Горы мира > Крым > Шаан-Кая

Зачем нужны отгулы:
Часть 1: Морчека. Центр 6А. Попытка
Часть 2: Зачем нужны отгулы – 2

Гиперборея. История прохождения и технические подробности.

Шаан-Кая. Статьи, описания.

Часть III. Дуэт

За окном холодная осень... или теплая зима. В новостной ленте на mountain.ru все чаще встречаются слова «драйтуллинг», лед... Звонит лучший друг и напарник, и говорит, что заявил меня на «Выборгский Микст». Гм... Никуда не деться – надо ехать. И не помеха то, что я в день отъезда утром еще в Алмате, и может так статься, что опоздаю на поезд...

Нитка маршрута

Скачки с рюкзаками, раннее утро, Выборг, «Ру» на джипе, - и мы на месте. Сонного вида личности бродят по сырому лесу, скребут молотками по гранитным скалам - изображают экстремальный спорт. В лесу плотный перегар, хоть топор вешай. Цветные ленточки на шлямбурах. Чувствуется, что скоро новый год. Народ прибывает... А вот и виновник моего присутствия здесь! Саня... За ним, спотыкаясь о пеньки, брела - как всегда, жизнерадостная - Маринка Коптева.

Я уж не помню, как там было… То ли: «… девушка, разрешите вас пригласить...», то ли: «... молодой человек, вы не против, если...» Одним словом, договорились, что весной вместе залезем на «Гиперборею».

Что такое «Гиперборея»?
Если обратиться к энциклопедии, то оказывается что в древнегреческой мифологии Гиперборея - легендарная северная страна, местообитание блаженного народа гипербореев. Название дословно обозначает «за Бореем», «за севером». Гипербореи, наряду с эфиопами, феаками, лотофагами относятся к числу народов, близких к богам и любимых ими. Даже смерть приходит к гипербореям как избавление от пресыщения жизнью, и они, испытав все наслаждения, бросаются в море.

А в Крыму есть гора Шаан-Кая, на которой в 2001 году пройден маршрут, названный по аналогии с античной страной. В этом месте действительно есть что-то такое...

Шаан-Кая дождливым утречком

Баз лаг в гроте

17 марта

Как известно, джентельмены слов на ветер не бросают... И поэтому я несу самый тяжелый рюкзак. Все-таки европейцы - дикие люди... Вон, на востоке – весь груз тащила бы женщина, а я нарушал бы ночную тишину философскими рассуждениями! И все были бы довольны!

Коптева готовься! Скалы мокрые

Вообще, Гиперборею за день, по-моему, ходили только екатеринбуржцы. Поэтому мы рассчитываем минимум на пару дней. С вечера решаем, что первый день лезет Марина, а все, что останется, полезу я. Из бивачного (традиционно все по минимуму) один спальник, горелка и чуток еды. Из железа, наоборот, все по максимуму. Хотя мне, все же, удалось, несмотря на Маринины возмущения, выложить часть крючьев.

18 марта

С утра льет обещанный дождь. К обеду должно распогодиться, и мы идем под маршрут. Первая веревка мокроватая, а дальше – все сухо. Нависает. В 10 утра полезли. Внимательно слежу за движениями напарницы. Скользко. Вскоре я понял, что человек знает свое дело. Медленно, зато надежно. На первой веревке интересное лазание. Начало через вымоину с плющом, потом по плите с зацепками, затем откол, и пузо перед станцией. Частично ИТО, и много лазания. Станция под карнизом. Пока Маринка лезла, дождь перестал нас донимать, и выглянуло солнце.

Зацепки сушит электро-феном

Вторая веревка уже сложнее. Сплошное ИТО на крючьях, «топорах» и «якорях». Когда я выбивал крючья – удивлялся изощренной фантазии того, кто их забивал. Топоры, забитые в подхват, крючья бутербродом. Чудеса.

Начало второй веревки

Время - полпятого. Полтора часа светлого времени в запасе. Предлагаю довесить третью веревку и ночевать внизу. Пока Марина лезла, мои уши улавливали какие-то странные скрипы и писки. Я поначалу думал, может карабины скрипят, но потом понял, что это какие-то животные. Пытался разглядеть в щели под карнизом, кто бы это мог быть, но тщетно. Пока я гадал, кто бы мог пищать и скрипеть вокруг меня, Марина пролезла еще 15 метров , и, окончательно замерзнув, мы сдюльферяли вниз, греться у костерка.

Третья веревка Коптевой на заминку

19 марта

Сегодня точно отрываемся, потому что до полки по-любому нужно вылезти. Полка находится после 5-ой веревки, над большим нависающим внутренним углом. Кроме того, что она не очень удобная, мне о ней ничего не было известно.

