Горы мира > Северная Америка >

Автор: Анатолий Булычов

Yosemite – forever

Читайте по этой теме также:

Вехи Эль-Капитана
"Мескалито" на Эль-Капе (solo)
Рэдпоинт на "ЗОДИАКЕ"
Сила Дружбы Эль-Капитан, маршрут Зодиак

Именно с таким названием статью я случайно увидел 34 года назад в журнале National geographic, когда ещё школьником впервые пришёл в секцию скалолазания на «Красноярские Столбы». Текст, фотографии произвели настолько сильное впечатление, что желание посетить знаменитый национальный парк в Калифорнии все эти годы стало заветной, но несбыточной мечтой. Уж и норвежский пик Кьёраг был пройден, и французский Гран-Жорас, и итальянский Ден-ду-Жиан с Курмайором, и швейцарский Матерхорн, и австрийский Гросс-Глокнер, и ещё многое другое, но попасть в США из-за визы оказалось труднее, чем штурмовать отвесные стены. Но на этот раз меня приглашали Великие Британцы ( Beacon alpinism club, Llanberis, Wales ) «полазить в Йесимитах», и путь в «страну мечты» стал открыт. Слово Yosemite (у местных - «Долина») - знаковое: альпинисты-стеновики всего мира произносят его как заклинание с благоговением. Я знал, что в Сан-Франциско, городке в 180 милях на запад от Yosemite, живут мои бывшие соратники по секции альпинизма и спелеологии НГУ, теперь иммигранты, и навестить их надо бы. Но то, что во Флориде недавно расположился мой друг, напарник по многим восхождениям молодости, практически родной человек Вова, толкнуло к мысли позвать его тоже в «Долину». Всё – долгий трансатлантический перелёт, шумный, искрящийся рекламными огнями, бестолковый Нью-Йорк, и – аэропорт Сан-Франциско. Меня встречает Вова. Мы не виделись много лет, но всегда помнили друг о друге, и вот… среди снующей безликой толпы… он! Арендуем машину и сразу – в Долину. Забавно, ещё вчера был дома в Новосибирске, и уже – в «тридевятом государстве» через 13 часовых поясов.

По дороге закупили продукты, виски, пиво, вино сразу на 3 недели (в среднем всё в 2-3 раза дороже, чем в Новосибирске), поселились в Camp 4 (поляна исключительно для стенолазов). Несмотря на конец сентября, туристов довольно много, не меньше и «лазающей» братии – как результат, лагерь переполнен альпинистами со всего мира: от Японии до Аргентины, даже хозяева американцы не преобладают.

Выходим на массив Sunnyside Bench для знакомства с местными скалами на маршрут Lazy Bum, 5.10d в соответствии с нашей квалификацией и не можем вообще ничего пролезть, хотя по французской классификации это всего-то 6 b , а в Альпах я ходил 6с-7а. Удивлены, обескуражены. Весь день «дожимаем» маршрут, какие-то две стенки по 30 метров , а как тяжело. Поэтому на следующий день идём «тренироваться» на простые маршруты 5.7, 5.8 для «чайников» на скалу с соответствующим названием - Manure Pile (куча навоза). Даже здесь лёгкости не обнаруживаем. В чём же загвоздка? Секрет раскрыли мои британцы, а новые друзья американцы подтвердили всё показательными выступлениями. В Долине есть специфика – это трещинное лазание, спортсмены совершенствуют технику прохождения щелей до феноменальных результатов, поэтому занижают сложность маршрутов: им кажется всё легко. Вторая особенность района – маршруты средней сложности и простые из-за массовости лазающих настолько «зализаны»- slick , заполированы, очень скользко, а категории сложности как были давно определены, так никто их и не менял. Сложные маршруты ходят реже, там категории совпадают с европейскими (начиная с 5.10 b -с, например), но всё равно, как заканчивается лазание по «зеркалам» и появляются щели, так оценка сложности занижена – всё реально сложнее, чем приписанная категория. А вертикальные протяжённые, часто нависающие, тонкие seam , не удобные для пальчиков off fingers или наоборот, широкие, неудобные для заклинки off width - в Долине попросту преобладают. Ещё важно отметить – маршруты, в основном, не оборудованы страховочными крючьями (как в Европе или Крыму), ходится всё “ trad ”,
т.е. лезущий первым сам организовывает себе промежуточные точки страховки, а это страшно, к тому же станции для смены лидирующего на стенах не оборудованы. «Страшно – иди учись лазить» - такой простой ответ. Для страховки чаще всего используются мелкие френды (но и большие, конечно, необходимы), весь спектр роксов, коперхэдов, скайхуков, кэмхуков, якорьков и прочих разных «хохоряшек». Быстро убеждаешься, что закладки держат достаточно надёжно. Тем не менее морально трудно преодолевать неуверенность, так как постоянно на длинных маршрутах изобилие таких элементов как stem (упоровое лазание, пальчики ног на трении), flare (решительное, смелое движение, без которого пролезть невозможно), mantel (движение по мизерам на равновесии), mental crux (протяжённые участки стены, на вид пролезть нереально физически, страховку организовать очень проблемно, волосы дыбом встают, колени подгибаются, надо собираться духом), dyno (прыжок до зацепки с потерей остальных точек опоры) и т.д. Поэтому вероятность срывов постоянно высока, а свои крючья колотить для страховки запрещено. «Не можешь лезть – иди учись, не мешай другим» - опять местный совет. А на маршруты при этом очереди расписаны на дни-недели вперёд.

