Автор: Ольга Цепалкина, Москва

Ведь Эльбрус и с самолета видно здорово.
Восхождение.

Ведь Эльбрус и с самолета видно здорово! Я попала в горы.

Материал прислан на конкурс КАК Я ПЕРЕЗИМОВАЛ ЛЕТО

Читайте также на Mountain.RU

Зимний Эльбрус,. Ольга Румянцева, Москва
Один на Эльбрусе. Михаил Будянский, Москва
Эльбрус-2001. Взгляд чайника. Игорь Канель, Москва
Два восхождения на Эльбрус. Ильдар Марданов, Керчь, Крым
Эльбрус. Расписание полетов., Валерий Шамало, Санкт-Петербург

Перед Главным днем спать было решено лечь в восемь вечера. После ужина альпинисты залезли в свои спальные мешки и шум голосов в домике стал потихоньку стихать… Мы с девчонками и Андреем долго сидели на морене и любовались на море облаков, которое было под нами.

Небо было чистым и все говорило о том, что погода в день восхождения будет прекрасная…
Наконец и я отправилась спать, хотя заснуть было нелегко – меня уже охватила паника. Повертевшись на жестких досках, я, наконец, уснула…
Подъем был назначен на два, выход – в три утра. Я проснулась где-то в час, и лежала, слушала как Надя готовит завтрак.… Несмотря на ранний час, спать совсем не хотелось, просто было страшно… Наконец наступило 2 часа и все вскочили как-то одновременно, начали одеваться-собираться-толкаться… На столе, на улице стояла каша, но есть совсем не хотелось. Проглотив ложку каши и кусок сыра, я была готова. Собирались внизу, и постепенно полянка под мореной была полна молчаливых и серьезных людей. Кое-как в темноте нацепив кошки, я была готова. Народ, правда, собирался довольно долго. Вышли мы только в 3.17, что вызвало громкое недовольство нашего наставника. Поначалу шлось как-то сонно и тяжело, ноги еле-еле шевелились. Вокруг – кромешная тьма и только фонарик освещает несколько метров перед тобой.

Эльбрус с юго-востока и комета Хейла-Боппа, 1997 год.
Фото другого автора.
Пройдя где-то час (а может и больше, или, наоборот, меньше – очень сложно ориентироваться во времени, совершая монотонные шаги) мы остановились, чтобы связаться… Пока гиды разбухтовывали веревку и вязали узлы, можно было немного отдохнуть. Но короткий отдых кончился и пришлось идти дальше… В связке шлось тяжелее, сказывалось неумение и разная физическая подготовка участников,  приходилось кого-то ждать или наоборот, догонять. Иногда я смотрела по сторонам – видны были только несколько верениц фонариков, видимо тоже кто-то шел на восхождение. Мы шли и шли, шли и шли… Наконец начало светать… Это было, наверное, самое прекрасное, что я видела в жизни – рассвет в горах. За нашими спинами горизонт окрасился в розовый, подсвечивая снег и небо, на котором остались еще яркие звезды.

Когда мы дошли до скал Ленца, было уже почти светло – полседьмого утра. Мужчины были полны сил и с энтузиазмом жевали орехи… У меня же вид этого мешка с орехами вызывал самые отрицательные эмоции, я попыталась почистить апельсин. Очень сильно хотелось пить, нужно было экономить чай, и поэтому я решила есть апельсин прямо в кожуре, мокая его в снег. Божественное лакомство…
Так бы и сидела вечно под лучами утреннего солнца и жуя апельсин…

Но труба позвала дальше в путь… Как же не хотелось вставать! Я мечтала остаться там, у скал Ленца и подождать, пока они спустятся за мной. Но я встала и пошла. Дальше шлось все хуже и хуже. Каждый шаг давался с трудом, ноги проваливались в снег, уклон стал круче. Я стала останавливаться и пропускать идущих сзади, в итоге осталась я и два гида – Алексей и Саша. Спасибо большое ребятам! Они уговаривали меня делать шаг за шагом, стояли и ждали, пока я отдохну.

