Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||
|
|||||||||
Подготовил: Григорий Лучанский, Москва
«Дьявол прячется в деталях»
Наверное, нет в туристской (и не только) среде людей, которые не слышали бы о трагедии "группы Дятлова", произошедшей во время лыжного похода по Северному Уралу в феврале 1959 года. Существует множество самых невероятных версий.
РАЗРЕЗ (о группе Дятлова)
В феврале 1959 г. группа туристов Уральского политехнического института не вернулась из похода по Северному Уралу. Спасатели нашли на голом склоне палатку с разрезанным скатом, а ниже, у границы леса, тела девятерых погибших. Причина случившегося не установлена. Сейчас мало кто помнит туризм тех лет. Предлагаем версию участника таких походов в шестидесятые годы.
Группа считалась опытной, не способной допустить грубую ошибку в походе по родному краю. При большом уважении к турклубу УПИ, работа в маршрутных комиссиях показывает, что опытных студенческих групп не бывает – невозможно приобрести прочный разносторонний опыт за несколько лет обучения в институте.
Сложность студенческих походов обычно не выше средней. Зимние каникулы короче длительности сложного похода с заездом и отъездом. Нет времени для выжидания хорошей погоды у ключевых перевалов и вершин. Февраль на Сев. Увале не благоприятствует походам: короткий световой день, суровая неустойчивая погода. У студентов редко бывает одежда, надёжно защищающая от мороза и ветра. Дятлов заявил маршрут высшей сложности: конец учёбы, хотелось, чтобы последний совместный поход запомнился. Прежние были лесными, с короткими выходами на перевал или вершину при хорошей погоде. Высшая категория предполагала более длительное пребывание в безлесной горно-тундровой зоне с ночлегом.
Такого опыта туристы не имели, кроме загородных тренировок. Для снижения риска руководителю полагалось сначала поучаствовать в таком походе в составе более опытной группы. При сомнениях в подготовленности назначался контрольный выход. Уместны вопросы к выпускающему от МКК Е. П. Масленникову, давшему «добро».
В горно-тундровой зоне велика зависимость от погоды: ветра, метели, условий видимости – случается, что из ориентиров есть только склон, направление ветра и положение лыж. В отличие от леса, ветер есть почти всегда, порыв способен свалить мужчину с рюкзаком. Отсидка в пургу до трёх суток – не редкость, нужен примус, горючее. Ветер отнимает много тепла: усиление на 1м/сек остужает, как похолодание на 2 градуса. При небольшом для района морозе -20, ветре 10м/сек., потери тепла как при -40 градусах. Одежда - тельняшка, пара свитеров, брезентовая штормовка, на бивак ватная или меховая безрукавка – слабая защита. Чтобы привыкнуть к холоду, перед походом ребята бегали по снегу босиком. Но закаливание не способно уравнять наши скромные способности вырабатывать тепло и беспредельные возможности среды отнимать его. В 1 км выше границы леса условия, как на тысячу километров севернее родного края.
Вечером 1 февраля группа с лесным опытом и снаряжением поднялась на склон и поставила палатку в полутора километрах от границы леса. Походной логики нет – в горах всё доброе делается с утра, при ясной погоде, перевал от леса до леса проходится за день. Переночевав на лапнике, встали бы пораньше, быстро приготовили завтрак на костре и через час поднялись к месту своего аварийного бивака. Маленькое дело под ёлкой уютнее, чем на ветру с крупой, дамы согласятся. Предпочли ледорубом ровнять площадку, подстелить лыжи, на палаточной печке и принесённых снизу дровах бесконечно топить снег для чая. Ледоруб доказывает, что безлесный ночлег планировался заранее. Для подтверждения категорийности похода проще переночевать в ста метрах от леса, но ребята не умели лукавить.
Накануне сильно потрепал ветер, отступили со склона, но они – "На войну опоздавшая юность" (Ю.И.Визбор) – не испугались – поход посвящен съезду партии – и в затишье вышли наверх. В поисках места под большую палатку отклонились от линии прямого спуска к своему лабазу и осложнили ситуацию. Выбрали небольшую заснеженную котловину – место естественного интенсивного накопления снега. Его рыхлили ледорубами, разгребали лыжами, среди найденного нет снеговой лопаты. Любители лыж знают: в низинах и лощинах глубокий мягкий снег. Ветер завихряется на краю, слабеет и роняет снежинки. Размеры площадки позволяли поставить палатку только поперек склона, скатом к ветру и длинный конёк тоже стал задерживать снег, как щиты вдоль дорог.
