Горы мира > Крым > Шаан-Кая

Автор: Василий Терехин, Севастополь

Моя Гиперборея!

В этой статья я хотел рассказать, что маршрут Гиперборея значит лично для меня, попытаться передать мысли и эмоции, которые рождались во время работы над проектом. Нет никакой попытки перетащить одеяло на себя. В смысле вклада в реализацию проекта мы с Ратмиром вложились поровну и оба на максимум.

Закончились майские праздники, палец у Ратмира почти зажил, а мой локоть был уже в приемлемом состоянии. Мне даже удалось залезть он-сайт своеобразную 7с+ на Ай-Николе (Дайкоку), и классическую 8а Самосвал на Красном Камне со второй попытки. Значит все не так и плохо, я не успел совсем растерять форму за время "вынужденного перерыва" во время восстановления локтя.

Как уже говорил ранее, перво-наперво мы решили пролезть все участки отдельно, а уже потом думать о чем-то большем.

Перила уже висят, поехали. Начали сверху.

Первый день вспоминали расклады и попробовали с верхней страховкой 7-й и 6-й питчи. К моему удивлению ключ на 7м питче получился достаточно легко, а в прошлом году я сделал его всего один раз из 15 попыток. Ещё подумал, наверное это потому, что верхняя страховка, и Ратмир, не видя меня, сильно тянет веревку. Посмотрим в следующий раз. Однако, 6й питч проще не стал (а я и не удивлен). После первого опробования с трудом представлял, как я буду его собирать. Кусками-то все делалось, тяжело, но все-таки. А как собрать?

В общем, в следующий выход решили работать на 7м питче. Подробное описание этого дня в статье - Ветер с моря дул.

Если вкратце, то получилось даже быстрее чем планировали. Это был очень ветреный день, и страховать было реально холодно. Несмотря на температуру около 12 градусов, на страховке надевали все, включая тонкий пуховик. К нашему счастью, большая часть 7 питча была прикрыта правой частью угла, и там почти не дуло.

Первый подход - вспомнили, разобрали.

Второй - неожиданно собрал ключ, но запутался на второй более простой части (ещё не запомнил расклад).

Третий подход
Ратмир полез, полез и залез! Значит нужно и мне постараться. Подошел к ключу, запутался в ногах, с трудом удалось сохранить концентрацию и сделать тяжёлые перехваты. Далее лез на изрядно севших руках, отдыхая при каждой возможности. Вот она - долгожданная станция. Прикольно, за один день залезли. Значит что-то поменялось с прошлого года.

В конце дня спустили первую модификацию нашей суперплатформы к началу 6го питча, и решили оставить этот участок напоследок. Сами пока переместились в нижнюю часть маршрута, где нас ждали ещё два тяжёлых участка 2-й и 3-й. Для работы на них мы изготовили, принесли и установили ещё две чудо "платформы" из фанеры.

2-й питч мне казался самым простым из четырех. Не смотря на это, в прошлом году его так и не собрал. У Ратмира получилось, а я несколько раз падал на последних перехватах. После успеха на 7 питче, я подумал, что прохождение 2го не заставит себя долго ждать. В общем, так и получилось, однако попотеть все-таки пришлось изрядно (вспомнить расклады, поставить метки, наработать и т.д.).

В итоге, с третьей попытки залез. В прошлом году были сомнения, есть 8а, или нет? После первого опробования с верхней страховкой я давал 7с/7с+ ))). В этом убедился, 8а точно есть, и причем, крепкая.

Дальше нас ждал 3-й питч. Мне он вообще не заходил. Только раз или два удалось сделать ключевые движения отдельно. Сейчас ключ как-будто начал получаться, но возникли проблемы с подходом к нему. У Ратмира дела обстояли намного лучше, ведь в прошлом году ему совсем немного не хватило, чтобы собрать его. Посмотрим, как пойдет в этом.

