы не пошли. Позже в лагере Юрий Сергеевич Саратов нас немножечко успокоил сказав - “Вообще-то маршруты с Юга на массив Дых-тау посложнее 5а будут, но Федерация нам увеличивать категорийность почему-то не хочет”.

Вот и нам показалось что эта 5А совсем не простая, как кажется. Халявных пятерок в Безенги совсем мало.