Автор: Иван Ершов, Москва

Восхождения на стены в горах Крыма
Cентябрь - октябрь 1987.

Другие публикации автора:

Крым 2005 Май-Июнь. (Крым 38)
Некоторые методы использования стандартного скального снаряжения
Техника"Соло"

Продолжение

Начало читайте здесь

Морчека. Вид наверх из-под стены.
Как ни странно, все сказочки начинались одинаково - "...Жили под Морчекой два ежика, Скайгучик и Коряченька, и собрались они как- то в гости к девочкам, тут надо заметить, что Скайгучик был слеп на один глаз и совсем без лапок, зато ежиха Коряченька была с лапками, хотя и вовсе слепенькая,.," - Шура Каячев очень веселился, когда я в Симеизе рассказывал народу эту сказочну. В эти дни проходил чемпионат Союза по скалолазанию и мы с Андреем Савочкиным навещали наших знакомых, как на отдыхе, так и в моменты непосредственно стартов, на скалах.

Блин, я всегда считал, что путешествовать надо с комфортом, пусть и минимальный, вся эта долбаная экономия выходит боком, но билеты на поезд покупал Андрей и мы поэтому ехали в Крым плацкартом. Ну, меня ещё чёрт дёрнул постирать кроссовки перед поездкой. (Отнюдь, надо сказать, не новые). Всю ночь в вагоне шебуршились какие-то коробейники, наутро кроссовки приказали долго жить. Коробейники унесли, блин. Так что когда проснулся Андрей, я сидел на лавочке и размышлял, что предпринять. Меры принял Андрей - достал из рюкзака свои резервные тапки. Понятно, что в Симеизе я прикупил пару кедов (за пять рублей), попозже пришлось докупать ещё две пары - сносились, блин, было крайне много походов. Камни крутые, острые (как говаривал режиссёр Трофимов), быстро подмётки дырявятся.

Морчека, Крым.
Остановились у татарского источника, для разнообразия, да и поближе за водой ходить - 50 метров, до стены уж как-нибудь доберемся, Веэёт мне на камни под палаткой, видно, судьба такая, предоставил Андрею место поровней и целый месяц спал на камне, постепенно привык. Хлопоты по обустройству лагеря - костёр, столы, Андрей даже специально изготовил для себя дежурную кочережку из можжмевельника - угольки подправлять.

На самом деле, я планировал походы на Кастрополь и Шаан-каю, поэтому и было выбрано такое место для лагеря, а не в мульде под стеной, как обычно. Сентябрь на редкость теплый, днём просто жарко.

Морчека. Нижняя часть центра стены.
Сходили "Пятёрку" через Медовую пещеру, не спеша, лазили часов семь или около того. Андрею понравилось. Один из красивейших маршрутов Крыма - одну верёвку лезешь вообще внутри "шахты", по сталактитам - сталагмитам, такого больше нигде нет. Наснимали слайдов, в охотку слазили.

Навестили друзей - скалолазов в Симеизе, отдохнули, пора заняться выполнением, так сказать, основной программы. Полезли с Андреем на маршрут "Бровь" - надо всё-таки сходить "классику" по "классике" (Леша Самодед довольно подробно рассказал мне о маршруте), далеко не просто, ухлопали в конечном счёте четыре дня, впрочем, на сей раз временем мы располагали. Днём жарковато, градусов 28 - 30, так что двигались помаленьку, избегая тепловых ударов. Первые девять метров мне были хорошо знакомы - снимали тут весной кадр для фильма, просто я уходил влево, маршрут шёл прямо вверх, судя по хорошо видимым шлямбурам с титановыми ушками.

Морчека.
Прощелкнулся в древний крюк типа "ВЦСПС" - до каменюк на осыпи уже порядочно, дальше надо что-то изобретать в этих раздолбанных трещинах, не хочется начинать с долбежки, пристроил скайгук (не лучшим образом), ну, давай... !Крак! - завис в метре над пресловутыми каменюками, осматриваю окрестности, Андрей в этот момент просто сидел на рюкзачке, его протащило метров семь и нанесло на развитый (и колючий) можжевельник, вскоре Андрею удалось освободиться из объятий деревка и я совершил мягкую посадку на родную Землю, Хорошее начало, блин! Эх, не надо лениться! Передохнули, я искурил сигарету, вторая попытка.

