Автор: Павел Милькин, Новая Зеландия

Альплагеря по-новозеландски,
или как это устроено "у них"

Недавние темы на форуме, связанные с очередной трагедией на Эльбрусе и с закрытием альплагеря Ак - тру, буквально за несколько дней затронули все основные вопросы, связанные с предотвращением несчастных случаев в горах: подготовку альпинистов, гидов и инструкторов, маркировку маршрутов, действия МЧС, ответственность тех или иных лиц. При этом звучало много ссылок, иногда противоречивых, на то, как вся эта система работает на Западе. Вот мне и подумалось, что совсем не лишней будет в данной ситуации небольшая статья об индустрии горного туризма и альпинизма на примере Новой Зеландии, где я волею судеб проживаю в настоящий момент. Конечно, я не сомневаюсь, что большинство посетителей сайта знакомы в той или иной степени с западной системой альпинизма, но надеюсь, найдутся и те, кому нижеследующая информация будет интересна.

Mt Rolleston (2221м) поздним летом
Новая Зеландия, хоть и находится на дальнем востоке и почти крайнем юге, геополитически является "западной" страной, так что думаю, что с приличной долей корректности можно спроецировать ситуацию в Новой Зеландии и на другие западные страны, тем более что исторически Зеландия имеет крепкие и всесторонние корни и связи с Великобританией, которая, как говорят, и придумала обсуждаемый спорт. Итак, как же ходят в горы антиподы? Начнем, собственно, с доступа в горные районы:

1. Право на свободу передвижения

Как страна, подверженная болезни демократии, Новая Зеландия свято следит за соблюдением права своих граждан, а также всех остальных оказавшихся на ее территории, на свободу пойти туда, куда хочет конкретный индивидуум. То есть, если точка А не находится на территории частной фермы или военной базы, то любой гражданин любой страны может беспрепятственно, и никого не спрашивая, предпринять попытку оказаться в этой точке любым разрешенным способом. Поскольку практически все горные районы страны на высоте более 1000 метров являются государственной собственностью (так как считаются непригодными для животноводства), то это означает абсолютную легальную доступность любой горы для любого. Могут быть ограничены способы передвижения в пределах национальных парков: например, в них нельзя ездить на велосипеде кроме как по дорогам. Ходить же пешком можно везде. Никого не спрашивая, нигде не отмечаясь, не имея никаких квалификаций. Поэтому, разговоры в категоричном тоне на тему, что горы только для квалифицированных альпинистов с разрядом в удостоверении, а всем остальным "вход запрещен", тут вести не принято. То есть, предполагается, что любой человек, отважившийся выйти из автомобиля и ступить на крутую горную тропку, должен отдавать себе отчет о рисках, которые возникают в связи с этим, и о своей личной ответственности за свою жизнь и здоровье. При этом личная ответственность имеет, скорее, моральный аспект. Финансовая же ответственность за жизнь ищущего приключений ложится на страховые компании и налогоплательщиков. Об этом следующая глава:

2. Страховка, соцстрах, оплата спасработ

Новая Зеландия является довольно социально ориентированной страной в отношении тех, кто предпринимает потенциально опасные для жизни мероприятия. То есть, в результате пресловутого демократического процесса, правительство направляет бюджетные деньги на частичное финансирование свободного времяпрепровождения своих граждан, которые, видимо еще со времен Шеклтона (исследователя Антарктики в начале прошлого века) и сэра Хиллари (первовосходителя на Эверест, который, кстати, в свои 90 лет принимает очень активное участие в общественной жизни страны) унаследовали от своих героев страсть к приключениям и любовь к природе. Одной из форм такого финансирования является социальное страхование. Государственная страховая компания АСС (Accidental Compensation Corporation), бюджет которой складывается из поступлений взносов с работающих граждан и их работодателей (процент с фонда оплаты труда, говоря по-русски), гарантирует любому человеку оплату расходов, связанных с любым несчастным случаем, независимо от того, где он произошел - на работе, дома или при занятиях спортом (читай - альпинизмом), лишь бы это случилось на территории Новой Зеландии. Поэтому, кстати, при визите в Новую Зеландию туристу необязательно иметь страховку. Все несчастные случаи, включая расходы на госпитализацию, лечение, пособие по нетрудоспособности (для жителей страны), покрывает наша АСС. Другое дело, что эта организация имеет внутри себя некие установленные пределы расходов на те или иные цели, то есть не всегда АСС обеспечит 100%-е покрытие ваших расходов, связанных с лечением переломов, полученных при срыве. Но, как правило, если пациент доставляется в государственный госпиталь "по скорой", то АСС финансирует 100% расходов на лечение. Другое дело, если вам не нравятся государственные больницы, и вы, уходя в горы, планируете возвращение именно в госпиталь, то есть смысл приобрести частную страховку здоровья и жизни, которая покроет разницу между реальными расходами и тем, что готово заплатить АСС. Например, полгода назад я прооперировал порванную связку в колене (упал с байка на горной тропке, 10 вертикальных метров по 35-градусному склону) в частном госпитале. Стоимость лечения в 4.5 тыс. американских долларов распределилась примерно 60% - 40% между АСС и моей частной страховкой. Так что, каковы бы ни были причины и условия получения травмы, расходы на лечение не ложатся неподъемным бременем на пострадавшего и его семью. Стандартная страховка жизни и пожизненной нетрудоспособности, кстати, тоже не дискриминирует несчастные случаи, произошедшие в заведомо рискованных условиях. Вплоть до крайности, - семья самоубийцы тоже получит выплату.

