Горы мира > Западная Европа >

Долина Albigna
Долина Bondasca
Долина Bernina

Долина Bondasca (состояние лето 2002г)

Местоположение и проезд

Долина Bondasca из главной долины
Долина Bondasca расположена по соседству с долиной Albigna и является одной из самых известных долин района Bregaglia. Этой известности она, прежде всего, обязана своим гранитным исполинам Badile (Бадиле) , Cengalo (Шингало), Sciora (Шйора).

Долина Bondasca делится огромным северным ребром Piz Badile на долины Sciora и Trubinasca. Пройти из одной долины в другую можно как понизу, так и через перевал в вышеупомянутом ребре Colle Vial.

Деревня Бондо
Долины чрезвычайно живописны, лес, альпийские луга, десятки водопадов - все это можно привести как пример сохранения дикой природы в Альпах.

Стены сложены великолепными гранитами, которые быстро высыхают после дождей. Обилие маршрутов дает возможность сделать выбор как среди хорошо оснащенных спитовых мультипитчевых маршрутов, так и среди классических длинных альпинистских трад-маршрутов и даже бигвольных директрисим по многосотметровым отвесам Badile и Cengalo.

схема долины Bondasca
Несмотря на свою давнюю известность, район постоянно развивается - появляются новые нитки маршрутов: в 2002 году мы встретили группу с бигвольным снаряжением (порталеджи, канистры для воды и т.д.), обрабатывающую новый маршрут на Piz Badile. Граниты позволяют эффективно использовать для лазания трение. Кроме того, часто встречаются гранитные отколы и камины. Из снаряжения наиболее полезны камы различных размеров, которые позволяют организовывать надежные точки благодаря шершавой гранитной поверхности длинных трещин и отколов. Для подавляющего большинства популярных маршрутов крючья не требуются. Погода в этом районе довольно переменчива, дожди не редкость, но граниты высыхают быстро, что позволяет выходить на маршрут уже через два-три часа после дождя. В настоящее время этот район, как и многие районы Альп, пострадал от потепления и подходы под многие маршруты осложнены в результате таяния ледников.

Подготовка к освоению района
Добраться до Bondasca можно следующим образом: следовать по шоссе до деревушки Bondo, свернуть налево, на центральной площади в магазине купить за 12SF пропуск для проезда по частной дороге в долину. Машину можно оставить в конце дороги, примерно через 7 км.

Карта долины Bondasca

Хижина SASC Sciora
Проживание

Отношение к «дикому» кемпингу в этой долине более лояльное, нежели в долине Albigna,

Водопады
тем не менее, вот  хижины, в которых рекомендуется остановиться (см. также карту):

SASC Fura, расположенная в долине Trubinasca, рассчитана на 50 человек. тел. 082 412 52
2 часа от паркинга.

Capanna Sciora, расположенная в долине Sciora, рассчитана на 42 человека, тел. 08111 822 11 38, 2-2,5 часа подъема от паркинга по весьма крутой тропе в лесу.

Наиболее известные вершины и маршруты.

Разминка

Разминочные маршруты рядом с хижиной

В 100 метрах выше хижины Capanna Sciora расположено несколько огромных камней, оснащенных шлямбурными дорожками, на которых можно потренироваться в лазании или болдеринге.

Torre Innominata 2930м

Небольшая вершина в долине Sciora с короткими и хорошо оснащенными маршрутами.

Западное ребро , West Ridge , 5a, 270м, 3,5 часа.
Короткий, несложный и интересный маршрут с одним участком пятерочного лазания.
Via Noemi , 6a, 270м
Via di Mezzo 5c+
Via Hofmeister 6b

Sciora
Sciora di Fuori

Nordwestkante 6-

Sciora Dafora 3169м

Самая левая из группы пиков (Sciora Dafora, Punta Pioda и Ago Di Sciora)

Direct Integrale , 7+
22 питча лазания по северо-запаному ребру

Punta Pioda 3238м

Северо-западная стена (North West Face), ED2, V/A2/3, 550м, 15 часов.

Северо-западное ребро (North West Ridge), TD-, 5b, 700м, 6-8 часов.

Ago Di Sciora 3205м

Kasper Pillar , 5b, 250м, 5 часов

Короткий и хорошо оснащенный маршрут на 6 питчей.

Piz Gemelli 3262 м

Piz Gemelli и маршрут Flat Iron

Вершина находится левее огромной махины Piz Cengalo, имеет на северном гребне предвершину Flatiron 2680, давшую имя одному из самых известных маршрутов в долине.

Утюг (Flatiron), TD-, 5+, 300м, 3-4 часа.
Прекрасный маршрут на одноименный "жандарм"-предвершину, прозванный так из-за характерного зализанного гранитного ребра, требующего постоянной работы на трении.

От хижины в направлении Утюга идет тропа, по которой через час можно подойти под маршрут. Для этого необходимо траверсировать ледник (внимание! обвалы льда сверху) и по простым плитам подняться на полочку, по которой траверсировать стену Piz Gemelli до станции. Здесь начало маршрута.