Природа напоминает родные Красноярские Столбы или Ергаки (Саяны), только секвойи растут, красивые мощные водопады кругом, животные (медведи, олени, рыси…) запросто разгуливают в изобилии и никто этому не удивляется. Медведи встречаются на тропах, в лагерь ночью могут ввалиться, поэтому за оставленные вне специальных стальных боксов продукты здесь большие штрафы рейнджеров, которые, кстати, так и рыскают, кого бы и за что бы штрафануть. Задержался на маршруте и просрочил permit (каждые 5 дней надо продлевать) – все вещи, палатки арестованы и отвезены в тюрьму, штраф минимум 200 долларов с носа, если вы в тот же
день спохватились. Задержался в Долине более 15 дней, опять большой штраф: надо покинуть Парк или идти на хитрости, чтобы «увернуться» от рейнджеров. Очень строго со спиртным, тут серьёзно могут наказать. А уж ночёвка вне разрешённой зоны (например, застрял на маршруте, не вернулся в лагерь, температура ночью ниже нуля, а ты легко одет) и, не дай бог, костёр развёл – за это и посадить могут.

Скалы – светлые граниты (много кварца), выше Столбов в среднем в 10 раз: мультипитчевые маршруты - стены от 300 до 1000м высотой. Как правило, скалы прочные, как и Столбы, но на полках, бывает, лежат камушки ( run out ), и если кто-то наверху их нечаянно столкнёт, то и убить может, если вы, например, у подножия надеваете скальные туфли (лазят в Five - ten и Sportiva ). Так почти и было на 3-й день нашего лазания. Немного пообвыкнув на Manure Pile , вышли на Commitment , 5.9. С высоты 100м присвестел увесистый булыжник и впечатался в грунт за моей спиной буквально в сантиметрах. Мы как ошпаренные подскочили и вжались в стену, но больше ничего и, главное, никого не падало. Что ж это было 29 сентября, в день моего рождения. Все, кто видел нас тогда на маршруте, собрались сначала в местном ресторанчике отметить мой юбилей, а потом продолжили «добирать» в лагере: получилась огромная разноязычная тусовка - весьма необычно и забавно.

У нас изначально была установка – free (свободное лазание), мы не планировали aid (на искусственных точках опоры), а вот мои друзья Британцы старались ходить свободным даже маршруты big wall с участками 5.12 d (7 c фр.), что попросту феноменально. Ходят здесь маршруты в двойках, поэтому пары подбираются с примерно равным уровнем мастерства. Стараются маршрут проходить за день, максимально налегке и быстро. И опять правило: не можешь лезть – уходи тренируйся. Уровень свободного лазания практически у всех чрезвычайно высок: сюда приезжают «сливки» восходителей. Базовая подготовка восхищает: отменная гибкость, растяжка, запросто «гуляют» по провисающей узкой стропе slack, закреплённой между деревьями, и некоторые делают на ней даже акробатические элементы без соскока на землю, а уж «висят» на пальчиках на карнизах столь же долго, как пауки на потолках. Женщины совсем не уступают мужчинам, иной раз они лезут даже лучше благодаря изумительной пластике. Возраст восходителей от 10 до 70 лет, при этом «старики» лазят не особо-то хуже молодых. Выглядят все очень спортивными, подтянутыми, не обязательно худощавыми, но с «буханками» мышц и, понятно, толстых не наблюдается. Лезут уверенно, надёжно, срывы редки. По соседству с нашими палатками базировались знаменитые братья Хубер, немцы, они – выдающиеся таланты в свободном лазании супер-маршрутов. Сейчас братья в двойке побили рекорд, принадлежавший местному Дину Поттеру, скоростного восхождения на Эль Капитан по Носу (на несколько минут). Они «пробежали» 1000-метровую вертикальую стену быстрее 3-х часов, при этом обычное время восхождения сильных спортсменов 2-3 суток. Похоже, в альпинизме тенденция сейчас – это восхождения максимально быстро, налегке и свободным лазанием.

