Фотографии: Иван Пугачев, Бишкек, Киргизстан
Дешифровка цифр на снимке: Анатолий Джулий, Москва.

Центральный Тянь-Шань с самолета.

Ссылки по теме:

Траверс Победа - Хан. 1990 год. Отчет.
Пятнадцать дней в поднебесье. Глава из книги Валерия Хрищатого.

Высотный Тянь-Шань. Обзор района. Описания Анатолия Джулия.
Китайский Тянь-Шань. Обзор района. 3-я экспедиция Анатолия Джулия.
Ледопад. Ледник Тугбельчи, поход 2002 года.

и еще более 200 статей и описаний по Тянь-Шаню на Mountain.RU.

Фотографии сделаны в августе 2007 с борта самолета Пекин - Бишкек.

С маршрутом полета очень повезло - обычно трасса этого рейса иная, однако в те дни в Бишкеке проходил съезд глав стран-членов ШОС (Шанхайской Организации Сотрудничества), из-за чего охрана первых лиц поменяла некоторые воздушные коридоры полета пассажирских самолетов. Во всяком случае никакой иной объяснимой причины изменению коридора в эти даты не просматривается.

Самолет пересекал Центральный Тянь-Шань с юга-востока на северо-запад приблизительно в полосе 180-80 км к востоку от Хан-Тенгри. Качество фотографий было бы лучше, если бы стекла иллюминаторов были ровнее и чище.

Фотографии расположены в хронологической последовательности — по трассе полета, начиная окраинной части пустыни Такла-Макан.

Ниже — карта Google.Maps, которую можно увеличивать, уменьшать, прокручивать в сторону, менять вид карты и т.п. - все, что умеет эта полезная штуковина Гугл.
Тот фрагмент карты, который изначально виден в этой статье — это высотная часть Центрального Тянь-Шаня.
В центре - Меридиональный хребет, от которого налево (на запад) стекают ледники Северный и Южный Иныльчеки. На восток ледники стекают в Китай, среди них выделяются два значительных ледника, которые "противостоят" Северному и Южному Иныльчекам. Тот, который из них южнее — ледник Тугбельчи.
Вдоль нижнего края карты идет хребет Кокшаал-Тоо.
К сожалению, на сегодняшний день в Google.Maps большая часть высотного Тянь-Шаня еще не отсканирована в хорошем разрешении. Впрочем, поелозив туда-сюда по карте, можно обнаружить отдельные "полосы" местности, для которых фотографии показывают мелкие детали — например восточнее места впадения Иныльчека в Сары-Джаз, а также большие пространства в китайских предгорьях Тянь-Шаня с южной стороны.

< width="720" height="380" frameborder="0" scrolling="yes" marginheight="0" marginwidth="0" src="http://maps.google.com/maps?ie=UTF8&t=h&om=0&ll=42.192916,80.330658&spn=0.676601,1.491394&z=10&output=embed&s=AARTsJqzARj-Z8VnW5pkPMLMmZbqrJcYpw">
Просмотр карты Гуглом...

Следующие два фото ниже: подлет к Центральному Тянь-Шаню (юго-восточнее Меридионального хребта - то есть того высотного узла, где находятся основные шести- и семитысячники Тянь-Шаня).
Заканчивается пустыня Такла-Макан, начинаются предгорные хребты Тянь-Шаня, где видны зеленые оазисы, образованные в местах, куда стекают тяньшанские реки. Хорошо видно водохранилище (его длина около 10 км, ширина - до 2 км), расположенное примерно в 180 км на запад-юго-запад от района Победа-Хан. Основной сток в это водохранилище - реки бассейна ледника Тугбельчи.
Спутниковый снимок из Google.Maps (внизу слева), соответствующий местности на первом снимке (внизу справа) из серии фотографий с самолета.

Ниже — фотографии по мере пролета.
После того как самолет пересек основные хребты Тянь-Шаня с юза-востока на северо-запад, он чуть сменил курс и полетел в западном направлении в сторону Бишкека. Поэтому на последних (нижних) снимках массив Победы сфотографирован с севера в анфас, а не под углом.

