Автор: Сергей Баранов, г.Краснодар

Зимний Эльбрус - Вольная Испания

"Mountains are cathedrals: grand and pure, the houses of my religion. I go to them as humans go to worship… from their lofty summits, I view my past, dream of my future, and with unusual acuity I am allowed to experience the present moment. My strength renewed, my vision cleared, in the mountains I celebrate creation. On each journey I am reborn." - Anatoli Boukreev, "The Climb".

Пусть люди зовут это адом. Нет, это не ад, здесь просто очень холодно и постоянно дует ветер… Снег. Он везде - и с неба, и на окрестных вершинах, и под ногами, вернее мы пашем в нем по пояс. А еще есть стена. Как грандиозная корона с колоссальным отвесным скальным зубом в центре. Справа и слева от "зуба" снежные гребни с жандармами к Бжедуху и Уллу-Каре. Разные маршруты проходят по этим склонам. Наш маршрут проходит вдоль левой кромки "зуба". 600 метров снега и льда, потом еще больше сотни метров обледеневших скал в качестве бонуса…Но для начала мы отправились на Эльбрус.

Зимой на Вольную Испанию
(первопрохождение по Северному
склону Восточного гребня пика Вольная Испания)

Часть 1. Эльбрус.
It's better try and and fall, Than not to try at all…
(Лучше горечь поражения, чем сожаление о непредпринятой попытке)
28.01.03 в 19.30 Мы вдвоем выехали из Краснодара. Через 14 часов, благодаря ряду обстоятельств (и тому водиле, который гнал 140км/ч по Баксану) мы были на станции "Мир". Груза у нас было больше 40 килограмм на человека: железо для стены, веревка, палатка, личное снаряжение, газ и продукты на три недели на нас и часть на наших ребят, которые еще должны были подняться. Я привязал к рюкзаку сразу все. Дима сумку продуктов оставил. Два с половиной часа мы наслаждались троплением снега и общались с проезжающими лыжницами. Часть груза, правда, оставили перед последним взлетом. Когда я вышел на него, то просто упал в снег. "Привет горным гадам!" (от английского Guide - гид). Я открыл глаза. Мой друг Саша, администратор "бочек", протягивал мне руку. Итак, этап первый завершен. Через несколько часов этот единственный погожий день закончился, и началась пурга…

Три пика МНР
(Монгольской Народной Республики)
со стороныперевала ВЦСПС.
Февраль 2003.
Вершины (слева направо):
ЮЗ (3810), Ц (3820),СВ (3830)

30.01. Зря я вчера выкопал такую замечательную яму под палатку. Постоянно откапываемся. Наше трудолюбие дает себя знать - сложенные нами ветрозащитные стенки уже невозможно сломать и снег засыпает нас все больше. За ночь сквозь 3 сантиметра открытой молнии в тамбур намело 30 сантиметров снега. Конденсат почему-то образуется прямо на внутренней палатке. А еще за эти две ночи мы в полной мере смогли оценить все достоинства солпадеина и цитрамона. Сказывается быстрый подъем. Попытались сходить на "Приют 11", но под последним взлетом повернули. Видимость 20-100 метров. В качестве дополнительной акклиматизации опять откапываем палатку.

Чегеткара (3667) и пик Гермогенова (3993) зимой

31.01. Оказывается, видимость может быть и 10 метров. Скоро и в туалет по компасу будем ходить… Ветер еще усилился. Внутри бочки - как на корабле. Вещи от тряски сползают с полок. И канатная дорога со дня нашего подъема не работает… Кроме нас и Саши на "бочках" еще известная питерская альпинистка Марина Ершова с другом. Они готовятся к Эвересту, хотя к нашим ночевкам в палатке относятся скептически. Каждое утро вижу, как Марина откапывает кухню. Наконец, решаем, что весь необходимый опыт зимних ночевок мы приобрели, и что надо сделать перерыв. Подгоняем снаряжение, точим буры и кошки. Только не понятно зачем. Опыт подсказывает, что попали мы конкретно. Питерцы уходят вниз, перепахивая метровый снег, как маленькие ратраки.

1.02. Все по-прежнему. Попробовал рыть пещеру, но быстро надоело, хотя выкопал порядочно. И опять безделье.

Пик Авиации (4000) со стороны
перевала ВЦСПС. Февраль 2003.
В тени - СЗ стена (4Б)

2.02. Вот уж выдался денек! Позавчера Марина сказала, что на "Приюте 11" сидят трое ростовских студентов, которые, вероятно, не могут спуститься. По ее словам, у них уже должен был кончиться газ и продукты… Вариантов у нас не было. Только мы остались на Горе. В 12 дня вышли. На ски-турах - по колено, что, в общем, понятно: снег валит уже четвертый день без перерыва. Видимость до 50 метров. А еще развлечение нам подкинули. Пару недель назад в стороне от классического пути провалился в трещину Валерий Шамало. На обратном пути, те, кто его доставал, вешки не сняли. Очень хорошая дорога к трещинам получилась, - ни за что не собьешься.

