Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Кавказ >

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Автор: Мизиев И.М., http://balkaria.narod.ru


Следы на Эльбрусе

из истории горного туризма и отечественного альпинизма

Окончание. Начало см. здесь

От автора
Слово об авторе
Кавказ в легендах и действительности
Трон Симурга
На Эльбрус с целью джихада
Накануне
Рассказывает Купфер
Генеральские подарки и карачаевские проводники
Разведки на Урду-баши и Кан-жоле
Слушая старого Мырза-кула
Войлочные шатры и верблюды у истоков Малки
Айран из кожаного мешка, или гыбыт-айран
А вот и Эльбрус!
Генерал и академики чествуют бесстрашного охотника
Рассказывает Ахия Соттаев
После покорения
Факты и суждения
Радде на родине Хиллара
Ахия и Дячи воодушевили англичан
В Верхний Баксан из Лондона
Ожай и Кара-Магулай на охоте с Динником
Ахия и Дячи, Малай и Дечи
Джанай и Джапар предвидели вьюгу
Эстафету принимают Биаслан и Махай
На Эльбрусе профессор Голомбиевский
Хаджи Залиханов и Акбай Терболатов - помощники Пастухова
Отважный квартет горцев на службе отечественной науки
Эльбрус и дом Урусбиевых
Биаслан, Исса и Кичи, на пятитысячниках Центрального Кавказа
Чиммак, Локлман и доктор Шуровский на Гондарае
Кусочек чистого льда из Шарыфчыка
С. М. Киров, Сеид и Джиджу Хаджиевы на Эльбрусе
Минболат, Кучара и Хаджи-Мырза Урусбиев
Бек-Мырза и Ибрагим на седловине Ушбы
Два слова из истории Кавказского Горного общества
Вместо заключения

Приложения
Северное Кубанское и Тюркское предгорья Кавказа
Кавказский хребет (Большой Кавказ)
Покорение Эльбруса на лошадях

ПРИЛОЖЕНИЯ

СЕВЕРНОЕ КУБАНСКОЕ И ТЮРКСКОЕ ПРЕДГОРЬЯ КАВКАЗА

Реки Кубань и Терек по выходе из гор. Кубанская и Теркская области. Линейные казаки. Появление их на Кавказе. Условия их жизни. Казачьи станицы. Надел их землею. Современное их положение. Подгорная часть Дагестана.

Ни бранный шум, ни песня молодой
Черкешенки уж там не слышны боль.
И в знойный летний день табун степной
Без стражи ходит там, один, по воле,
И без оглядки, с пикой за спиной,
Донской казак въезжает в это поле,
И безопасно в небесах орел,
Чертя круги, глядит на тихий дол.

М. Лермонтов

Посмотрим теперь, что представляет собой сопредельная часть между Россией и Кавказом.

Местность эта - одна из любопытнейших и своеобразных окраин России. Ее составляют те звенья, которыми собственно Россия связана с Кавказом. Здесь, на этом рубеже, приходят в непосредственное соприкосновение и, выражаясь образно, срастаются между собою равнинная Россия с горным Кавказом. Тут же сошлись и перемешались разные племена и народности, частью оттесненные уже русскими, частью подчинившиеся влиянию русской культуры. Словом, это такая местность, где массовое движение русских колонизаторов встретило серьезные препятствия в чуждых этим колонизаторам народностях и своеобразной природе, с ее мало привычными русскому человеку особенностями.

Взгляните на карту Кавказа и представьте, что вы едете по Ростово-Владикавказской железной дороге. На Невинномысской станции вы оставляете железнодорожный поезд, берете почтовых лошадей и отправляетесь на юг, поднимаясь сразу на небольшую возвышенность. Направо от дороги бурлит и изливается Кубань. Впереди величественно возвышается Эльбрус, по обеим сторонам которого, на восток и запад, тянутся длинные и причудливые цепи гор. Там, вдали, на Эльбрусе и на некоторых из ближайших к нему гор сверкают белые глыбы и полосы снега; изредка над горами ползут и вьются тучи, а великан Эльбрус обвит ими, точно татарскою чалмою с развивающимися концами повязки; масса облаков играет всевозможными переливами света, 5 - 6 часов быстрой езды - и перед нами небольшой, но приличный и уютный по внешнему виду городок - станица Баталпашинск. Еще несколько верст вперед - и вы вступаете в то ущелье, по которому протекает Кубань. Вы едете дальше и дальше выше и выше на юг через Хумарны. Горная природа успела уже заполнить ваше внимание. Горы и горные уступы, скалы и стремнины. Глухо и безлюдно; нет русских, нет даже казаков. Изредка попадается вам на неуклюжей арбе или на крепком коне плотно строенный горец-карачаевец. Вот, наконец, и Хурзук, последний аул по направлению к Эльбрусу, населенный карачаевцами. Дальше нет людей, но царит одна природа, величественная, горная, кавказская природа. Позади вас уже лежат значительные возвышенности; перед вами и вокруг теснятся вершины одна другой выше; а над всеми ими главенствует величавый Эльбрус. Вы находитесь под обаянием величия природы. Впечатления и мысли быстро меняются.

Вы на подошве Эльбруса. Взяв проводника, вы идете дальше на Эльбрус и вступаете в полосу снега. Говорят, что недавно какой-то удалой карачаевец всходил на эту трудно досягаемую вершину, лежащую на 18,570 футов над уровнем моря. С этого обсервационного пункта, вооружившись хорошим телескопом, можно бы охватить взглядом весь Кавказ, во всем величии и разнообразии его природы.