Теперь о спасработах, на которые, судя по всему, в России может уйти вся имеющаяся страховка. Здесь тоже все по-другому. Спасательная операция, независимо от гражданства и резиденства спасаемого, количества потраченных вертолето- и человеко-часов, оплачивается из бюджета соответствующего государственного ведомства. Таким образом, мы плавно переходим к следующей главе:

3. МЧС.

Службы, аналогичной российской МЧС, в Новой Зеландии нет (речь о спасательных операциях на суше, в море у нас все немного по-другому). То есть, нет такой работы - Спасатель. С зарплатой и трудовой книжкой. Зато есть некая общественная организация SAR (Search and Rescue), которая объединяет сотни спасателей-волонтеров (у нас все население меньше 4 млн.). То есть людей, имеющих основное место работы, не связанное со спасработами, но увлеченных горами, туризмом, и желающих по мере возможности помогать другим. Конечно, чтобы стать таким спасателем, недостаточно иметь только желание и личный горный опыт. Нужно также окончить курсы спасателей, организуемые периодически при данной организации. Быть может даже, за свой счет, если курсы платные. После того, как твоя фамилия попала в списки спасателей, можно ожидать вызова на спасы в любой момент. Новая Зеландия - страна небольшая, как правило, расстояние, которое нужно преодолеть спасателю, чтобы добраться до места сбора по объявленной тревоге, не превысит полторы сотни километров, то есть полтора часа на машине. Личной, разумеется. Надо отметить, что вызов по тревоге не является обязательным – служба-то добровольная. Таким образом, координатор спасработ первым делом должен связаться с потенциальными спасателями, живущими вблизи района работ, и выяснить их готовность немедленно выдвинуться к указанному месту. Если тот или иной Джон по разным причинам не может принять участие, то всегда найдется другой Роберт, готовый пожертвовать личным и служебным временем в данный конкретный момент ради долга спасателя. Таким образом, в считанные часы спасотряд не только формируется, но и успевает прибыть к месту сбора со своим личным снаряжением. Дальше начинается обычная спасательная рутина, наверное, мало отличающаяся от таковой в других странах. При этом инициирует процесс и руководит им полиция.

Полиция и пожарные на тушении
лесного пожара в горах
То есть спасатели поступают в распоряжение уполномоченного полицейского, выделенного ближайшим участком для организации работ. Вертолеты, если в них есть надобность, предоставляет, очевидно, также полиция. Хотя, не исключено, что многочисленные коммерческие фирмы, работающие в сфере хели-альпинизма, хели-скиинга, делегируют в спасотряды не только специалистов, но и вертолеты. В этом я не уверен, но вполне возможно, тем более что государство компенсирует участникам спасработ их время и прямые расходы типа бензина на поездку в горы. Таким образом, частный вертолет тоже не останется неоплаченным, прими он участие в спасоперации.

