Автор: Игорь Паша, Москва,

Маршрут 3-й: Ахсу-Юсеньги
Маршрут 4-й: Эльбрусский крест

Когутай - Юсеньги - Ахсу - Ушба - Шхельда - Ирикчат - Эльбрус

Предлагаемые материалы – не отчет о наших маршрутах лета - 2006. Это, прежде всего, большая подборка маршрутных фотографий, пояснением к которым служат краткие путевые заметки. Снимки частью видовые, частью панорамные, частью репортажные. Представлены крупным планом отдельные вершины и перевалы. В числе вершин Эльбрус, Шхельда, Ушба, Мазери, пики Кавказа, Вуллея, Щуровского, Профсоюзов, Физкультурник, а также М. Шхельда, Ахсу, Юсеньги Узл. и Сев., Б. и М. Когутай, Интеркосмос, Донгузорун, Накра. Перевалы – Ирикчат, Бивачный, Средний, Ахсу, Родина, Жемчужина Приморья, Когутай, Семерка.

Когутайской лесной тропкой

Маршрут 2-й, Когутайский

27-го июля утром нас, отдохнувших, подвезли к мосту через р. Донгузорун, что в паре сотен метров за чегетским комплексом. Приятное открытие – мост обновлен и надежен (спасибо благодетелям!). За мостом тропа, она ведет сначала лесом круто вверх, затем выходит в просторные луга. До середины лета они завалены снегом, а к августу стремительно и густо зарастают высокими травами и разноцветьем. У скал над лугами любо проводить вечернее и утреннее время в близких видах на Эльбрус. Здесь – на Райских ночевках – мы и остановились.

Луга под ледниками

Местная красавица

28-го июля мы встали к розовому Эльбрусу, и было так приятно, что поспали еще.

Рассветный Эльбрус с Райских ночевок

Эльбрус белеет

Выступили к десяти, светило и пригревало солнышко. Мы обошли стороной язык ледника, но потом спустились к нему, пожелав узнать, какой он на ощупь. Ощупали (он скользкий и мокрый) и по ручью поднялись к бараньим лбам.

Когутай показал язык

То ли рог, то ли зуб

Скользкий и мокрый

Маленький, да удаленький

По гребню с видом на Когутай
Два часа обнюхивали их в поисках прохода осыпным кулуаром, обещанного одной полезной книжкой. Укондехавшись, плюнули и пошли в обход (лучше бы сделали это сразу!). Быстро и без проблем вышли на окаймляющий когутайские склоны гребень и потопали по нему, поглядывая на ледник с башенкой Когутая. Погода со временем стала портиться, а бивачными местами совсем не пахло. Мы решили встать при первом же намеке на удобный случай. Часам к пяти таковой представился: проглянул снежник, у мыска под которым померещилось пологое местечко. На поверку оно оказалось бросовым, неровным, но мы не стали отступать и, утоптав в снегу площадку до стадии иллюзии ее горизонтальности, водрузили палатку.

Облака окружают

Ровнее места не нашли

Проводы дня

29-е июля . Спалось хорошо: тихо и мягко. Ночь опять проплыла в облаках, но утро развесило радостные полотна.

Просыпаемся с рассветом

Утро развесило радостные полотна

С заготовленными с вечера рюкзачками мы вышли на гребень и потянулись вверх. Справа над своим просторным цирком высились Донгуз и Накра, слева доминировали братья Когутаи, мы кайфовали.

Все ближе к Донгузу

Напротив Семерки

От Донгуза до Чегета

Озеро Донгузорун

Братья Когутаи

Когутайский хребет. Над ним Юсеньги.
Над всем Шхельда с Чатыном

Выстраиваемся в ряд

Интеркосмические думы

Баксанская долина при параде

К обеду вышли на пик Интеркосмос – рубеж, за которым начинается гребневый подъем к вершине Донгуза и его ледяному панцирю.

Подходим к Интеркосмосу

Интеркосмос.
До шапки Донгуза рукой подать

Донгуз и Накра

Ледовый панцирь Донгуза

Главная вершина Донгуза

Хочется

Отсюда колоссальный вид на верховье Юсеньги и горный узел, в котором волей ракурса сплелись вершины от Юсеньги до Ушбы. Дальше в этот день мы не ходили.

Вид с Интеркосмоса. 1. Восточный
склон Донгуза, ГКХ, Грузия,
зубцы Мазери

Вид с Интеркосмоса. 2. Верховье
и хребет Юсеньги, массив Шхельды,
Ушба с Мазери, Безенги вдали

Ушба, ниже М. Шхельда, ниже
ГКХ с вершиной Узл. Юсеньги
слева и гребенкой Ахсу за ней

30-го июля , как всегда, встали на розовый Эльбрус – на небе ни облачка. Вновь взяли Интеркосмос, теперь гораздо динамичнее. Через пер. Когутай (2А) сошли на огромное изборожденное снежное поле.

Пер. Когутай

Под перевалом

По снежному полю Когутая

Заходим слева

Взгляд на М. Когутай вдоль
бергшрунда под Б. Когутаем
Пересекли его и выбрались на перемычку в отроге Б. Когутая. Осмотрели с нее цирк в верховье речки Когутайки, сбегающей в Поляну нарзанов. Взяв назад, поднялись к пер. Жемчужина Приморья (1Б) – седловинке между братскими когутайскими пирамидами – и вышли на вершину М. Когутая. Преисполненные впечатлений, потянулись обратно, к палатке. Наверно, поторопились: видимо, стоило задержаться и еще раз взойти на Интеркосмос за расцвеченными вечерними видами в сторону Ушбы.

Просушка перед спуском

31-го июля подъем был вольным, неторопливым. Позавтракали, подсушили вещи, двинулись вниз. Погода и настроение были запредельно хорошими. Вернулись в Терскол к Шамику. В своей комнатке с видом на когутайский отрог Донгуза всё высматривали в окошко места наших недавних посещений и еще больше радовались хорошему, желая всем лучшего.

Нет слов

Это превосходно!я уже живу мечтой попасть туда...

Эх!!!!

Аж захотелось!!!!!

Небо, снег и горы

Как красиво выглядит Эльбрус со стороны, но не издалека! Если туда захватить бинокль, можно будет, наверно, разглядеть счастливых покорителей, спускающихся с восточной и западной вершин. Как отличаются фотографии от первой серии! Здесь уже почти поднебесье: где-то внизу зеленеют деревья, похожие на траву, и виднеются маленькие уютные домики. А вокруг простор, тишина, воздух, снег и горы!