Люди и горы > Люди >

Автор: Виктор Байбара, СПб

Майкл Уорбертон (США). Climbing учит доверять людям

Mike Warburton

В 1975 году шесть советских альпинистов во главе с В. Абалаковым совершили восхождения на вершины США. Самым ярким было восхождение С. Бершова, М. Уорбертона и А. Непомнящего в Йосемитах на Эль-Капитан. Во время поездки по США наши альпинисты ночевали в домах членов Американского клуба альпинистов, и впоследствии один из членов клуба напишет: «Гости наши оказались внимательными, чуткими и любезными людьми. За сравнительно короткое время между нами установились замечательные, по-человечески теплые отношения, и было положено начало настоящей дружбы».

Через год шесть американских альпинистов посетили Советский Союз и в течение семи недель совершали восхождения с советскими альпинистами в горах Памира, Тянь-Шаня и Кавказа. Мне посчастливилось быть участником этих восхождений. Через годы я осознал и оценил их прекрасную организацию, которая заключалась в том, что американским и нашим альпинистам предоставлялась возможность выбора, с кем идти на то или иное восхождение. Благодаря такой схеме можно было узнать и оценить-сравнить не только уровень своих альпинистских навыков, но и узнать друг друга в человеческом плане: что у нас общего, а в чем различия.

Уже на первом этапе нашей экспедиции в Фанских горах я обратил внимание на то, что встреча С. Бершова и М. Уорбертона была очень дружеской, сердечной – такой, какая бывает между очень близкими людьми. На это было приятно смотреть.

С. Бершов и М. Уорбертон, альплагерь «Артуч»

Одна из встреч Майка на горной тропе в Фанских горах

Впоследствии я много раз бывал в США и выскажу свое мнение, что понятие личной дружбы, свойственное людям нашей страны, редко встречается в США.

И получилось так, что на Тянь-Шане с Майком Уорбертоном в двойке мы отправились для восхождения на Корона-не помню какая-Башня. Восхождение не получилось – Майк вяло шел на подходе, а когда стали подниматься, разразилась страшная гроза с присущими ей электрическими разрядами молний… и хотелось избавиться от «железа». После удара молнии прямо между нами Майк попросил вернуться…

Потом мы улетели на Кавказ. И вот там при восхождении с В. Граковичем на Далар (первопрохождение) Майк на спуске получает травму. Этот маршрут назвали «Маршрутом Дружбы». Спасательные работы были проведены прекрасно – в лучших традициях советского альпинизма. В альплагере «Узункол» врач экспедиции Наташа Филиппова делала все, что было в ее силах. Но у Майка была задержка мочеиспускания, и усилия Наташи не давали положительного результата. Вспоминаю курьезный момент. Дайнюс Макаускас посетил Майка и, на мой вопрос «Как он?», рассмеялся и рассказал, что он увидел: здоровенный Майк лежал на кровати, и Наташа предлагала ему такую терапию – гладила по голове и говорила: «Майк! Пис… пис… пис…». Начальник учебной части лагеря П. П. Захаров, «приняв на грудь», навестил Майка и пытался помочь Наташиной терапии – переливал воду из кружки в кружку, чтобы бульканьем-журчанием простимулировать мочеиспускание. Все усилия были напрасны. Майка отвезли в Москву, в НИИ скорой помощи им. Склифосовского. Я его там навестил.

В. Байбара и М. Уорбертон

Несмотря на то, что Майк был племянником экс-президента США Дж. Картера, находился он в двухместной палате, не один. В те времена не полагалось оставлять американца «без внимания». Майк быстро поправился и улетел в США.

Через некоторое время я получил от него вот это письмо.

Примечание: Генри – Henry Barber

Майк пишет мне, разъезжая по разным странам. Часто вспоминает Славу Онищенко и Сережу Бершова, просит передавать привет всем советским альпинистам, с которыми встречался в горах.

Из Новой Зеландии присылает вот эту статью.

Через 10 лет в 1986 году я отправляюсь на Аляску для восхождения на пик Мак-Кинли. Организация этой экспедиции была проявлением налаживающихся отношений между СССР и США. По возвращении домой я поделился своими впечатлениями – написал в двух номерах газеты статью.

И заканчивалась статья так.

В 1991 году получаю письмо от знаменитого журналиста и писателя В. М. Пескова. Его книгу «Таежный тупик» о старообрядцах-отшельниках Лыковых читали многие. Он переслал мне письмо от Стива Хакета (Steve Hackett), с которым мы были на л. «Бивачный» в экспедиции СССР-США в 1978 году.

Тогда он и Карлос Булер (Carlos Buhler) из-за болезней не смогли подняться на пик Коммунизма, но все же сходили на пик Орджоникидзе.

Состав команды США в 1978 году

Стив и его жена Анн жили в маленькой эскимосской деревне и учили эскимосских детей. Эпос этого поселения имеет древнюю историю, связанную с русской православной церковью.

Когда в 1986 году мы спустились с Мак-Кинли, меня ждал подарок от Стива – путеводитель по Аляске и громадная карта Аляски со словами, которые хотелось бы услышать и в наши дни.

Читаю, что писали американские альпинисты, возвращаясь от нас в США, и кажется, что этого не было. Рик Сильвестр поднялся на пик Коммунизма и развернул плакат «СВОБОДУ СОВЕТСКИМ ЕВРЕЯМ!». В свое время он был дублером Джеймса Бонда, когда нужно было прыгать с горы на лыжах. И вот что он написал по возвращении домой в статье «Из России с удачей» в альпинистском ежегоднике США.

Когда случилась трагедия с Евгением Глазуновым, я следил за тем, как развивались события по его поиску, спуску погибшего, транспортировке тела. Я был потрясен, прочитав статью на Mountain.ru «ПСР Евгения Глазунова. Как это было». Сейчас мы живем совершенно в другом мире и другой стране. Но то, как вели себя альпинисты России и Киргизстана, участвовавшие в этой эпопее – практически без государственных структур, в условиях тяжелейшей логистики передвижений, финансирования – свидетельствует о том, что горы объединяют таких людей даже в критических ситуациях, и они «не перережут веревку», спасая только свою жизнь.

Невозможно сейчас не говорить о деньгах. И то, что был представлен финансовый отчет, я считаю очень правильным. Я убедился в этом на собственном опыте. В 2021 году канадский альпинист Barry Blanchard, который в свое время помог мне, получил травму. У меня была возможность теперь помочь ему. Я получил подтверждение об этом от американской компании, которая получает миллионные пожертвования, в том числе и от несчастных случаев.

CLIMBING УЧИТ ДОВЕРЯТЬ ЛЮДЯМ. НО БЕЗ ЛИДЕРОВ НЕ ОБОЙТИСЬ. И В ЭТОМ МОЖНО УБЕДИТЬСЯ, ПРОЧИТАВ ПОСТ «ПСР ЕВГЕНИЯ ГЛАЗУНОВА. КАК ЭТО БЫЛО».

Женский альпинизм в Альпийском музее Швейцарии

Труженик гор и тренер спасатель — Спасатель Юрий Бородкин

Миура. Эльбрус. Олимпиада

Пол, права и женский альпинизм. Вспоминая Памир 1974-го

О тех кто никогда не вернется