Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Крым > Шаан-Кая

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Андрей Веденмеер
Читайте на Mountain.RU:
Атлант-М - мультипитчевый маршрут с ключевым участком 8b, Крым, Шаан Кая. Хроника подготовки маршрута

Автор: Андрей Веденмеер, Ялта
Фото: А. Дёмин

 

 

 

Маршрут “Атлант-М”
или часть айсберга, которая осталась не видна

Предисловие:

Я бы хотел поделиться своими впечатлениями о подготовке “Атлант-М” и других скальных маршрутов. Просто “пройти” или пролезть скалолазный маршрут гораздо проще, чем подготовить его. Поверьте моему опыту! Тот, кто хотя бы один раз в жизни пробовал сделать скальный маршрут, меня понимает.…

Когда скалолаз лазает по маршрутам, на нем нет никакой ответственности: пройдет он его или нет, это его личное дело и право. А создать любой новый маршрут, а тем более в горах - это огромная работа и ответственность. Ты, автор, понимаешь, что по маршруту будут лазать другие и, если что-нибудь с кем-нибудь на твоем маршруте произойдет, ответственность будет на авторе данного маршрута. Может не прямая, но в душе автор будет сильно переживать и думать, что он сделал что-то не так. Скалолазу что? Пришел, попробовал, оценил, покритиковал или похвалил, пролез маршрут – герой, если нет - ничего страшного в другой раз.

И поэтому я немного хочу рассказать о подготовке, по моему мнению, уникального маршрута “Атлант-М”.

Об идее:

Начну с того, откуда возникла идея о подготовке такого маршрута. Все своё детство я видел эту грандиозную стену - Шаан-Кая, она меня завораживала своей крутизной и мощью. Когда подходишь под основание стены, ты всё сразу понимаешь, становится не по себе, появляется чувство страха перед такой мощью.

Шли годы, я начал заниматься скалолазанием, покорял всё новые “вершины” и достигал высот в спорте, но все же я ещё не был готов ни морально, ни технически для такого проекта. Не было опыта в создании маршрутов на скалах и в горах.

За последние десять лет подготовки новых скальных маршрутов различной категории трудности я почувствовал в себе силы на что-то большее…

О сделанном:

В 2003 году мы с Мишей Бабичем оборудовали гребневую “2-ку” на г. Куш-Кае. За что выслушал очень много критики, но гораздо больше одобрения. Осенью оборудовал на г. Парагильмен маршрут “Шахеризада” по левому гребню. Хочу сразу обратить внимание на то, что на этих двух маршрутах, мы сделали станции и забили новые крючья там, где были старые крючья. А также добавили крючья в опасных местах!

Весной 2004 года, на г.Уарч-Кае сделали маршрут “Red Fox” и летом “New Шамбала”, на Кошке “Фактор страха”. Это была проба сил и тренировка перед моей основной мечтой!

О возможности и начале всего:

Но вот я вроде бы уже созрел и морально, и технически, но финансовой поддержки не было. В случайном разговоре с Тарасом Иванковым из Киева я поделился своей идеей о проекте на Шаан-Каю, он об этом рассказал бренд-менеджеру Международного Автомобильного Холдинга “ АТЛАНТ-М” Юлии Кажарской. И моя мечта начала становиться реальностью…

Начало подготовки было назначено на вторую половину сентября, а прохождение на 9 октября. Теперь нужно было определить линию маршрута. Альпинисты Украины советовали мне сделать маршрут в правой части Шаан-Каи или на другой горе. Говоря, что в левой части ничего не получится. Но мне хотелось только там! И я не мог отступить от своей идеи, хоть очень сильно уже и сам сомневался, но решил на свой страх и риск не отступать от задуманного. Надеялся, что моя интуиция, опыт и трудолюбие нам помогут.


Перед работой С.Мишуcтин, А.Маринкевич, А.Веденмеер

И вот после последнего согласования с Международным Автомобильным Холдингом “АТЛАНТ-М”, полученного от них оборудования, закупленной провизии на десять дней, мы выехали к подножью Шаан-Каи. Мы это: я, Александр Маринкевич (соавтор “Red Fox”, New “Шамбала”, “Фактор страха”) и новички, но очень талантливые: Алексей Хорошок и Самоил Мишустин.

По моим подсчетам работы над маршрутом должны были занять максимум десять дней, но первый же день нас начал отрезвлять. Все оказалось сложней, чем я предполагал.

Во-первых, за неделю до начала работ я сильно переболел ангиной, несколько дней пролежал в постеле с высокой температурой. Во-вторых, оказалось, что работы на этом рельефе и на таком крутом нависании потребуют гораздо больше времени и усилий. Об этом позже…

Основная задача:

Мне очень не хотелось касаться уже существующих маршрутов, хоть они и гуляют по стене слева направо, справа налево. Основная идея этого проекта была создать новый, сложный, очень интересный, по возможности максимально чистый от “живых” камней, грязи и мха, скалолазный многоверёвочный маршрут на Шаан-Кае. Я старался делать веревки от 7b до 7с+, кроме первой веревки, соответственно. Можно было сделать веревки и трудней, рельеф это позволял, но зачем!? У нас и так не много людей, кто отважится пролезть такой маршрут свободным лазанием, с такими категориями трудности! Сделав категорию больше 8а, маршрут стал бы нереальным для многих. А так, пожалуйста, пробуйте!

