Горы мира > Памир >

Мак-Кинли 99
Вот такая она Победа!

Автор: Сергей Лавров, г. Алматы

Сочинение на тему “Как я провёл лето”
или
Каникулы на Памире

Часть вторая (Часть 1 здесь)

Пик Коммунизма 7495 м, вид с пика Е. Коржаневской

Насладившись отдыхом в базовом лагере наша группа стала готовиться к восхождению на пик Коммунизма. Теперь нас стало четверо: к нам присоединился Андрей Пучинин, российский гражданин из Новосибирска, долго живший в Бишкеке, а теперь перебравшийся в Алматы. Андрей, не стал ночевать с нами на 5100, он накануне нашего выхода сделал туда грузовую ходку, а потом вышел на день позже нас.

Объединились мы перед выходом на “груди” в районе 5900 м. Состояние маршрута почти идеальное: тропа по жесткому фирну, на крутых местах перила - только иди. Спуск с “грудей” на плато оказался, вопреки ожиданиям, достаточно проблемным.

Подъём помаршруту Бородкина Ю.В., высота 5600 м

Возле станции “Восток” повернули направо и пересекли Большое Памирское фирновое плато. На другом берегу плато, у начала подъёма на пик Душанбе, мы остановились на вторую ночёвку. Рядом уже стояли туристы-горники из МАИ. Они шли “шестёрку” плюс два “семитысячника”. Их палатка-шатёр и печка из титана заслуживают отдельного детального рассказа.

Пересечение ПФП, на подходе к лагерю 2, высота 6000 м

Третий день был самым трудоёмким: подъём на вершину пика Душанбе. Сначала первыми шли москвичи, потом наши группы смешались, и каждый шёл своим темпом. В верхней трети гребня мы окончательно разделились на объединённую ударную группу, пробивающую тропу, и арьегард. Не останавливаясь на вершине сразу прошли чуть дальше, где наткнулись на жёлтую палатку. Её хозяин - японец, клиента МАЛа по имени Тахакаши. Одноместная палатка, едва вмещающая миниатюрного хозяина, в народе получила названия “гробик” и “собачья конура для выездов на р. Или”. Встреча произошла ко взаимной радости: сыну Ямато наверняка наскучило одиночество, а мы перестали волноваться из-за отсутствия информации о человеке, вышедшем на восхождение четыре дня назад.

Лагерь 3 на вершине п. Душанбе, высота 7100 м

Свою палатку мы поставили в 5-ти метрах от японской, москвичи стали на 50 метров дальше. За ужином, если можно назвать ужином много чая и горсть сухофруктов, обсуждали время завтрашнего выхода на штурм.

Лично мне в последнее время приходилось выходить на большие горы не позднее чем в час ночи. Но мои компаньоны не приняли такого издевательства над организмом и постановили выход на 07.00, а я особо не сопротивлялся.

Выход на штурм, впереди МАИшники

Вершинный гребень, высота 7400 м

Вышли в 07.30, Владимир Юдин ещё в палатке отказался от восхождения, оставшись в должности начальника штурмового лагеря. Владимир был на п.Коммунизма то ли 8, то ли 12 раз, я бы на его месте дальше “вертолётки” вообще не ходил бы.

В получасе ходьбы от палатки от восхождения отказался и Виктор Канонеров, мне пришлось немного вернуться ему навстречу и взять радиостанцию.

В это время маишники и Тахакаши уже подошли к “лопате” и начали траверс её нижней части, а Андрей Пучинин их почти догнал. Мне предстояло сократить разрыв в 500 метров по прямой. Нет бы, идти своим крейсерским темпом, ни на кого не обращая внимания… Рефлекс “забега” непроизвольно заставил догнать японца и часть маишников. Пучинин тоже конкретно “зарубился” с лидером всё тех же маишников.

Смелая туристка Надя прямо на середине обхода “лопаты” сняла кошки, бахилы, ботинки и переодела носки, затем догнала свою группу и взошла на вершину. Да, есть девушки в русских селеньях и даже в Москве!

С острого предвершинного гребня открылись красивейшие виды в стороны юго-юго-востока, если не ошибаюсь.