Второй день, проходим перила

Перила прошли к 10 утра, и я полез заканчивать третью веревку. Запомнилось, что в места, куда народ ставит скайхуки, я пихал пальцы и делал подлазы. Захватывающий подлаз перед станцией. Лазание 6b. Марина работает второй и выбивает мои железки. С этого момента я не переставал удивляться, с какой скоростью моя мега-напарница проходит веревку второй. Говорит: «Ваши крючки, молодой человек, я вынимаю руками». Гм...

Перила на 4-ой веревке

Четвертая и пятая веревки – не самые сложные, но, как мне показалось, самые приятные. Лазание по щели в углу 6b. Там, где было сложнее, я ИТО-шил. Отличная натуральная страховка. Пока лез по углу, глянул в щель и чуть не выпал из нее. На меня уставилась толпа летучих мышей. А я руками в щели ищу зацепку получше. Как бы не цапнули. Маринка снизу кричит: «Вовка, они кусаются!». Так и лез. Гляну в щель чтоб никого не задеть и лезу. Писк, визг, крики... Зоопарк.

... Полка... Сел, ноги свесил. Здорово. Вдвоем сидя можно поместиться. Только станционные шлямбура забиты чуть в стороне от центра полки.

Время - четыре. Нужно лезть шестую веревку. Уголок с лазанием и страховкой в щели. Потом карниз. В описании пишут – стремный. Подлезаю – ага, точно. Понаколотил крючьев и «якорей». Кое-как его перевалил. Дальше - чуть попроще. «Якоря», «топоры» – косая щель и нависает.

- Вовка, через 20 минут свет выключат, может, завтра закончишь? – Марина внизу уже вконец замерзла. У меня тоже зуб на зуб не попадает. Холодный ветер пронизывает до костей, а солнце скрылось за перегибом еще в три часа дня.

На ночевку устраивались бодро. Поужинали, попили чаю. Потом сели, укрылись спальником. И началось. Ветер продувает, холодно. Причем с каждым часов все веселее и веселее. Часа в 2 ночи не выдержали – согрели чаю. Сами тоже немного согрелись. Потом уже видимо устали настолько, что просто вырубились. Разбудило солнышко. Такое теплое...

20 марта

В 8:30 утра я поднялся по закрепленной веревке и еще часа полтора пробивался к станции. Лез в ботинках, поэтому подлаз перед станцией был экстремальный. В районе вчерашнего карниза было А3+, и еще одно место с забитой закладкой тоже тянуло на А3. Остальное А2 и А1.

Уютная полочка для ночевки -
КРЕСЛА И ДИВАНЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ УДОБНЫМИ

Долгожданное утро после
холодной ночи

В 11:20 начали седьмую веревку. Подлаз метра 3, шлямбур, и после него начинаются веселости. «Топоры», «якоря». Все работает на излом, потому что щель косая и нависает основательно. В таком режиме метров 20. Потом немного лазания приводят под карнизик, в который хорошо идут камалоты. Обхожу карниз справа и по отколу лезу до станции. На подлазе чуть не упал. Пришлось с лазания забить «топор», потому что за 20 см до станционного шлямбура зацепки закончились, и я забился. 14:30. Чуть меньше четырех часов на веревку. Марина очень бодро все выбивает. Причем стуков молотка я почти не слышу. А ведь и правда – руками все вытаскивает. Мущщ... то есть, Женсчина!

Шестая веревка - ключевая

На хедволле висят веревки на новом маршруте

На станции

Выбиваем якоря

Восьмая веревка гораздо проще предыдущих. Пара скайхучных ходов, немного ИТО на закладках, дальше лазанием с кучей зависов (устал, наверно) до карниза. От карниза ухожу вправо. Чуть не упал опять – забыл отщелкнуть самострах от петли. Кое-как вернулся и отщелкнул. Потом лазание сильно упростилось, и я вылез к катушкам. «Топоры» и скайхуки предательски зацепились за штаны, и я очередной раз чуть не упал. Пришлось, затаив дыхание, рукой нащупать проблему и отцепиться.

Нависающий внутренний угол - нам туда

Крыша ;)

Еще метров 80 несложных скал выводят на вершину. Начинает темнеть. А мы - спаслись!

Москва.
23.03.2007
Владимир Белоусов

Вов, просто супер!

Отлично написано, очень душевно и живо, как будто сам там побывал. И фотки интересные. Поздравляю с удачным восхождением, чтоб все твои мечты продолжали сбываться!

Спасибо за отличный рассказ

Рассказ очень понравился, ребята, вы молодцы! желаю не менее сложных и интересных восхождений!!! Иванова Ира