Горы мира > Тянь-Шань >

Записки потерпевшего. Ала-Арча-2006
ПроФанские записки. Памиро-Алай
Костюмированное скалолазание

Надо жить всегда влюблённым во что-нибудь тебе
недоступное: человек становится выше оттого, что
тянется вверх.

М. Горький

Решение ехать вызревало в мучениях: весенние госэкзамены и защита диплома долго боролись с простым человеческим желанием поехать в горы. Удивительно, но последнее победило, тем более после известия о том, что госы с дипломом с разницей в неделю пройдут в апреле. А ещё Кирюха из Владика едёт в горы последний раз в ближайшие полтора года – армия, знаете ли, - хочется походить с ним, а то вдруг я через год решу завязать с альпинистской карьерой. А ещё я могу устроиться на работу в школу или уехать в Чехию, и зимняя Арча мне будет только сниться… А ещё… В общем, я согласна!

Долгая подготовка к сборам: переписка с будущими участниками, бронирование билетов, бесконечные проблемы то со списками, беспрестанно пополняющимися каждый день и уже насчитывающими более 50 человек, то с выкупом билетов, то со страховкой, то с сухими овощами… В суматохе 26 января подкралось незаметно: в дыму от вафельницы, в которой готовились фирменные сухари, среди груды вещей, ждущих своей очереди в рюкзак.

Дорога (от 50 м)

Путешествие началось с того, что мы чуть не оставили на вокзале свои вещи - буквально в последние секунды закинули рюкзаки в ближайший вагон. У Лёхи не оказалось билета, в электричку он залез зайцем. В вагоне было жутко жарко и тесно, спать не удавалось. Стресс мы пошли снимать в бар – заодно позавтракать.

В Новосибирске встретили друзья, помогли перетащить рюкзаки – всё-таки у каждого по два плюс общественное снаряжение. Знакомимся с новыми людьми – Серёга из Тюмени сразу произвёл приятное впечатление своей улыбкой и дудкой, привезённой нам с сестрой в подарок из Китая. Володю из Омска я не видела целый год и успела очень соскучиться. Якут Олег и новосибирец Юра наконец-то встречены после двухлетней разлуки. Так радостны долгожданные свидания!

Казахстан. Вокзал.

До отправления ещё несколько часов. Совершив набеги на местную «Альпиндустрию» и привокзальный супермаркет, мы сели в поезд до Алматы.

В бывшей столице Казахстана солнечно и совсем нет снега! Присоединяются омичи, мы дружно садимся в автобус и – встречай, Кыргызстан!

Бишкек (700-800 м)

Январь. Бишкек. Мы гуляем в футболках. Местные, закутанные в шарфы, шапки и куртки, подозрительно косятся на раздетых нас, поминутно спрашивая: «Что, весна?», «Вам не холодно?». Конечно, весна! Здесь плюс 15, дома такой же минус, и долгая зима уже надоела!

Закупочно-развлекательные мероприятия занимают день: добираем недостающие продукты на рынке, совершаем экскурсии по местным магазинам снаряги, передвигаясь мелкими перебежками от самсе к мороженому и от шаурмы к мандаринам. Вечером возвращаемся на «Трудовые резервы» (нас всё больше…), ломаем две кровати при попытке уместиться водиннадцатером в четырёхместную комнату и утром 30 января выдвигаемся в ущелье.

Метеостанция (2100 м)

Метеостанция. Пляжник

То ли из соображений экономических, то ли из соображений физкультурных нас высадили на шлагбауме и отправили пешком до метеостанции. Путь длиной в 12 км оживил заход в музей флоры и фауны ущелья Ала-Арча и содержательный разговор с новым другом – Колей Котовым из Питера. Два с половиной часа прогулки прошли незаметно, яркое солнце, искрящиеся склоны, такие родные пейзажи создавали ощущение безмятежности, тихого восторга и счастья. Горы…

