Автор: Геннадий Стариков, по материалам Федерации альпинизма СССР

Мнение о восхождениях Игоря Ерохина и Из истории альпинистских песен

Статья И.Мартынова об Игоре Ерохине.
Г.А. Стариков о Виталии Абалакове.
Другие архивные материалы - о Льве Мышляеве.

Авторская страничка Геннадия Старикова

От редакции Mountain.RU:

Эта публикация является ответом на ранее опубликованную статью И.Мартынова: И.Ерохин в книге А.Г. Овчинникова "Альпинисты МВТУ им. Баумана", в которой рассказывается об Игоре Ерохине - одим из сильнейших альпинистов СССР конца 1950-х годов, чьи легендарные восхождения вызывают неоднозначную оценку до сих пор."

По-Вашему, «нельзя пинать ногами умершего льва», но можно и поощряется пинать живого льва!

Игорь Ерохин, 1958 год.

Вы же не сказали всей правды о претензиях к Ерохину И.А. Дело вовсе не в «паровозе» Ерохина и не в альпинистских качествах его. Как говорится: «Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел !»

Как в официальных отчетах о восхождениях, представленных в судейскую коллегию, так и в докладах и сообщениях в печати руководители и участники групп совершали прямой обман Президиума Всесоюзной секции, судейской коллегии и альпинистской общественности:

- по 1958 г. в сообщениях в печати и выступлениях руководитель экспедиции спортклубов МВТУ-МГУ Игорь Ерохин подчеркивал, что на вершину Победа (В) одновременно поднялись 44 участника, давая этим понять, что под его руководством установлен новый рекорд массового подъема на семитысячник (7060 м), в действительности - восхождение было совершено двумя отрядами: 28 чел. 9 августа и 16 чел. на следующий день

совершая траверс массива пика Победы с востока, группа Ерохина (13 чел.) на 12 день вышла с бивуака на северном склоне вершины (7100 м), оставив из-за плохого самочувствия участника А.Абреимова, а не доходя до вершины около 150м повернули назад И.Галустов, В.Шполянский, Б.Локшин, Г.Фещенко и С.Морозов, то есть на вершину поднялось только 7 человек (И.Ерохин, А.Белопухов, В.Божуков, И.Богачев, Е.Муравьев, В.Чадеев, А.Цирульников), но в отчете о восхождении было указано, что на вершину Победы (Гл.) поднялись все члены группы – им было присуждено первое место в классе траверсов чемпионата СССР

- в отчетных материалах говорилось о совершении первовосхождения на пик Военных Топографов (6873), в то время как в действительности не на Главную, а только на его Зап. вершину поднялись Ерохин, Белопухов и Богачев, остальные связки из-за позднего времени были остановлены на расстоянии более 30 минут хода до вершины, этот факт был опущен на основании фальсифицированного отчета всей группе в 16 чел. - присуждено третье место по классу высотных восхождений

- как оказалось, еще в 1956 г. команда спортклуба МВТУ (И.Ерохин, А.Белопухов, В.Иванов, А.Осинцев) представила в судейскую коллегию отчет о прохождении СЗ стены на Ушбу (С), описав вместо действительно пройденного маршрута более трудный, находящийся правее, - было присуждено третье место по классу стенных восхождений.

Мартынов Илья Александрович,
мастер спорта, город Харьков.

Получая высшие спортивные награды - медали и дипломы, все участники групп названных восхождений 1958 г. продолжали скрывать истинные обстоятельства. Более того, начальник экспедиции И.Ерохин развернул через печать, радио, телевидение и доклады широкую, лишенную элементарной скромности и значительно преувеличивающую достижения экспедиции и роль ее руководителей, кампанию популяризации и восхваления итогов экспедиции.

P.S.
«Традиционалисты» прожили долгую и плодотворную жизнь, совершив много классных восхождений, организовав и проложив новые маршруты экстра-класса, создав ШКОЛЫ альпинизма не с наскока, а постепенно концентрируя вокруг себя единомышленников. Какие они все тоже разные ?!