Возникает вопрос, кто же уведомляет полицию о необходимости начать поиски, если нет службы МЧС, где можно сделать отметку о выходе на маршрут и о дате предполагаемого возвращения? Ну, в худшем случае, это делают родственники или друзья пропавшего, при его невозвращения в ожидаемый срок. В оптимальном же случае, это делают работники государственного Department of Conservation (DOC), то есть Природоохранного министерства, структуры которого и осуществляют регистрацию выходов на маршрут, если у альпиниста (туриста) есть такое желание. Таким образом, мы подошли к теме непосредственной организации туризма-альпинизма на государственном уровне в Новой Зеландии:

4. Вешки

Подвесной мост на оcтрове Стюарта
Вот с вешками, пожалуй, у нас тут все точно хорошо. Упомянутый DOC занимается не только "традиционными" природоохранными делами вроде Красной Книги и заповедников, определением норм охоты, борьбой с вредителями, сохранением девственных лесов и т.п., но и организацией активного отдыха в горах, джунглях и прочих "негостеприимных" местах. На практике это выглядит так. Очень многие земли, не занятые фермами, будь это Южные Альпы, девственные леса на юге, или непроходимые джунгли на западе, объявлены либо национальными парками, либо лесопарками, либо просто охраняемой территорией. Это не означает только взимание платы за вход в заповедник на кордоне, отнюдь. Напротив, пользование нацпарками у нас бесплатное. Вместо взимания таксы, DOC на подведомственных ему территориях строит и поддерживает в хорошем состоянии сотни и тысячи километров троп, как правило, в пределах до границы леса, которая в Новой Зеландии находится довольно низко (1200-1600м).

Мостки на тропе на оcтрове Стюарта
Такие тропы, как правило, идут по пути традиционных маршрутов на перевалы, известные местным жителям еще до прихода европейцев, а также к вершинам наиболее популярных "треккинговых" гор. Содержание тропы подразумевает многое: маркировка начала, конца, всех развилок, всех участков, где могут возникнуть сомнения в выборе пути, описание тропы в соответствующих информационных буклетах, поддержание в рабочем состоянии мостов и мостков, вырубку нависающих джунглей, распил рухнувших на тропу деревьев, ремонт размытых участков и т.д. Нелишне сказать, что тропы на наиболее популярных маршрутах имеют отсыпку, дренаж, и мостки на болотистых участках, достигающие иной раз нескольких километров. Хотя, это, на мой вкус, все-таки перебор. Недавно, в трехдневном походе по девственным лесам острова Стюарта от этих мостков на второй день так рябило в глазах, что участки с грязью по колено, не покрытые мостками, встречались с откровенной радостью и облегчением!

DOC не только содержит имеющуюся сеть троп, но и постоянно строит новые, иной раз, пользуясь помощью энтузиастов или частного капитала. Многие турклубы, или клубы байкеров часто производят мобилизацию своих членов на строительство троп в выходные дни (выехал в горы, помахал лопатой часов 6, чуток покатался на байке, а вечером у палаточки пивко с единомышленниками, типа отдых такой), а тропы после этого передаются в ведение DOC, с его согласия, конечно. Иной раз дело не ограничивается энтузиастами. Вот, например, около года назад, была громкая история - канадская поп-звезда Шаня Твайн решила купить две соседние фермы в одном из самых живописных горных районов страны. Местные жители здесь относятся к такой интервенции иностранного капитала так же подозрительно, как и политики в российской думе. В том смысле, что любая такая сделка становится предметом публичного обсуждения и одобрения специальной комиссией по инвестициям. В результате долгих прений и переговоров, публика решила, что Шане можно продать землю, а комиссия поставила условие - в течение определенного времени новый собственник обязан обеспечить публике доступ к высокогорным районам путем строительства на своих землях 28 км тропы, а также двух хижин для туристов. Так что мы теперь в ожидании скорого появления нового маршрута. Кстати, о хижинах. Строя тропы, DOC заботится не только о передвижении, но и о ночевке. Как правило, все тропы имеют на своем протяжении не столько места стоянок, сколько хижины, расположенные на расстоянии 4-7 часов друг от друга, то есть на расстоянии дневного перехода. Таким образом, отправляясь в горы, будь то просто поход, или же восхождение, можно рассчитывать на ночевки под крышей и с очагом. Хижины, или приюты, есть практически во всех популярных альпинистских долинах, так, что можно делать восхождения прямо от хижины. Всего DOC содержит сеть из 1100 хижин на страну с населением менее 4 млн.! Ну а если вам не нравится такая цивилизация, то для любителей полного одиночества все-таки оставлены варианты без троп и без хижин, так что учтены интересы всех.