Итак, в три часа мы были на приюте. Перекусили, пока парни собирались. Самому младшему в тот день исполнилось 25. Такие вот "студенты". А меня он назвал вечером "лучшим подарком". Но все по порядку. Пока я подгонял лыжи, Дима увел ребят. Когда я догнал их, возникло у меня странное чувство, что идем не туда. И скал почему-то до сих пор не видно. Мы даже с Димой поругались - он хотел искать скалы правее, а я настаивал, что надо идти влево. Ростовчане пошли за мной, и спор был окончен. После 300м. траверса мы все же вышли к нужной гряде. Пришлось снять лыжи, чтобы помочь ребятам тропить. Снега - то по пояс, то по грудь. Весь спуск занял у нас три часа, под конец скорость была 300-350 м/час. Спустились в кромешной тьме. Дима, спустившись на лыжах, зажег сигнальный фонарь. Все сильно вымотались, особенно ребята со своими рюкзаками. Они так и не дали мне разгрузить их, а я за это никого не пустил тропить. Но никто из нас не настаивал. Саша с Димой приготовили еду и чай, ростовчане сварили глинтвейн, и мы до середины ночи праздновали Ромин день рождения.

ЮЗ вершина МНР (3810) с юга
. Февраль 2003. В лоб - маршрут
4А "Конфетка". Слева, минуя
жандарм - 2Б.

3.02. Марина уехала в Питер, не надеясь на погоду. Рома хочет пойти завтра с нами - повод попрактиковаться в изготовлении снегоступов. Валера и Алексей спускаются.

4.02. Поднялись на приют. Внутри - -10°. Рома не пошел, но завтра мы попробуем. Есть надежда - сегодня мы видели синее небо в разрывах туч. Сейчас - звезды. Интересно, та, под которой я родился и которая принесет мне удачу, видна или нет?

5.02. В 4.30 мы вышли из домика. Видно лишь на 30м., ветер адский. Выспались до 9 утра и начали спускаться. Навстречу - трое из Питера, наши ростовчане, и еще 5-6 человек, видимо, из какой-то гималайской экспедиции. Сегодня заработал подъемник, и погода стала лучше. Но наше время истекло, и мы уходили. Уходили, чтобы вернуться.

Часть 2. Вольная Испания.
Маршрутом опасным и трудным Восходит, кто смел и свободен, И зря придумали трусы, Что умные в горы не ходят…

6.02. "Старый Джантуган". В поисках одиночества, я пошел по дороге, ребята - внизу по тропе. Сейчас жду их и есть время черкнуть пару строк. Живем в альплагере "Эльбрус", сейчас идем на разведку. "Если я когда-нибудь вернусь…" - вертится в голове фраза из песни. Ничего, прорвемся. Полчаса назад встретил группу совсем молодых ребят. Возвращались с восхождения, усталые, но довольные. Молодцы.

Шхельда. Февраль 2002

Дорога расчищена бульдозером. Здорово. Красиво и загадочно смотрятся знакомые горы зимой: Шхельда, Джантуган, Уллу-Кара, Вольная Испания… Вчера с Эльбруса видел даже Ушбу. Вот уж, действительно Готический замок. Где-то на 4000м повис плотный потолок облаков, но погода пока ничего.

Вечер. Сборы на восхождение. Самая большая дилемма - брать ли зубную щетку? Решаю ограничиться пачкой орбита. Долой все лишнее! Женщина в "Эльбрусе" попросила расплатиться, робко добавив "вдруг Вы не вернетесь…". Наверное она не это хотела сказать. Сегодня встретил моего друга Сашу - шхельдинского спасателя. Замечательный человек! После консультации по маршруту (описания которого нет в природе) вопросов не возникает.

Зимний маршрут 4Б (А.Осипов, 1995)
со спуском через "Корыто"
(она же "мышеловка")

7.02. И вот идем на подход. Хорошо, что протропили вчера. Мне снег дается легко, поэтому опять подолгу иду первым. Нас шестеро. Макс и Дима собираются на пятерку вдвоем. Наташа, Юля, Юра и я - на четверку. На "Рыжих скалах" - первый бивак. Я и Макс идем подготовить путь на завтра. Но гулять по леднику с трещинами без веревки - сомнительное удовольствие, и через час - полтора идем назад.

8.02. Плохая погода. Роем пещеру, переселяемся.

9.02. Снег… Маленькие снежинки то мягко садятся на черную ткань костюма, то яростно бьются об нее. Завороженный этим зрелищем, я погружаюсь в собственные мысли. Очнувшись, понимаю, что полуминутный отдых закончен. Надо идти дальше. Впереди - Вольная Испания. А вот Макс с Наташей решили уйти на пик МНР, так как наш проект при такой погоде кажется им нереальным. Нам же важна лишь одна вершина, и мы рискнем.