Открытие

Как всегда, мы разместились на метеостанции, а точнее рядом с ней, на территории бывшего альплагеря «Ала-Арча», наши апартаменты – деревянные бараки с полиэтиленом вместо стёкол и полом вместо кроватей. Заняв комнату своим отделением, разгребаем «железо», выбирая то, что потащим наверх - готовимся к заброске. Через пару часов – торжественное открытие сборов, с флагами и поздравительными речами. Полянка перед домиком заполняется людьми всех возрастов и разной степени волосатости и бородатости. Нас примерно восемьдесят человек (точное количество так и не смогли подсчитать) со всей России, от Питера до Владивостока, плюс гости из Украины и Казахстана. Руководитель сборов Галина Новосёлова, старший тренер Андрей Дракин, начспас Женя Винников, доктора Ларионова и Самсонова Ольги произносят свои приветственно-напутственные речи, участники кричат: «УРА!» Сборы открыты! Спортсмены разошлись по отделениям, их инструкторы рассказывают о планах на ближайшие дни. У нашего отделения второразрядников завтра заброска. Готовим рюкзаки и спины!

Заброска (2100-3200 м)

А что про неё писать? Одно слово: тяжко… Без акклиматизации, не расходившиеся, с ослабленным сибирскими морозами иммунитетом, авитаминозом (сейчас расплачусь)… Ещё и тяжеленный рюкзак в придачу. Всё бы ничего, да идти нужно восемь километров с перепадом высот в тысячу метров (с 2100 – высоты метеостанции, до 3200 – места базового лагеря в приюте Рацека).

Отделение новичков

После шестичасового подъёма подхожу к домику Рацека. Ничего здесь не меняется, разве что стёкол совсем не осталось, окна забиты фанерой, в спальной комнате (чувствуете – «в спальной комнате»! А вообще-то это казематы с двумя этажами нар) на первом этаже (впрочем, на втором тоже) темно, сквозь дырочку просачивается хилый лучик света, даже днём приходится заходить сюда с фонариком.

Жить я решаю в доме, хотя честно затащила наверх палатку, здесь хоть и темно, зато просторно, вещи так сильно не отсыревают, да и народу больше – веселее.

На следующий день ещё одна сброска-заброска, сегодня надо затащить оставшееся железо и продукты, рюкзак легче не стал (второй раз бежится только халявщикам, а честным людям, набравшим по максимуму, как-то не очень), хотя подъём занял почти на час меньше. Вечером у нас на кухне (о как дороги эти домашние названия: спальня, кухня, дом!) импровизированный концерт, литры чая и разговоры о вечных ценностях (о горах то есть).

Занятия (2900-4000 м)

Мы стали большими спортсменами. Это я почувствовала потому, что на скальные занятия нас потащили аж на второй взлёт подъёмной тропы, типа, рацековские скалы не для вас, собравшихся ходить серьёзные маршруты. Надежд нашего инструктора Сан Саныча Агафонова мы не оправдали, поэтому следующий день стал также тренировочным, но уже на скалах в десяти метрах от домика. И ещё день занятий – ледовых. На лёд мы пошли под Корону, проигнорированный (Сан Санычем) близлежащий ледник смотрел нам в спины, пока мы карабкались по ненавистной морене. Два с половиной часа подхода, высота 4000 м – таких ледовых у меня ещё не было! Чего мы только не вытворяли на склоне: играли в догоняшки, бегали вприпрыжку, приставным шагом, вверх, вниз, зигзагом, делали в подскоке повороты на 180 градусов… И всё в кошках, на весьма непологом льду, без страховки (эх, ехать и ехать если что) – это Сан Саныч учил нас владеть передними зубьями кошек, чувствовать уверенность в своих ногах, за что ему отдельное спасибо!

