Автор: Аркадий Галеев

Ночной Донгуз-Орун

Ссылки про Донгуз-Орун:
О событиях на Донгуз-Оруне, февраль 1989 года, м-т Хергиани 5Б
Спуск на лыжах и доске по "Семерке" Донгуза, июнь 1998.
Первый спуск на лыжах по "Семерке", июнь 1986.
Арктангенс Донгузоруна
Ледник "Семерка" крупным планом
Путешествие с вершины Донгуз-Орун

Читайте другие публикации автора:

На "Свободной Корее"

1986, 29-30 августа.

На Донгуз-Орун можно идти только
доверившись воле Аллаха - может он и пронесёт.

А. Шейнов.

Грозная и внушительная северная стена Донгуз - Оруна открыта всем ветрам и непогодам. Стена технически не слишком сложная, но холодная, длинная и опасная. Классический кавказский ледовый маршрут. В 1984году мы попытались его пройти, но не получилось.

Чегетская канатка, короткие подходы - почти альпийский комфорт. Волей обстоятельств, моим напарником стал не Маратик или кто-то из наших москвичей, а Валя Дунуов - учитель из Тырнауза.

Перед нами на гору пошли Андрей Ершов и Саша Туйцин. День они "ждали погоду". Мы должны были наблюдать их, но продуктов было в обрез и мы сидели на Чегетской поляне, выходили с ними на связь, а на морену или в кафе Ай не поднимались. Ёрш и Тунец прошли маршрут, где-то в три часа дня были на вершине и начали спуск. Прочь все сомнения, мы тоже имеем свой шанс, только бы погода не подвела.

Покупаем хичин и на канатке едем в кафе Ай. Поднялись к 15 часовой связи - связи нет. Посидели и пошли на морену под маршрут. На 19 часовой связи выяснили, что у Ершей всё в порядке - они ночуют на спуске. Нам передали, что лёд под шапкой плохой - очень плотный натёк.

Донгуз-Орун.
Фото: Владимир Копылов, Москва
К семи часам вечера "солнце скрылось за горой", наши шмотки валяются на площадке посреди морены. Решаем спать не ложится, а "идти в ночь". Уж очень не хочется рано вставать - вздремнём пару часиков где-нибуть на маршруте. На макушке "треугольника", например - он рядом, кажется, что мы там будем часа через два. Прячем котелки и кроссовки под камень, с собой берём палатку, газовую горелку, хичины и почее снаряжнние. Время 20.30 - ранние сумерки. Бодро подходим к маршруту. На скалы лезть неохота - идём по снегу. Быстро набираем высоту. Идём развязаные, снег не крутой - градусов 30, но плотный. Одели кошки: зигзагами, зигзагами и всё выше и выше. Слева внизу, метрах в ста, основание треугольника. Темнеет - густые сумерки. Крутизна возрастает - прячу в рюкзак палки-телескопы (одолжил у Маратика). Достаю "шакал" и фифу. Для шакала снег ещё довольно рыхлый, прячу его и достаю вторую фифу без лопатки. Она прорезает снег и держит не очень, зато первая, с лопаткой - одно удовольствие. Иду "как муха по стеклу" - цепляюсь всеми четырьмя конечностями. Две фифы и кошки. Почти совсем стемнело, стали попадаться стеночки градусов по 70-80, с фифами "нет проблем", и снег стал плотнее. Преодолел очередную стеночку высотой метров в шесть и встал на полку - решил подождать Валю. Вон он идёт. Идёт и вдруг останавливается, окликивает меня: - Кошка отстегнулась! Вот конфуз. Верёвка и ледобуры у Вали - ситуация нехорошая... Пытаюсь в темноте спустится к нему. Спускаться как-то неприятно, почувствовал себя неуверено. Кличу Валю. Он забил свой ледоруб и на довольно крутом склоне, градусов 60, возится с рюкзаком. Загорелся, наконец, фонарь. Валя кидает мне верёвку - раз, другой и, наконец, добрасывает. Метров 5. Присылает мне ледобуры. Заворачиваю их в плотный фирн, не в лёд, что явно ненадёжно. Заколачиваю рядом фифу с лопаткой, принимаю Валю. Решаем связаться и идти дальше попеременно. Одеваю свой налобный фонарь. "Игра в жмурки" кончилась, можно посмотреть, куда же мы залезли. Луч фонаря, световым столбом, выхватювает из темноты слева глыбы льда, ещё левей видно скалы, из темноты справа - желоб. Это, наверное, середина или верх треугольника.