На запад - Черное и Азовское моря: на восток - Каспийское море. Между этими водными бассейнами, на пространстве 3,857 кв. миль, теснятся, сходятся и расходятся горные хребты, вершины, узлы и отроги. Вот тянется почти прямою линией в тысячи верст длины с северо-запада на юго-восток главный Кавказский хребет. Рядом, параллельно с ним, идут, по обеим его сторонам, крутые обрывистые горы со скудною растительностью. Еще далее следует последняя область гор, сравнительно низких и покатых, так называемых Черных гор, покрытых густою и роскошною растительностью. Эльбрус как бы упирается в главный горный хребет своей громаднейшею плоско-выпуклою подставкою; и там, на востоке, на самостоятельном боковом хребте, красуется голый и конусообразный Казбек. На Черных горах, особенно же на их скатах и спусках, т. е. на так называемом предгорье, нет уже такой величественной природы. Но зато тут больше разнообразия, больше деятельной жизни и движения. Правда, и горные великаны имеют известное отношение к этой жизни: на них налегли ледники и скопляется снег, тот драгоценный материал, которым питаются горные ручьи и потоки, дающие в свою очередь жизнь рекам и речкам, Но только там, где эти первоначальные источники сливаются в реки, где вода их течет по менее крутым скатам и где скаты переходят в плоские возвышенности и широкие долины, там сильно царство растительности, разнообразие фауны, шире и сложнее вообще органическая жизнь, и очевиднее, чем где-либо, присутствие и вмешательство человека. Взгляните, в самом деле, направо и налево вдоль своеобразных предгорий Кавказа. Здесь белыми изгибами льются и сверкают реки; вдоль рек сотнями раскинулись и приютились хутора, поселки, аулы, селения и станицы; изредка, но резче других поселений, выступают города. В одних местах зеленеют сады, в других пасутся стада, в третьих тянутся длинные вереницы проезжающих. На равнинах волнуется трава: золотистыми полосами отдают хлебные злаки, на скатах и на вершинах низких гор темнеют леса, местами покрывающие целые долины и лентами окаймляющие речные берега. Все это можно бы обнять с вершины Эльбруса вооруженным взглядом, и общая картина Кавказа представилась бы такою, как мы только что набросали ее.

Северно-Кавказские подгорья тянутся длинною полосой параллельно с главным водораздельным хребтом, местами удаляясь, местами приближаясь к нему. Начиная с Таманского полуострова, они диагонально, с северо-запада на юго-восток, пересекают Кавказский перешеек и, дойдя до Каспийского моря, круто, почти с севера на юг, поворачивают вдоль берегов этого моря по направлению к Апшеронскому полуострову.

КАВКАЗСКИЙ ХРЕБЕТ (БОЛЬШОЙ КАВКАЗ)

Контраст между Большим и Малым Кавказом. Протяжение первого; его западный и восточные концы. Развитие горного хребта от юго-востока к северо-западу. Вулканическая деятельность на северной его стороне. Речные системы. Влияние направления реки на жизнь животных. Пути перелета птиц. Меехциский хребет как соединительное звено между Большим и Малым Кавказом. Его значение как рубежа, в отношение климата и народностей. В Кавказских Альпах. К истокам Риона. Через истоки Гиппоса к Ингуру. Вольная Сванетия. Три кольхидские продольные долины. Долина Ингура. Долины Цхенис-Цкали и Риона. Панорама с вершины Дадиаша. Из Абхазии через Махарский перевал к Эльбрусу. Восхождение на Эльбрус с северной его стороны до высоты более 14 футов над уровнем моря. Непогода. Нисхождение. Английские гороходы у Эльбруса. Их восхождение на его вершины. Через Коби и Гудаур в Млеты. Долина Арагвы. Последнее путешествие в область Большого Кавказа. В Хевсурию. Ананурские усыпальницы. В долине Ардоти-скалы. К горному хребту Ацунта. Переправа через него в Ингушетию. Взгляд на Абхазию с вершины Квавлость-Мта.

Приветствую тебя, Кавказ седой!
.............................................................
.............................................................
Прекрасен ты суровый край свободы,
И вы, престолы вечные природы,
Когда как дым синея, облака
Под вечер к вам летят издалека,
Над вами вьются шепчутся, как тени,
Как над главой огромных привидений
Колеблемые перья, - и луна
по синим сводам странствует одна

Лермонтов.

Благодаря двум терминам усвоенным только в новейшее время с полной точностью выяснен характер Кавказского перешейка в орографическом отношении. Заводя речь о географическом общем составе областей перешейка ныне под названием "Кавказ" в тесном смысле слов подразумевают относительно узкую горную цепь, имеющую около 150 географических миль в длину; эта область носит название "Большой Кавказ". Ему противопоставлены расположенные к югу от него горные окраины под названием "Малый или Анти-Kавказ" берущий начало к востоку от Трапезунда, где он круто возвышается и при направлении к востоку, спадает к Прикаспийской низменности северными склонами Карабахских гор.

Две крайности обусловленные резкими особенностями обеих горных областей, обнаруживаются в природе тех стран над которыми они господствуют.

Настает полночь. Нет дров для костра, и мы не можем подкрепить силы чаем. Лежим мы прижавшись друг к другу с согнутыми коленами. Потому что защищающий нас навес не имеет ширины в рост человека. Наверху у Махара разражается гроза, молния сверкает беспрерывно, громовые удары следуют один за другим. Дождь льет, как из ведра. Зигзаги молнии обливают огнем лицевую сторону Махара и окрестности на мгновение освещены, как днем. Невыразимо малым и ничтожным чувствует себя человек когда он поставлен лицом к лицу с таким величественным явлением природы.

Наконец все стихает. От усталости мы припадаем к земле и засыпаем. Но сон наш тревожат дикие сновидения: что волновало воображение наяву, то не дает покоя и во сне.