В.Абалаков, Б.Романов, А.Овчинников...

Б.Студенин, Г.Чуновкин, Е.Ильинский, Н.Захаров...

Из афоризмов разрядников: “надо ходить не много, а долго”. Как это делать ?

Cправка: никто сейчас «паровозом Ерохина» не ходит, но вот восхождения, как И.Ерохин, продолжают фальсифицировать и приписывать.

И еще…

Какой непомерный груз взваливала на себя команда Ерохина после спуска с пика Победы в 1958 г. говорит А.Белопухов строчкой из книги “Я – спинальник”, стр.79 ”Оставалось всего два часа хода, но мы все сидели на леднике и обсуждали – как ЛГАТЬ?”

* И.Ерохин, Г.Фещенко и А.Цирульников вместе с И. Соколовой при срыве на в.Домбай (З), 5А к.сл. погибли 8 марта 1960 г., разбор НС проведен 21мая.

27 мая 1960 г. Президиум ФА СССР подготовил Методическое письмо “О некоторых дефектах применения страховки в советском альпинизме”, речь, в частности, шла о передвижении  “паровозом” или “цугом”.

---------------------------------------------------------

Из истории альпинистских песен

Много шуток и прибауток рождалось в альплагерях различных горных районов Союза. Пожалуй, не было таких моментов, на которых бы не заостряли внимание спортсмены да и просто продвинутые активным отдыхом в горах. В каждой шутке присутствует доля истины, что естественно и незазорно. В большом и слаженном коллективе – это весело и замечательно! Кто только не удивлял нас юморными стишками и песнями, например, профессор Плешкевич И.И. или несколько флегматичный на вид мастер спорта Пулинец Ю.С. С большим удовольствием нам зачитывал простое четверостишье ЗМС Угаров А.С. в 1974 г.

Где раньше пастухи пасли коров в лесу,

Теперь построен лагерь альпинистов,

И там участников инструктора “пасут”

По скалам и снегам при ноль процентов риска!

(Александров А.Д., профессор)

А вот еще шустрая песня – памфлет на горных обитателей.

“ПО ГОРАМ И ПЕРЕВАЛАМ”

(пиратская из довоенного «Острова сокровищ»  на муз. Н.Богословского)

По горам и перевалам злая нас ведёт звезда – ХА! ХА!

Бродим мы по разным скалам и нигде не вьём гнезда!

В бане мыться мы не можем – моет нас дождей вода,

Стала альпинистским ложем острая камней гряда.

А что нам унывать? Нам нечего терять!

Смело вперёд, вершина зовёт – вершина зовёт, эгей!

Приятель, веселей залезай на вершину и – ЙОХОХО!

Веселись, как шут!

Один спустился дюльфером, другой – на пятой точке - ЙОХОХО!

Всё равно в бергшрунд!)

Коль назвался альпинистом, шкуру  не жалей свою,

Будешь в человечьей шкуре жизнь вести ослиную.

Давит нас рюкзак, нам сродни ишак!

Дождь против нас, снег против нас, - солнце за нас, эгей!

Приятель, веселей заколачивай крючочки и – ЙОХОХО!

Веселись, народ!

Одних прибило камнем, других смело лавиной… ЙОХОХО!

Всё равно – вперёд!

Лагерь, принимай обломки альпинистов, взявших тур!

Скроют от людей потёмки жалкий облик их фигур,

И висят у нас на лицах клочья обгоревших шкур.

Как могло на свет родиться столько дураков и дур?

И оседает мрак на кровяных бинтах,

На бивуак жалких бродяг – жалких бродяг, эгей!

Приятель, поскорей вылезай из лавины и – ЙОХОХО!

Веселись, как черт!

Одни объелись каши, других несёт с малины - ЙОХОХО!

Да, вот это – спорт!

(по варианту текста студентов МХТИ им. Д.И. Менделеева, 1967 г.)