10.02. Зря вчера не перенесли лагерь. Следы замело, но теперь идем с рюкзаками. День кончается неожиданно, и мы на самом интересном месте - "помойке". "Помойка" - это склон г. Гермогенова, с которого постоянно что-то падает. Ночуем около трещин. Рано утром меня просто подкидывает от сильного грохота. Трудно перечислить все мысли, которые пронеслись в этот момент в голове. Но обвал нас не достал - не судьба. Что ж, продолжим.

Пик Вольная Испания (4200).
Справа - гребень Бжедуха.
Февраль 2003

11.02. Оказалось, не дошли 200 м. до "подушки". Обидно, но целый день уходит на эти метры и "подушку". Успеваем еще с Юлей протропить под маршрут полтора часа. Подошли москвичи. Тоже роют пещеру, но у них график помягче - завтра отдых.

12.02. В 9 утра мы стартуем. Через полчаса Юра штурмует первый берг. Пройдя вторую веревку, докапываюсь таки до льда. Да, лед твердый, зимний. Бур ввинчиваю ледорубом. Буры выдерживают только 2-3 закручивания, потом - либо замерзает лед внутри, либо просто все зубья сгибаются внутрь. В час дня мы могли еще спуститься, повесив все веревки, чтобы потом вернуться. 120 метров по прямой за 4 часа. Еще прикалывались над вопросом москвичей "Вы хотите за день пройти?" Слишком много снега. Но мы решили испытать в полной мере, что такое осада (в простонародье - тактика Big Wall). И первая лавина нас не остановила…

13.02. Еще при выходе на подушку я чувствовал себя плохо. Приливы энергии чередовались с полной разбитостью. Антибиотики работали во всю, но еще вечером я тихо умирал. Ночь принесла новые силы. Палатку удалось даже полностью поставить, поэтому, наверное, и вышли после полудня. Вообще, мы сильно не напрягались, никуда не торопились, все шло своим чередом. Ночевка сегодня - на узенькой полочке. Мы с трудом завернулись втроем в палатку, а Юра как самый мудрый воин пристроился в бивачном мешке. В час ночи мы, наконец, натопили воду, поели, попили и улеглись. И тут прилетела лавина… Это было как удар мешком с ватой. Только успел подумать о базе на двух крючьях, к которой мы были привязаны, как все кончилось. Лавина улетела к "подушке".

Подход под Вольную Испанию зимой
по левой морене ледника Кашкаташ
Видны вершины Вольная Испания (4200)
и Бжедух (4270)

14.02. День начался с тяжелого решения: лапша или пюре на завтрак и, соответственно, пюре или лапша на ужин. Потом, когда Юля шла по перилам, на нее упал с гребня карниз. Не знаю, что страшнее: видеть как твоему другу угрожает опасность или быть на его месте. Думаю, первое - страшнее. Около пяти кубов с высоты двадцать метров упало в двухметровый желоб. Но обошлось.

Вскоре окрестные вершины скрылись в облаках. Макс по связи сказал, что они подходят к юго-западной вершине пика МНР. И вот четыре семиметровых жандарма. Какой из них вершина, узнаем завтра. Край палатки свисает над краем площадки, но первую ночь сплю непристегнутым, впервые за три дня снял систему.

На морене ледника Кашкаташ.
Февраль 2003

15.02. Вершина! Панорама поражает. Вокруг, на высоте 3500 - облака. Над ними - все знаменитые вершины: Безенгийская стена и другие пятитысячники, Ушба, Щуровского и другие. И камня на память, как назло, не нашлось. Пришлось взять из тура - под килограмм весом. Сняли записку г. Обнинска от 08.2002. Москвичи так и не поднялись. А жаль. Продукты кончились вчера, значит - пора домой. Плитка шоколада, пачка бананов, витамины и два сникерса на четверых и спускаемся. Три веревки дюльфером, а потом снежный склон с бергами - пресловутая "мышеловка". По рассказам, лавины перескакивают на противоположные склоны, перекрывая склон полностью. Но нам повезло. Мне довелось проверить весь путь первым. Ни разу не провалился, но свой адреналин от прыжков через берги получил. В 14.30. я был у пещеры. Через полчаса подошли ребята. Просто мне удалось последние метры быстро пролететь и зарубиться, а они вешали перила. Доели продукты из пещеры и в четыре часа продолжили спуск. Горячий душ и заказанный по рации ужин заставили забыть обо всех лишениях.

16.02. Я ехал домой с чувством глубокого удовлетворения. И пусть никто не верил, что мы взойдем. Мы сделали ЭТО! Пусть это не "шестерка" на гималайской стене, а лишь "4б", но лично для меня этот маршрут - шаг на пути познания самого себя. Это шаг вперед. Бог даст, в моей жизни будет еще много стен, выше и сложнее, но такой как эта не будет никогда. Я осуществил свою мечту, взошел на вершину своей мечты. Правда, до сих пор не могу найти ответ на вопрос, зачем я хожу в горы…

P.S. Я бы хотел посвятить это восхождение моему другу - Алексею Левченко, трагически погибшему в Домбае в августе 2000 года. Лешка, ты всегда с нами.