Рассветает... печальная картина представляется нашим взорам; кругом все погружено в густые облака. Молчаливо отправляемся мы в путь утомленные и голодные, и достигаем только вечером деревни Учкулан (7 августа 1865 г.). Живущие там карачаевцы принимают нас чрезвычайно радушно. Эти сильные, нередко красивые татары, выходцы из Крыма - живут в ближайшем соседстве от Эльбруса и часто загоняют свои стада до снеговых его полей. Из их среды вышел известный Киляр, который в 1829 году во время экспедиции генерала Эмануэля с членами академии наук Ленцом, Купфером, К. А. Мейером и Meнетрие, первый взошел на вершины Эльбруса. При осмотре Эльбруса из селения Учкулан он представляется во всем своем величии обращенным в долину Хурзук и кажется тупым белым конусом с двумя закругленными вершинами разделенными черною седловиною.

9 августа начал я восхождение на Эльбрус с северной его стороны. Четверо коренастых карачаевцев провожают меня. Название Эльбрус не знакомо ни абхазам, ни карачаевцам: первые называют этою исполина "Урюшигюмоэ", у вторых же он известен под названием "Минги-Тау". Извивающимися зигзагами подвигаемся мы вперед по отвесным береговым склонам ручья Минги-Тау-суу и достигаем высоко лежащей пастушьей хижины в которой останавливаемся на ночлег. С рассветом 10 числа мы продолжаем свое путешествие. Вскоре нам представилась северная и часть западной стороны Эльбруса. Из-за белого фона крутых его фирновых и ледяных полей вырезываются в виде зубцов и игл черные края прежних кратеров. Легко поэтому понять, что с этой стороны восхождение очень трудно, а для непривычных альпоходцев и вовсе невозможно. Подняться на Эльбрус гораздо удобнее с восточной его стороны по скатившимся глубоко вниз глетчерам, питающим р.р. Малку и Баксан. Следует однако, распределить восхождение так чтобы делать ночной привал на ледяном поле на высоте 13000 ф над уровнем моря. Тогда достижение 18571-футовой вершины Эльбруса возможно, если только предпринимающие восхождение лица одарены сильными легкими и настойчивостью.

Было около 11 часов утра, когда мы начали подниматься по крутому западному обрыву лощины, которая глубоко врезывается в ребро выдающееся к северу из Эльбруса. Прежде всего необходимо было достигнуть гребня этого ребра, потому что его южный конец приводит к подошве передней вершины Эльбруса.

К полудню мы забрались на гребень. Погода стояла еще ясная. Здесь область высокоальпийской флоры. Все виды растений малорослы, но покрыты прекрасными крупными цветами. Некоторые виды семянных растений распространены до высоты 13000 футов над уровнем моря. Выносливый роговик (Cerastium purpurascens) и один из видов глухой крапивы - косматая яснотка (lamium tomentosum) попадаются даже на высоте 12300 футов. Прямо перед нами восстает северная вершина Эльбруса. К югу она своими черными зубцами круто спадает к седловине. По направлению к востоку глаз наш обнимает долины истоков реки Балыка и два глетчера, глубоко спустившиеся к долине.

Около половины первого часа над Эльбрусом показывается маленькое белое облачко. Еще солнце освещает полным светом его ослепительной белизны фирновые поля, но ненадолго. Уже к исходу первого часа весь корпус скрывается за тучами. До сих пор мы поднимались по фирну крутой, северной стороной горы. Двое из моих проводников подверглись головокружению: сам я чувствую сильную усталость в коленях так, что ноги подкашиваются. Все мы испытываем невыразимую усталость. После каждых 25 - 30 шагов я вынужден отдыхать, легкие крайне усиленно работают. Я испытываю ощущение, как будто силюсь утолить жажду этим свежим, холодным воздухом, но никак не могу. К двум часам и мы тоже окружены туманом. Барометрическое измерение дает в результате 14295 футов высоты над уровнем моря. Составлен совет. Карачаевцы настаивают на возвращении в долину, я соглашаюсь. Поспешно начинаем мы спускаться вниз. Все более и более сгущается туман, и мы уже не видим ближайших предметов. Нам угрожает опасность заблудиться. Достигнув около 5 часов подошвы вышеупомянутого горного ребра, мы останавливаемся для кратковременного отдыха. Начинает моросить мелкий дождь. Я тотчас засыпаю. В брошенной пастушьей хижине проводим мы ночь и возвращаемся на следующий день в Учкулан.

Вершина Эльбруса достигнута была всего только 2 раза: в первый карачаевцем Киляром в 1820 году, а во второй раз, 31 июля 1868 года, обществом знаменитых английских альпоходцев, состоявшим из Фрешвельда Мори и Текера, которые в сопровождении опытного альпоходца Франсуа Дувусу, уроженца долины Шамуни, взошли даже на высшую вершину Эльбруса, что до сих пор никому еще не удавалось. О восхождении своем на вершину Эльбруса они сообщают следующее:

"28 июля - в селении Урусии, у князя Измаила, который с братьями своими оказал нам очень радушный прием. 29 июля отъезд к Эльбрусу в сопровождении 5 носильщиков, следование вверх по долине Баксана до соединения его с ущельем, по которому идет дорога в долину Накра; оттуда к северо-западу вверх по ущелью, замыкаемому глетчером, спустившимся с Эльбруса, и бивуак на высокогорье близ подошвы глетчера: 8000 футов (9 часов). 30 июля. Подъем по долине мимо конца глетчера и по крутым обрывам к вершине на скале, с правой его стороны, почти па одинаковом уровне с огромной снеговой равниной к юго-востоку от горы, где мы раскидываем палатку на хорошо защищенном месте. 11950 фут. (4.5 часа). 31 июля. Выходим из палатки в 2 часа 10 минут утра: переходим большую равнину и поднимаемся на склоны, доходящие до подошвы высшей вершины (5.25 часа). Сланцевые скалы вплоть до вершины, достигнутой в 10 часов 40 минут утра. Возвращение вниз тем же путем на высокогорье, пониже глетчера (6 часов) интенсивный холод. Холод был причиной трудности восхождения, но серьезного препятствия мы не встречали. Вулканическое происхождение горы несомненно. Вершину образуют трехсторонний кратер, наполненный снегом. Окружающий его вал имеет три вершины, стоящие несколько поодаль одна от другой. Мы поднялись на все три вершины. Две из них не были покрыты снегом. На достигнутой нами первой вершине, которая нам казалась выше остальных, мы сложили знак из камней. Двое из наших носильщиков - Дяппоев Дячи и Сатаев Ахия - взошли вместе с нами на вершину. Остается еще окинуть взглядом область главной цепи Большого Кавказа к западу от Эльбруса. Здесь мы находим зубра. Последние особи этого некогда очень распространенного животного обитают у северного склона, увенчанного местами фирном и льдом Эрцогского хребта, составляющего часть Большого Кавказа. Зубры водятся здесь у истоков обеих рек Зеленчук, в местностях, называемых Саадан и Эрхус. Они попадаются стадами в 7 - 10 голов в смешанных лесах с преобладающими сосновыми зарослями. Люди не оказывают им никакого попечения, и здесь им живется не так хорошо, как в Беловежской пуще, в Гротненской губернии, где зимой заботятся о их благосостоянии.

Покойный граф Сумароков Эльстон доставил в Кавказский музей один чудный экземпляр этой породы животных, которые ныне уже выводятся. Он был привезен в Тифлис на курьерских, летом 1866 г. Хотя правительством и отданы приказы относительно охранения этих животных, но кто станет среди этой глуши во всей строгости исполнять подобные приказания? Нет сомнения, что зубр прежде водился и в других местах Кавказа. Абхазцам он известен под названием "адомбе" или "домбе", карачаевцам - под названием "домпз", но первые знают это животное только по слухам.

Применяясь к объему настоящего очерка, я могу весьма кратко очертить кавказское высокогорье в юго-восточном его направлении, останавливая внимание читателя на вершинах Казбека и Ацунты, и закончу эту главу описанием быта местных обитателей.

На узкой плоскости, составляющей водораздел между реками Тереком и Сунжею, стоит красивый город Владикавказ, непосредственно у северного подножия Большого Кавказа. Владикавказ, лежащий на 2368 футов над уровнем моря, выстроен на левом берегу Терека по образцу большей части южнорусских городов: он имеет широкие, прямые улицы, раскинут на большом пространстве и осенен достаточным количеством роскошных лиственных деревьев. Жители его представляют пеструю смесь всевозможных народностей. На владикавказском базаре можно встретить чеченцев, осетин, ингушей, евреев и армян. Преобладающим элементом являются, однако, казаки. Климат в Владикавказе очень здоровый, средняя годичная температура 9,2°R. К востоку от него с понижением уровня почвы совпадает повышение средней температуры.

ПОКОРЕНИЕ ЭЛЬБРУСА НА ЛОШАДЯХ

Первая попытка восхождения на Эльбрус была предпринята в 1965 году, но, как отмечал старый альпинист В. Ф. Кудинов, "она не имела успеха - конники вернулись с "Приюта Пастухова" - далее лежал глубокий снег, и лошади не шли, несмотря на понукания своих всадников, горевших желанием въехать на вершину и установить этим своеобразный рекорд" [58].

ПОКОРЕНИЕ ВОСТОЧНОЙ ВЕРШИНЫ. ГОД 1998-й.

Лишь спустя 33 года люди вновь рискнули повторить попытку. И риск был оправдан определенной надеждой. На чем она основывалась?

Прежде всего на существовании породы лошадей, отличающейся особой выносливостью и неприхотливостью. Речь идет о карачаевской породе.

Один из лучших специалистов-коневодов края Клыч-Герий Магометович Урусов в одной из своих работ указывает: "Природные условия региона: высокогорье с резкими перепадами высот и температур, крутые каменистые склоны, бурные разливающиеся в летнее время реки Къобан (Кубань. - Ред.), Теберда, Зеленчук, Лаба, богатые альпийские пастбища - обеспечивают возможность круглогодового табунного содержания животных, что еще в глубокой древности способствовало созданию здесь уникальной породы исключительно выносливых, с развитой сердечно-сосудистой и дыхательной системой, крепким копытным рогом и прочными сухожилиями горских лошадей" [59].

Карачаевская порода была известна европейцам как минимум с 18 века. Немецкий исследователь П. Паллас (1790-е гг.) писал: "карачаевцы выращивают небольшую, но выносливую и горячую породу лошадей, которые известны своими выдающимися качествами" (из книги "Путешествие по южным провинциям Российской Империи в 1793 и 1794 гг.").

Российский академик Генрих-Юлиус Клапрот (1808 г.) отмечал, что лошади карачаевской породы "сильны, проворны и превосходны для езды по горам".

Другой исследователь, С. Броиевский (1823 г.), пишет: "У карачаевцев есть мелкая, но крепкая порода горских лошадей, известная под именем карачаевских" (Из книги "Новейшие географические и исторические известия о Кавказе").

Венгерский этнограф, уже знакомый нам участник экспедиции Эммануэля, Жан-Шарль де Бессе в 1828 г. также давал высокую оценку этой породе: "Карачаевцы разводят лошадей прекрасной породы... Они легки на ходу и я не знаю другой породы, которая была бы более подходящей для езды по крутым склонам и более неутомимой" [60].

Русский автор В. В. Шевцов (1855 г.) давал такую характеристику: "Лошади их (карачаевцев. - Р. X.) считаются из лучших Кавказских пород, они более ценны смелостью своею в езде по скалистым и крутым тропам; шаг их верен и спокоен, вы, давши свободу своему коню, можете безбоязненно подниматься по такому неприступному пути, где только может уместиться копыто лошади вашей и где ни одна из других пород не может сделать ни одного шага" [61].