Стариков - это только негатив

Жаль, что только узнал об этой полемике. Удивительно как разнятся отзывы. Не только здравый анализ и оценка событий, но оголтелая "сталинистская критика" - всех виновных к стенке или поучения О. Космачеву учить русский язык. Замечательно. А вот Стариков это вообще тдельная "глыба" негатива. Все что против Виталя Абалакова - это ложь. Все что не укладывается в жесткие рамки Советского альпинизма это преступление. И правы ваши опоненты когда вас уличают в бесконечной лжи и передергивании истории. Видимо ложь это ваше жизненное кредо. Мне всегда нравились формулировки "В связи с серьезными нарушениями правил и этики альпинизма допущенными участниками ...(состав группы вставьте сами)... не засчитывать восхождения: И что - группа совершила реальное восхождение, а бюрократия постановляет - нет не совершила таки эта группа восхождение. А вспомните как принимались решения из Москвы о прекращении всех восхождений во всех горных районах СССР из-за гибели группы допустим на Кавказе. Хорошо помню 1963 год. Экспедиция казахского альпклуба под руководством Б. А. Студенина готовиться выйти на травкес пиков Баянкол - Мраморная стена и в этот момент приходит директива из Москвы экспедицию прекратить, восхождения отменить до особого распоряжения. Причина - гибель группы Мышляева на Чатыне. Абсурд - группа гибнет на Кавказе, а восхождения запрещают на Тянь-Шане. И такой перечень абсурда и подавления инициативы на местах можно продолжать и продолжать. Тоже самое произошло и с Ерохиным. Выдающимся организатором, восходителем и спортсменом в СССР мог быть только один В. Абалаков. И все кто пытался выделиться или стать первым немедленно подвергался остракизму, вплоть до абсолютного отлучения от альпинизма с выдачей ему "волчьего билета". К сожалению такая была тогда практика. Вот какие ценности защищает Г. Стариков.

Это вместо 50-летия экспедиции Ерохина?

Читайте все у Белопухова. Там есть все. Только беда - для Старикова очевидцы - это предвзятые свидетели. Зато Стариков это истина во всех инстанциях. А был ли Абалаков на Победе? Опубликуйте его отчет вместо того, что бы передергивать. Нам будет непросто, кто полагается на истину авторитета, вместо того, что бы полагаться на авторитет истины. Цитата:Читайте все у Белопухова.., а он что – правдист, что УМОЛЯЛ Галустов – в Протоколе не было, значит ОДНИ СЛОВА. Вот почему-то Белопухову я больше верю, потому что у него был дух - сильный дух, а от вашего Протокола идет душок. Свою книгу он писал в ящик, а не для интернет сайта, себе не лгут. А проверить-то легко живы люди, которые были свидетелями - только для вас они заинтересованные свидетели

Статья И. Мартынова

Спасибо редакции, давшей в своей преамбуле ссылку на заметку И. Мартынова. Прочитал ее, но не смог отозваться, там нет такой опции. Заметка та мне очень понравилась - добрая, информативная и написана приятным русским языком, притом что писал ее пожилой человек. Браво!

SGA

Это - ошибка редакции, что “Мнение о восхождениях…” У меня же было просто написано - по материалам Федерации альпинизма СССР, а не ОБС (одна баба сказала…). Читайте все у Белопухова.., а он что – правдист, что УМОЛЯЛ Галустов – в Протоколе не было, значит ОДНИ СЛОВА. Вот о лжи Белопухов А.К. правдиво написал. Кстати, по разбору 1958 г. были лишены мастерских званий Ерохин, Белопухов, Богачев, а также Божуков, Моисеев и Шполянский. А дальше история расставила все точки… 1960 – 4, 1963 – 6. “Спеши, не торопясь” – это написано было также мной для торопливых и амбициозных ребят. (И я ошибался, наверное, но у меня были УЧИТЕЛЯ за спиной…) Это мне пришлось составить списки погибших по районам Безенги (с 1888 г.), Адырсу (с 1935 г.) и Фанским горам для Вас В ПАМЯТЬ ОБ УШЕДШИХ и не для чего большего.

Начинает всплывать правда.

