Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
Добро пожаловать ! | Войти в Клуб Mountain.RU |
|
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке
МКК
|
МКК горный туризм > Библиотека |
Автор: Толстенко Сергей, г. Москва
Отчет
о горном туристском путешествии 4 к.с. по Центральному Кавказу (р-н Суган - Дигория), июль-август 2003 г.
Местонахождение:
Ц. Кавказ, район Суган, в северном отроге Суганского хребта, отходящего от вершины
Узловой Суган, между вершинами Узловой Суган (4450м) на юге и пиком Днепровской
правды (4050м) на севере ведет с западной ветви ледн. Нахашбита на востоке
на восточную ветвь ледн.Сев.Суган на западе.
Поднявшись выше ледопада, продолжили движение по левому борту ледника, обходя открытые трещины, в сторону перевала. Крутизна склона до 10o. Пройдя от верхней части ледопада 30 минут, подошли к скоплению камней на довольно пологом участке ледника, где и организовали ночевку, предварительно выложив площадки из камней. Вблизи подготовленных площадок имелась ледниковая трещина, заполненная водой. Время, затраченное на прохождение ледопада, составило 3,5 часа (ходового времени). 27 июля. Подъем группы после ночевки в 06-00, но из-за плохой погоды (перевал в тумане, дождь) выход задержался до 10-00. За время ожидания погоды наблюдали за противоположным склоном (через ледник Нахашбита) – под пер.Хазны предыдущим вечером видели лагерь из 2-х палаток, установленных под разломом льда. Утром на месте лагеря увидели следы ледового обвала. Через некоторое время увидели, что группа, ночевавшая под пер.Хазны, благополучно спускается на ледник Нахашбита. Поскольку погода немного прояснилась, было принято решение продолжать подъем на наш перевал. Выйдя в 10-00 с места ночевки и пройдя несколько закрытых участков ледника (движение в связках), к 11-00 подошли к перевальному взлету (фото 15). Преодолев бергшрунд (ширина – 1,5 м.) по снежному мосту, продолжили подъем по снежному склону (глубина снега до 30 см, крутизна склона до 15o). Через 100 м подъема подошли под мощную ледовую стену, крутизна склона возросла до 35-40o. Правый борт ледопада – лед с разломами, присыпанными небольшим количеством снега.
Время, затраченное на спуск с перевала, составило 3 час. 20 мин. Местонахождение:
Ц. Кавказ, район Суган, соединяет долины рек Рцывашки и Псыгансу, ведет с ледн.Сев.Суган
на ледн.В.Рцывашки. 28 июля. С утра был сильный туман, холодно. После сбора лагеря в 8-00 вышли по направлению к перевалу Шести. Движение осуществлялось сначала по открытому, а потом по закрытому пологому леднику Сев.Суган, крутизна склона до 5o (движение в связках на полную длину веревки). Придерживаясь слабо просматриваемого справа в тумане гребня отрога Экрздыген (с седловиной пер.Осыпной), поднимаемся на верхнее плато ледн.Сев.Суган, которое расположено на 250-300 м выше соседних ледников. К 10-30 вышли на перевал Шести над ледовыми сбросами. На перевале есть готовые площадки для 3-4 палаток. Перевальная седловина сливается с пологим плато ледника Сев.Суган. Тур находится на границе плато ледника и разрушенных скал. Избыточный лед перетекает через водораздельный отрог Экрздыген там, где он смыкается с Суганским хребтом. Крутой сильно разорванный ледопад спускается к леднику Вост.Рцывашки (фото 21). Правый край ледопада ограничен отвесным скальным «зеркалом», и там обнажились участки бараньих лбов.