Отмечая причины успеха в труднейшем переходе через Кавказский хребет Марухского отряда генерала Бабича в 1878 году, областная газета "Кубанские ведомости" указывала, что "условиям могли удовлетворять лошади исключительно только карачаевской породы".

Именно поэтому отборные кавалерийские части русской армии - кавказские казачьи полки - предпочитали приобретать лошадей карачаевской породы. Об этом в 1913 году упоминает А.А. Атаманских (один из ведущих специалистов-ветеринаров Баталпашинского отдела того времени): "Карачай в данном случае играет очень значительную роль, снабжая строевыми лошадьми большинство (выделено мной. - Р. X.) казачьих полков Кубанского и Терского войска и сбывая вообще до 10000 лошадей ежегодно".

В силу своих исключительных качеств во время знаменитого конного пробега вокруг Кавказского хребта зимой 1935 - 1936 гг. именно лошади карачаевской породы шли в головной группе, пробивая тропу и являясь своего рода "бульдозерами" [62].

Лошади карачаевской породы были зафиксированы в изданиях Государственной племенной книги горских лошадей (1935 г.), сборнике "Конские ресурсы СССР" (1939 г.), "Единой Государственной племенной книге лошадей Орджоникидзевского края" (1940), в Инструкции по бонитировке племенных лошадей (1942 г.) и др. [63].

Когда сталинско-бериевская клика изгнала в ноябре 1942 года карачаевский народ с Кавказа, была "репрессирована" и карачаевская порода лошадей. Ее название упразднили и уже с 1949 года породу в племенных книгах официально именовали "кабардинской".

В 1957 году карачаевцы вернулись на родную землю. Однако вплоть до конца 1980-х годов в отношении этого народа проводилась политика "ползучей дискриминации" со стороны правящего тоталитарного режима - главного виновника геноцида.

Это сказалось и на процессе восстановления исторической справедливости в отношении национального достояния карачаевцев - древней породы их лошадей. Хотя еще весной 1963 года ученый совет Всесоюзного НИИ коневодства признал необходимость восстановления термина "карачаевская порода" [64], партийные вожди разных уровней сделали все, чтобы воспрепятствовать этому.

Особо лез из кожи вон многолетний фактический партийный правитель Карачаево-Черкесии Умар Темиров. Он, видимо, в силу ложного патриотизма (Темировы - потомки выходцев из Кабарды), не только "закрывал глаза" на исторические свидетельства и очевидные факты, но и шельмовал тех, кто добивался восстановления правды.

Лишь в 1990-х годах в государственных племенных книгах и официальных перечнях пород СССР и России карачаевская порода и англо-карачаевская породная группа вновь обрели свое место. Это стало результатом десятилетий упорного труда и борьбы таких подвижников своего дела, как М. С. Токов, Б. Д. Узденов, X. А. Аджиев [65], К.-Г. М. Урусов.

Особая заслуга принадлежит Клыч-Герию Урусову, который и являлся автором идеи конного восхождения на Эльбрус.

"Будучи мальчиком мне довелось услышать рассказ, что некая карачаевка поднялась на лошади на Эльбрус, но назад не вернулась, видно провалилась в трещину, - вспоминал Клыч-Герий Магометович. - Вот мне и хотелось, как знатоку и большому почитателю коней, проверить - возможно ли такое. Чтобы лошадь поднялась так высоко в горы" [66].

Но, как известно, от выдвижения идеи до ее воплощения очень часто "дистанции огромного размера". Наверное, мечта так и осталась бы мечтой, если бы не воля счастливого случая.

Посещая молодой коллектив историков карачаевского отдела республиканского Института гуманитарных исследований (одним из тех молодых исследователей в ту пору являлся и автор этих строк), К.-Г. Урусов неоднократно.) рассказывал ребятам о своей идее.

Там же на втором этаже Дома правительства по соседству с карачаевским отделом находился кабинет заместителя министра образования КЧР Бориса Хаджи-Муратовича Бегеулова, большого любителя горных восхождений и опытного альпиниста. Друг Бориса - кандидат медицинских наук Ахмат Мухутдинович Тебуев в ту пору работал заместителем министра здравоохранения республики, его кабинет располагался также недалеко - на первом этаже.

Б. Бегулов и А. Тобуев, будучи людьми неравнодушными к прошлому своего народа, нередко заходили к ребятам, чтобы побеседовать о тех или иных интересных моментах истории.

Во время одной из таких бесед наш этнограф Индиана Каракетова (кстати безумно влюбленная в родные горы) и рассказала Ахмату Тебуеву о давней мечте Клыч-Герия Урусова.

Это, как вспоминает сам Ахмат Мухутдинович, и стало толчком. Было это и 1996 году. После совместного с Б. Бегеуловым обсуждения идеи, решили начать практическое изучение возможности осуществления доселе небывалого похода.

В 1997 году группа в составе Б. Бегеулова, А. Тебуева, Рамазана Хапчаева и Умара Байрамукова совершила восхождение на обе вершины Эльбруса. В ходе этого похода изучались возможные пути подъема лошадей на вершину.

Как вспоминает А. Тебуев, в феврале 1998 года он встретился с К.-Г. Урусовым и предложил совместно подготовить и провести конную экспедицию. Естественно, Клыч-Герий Магометович с энтузиазмом поддержал предложение и активно подключился к работе.

Втроем (Бегеулов, Тебуев, Урусов) разработали план подготовки, включавший в себя подбор состава группы, решение вопроса об экипировке, снаряжении конского состава и т. п. Со стороны официальных структур никакой, даже моральной, поддержки не было. Не откликнулись на просьбу о содействии и многие "денежные мешки".