Начали осаду 3-го питча. Утром солнце и слишком жарко, под 30 градусов или больше, когда приходила тень, то начинался сильный ветер и с очень сильными порывами. Порой прямо сдувало с маршрута. Когда лазать? До обеда заливаешься потом и "текут" скальники. Вечером замерзаешь на страховке и сдувает со скалы. Мы старались "прийти" примерно за полчаса-час до тени, и работали пока были силы на результативные попытки.

Стандартный скалолазный график лазания - два дня, день отдыха нам не подходил. Мы не могли так работать, потому что просто не хватало времени на восстановление. Не совсем понимаю, почему так получалось. Возможно из-за того, что все подходы и отходы забирали много сил. Возможно потому, что лазание было предельным для нас. Скорее все вместе, плюс психология. В итоге мы выбрали график - день лазания, день отдыха. А иногда и два дня отдыха между попытками.

За пару выходов я хорошо разучил расклад, но по ощущениям был ещё далек от пролаза. И вот делая первую попытку в третьей день я почувствовал - сегодня Лезется. Все движения давались много легче и увереннее, чем раньше.

Очистив голову перед следующей попыткой, я "Просто Полез", и понял, что в это раз точно залезу. В психологии это называется "состоянием боевой готовности". Ты собран, уверен в себе и в результате. За всю жизнь мне, наверное, только несколько раз удавалось входить в это состояние. В общем, получилось, я вщелкнул крайнюю оттяжку, и что-то прокричал. Круто! Остался только один непройденный питч, но зато какой?!

Несмотря на то, что у Ратмира 3-й питч получался лучше, он пролез его только через несколько попыток после меня. Такое ощущение, что не мог "отпустить голову" и войти в то самое состояние.

Переезжаем наверх, на пока непройденный 6-й питч.

Если мне тяжело заходил 3-й питч, то Ратмиру совсем не ложился 6-й. По антропометрии он не мог пролезть ключ моим раскладом, не хватало размаха "крыльев". Вместо одного длинного перехвата левой рукой на вытяжку, ему приходилось делать очень тяжелую смену на подхватах на пол фаланги при этом на плохих ногах. Делал это он с огромным трудом и далеко не каждый раз. И примерно на второй день работы на этом участке практически утратил надежду на пролаз и сосредоточился на поддержке меня. Не скажу, что я был от этого восторге, теперь вся ответственность за проект на мне - как говорится: или пан, или пропал. Это сильно давило!

Кратко расскажу о работе на 6-м участке.
1-й выход
По движениям все делается, но собрать воедино пока не выходит. Расклад уже запомнил наизусть, но все время падаю на ключе или на выходе с него. Несколько зацепов после дождя "плачут". Есть проблема со встежкой на ключе, тяжелое нестабильное положение, забирает много сил. Решение - удлинили оттяжку петлей 60 см, теперь ее можно встегивать ниже, положение тоже не супер, но стабильнее. На крайней в этот день попытке отломил часть ноги на ключе, проверил, вроде все нормально, лезется.

2-й выход
На первой попытке подлезаю к ключу, четко ставлю ноги делаю длинное движение левой рукой, и в этот момент нога соскальзывает и я лечу вниз. Значит, все-таки что-то поменялось. С виса пробую ещё, так и есть движение стало крайне не стабильным, нога почти всегда соскальзывает, но при этом удержать зацеп левой рукой можно.

Спускаюсь на платформу на отдых. В гости приходят Саня и Макс. Ну как приходят, спускаются сверху по нашим перилам. У них сегодня, что-то типа "мисхорских гротов" по Шаан-Кае. Макса на платформу мы не пустили, побоялись что не выдержит. Фанера 10 мм далеко не новая, а Макс нынче весит около 120 кг.

Немного потрепались и я пошел на вторую на сегодня попытку. Лезу, все легко и четко. Пролезаю ключ, нога соскальзывает, но удерживаюсь на зацепе. Делаю движение в крест, ещё пару и отдых. Далее четко прохожу 2-й ключ. Всё - осталось несколько не сложных перехватов и победа. Видимо мысли об успехе затуманили мозг, и под самым верхом допускаю досаднейшею ошибку на смене ног на крупной зацепе. Кричу от досады. А счастье было так близко...

