Горы мира > Памир >

Иныльчек-2007. Записки очевидца

Часть 1. Вместо предисловия

Автор и исполнитель
Узнав, что я собираюсь описать своё путешествие к пику Ленина, один мой очень хороший знакомый недоумевал: «Зачем? На Ленина ходят толпы людей, всё давным-давно известно, и ничего нового и полезного сообщить не получится!» Меня очень озадачил такой поворот. Во-первых, на Mountain.RU давно не было свежих описаний и фотографий этого популярного района, а за последние несколько лет там много что изменилось. Во-вторых, мне не даёт покоя тревожная статистика, что на Ленина народу погибает и калечится в разы больше, чем, к примеру, на Победе. Хотя Ленина несравненно проще, ниже и «доступнее». И, в-третьих, а для меня это было самым главным, я был единственным участником своей собственной экспедиции, а планы, как всегда, были наполеоновские.

С этого момента надо поподробнее. К сожалению, в сезоне 2008 года никто из моих знакомых не смог по разным причинам составить мне компанию. Кто-то рожал детей, кто-то уходил в другой район, кто-то уже был на Ленина. А мне хотелось именно сюда. Попытка найти попутчиков на интернет-форумах, в том числе и на уважаемом Mountain.RU, ни к чему не привела. Дальше банального флейма не доходило. Моё желание заранее познакомиться поближе, вместе тренироваться и вести совместную подготовку не находило понимания. Участие в коммерческой группе не рассматривалось в принципе. В какой-то момент я отчаялся найти адекватных попутчиков и начал подготовку к сольному восхождению. Я несколько раз в одиночку ночевал в зимнем подмосковном лесу, делал одиночные технические тренировки на льду и скалах чтобы, прежде всего, морально подготовить себя к тому, что надеяться будет не на кого. В очередной раз перечитал «Хрустальный горизонт» Месснера. Высотный опыт на тот момент у меня уже был неплохой – Корженева, Коммунизма, дважды Эльбрус, Хан-Тенгри, Победа до 6400, – поэтому просто залезть на Ленина по классике стало лишь программой минимум. Мне хотелось чего-то больше, и я заложил ещё траверс Ленина с востока на запад и восхождение на пик Дзержинского, на который положил глаз уже давно.

Пик Ленина из долины Ачик-Таш

Пик Дзержинского с вершины Раздельная

Раньше я всегда читал материалы о неудачных экспедициях с не меньшим интересом, чем о тех, в которых всё прошло по плану. Переживания людей перед тем, как они отступают от своей цели, не менее интересны, чем когда счастливые победители радуются успеху. Это позволяет идущим следом не наступать на те же грабли и самим лучше подготовиться к предстоящему. Умный учится на своих ошибках, мудрый – на ошибках других. Дураку – всё барабану. Буду рад, если мой рассказ добавит хоть каплю мудрости нашему миру. Впрочем, не судите строго.

Вот мы и добрались до самого дневника. За редким исключением все записи делались вечером каждого дня по горячим следам. Я намеренно не стал переводить текст в «литературный» рассказ, сделав лишь минимальные цензурные правки и сохранив «записи на полях». Мне показалось, что в таком виде он будет более ценен. Ход мыслей, что был тогда, уже не восстановить, а записи сделанные на лету, самому теперь местами кажутся дикими. Но тогда они были именно такими! Мне не хотелось уходить в жанр чисто технического описания, и в результате получился своего рода репортаж от первого лица.

Часть 2. Записи из дневника

26 июля Перелёт до Оша

У меня «полный пакет», поэтому нет никаких забот с транспортом и размещением. Представитель фирмы «Азия-Тревел» встретил меня и отвёз в гостиницу «Пекин» (2*, реально не менее 3*).

Вид из гостиницы «Пекин»
на гору Сулейманку
Первое, что бросается в глаза – в городе очень много маленьких Дэу. Причём, не узбекских, а корейских. Полгорода – рынок. Купить можно практически всё, что нужно для горной части. Под окнами гостиницы – магазин «Народный». Никаких продуктов из дома везти не надо было! Ну, разве что сало и энергетическое (спортивное) питание.

27 июля Переезд до BaseCamp (3600)

Утром с группой от «Альпиндустрии» под руководством Максута Жумаева грузимся в КАМАЗ-вахтовку, заправляемся топливом у кого-то в частном дворе и выезжаем на Памирский Тракт. Наш путь – через два перевала, с промежуточной остановкой на обед в лагере Талдык – в Алайскую долину. И далее в долину Ачик-Таш, к подножию пика Ленина. Приехали уже в темноте. Спал очень плохо – болит голова.

28 июля Выход на пер. Путешественников (4200)

Сегодня акклиматизационный выход. Задача подняться на перевал и спуститься назад. Выход в 10:05. 55 мин до конца дороги к началу тропы, 45 мин до перевала по хорошей тропе. На перевале посидел около получаса и за 1:05 сбежал вниз.

Джигиты (фото Николая Зоза)

Вид с гребня пика Петровского на базовый лагерь
(фото Николая Зоза)

Отправил с караваном на лошадях груз в Camp -1. Получилось многовато: 48 кг х 1.5 Э = 72 Э.

В 16:00 затянуло, с 18 до 20 шёл дождь, с 21:00 облака растащило, звёздное небо.

Небольшой пакет с цивильными вещами на выезд оставил на складе.

Спал хорошо, только соседи с раннего утра начали шуметь.

29 июля Переход до Camp -1 (4400)

Путь на перевал Путешественников

Спуск с перевала Путешественников
к леднику Ленина (фото Николая Зоза)

Караванная тропа по левому борту
ледника Ленина (фото Евгения Боярских)

Сегодня рюкзак небольшой, килограмм на 18-20. Подъехали с группой Максута на 2-х УАЗиках к началу тропы. Выход в 10:00, на перевале был в 11:00. Теперь по леднику не ходят, пару лет назад по осыпному склону вдоль левого борта ледника пробили хорошую караванную тропу. Много времени ушло на переправу через левый приток. По высокой воде пешком не пройти. Переправляемся на лошадях за $5 с носа. Собственно на ледник тропа выходит только в непосредственной близости от лагеря. В Camp -1 пришёл около 15:00.

Переправа через левый приток

Вот так переправляют грузы...
(фото Евгения Боярских)

...а вот так – людей

Наш лагерь стоит почти в самом конце морены. Обещанного душа нет. Моя палатка – на камчатке. Почти над руслом ледникового ручья. Днём вода журчит под камнями прямо под моей палаткой.