Морчеа, Маршрут Центр, 5-я веревка.
Конечно, задавил я в трещине стоппер швеллером, большим и толстым, дальше подъём пошёл без прибамбасов. Да, отнюдь не просто. Метров 30 я пролез, тут как раз кстати имелся шлямбур, порешили, что пока и хватит, продолжим завтра. Вечером Андрей ехидничал, - Вот, Ваня, изругал ты старца Порфирия, не иначе, он лично крюк расшатывал... - шло дело, Андрей (приложившись к плоской фляжечке белого металла), начал убеждать меня, что мол де Порфирий Иванов лично совершил поход от Ялты до Севастополя морем, по дну, так сказать, - поскольку я тоже приложился к означенной фляжечке, понятно, что и как я ответил. - Крюк-то как раз и не вырвало, -   С нами мать-ондатра. И я думаю, что она лично придерживала этот крюк, прости Господи... - Но! Такие штуки часто заканчиваются авариями, в данном конкретном случае мне просто повезло, да и полётный вес был тогда невелик - 58 кг (Это с кроссовками "Адидас"). Просвистел я метров 8 - 10 и не покатился по россыпи только чудом. А, ничего, ни одной царапины. Нависает слегка, однако.

Так вот, четвёртый день. Пока Анцрей поднимался по перилам (мы провесили 90 метров до блока шлямбуров под карнизом, надо уже лезть до конца, до яйлы, больше канатов не имелось), сделал пару эффектных слайдов всё с той же грядки скал по другую сторону кулуара, пошёл ловить жюмары. "Ругчка" и была в единственном экземпляре, вот её то и пришлось ловить, Переламыващих эажимчиков я наклепал достаточное количество ещё весной, несколько улучшив первоначальную конструкцию ( "Ручку" сотворить не удалось, впрочем, об этом написано в соответствующих очерках - "Марчека, Центр") . "Ручка" мягко спланировала на камни (КРАК!), полез и я. Карнизик действительно пробит шлямбурками, как и обещал Леща Самодед, но к ним ещё надо как-то подобраться. Метрах в трёх выше - плоская плита высотой метров семь, но подозрительно тонкая, сантиметров 20. По сути - гигантская нашлёпка, иначе и не скажешь. Крутовато (вертикаль), под плиту-то я подлез, дальше только на ИТО.

Морчека, вид вниз с платформы.
Дождик моросит.

Положил последовательно три стоппера, чёрт, пока до шлямбурков не достать. Трещина (за нашлёпкой) измельчала, придётся крючок забить. Да нет, четыре закладочки было, впрочем, не суть. Тик, тюк,.. Плита маленько подалась, вполне достаточно, чтобы закладочка (верхняя) отпала (вместе со мной), остальные снесло ударом, мимо Андрея я пролетел со скоростью курьерского поезда (с его слов) и поехал дальше. Когда я немного пришёл в себя, Андрей был где-то наверху, он тоже несколько напрягся, - пролетел я петров 15, так что рвануло весьма конкретно, Андрей выбрал верёвочки пожестче и я подошёл к нему лазанием, благо рельеф позволял. Достал сигареты из каски, перекур. Андрей тоже спросил сигаретку, я несколько удивился, - "Ты вроде не куришь? " - Сегодня одну искурю, давай... - нерв слегка напрягся (у нас обоих). Поснимал с верёвок свои закладочки, развесил, вторая попытка. Положил те же самые закладочки в ту же щель (другой всё равно не было), просто маленько поглубже - плита несколько просела» - крючок мой остался (я не успел в него прощелкнутъся), тюкать я, естественно, по нему не стал, аккуратно нагрузил и вшелкнулся в шлямбур. Андрею полегчало (надо сказать, что и мне тоже), с нескольких попыток удалось перевалить через перегиб (карниз лез Лёша - его шлямбура диам. 8 мм трудно с чем-нибудь перепутать - забиты на половину, на две трети - чисто "на прохождение") - выше была развитая щель, выбрал подходящий стоппер (с верёвочкой) и забросил его на длинной оттяжке (Всё по инструкции!), хорошенько подёргал, вылез. Больше технических проблем не было, круто, сложно. Привычно. "Эти места, видимо, посещают крайне редко, первые 60 метров пробиты довольно изрядно, судя по могучей дюльферной петле на первом блоке махровых шлямбуров, как я понял, походы (в основном) там и заканчивались. (Самодед до карнизика никаких шлямбуров не забивал). Наколотили много позже, я знаю, кто, но в данном случае это не существенно.