В накоплении снега велико влияние перевала. Фронт, волна воздуха, наткнувшись на хребет, с большой скоростью прорывается сквозь седловину, веером расходится над склоном, замедляется и роняет снег. Кто пережидал непогоду под седлом Белухи, Эльбруса или похожих местах, могли видеть белый сноп, как из снеговой пушки. Трёхместную «памирку» заметает под конёк за несколько часов. «Выпуклые следы» убедительно показывают, что была метель: поверх старого наста лёг свежий снег, его припечатали ногами к насту, потом рыхлый смела позёмка и остались приподнятые над старым настом следы.
Палатка десятиместная, брезентовая, двускатная. Вход с торца, в виде двух треугольных полотнищ. Вертикальный край одного - двойной, в раздвоение вкладывается край другого полотнища. Застёжка на клеванты – деревянные закруглённые палочки размером с фалангу мизинца, продеваемые в хлопковые петли, которые отсыревают от конденсата и промерзают. Всего их около четырёх десятков: три вертикальных ряда, один горизонтальный. Не скоро расстегнёшь в темноте, чтобы выскочить на минутку.
Брезент – прочная хлопковая ткань плотного плетения, мало проницаемая для воды и воздуха. Проницаемость снижается при накоплении на скатах конденсированной влаги и промерзании.
Площадь пола 5х2=10кв.м.Высота 1,5м., объём 7,5 куб.м., но фактически меньше - скаты парусят под ветром и проседают под давлением снега. Закреплённые на лыжных палках растяжки не держат нагрузки, подаются, уменьшая внутренний объём до неширокой щели между скатами. При штормовом ветре надежно закрепить палатку можно лишь на лыжах, вбитых в снег по грузовую площадку, но их уложили под палатку. При номинальном объёме 7,5 куб.м. на каждого из девятерых приходилось бы по 800 литров воздуха. Мы вдыхаем по 8-10 литров в минуту, объёма палатки хватило бы только на полтора часа, но выдохнутый воздух пригоден для повторного использования - содержание кислорода в нём снижено не критически – с 21 до 15-17 (на этом основан способ реанимации - дыхание «изо рта в рот»). Воздуха в палатке в лучшем случае на 3-4 часа.
Действовали все три механизма накопления снега, заметать стало сразу. Сугроб перерос боковые стенки и лёг на скаты. Стало уютнее – потеплело, скаты перестали хлопать под порывами ветра, иней с них не сыпался за шиворот, умолкли жужжавшие на разные голоса оттяжки. Только воздух в палатке сделался тёмным, густым, влажным, хотелось зевнуть или вдохнуть поглубже.
Командиру самое время сказать: первый пошёл! На отсидках, в метель, независимо от силы ветра и времени суток надо по очереди выходить наружу и очищать скаты от наметённого снега. Одновременно, при входе-выходе палатка проветривается. Нет желания вылезать, мёрзнуть, рыться в сугробе, а потом выгребать снег из карманов, но опыт даёт понимание необходимости: откапываться - это как дышать и слово «как» здесь лишнее.
Плохо, если нет опыта и понимания, копать нечем – лопату не взяли, лыжи под палаткой. Но перед сном народ отправится на прогулку, стряхнёт снег, проветрит палатку и, как множество раз, всё обойдется. Да, так, если бы не печка.
Палаточная печка делает уютным зимний ночлег, просушивает от конденсата и промерзания скаты палатки, иначе утром её не свернуть до транспортабельного размера. Печку делали из большой жестяной банки, подвешивали на тросике под коньком. Еду готовили на костре, печка не приспособлена под котелок, но, при необходимости, натопить снег и согреть несколько кружек воды возможно.
Ребята собирались ужинать, приготовили бутерброды, на печке растапливали снег для чая. Печка чадила. Сгорание дров – это окисление и распад сложных углеродных соединений до углекислого газа (СО2) и воды. При недостатке кислорода окисление заканчивается раньше, на стадии окиси углерода (CQ), для которой требуется всего 1 атом кислорода вместо двух.
Окись углерода (со, угарный газ) – убийца сродни химическому оружию, не имеет цвета, запаха, привкуса. Отдышаться на воздухе не получится – газ крепко и надолго соединяется с гемоглобином, лишая его способности переносить кислород из лёгких к другим органам, включая головной мозг. Картина острого отравления угарным газом шокирует любого: утрата сознания, судороги, кома. В разной степени газом надышались все, ухудшилось общее состояние, когнитивные способности – ясность мысли, взвешенность решений. Хуже всех пришлось дежурным около печки – один кочегарил, другой топил снег для чая. Хорошая пара дежурных – Дорошенко и Кривонищенко – сплав молодости и мастерства, без споров кто главнее. Их и нашли рядом. Женщины переносят недостаток кислорода лучше мужчин. И, хоть девушек помещали ближе к теплу, они пострадали меньше и смогли идти самостоятельно. Легче было расположившимся у входа: нижние клеванты расстёгнуты, чтобы набирать и добавлять в котёл снег по мере таяния, и застёжка не герметична. Они потом и понесли вниз наиболее пострадавшего – следов было меньше, чем людей. Поисковики недосчитались двух лыж. Профессиональный инструктор туризма Золотарёв знал, что если на пару лыж надеть две штормовки получатся импровизированные носилки. Снаружи нашли фонарик – светили, когда их делали. Похоже, спасаловкой командовал он.