Северная стена пика Ленина во
всей красе (фото Глеба Черезова)

Лагерь 1 уже близко

Лагерь 1. В тесноте, да не
в обиде (фото Николая Зоза)

Погода весь день – ОК! Ночью колбасит.

Запись на полях
Удивляет сугубо прагматичное отношение местного населения к животным. Если лошадь или осёл – погрузили-понесли. Если собака – иди рядом, охраняй. Если овца или як – пасись, отъелся, под нож. Ни больше, ни меньше. Ни похлопать по бокам, ни потрепать за гриву после тяжёлого трудового дня, ни дать чего-нибудь вкусного. Типичная картина: приезжает караван, погонщики бросают поводья под камень, идут пить чай в юрту. А лошади, отработавшие под грузом много часов, остаются без питья и еды под дождём и снегом. Киргизские лошади ме льч е своих равнинных собратьев и за редким исключением выглядят больными и уставшими от жизни.

Юный погонщик

Юный погонщик 2
(фото Евгения Боярских)

И это всё на меня?
Да вы с ума сошли!

30 июля Акклиматизационный выход в Camp -2 (5300)

Спал не очень хорошо. Не взял воду на кухне, хотелось пить. Запить таблетки тоже нечем. Подъём в 05:10. Завтрак в 05:30. Выход в 06:25 – это очень поздно! Лёд прошёл по холодку, но на разломах уже солнце. Тяжело по первому разу. Сковородка – ужас, всё кругом трещит. В Camp -2 пришёл в 12:00. Весь подъём занял 5:30.

Оставил заброску. Выход вниз в 13:30. На леднике 4-5 серьёзных трещин. Когда шёл вверх, были смёрзшиеся мосты, теперь можно просто прыгать сверху в нижний сугроб. После ледового выката отключился. Силы кончились. До лагеря иду на пониженной. В Camp -1 около 15:20. Часа три отлёживался – сил полный ноль. К ужину, вроде, оклемался.

Ханиф, самый главный
человек в лагере 1

Света, второй самый
главный человек в лагере 1

Доктор

Гиды: Андрей из
Иркутска и Гарик

Говорил с гидами про мой запланированный траверс. Хи-хи, ха-ха, а по делу ничего дельного, с классики никто уходить не хочет. КМС и МС массово работают портерами. На гидстве много не заработаешь, а ответственность за клиента никто не отменял. Клиенты нынче богатые и ленивые, даже русские. Но если на акклиматизации сам не поработаешь, тогда и на высоте быстро не пойдёшь. Это – закон.

31 июля Отдых в Camp -1

В 09:00 душ и стирка у соседей в «Тянь-Шань Тревел». Там же сказали, что группа Лены Дзукоевой приезжает завтра. С Леной мы познакомились в 2006 году в Приэльбрусье и в этом году обсуждали возможность взаимодействия здесь. Много коммерческих групп (иранцы, чехи, поляки, корейцы). В этом сезоне высокий травматизм.

Эта палатка стала моим домом
почти на три недели

Лагерь 1

Погибла чешка. Предположительно замёрзла в районе 6800-6900 в плохую погоду. Её группа от восхождения отказалась и уходила вниз, но она ушла наверх одна.

С ножа на север сорвался чех. Сильно побился, но остался жив. Его донесли в акье до 4400. Потом на вертолёте – в Ош. У него были проблемы со страховкой.

Большая команда иранцев вопреки здравому смыслу устроила в Camp -2 подобие базового лагеря, сильно болели, но спускаться не хотели. И только когда дела стали совсем плохи, начали эвакуацию. Но было уже поздно. При транспортировке по Сковородке умерли двое.

Спустили несколько человек с Раздельной с отёчными симптомами. Были и наши и иностранцы.

В группе Максута тоже половина состава болеет. Не смотря на то, что к ним присоединились двое сильных парней из Екатеринбурга, плановой ночёвки на 6100 у них, к сожалению, не получилось.

1 августа Подъём в Camp -2 (5300)

Нижняя часть ледопада

Вид с ледопада на морену и
лагерь 1 (фото Евгения Боярских)

Завтрак задержали на полчаса. Выход в 05:35. До ледового взлёта полчаса хода. В 07:05 прошёл ледовые лабиринты и вышел на серпантины. Иду хорошо, практически без остановок. Меня обогнали только два портера из Бирюковского лагеря. Я обгоняю всех остальных. До Camp -2 дошёл за 4:30. Малость перегрелся на Сковородке.

Работа в ледопаде 1

Работа в ледопаде 2

Работа в ледопаде 3

Поговорил с группой Максута. Они собираются вниз и что-то совсем не весёлые. Связи с нашей базой нет! Из-за неразберихи с рациями в Camp -1 мы так и не определили рабочую частоту, слушаю несколько каналов, но везде тихо.

Работа в ледопаде 4

Группа Максута Жумаева на снежных
серпантинах (фото Глеба Черезова)

Трещины на Сковородке
(фото Николая Зоза)

Одного человека из состава большой группы со Сковородки унесли вниз. Позже узнал – ОСН. Потом вижу, как ещё одна группа зависает на Сковородке, делится. Один человек резко уходит вверх, другой так же резко – вниз. Остальные долго думают и потом неспешно продолжают подъём. Странно… Вообще я заметил, что чем позже народ приходит в Camp -2, тем более усталым и разбитым он выглядит. Устроился в гидовском сервис-тенте. Разобрал продукты.

Познакомился с русскоговорящими соседями. 50-летний узбек ждёт свою команду, застрявшую в Camp -3. Коля, гид из Бирюковского лагеря, избавился от нерадивых клиентов и в своё удовольствие ходит один, как и я. Он очень быстро ходит, хоть и внешне неспешно.

2 августа Подъём в Camp -3 (6150)

Лагерь 2. Тесно и неуютно
(фото Глеба Черезова)

Лагерь на 5600.
Для тех, кому тесно в лагере 2

Подъём в 05:00. Выход в 06:20. Сегодня должен быть самый сложный и болезненный для акклиматизации день, и я морально готов к этому. В 07:05 вышел на пологий участок гребня 5800. Оделся слишком тепло. Очень жарко! На подъёме часто останавливался, болтал с разными людьми. Опять встретил тех самых поляков. Познакомился с сибирячкой Светой. В это время меня обогнал Коля. Как же быстро он ходит!!! На куполе Раздельной опять знакомые поляки…

Северные отроги Заалайского хребта

Далеко внизу – Алайская долина

В 11:00 был в Camp -3. 300 м набора почти за 4 часа? Странно… Возможно, я ошибся с замером времени. Выкопал яму для палатки, палатка встала очень хорошо. Кругом настоящий Вавилон, столпотворение, прямо выставка высотного снаряжения. В 12:00 база наконец-то вышла на связь!