На снимке можно увидеть:
(примечание: восток — слева, запад — справа, юг (то есть Китай) - далеко вдали)
1 - пик Чапаева, 6371 м.
2 - пик Чапаева (Сев.), 6150 м.
3 - пик Хан-Тенгри, 6995 м.
4 - пик Шатёр Западный, 6600 м.
5 - пик Шатёр Восточный, 6637 м.
6 - пик Рихарда Зорге, 6210 м.
7 - пик Погребецкого (а пимпа справа от него — пик Шипилова, 6200 м). 8. пик Военных Топографов, 6873 м
9. пик Победы (Вост.), 7060 м
10 - пик 6050 м (в Китае), еще не пройденный. 11 - пик Кашкар, 6435 м (в Китае, видна верхняя часть траверса команды московских туристов, рук. Анатолий Джулий и кусок японского маршрута).
12 - пик Победы (Гл.), 7439 м. (левее ребра Абалакова — снежное поле, сразу левее него в направлении Восточной Победы — пимпочка со сбросом на край северной стены — это пик Советской Армении).
13 - пик Победы (Зап.), 6918 м.
14 - пик Неру, 6744 м.
15 - пик Сланцевый, 4970 м. (в хребте от Западной Победы, между ледниками Звездочка и Дикий).
16 - пик 5481 м. (возможно это пик Актау)
17 - пик 5504 м. (возможно это пик Трехглавый)

Далеко в Китае, за пиком Джавахарлала Неру (14) видна высокая вершина, название которой пока неясно.

На переднем плане хорошо видна дуга вершин, подковой окаймляющих верховья Северного Иныльчека. Двигаясь с запада на восток от вершин пика Чапаева (1 и 2) через Хан-Тенгри (3), выходим на пик Саладина (он же пик Гутмана) - в гребне хребта Тенгри-Таг, примерно посередине между Ханом (3) и Западным Шатром (4).
Далее, если от Восточного Шатра (5) вести по гребню влево и на нас — первая пимпа — пик Пржевальского, 6275 м (а седловина по "дороге" - перевал Пржевальского). В старинных источниках пик Пржевальского часто именовали "пик Николая Михайловича" - именно так он был впервые назван еще до революций 1917-го года.
Седующая вершина по гребню на нас — пик РГО (Русского Географического Общества) — несколько вершин. Дальше — самая большая на переднем плане — это пик Мраморная стена, от нее гребень и острие — пик Плато и перевал Мраморная Стена, далее пик Карлытау, пик Баянкол, перевал Одиннадцати и склоны пика Одиннадцати.

От редакции Mountain.RU:
Ваши комментарии к статье могут помочь уточнить названия "неопознанных" вершин и необозначенных перевалов.

насчет п. 17

п. N 17 - точно Трехглавый. Сходили на него новосибирской командой на первенство ДСО "Спартак" лет 30 назад.

Про Сарыджаз

Кстати, в последней фразе статьи - явная неточность. На фото правее (западнее) пика и пер. Карлытау - не Баянкол, а пик Казахстан 5761, правей него пер. Н. Волкова, и уже потом Баянкол 5841, который на фото виден наполовину. Перевал Одиннадцати находится еще западнее, правее Баянкола и на фото не попал. Как раз через него мы проходили этим летом в валиевский лагерь на С. Иныльчеке. Что касается Пржевальского - РГО: здесь на фото они в профиль, и вершины идентифицировать труднее. Но везде много фото из ханского лагеря 2 на плече Чапая, там все эти горы четко видны анфас. Здесь в статьях про Хан наверняка тоже есть такие фотографии.

Пик Пржевальского

Хочу уточнить. Утверждение о том что пик Пржевальского так назван еще до 1917 года неверно. Экспедиция организованная З. Мерцбахером ставила перед собой цель найти проход к пику Хан-Тенгри и он начал искать этот проход через ущелье Баянкол. Конечной цели он не достиг, но стал первым европейцем увидевшим огромную вершину Которую назвал Мраморная стена. А рядом справа находилась еще вершина (сечас Карлытау) которую русские участники экспедиции назвали пиком Великого князя Николая Михайловича, в ту пору председателя Русского Географического общества. Увидеть же вершину, которая носит в настоящее время имя Николая Михайловича Пржевальскогоих ущелья Баянкол невозможно т.к. ее закрывает огромный Сарыджасский хребет. Мерцбахер и Игнатьев увидеть вершину от озера Мерцбахера в 1903 г так же не могли, т.к. вершина находиться в верховьях Северного Инылчека. Впервые нынешняя вершина Пржевальского была увидена Суходольским в 1930 который сумел преодолеть озеро Мерцбахера и поднялс вуше по леднику Северный Иныльчек. А где находяться пики Николая Михайлович, РГО, 100 лет РГО остется под большим вопросом.