Спустя восемь лет С. С. Говорухин, в прошлом альпинист, снял фильм «Вертикаль». Показателен эпизод в занесённой снежной пещере. Заметив, что дышать тяжело и спички не горят, девушка пробивает свод ледорубом. Возможно, как многие, зная об уральской трагедии, режиссёр и его консультант – знаменитый восходитель В. Д. Кавуненко подсказали причину?
Аварии происходят на пересечении нескольких причин. Правильные действия по устранению одной, могут отягощать ситуацию, созданную другими, например, холодом.
Есть всего одна причина прорезать отверстия в скатах – дать наружному воздуху доступ внутрь палатки. Делать небольшие дырки в скатах для свежего воздуха «втихаря» мог любой - правило КЛМН (кружка, ложка, миска, нож) незыблемо – нож был у каждого, хотя поисковики нашли лишь один. Большой разрез, продлившийся в разрыв, мог сделать только руководитель или кто-то по его команде, с его согласия. По сути – это непоправимое уничтожение бивака, зашивать скат в пургу крайне сложно. Основание бесспорное: гибнет товарищ, некогда расстёгивать десятки мёрзлых клевантов. Расчёт был на скорость (всего 1.5 км, вниз по склону) и закалку – перед походом бегали босиком по снегу. Не забудем – решение принималось отравленной головой.
Спасатели тоже имеют право на жизнь. Стоило задержаться на несколько минут взять одежду, обувь, топор и котелок. Спускались в темноте и метели по заснеженному каменисто-настовому склону переменной крутизны. Падения, травмы лица, носа характерны для быстрого слепого спуска, а не для подъёма (Колмогорова, Слободин). Ложимся же мы – спать или умирать – всегда головой вверх, это не значит, что сбираемся туда идти.
Ветер, запутавшись в крайних ёлках, роняет снег, сметенный со склонов. У границы леса глубина покрова несколько метров. Костёр проваливается до грунта, образуя кратер с крутыми скользкими стенами. Попытка согреть в нём пострадавших с нарушением сознания привела к ожогам (Кривонищенко, Дорошенко).
По снегу глубиной больше роста человека без лыж далеко не продвинуться – только ползком или пробиваясь сквозь него. Одежда при этом намокает и промерзает, теряя защитные свойства. Чтобы согреться, высушить одежду нужен костёр, дрова. Невозможно одними ножами заготовить их нужном количестве, но, несмотря на свой лесной опыт, уходя из палатки не взяли топора.
В тяжелой аварийной ситуации опытной группе свойственно объединяться вокруг сильного активного лидера, из массы проблем выделить главную, все силы и ресурсы направить на её решение. Такое ядро – Золотарёв, Тибо-Бриньоль, Дубинина, Колеватов. Если они не пошли наверх за необходимым снаряжением, значит, не было шансов найти палатку на широком склоне в метель, при нулевой видимости. Переохлаждение наступило бы прежде, чем решена задача. Золотарёв и Тибо-Бриньоль собирались идти к палатке, были тепло одеты и ожидали улучшения погоды. Причина их гибели – обвал снежного карниза над лощиной ручья, отсюда и переломы рёбер.
Когда направление движения однозначно вниз, к лесу, важнейшая роль у замыкающего: помогать отставшим, никого не оставлять позади себя. Это задача руководителя. Дятлов затратил время на помощь Колмогоровой и Слободину, замёрз и тоже погиб на склоне.
В. Батенев "Дьявол прячется в деталях" (сентенция)
Это случилось глубокой ночью с 1 на 2 февраля 1959 году — ровно 65 лет назад Тайна гибели группы Дятлова Документальное расследование (издание шестое) Посвящается светлой памяти группы Дятлова Бурятский «перевал Дятлова» 21 человек под снегом. Главная туристическая драма СССР Доклад к 64-й годовщине событий трагедии группы Дятлова для конференции и вечера памяти Генпрокуратура назвала причину гибели группы Дятлова в 1959 году |
|||||||||
|
|||||||||