Олег из Ясенево ждёт двух екатеринбуржцев с вершины.

Вышли на северный гребень
вершины Раздельная

Взлёт на Раздельную

Лагерь 3. Мой дом

Днём наелся всякой всячины. И лёг немного поспать. Большая ошибка!!! Башка так разболелась, что сбить боль уже не удалось. Днем на высоте спать нельзя!!! В 20:00 пытался поужинать, но ничего не лезет. Так и залёг без еды.

Кошмарная ночь. Холодно. Голову плющит. Ночью нужно было съесть обезболивающее и диакарб, но не было сил достать лекарства и питьё. Вот для чего точно нужен напарник – следить друг за другом. Обычно такое состояние плавно перетекает в отёк мозга и «непросыпание» утром. Но меня Бог миловал. Я дожил до утра.

3 августа Спуск в Camp -1 (4400)

Будильник намеренно отключил. Как проснусь, так и начну собираться. Торопиться сегодня некуда. Подъём в 06:40. Есть не хочется, попил только вчерашний чай из термоса. Выход в 07:25. Оставил в Camp -3 свою палатку, всё тёплое шмотьё и продукты на три дня. На 5800 опять те же поляки, поболтали. Их группа из 6-ти человек растянута по всей горе и у всех разные планы.

В 08:20 был в Camp -2. Тут народ только просыпается. Надел обвязку, взял кайло. Оставил и здесь немного продуктов. В 08:50 стартовал вниз. Уже начинает сильно припекать. Много групп еле-еле плетутся наверх. В 10:40 пришёл в Camp -1.

Купил питья – сок и газировку. Релаксирую. Лена Дзукоева приехала по плану. Её группа работает очень неспешно. К сожалению, мы никак не пересекаемся. В 12 дня зарядил нешуточный дождь. Вовремя я смылся с Горы! До конца дня – непогода.

Запись на полях
В какой-то момент я начал понимать, что не могу позволить себе грузить кого бы то ни было своими проблемами. Пока есть свои силы, надо всё делать самому. Это правильно, это честно, это по-мужски. Никто другой не должен становится заложником моих решений, моих возможных ошибок.

4 августа Отдых 1

Дождь со снегом всю ночь. В 10:00 в Camp -1 свалили иранцы. Кому-то из них нужен доктор. Погода дрянь. И, похоже, надолго. Прогноз совсем неутешительный. Основной циклон придёт с 10-го августа. По-хорошему, надо рвать когти и до 9-10-го успевать делать классику. В принципе, это реально. Весь альпинистский люд свалил из верхних лагерей вниз. Вечером град, видимость только до кухни и соседних палаток. Вот такое лето! Когда же будет стабильная погода? После ужина иранцы устроили в столовой «странные мужские» танцы.

Запись на полях
Странно, сколько не использовал свою рацию – всегда на зарядке показывает FULL . Похоже, что она питается святым духом. Хорошая у меня рация…

5 августа Отдых 2

Ещё один день отдыха. Ничего примечательного. Ел, спал. Погода неустойчивая. Вечером опять идёт снег.

Вот такое хреновое лето

Памир – не Гималаи. Здесь флажки
против непогоды не помогают

Запись на полях
Мне очень комфортно одному. По бытовым вопросам само собой. По организации сборов тоже. Никто из моей команды не отстаёт и не рвётся вперёд. Все одинаково мёрзнут и хотят есть. Никого не надо уговаривать ставить палатку и готовить еду. Всё как-то получается само собой. Первые дни было очень тяжело. Особенно по вечерам, когда накатывали дурацкие вопросы к самому себе. Но когда все они получили свои ответы, стало нормально. Я часто так делаю: когда надо решить что-то принципиально важное, я сам себе задаю прямые и очень неприятные вопросы и честно, по гамбургскому счёту, на них отвечаю. Ответы не обязательно доводить до сведения общественности, а часто – просто нельзя. Важно, что взят правильный ориентир.

6 августа Подъём в Camp -3 (6150)

Утром принято окончательное решение идти из Camp -1 сразу в Camp -3. Подъём в 03:45. Завтрак в 04:00. Выход в 05:00. До Camp -2 поднялся за 3:50. Отдыхал один час, надо было больше. Подъём до Camp -3 занял ещё 3:45. Целый час откапывал палатку. Кругом полно зрителей, как в зоопарке. Одновременно обед + ужин. Познакомился с грандиозным человеком – Сан Санычем Агафоновым из Бишкека. Собираю вещи на восхождение.

Лагерь 3. Вид вниз

Выставка высотных палаток

Сходил за перегиб посмотреть на восточный гребень пика Дзержинского. Спуск на перемычку 5860 (это большой провал между Раздельной и пиком Дзержинского) с Раздельной пересекает трещина, опоясывающая Раздельную с юга. Но с перемычки 6100 путь траверсом ниже трещины очевиден. Выход на пологую часть восточного гребня пика Дзержинского (около 6100) тоже очевиден. Не очень прост технически, но проходим. В верхней части гребня – огромный ледовый скол, которого не было на фотографиях. Но и он обходится и снизу слева и сверху справа. К сожалению, траверс слишком длинный, а погода сейчас очень неустойчивая. Для одиночки маршрут предельный. По крайней мере, для первого раза. Возможно, его придётся сократить, но об этом подумаю позже.

Лагерь 3. Вид наверх
(фото Глеба Черезова)

Участок гребня от 6100 до 6400

Западный гребень пика Ленина

7 августа Восхождение на пик Ленина (7134)

Список на восхождение

бахилы + кошки

В рюкзак
пуховка + штаны пуховые
перчатки поларовые + пуховые, тёплые носки
еда: 4 геля + 3 шоколадных батончика + термос 0.75
крем от солнца, штурмовая аптека
накидка-понч, подзадник

Гаджеты
фото + 2 аккумулятора
фонарь + 3 батарейки AAA
GPS + 2 батарейки AA

Будильник на 04:00. Но по факту решил без фанатизма, встал в 04:30. Чай с энергетическими шоколадками. Невкусно, зато правильно. Выход в 06:00.

