Домбай. Обзор района, С.Добровольский

Автор: Сергей Добровольский, г. Харьков

Домбай

Описания трех альпинистских маршрутов

Вершина Домбай Южный , маршрут 3А к.с.

Схема маршрута

По морене Птышского ледника вверх 15-20 мин. от нижних ночевок и влево-вверх в узкий длинный снежный кулуар в сторону Домбайского перевала. Подъем по кулуару по снежному склону (утром желательны кошки) через скальные "ворота" выход на перевал (2,5-3 часа). На перевале - удобное место для ночевки.

С перевала 30-40 м. вправо по гребню, затем слева по полкам 40-50 м. - выход на гребень (в принципе туда же можно вылезти и прямо вверх от перевала - полторы веревки "троечного" лазания). По нетрудным скалам гребня через оба жандарма выход к провалу (следует отметить, что "по нетрудным скалам гребня" - не вся правда, там в узких частях гребня приходится осторожно облазить очень неудобные 2-10 метровые "перья" и на это уходит много времени). Из провала - подъем по гладкой 8-метровой стенке (ключ м-та) и далее, по сильно разрушенному гребню на вершину (от перевала 4-6 часов).

При лимите времени на спуске, добравшись до провала, можно сдюльферять по кулуару на ледник (4 дюльфера, кажется) и траверсом-вниз выйти под домбайский перевал, откуда, уже по пути подъема спуститься на ночевки.

Вершина Птыш Главный, маршрут 3Б к.с. (по В. гребню)

Схема маршрута

С нижних птышских ночевок вверх по морене птышского ледника, пересекая снежники, выйти на ледник и подойти к птышскому перевалу (1 час). В жаркое лето снег может вытаять и выход на перевал превращается в вылаз.

На перевале есть площадка под одну палатку.С перевала вправо 30м. по полкам к 30м. стенке и по ней влево-вверх на гребень.

Далее по гребню до самой крутой части взёлта. У крутой части траверс вправо до внутреннего угла и по нему выход на плечо. С плеча вверх по гребню и дальше по правой стороне кулуара на вершину (от перевала 6-7 часов).

Вершина Домбай Главный, маршрут 3Б к.с.

Схема маршрута

С нижних птышских ночевок вверх по левому склону по тропе в направлении Домбая З. Через верхние птышские ночевки, по "бараньим лбам" подойти к леднику. По леднику (кошки!) вверх в направлении Домбайского седла, в принципе можно пойти, огибая ледник, слева по скалам или справа по разрушенной скальной гряде, но это длиннее и сложнее. До Домбайского седла с нижних ночевок - около 3 часов.

С домбайского седла вправо вверх по осыпям и несложным скалам до крутого 20м. взлета, который обходится вверх по стене слева или справа по крутым наклонным плитам. Дальше по правой стороне гребня до желтого взлета, который обходится сначала слева, потом вправо-вверх. Дальше по гребню, обходя взлеты справа по полкам, до плит и по ним вверх на вершину (от "седла" - 4-5 часов).