Вешки на хребте выше линии леса
Выше линии леса тропы потихоньку исчезают как инженерные сооружения, но остаются в качестве протоптанной дорожки, помеченной ярко желтыми вешками, сделанными из стального профиля (тяжелые довольно).

Когда маршрут выходит на хребет, вешки исчезают, потому как маршрут очевиден. Но если какой-либо описанный в путеводителе маршрут будет подразумевать спуск с какой-то точки хребта в долину, то в этом месте обязательно будет вешка, или тур. Туры, кстати, сложенные из камней, также довольно часты на маршрутах без вешек.

Теперь о деньгах. Тропы, за редким исключением (самые популярные, куда люди записываются за несколько месяцев, т.к. проходимость ограничена), бесплатны.

Типичная хижина в горной долине
Хижины условно платные, цена зависит от качества хижины и имеющейся в ней услуг. Всего есть 4 категории. 1-я категория бесплатная, представляет собой примитивный домик на 2-6 человек, без печки, воды, туалета. Если присутствует вода (отвод от ручья или с крыши, и емкость накопительная), туалет (типа дырка, но довольно прилично выполнен, с нормальным сидением), маты на нарах (пенка не нужна), очаг, то стоимость уже 10 долларов за ночь. Это вроде третья категория. Вторая - что-то посередине между 1-й и третьей. Ну а в 4-й уже будет и посуда, и нержавеющая мойка, и газовое отопление. За 20 долларов в день. Доллары новозеландские, в полтора раза легче американского (17.5 рублей сейчас за зеландский дают). Условность платности состоит в том, что на месте плату никто не собирает (исключение - высокий сезон, популярная большая дорогая хижина, там может быть смотритель). Для оплаты хижины нужно либо приобрести годовой абонемент, либо также заранее в любом офисе DOC купить талоны, а при ночевке заполнить необходимое количество талонов и опустить в специальный ящик. Отрывную часть талона прикрепить на рюкзак, спальник или на лоб, на случай внезапного прибытия рейнджера с проверкой "ваш билетик?"

Вроде приличные кивийцы, а заплатить забыли
То есть, на практике, - есть совесть - плати, тем более, тут очевидно, что деньги идут не в карман непонятного человека, а на содержание этой самой хижины или ремонт вон того мостика. Ну а нет совести - можно и не платить. Местные, например, сами не всегда платят, а вроде люди приличные.

Вот и подошли к тому, с чего начали - к офисам DOC и регистрации. DOC рекомендует (приказывать не имеет права, смотри главу 1) регистрировать свои намерения при любых выходах на природу, превышающих часовую прогулку по тропе, пригодной для инвалидного кресла (и такие строят). Это можно сделать одним из трех способов - позвонить в ближайший к району путешествия, или в любой другой, офис, послать факс, или лично заполнить листок убытия в конторе. Как правило, в самых популярных местах, где у дороги есть деревушка, в ней есть и информационный центр DOC. Тут можно получить текущую информацию о состоянии троп, рекомендацию по выбору маршрута, прогноз погоды, приобрести карты местности, газ, GPS, туристическое питание. И, конечно, оставить данные о своем маршруте. По выходе с маршрута нужно не забыть отметиться, обычная практика. Можно по телефону, можно в другом офисе. Но если ты отсутствуешь в день твоего планируемого возвращения, на следующее утро начинаются поиски.

Книги регистрации намерений существуют также во всех хижинах, это существенно помогает спасателям сузить район поиска пропавшего.

Ну и рассказ о горной инфраструктуре будет неполным, если не упомянуть про связь. Новая Зеландия, хоть страна и маленькая, но вот сотовую связь тут не могут вывести хотя бы на уровень России. Даже на окраинах городов можно встретить зоны неустойчивого приема, а уж в 10 км от города полное безмолвие. Про горы и говорить нечего, там сотовая связь отсутствует в принципе. Так что рассчитывать на мобильник, как на Эльбрусе, тут невозможно. Зато к услугам туристов специальное горное радио, которое можно взять напрокат в любом офисе DOC, а также в некоторых магазинах снаряжения за довольно смешные деньги. Данная система была специально разработана для горных условий Новой Зеландии, и портативный передатчик с проволочной антенной длинной 40 метров, требующей специальной схемы раскладывания (развешивания), хоть и имеет приличный вес по сравнению с привычными уоки-токи, но зато гарантирует более-менее уверенную связь даже на дне самых глубоких и узких долин (так говорится в инструкции). Разумеется, бесполезно взывать о помощи, если тебя не слушают, поэтому в системе радио существует некая базовая станция, радист которой по расписанию, известному пользователям рации, слушает эфир, дает сводки погоды, а также общается с теми, кто его вызывает. Некоторые самые продвинутые хижины имеют такие рации для связи с базой, так что клаймеры, ожидающие третий день погоды под горой, могут каждый день получать свежие прогнозы по своему конкретному району.