Спуск на перемычку 6100 – как жаль терять высоту! Передо мной вышли человек 10-12. На подъёме до 6400 меня опять обогнал Коля. Сказал, что у меня слишком тяжёлый шаг, надо идти экономнее, легче переносить вверх ногу, практически без удара кошкой. И точно, в итоге я пошёл быстрее.

Выше 6400. Приближаемся к
ножу (фото Глеба Черезова)
Питаюсь

Снежные поля на 7000 и
осыпные холмы перед вершиной
только гелями, как на марафоне. Монодоза раз в два часа, как раз перед очередным тягуном. Холодно и ветрено, но вполне терпимо. Пуховку не одеваю, пуховых варежек оказалось достаточно. Иду хорошо. Выше 6400 начал догонять и обгонять впередиидущий народ. До ножа обогнал уже половину попутчиков. На ноже круто, перил нет, но есть хорошие ступени. Выше ножа выход на снежные поля. Два пологих траверса влево. Высота около 6900-7000. Здесь многие прямо на тропе оставляют рюкзаки. Я тоже оставил. Далее начинаются утомительные осыпные холмы. Самочувствие хорошее, любимый организм не мёрзнет и работает нормально. Даже странно. Дыхания хватает на 15-20 шагов, потом требуется короткая остановка.

Вершина, однако...

Из Таджикистана наползает хмарь

Вершина в 13:00. С юго-запада быстро надвигается тёмная облачность, надо сматываться. Начало спуска 13:30. Не сразу нашёл свой рюкзак, поначалу думал, что его кто-то унёс вниз по ошибке. Снял лишнюю одежду, жарко. По ножу спустился без проблем, даже лицом к склону не поворачивался. На спуске перестал регулярно есть, и в районе 6700 силы кончились вообще. Еле ноги передвигал. На плато 6400 погода начала резко портиться. Спускался на пониженной, пока на 6300 не догадался, что надо остановиться, немного отдохнуть и поесть. Так и сделал. Снова пошёл нормально. На 6100 началась конкретная пурга. Остановился, одел полар под штормовку. Пуховка так и не потребовалась. Достаточно легко поднялся на Раздельную. В Camp -3 был около 17:00. Пурга усиливается. По-хорошему, в тот же день надо было валить до самого низа, но не в такую погоду. Хорошо ещё, что успел дойти до палатки. Восходители подваливают до самого вечера. Все измучены, но довольны.

8 августа Спуск в Camp -1 (4400)

Подъём в 06:40. На улице солнце. Неспешные сборы. Наивно вылез для сборов на улицу, но там очень холодно. Залез обратно в палатку. Сборы внутри.

На улице кто-то ругается – оказалось, один из кустанайцев без сознания, отёк мозга. Надо срочно спускать. Пришёл только один спасатель – Лёша из Алма-Аты. Это он ругался, пытаясь собрать в Camp -3 народ для транспортировки. Но всем по барабану, собираются и уходят вниз, сволочи!!! Надо помогать, иначе помрёт человек. Самому тяжело, а ещё Максут просил сопроводить Женю вниз. Он чем-то отравился и второй день мается болями в животе и тошнотой. Видя такую ситуацию, Женя заявил, что пойдёт потихоньку вниз сам, а в Camp -2 мы встретимся и решим, что делать дальше.

Итого мы вчетвером: гид Лёша, двое кустанайцев и я начали транспортировку. Мужик попался нехилый – килограмм на 90. Я снизу тяну за ноги, а трое сверху поддерживают. Так спустились до 5800, где к нам присоединились ещё трое челябинцев. Один из них очень хорошо перевязал пострадавшего Сашу, подложил вниз коврик. Вшестером мы лихо добежали до начала крутого спуска к Camp -2. Здесь мы отпустили наверх челябинцев, а Лёша потом отпустил меня вниз дальше сопровождать Женю, а заодно и поторопить гидов, которые должны были подниматься снизу. Но гидов в Camp -2 не было…

Бежим вниз (фото Николая Зоза)
От Camp -2 вниз идём вдвоём с Женей. Я оставил заброску для следующего выхода на Гору в начале спуска со Сковороды. Мой рюкзак сильно полегчал, и я смог немного разгрузить Женю. К обеду были в Camp -1. Женя быстро оклемался, у него сегодня день рождения.

Вечером праздничный ужин, торт. Позвонил домой.

9 августа Отдых 1

Пришли Петров и Хлюстиков с Липкина. Они поднялись по борту кулуара Липкина и установили палатку на нижнем плато Парашютистов (~5200). Обсуждаем, как жить дальше. Спустились оставшиеся трое из группы Максута. Затраханные вовсю. Еле ноги двигают. Вчера при попытке штурма их поморозило на 6400. Сильный ветер не дал им дойти даже до ножа. Максут свернул их экспедицию. Ушли сразу в BaseCamp, только Николай остался. Он сильно устал и ему надо отдохнуть. Спустились двое поляков. Они взошли ещё вчера, но на вершине были очень поздно – около 19:00. В свой лагерь на 6300 они пришли около 12 ночи. Я тоже думаю, что делать дальше. Вариантов вагон. Прежде всего, надо завтра помыться и побриться.

Ясно одно, что по такой погоде делать полный заявленный траверс нереально. Решаю выйти по маршруту Чернухи (по Метле) и на месте смотреть, будет ли это просто радиальное восхождение или получится траверс со спуском по классике.

Запись на полях
Мне никогда не бывает скучно. По большому счёту, я даже не представляю этого состояния. Мне всегда интересно слушать ветер, траву, воду, голоса людей. Шум двигателя машины или самолёта это просто как книга про дорогу. У меня никогда не было плеера в ушах. Я воспринимаю его как затычку от поступления жизненно важных потоков. Попробуйте закрыть глаза собаке своими руками. Она будет трепыхаться, пока не скинет их. Мне нравится смотреть по сторонам. Каждый момент в моих поездках по-своему неповторим. Здесь горизонт расширяется не только вширь, но и по вертикали, здесь глаза гуляют по рельефам земли и неба, пересекая немыслимые пространства. Мне нравится подставлять лицо начинающемуся дождю и смотреть, как градины подпрыгивают, как мячики, падая на камни перед палаткой. Когда мне холодно, я согреваюсь надеждой, что рано или поздно это обязательно кончится, и будет тепло. Я очень рад, что на многие километры нет ни телефона, ни интернета, что «цивилизация» недостижима далека, что здесь ценится то же, что было ценным и сто и тысячу лет назад.