На вершине была только толльятинская табличка и большого размера татарский флаг. Развернув флаги своих стран, компаний и клубов мы задокуметировали своё пребывание на вершине, как на плёнку, так и на “цифру”. Дождались японца, сфотали и его.

Вершина, большой татарский флаг, Андрей Пучинин, Тахакаши и маишники на заднем плане

Сергей Лавров, скромный автор этих строк, на заднем плане пик Россия

Во втором часу начали спуск. Тут уже лидировал я, а Андрей присматривал за Тахакаши. В половине четвёртого вернулись к палатке, Владимир и Виктор к тому времени спустились на “Восток”. Немного передохнув мы с Андреем начали собираться, чтобы сегодня же спуститься туда же. Японец сначала категорически отказался идти вниз, но, увидев наши сборы, передумал. Москвичи вышли через 20 минут после нас. Спуск был утомительным и относительно долгим, мы боялись потерять японца и часто останавливались, чтобы не потерять его из виду. Туман и небольшой снег не добавляли оптимизма, казалось, что они вот-вот перерастут в серьёзную непогоду, но пронесло. К “Востоку” подошли в темноте, мужики уже расчистили площадку и, пока мы отпивались из термосов, установили вторую палатку. Сон был глубокий и здоровый, сказался сброс высоты.

Спуск с "грудей", Надежда Обухова лидирует в своей группе, высота 6100 м

На следующий день раннего выхода не получилось, напряжение спало, “заточка” прошла. Вышли около 10.00, продолговатый подъём на “груди”, с бергшрундом в средней части, забрал остатки сил. Как мне показалось, Андрей Пучинин хотел меня догнать на этом участке, а я пытался от него оторваться. Оторваться не получилось, но расстояние не сократилось, проверили “физику” после горы.

На “грудях” собрались передовой группой и повалили вниз. Японца пропустили вперёд, а сами начали демонтировать перила, такая была задача. Сначала последним спускался Юдин, а потом это дело доверили мне. Москвичи оказали существенную помощь, стащили вниз по паре бухт верёвки каждый.

К лагерю 5100м спустился весьма подуставшим, волоча за собой два “потинника” и одну “семидесятку”. Здесь мы смаркировали все верёвки, уложили их в четыре китайских мешка и закрепили на большой скальной балде. Сюда же уложили связки ледобуров, ледорубов, снежных якорей и пару лопат.

На "вертолётке": Рыкалов Пётр, Прибылов Дмитрий, Обухова Надежда, Фетисов Сергей, Воробьев Алексей, Сергей Лавров.

Собрали, стоящую здесь с июля палатку VauDe, упорядочили оставшиеся консервы, доели самое вкусное, забрали все пустые газовые баллоны и, с чувством выполненного долга, продолжили спуск дальше.

На так называемой “вертолётке” нас встречали туристы из Новосибирска. Владимир Юдин у них в большом авторитете. Здесь мы вновь собрались все вместе, пофотографировались, отведали принесённых новосибами фруктов и вышли на финишную прямую, в конце которой нас ждал базовый лагерь.

Но не всё так просто! За 50 м до выхода к поляне Москвина на тропу со стороны озера выехал трактор!!! За рулём сидел Рустам Раджапов.

Оказывается, это такая традиция - встречать восходителей с Коммунизма подобным образом. Загрузив в кузов все рюкзаки и часть всё тех же восходителей, мы въехали в базу на “белом коне”, то есть на красном тракторе. Все были счастливы!!! Отчасти потому, что сезон завершается, и эвакуационный рейс вертолёта перенесён на послезавтра.

А лагерь уже опустел, почти все клиенты и гиды улетели предыдущими рейсами. Остались лишь три больших группы туристов, которых впереди ждала завершающая часть их маршрутов.

Вечером на банкете по случаю завершения сезона восходителям были вручены соответствующие сертификаты от компаний “Аль Навруз” и “Азия Тревел”, важный элемент альпинистского антуража. Нас с Андеем Пучининым поздравили ещё и с успешным завершением программы “Снежный барс”.

Большой привет сотрудникам компаний “Аль Навруз” и “Азия Тревел”, а так же всем с кем приходилось встречаться в августе 2004 года.

Большое спасибо компании “GLOTUR” и лично Еркину Жакеновичу Калиеву за поддержку в реализации всем моих альпинистский планов