Так как радио тяжело, и не всегда применимо (травмированный одинокий турист вряд ли сможет развесить антенну), то есть альтернатива в виде спутникового маячка. Стоимость его аренды раза в два дороже (вроде бы долларов 40 за выходные), связь, конечно, только односторонняя, зато гарантируется начало спасательной операции в течение двух часов с момента нажатия соответствующей кнопки (она там одна, кажется). Сигнал, исходящий от маячка, принимается не только спутниками, но и пролетающими самолетами, и, разумеется, содержит точные географические координаты нахождения маяка.

Разобравшись с инфраструктурой, настало время перейти на личности:

5. Альпинисты, чайники, инструкторы и гиды.

Понятное дело, что право, продекларированное в первой главе, дает возможность несерьезно относиться к путешествиям в горах. То есть несерьезно не по отношению к конкретному мероприятию, а к наличию или отсутствию соответствующих квалификаций. Я подозреваю, что большинство горных туристов, а также некое количество (большинство ли, меньшинство ли - не знаю) альпинистов, вполне счастливо живут, не озадачиваясь вопросами прослушивания какого-либо альпинистского курса, тем более что основы поведения на природе здесь преподают в школах в рамках школьной программы.

10-летние дети на простом восхождении
Вот, например, мой сын в свои 11 лет, проведя в Новой Зеландии два с половиной года, уже переходил и переезжал на байке вброд реки, осваивал технику дюльфера, работу с веревкой на точке страховки, получал навыки скалолазания, ориентирования (один раз ориентировались ночью на кладбище, надо было найти определенные могилы, я не шучу!), ставил палатку, готовил пищу. Разумеется, я перечисляю только школьные активности, помимо семейных мероприятий схожего характера. Так что выпускник обычной начальной и средней школы имеет квалификацию, вполне достаточную для низкогорного туризма. Ну а что же делать тем, чьи устремления лежат выше линии леса, и кого не устраивает просто ходить следом за более опытным товарищем? Для этого существуют два типа общественных организаций, предлагающих различные курсы для начинающих и продвинутых альпинистов и туристов. К первому типу относятся многочисленные горные, альпинистские и туристские клубы, у которых, впрочем, проведение курсов не является первичной деятельностью. Основной смысл их существования лежит в информационном обеспечении, проведении семинаров, лекций, клубных тусовок, предоставлении грантов для зарубежных экспедиций. Как правило, клубы имеют в своем распоряжении несколько турбаз, приютов, доступных только для своих членов. Но по сети таких хижин с DOC клубы никак конкурировать не могут. Например, старейший New Zealand Alpine Club имеет только 7 приютов (сравните с 1100 DOC-овских хижин). Тем не менее, вступив в клуб, можно рассчитывать на то, что рано или поздно клуб проведет те или иные курсы, вероятно даже бесплатные.