На площадке, укрывшись под бараньими лбами от возможно падающих камней, провели разведку и выяснили, что дальнейшее движение по кулуару невозможно, потому что ниже находится широкий бергшрунд. Навесив веревку непосредственно с бараньего лба (на скальных крючьях), начали спуск. Под бараньим лбом ширина бергшрунда составляла 1 м, что позволило достаточно просто его преодолеть. За время спуска по кулуару самопроизвольного падения камней не наблюдалось. Были случаи падения камней, сдвинутых при движении участников. В связи с тем, что кулуар извилист, это не представляло большой опасности. Спуск по бараньим лбам представляет собой опасность в связи с тем, что гладких скалах лежит большое количество «живых» камней. Дальше выходим на открытый ледник крутизной до 15o, с последующим выполаживанием. Через 400 м к 18-00 вышли к месту ночевки в центральной части восточной ветви ледн.Вост.Рцывашки. Местонахождение:
Ц. Кавказ, район Суган, соединяет лед.Рцывашки и лед.Юж.Суган
Перевал - неширокая скальная седловина, тур находится в центре седловины. Спуск с перевала идет по довольно широкому крутому (до 20o) осыпному кулуару, стенки которого представляют собой сильно разрушенные скалы (фото 24). Сам кулуар заполнен мелкими обломками этих скал. Кулуар петляет, что позволяет двигаться плотной группой, не боясь обвала камней. В нижней части кулуара образовался осыпной конус, после спуска с которого попадаешь на ледн.Юж.Суган. Лед. Юж.Суган в этом месте - это пологий открытый ледник без трещин. Пройдя от осыпного склона по леднику 300 м в сторону перевала Гюльчи (к скоплению камней), встали на ночевку. Время на спуск с перевала до места ночевки составило 1,5 часа. Местонахождение:
Ц. Кавказ, район Суган, южнее вершины Суган, ведет с ледн.Юж.Суган на ледн.Доппах.
Поднявшись под вторую ступень ледопада, сместились к центральной части ледника. Выбирая путь среди разрывов ледопада, преодолеваем ледовые разрывы с высотой стенок до 20 м. Движение осуществляли в связках с попеременной страховкой. На двух участках потребовалась навеска перил. Последний участок второй ступени ледопада был пройден по снежным мостам также с попеременной страховкой. На прохождение второй ступени ледопада понадобилось 2 часа 30 мин ходового времени. Пройдя ледопад, оказались в широком заснеженном цирке перевала Гюльчи, ограниченном отрогами вершин Суган-тау и Ложный Суган. Обширное фирновое плато (фото 26) пересекается за 40 мин с северо-запада на юго-восток вдоль нависающего ледового контрфорса со склона Суганского хребта (ледовые обвалы). Движение по глубокому снегу (40 см) в связках. Седловина перевала – широкая, заснеженная, тур находится на скальном выступе в северной ее части.
склон крутизной до 20o с глубоким плотным снегом. Спуск на 3 такта, вытаптывая ступени. Движемся к каменному островку у основания кулуара, под которым находится широкий бергшрунд, забитый снегом и камнями. Спокойно преодолеваем бергшрунд по мосту и к 17-00 спускаемся на выполаживающуюся открытую часть ледника Доппах. За время спуска с перевала по кулуару были случаи падения камней, но при все они застревали в глубоком снегу. Далее движемся по пологому леднику, обходя широкие трещины, пересекая ледник в восточном направлении (к левому борту долины). Выйдя на левобережную морену ледника, подошли к перегибу, где на морене установили лагерь. За время подъема и спуска с перевала погода несколько раз менялась. С утра было ясно и морозно, к 11-30 погода резко ухудшилась (туман, сильный ветер, поземка). К моменту начала спуска с перевала ветер утих, туман поднялся, сквозь облака проглядывало солнце. К вечеру небо совсем прояснилось. 31 июля. После ночевки на морене ледника Доппах в 10-00 начинаем спускаться вниз по левобережной морене ледника, выводящей к левому склону, где начинают встречаться туры. Переходим ручей и по его левому берегу по хорошей тропе спускаемся в долины р.Орсдон. Продолжая двигаться по тропе, выходим в широкую местами заболоченную долину р.Харвес. Тропа траверсирует склон мимо старых кошей, выше пологой заболоченной части долины. К 14-00 тропа перешла в грунтовую дорогу, которая серпантином по левому борту долины спускается к мосту напротив а/л «Таймази», на территорию которого мы пришли в 17-00. Начался дождь. 1 августа. Предыдущим вечером, решив не мокнуть в палатках, договорились с руководством а/л «Таймази» и сняли комнаты. Дождь продолжался, и только к обеду выглянуло солнце. Все бросились стираться и сушиться. Вечером распределяли заброску. 2 августа. Вышли из а/л «Таймази» вниз по грунтовой дороге. Не доходя до турбазы «Ростсельмаш», пройдя мимо погранзаставы под равнодушные взгляды пограничников, перешли р.Урух по мосту и двинулись вдоль р.Гебидон вверх по тропе до остатков моста. Продолжаем подъем и через 30 мин подходим к бревну, переброшенному через р.Гебидон. Организовав перильную страховку, переправились на другой берег и продолжили подъем. К вечеру вышли под морену ледн.Геби-Бартуй Местонахождение:
Ц. Кавказ, район Дигория, хребет Чирх (северный отрог вершины Геби-тау), соединяет
лед.Бартуй и лед.Геби.