На спуске мы получили неприятное известие: на Баче кто-то «заболел». Мы и сами-то не очень себя чувствуем после похождений, но торопят вниз, на спасработы. По пришествии в домик ситуация разъяснилась: с «единички» упал Лёха из Новосибирска, он в сознании, но идти не может, требуется помощь. Все, кто был в лагере (и на горе тоже) побежали наверх, снизу поднялись на спасы новички и разрядники, утром пострадавшего спустили на метеостанцию и увезли в Бишкек. Всё наше отделение оказалось внизу, после ночёвки сделали непредвиденную заброску, подняли наверх ещё консервы, а также кефир, энергетические напитки и пиво.

Настроение не очень: в горах мы уже неделю, а ни одного маршрута ещё не сходили, времени остаётся совсем немного…

Горы (4240-4515-4810 м)

Седьмое февраля. Я помню этот день год назад: мы ходили здесь же 3Б на в. Космонавтов, я вспоминала о сестре, сдающей госы, праздниках, Днях рождения друзей… Вот и сегодня мы идём на гору, «открывашка» на Бокс по 2А. «Любимая» двойка – на этом маршруте я уже третий раз - тенденция, однако. Пересекаем ледник Ак-Сай, потом поднимаемся на перевал Теке-Тор с ругательствами: в верхней его части снег глубокий и очень сыпучий, приходиться в буквальном смысле плыть вверх, потому что шаги делать не получается – буксуешь. На перевале солнечно, но крем застрял в тюбике (вот он, альпинизм – когда зимой замерзает солнцезащитный крем), надеваем беседки, связываемся, желаем удачи Валерке с Олегом, они уходят влево – на Теке-Тор по 3А.

На Бокс

Бокс 2а

Маршрут приятный: в хорошую погоду весь путь освещает солнышко, идётся всё с одновременной и попеременной страховкой, из всех трудностей – «ключ», представляющий собой пятиметровую стенку неслабого лазания, и маленький спуск по внутреннему углу на скальный балкон по плечам напарника. На вершине, любуясь видами и фотографируясь, мы с Кирюхой дожидались остальных товарищей. Ясная погода позволяла обозреть все окрестности: вот сундук Байчечекея, рог Семёнова-Тянь-Шанского, полукружие Короны, лопата

Бокс 2а. На вершине.
Изыскателя, горб Байлян-Баши, внушительная мощь стены Северной Кореи, за горизонт тянутся бесконечные, далёкие-далёкие, белые-белые, полупризрачные пики неизвестных гор, похожие на гигантский смятый лист бумаги. Пытаюсь узнать издалека маршруты на Бачу, Семёнова, Изыскатель, Теке-Тор… В Ала-Арче я четвёртый раз, маршрутов за это время здесь схожено много, и с каждым связаны особые воспоминания, радостные и грустные, горячие и отмороженные, сильные и слегка стёршиеся. Бокс - это моя первая гора в жизни, четыре года назад я так же стояла здесь, упоённая счастьем от восхождения, со слезами радости, в безумном восторге от этой безграничности синего неба, от захватывающих дух пейзажей, тянущихся на десятки километров вперёд… Теперь уже нет дикого новичкового восторга, но почти каждый раз на вершине сердце сжимается и появляется ощущение невероятного счастья. Так, в мыслях, проходит минут пятнадцать. Поднимается вторая связка, делаем дежурное групповое фото и идём на спуск по 1Б. На леднике хочется петь, но охрипший голос способен выдавать разве что творения Billy ' s Band ' a : «Ведь летом можно гуляаааать круглосуточнаааа…»

Бача. Сосулька. 5а
Экономя время, без дня отдыха выходим на в. Байчечекей, маршрут пятой категории сложности, так называемая «Сопля» или «Сосулька», для совсем уж приличных – «Ледовый галстук», а по классификатору – по лед кул З ст.

Ранние подъёмы – одно из самых неприятных вещей в альпинизме! Так тяжело вылазить из тёплого спальника в холодное утро (и даже не утро – ночь)! Потом с трудом запихивать в себя гречку и медленно плестись вслед за мутным пятном своего налобного фонарика. Организм просыпается только с рассветом, нудные подходы отнимают кучу сил… Ну да ладно, мы же не скалолазы, которые «пришёл-увидел-залез-победил», а альпинисты – «пришёл-подошёл-увидел-залез-спустился-победил».