Но самый верный путь получения "альпийского образования" лежит через полугосударственную общественную организацию Mountain Safety Council (Совет Безопасности в Горах), которая организована (и, соответственно, финансируется) такими государственными структурами, как уже упомянутые Полиция, DOC, ACC, а также крупнейшими альпинистскими клубами. Такого понятия, впрочем, как альпсекция, здесь нет. Вместо этого есть набор различных коротких курсов продолжительностью от одного до четырех дней. Например, один день аудиторные занятия, а потом выезд в горы на выходные, благо это вопрос полутора часов езды на машине. По окончании курсов выдается сертификат, но, разумеется, никакой системы присвоения разрядов здесь нет. Нет также и МКК, и маршрутных книжек, так что подтверждение набора опыта, если таковое подтверждение требуется, например, для дальнейшего обучения на инструктора, происходит, видимо, в самозаявительской форме со ссылкой на авторитетных свидетелей. Инструкторы, проводящие занятия, очевидно, воспитываются в рамках этого же самого Совета, либо в структуре New Zealand Outdoor Instructors Association, опять же общественной организации, курсы, дипломы и квалификации которой признаны на уровне страны. Например, объявление о найме на работу инструктора на базу Скотта в Антарктике одним из требований к кандидату выдвигает наличие у него диплома определенного уровня, выданного вышеупомянутой Ассоциацией. Что касается ответственности инструктора за безопасность обучаемых, то я просто приведу дословный перевод фразы, под которой подписывается обучаемый при заполнении заявки на участие в курсах Совета: "Я, заявитель, понимаю, что инструктор несет ответственность за безопасность при проведении занятий, в которых я принимаю участие. Я понимаю, что добровольно принимаю участие в этих занятиях, и признаю, что если я по собственной воле буду действовать вопреки указаниям инструктора, то в этом случае я несу полную ответственность за свою безопасность". Вот так, получается, что инструктор несет безусловную и полную ответственность за все свои действия и указания, а переложить эту ответственность на учащегося можно лишь при выходе его действий за рамки указаний инструктора. Нелишне добавить, что, разумеется, основное снаряжение (системы, веревки, карабины, "восьмерки" и прочее железо) предоставляется организаторами курсов.

Альплагерей же, в российском понимании этого слова, как хозяйственно-обучающего комплекса, здесь, по сути, нет. Есть приюты, турбазы, которые предоставляют свои "мощности" Совету или альпклубу для проведения занятий в определенные дни, но в остальное время заняты своей профильной деятельностью - обслуживанием туристов.

Дети в школьном лагере на занятиях по скалолазанию
Хотя нет, все-таки есть и некий аналог альплагеря - государственная организация Outdoors Education New Zealand, у которой есть базы с работающими на них на постоянной основе инструкторами, имеющими право на работу с детьми. То есть, речь все-таки о детях, в данном случае, и о приобретении лишь элементарных навыков жизни на природе. В серьезном же альпинизме альплагерей, как ни крути, нет. Разные альпинистские клубы, конечно, устраивают мероприятия под названием Alpine Camp, но это, на самом деле, является лишь выездной клубной тусовкой в горный район, куда альпинисты берут своих супругов и детей. Кто-то пользуется случаем, чтобы сходить новый маршрут, кто-то завязывает новые знакомства под пиво с барбекью, кто-то приобщает детей к любимому занятию.

Ну и чтобы закрыть тему, осталось рассказать о горных гидах. Сразу отмечу, что законом деятельность гидов никак не регулируется. На самом деле, в 30-х годах была попытка ввести лицензирование этой деятельности, и был даже принят соответствующий закон, который так и не вступил в реальное действие, и был затем отменен по факту его "нерабочести". Так и работают новозеландские гиды - без обязательных лицензий. Это, правда, не значит, что качество их работы от этого страдает. Ведь, будучи в какой-то степени лидерами в гималайском альпинизме, парни из Новой Зеландии (наверное, самым известным является Роб Холл, погибший 10 лет назад на Everest South Summit во время шторма, унесшего еще 9 жизней, и послужившего катализатором ожесточенных дискуссий по поводу практики коммерческих восхождений на Эверест) уже давно работали гидами и на Эвересте, и в других не менее известных местах, и потому были заинтересованы в признании своих квалификаций на международном уровне. Еще в 70-х годах в Новой Зеландии была создана общественная организация New Zealand Mountain Guides Association, которая ввела внутри себя строгие экзамены и лицензии для гидов, причем в скором времени эти лицензии были признаны Международным Союзом Ассоциаций Горных Гидов (International Union of Mountain Guides Associations).

В настоящее время, насколько можно судить из публикаций в прессе, периодически опять поднимается вопрос об обязательном лицензировании деятельности горных гидов. То есть, очевидно, что не все гиды в наших Южных Альпах имеют хоть какие-то лицензии. Но для "борьбы" с этим явлением есть и другой механизм регулирования этой деятельности - рынок.

Вот так мы живем в Новой Зеландии. Если кто-то заметит в статье неточности, не судите строго - за два года жизни в другой стране трудно разобраться сразу во всем досконально.