10 августа Отдых 2

Все клиенты ушли вниз. В лагере только я и Петров. Побрился. Непривычно, как будто голый хожу. Мой гид Рустам, которого мне «зарезервировали» на траверс, но который остался в итоге без работы, увёл наверх двух девиц из Иркутска. Удачи ему! Жаль, что мы не сходили вместе…

Погода второй день – дрянь. Это пришёл «афганец», про которого так долго говорили. Алайская долина в густой дымке. Пик Ленина закрыт облаками, но ветра почти нет. В 16:20 пошёл дождь. Вечером – снег. В который раз пересматриваю фото. Разбираю вещи для второго выхода. Ночью несколько раз вблизи лагеря лопается ледник. У него своя жизнь.

Запись на полях
Иногда становилось мучительно тоскливо от своей самоизоляции. Поначалу я просто садился неподалёку от лагеря и наблюдал за людьми, делая вид, что занят чем-то своим. Потом появилась куча знакомых и малознакомых людей, с которыми можно было о чём-то поболтать. Бывают весьма интересные и запоминающиеся встречи. Это хоть как-то скрашивает время. Но я избегаю продолжения и тем более углубления таких знакомств, потому что пока не хочу терять моё одиночество. Я ещё не до конца насладился (или измучился) им.

11 августа Отдых 3

Всю ночь шёл снег. Ночью было несколько крупных обвалов. Страшно…

Завтрак назначен на 03:30. Фанатизм, блин... Всё засыпано снегом. В 04:30 подошёл к базовой юрте. Света и Ханиф собираются выходить по любой погоде. Нет, сегодня день не для траверса. Новый снег может поехать по всей северной стене. Я остаюсь ещё на один день. Рисковать нельзя, тем более что время ещё есть.

Несколько групп всё же вышли в 7-8 часов утра. Герои. В лагере холодно. Над гребнем пика Ленина перемётные облака. В Алайской долине чисто. Есть тихое подозрение, что скоро пойдёт на поправку. Поживём – увидим. Опять ждать. Как же это муторно, сидеть и ждать у моря погоды… Уже всё сделано и собрано. Всё готово к выходу, но пока нет условий по снегу и хоть сколько-нибудь устойчивой погоды. Вот это и есть высотный альпинизм. Маршрут, проходимый за 2-4 дня, приходится караулить неделю. В BaseCamp не спускаюсь принципиально. Это ещё одно испытание, которое надо пройти. Днём прогулялся по морене, обошёл все ближайшие лагеря, посмотрел, как люди живут. В середине дня опять град и снег вперемешку с солнцем и туманом.

12 августа Отдых 4

Лагерь 1 после ночного снегопада
Отдых? Опять отдых… Четвёртый день отсидки… Когда же это кончится?… С утра навалило снега по колено. Хожу по лагерю в снегоступах, топчу тропинки, отчищаю лагерные палатки от снега. Некоторые из них ночью сломались. Состояние близкое к отчаянию. Сколько же можно ждать? Силы не беспредельны, а здесь не отдыхается. С ужасом понимаю, что на завтрак чем-то отравился. Тошнит, понос, общая слабость. Приехали… Только теперь становится очевидно, что ещё четыре дня назад надо было спускаться до травы. Петров советует гулять. С трудом поднимаю задницу и опять обхожу все лагеря на морене. Кто-то пытается дёрнуться вверх, но не видно оптимизма в их глазах.

С каждым днём появляется всё больше знакомых. Но с каждым часом тают силы, появился какой-то странный «верхний» кашель, совершенно сбивающий дыхание и начисто выворачивающий внутренности. Из-за отравления целый день ничего не ем, слабость во всём теле. Решаю завтра выходить по любой погоде. Ждать уже всё равно нельзя.

Вечером история. Около пяти групп из разных лагерей не выходят на связь в 21:00. По косвенной информации все были на вершине с 16:00 до 16:20. Делаем вывод, что они спускаются вместе. Действительно, наш гид Рустам Раджапов собрал всех в одну кучку и спускал всех вместе. На 6400 две девицы начали замерзать, а один парень просто умирал. Ситуация была критическая. Рустам в темноте искал вешки, выводящие с плато 6400 на спусковой гребень к 6100. В столовой лагеря Pamir Expeditions (РЕ) мы собрали «радистов» от всех лагерей и пытались по мере сил как-то координировать поступающую с Горы разрозненную информацию. По просьбе коменданта лагеря PE гиды из Camp -3 обошли палатки на Раздельной и даже послали гонца в лагерь «Азия-Тревел» на перемычке! Там тоже никого не было! На 22:00 все ещё были на Горе!!! Тем временем, в результате успешного поиска спуска, Рустам отправил вниз всю свою гвардию и остался ждать на 6400 ещё двоих отставших иностранцев. На запрос Рустама вниз о дальнейших действиях, ему сообщили, что отдают решение на усмотрение самого Рустама… Хорошо, что взошла луна, развиднелось, и путь спуска с плато стал очевиден. Тем не менее, Рустам ещё около часа провёл в ожидании и, убедившись, что отставшая парочка в силах спуститься самостоятельно, ушёл вниз и был в Camp -3 около 23:30, откуда и дал отбой всей «операции».

Ну и вечерок был…

13 августа Выход на плато Парашютистов (5500)

Траверс вдоль под северной стеной
пика Ленина к подножию Метлы
Сегодня выхожу на траверс. Завтрак в 04:30. Выход в 05:25. Поздновато… Иду очень медленно, едва обгоняя обычных клиентов. Давит кашель. Вчерашняя слабость так и не прошла. Только за 4 часа !!! дошёл до своей заброски. Разобрал её. Часть продуктов и шмотья оставил на месте, надел снегоступы и двинулся в направлении верхнего плато Парашютистов. Один час тропил без набора высоты вдоль северной стены, подошёл под ледовые разломы. Сделал противолавинный манёвр и начал подъём по снежному тягуну прямо вверх. Местами лёд, снегоступы заменил на кошки. Очень жарко. Прилёг на рюкзак отдохнуть и чуть не получил солнечный (тепловой?) удар. Растирался снегом, сделал мини-тень из куртки. Кое-как охладился. Но сил уже нет вообще… По рации сказали, что снизу видят где-то рядом со мной Петрова и Хлюстикова. Кричу в сторону перегиба, но никто не отзывается. На самом деле они были в полукилометре ниже. Надо искать место для лагеря. Пытаюсь найти какое-нибудь возвышение. Есть такое, но до него надо пересечь сеть трещин. Тыкаю перед собой палками. Медленно продвигаюсь вперёд. Выхожу на тонкий мост. Провалился, успел откинуться назад на рюкзак, перевернулся на бок и отполз от дырки. Отдышался. Даже не испугался. Нормально. Вернулся назад метров на 20. Надо искать для лагеря другое место. Позже узнал, что Ханиф из Camp -1 всё это время наблюдал в бинокль за моими кульбитами. Последний рывок. Остановился в 18:00 на старом лавинном конусе. Все движения очень медленны… Есть опять не хочется. Спал нормально и к утру, вроде бы, немного восстановился.