Геннадий Анатольевич, да вы просто замечательный человек, дай бог вам здоровья и долгих лет жизни!!!!!! Пытаюсь найти объяснение Вашим поступкам и единственное , что могу Вам напомнить, это слова известной песни Ю.И.Визбора : " А впрочем бесконечны наветы и враньё, И те, кому не выдал бог таланта, Лишь в этом утверждают присутствие своё, Пытаясь обкусать ступни гигантам" Очень подходит Вам. Я понял, что Вам трудно угодить, Ерохин записал "лишних" людей и оказался преступником, а мы в 2005 не записали в отчете одного человека, и попали в одну компанию к Ерохину. Знай я тогда, что могу оказаться на одной скамье "подсудимых" с Игорем Ерохиным, да я бы еще 10 человек записал, а потом вычеркнул, лишь бы Вам было "лучше". У меня есть факты вашей избирательной "чистоплотности", которые говорят о том, что Вы не так уж честны в своей жизни. И при этом, что наверное главное, Игорь Ерохин не пишет о вас статейки, почувствуйте разницу, если совесть ещё есть.

про львов, тигров, волков, ...

"...Они дрались, веря каждый в свою правду. Шер-Хан - он знал, что должен отбить свою добычу. он свято в это верил и готов был драться за это. Это была его правда! Акела - и он сражался за то, во что верил. Кто прав, кто виноват - это могут знать только Боги Джунглей! Но воины - Шер-Хан и Акела со стаей - они всего лишь сражались. Каждый за свою правду... И вот, когда битва окончилась, когда на поле боя остались только мертвые бойцы и воины, сердцу которых оставалось биться совсем немного, на поляну, крадучись, вышел шакал. (ты еще не спишь, дружок? ты случайно не помнишь, как его зовут? ) Шакал подошел к одному погибшему воину, к другому, истекающему кровью - в битве они были врагами, ведь каждый верил в свою правду!... Шакал подошел, поднял лапу и... попИсал на них всех. На Шер-Хана, на Акелу, на других воинов, имена которых ты, дружок, знаешь. (да как же этого шакала зовут, никак не вспомню, ты не помнишь, дружок?)" Неоконченный вариант сказки о Маугли Гена. Да что ж тебе неймется? 8 лет копить (с мая 2001 года!) - это ж какой желчный пузырь иметь надо? Посчитай по пальцам, кто из упомянутых тобой еще жив. Надо ли ворошить их память? Надо ли трогать тех, кому за 90? Ты ж уже и сам не молоденький вроде бы тоже и до сих пор не хватает чего-то в жизни? Ну, да ладно, дай тебе боги здоровья. Александр Ильич Мартынов, пенсионер, мастер спорта СССР по альпинизму. PS. да, спасибо за хорошую фотографию отца. его ученики так о нем и отзываются, какой он на ней, как о честном и добром человеке. ему 91 год. наши с тобой опусы я ему, конечно, читать давать не буду. маловато там гениальности что-то... PPS. кстати, может действительно неплохая идея пописАть про песни?

Воздадим по заслугам!

Да, "правда" у каждого восхождения одна, - она в том, каким реально оно было, причем во всех "деталях". И сокрытие "деталей" не есть "правда", а есть ложь. И есть все же, я полагаю, некая "общая правда" в понятиях и "спортивной чести" и "порядочности" человеческих поступков. Вот те, кто этих понятий "общей правды" лишен, - тот лишен и чести, и порядочности. А вот на высшие награды, по-моему, должны и имеют право претендовать только те, для кого все эти понятия и о "реальном восхождении", и о чести и порядочности", - не пустой звук. Поскольку все они оказываются "на виду" и служат примером для молодежи. И история должна быть тоже честной. И в плане достижений, и в плане нарушений. Не надо было лгать тогда, насчет "достижений", и сейчас насчет их реальной ценности. Воздадим же "по заслугам". Ну, а за "Ерохина" могут ответить те, кто еще жив... Спасибо!..

Я за Шерхана и Акеллу!!! И против шакалов...

Не надо мыть косточки живым старикам... А о мертвых - либо Хорошо... либо ничего...