Автор: Игорь Паша, г. Москва

Маршрут 3-й: Ахсу-Юсеньги
Маршрут 4-й: Эльбрусский крест

Донгузорун и Накра

Предлагаю вашему вниманию подборку снимков Донгузоруна и Накры. Это и общие виды, и детальные фрагменты. Многие снимки получены с существенным увеличением и могут показаться непривычными для тех, кто привык видеть Донгуз и Накру невооруженным глазом.

Начну с гостевого снимка, любезно предоставленного Константином Савенковым и полученного им летом 2004 г. с пер. Сев. Доломиты. Этот интересный снимок дает вид на Накру, прикрывающую Донгуз с запада, и ее пологие юго-западный и южный гребни.

Накра с юго-западным и южным склонами, за ней Донгуз.
Вид с пер. Сев. Доломиты. Лето 2004

Моя первая серия снимков показывает Донгуз и Накру с вершин Эльбруса и его "классического" склона. С этого стандартного ракурса две горы образуют тяжеловесную и "приземистую" общую фигуру, которая оживает в движении, лишь когда на помощь приходят облака и солнце. В этой серии я особо выделил бы "Донгуз с Накрой в Новый год" - живая динамика форм, света и тени.

Вид с Восточной вершины Эльбруса. Август 2006

В Новый год на Бочках. Январь 2006

Накра вечером в кругу друзей. Январь 2006

Вечерние соблазны. Январь 2006

Северо-восточный гребень и вершинный ледник Донгуза
с Нового Кругозора. Январь 2006

Следующая серия показывает Донгуз с подходов к леднику и перевалу Терскол. Где отдельно не оговорено, снимки сделаны с ночевок над обрывом в ущелье р. Терскол (июль 2005). Это отличная обзорная площадка на горный ряд от Ушбы до Малого Донгуза и на Эльбрус. Пройдя несколько километров дальше, под пер. Терскол, можно получить непривычные виды Донгуза с Накрой за долгим пологим склоном, все еще покрытым обильным снегом, на который в середине лета как-то уже и не рассчитываешь.

Вид с подходов к л. Терскол.

Вниз по ущелью

Ранним утром.

Вершины и северо-
восточный гребень Донгуза.

Вершины Донгуза от Восточной до Западной.

Вокруг Западной вершины.

Вершины, ледники и гребни Донгуза.

Семерка.

Семерка, подрезанная склоном пика Терскол.
Вид с верховья р. Терскол, июль 2006.

Донгуз и Когутаи на вечернем построении.

Маршрут 4А.

Донгуз и Накра, что-то Тесколачье и маленький
Андрюша Трухачев. Вид с подходов под пер. Тескол. Июль 2005

Вид из-под пер. Терскол. Июль 2005

Как будто рядом. Июль 2005

Третья серия представляет Донгуз и Накру с подходов к пику Интеркосмос, снимки июля 2006. Ледовый панцирь вершин Донгуза доминирует и впечатляет.

Донгуз над ледником Когутая.

Все вершины Донгуза. Вид с пика Интеркосмос.

Накра и ее западный склон.
Вид с подходов к Интеркосмосу.

Купол Накры.

Вид на Донгуз из-под Интеркосмоса.

Еще одна небольшая серия дает вид на Донгузорун с востока, снимки получены в августе 2006 с пер. Родина и вершины Сев. Юсеньги. Как будто совсем другая гора!

Донгуз в первых лучах солнца.

Донгуз и верховье р. Юсеньги.

Донгуз и его гребни.

ГКХ от Бечо до Донгуза.

Следующие три снимка - виды с хребта к северу над пос. Тегенекли (июль 2005). Имея бинокль, можно совершить приятное виртуальное восхождение на Донгуз по его восточному гребню.

Донгуз и его восточный хребет.

Маршрут 2Б по гребню от пер. Выс. Долра до Вост. Вершины.

Панцирь Донгуза над Б. Когутаем.

Последний снимок сделан в пос. Нейтрино под Новый 2006-й год. Заветный тройственный союз Накры, Донгуза и Б. Когутая - можно загадывать желание.

Накра, Донгуз и Когутай готовятся к Новому году.