Ребята укатили вниз, а я делаю ещё несколько безрезультатных попыток и мы тоже едем домой.

По идее после тяжёлого лазания на Гипере, мне нужен день отдыха, но у нас осталось совсем немного времени. Надежда собрать весь маршрут за один день ещё не совсем угасла. Исходя из этого решили не отдыхать, как хотелось, а попробовать пролезть на следующий день. На подходе почувствовал усталость в руках, и общую вялость во всем теле, старался не думать об этом.

В этот день была настоящая психологическая война (меня с маршрутом, или скорее меня и моего сознания, в общем, вы поняли)

Первая попытка опять стрельнула нога, вроде удержался, но совсем кончиками пальцев, не смог нормально дохватить зацеп, как следствие упал на следующем движение.

Отдых около часа и вторая попытка. Зацепка подмокла - стрельнула рука.

Блин, неужели и сегодня ничего не получится? Тогда и о дальнейшем можно забыть, да и не факт, что вообще залезем. Эти мысли как мухи начинают кружить в голове. Гоню их, они только усугубляют и без того непростую в психологическом смысле ситуацию.

Далее ещё одна попытка, и снова фиаско. Похоже на сегодня всё.
- Может вниз? - спросил я.
- Время есть, давай хорошо отдохнешь и ещё попытку сделаешь. Ты ведь Эскадрон тоже с 4-й попытки залез.
- Не уверен. Но давай попробуем. Терять нечего.
Пытаюсь привести мысли в порядок и настроиться на пролаз. Прекрасно понимаю, что сейчас 95 успеха в голове, физически я давно готов. Как опять войти в это самое "состояние боевой готовности"? Ратмир в очередной раз промял мне предплечья и плечи. Я достал скребок гуаша, и ещё дополнительно прошелся по предплечьям и пальцам, делать-то особо нечего, час нужно отдыхать.

В этом году я брал скребок гуаша практически на все выходы, пару раз брал даже китайский вибромассажер (он намного тяжелее скребка). Возможно это плацебо, но мне казалось, что он действительно разгоняет молочку, и восстановление идёт быстрее.

Час прошел, пора. Как и все предыдущие попытки, на первой более простой части визуализирую пролаз. Перед ключом останавливаюсь помагнезиться, сдуваю лишнее, наблюдаю как ветер уносит ее вдоль скалы. Перевожу взгляд вниз на огромные сосны, сверху они кажутся совсем крошечными, на море, на небо. Как же красиво! Улыбаюсь сам себе, и желаю всем Счастья.

Ключ делаю тяжело, с трудом добираюсь до "отдыха". Немного восстановился, но усталость чувствуется сильно. Захожу на верхний ключ и делаю его практически на грани. Стараюсь сохранить концентрацию, поскольку тут я уже падал. Смена ног, огромный отщеп на плечо, и несколько несложных движений в конце. Повисаю на самостраховке, слышу крик Ратмира: - Молодец!!!

P.S:

Изначально я думал, что это будет крайняя статья про наши приключения на Гипере в этом году. Но сильно затянул написание, да и объемно получилось. Поэтому будет ещё одна, уж не обессудьте. Фото старые с телефона.

Спасибо моей семье за поддержку и понимание.

Спасибо компании о3оzone за красивые, удобные и легкие вещи для занятия альпинизмом. Без них в ветренная погоду на Гиперборея мне было бы очень некомфортно.

Ратмир Мухаметзянов. Пролезть километр на скалодроме

Гиперборея. Фильм

Василий Терехин о Гиперборее

Не смотри вниз

Шаан-кая. Реставрация маршрута Гиперборея

По долблёнкам на Шаан-Каю или третье прохождение мультипитча Атлант-М

Крым, Шаан-Кая. Маршрут "Гиперборея" (Яречевский - Марунич). История прохождения и технические подробности