Автор: Андрей Калинин, Ульяновск, Россия

Материал прислан на конкурс КАК Я ПЕРЕЗИМОВАЛ ЛЕТО

Читайте другие материалы автора:

Зимнее утро в долине Актру

Дело было в августе 2006 года в Приэльбрусье. Маршрут 3 к.с. Наша группа состояла из пяти человек. Мы отправлялись всего лишь во второй свой горный поход и уже на Эльбрус!

После приезда в Хурзук и двух ходовых дней под палящим солнцем, да таким что мы остались в эти дни вообще без воды, мы вышли на снег под перевалом Каширина. По традиции умываемся первым снегом. С перевала открылся красавец Эльбрус, весь в белом, да ещё и под навесом облаков. Туда направлены все наши мысли, мечты, усилия. Его красота и мощь завораживает. На спуске с перевала, получали первые уроки глиссирования по снежникам. Забавно было наблюдать, как наши тела после падения, со скоростью создавали внушительную калию в раскисшем снегу.

Через сутки наша палатка стояла у ледникового озерца под перевалом Десятилетия Гвандры. В лучах заходящего солнца озерцо выглядело особенно красиво, а ветер с него был особенно холодным. Пройдя перевал, траверсом вышли на перевал Куршоу Западный. На спуске с которого продолжили уроки преодоления снежников на скорости. На очередном привали не смогли себе отказать в снежных процедурах. Когда ещё поваляешься наснегу в августе месяце под ярким летним солнцем.

С утра следующего дня мы вышли на ледовые поля Эльбруса, и с этого момента началась наша зимовка летом на склонах Великой Горы. Подъём по леднику на перевал Кюкюртлю был технически разнообразен. Нам пришлось подниматься по крутому леднику, забираться на ледовые стенки (крутили даже ледобуры), промокая под ручьями воды падающих с этих стенок, а потом по колено в снегу пересекать закрытую часть ледника. В общей сложности шесть часов работы на леднике в связке.

Выйдя на ледовое плато после перевала Хотю-Тау, стало понятно, что основная часть маршрута начинается здесь. Пресекая южные ледовые поля Эльбруса, напрямую двигаясь к Приюту 11-ти, мы изучили наверно все возможные виды трещин, разломов, колодцёв и т.д. Двигаясь почти без остановок, преодолевая перечисленные препятствия и борясь с усталостью, мы стремились успеть к морене Приюта до наступления темноты. Но мы не успели. Дальше было идти не безопасно, ведь ночь скрывала признаки трещин. Мы разложили палатку (не ставя стойки) прямо на льду, закрепив её на ледорубах. Почти без сил, сняв только ботинки, мы залезли в палатку и стуча зубами и прижимаясь друг к другу как можно ближе пытались заснуть. А в это время, такой одновременно близкий и недоступный, Приют 11-ти горел множеством огоньков, как бы зазывая нас. Временами слышались весёлые голоса людей, даже музыка. Эту ночь мы перезимовали под звёздным небом Кавказа, в 500 метрах от морены.

С утра еле-еле натянув на ноги заколевшие ботинки, быстро собираемся - подстегивает холод от ледника, и уже в 6-20 мы в пути к Приюту Одиннадцати. Обходим трещины и через час мы были на скальном гребне, на котором, в 200 м . ниже, сохранились остатки сгоревшего легендарного приюта. После привала пересекаем западный гребень и выходим на восточные ледовые поля, сразу забираем вверх, чтобы обойти выше разрывы ледника.

Далее по закрытым ледникам, по линиям горизонталей 4100- 4200 м . Петляя на разломах ледников пробираемся к Ачкерьякольскому лавовому потоку. Открылась панорама на север от Эльбруса: снежная долина Джикаугенкёз, пик Калицкого, долина реки Малка. Пересекаем лавовый поток и далее траверсируем северные ледовые поля. Уже в сумерках вышли на морену в районе Северного Приюта, все промокшие, замершие, уставшие, почти не соображающие и вдоволь «наевшиеся» снега и льда. Ложились спать с волнующим и вдохновляющим чувством, что завтра на верх, на скалы Ленца.