Постепенно втянулись в ритм жизни Долины. За 3 недели только 2 дня не лазили из-за явной непогоды (дождь со снегом), зато «бегали» по 20-30км hiking по окрестностям (как дни отдыха). Кроме известных всему миру Эль Капитана ( Moratorium ,5.11 b & East Buttress ,5.10 b ) и Хаф Доума (Snake Dike,5.7) мы взошли в Долине на много других вершин, башен, шпилей: Higher Cathedral Rock – NEB, 5.9, Sentinel Rock - Steck Salathe , 5.10 b , North Dome - Crest Jewel Direct , 5.10 d , Lower Cathedral Spire - S by SW , 5.11 a , etc ., - что впечатляло столь же сильно (всего 15 восхождений). В среднем наши маршруты оказались 5.9-5.10 сложности, изредка 5.11. Что ж, есть стимул тренироваться.

На маршрутах мы, а также британцы Tom Pain - Alex Pivek и ещё двойка американцев Ted Woodward - Thomas Ottenheimer ( aid climbing ) были укомплектованы снаряжением «Вертикали» (Россия). Отзывы всех восходителей о работе карабинов, френдов, блоков, вытягивателей, зажимов – положительные!

После Долины навестили моих друзей в Сан-Франциско, Вова полетел в Орландо, а я к старому товарищу в Биллингем (недалеко от Сиэтла) Джону Коннелу. Посетили Mont Baker (граница с Канадой), Рейнир, затем пожили - погостили в разных сообществах истинных американцев. Пришло время возвращаться домой. Вылететь из Сиэтла-Такомы было проблемно: штормовые ветра, потом оказалось непросто приземлиться в Нью-Йорке: торнадо, и ещё сложнее получилось вырваться в Москву – Америка не отпускала, стихия охватила весь континент. И всё же я дома в Новосибирске, а тут снег, зима…

Общие личные впечатления от США. «Все толстые» - миф, толстых не больше, чем в России, напротив, американцы весьма спортивные. «Все приветливые» - да, но это только маска, однако маска приветливости приятнее, чем маска мрачности россиян. «Возможность самореализоваться ( sky ' s a limit )» - наверное, но, похоже, не легче, чем в России из-за жёсткой конкуренции и перенаселённости. «Все питаются только fast food » - неправда, питаются полноценно и нормально. «Полиция работает хорошо» - весьма похоже, но только часто это
выглядит как охота за гражданами, кого бы штрафануть за любую мелкую провинность, а видов штрафов много и суммы впечатляют (даже американцев). «Свобода, демократия» - несомненно, однако многое зарегулировано, запрещено или считается неприличным без какой-то логики. Всё дорого для россиян, экономить проблемно. Такое ощущение, что если там работать и жить, то всё, что бы ты ни заработал, будет израсходовано под нуль зато, заработав, как ярко и шикарно можно всё здесь потратить! Кстати, бензин стоит так же, как в России, а доходы граждан выше раз в 20, чем у нас. Большие города – небоскрёбы, стекло, металл, бетон, огни реклам, всё глобально, но города Европы уютнее и для туризма явно предпочтительнее. А вот природа США уникальна, и мест, которые стоит посетить, действительно много, поэтому welcome to the USA, и неоднократно!

Анатолий Булычов, 2007'осень-зима
(спелеолог: Снежная, Напра, Киевская, Лампрехтзофен, МишельГортани, …, первооткрытия в Алтайской и Орешной альпинист: Свободная Корея, Шаит, Корженева, ХанТенгри, Ленин, СьероТоре (до гриба), Маладета…)

Не очень то...

Многие термины переведены неправильно. Информация о правилах и принятых нормах поведения - крайне не точна. В своих обобщениях относительно америки и американских скалолазов автор зашел очень уж далеко, хотя было интересно узнать его личные впечатления.

Motherland of TRAD!

Статья супер! Так и мелькают кадры из фильма о первом прохождении Бритов в 72 году "Носа" ! Краски, линии, большие стены, звон железа и чистота выбора!

Толик привет

ты когда вернулся? до января зависал там? куда дальше двинешь ден савельев