Ниже языка ледника перед мореной имеется небольшое озеро и места для палаток. Через 25 минут вышли на левую морену и продолжили движение по ней до ледника. Пройдя крутой участок ледника (подобие ледопада) по морене, выходим на закрытый плотным слоем снега ледник Геби. Ледник небольшой, крутизна 10o. Двигаясь по центру, в верхней части смещаемся к правому борту ледника (фото 30). Крутизна склона увеличивается до 25o. Последние 300 м до перевала движение осуществляется в связках с одновременной страховкой (широкая трещина, засыпанная плотным снегом). Перевальная седловина - широкая, снежная, со скальными выходами (фото 31). Тур находится в центре перевальной седловины. Видимость плохая, все затянуто облаками. Время движения от места ночевки до седловины – 3 часа. Местонахождение:
Ц. Кавказ, район Дигория, соединяет лед.Бартуй и лед.Фастаг. Спуск с перевала начинаем в 12-00. Движение по осыпному кулуару, Крутизна склона – до 35o. Внизу кулуар расширяется, встречаются пятна снега. (фото 32). Выйдя на левобережную морену ледника Бартуй (время на спуск составило 1час 40 мин), движемся по ней к озеру. Около озера устроили ночевку.
У основания вершины Цагардор просматривается некоторое количество камней, что свидетельствует о возможном камнепаде со склонов вершины. Погода начала ухудшаться, небо стало затягивать облаками, усилился ветер. К моменту начала подъема на перевальный взлет начался мелкий снег с ветром. Основание перевального взлета подрезано бергшрундом, высота стенки которого 2 м. В центральной его части (центр склона) обнаружена каменно-снежная пробка, используя которую, произвели навеску перил для прохождения бергшрунда. Для преодоления перевального взлета потребовалось провесить 6х50м веревок на ледобурах, с организацией промежуточной станции-накопителя. Движение осуществлялось по центру перевального взлета левее ледового желоба, как наиболее безопасного места в плане падения камней с боковых скал. Крутизна склона достигала до 50o. Шли в кошках, т.к. движение происходило по плотному фирновому склону с выходами чистого льда. В верхней части перевального взлета – снежный карниз, обходим слева по ходу. Время, затраченное на преодоление бергшрунда и перевального взлета, составило 4 часа ходового времени. Седловина перевала – широкий снежный гребень с нависающим карнизом в центральной его части. Тур обнаружен на скалах вершины Цагардор.
5 августа. После ночевки выходим на тропу и по левому берегу р.Фастаг, пересекая впадающие ручьи, движемся в сторону «Райской поляны» (фото 35). В том месте, где когда-то была «Райская поляна», имеется мостик через р.Фастаг из нескольких связанных бревен. Перейдя по мостику на правый берег и поднявшись по осыпному склону в хвойный лес, прошли его и вышли на левобережную морену лед.Караугом. Пройдя по морене, спускаемся на ледник в центральной его части. Пересекаем ледник и выходим чуть выше того места, где была когда-то «поляна Микелая» (фото 36). На травянистых площадках устраиваем ночевку (фото 37). Завтра идем за заброской.
6 августа. Опять льет дождь и, как назло, опять спустился туман. Сидим в надежде на улучшение погоды.
8 августа. Дождь продолжается. Сидим на месте. Похоже, поход завершается. Приходил лесник из Дзинаги и предупредил об опасности схода селей. Недалеко от нас – лагерь Ростовских туристов. 9 августа. Подъем в 2-00, дождь такой, что заливает палатку. По тропе несутся потоки воды. Уровень воды в реке поднялся почти на 1 метр. Срочно сворачиваем лагерь и спускаемся к Дзинаге. Лагерь ростовчан наполовину затоплен водой, но они не покидают палаток. Подойдя к Дзинаге, узнаем, что мост, соединяющий две части поселка, снесен за час до нашего прихода селевым потоком (фото 38, 39). Вместо реки – поток грязи. Организуем навесную переправу на месте бывшего моста, используя его остатки для закрепления веревки. Шоу «Переправа московских туристов» пользовалось огромным успехом у местных жителей, принимавших живое участие в его постановке. Перебравшись на другой берег, узнаем, что рейсовый автобус завален камнями в ближайшем дворе. Забрав заброску, движемся по дороге к турбазе «Дзинага» в надежде найти машину. Машины на турбазе нет. Пройдя до моста через р.Урух, увидели УАЗик, на котором и доехали до Владикавказа.
|
Поделиться ссылкой |
Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора! |
© 1999-2024 Mountain.RU Пишите нам: info@mountain.ru |
|