Горы мира > Кавказ > Безенги >

Ледник Арбуз в Безенгах.

Если у Вас есть фотографии Арбуза - присылайте на адрес info@mountain.ru, и редакция сайта добавит Ваши фотографии к этому материалу.

Mountain.RU: Ледник Арбуз - достопримечательность района Безенги. Его видит почти каждый, приезжающий в Безенги, поскольку ледник находится в Теплом Углу - относительно невысоком (для Безенги) и близком к альплагерю разминочном районе, куда обычно ходят на акклиматизацию.

Те, кто бывал в Безенгах наверняка видел Арбуз, стекающий с пика Архимеда (4100 м) на север, как раз напротив "Голубятни" - крошечного 2-местного домика спасателей на высоте около 3450 м. Домик этот также называют "Скворешней", но исходное название было именно "Голубятня", по фамилии строившего ее инструктора КСП Юрия Голуба (ветеран Безенги, скончался в 2006 году в возрасте 70 лет).

Карта и снимок из Google.Maps:

Свое название "Арбуз" ледник получил оттого, что нижняя его часть нависает, подобно пузатому арбузу. По Арбузу и далее по ледничку на Архимед идет маршрут 3Б комб (с С по ледовому кулуару З гребня), который выводит на 2Б, выводящую на вершину по Западному гребню.

Пик Архимеда через Арбуз был впервые пройден в 1961 году (классифицирован как 3Б комб), когда ледник плавно стекал в долину и нигде не был столь крутым и подтаявшим. В те времена нависающий лед не ходили - не было инструментов. Видавшие Арбуз сейчас с трудом узнают его на старых фотографиях в архиве КСС Безенги.

Маршрут через Арбуз чрезвычайно камнеопасный - сверху летят чемоданы, долетающие иногда до ближайших к Арбузу площадок возле "Голубятни". Учитывайте это, выбирая площадку возле Голубятни. Автор этих строк видел камнепад по Арбузу - шли чемоданы по несколько кубометров, они до площадок не долетели, но, перелетев через Арбуз выбили из ледника чуть ниже Арбуза здоровенные куски льда, один из которых угодил в дальнюю от "Голубятни" площадку - хорошо там никого не было.

В 1980-е годы этот маршрут активно ходили. В конце 1990-х в связи с таянием ледника очень сыпало с бортов. Сейчас (2009) сыпет меньше. В первой половине июля 2009 группа из Питера (альпклуб "Штурм") после морозной ночи сходила по этому маршруту.

Фоторафии Арбуза разных лет и сезонов.
(фото публикуются примерно в хронологической последовательности)

1973

Начало маршрута «Архимед по Арбузу». Снимок сделан в 1973 году. Мы проходили этот маршрут с использованием титановых «морковок», которые любезно предоставил на Ю.С. Саратов. Они легко забивались молотком и также легко выкручивались руками.
Фото: Алфёров Вадим

1979

В августе 1979 года Арбуз всем своим видом полностью оправдывал своё название. Нижняя стекающая часть была очень плавно-округлой по всем направлениям при отсутствии каких-либо острых углов и выносных конусов. Зато имела достаточное количество трещин, делающих ледопад слишком ненадёжным. Поэтому маршрут по Арбузу в лоб считался весьма сложным и опасным. В нашем сезоне так его не проходил никто. Подъём в несколько верёвок и крутизной до 80 градусов квалифицировался как участок 5 к.т.
Фото: Владимир Берестовский

1981, август.

Фото: Геннадий Стариков (Москва).
Фото изначально было опубликовано в статье Г.Старикова Как обтаял Кавказ.

1983.

Связки на леднике Арбуз. Слайд 1983 года.

Фото: Юрий Дитюк.

2003, поздний ноябрь.

Фото: Александр Халяпин (Москва).
Фото изначально было опубликовано в статье про первое восхождение на пик Пушкина зимой (советуем посмотреть также на страницу проекта Пятитысячники Кавказа зимой).

"...в результате мы, как и планировали, поднялись в Тёплый угол за зимним Арбузом." Подробнее...

2005, июнь.

Фото: Максим Солдаткин, Ксения Свердлова (Москва).
Фото изначально было опубликовано в статье про backcountry - внетрассовое катание в Безенги.

2008, июнь.

Фото: Ирина, Москва (ник в Клубе Mountain.RU).

2009, лето.

Вдали слева - массив Урал (видна Восточная вершина 4150 м).
На переднем плане - массив Архимеда (4100 м) с ледником Арбуз.

Фото: Андрей Дергачёв.

2009, август.

Ледник Арбуз.

Язык ледника Арбуз.

Ледник Арбуз на закате.

Фото: Павел Чочиа (Antonych).

Вот, что осталось от ледника по состоянию на сентябрь 2015 года.