Маршрут готовился сверху вниз. Знаю, многим это не нравится, но чтобы сделать сложный маршрут на монолите – иначе просто нельзя! Это скалолазный маршрут, и он проходит по монолитам. Это также не гранит, здесь нет трещин, но есть огромное количество живых камней. Ничего никуда не “заложить” и “забить” нельзя!

О работе над маршрутом:

За один день работы удавалось обработать одну или полторы веревки. Было сложно выбрать линию маршрута, постоянно приходилось спускаться вниз метров на тридцать, затем снова наверх. После каждого дня работы надо было жумарить вверх на вершину, я чувствовал себя спелеологом. После недельной работы мы, наконец, провесили двойные перила до земли. Какая у нас была радость коснуться земли, а не жумарить на вершину! Но забить крючья в скалу – это оказалось только малой частью работы, и скажу, что не самой трудной. Было безумно тяжело сверлить на таком нависании, где невозможно забить скальный крюк, заложить френд, постоянно приходилось что-то придумывать или цепляться “зубами” за скалу во время сверления отверстий.


За работай А.Веденмеер

К тому же ещё и погода преподносила свои сюрпризы. Не по-осеннему было ужасно жарко. Влага из организма улетучивалась мгновенно, жажда мучила постоянно. И это на стене, где невозможно скрыться от солнечных лучей! Затем сильный шквальный ветер бросал тебя слева направо, поднимая веревку высоко над головой, а потом бросая её вниз. Напомню, что маршрут имеет отрицательный угол наклона примерно 100 градусов, все веревки висят в воздухе, не касаясь скалы. Были и другие сложности: постоянно приходилось контролировать перильные верёвки, т.к. после очистки скал они неоднократно перебивались падающими глыбами. Ежедневный спуск в “цивилизацию” - спуск в п. Симеиз для зарядки батарей перфоратора (в процессе работы часть батарей вышла из строя и заряда хватало ненадолго) и для закупки провизии (т.к. планируемые сроки выходили, а просвета в работе ещё не было) - занимал час вниз и полтора наверх. И это после работы на скале!

На девятый день началась очистка маршрута от мха и камней. Порода местами была ужасно сыпучей, приходилось снимать слой за слоем. Мы вычищали, как могли. Обрабатывали зацепки от острых шипов, которые были, как лезвия.

Сроки подготовки маршрута поджимали, нужно было его закончить к 9-му октября. Ребята, да и я сам после десяти дней работы очень сильно устали!!! Но основное только начиналось – нужно было налазывать маршрут. А я эти десять дней практически не лазал из-за затянувшихся работ на скале. К моменту налазывания маршрута у меня сильно болела травмированная спина: три дня я с трудом передвигался, но все же продолжал работать над верёвками R8, R7. Лишь благодаря друзьям и “никофлексу” быстро восстановился. Время шло, а работы над маршрутом продвигались медленно.

На доводку и облазывание R6, R5 ушло два дня. К прочим трудностям добавилось ещё то, что кожа на пальцах рук под ногтями от извести (пыль от перфоратора) и клея вся полопалась.

Каждый день, и не по одному разу, приходилось отмачивать и лечить их.

Верёвки R-4, R-5 и R-6 сделал гораздо быстрее, чем предыдущие. С R-1 намучились до 8 октября, поэтому налазать толком не успели.

Своевременная помощь:

6 октября к нам под Шаан-Каю приехал Миша Шалагин из Одессы. Приехал очень вовремя, я уже был не в состоянии ничего опробовать и категорировать. Он приехал с огромным эмоциональным и физическим зарядом. Это мне добавило моральных и физических сил, чтобы снова собраться на дальнейшую работу. В этот же день мы с ним опробовали R- 8, R-7 и R-6 с верхней страховкой. Нам эти верёвки показались очень простыми, и мы хотели их усложнить, но из-за отсутствия времени передумали.


Пожар на горе Шаан-Кая

На следующий день, 7 октября, было запланировано контрольное восхождение. Но пожар, который загорелся ночью, на вершине Шаан-Каи нам не дал осуществить задуманного. Нам пришлось пролезть только до R-5, затем спустится вниз. Этот день для меня был отмечен ещё одной проблемой: травмированная спина снова дала о себе знать… Дым и бесконечно курсирующий над нами вертолёт не создавали нормальной атмосферы.

Утром 8 октября мы с Мишей доделываем первую веревку, после чего спускаемся и едем ко мне домой. Приведя себя в приличный вид (насколько это было возможно после столь продолжительных работ) едем в Симеиз на пресс конференцию.

