Горы мира > Сибирь >

Саянские каникулы
Ергаки. Скалы Сибири
Ергаки. Зуб Дракона

Очерк с фотографиями. часть вторая

На пути к Золотарному

Юля Лебедева
Андрей Кудрявцев
Маша Зуева

От озера Светлое к озеру Золотарному мы добрались, обойдя Светлое по западному берегу, затем перевалив через небольшай отрог, разделяющий долины этих двух озер. Когда мы обходили Золотарное по южному берегу, где тропа петляла по мшистому курумнику, начал накрапывать дождь, сопровождавший нас до самого перевала Пикантный 1Б. На перевале было нежарко - поддувал мокрый ветерок, впрочем, не разгоняющий сгустившийся туман, в бледной пелене которого мы спустились по длинному, крутому и сыпучему кулуару на западную сторону хребта Ергаки. Дождик потихоньку прекратился, нехотя растворился туман, и нашему взору открылся красивейший цирк, между пиками Звездный и Зуб Дракона. Полукилометровые отвесные стены окружающих скальных вершин наклонились здесь над тремя озерами, мерцающими своей прозрачной водой среди зарослей голубики, черники, можжевельника и невысокой березы. Ничего подобного по отрешенной красоте нетронутого скального царства я раньше не видел. Здесь, вдалеке от «курортной» суеты озера Светлое, между двух озер, получивших за свою характерную форму название «Восьмерки», мы простояли весь следующий день, в течение которого сходили на пик Зуб Дракона, с которого открывалась, пожалуй, наиболее полная панорама скалистой части Саянского хребта. Несомненно, огромное количество непройденных стен в этом ущелье могут сделать его популярным среди альпинистов местом, но нам стало немного жаль того, какая с этими дикими местами может случиться метаморфоза, когда сюда сотнями нагрянут страждущие.

Хребет Ергаки
с Зуба Дракона

Стоянка на "Восьмерках

Дров, в отличие от грибов и спелой голубики, здесь мало, но это был лишь дополнительный аргумент в пользу тактики использования газа, на котором мы готовили в Ергаках. Эта особенно удобно при готовке утром, когда в лесу, влажном от ночной росы или дождя, довольно трудно найти сухие кедровые ветки.

Пик Верблюд
с "Восьмерок"

Пик Зуб Дракона

Вершинная башня
пика Зуб Дракона

Вид на озера "Восьмерки"
с пика Зуб дракона

Через день, покинув гостеприимное место, начали спускаться вниз, по труднопроходимому курумнику. Попытавшись найти обозначенный на карте проход к озеру Художников, позволяющий практически не терять набранной высоты, мы, тем не менее, заблудились в лабиринте огромных, поросших скользким мохом и густым кустарником глыб, выше которых блестели "бараньи лбы", и были вынуждены все-таки спуститься вниз до дна долины. Видимо, наиболее оптимален все-таки путь прямого спуска в долину, который хоть и связан с некоторой потерей высоты, но, тем не менее, гарантирует от неприятного лазания по мокрому курумнику с риском выхода на труднопреодолимые скальные сбросы. Когда мы вышли к озеру Художников, простилающемуся под необъяснимым таинством природы в виде Параболы - необычной скальной изогнутости между двумя пиками, все занялись своими делами: кто купался в мелком озере, кто клянчил у проходящих мимо групп сигареты, кто терзал гитару, а кто-то просто валялся в палатке, дожидаясь, когда поспеет ужин и будет вынута заветная пластиковая бутылка, в которой плавали ягоды можжевельника, придавая огненной жидкости ядовито салатовый оттенок.

Утром, ясным и немного ветреным, начали подъем к перевалу Птица, обогнув для этого Параболу слева и выйдя к озеру Горных Духов, сверкающему прозрачной водой в глубокой и немного мрачной скальной котловине под стенами пиков Птица и Звездный. Вода здесь была достаточно холодна, по сравнению с озером Художников, но, не искупаться в водоеме со столь интригующем названием мы не могли, тем более, что берег сразу обрывался глубиной и не надо было долго аккуратно заползать в озеро по мокрым и скользким камням, как вчера.
Подъем на перевал Птица запомнился своей утомительной нудностью, характерной для всех перевалов первой категории сложности. Крутая, вихляющая тропа проходила под стеной пика Птица и выводила на седловинку в хребте Ергаки. Собственно, эта седловина перевалом не считается, хотя с нее и можно спуститься непосредственно к озеру Мраморное, поэтому для того, чтобы выйти к озеру Светлое, мы траверсировали восточный склон Птицы и попали на плечо пика, туда, откуда начинается двойка на вершину. Отсюда к Светлому пришлось спускаться по знакомой тропе и через пол-часа мы замкнули свою короткую прогулку под стенами Ергак.
Практически все это время стояла жаркая погода, лишь пару раз прерванная кратковременным дождем, да грозой с сильнейшим градом, заставшим нас на спуске с перевала Птица, поэтому вода в озере Светлом к нашему приходу прогрелась до такой степени, что могла сравниться с летней температурой прогревшихся рек Подмосковья. Эта не сильно характерная для этих мест жара вкупе с сильнейшей влажностью создавала труднопереносимую духоту, характерную разве что для амазонских джунглей.
Краткий срок пребывания в Ергаках уже близился к концу, но нам хотелось еще раз слазить на Птицу по несложной 2Б, поэтому утром, оставив Юлю и Диму в лагере, мы отправились по уже ставшей хорошо знакомой тропе наверх. Зной утреннего солнца несколько спал, пока мы подходили под маршрут и я, немного подумав, сунул все-таки куртку в скальный рюкзак. И не зря. Едва мы с Андреем и Витей вышли на маршрут, окружающие скалы окутал непроницаемый туман, из которого стали медленно, но неотвратимо конденсироваться капли влаги, оседая на окружающих скалах. Нам повезло, и Андрей успел вовремя проскочить ключевой участок 2Б до того, пока все камни не покрылись мокрой скользкой пленкой, сделав непроходимыми даже несложные участки. Но едва мы высунулись на северный склон Птицы, по нам ударил такой ветер, что казалось, нас сорвет со скользких скал его жесткими порывами, под которыми туман мгновенно превратился в мелкий, но всепроникающий дождь.
Спуск наш напоминал паническое бегство, но едва мы отошли от пика Птица на несколько сотен метров, дождь и ветер прекратился. Кругом стояла сухая и спокойная погода и лишь над вершиной, с которой мы спустились только что, висело серое ватное облако. Контраст.
Еще через день мы двинулись вниз.
Ергаки провожали нас теплым днем и прохладным вечером, и весь этот завершающий день, полный отъездной суеты и дум о приближающихся московских заботах меня не покидало редкое ощущение, того, что сюда придется вернуться, когда и как - непонятно, но придется.
И это обстоятельство позволяло надеяться, что наши дороги нас еще ждут.
Съездите в Ергаки, и если вам повезет с погодой, вы не пожалеете.