К счастью, нашлись настоящие патриоты, благодаря которым, хоть и с некоторым запозданием, но все же удалось решить основную часть материально-технического обеспечения экспедиции [67]. На это дело ушли весь июнь и июль.

Команда была окончательно укомплектована в июне. Всех участников экспедиции было девять человек при трех лошадях.

Автора идеи К.-Г. Урусова, как старейшего по возрасту, решили определить "общим" тамадой группы. Кроме того, отмечают А. Тебуев и Б. Бегеулов, учитывались и большие заслуги Урусова в восстановлении карачаевской породы.

Но Клыч-Герий Магометович, опытнейший коневод, не являлся горновосходителем, тонкостей альпинистского спорта не осваивал, да и возраст давал о себе знать. Поэтому руководителем альпинистской части экспедиции стал Ахмат Тебуев. "Ахмат вложил в это много времени и труда", - подчеркивал К.-Г Урусов [68]. Одной из заслуг и альпинистских удач Тебуева явилось изобретенное им приспособление для горных восхождений на конях: подковы со съемными стальными шипами,

Альпинистскую группу, помимо Б. Бегеулова и А, Тебуева, составили профессиональный альпинист Рамазан Хапчаев, Умар Байрамуков (о них мы уже упоминали) и Эльдар Кубанов (самый молодой участник экспедиции, сын историка Арсена Кубанова и внук классика карачаевской литературы Халимат Байрамуковой).

В "кавалерийскую часть", помимо К.-Г. Урусова, вошли: Мурат Джатдоев (а. Хурзук, лошадь - Имбирь). Магомет Бчджнев (а. Учкулан, лошадь - Даур). Дагир Каппушев (а. Карт-Джурт, лошадь - Хурзук).

Альпинистами, как правило, двигал азарт покорителей, в то время как конников прежде всего заботили безопасность и здоровье своих питомцев. Эти "векторы интересов", как покажет время, не всегда совпадали и порой их расхождение могло обернуться срывом экспедиции.

7 августа альпинистская группа выехала в Большой Карачай и в час дня добралась до аула Учкулан, где ее поджидали конники.

Далее участники экспедиции прошли через аул Хурзук, миновали погранзаставу и двинулись вверх по ущелью реки Уллу-Кам. Уже в четыре часа пополудни были у "Ворошиловских кошей", где сделали привал и устроились на ночлег.

8 три часа ночи 8 августа двинулись в сторону перевала Хотю-Тау. Через три часа у подножья перевала остановились, легко позавтракали и вновь продолжили путь.

"Выбрали более короткий, но сложный путь по ложу бывшего ледника, - вспоминают Б. Бегеулов и А. Тебуев, - несколько правее основной тропы, выводящей на плато Хотю-Тау. Наиболее сложным и опасным для лошадей был крутой отрезок пути, протяженностью около 200 метров, перед самым перевалом, сплошь покрытый камнями с острыми краями, по которым лошади продвигались с камня на камень".

В девять часов добрались до перевала. Здесь позавтракали, отдохнули и стали ожидать балкарских проводников, которые, по договоренности, должны были встретить экспедицию на этом участке, чтобы сопровождать по леднику Большой Азау. Ожидание продлилось три часа и было безрезультатным (как впоследствии выяснилось, балкарцы неправильно сориентировались по дню встречи).

Ждать далее не имело смысла, и путники продолжили движение по перевалу самостоятельно. Переход через Хотю-Тау (3549 м) был очень сложным. К.-Г. Урусов вспоминал: "Я на этом перевале (до этого. - Ред.) не был и если бы не сам видел, как переходили лошади... я не поверил бы, что там могут пройти лошади" [69]. Согласитесь, слова одного из лучших знатоков лошадей карачаевской породы многого стоят!

В полдень группа достигла ледника. Люди, а особенно животные, подвергались на нем немалому риску. "Километров девять мы шли, - говорит Урусов, - а там трещины до метра и более шириной. До метра мы перепрыгивали... Трещины широкие обходили, под ледником вода идет, и я боялся, что лошади могут испугаться" [70].

В три часа дня экспедиция добралась к озеру, где встретилась с проводниками. Через час начали спуск и по скальному гребню вышли на лавовый выступ, где расположена станция канатной дороги "Старый Кругозор" (3000 м).

8 тот же самый день вечером на "Старый Кругозор" добрались Б. Бегеулов и У. Байрамуков, которые выехали из Черкесска с провизией и частью снаряжения.

9 августа. Основная база. Утром вместе с лошадьми группа вышла на "Приют 11-ти", который был определен в качестве штурмового лагеря. Животных разместили в недостроенном сооружении в метрах 10-ти от высокогорной гостиницы. День ушел на интенсивную подготовку к тренировочному выходу к "Скалам Пастухова".

10 августа. Стихия. В два часа ночи группа двигается в путь. Урусов, которого начали мучать головные боли, остается в лагере. Бегеулов, Тебуев и Хапчаев доходят до высоты 4800 м, после чего спускаются вниз.

Остальные добираются до высоты 5100 м (т. н. "Косая"). Здесь погода ухудшается: резко понижается температура, начинает дуть шквальный ветер, в лицо бьет снежная крупа. В течение трех часов ожидали перемены погоды, но тщетно. Решили спускаться в лагерь. В принципе день нельзя было назвать неудачным: был перекрыт рекорд попытки конного восхождения, остававшийся непобитым 33 года (мы помним, что в 1965 году лошадь достигла отметки 4880 м у "Скал Пастухова").

В пять часов вечера было проведено "экстренное совещание", на котором приняли решение спустить лошадей, нуждавшихся в корме, на уровень "Старого Кругозора" (где имелся естественный корм) и переждать непогоду. Три конника вместе с лошадьми и Тебуев спустились.

В начале восьми вечера по всему склону Эльбруса выше 3200 м прошел заряд крупного града, сопровождавшийся шквальным ветром. На "Старом Кругозоре" лил лишь мелкий дождь.