Психологически стало легче. Идём дальше. Через две верёвки подходим к большим серакам на уровне макушки первого треугольника. Двигаемся вдоль трещин, лавируем, перепрыгиваем через них. "Гуляем" в нагромождениях ледовых обломков.

Вдруг сверху раздаётся гул падающих камней - надо спасаться, но от чего и куда? Впереди темень, мешается верёвка, гремит, где-то рядом. Прыгаем в неглубокую трещину, вжимаемся в лёд, ждём. Грохот прекратился. Ощущение не из приятных. Надо вылезать и идти дальше, что мы и делаем. Становится положе, но ледник здорово разорван. Подошли под скальную стенку, решаем обойти её. Карапкаемся по острым снежно- ледовым гребешкам. Кое где верхом, кое где балансируя на острие, иногда спускаясь в провалы глубиной метров по 15, выбираемся из них по ледовым каминам, лестницам и стенкам. Страховаться стало проще - часто встречаются выходы твёрдого льда, эффективно действует ручка для ледобуров. Идём по "шее семёрки". Выскочили на косогор, закручиваем ледобуры через 20 метров. Сменил батарейку у фонарика- луч света из желтого стал синим. Считаем верёвки (всего их оказалось около 50) Косогор переходит в просторный жёлоб, выводящий под провал между Донгуз-Оруном и Накрой. У меня стали поболивать ноги, перетянутые ботинками. Особенно беспокоит левая ниже голеностопа. Валюха очень энергично проскакивает верёвку и я даже не успеваю отдохнуть. Стало положе - идём одновременно. Вдруг как то разом наваливается усталость - захотелось спать - время 1.00. Резко болит перетянутая левая нога, я встаю на четвереньки - не круто, градусов 25, и иду на "четырёх костях". Назревает кризис. На последнем усилии воли догоняю Валю и предлагаю перекурить. В 1.20. вышли в провал между Донгузом и Накрой. Сели на рюкзаки. Вокруг ровное поле~ 20 на 60 меров. Как эскимосы прижались друг к другу, одели на себя всё, что можно, зажгли газ. Он еле-еле горит, пламя высотой в сантиметр. Греем воду и едим хичины, о чае нет и речи, растопить бы грамм по 800 на брата... Получилось по 200г за час. Кемарим с газовой горелкой на руках. Со стороны ущелья вылезла луна. Чегет в огоньках - светится кафе Ай и верхняя станция канатки. У нас лёгкий мороз и относительный штиль, поэтому сидеть на рюкзаках не очень холодно. В 2.20 съели немного сахару. Пора двигаться. Идём одновременно с кольцами верёвки в руках, крутизна небольшая, градусов 25. Прямо в лицо светит луна. Иногда поднимаю ладонь и из под неё смотрю вперёд. Под ботинками поскрипывает свежий снежок - почти подмосковная зима. Фонари выключили - и так всё видно. Вот бергшрунд, дальше взлёт под шапку Донгуза.

Немного запыхались. Прячемся в трещину, прижимаемся друг к другу, кемарим. Луна поднимается выше и выше. Сбрасываем с себя оцепенение - надо двигаться дальше. В бергшрунде нашёл мостик и гребешок, вооружился фифами, полез вверх. Лёд становитя плотнее - очень аккуратно ставлю кошки. В жёлобе принимаю Валю. Пора доставать "ударный инструмент шакал". Вначале он неплохо заходил в лёд, потом сбылись слова Ерша - пошёл натёк, (хотя какой натек может быть на льду?), просто плотный "бутылочный" лёд северной стены. Клюв шакала из ледяного стекла выкалыват линзы, они больно бьют по лицу. Большие куски, разогнавшись, попадают по Валентину. Кошки плохо заходят в лёд, в темноте невидно на сколько плохо. Балансируя на передних зубьях кошек, советуюсь с Валей, "как жить дальше". Решаем траверсировать вправо под гребень, идущий с Накры. Верчу крюк и медленно передвигаюсь, эксперементируя по ходу с ледовым инструментом. Жалко, что у меня не "футфанги" (более мощные кошки для твердого льда) Фифа беспомощно скользит, шакал скалывает лёд - одна надежда на кошки и равновесие. Иду очень медленно и осторожно. Наконец, лёд стал помягче - это уже победа, как-то само собой всё получилось. Фифа начала цеплять, шакал после двух - трёх ударов прочно застревает во льду. Настроение улучшается, теперь смело вверх! Луна "уличным фонарём" освещает широкий ледовый взлёт, шапку Донгуза. Видно ледовые желоба и скальные гребешки слева и накринский гребень справа от нашего пути. Гляжу вниз: между ног, в царство ночи, в чёрный с серебром глянец льда, уходит верёвка. Чегет "мерцает цивилизацией". Валя бодро подходит ко мне, щёлкает самостраховкой, я снова иду вперёд. Пердвижение выглядит следующим образом:

а) Исходное положение. Ноги на одном уровне и слегка согнуты, коленки упираются в склон. Руки - левая с фифой на уровне плечь, правая с шакалом на уровне пояса- инструменты забиты в лёд.

б) Придерживаюсь правой рукой за фифу, выдёргиваю шакал, полностью распрямляюсь, забиваю шакал как можно выше, (метра на полтора выше предыдущего его положения). При тактой технике это желательно сделать с одного удара.

в) держась правой рукой за шакал, вынимаю фифу и поднимаюсь на кошках пока шакал не окажется почти на уровне пояса.

г) Забиваю фифу, и всё повторяется сначала.

Скорость большая, техника простая, но строгая - не терпящая каких- либо импровизаций и отступлений.

Ледобуры кручу метров через 20 и есть шанс улететь на все 40. Возникают всякие дурацкие мысли про ушки ледобуров, про 9мм ГДРовскую верёвку... . Падать здесь нельзя! Падать вообще нельзя, даже на надежной страховке, а у нас тонкая одинарная верёвка, ледобуров взяли мало, поэтому иду очень аккуратно и педантично. Ноет левая нога, сильно устали голеностопы. На льду иногда попадаются участки с ноздреватой коркой, по которой удобно идти на кошках - зубья "сами заходят" и при этом немного отдыхают ноги.

Прошли десяток верёвок твёрдлго крутого льда. Шапка рядом. Светает - время шесть утра. Справа скалы, мы вплотную подошли к ним. Снизу они казались довольно пологими и уютными, лёд уже порядком осточертел. Мы находимся в крайней правой точке ледовой шапки. Она вся, как тельняшка, в горизонтальных полосах. Издали кажется, что это не лёд, а фирн. На глазок высота метров 30-35, есть вертикальные разломы- камины. Ничего устрашающего, но лезть по льду надоело. У меня болит нога - хочется сесть и снять надоевшие ботинки с кошками. У Вали болят натёртые пятки. Решаем послать к чёрту эти "льды и шапки" и перейти на накринский гребень - он совсем рядом. Лезу вправо, хватаюсь руками за скалы, кошки пока не снимаю. Но всё равно испытываю некоторое облегчение. Скалы крупноблочные, крутые, много живья. Пройдена верёвка, вторая. Страхуюсь через закладки. Скалы переходят в вертикаль- это уже слишком. По узенькой полочке иду вправо, кажется, что вот-вот будет гребень, но вместо гребня очередной кулуар. Пересекаем его, ещё пара верёвок, последние закладки и ... солнце бьёт в лицо! Гребень! Принимаю Валю. Раздеваемся, греемся, едим тушенку с сахаром. Время 9.15. Немного побалдели, потом Валя пошел вперёд по гребню. Он сильно разрушен, этот гребень, но нас он не задерживает- верёвка равномерно уходит вверх, змеясь между камнями.

Перешли на южную сторону. Здесь сухо. Вылезли на высокий жандарм- видна шапка и чёрная балда под ней из глыб сланцев и разрушеных гранитов.

Солнце разморило - еле иду. Вот она, вершина, тур, записка! Едим конфеты. Время 10.00.