Запись на полях
Предстоит ещё один выход на Высоту. Нельзя терять собранности и целеустремлённости. Надо завершить начатое и только потом я смогу вернуться в привычный мир. Трудно себе представить, какое из реальных препятствий может меня остановить. Мне интересно наблюдать как бы со стороны как всё происходит, как меняется погода, как я устаю и восстанавливаюсь, как продвигаюсь к цели. Я иногда останавливаюсь и смотрю на тропу, что остаётся после меня, и на чистые поля впереди. В этом есть физическое ощущение времени, осознание текущего момента, как границы прошлого и будущего. И я сам – эта граница. Это полный кайф!

14 августа Подъём по Метле до 6370

Попытка подняться по Метле на
восточный гребень пика Ленина
Опять выйти пораньше не удалось. Начал сборы уже по солнцу. Сначала снег держал очень хорошо. Стараюсь держаться старых лавинных конусов и участков льда. Иду прямо вверх. Манёвры минимальны – просто ищу менее лавиноопасные участки между скальными выходами. Местами тяжёлая тропёжка. И так ВЕСЬ день!!! На крутом склоне негде даже снять рюкзак для отдыха. К сожалению, сказываются последствия отравления 12-го числа. Нет скорости, мало сил. Даже энергетические батончики не помогают. Бесконечный склон 35-45 градусов, без перегибов и выполаживаний.

К вечеру надо уходить вправо на скалы Метлы, но путь преграждает вертикальная полоса рыхлого полутораметрового снега. Снизу её не было видно. Здесь лавин ещё не было, склон готов сорваться в любой момент. Подрезать его – самоубийство! Поэтому в 17:30 начинаю траверс влево без набора высоты до скал слева от снежного склона. Почти бегу, скоро начнёт темнеть. Тут тоже очень круто – 40-45 градусов.

Площадку под палатку сделать не удалось – слой снега здесь слишком тонкий, а ниже по склону скопанный снег не держится и улетает вниз. С трудом выкопал полку шириной сантиметров 40. Но даже на ней лечь нормально не удаётся – снег очень рыхлый и полка сползает вниз. Пришлось затронуть край лавиноопасного склона и вырыть в нём пещёрку-норку глубиной около полутора метров и диаметром около полуметра. По GPS высота 6370. Предстоит холодная ночёвка без палатки, но я знаю, что надо делать. Мне даже хочется, чтобы быстрее стемнело. Тем быстрее настанет следующее утро. По рации Петров предлагает спуститься к ним на верхнее плато Парашютистов. Они с Хлюстиковым к этому времени установили лагерь на 5500 рядом с моим предыдущим. Говорю, что жаль терять набранную высоту и если завтра будет нормальная погода, то смогу продолжить подъём. Из Camp -1 пожелания держаться – они помочь уже ничем не могут. Стелю коврик в норке и на полке. Ослабил шнуровку на ботинках. На себя пуховку и пуховые штаны – вот и они пригодились, до этого я их не одевал ни разу. Ноги заворачиваю во внутреннюю палатку – и в норку. Полтушки – на улице на полке – заворачиваю во внешнюю палатку. Рюкзак под голову. Спальник я даже не доставал, это мой последний резерв, его надо беречь. Перед залеганием чего-то поел (шоколад, плавленый сырок, немного сала). Допил дневной чай. Нагрел полный термос нового кипятка, заварил каркаде. Съел для профилактики таблетку диакарба и 2 таблетки трентала. Залёг. Похоже, что от трентала бросило в жар на пару часов, не мог уснуть. Достаточно было и одной таблетки. Немного сдвигая полог палатки над головой, смотрел на огни 1-го лагеря. Потом стало темно. Полночи провёл в полудрёме. Часов с 2-х ночи начал засыпать кусками по час-полтора. Разок ночью хлебнул питья из термоса и съел ещё одну таблетку трентала. Тоже для профилактики. Утром даже немного пригрелся. Промелькнула дурацкая мысль, что смогу так переночевать и ещё разок…

Запись на полях
Зачем я устроил себе это испытание? Что-то подсказывало мне ещё зимой, что без этого мне не обойтись. Может быть, проснулись таёжные гены моих предков. Что-то изменилось в жизни, в чём-то изменился я сам, что-то новое стало важным, а старое начало растворяться. Где я? Где мои старые друзья? Мне надо разобраться. Поэтому я здесь, поэтому я один…

15 августа Спуск в Camp -1 (4400) по Липкину

Утром погоды опять нет. Гора в молоке, видимость не более 200 метров. Ветра почти нет. В разрывах внизу видно ледник. Но «разрывы» такие, что понятно, что это опять надолго. За ночь выпало снегу больше 20 см. Даже моих вчерашних следов уже не видно! Сошедшие ранее склоны опять стали перегружены. Тонкими струйками кругом стекают сухие лавинки. Я посреди минного поля. Решение очевидно – вниз. На завтрак чай из термоса. Есть некогда.

Топчу траншею в склоне 35-45 градусов от «по колено» до «по пояс». Бояться тут можно сколько угодно – это уже не важно. Другого пути просто нет. Главное – скорость и прямая линия спуска. Прямо вниз в направлении палатки москвичей. За 1:15 сваливаю всё, что набрал за весь вчерашний день – около 900 метров. Москвичи поят чаем, я впитываю живительную влагу, как сухая губка. Журят по-отечески за излишний фанатизм. Но задним умом мы все сильны. Не будь снегопада, я бы уже был на восточном гребне пика Ленина, а там до вершины совсем близко… Они сами не торопятся – сушат палатку и смотрят за небесными процессами. Нет никакого желания идти траверсом до классической тропы. Хотя там на тропе я и оставил кое-какие вещи. Фиг с ними. Решение спускаться по Липкину приходит естественно и бесповоротно. Петров и Хлюстиков рассказывают про ключевые места этого маршрута. Стараюсь запомнить на слух все мелочи. Прощаемся. Я ухожу вниз по незнакомому маршруту.