11 августа. Перед рывком. Почти весь световой день прошел в ожидании улучшения погоды. Только в четыре часа вечера появились явные признаки прояснения. Нельзя было затягивать время, и руководители экспедиции решили поднять лошадей к штурмовому лагерю.

В восемь вечера животные получили усиленную порцию овса, были укрыты бурками. Решено было включить в штурмовую группу семь человек (кроме двух руководителей - Урусова и Тебуева, с которыми в лагере остались два балкарца - С. Кочкаров и И. Мырзаев) и две лошади (Имбирь, получивший травму, не был допущен к восхождению).

12 августа. Штурм. Первой в два часа ночи на вершину двинулась "пехота" (Байрамуков, Бегеулов, Кубанов, Хапчаев). Это было сделано с учетом того, что при синхронном выходе пеших и конных последние далеко опередили бы первых, вынуждены были бы поджидать их близ седловины, попусту тратя время и подвергаясь воздействию мороза. Поэтому конники (Биджиев, Джатдоев, Каппушев) вышли лишь полтора часа спустя, чтобы догнать первую группу на седловине.

Тем не менее "конница" догнала пеших альпинистов на переходе от "Приюта Пастухова" к седловине, примерно на уровне 5200 м ("Косая"). К ним присоединились Кубанов и Байрамуков, после чего двинулись к седловине.

Достигнув ее, пятеро решили двигаться дальше, но, не зная маршрута, выбрали неудачный путь, где лошади стали проваливаться в рыхлый снег. Возникла опасность, что животные могут поранить себя стальными шипами подков Ребята вернулись к разрушенной во время последней войны хижине на седловине, и стали дожидаться Бегеулова и Хапчаева - наиболее опытных альпинистов, многократно покорявших Эльбрус.

Бегеулов и Хапчаев дошли до седловины в девять утра, примерно на час позже первой группы, и, увидев ребят у хижины, с радостью подумали, что те уже совершили восхождение и успели спуститься.

Конники, искренне жалевшие своих животных, стали убеждать альпинистов, что лошади из-за состояния снега не одолеют путь. Бегеулову все-таки удалось переубедить ребят. Он выразился в том смысле, что необходимо начать восхождение и записать это на видеопленку, чтобы затем показать руководству экспедиции (Урусову и Тебуеву) невозможность дальнейшего движения с лошадьми. В качестве видеооператора действовал Эльдар Кубанов.

Пологая часть седловины оказалась весьма тяжелой для прохождения: животные своими копытами не раз пробивали наст и глубоко (до колен и даже чуть выше) проваливались в снег.

Лишь выйдя на крутой участок, непосредственно ведущий к восточной вершине, обрели более-менее твердую почву под собой: снежный покров там был не очень глубоким и перемежался с каменистыми осыпями, которые тянулись по северо-западному склону до самой вершины.

На подъем ушло почти два с половиной часа. Ближе к вершине конники надели бурки (было очень холодно) и, усевшись на своих питомцев, в 11 часов 30 минут взошли на вершину.

"На вершине свирепствовал ураганный ветер, - вспоминают участники экспедиции, - он поднимал даже мелкие кусочки вулканической породы, которыми бил в лицо и в объективы съемочной аппаратуры".

Из-за пронизывающего, леденящего ветра задерживаться не стали. Быстро сфотографировались и начали спуск. Всего за 25 минут они достигли седловины, откуда в полдень в половине первого дня начали спуск к "Приюту 11-ти".

К пяти часам пополудни они вышли к лагерю, где их встретили Тебуев, Урусов, спустившиеся раньше Кубанов и Хапчаев, а также балкарские ребята.

"Надо упомянуть. - говорят Бегеулов и Тебуев, - о жительнице Республики Ингушения Албогачиевой Лейле. Она присоединилась к экспедиции еще на пути к "Приюту 11-ти" и с разрешения руководителей участвовала в восхождении и поднялась на восточную вершину, став, возможно, первой ингушкой, поднявшейся на Эльбрус".

14 августа группа вернулась в Большой Карачай, затратив ровно неделю на проведение экспедиции.

Лишь спустя несколько месяцев после ее окончания власти "догадались" отметить почетными грамотами и подарками людей, увековечивших себя не только в Книге рекордов Гиннесса, но и в истории мирового альпинизма...

Пожалуй, лучше всего завершить эту часть данного очерка проникновенными словами моего друга-историка Арсена Кубанова: "Уникальное восхождение закончилось. Можно сказать, что участники экспедиции совершили восхождение на вершину позабытой славы карачаевской породы лошадей и снова показали миру потенциальные возможности этих красивых и благородных животных. Следы шипованных подков остались на Восточной вершине, и многочисленные туристы-иностранцы стали свидетелями беспримерного восхождения. Они бурно выражали свое восхищение.

Но был еще один безмолвный свидетель, о котором тогда решительно никто не думал, но именно этот свидетель предопределил продолжение истории, в которой, казалось бы, была поставлена точка. Имя его - Западная вершина".

ЗАПАДНАЯ ВЕРШИНА. ГОД 1999-й.

Как для каждого актера лучшая роль - та, что еще не сыграна им, так для восходителя лучшей высотой всегда будет оставаться та, что еще им не покорена.

Наши герои никак не могли удовлетвориться своим первым спортивным подвигом.

Перед их взором стоит магическая цифра "21" - на столько метров Западная вершина превосходит Восточную. Лишь это небольшое расстояние отделяет конных первовосходителей 1998 года от "абсолютного рекорда". Ведь строго по-научному именно Западная вершина является истинно высшей точкой Европейского континента и России. Это одно. Другое - еще в 1950 году, как уже говорилось, на Восточную вершину уже взбиралось вьючное животное, китайский як. А на Западной до сей поры вьючных животных еще не бывало, И, наконец, третий момент: в 1999 году исполняется 170 лет со дня первого восхождения Хилара Хачирова.

