Автор: Сергей Третьяков, г. Москва.

Зимой на Вольную Испанию

Краткая справка

пик Вольная Испания (4200м)
Местоположение: Кавказ, ущелье Адылсу
Маршруты:
3А (к) Западный гребень
4А (к) Восточный гребень - Сеел А., 1937г.
4Б (к) Северный склон Восточного гребня - Осипов А., 1995г.
5Б (к) Восточная стена - Мышляев Л., 1959г.
5Б (к) левая часть Восточной стены - Коломыцев В., 1978г.
5Б (к) Северная стена - Кизель В., 1952г.
5Б (к) Северо-Восточное ребро - Субартович Б., 1963г.

В феврале 1995 года команда альпинистов МГТУ им. Баумана совершила первопрохождение по Северному склону Восточного гребня пика Вольная Испания. В статье широко использован лексикон народно-общественного движения "Перчество".

Эта история произошла давно. Мы были молоды и шустры. Нам невтерпеж было сесть голой задницей в сугроб, и поэтому мы поехали покорять.

пик Вольная Испания

Идея первопрохождения по данному маршруту была предложена Коломыцевым зимой 1994 года команде, от которой в нашем составе остался только один парень.

Серега Щепачков и Илья Кобецкий перешли на более высокие орбиты - соревнования, баллы, 5Б, 6А и т.д. и т.п., и их уже не интересовали маршруты которые только потенциально тянули на 5А, а реально и того меньше. В компании с Лехой Елизаровым они сходили 5Б Кизеля на Вольную, а потом Серега с Лехой сходили серьезную 5Б на пик Щуровского. А еще один, кстати Перец по призванию и с большой буквы, выложил свою нижнюю, а может даже и верхнюю челюсти на полку и ехать наотрез отказался. Конечно мы все расстраивались. Но ничего не поделаешь - назвался Ванькой, так вставай. Или лучше так - назвался мухомором, так и полезай в рот. Короче, мы поехали.

На Кашкаташском плато
Да, о составе. Туда входили следующие бывшие и текущие представители студенческой интеллигенции МВТУ (МГТУ для некоторых ) им. Н. Э. Баумана:

1. Шура Савченко. Самый большой.

2. Леха Осипов. Мы любя зовем его Рыжий. Здорово лазает и очень вкусно готовит.

3. Антоша Штеренлихт. Самый молодой.

4. Серега Третьяков. Самый старый.

Даже хорошо, что нас было четверо. Не знаю, как на восхождении в палатку влезло бы 5 или 6 человек. Это была бы супергексагональная упаковка.

У нас было две попытки. Первая не увенчалась успехом, так как на плато под Вольной, где мы ночевали, разыгралась страшная буря, которая все нам обломала. Мы еще и облажались, выкопав для палаток ямы для большей ветрозащещенности. При приготовлении биокорма для поддержания битки в рабочем состоянии, видимо, из-за неполного сгорания бензина, палатка наполнялась газом от которого трещала голова (у некторых - будка или репа), в результате чего на ней появлялись трещины. Но мы не жалели об этом, так как мы поднабрались ... э ... опыта и, нам удалось увидеть немерянного монстра, про которого ходили слухи, что он взошел то ли по 40-ка, то ли по 50 маршрутам 5Б-6А категории трудности.

На вершине Вольная Испания.
Маршрут пройден.
Дня через четыре, после того как улеглась пургень, мы повторили свой выход на плато. Чудесная погода, чудесное настроение. В этот раз мы не стали окапываться как на войне. На восхождение вышли так, что когда подошли к бергшрунду (начало маршрута), стало светло. Этот берг можно считать одним из факторов, который подтолкнул нас написать 5А в отчете о первопрохождении. Дело в том что это было метров 8-10 отрицательного льда, который, правда, достаточно спокойно проходился на двух фифах. Что мы и сделали. Вообще весь маршрут состоит из двух основных частей.

Первая - ледовая, которая включает в себя берг и ледовый склон, который сначала покруче - градусов 50-60, а потом около 45.
Вторая часть - это гребень от абалаковской 4А. Наибольшую трудность (это второй фактор для замаха на 5А) представляет выход с ледового склона на гребень, так как под самый гребень угол льда достаточно большой (60-65 градусов, метров 50) и в конце переходит в крутые, практически вертикальные, скалы (метров 5). Лед мы прошли спокойно, но перилили, так как тогда у нас еще не было достаточного опыта и подготовки, чтобы ходить лед одновременно, как это делают нормальные люди и даже сами мы сейчас.

К часам 5 - 6 вечера мы подошли к этому самому крутому участку выхода на гребень. Мы решили выйти на скалы как можно позже и поэтому пошли по ледовому желобу под ярко выраженный снежный карниз на гребне (он там есть всегда, даже летом в месте перегиба гребня, где он визуально становится чуть ли не вертикальным). Главная сложность была в том, что лед был покрыт достаточно толстым слоем пушистого снега, который ни хрена не держал, и чтобы двигаться, его приходилось выгребать полностью. В конце концов образовалась конкретная траншея, а в одном месте, когда мы обходили карниз слева, даже туннель длинной метра полтора. В нем было тепло и уютно как в постели ... Что-то я отвлекся. В данном месте, я думаю, хорошо было бы остановиться и выкурить по сигаретке или тяпнуть по сто грамм эликсира. Но, к сожалению, мы не курим да и пить у нас ничего не было.

Как Леха прошкрябался по скалам при выходе на гребень, я не знаю. Да и он, по-моему, тоже. Когда я там двигал ручку, было уже темно, хоть глаз выколи. К восьми часам мы все собрались на гребне и поставили палатку. Разместили мы ее на том немерянном карнизе. Места было вдоволь, и мы с радостью избавились от стягивающих наши мощные и натренированные тела систем и веревок. Ночь была ужасной. Было холодно. Для облегчения мы не брали спальники, поэтому пришлось спать валетом, засунув друг другу под мышки ноги.

На следующий день мы разогрелись только к часам 9 утра, а к 11 уже были на крыше. Скальный гребень не представил какой-либо трудности. С вершины открывался чудесный вид на Ушбу, Шхельду и Чатын, а также можно было наблюдать следы переночевавшей здесь в эту же ночь двойки, которой руководил тот монстр, о котором я уже упоминал. Говорят, у них что-то с ногами было после этой ночевки. Они прошли 5Б Кизеля. Спуск - ерунда. Три веревки простейшего дюльфера. А в часа 4 мы уже были в лагере Джан-Туган. В тот же день четверка из московского “Странника” под руководством нашего доброго друга Егора Дульнева пошла на штурм Вольной по маршруту Кизеля.

Что добавить? Мы остались очень довольны. Маршрут - нормальная 4Б. Уже классифицирован. Ходите на здоровье. Но лучше зимой, а то, не дай Бог, обвалится какая-нибудь снежно-ледовая хрень на голову - очень неприятно смотреть практически все восхожение на гигантский карниз, висящий над головой.