Подъём к скалам Ленца проходит по открытому леднику северного склона Эльбруса. Мы идем к небу. Горизонт расширяется. Посередине подъёма погода резко испортилась: набежали тучи, пошел град, ветер. Внизу, над долиной реки Малка, громыхает гроза. На скалах Ленца устанавливаем палатку на одной из оборудованных площадок, защищенных от ветра скалами. Вечером начался шторм, ветер усилился, повалил снег. Скальная стенка не помогала. Палатка начала трещать. С трудом обошли (обползли) все площадки – выбрали под скалами место с подветренной стороны. Немного тише. Перетаскиваем палатку. Постепенно стихает.

В 3-30 быстрый перекус, фонарики на лоб и вперед, на вершину. Идём вдоль скал Ленца. В основном глубокий снег, но местами выходим на жесткий фирн.

Ближе к верхней части скал Ленца по глубокому снегу выходим на седловину. Траверсируя склон с плавным подъемом, через полосу открытых камней попадаем на почти пологое предвершинное плато. Через 300 м . движения на запад и после небольшого подъема мы на высшей точке России и Европы 5642,7 м . Ура!!! Преодолевая себя, борясь с усталостью тела, кислородным голоданием и проявлениями суровой погоды, мы осуществили задуманное – взошли на Эльбрус. Вокруг все далеко внизу.

Через час спуск по пути подъема. Трудность в том, что снег подтаял и налипает на кошки двадцатисантиметровыми платформами. Приходится постоянно сбивать их ледорубом. Последние метры почти ползли. Ноги ватные. Шатает от усталости. При подходе к морене у Северного приюта нас накрыл дождь с мелким градом. Подул сильный ветер. Но в тот день ничто не могло заглушить наше сладостное чувство победы и испортить боевое настроение.

После дня отдыха на нарзанах и изучения долины реки Артыкчал за хребтом Ташлысырт, мы вновь поднимались к марене около Северного Приюта. До морены немного не успели. Попали сначала в холодный мокрый снег, затем под град, да такой, что пришлось прятаться под камнем и рюкзаками. Внизу громыхала гроза и двигалась на нас. По северному склону морены вышли на снег. Вовремя. В 50 м . выше в камни ударил электрический разряд. Ужасный грохот, ослепило, оглушило, но вроде всё обошлось. Под шквалом снега и ветра с трудом поставили палатку. Всю ночь ветер сгибал палатку, так что она лежала на нас.

К перевалу Фрунзе мы должны пройти по северо-западным и западным ледовым полям Эльбруса. От морены, ставшей нам родным домом, пересекаем, как всегда в связке, ледники Карачаул и Уллучиран. Нижняя часть перевального ледника изрезана ручьями и трещинами. Бесконечное петляние. Набегающие облака и туман затрудняют движение. Лишь последние 20 метров ледовый склон сменился на мелкую осыпь. Палатку поставили на седловине перевала Фрунзе.

Проснулись в снегу. Спуск на ледник представляет собой узкий крутой кулуар. Выход на открытый, с неглубокими разломами у борта ледник. Этот ледник замыкает Эльбрусское кольцо. По леднику мы устремляемся вниз, в зелёную долину реки Уллухурзук, по которой спустились в посёлок Хурзук.

Мы закончили свой маршрут. Он был для нас труден и очень интересен. Кольцевой траверс ледовых полей Эльбруса дал нам огромный опыт работы и жизни среди льда и снега, позволил рассмотреть Эльбрус и окружающие его хребты со всех сторон. Кульминацией похода стало восхождение на Западную вершину – высшую точку Европы. В общей сложности мы пробыли на льду 7 ходовых дней.

Вот так мы перезимовали лето в Приэльбрусье.

Любопытный рассказ :)

Не хватает подписей к фотографиям, а также краткого описания маршрута - где начался, где закончился, какие прошли перевалы. А где находится перевал Каширина? И где можно прочитать про ваше посещение долины Артыкчат?