Подход под Бачу занимает полтора-два часа по скользким и противным осыпям. Сам маршрут прекрасно виден из лагеря, начспас и начуч могут лично убеждаться в нашей целости и сохранности с помощью бинокля. Мы тоже смотрим на домик, отсюда он выглядит как спичечный коробок в окружении цветных точек-палаток.

Лезть мы начали часов в восемь, впереди десять-двенадцать верёвок крутого льда. Маршрут идёт по кулуару - лёд блестящим языком стекает вниз меж стен, в некоторых местах получается достаточно узкий коридор. Верёвка, верёвка, ещё одна… Работать нужно быстро, подносить снаряжение идущему первым, чтобы не задерживать группу нормально отдохнуть на станции нет времени, ноги и руки устают, в лицо постоянно дует ветер, и летят осколки льда, отбиваемого молотками первого. Наша интернациональная группа (Сан Саныч Агафонов – русский бишкекчанин, Олег Бойко – хохол из Якутии, Кирилл Анфимов – приморский еврей, Юра Замиралов – скромняга-новосибирец и я) работала очень слаженно и быстро, около часа дня мы вылезли последнюю верёвку. Рассевшись под вершиной, достали еду. Сколько счастья в глотке горячего чая! Перекусив и отфотографировавшись с флагами, идём на спуск. Спуск – ещё одна неприятность альпинизма. Обычно он проходит по лёгким маршрутам, после напряжённой работы так неохота ПРОСТО идти - по сыпухам, по снегу - проваливаясь по колено и матерясь…

Лагерь нас встречает троекратным «Физкультпривет!», мы охрипшими голосами отвечаем: «Физкультура!» Объятия, поздравления – у всех, кроме Сан Саныча (Мастера спорта, нашего инструктора) это первая пятёрка. Сил почти нет, добрые соседи отпаивают чаем, мы наскоро ужинаем, и наконец-то тёплый спальник, о котором я так мечтала на маршруте.

День отдыха проведён в сушке ботинок, одежды и подготовке к следующей пятёрке на Корону.

Подъём ещё раньше, на улице совсем темно (четыре утра всё-таки) и тихо. Медленно и печально мы плетёмся под Корону два с лишним часа по темноте, светло стало, когда подошли к началу маршрута. Первая верёвка впечатляет: отрицательный бергшрунд, ледовая стенка в четыре-пять метров нависает и отбрасывает. Сан Саныч берёт в руки фифы и уверенными движениями поднимается вверх. Мы за ним (сегодня нас целый паровоз – присоединились ещё сестра Ленка и врач Ольга) лезем с помощью двух жумаров. Выше стена превращается в склон, который чуть положе, чем на Сосульке. Опять верёвки работы… В альпинизме существует грань, за которой перестаёшь получать удовольствие от маршрута и просто пашешь, борясь с усталостью и думая только о вершине как об окончании мучений. Это состояние меня не покидало половину маршрута: раздражал лёд, морозящий колени, дурацкий маятник, медленное передвижение, пронизывающий ветер… И только на четвёртой верёвке вернулись силы. Я посмотрела наверх и увидела кусочек неба сразу за кромкой льда, появилось ощущение, что мы лезем прямо к облакам, каждый шаг делая навстречу небу. Оставшиеся шесть верёвок прошли быстро, под вершиной мы перекусили и… достали шампанское! Этой горой я, Лена и Ольга закрыли первый разряд, поэтому нет повода не выпить! Наши мужики были поражены до глубины души: шампанское, на горе, в стекле! Торжественное вскрытие бутылки задерживалось: пробка никак не хотела вылазить, на смену ледорубу пришли фифы, в конце концов справившиеся с задачей. Пенистая струя взметнулась вверх – за нас, спортсменов!

Корона 5а.Берг.