Наша группа растянулась по склону, люди шли медленно, механически переставляя ноги. Солнце припекало уже вовсю, я сняла куртку. Постоянно хотелось пить и в голове стучали молоточки. Так шаг за шагом мы нагнали одного нашего мальчика, который сидел на снегу и пытался согреть ноги. Обутый в совершенно неподходящую обувь, он заморозил пальцы и собирался спускаться вниз.  Я дала ему разогревающую мазь и запасные термоноски, он отдал мне термос с чаем, один гид – Алексей остался с ним, чтобы спускаться.  (Позже он вял себя в руки и дошел до 5300м). Я еще собиралась идти наверх, просто очень было обидно спускаться. Я шла за Сашей, а он мне рассказывал что-то, через десяток шагов мы присаживались отдохнуть и болтали. Когда мы сидели, я чувствовала себя хорошо, но стоило только встать, как ноги снова наполнялись свинцом, казалось, что громадное голубое небо давит на меня всей своей тяжестью, а солнце посмеивается надо мной, нещадно иссушая мою кожу своими лучами.

После одного из таких отдыхов я встала, сделала еще один шаг и поняла – все! Больше я не поднимусь ни на метр! Я больше не хочу!!! У меня нет сил!!! Я хочу лечь и лежать, а даже не хочу вниз! Саша посмотрел альтиметр – 5000 метров над уровнем моря. Высота восточной вершины Эльбруса – 5621м. Т.е. мне надо пройти еще 600 метров. Учитывая, что на высоте выше 5000 м набор высоты составляет в среднем 100 м в час, идти нужно было еще 6 часов… Но в тот момент я не думала обо всем этом. Я просто легла на склон и заплакала, мне стало грустно, что я не дойду до вершины, и было очень обидно… Меня уговаривали, но мне было уже все равно. Саша пошел наверх, мы с Алексеем остались на склоне, я достала свой апельсин и стала мокать его в снег.

Мы посидели, сфоткались и тут Алексей, посмотрев на седловину, заволновался и сказал, что надо бежать вниз. На седловине стало темно – то ли это ветер поднял снег, то ли это туман, что гораздо хуже – ведь туман при восхождении крайне опасен. Мы быстренько собрались, связались, и начали спуск. Время было 10 утра.
Погода все-таки не портилась и спуск дался очень легко. С каждым сброшенным метром становилось легче идти и настроение поднималось, хотя все-таки я и по дороге поплакала. В маске это делать очень неудобно – стекла запотевают.  Мы шли и мечтали о том, что бы мы съели. Мне очень хотелось кефира, а Алексей мечтал об апельсинах. Еще я мечтала о душе…Мы о многом поговорили, и я узнала, что он никогда не был на вершине, всегда приходилось спускаться, а однажды чуть не замерз на седловине, какой-то альпинист случайно увидел его…
Во время спуска мы встретили несколько групп, альпинисты говорили, что я молодец, что дошла в первый раз сразу до 5000 и молодец, что вернулась. Что настоящая смелость – это вернуться. Я не понимала этих слов, думала – меня просто успокаивают.

Мы пришли на хижину… Девчонки встретили нас, напоили чаем. Не было сил даже раздеться. Было решено опробовать душ-мешок, висевший на камнях… Какой же кайф помыться даже под тремя жидкими струйками водички… Правда погода все-таки испортилась и поднялся ветер и мыться было прохладно…
После водных процедур мы сели и стали ждать наших восходителей. Часам к двум стали показываться маленькие усталые фигурки, которые то и дело опускались на снег…

Наши альпинисты стали потихоньку подниматься к хижине и опускались на лавку без сил…У них были обгоревшие и пустые от усталости лица…
А позже был праздник! С пивом, с тостами и улыбками…

С ГОРОЙ ВАС, РЕБЯТА!!!

Спасибо!

Ольга Привет! Спасибо за отличные фотографии и статьи, было радостно почитатьи вспомнить многие, к сожалению, уже подзабытые вещи:)

молодцы.

ух как завидую конечно по хорошему.Молодцы.