Кругом снежные холмы, рваный ледник, метров на 200 теряю тропу на нижнем плато, опять нахожу её. Снежные перегибы всё круче и круче. Прохожу мимо остатков металлоконструкций. Быть может, это и есть тот самый самолёт Липкина? Ниже вдоль склона лежит стальной трос около 8 мм в диаметре. Зачем он здесь? На входе в нужный кулуар сложен тур, мимо не пройдёшь. Влево уходит крутой осыпной кулуар. В верхней части скальный останец обошёл по левой ветви осыпи. Склон очень подвижный, съезжает кусками от 5 до 15 метров. Дальше просто вниз-вниз-вниз, увлекая за собой чуть ли половину живого склона…

Вид на знакомый ледник под таким ракурсом необычный, как из самолёта. С ледника кулуар Липкина выглядит совершенно отвесным. В Camp -1 был в 12:30. Сбросил 2 километра по высоте! В голове – полная каша. Расслабон по полной программе! «На раз» выпил бутылку Изабеллы из лагерного буфета! О ней я мечтал два последних дня. Через пару часов в Camp -1 пришли Петров и Хлюстиков.

Хлюстиков Иван Николаевич

Петров Андрей Евгеньевич

16 августа Переход в BaseCamp (3600)

Ночью опять сильный снегопад. Утром Ханиф и Света уводят двух канадцев наверх по целине. Я даже в сомнениях, стоит ли сегодня идти вниз. Сборы очень неспешные. Выход около 11:00. Оставляю вещи для спуска караваном, опять получилось много – 27 кг. Вниз на отдых уходит и Петров. За час добегаю от нашего лагеря до юрты за переправой. Ещё за 40 мин – до юрты под перевалом Путешественников. Ни у кого нет никакой еды, кроме яичницы. С перевала уже не тороплюсь – наслаждаюсь травой, теплом и запахами.

На Луковой – короткий отдых. Надо переодеться, тут уже очень тепло. Далее вниз по дороге. Мысли, думы обо всём на свете. О жизни, о себе, про альпинизм вообще и чем жить дальше. Кругом позируют суслики-столбики. Прощаюсь с ними. Встретили в лагере. Всё кончено.

Вечером опять моросит дождь, зябко, баню сегодня не делали. Электричества тоже нет, телефон не работает. Пришла в гости Валя из PE, показала фото «фрагментов» на ледопаде. С прошлого года начали вытаивать последствия трагедии 1990 года.

Вечером праздничный ужин с ветеранами узбекского альпинизма. Фирма вывезла этих уважаемых людей погулять по окрестностям базового лагеря.

17 августа Переезд в лагерь Талдык

Алайская долина. Путь домой
После завтрака уезжаем вниз на машине. Прощаюсь с Петровым, Рустамом, комендантом Сашей. Я еду только до Талдыка. Пока нет ясности с обменом обратного билета. Хочу пожить немного вне города. Опять прощание.

Радушные хозяева в Талдыке полдня и полночи кормили, не отпуская от стола. Самса прямо из печи, узбекская шурпа, фрукты, арбуз, горячий молочный хлеб, «по чуть-чуть» – так вкусно и так много я уже давно не ел! Объелся до чёртиков. Аня рассказала байку, как два киргиза поспорили, кто съест целого барана и трижды объедет на коне юрту. Съели-то оба, да вот только у одного из них живот порвался и он умер. Так вот, я был близок к состоянию второго киргиза!

Потом было очень-очень больно, спал плохо…

18 августа Переезд в Ош

Утром позвонил Анвар, менеджер Иркештам-Тур, сообщил, что поменял мой обратный авиабилет на раннее утро 19-е августа. Значит, надо снова в путь. Машин от фирмы сегодня не будет, и я вышел голосовать на дорогу. Никто не останавливается – все машины набиты до отказа. Я их понимаю, по Памирскому Тракту порожняком никто не едет. Сел только через час в КАМАЗ-самосвал, что вёз уголь в Ош. Водитель был один, и у него было место в кабине. Едем ОЧЕНЬ медленно – 15 т груза, полный вес – 25 т! Со всеми остановками доехали до Гюльчи за 6 !!! часов. Там я быстро расстался со своим водилой, оставил вещи на АЗС, дошёл до «автовокзала», где нашёл легковую AUDI до Оша. Долетели вмиг.

Дорога через перевал сильно изменилась за прошедшие три недели. Китайцы восстанавливают «великий шёлковый путь» и его часть – Памирский Тракт. Работы грандиозные! Во всём видна мощь новой сверхдержавы! Люди, дорожная техника, масштабы проектов – это новый Китай!

К сожалению, с Большой Земли поступают плохие новости. Провальное начало Олимпиады, смерть Солженицына, начало войны с Грузией…

19 августа Перелёт до Москвы

В Москве холодно, дождь. Меня никто не встречает. Опять я один. Добираться от аэропорта до дома с двумя огромными баулами и расстроенным животом – то ещё удовольствие…

Часть 3. Вместо заключения

Вот и весь дневник. Я позволю себе ещё несколько слов вдогонку.

Мне очень понравилось ходить одному. И я обязательно вернусь к этой теме. Может быть, через пару сезонов. Но я не могу советовать кому бы то ни было пытаться повторить это. Далеко не каждый человек предрасположен к соло. Достаточно сходить одному в двух-трёх дневный зимний поход, чтобы понять твоё это или нет. Это своеобразный опыт и он не каждому нужен. Однако, теперь по себе знаю, что одиночка получает несравнимые эмоциональные переживания и очень нужные навыки. Я прекрасно понимаю, что моё соло не было полноценным, потому что вокруг меня была масса людей, а на классическом маршруте я пользовался общей тропой. И на вершине стоял рядом с добрым десятком других альпинистов. Но постоянная мысль о том, что надеяться можно только на себя, заставляла относиться ко всему происходящему совсем по-другому. А на втором восхождении я получил все прелести автономного хождения уже по полной программе. Мне задавали и такой вопрос: «Что, теперь тебе напарник совсем не нужен?». Я даже сразу не нашёлся, что ответить, но чуть позже нашёл хорошую аналогию. Если человек вдруг открывает для себя какое-то очень вкусное блюдо, это не означает, что теперь он будет питаться только им. Нельзя питаться только десертом. Будет и традиционная еда, будет и новая. Для всего найдётся время, было бы здоровье и желание.