Корона 5а. Шампанское.

Спуск на Коронские ночёвки, потом по нелюбимой морене, и мы дома. Вечер прошёл за долгими разговорами на нарах с Колей. Мы пили виски, беседовали… Мне казалось, что это и есть моя реальность. Единственная. В горах всегда так: создаётся ощущение отрешённости от равнинного мира, он кажется далёким сном. Мама и папа не реальнее, чем Юрий Гагарин или Илья Муромец, работа и компьютер так же настоящи как машина времени или телепорт. Для меня сейчас не существует ничего, кроме этих гор, этого поразительно звёздного неба, этого дома, этих людей, с которыми жили бок о бок две недели. Здесь есть кто-то за брата, кто-то за мать, кто-то за отца, кто-то за мужа…

в. Корона с Бокса 5Б

Бокс 5б. Силуэты

Корона
Утро 11 февраля. Сегодня мы с сестрой планируем спуск в Бишкек, хватит уже гор! Я проснулась с мыслью о том, что следующее моё утро я встречу совсем по-другому: в чистой посели, в чистой одежде (а лучше без неё), в тёплом доме. Большая часть народа ещё здесь, но некоторые спускаются на метеостанцию, уезжают домой. На Рацека мы тусуемся ещё полдня: неспешно собираем вещи, греемся на солнышке, Лена сдаёт экзамен по медицине. Посидеть на лавочке, попить чаю, попрощаться с друзьями – важные ритуалы спуска, совершаем их. Взваливаем груз на плечи (заносили-то за два раза) и, кинув прощальный взгляд на Бачу, Корону и Бокс, направляемся вниз. В тоске сжимается сердце – вернусь я сюда нескоро…

В горах ясно и тихо, последние лучи заходящего солнца ласкают обветренное лицо. После недолгих сборов на метеостанции садимся с друзьями в машину. Мы спускаемся по дороге в Бишкек, под нами туман – цивилизацию накрыло облако, въезжаем в плотную дымку, на расстоянии три метра уже ничего не видно. Наверное, это чтоб не было так грустно расставаться с горами, до самого города глядя на них в окно. Я уезжаю и уже начинаю скучать. Скучать по людям, подарившим столько тепла, скучать по горам, подарившим столько чувств! «Что я думаю о жизни во Вселенной? Это яркий водоворот в спокойной реке. Это яркая звезда в полутьме сумерек. Это вспышка молнии среди ясного неба, фантом, мечта…» - слова с мемориального камня всю дорогу крутятся в голове. Горы… Мечта…

PS : Банкет по окончанию сборов в кафе «Гурман» 14 февраля прошёл удачно.

PPS : Сборы организованы Томской Федерацией Альпинизма (председатель Новосёлова Галина).

PPPS : Схожено куча маршрутов от 1Б до 5Б (на Бокс и Корею), закрыты разряды от третьего до КМСа, Копытов Федя стал самым молодым КМСом в Томске – в 18 лет. Лось!

PPPPS : После долгих подсчётов выяснили, что нас было примерно 86 человек из Томска, Новосибирска, Барнаула, Бийска, Владивостока, Красноярска, Новокузнецка, Омска, Москвы, Питера, Караганды, Бишкека и Кривого Рога. Всем спасибо! Вместе мы сила! Присоединяйтесь!

Ждём летом в Фанах!

....Горы это наша маленькая Жизнь в месте:)!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Вот прочитал и снова в горы потянуло( "как волка не корми он все равно в лес смотрит") ..... Хорошо там, Люди там другие:)

Янка, молодец!

Томск жжёт! Так хочется попутешествовать ещё по пыльным дорогам Азии... с такой интересной компанией ) Фотографии посмотрел с подписями, понял, что откуда. Эх, жаль не сходил я на Бокс, красиво там... Из Питера с любовью!

Из Арчи с любовью...

..действительно "С Любовью" ..очень понравилось и захотелось присоединиться НЕМЕДЛЕННО! :)