От дальнейших слов воздержусь, не буду докучливым. Лучше, если со своим свежим взглядом выступите вы. Отзывайтесь!

нет слов...

Природа действительно не когда не перестанет удивлять людей!Столько интересного и восхитительного можно увидеть,если только захотеть!Вы ребята захотели и увидели это чудо природы!Спасибо вам от всей души,что дали возможность и нам насладиться красотой Кавказских гор!Фотографии бесподобные!

1966 - 2008

1966-й - ого! Нет, я в курсе того, что Кавказские горы тогда уже стояли. Но всё же. Альппривет с той далекой уже поры - приятно. Тем более что именно в 1966-м я тоже был на Кавказе, правда младшешкольником и не в горах, а на море под Геленджиком, хотя именно там и взошел с родителями на свою первую 400-метровую гору на побережье... С тех пор горы, очевидно, мало изменились - не то что фототехника. Тогда вместо кенонов и никонов в ходу были фэды и зоркие, а фотошопить приходилось на фотоувеличителе Ленинград. Нужно было быть весьма продвинутым фотографом, чтобы по результатам горных походов получать приличные, интересные, "радостные" снимки. Знакомство с отчетами 60-х - 80-х сполна передает ту качественную невзрачность, которая была уделом рядовых фотографов "по случаю". Сейчас с этим гораздо проще, и это здорово... Рад, что моя фотоподборка напомнила вам о том вашем маршруте на Накру и об "аэродромных" южных подходах к ней. Этим летом я восхищался ими с вершины Донгузоруна и вполне соглашусь с тем, что получить адкватную картину об этом районе только лишь при непосредственном прохождении маршрута сложно. Я сейчас публикую на Mountain.Ru заметки о восхождении на Донгузорун, и в третьей части будет серия вершинных снимков, в том числе в сторону Накры и ее южых подходов. Надеюсь, они освежат ваши воспоминания и напомнят о некоторых деталях вашего маршрута. Всего доброго!

Как хорошо было тогда в 1966, когда я ходил на эту Накру

Прекрасная статья и снимки. Только по этим снимкам с удаленных точек сейчас можно вспомнить тот путь по которому мы поднимались на эту гору. Ведь наверху в сторону Грузии колосальное плато (аэродром ) и преставить себе месторасположение пройденного маршрута , можно только по вашим снимкам. Еще раз большое спасибо.

И дышится легко...

Замечательные фотки! Простор горный как простор душевный! Чувство воздушности и невесомости! Просто потрясающе!

КРАСОТА

СМОТРИШЬ НА ТАКИЕ СНИМКИ,И ДАЖЕ ДЫШИТСЯ ПО-ДРУГОМУ! СРАЗУ ОЩУЩАЕШЬ ЛЕГКИЙ МОРОЗНЫЙ СВЕЖИЙ ВОЗДУХ, НЕЖНО ШЕПЧУЩИЙ В ЛИЦО "НУ ВОТ ОНО ТО, О ЧЕМ ТЫ ТАК МЕЧАЕШЬ НА ПЫЛЬНЫХ УЛИЦАХ МОСКВЫ..." ПРЕДСТАВЛЯЕШЬ, ЧТО СИДИШЬ ГДЕ-НИБУДЬ В КАФЕ "АЙ" СО СВЕЖИМ ГОРЯЧИМ ХЫЧИНЧИКОМ И СТАКАНОМ ГЛИНТВЕЙНА В ХОРОШЕЙ КОМПАНИИ И РАЗГОВАРИВАЕШЬ НА ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ, КОТОРЫЕ ПРИХОДЯТ В ГОЛОВУ ПРИ ВИДЕ ТАКИХ УМОПОМРАЧИТЕЛЬНЫХ ГОР!!!

Зима в горах

Совершенно неожидано понял, что раньше не видел зимних фотографий гор. Мне представлялось, что их до вершин заваливает снег, и горы спят под ним, как медведи.

О "вечерних соблазнах"

Розово прозрачные облака в январе столь заманчивы и загадочны, что хочется влететь прямо в кадр и вдохнуть морозный воздух зимних гор. Саввичев Александр

ОК

А мне понравились фотки... Семерку только бы поподробнее...