На пресс конференции были поставлены цели завтрашнего дня - прохождение маршрута “Атлант-М” свободным лазанием и открытие его. Конечно, мы с Мишей лелеяли надежду его ЧИСТОГО прохождения свободным лазанием (какой настоящий скалолаз об этом не мечтает!) но, реально смотря на всё выше перечисленное, понимали, что наши физические кондиции не самые лучшие. Именно об этом и было сказано мной на пресс конференции.


Старт

О прохождении “Атлант-М”:

И вот, как всегда бывает, неожиданно, настал этот день 9 октября! Утром мы встали рано и сразу поехали под Шаан-Каю. Минуя наряды лесников, которые пытались нас не пропустить под маршрут из-за остатков очагов пожара в лесу. Для нас это было уже не преграда, после всего пережитого!

Размявшись и опробовав в девять часов первую веревку, мы с Мишей поняли, что нам на маршруте будет очень туго. Солнце палило нещадно! Старт, после неоднократного переноса, состоялся около 11-40.

Я полез первым первую верёвку, ориентировочной категории 8b. Мне сразу стало ясно всё, что нас ждет впереди… Зацепы были какие-то сухие, ни ноги, ни руки совершенно не ощущали трения.

В такой тренировочный день я скорей всего даже не стал бы и тренироваться, хоть со мной этого почти не бывает. Первая веревка мне далась огромными физическими и моральными усилиями, а так же окровавленными пальцами на руках. Мише, как я видел, было тоже тяжело…

Собравшись морально после такого старта, мы с Мишей прошли R-2, R-3 и R-4 ЧИСТО!!! Но силы не бесконечные, и они начали нас покидать. На R-5 мы больше не смогли бороться за чистое прохождения веревок. И тогда настало время борьбы с собой, силы покидали нас очень быстро и совершенно не восстанавливались.


М.Шалагин: R1


R4

R6

Вода, взятая нами, уже заканчивалась, а солнце палило по-прежнему. Прошло четыре часа лазания. У меня уже включился автопилот, и я думал только о том, как можно скорей выйти на вершину. На последующих веревках меня постоянно хватали мышечные судороги, Миша говорил, что с ним происходило то же самое.

R7 - на ключевом участке А.Веденмеер

Выход на последнюю предвершинную станцию я делал раз пять, я уже ничего не мог!!! Во время подготовки этот участок я проходил с больной спиной без всяких усилий. Первые минуты на вершине я мало что понимал, хотелось только пить.


А.Веденмеер на R8


Сил больше нет! R8 А.Веденмеер

Миша на последней станции

Победа!

Первые секунды на вершине Шаан-Каи

А.Веденмеер и М.Шалагин на вершине

Спуск с вершины меня сильно поразил, за прожитые дни под Шаан-Каей я ежедневно поднимался и спускался по сказочному лесу. А сейчас он мне напоминал поверхность Марса, кругом пепел, местами где-то ещё догорали деревья. В моей душе, в данный момент, было то же самое.

Да, мы не смогли пройти маршрут чисто, но мы также себе не позволили использовать оттяжки для прохождения!!! Мы прошли его первыми свободным лазанием, без использования ИТО.

Технические данные “Атлант-М”:

Впервые на Украине “Федерацией Альпинизма и Скалолазания выдан СЕРТИФИКАТ скалолазному маршруту, проложенному по левой части центральной стены горы “Шаан-Кая” и присвоено название “Атлант-М”.

Я сейчас не могу точно определить все технические данные маршрута, т.к. были очень замотаны другой работой. Но примерно могу написать:

Протяженность маршрута – 250 метров. Средняя крутизна около – 100 градусов.

R0 – R1 - 38 мет. 17 от. примерно 8b
R1 – R2 - 30 мет. пр. 13 от. пр. 7c / 7c+
R2 – R3 - 30 мет. пр. 12-13 от. пр. 7b
R3 – R4 - 35 мет. пр. 15-16 от. пр. 7b+ / 7c
R4 – R5 - 35 мет. пр. 15-16 от. пр. 7c / 7c+
R5 – R6 - 32 мет. пр. 14-15 от. пр. 7c
R6 – R7 - 29 мет. 11 от. 7b+
R7 – R8 - 28 мет. 12 от. 7b

Ещё раз прошу обратить внимание, что количество оттяжек и категории ориентировочные! Обратите внимание на длину верёвок, рекомендую лучше 70 метров на случай спуска с маршрута или нужна ещё дополнительная верёвка! Каски обязательны!!!

Информация по техническим данным скоро будет уточнена и дополнительно напечатана.

Особенно хочу сказать огромное человеческое СПАСИБО всем тем, кто помогал и поддерживал меня во время проекта над “Атлант-М”: Александру Маринкевичу, Алексею Хорошок, Самоилу Мишустину, Михаилу Шалагину, Тарасу Иванкову, Юлии Кажарской и конечно Международному Автомобильному Холдингу “Атлант-М” за техническую поддержку.


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100