До конца по "классике мы не полезли, я уже достаточно наелся и в более-менее удобном месте с некоторым скрипом свернул направо, в верхнюю часть большого внутреннего угла. Примерно две трети маршрута мы всё же одолели, уже не так плохо. По знаковой дороге (самый верх "Правой шестёрки") добрались до яйлы.

Маршрут мы повторили тем же составом в мае 1989-го года, уже без долбания по крючьям - к тому моменту я наклепал достаточное количество хоботков и восхождения стали проходить в непривычной тишине. Конечно, совсем без приключений не обошлось, я уже порядком оторвался от земли (метров 40), ещё метров десять - и полочка с махровыми шлямбурами... Со стороны Турции нанесло конкретное грозовое облако (нет, молния в меня не попала), это был не ливень, а прямо-таки Бахчисарайский фонтан, потоп, разверзлись хляби небесные! По стене бежал поток воды, от скайгука прямо в лицо били струйки, дворников нету, куда там лезть, закопал в щель пару стопперов и максимально поспешно отчалил. (Когда просохло, вылезли без проблем) Моментально похолодало, минут 15 я всё же проковырялся, Андрей маленько промёрз (я всё-таки довольно активно двигался, просто было крайне мокро - хлюпает всё), спешно запалили костёр. Андрей Засунул в него ноги (пусть лучше сгорят, чей отмёрзнут), с резервными брюками произошла осечка. Они находились в заначке и попали под ежа, Андрей развернул штаны (собираясь ими воспользоваться), я просто покатился - восемь симметрично расположенных отверстий! - Ёж шел к цели по диретиссиме, штаны (привычка) были сложены вчетверо. Ну, во всяком случае, они были сухие, на пару часов сгодилось. А вот мой любимый фотоаппарат крякнул. Хотел я поснимать на маршруте, не сложилось.

Пока мы с Андреем помаленьку лезли на "Бровь", погоды стояли крайне жаркие, днем в тени где-то +26, на стене за 30, часа через три соображаешь уже плоховато, в последний день повезло - облачка, +18 - 20, потом вообще стену заволокло туманом, раздуло, когда уже вылезли на яйлу. А так уже была идея ташить с собой канистру, чтобы не помереть от жажды где-ниоудь посередине маршрута.

Проклову, в натуре

Пошто опсирать и называть ненормальными тех, кто заходят на MR? Т.е. и авторы и читатели тут - не нормальные? Наезд не корректен, однако. Подумаешь, кто-то напоролся на пост троллей, а остальные почему должны за это отвечать? Тролли, кстати, везде есть.

Отлично!!!

Пиши еще, не обращай внимание на троллей, а лучше на РИСКЕ. Там проще и народ нормальный!

Восхождения на стены в горах Крыма

Уважаемый Иван, с интересом начала читать Вашу заметку, но увы...., что же Вы пишите:"..Блин, я всегда считал, что путешествовать надо с комфортом, ......". Вдумайтесь: "Блин — кулинарное изделие, приготавливаемое из жидкого теста, выливаемого на раскалённую сковородку имеет круглую форму." Для выражения Ваших эмоций в русском языке очень много замечательных слов. Пожалуйста, не обижайтесь.