Записки Ерша не находим, значит она на главной вершине. Валя- педант, он тоже потопал на главную. В 11.00 я вышел на связь с долиной. Пришел Валя с запиской Ерша и мы медленно потопали на шапку. Находим несколько следов кошек 46 размера, наверное "солист", а может турист с обратной стороны зашёл. Начинаем спуск- первый дюльфер ~ 40 метров , а у нас одна 50 мертровая верёвка ... Сползли, как можно ниже. Валя кряхтит, организуя станцию - провозился минут 20, потом ушёл вниз со страховкой из 25 метрового конца верёвки. Валя нашёл полочку- спускаюсь к нему. Дальше идём одновременно. Оба вялые- хочется спать. Жарко. Останавливаемся и перекусываем тушенкой, отдыхаем и двигаем вниз. Далеко внизу видим Ершова и Туйцина- они машут нам руками. Нашли их оттяжку. Кошки сняли, но я влип в историю - пошли маленькие стеночки с ледком, Валю спустил через выступ, а сам лицом к склону аккуратно иду следом. Верёвка "легла" за каменное перо а я "свободным глиссером" поехал мимо. Проваливаюсь в трещину по грудь, гребу руками, а ногами шевелить боюсь, из под ног уходит снег, на чём вишу - непонятно. Слабины верёвки на пере примерно 5 метров , как раз до самого дна трещины мне хватит. Гребу руками и пытаюсь занять горизонтальное положение, стараюсь по возможности рапластаться. Снег всё уходит и уходит из под меня, держусь на руках, ноги свободно болтаются в пустоте. Кричу Вале: - Выбери! Но верёвку на пере заклинило и он выбрать не может. Каким-то чудом догрёб до края трещины и вывалился на твердь. Пронесло. У Вали замедленная реакция - видно здорово устал. Я тоже порядком притомился, но мы собираемся силами и идём вниз. К 17.00 мы на боковом гребешке- маршрут 4А. Перекусываем. Чегет стал ближе. На спуске куски снега и льда, по снегу глиссируем, а лёд обходим по скалам. Кошки не одеваем - надоели. К 19.00 вышли на приличные площадки. Отдыхаем. Всё, мы спустились, остаётся только сходить под начало маршрута за оставленым барахлом. Идём по морене, крутой траве, побираемся через хаос камней. Последние усилия. В голову лезет банальная мысль - "Стоило лезть, чтоб потом так мучится на спуске". Нашёл нашу площадку, шмотки. Валюха так вымотался, что улёгся прямо на землю и отключился. 20.00. Ставлю палатку и бужу Валю и тащу его туда. Развёл костерок, в консервной банке сделал чай, опять бужу Валю, он пьёт чай непросыпаясь. Я выпил банок 10, пока не напился. Мы на маршруте почти не пили, только по 200 г воды, не больше. В 21.30 совсем стемнело, и я лёг спать. Ночью и потом утром по нашему пути грохнули два ледовых обвала. Наши следы на стене совсем засыпало. Мы проскочили вовремя.

Привет от напарника!!!

Здравствуйте, Аркадий! Вчера прочитал Вашу статью и сегодня позвонил своему другу Валентину Дунцову - Вашему напарнику по описываемому восхождению. Он у нас в интернет "не ходит", поэтому пришлось ему содержание пересказать своими словами -)... Вам от него ОГРОМНЫЙ ПРИВЕТ!!! Он сейчас живёт в городе Прохладном, продолжает ходить в горы и активно "инструкторит". Если хотите с ним связаться - сообщу координаты. С уважением, Владимир Швырянский, город Курск. libra59@rambler.ru P.S. Аркадий, попросите пожалуйста редакторов или исправте фамилию Валентина (написано "Дунуов")...

Аркадий, ты вел дневник ...

... или память такая хорошая? Я, например, помню, что ходил куда-то, а зачем? Но вспомнить приятно: скалы, снег, лед, фифы, линзы, бинокли, море, девушки.... Хорошая штука - альпинизм. А если серьезно - страшно рад тебя слышать! Владимир Стеценко.

!...

Очень интересный рассказ, спасибо! Жаль, что нет никакой сопроводительной схемки, зарисовочки, "чего-нибудь такого", пусть грубого и субъективного по причине ночного восприятия))

Как будто бы вчера...

Написано так, будто это было вчера ! Столько интересных деталей и подробностей… Яркие эмоции участников… Даже не верится, что с момента восхождения прошло 22 года… Спасибо !