Как видим, мотивы были, да еще какие!

Главной проблемой оказалась по-прежнему проблема финансовая. Получить все в условиях, когда вся республика была вовлечена в ожесточение выборной кампании, было очень сложно.

Тогда Тебуев и Бегеулов решились на дерзкий, но, как показало время, вполне оправданный шаг. 13 июля 1999 года Тебуев посещает генерала армии Владимира Семенова (тогда - кандидата на пост главы КЧР) и излагает ему идею юбилейного конного восхождения. В этой беседе альпиниста и генерала красной нитью проходит идея связи поколений: ведь первая в истории экспедиция на Эльбрус, положившая начало российскому альпинизму, была также организована российским генералом.

Ахмат Мухутдинович отмечает, что Владимир Магомедович "придал этому большое значение", тут же дал поручение своим соратникам подготовить мероприятия по обеспечению новой экспедиции. "Экспедиция проводилась по поручению и под контролем генерала армии Семенова В. М., - подчеркивает Тебуев, назначенный ее руководителем.

Он усовершенствовал конструкцию подков со съемными шипами. Опыт прошлогоднего восхождения показал, что кованые шипы с квадратной формой при ударе и сильном соприкосновении с камнями и твердым льдом иногда имеют свойство откручиваться. На этот раз шипы были круглой формы и вытачивались на токарном станке (их изготовление было возложено на Умара Байрамукова).

Спонсоры II экспедиции:
1. Банк СБС-АГРО - Блимготова Ф. X.
2. Кавказпромстрой Банк - Редькин В. П.
3. ОАО "Полиграфист" - Кущетеров А. X.
4. ОАО "Долина" - Урусов М. М.
5. ОАО "Холодмаш" - Чернышев С. И.
6. ЗАО фирма "Висма" - Герюгов В. А.
7. ОАО "НВА" - Фролов Ю. А.
8. Мин. образов. - Бошкаев А. С,
9. Совхоз им. О. Касаева - Чотчаев А. А-А.

В июле была достигнута договоренность с Эльбрусской поисково-спасательной службой, которая должна была оказать организационную помощь в восхождении и выделить своих сотрудников для сопровождения на вершину.

В команду вошли все три конника - участники похода 1998 года, причем Биджиев и Джатдоев со своими прежними лошадьми (Дауром и Имбирем), а Каппушев с конем по имени Игилик (лошадь Хурзук находилась в то время на дальней летовке).

В экспедиции участвовали, помимо Тебуева и Бегеулова, прошлогодние восходители - Кубанов, Хапчаев, Байрамуков, а также водитель из города Черкесска Марат Хачиров. Пару слов относительно участия последнего из упомянутых лиц. Тебуев - большой любитель исторических параллелей и аналогий: именно ему принадлежала идея взять в группу представителя того самого рода, к которому принадлежал прославленный первовосходитель Хиллар.

14 августа в шесть часов вечера группа вышла из аула Хурзук и через три часа добралась до "Ворошиловских кошей", где, как и в прошлый раз, была устроена ночевка.

15 августа в восемь часов утра участники экспедиции двинулись вверх по Уллукамскому ущелью к перевалу Хотю-Тау. Шли по тому же маршруту. Сравнительно легко преодолев перевал, уже в час дня были на леднике, который также прошли без особых проблем. Оттуда они спустились к "Кругозору", где и расположились базовым лагерем.

16 августа был отдан отдыху, подготовке снаряжения и конкретной схемы восхождения. Вначале погода не особо обнадеживала, но ночью небо очистилось от облачности.

17 августа стоял ясный солнечный день. Экспедиция в полном составе при лошадях поднялась к верхней станции канатно-кресельной дороги "Гара-Башы", где остановилась на ночлег.

18 августа ночью пешие альпинисты вышли раньше конников и остановились у разрушенной хижины на седловине. Около трех часов ночи в путь двинулась и конная группа, которая около семи часов утра соединилась с остальными участниками восхождения на седловине.

Здесь решили посовещаться. Спасатель Эльбрусской ПСС Абдул-Халим Ельмезов, сопровождавший группу, сообщил, что снег, окутавший крутой склон Западной вершины, весьма рыхлый и сыпучий. Поэтому, сказал он далее, лучше избежать ненужного риска и подняться на самой легкой из трех лошадей. Таковой оказался "новичок" - Игилик.

Как показало время, совет был правильным. С большими усилиями лошадь преодолела опасный участок очень крутого склона Западной вершины. Затем по пологому предвершинному плато группа вышла к невысокому (10 - 15 метров) холмику вершины, где установлен тур. Игилик делает последние шаги... Все! Высочайшая вершина Кавказа, России и Европы покорена "абсолютно". Случилось это в 10 часов 36 минут 18 августа 1999 года.

На следующий день проводили Тебуева и Хачирова, отправившихся с багажом на автотранспорте в Черкесск, а 20 августа по испытанному маршруту вернулись в Хурзук. Здесь и состоялась торжественная встреча с участием В. М. Семенова и жителей этого древнего аула.

В истории покорения высочайшей вершины Кавказа, России и Европы перевернута еще одна, безусловно, славная страница. И вряд ли что еще можно добавить к словам, которыми генерал армии приветствовал в тот день восходителей:

"Вы совершили настоящий спортивный подвиг. И совершили его во имя торжества патриотизма, верности славной российской истории, во имя России и утверждения высоких идеалов мира и согласия, самых чистых помыслов человека".

Хатуев Р. Т.
Заведующий сектором
Карачаево-черкесского института
гуманитарных исследований,
министр КЧР по делам национальностей,
печати и информации.

 

 

<< Назад


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100