Возвращусь к теме относительно высокого травматизма на Ленина. Да, сюда приезжает огромное количество людей. Да, эти люди в своём большинстве новички в высотном альпинизме. Это, безусловно, создаёт предпосылки для «плохой» статистики. Но есть и масса литературы о том, как строить акклиматизацию, каким снаряжением пользоваться и какие медикаменты и когда принимать. Есть масса людей, которые не перестают говорить об этом. Да, здесь практически нет технических сложностей, и пик Ленина слывёт самым «простым» семитысячником. Тем не менее, срыв форсированного плана акклиматизации – если не массовое, то достаточно типичное явление. Абсолютно ВСЕ известные мне по сезону 2008 года случаи травматизма или схода с маршрута напрямую связаны с пренебрежением к «простой» Горе, к погоде, своему здоровью и снаряжению. Это долгий разговор и не тема этого рассказа, но есть распространённые тактические ошибки, не упомянуть которые я не могу.

•  Часто только что приехавшие альпинисты пренебрегают предварительной акклиматизацией (например, подъём из базового лагеря на гребень пика Петровского) и сразу уходят в первый лагерь. Там их сильно бьёт горняжка. И это только начало.

•  Практически все рекомендованные туры начинаются с подъёма в лагерь 3 для ночёвки на высоте 6140 метров. Это тяжелейшее испытание для неподготовленного организма иногда заканчивается опасными отёками и транспортировкой вниз. Не торопитесь, сходите сначала радиально до второго лагеря!

•  После одного-двух акклиматизационных выходов перед основным восхождением надо не лениться и спуститься на отдых в базовый лагерь. При видимости комфорта первого лагеря, организм здесь не может получить полноценный отдых.

•  Очень много сил уходит на преодоление подъёма до лагеря 2, и большая ошибка – планировать прохождение этого участка в любое другое время кроме очень раннего утра. Раскисший снег и палящее солнце высосут несравненно больше сил, чем организация раннего выхода из лагеря 1.

Итог таков: для высотников-новичков чем плавней и мягче акклиматизация, тем больше шансов на конечный успех. Спешить нужно в других местах и при других обстоятельствах. Срок активной акклиматизации до первого выхода на 7000 м должен быть не менее 11-12 дней.

Что касается моих ошибок, то их тоже было много – и хозяйственных и тактических.

•  Уже который год подряд в высотных экспедициях я не могу найти то необходимое количество продуктов, которое надо взять с собой. Всякий раз остаётся больше половины высококачественной дорогостоящей еды, брошенной на маршруте или оставленной в базовом лагере при отъезде. Отсюда и лишние транспортные расходы. Есть подозрение, что обильная полноценная практически домашняя еда в базовых лагерях позволяет организму спокойно пережить три-четыре дня работы на высоте на минимальном питании.

•  То же самое касается и тёплого снаряжения. Так сложилось, что пуховкой я практически не пользуюсь, но на восхождение надо брать и пуховку, и пуховые штаны, и ещё много чего прочего. Все эти вещи требуются очень редко (но «метко»), а таскать их надо всегда. Отсюда – более тяжёлый рюкзак, меньшая скорость движения, бОльшие энергозатраты, но и бОльшая надёжность в сложных ситуациях. Я пока так и не нашёл «золотую середину».

•  По приезду в базовый лагерь я для акклиматизации сходил на перевал Путешественников. Вариант не очень оптимальный, поскольку переход до начала тропы практически без набора высоты занял времени больше, чем сам подъём на перевал. Лучше было подняться на гребень пика Петровского. Оттуда и обзор интереснее и подход короче.

•  На высоте организму (по крайней мере, моему) надо много воды, и её наличие в достаточном количестве даже ночью в палатке – условие непременное. Это условие я нарушил два раза, за что был крепко наказан.

•  После удачного восхождения по классике я оставил часть снаряжения и продукты на тропе у перегиба Сковородки. Конечно, это сильно облегчило мне начало подъёма на втором восхождении, но привязало меня к классической тропе. Вариант подъёма по скалам Липкина уже не мог рассматриваться, а там уже работала связка Петров-Хлюстиков, к которым можно было присоединиться.

•  И главная ошибка была в том, что, столкнувшись с объективными трудностями на маршруте Чернухи, я вовремя не сообразил уйти влево на маршрут Рацека, где не такие крутые склоны, и можно практически в любом месте поставить палатку. Даже после холодной ночёвки на крутом склоне Метлы можно было сообразить, что ещё есть шанс уйти на полку Рацека, а не валить вниз. Наверняка, мой пример заставил бы и связку Петров-Хлюстиков попытаться догнать меня и продолжить восхождение уже втроём. В следующий раз буду умнее и гибче.

Заканчивая свой рассказ, хочу сказать большое спасибо сотрудникам фирмы «Азия-Тревел» за доброе отношение и ценные советы. Спасибо ребятам из группы Максута Жумаева за приятную компанию и интересные фотографии. Для меня было бы удачей ещё раз встретиться с каждым из Вас.

Детально и реально

Отличный отчет, очень понравились записи на полях, мы взошли на Ленина 26 Июля 2013 после 20 дней на горе. Этот дневник нам очень помог подготовиться к восхождению хотя нас было двое.

Хорошая статья

Хорошо изложено. Есть эффект присутствия.

Дневник очень понравился!

Спасибо за такое подробное повествование! Очень хочу тоже посетить Памир. Думаю, что через 2-3 года удастся это сделать. Статья супер!

Супергуд!

Очень хороший отчет, Андрей. С удовольствием снова погрузился в перипетии событий этого лета. Был приятно удивлен качеством повествования и глубиной наблюдений. Похоже, соло-восхождение позволяет глубже погрузиться в мыслительный процесс и докопаться до сути всего окружающего ) Ну а позитивный взгляд на мир как всегда подкупает. Лишний раз убедился, что мы на одной волне. Рад нашему знакомству.

благодарность

Спасибо за отчет. Окунулся в рассказ и частично познал Пик.

На одном дыхании...

Увлекательно и информативно! Хорошие фотографии и стиль! Интересные размышления и наблюдения! Ведь по сути даже на очень посещаемой горе можно найти Свой путь и сделать Свой шаг к Своей цели… А про плеер и затычки – совершенно согласен. Зачем закрываться от окружающего нас мира? Мир создан для радости и познания, на него нужно смотреть и слушать… Спасибо !!!