На маршруте Flat Iron
Маршрут хорошо пробит шлямбурами и, пожалуй, ничего, кроме оттяжек, вам на маршруте не потребуется. От начала маршрута необходимо немного забрать вправо и далее вверх, от шлямбура к шлямбуру (мы не были в курсе о столь качественном оснащении маршрута и я ушел сначала левее и испытал не очень приятные мгновения, выбираясь траверсом направо к правильному пути). Маршрут идется чисто на трении или по отколам. Обычно все поворачивают назад из-под вершинной стенки, по которой (дополнительно к описанию-схеме 50 м 4b) мы вышли на вершину Утюга. Далее маршрут можно продолжить непосредственно на вершину Piz Gemelli, но это потребует еще не менее 3-4 часов лазания по более простым, но сильно разрушенным скалам (это очень редко ходящийся вариант). На спуске следует обратить внимание на аккуратное продергивание веревки – при попадании петли на характерные шершавые гранитные отколы мертвое застревание веревки вам обеспечено. Когда это случилось с нами, мы были рады, что выше нас спускалась другая связка, которая освободила застрявший конец веревки...

Piz Cengalo

Пиц Бадиле, по "Кассину"
Игорь Ивашура

Схема маршрута Cassin TD/5с+
..Утро было запланировано на четыре часа, но неожидано обрушилось на нас в полтретьего, с первыми проходящими связками. Среагировали не быстро, в результате оказались четвёртой связкой на маршруте. До ключа пролезли быстро и незаметно. Должен сказать, что, кроме станций, материала на маршруте практически нет. Обилие трещин под френды и закладки делает промежутки излишними. На ключевых верёвках пробка из альпинистов как-то рассосалась.
Прождав полтора часа на месте второго бивака Кассина, мы полезли нависающие трещины. Связка выше ушла в отрыв, связка ниже пропала из виду. Остались только нудные камины и сумасшедший пейзаж под ногами. Должен сказать, что разорваные ледники Шьёры и непрекращающийся камнепад с Ченгало добавляли альпийской романтики, но наша стена была настолько тёплой и чистой, что ощущение скалолазного восхождения "а ля арко" не выходило из головы. Последние питчи перед гребнем не всегда позволяют оптимально страховаться, да и вообще - маршрут не очевиден. Идти можно везде, стена к этому времени уже ложится.
На гребень вышли недалеко от северной вершины. Посмотрев на спуск, на часы, ещё раз на спуск решили забить на вершину и дюльфернули вниз. На втором же дюльфере верёвка застряла. Гранитные нашлёпки с острыми краями просто гениально ловят болтающиеся концы выдёргиваемой верёвки. На первый раз нам повезло. Избавление материализовалось в виде старенькой итальянки и её загорелого гида. Они поднимались по северному ребру - пути нашего спуска, и поднявшись за целых полчаса выше нас на полверёвки, выдернули злосчасный конец. После этого верёвка застревала не раз, но сказать что-то цензурное на эту тему не могу. Спустились к основанию стены в 10 часов, в полной темноте. Последний дюльфер был актом отчаянья. Заблудившись на террасах, мы уже не знали куда идём. Утренние воспоминания были неутешительными - комбинация бараньих лбов и сбросы. Увидев станцию из блестящих шлямбуров я понял - это ОНО.

На верхней части стены
Через час, наступив не на одного нелегально бивакирующего испанца, мы, наконец, добрались до своего балкончика. Наелись "Тревел-Ланча", обсудили тонкости последующих выхлопных ароматов и увалились спать. Звёзд было много, а снилась только вода.....

Самая известная вершина района и одна из известнейших вершин Альп. По Северо-Восточной стене проложены одни из труднейших скальных маршрутов района. Эта стена входит в список пяти "классических" стен Альп.

Из относительно несложных маршрутов можно отметить популярный Северный Кант, который из-за своей длины (более 20 питчей) становится настоящей ловушкой при резкой перемене погоды.

На вершине есть маленький бивак Redaelli на 6 человек.

Спуск с Piz Badile осуществляется двумя способами: по Северному Канту (длинный, но очевидный и хорошо оснащенный маршрут) или по Восточному Ребру (AD-) на итальянскую сторону к хижине Gianetti, долину Porcellizzo (внимание! Этот вариант не только не приводит вас в точку старта, вам необходимо будет возвращаться через непростой перевал di Bondo или объезжать весь район по шоссе (шенгенская виза!!!), но и неочевиден для спуска, особенно в темное время суток.)

Северное ребро (Кант) (N Ridge), AD/D-, V-, 716м, 6-8 часов

Neverland, TD+/ED, VI+, 400м, 6-8 часов

Chiara (Egg White) ED1, VI+, 450м, 8-10 часов

Grand Diedre, ED1, VI+/A1, 450-500м, 8-10 часов

Ringo Starr, ED1, VI, 650м, 10 часов.

East Ridge, AD-, III

Схема маршрута Chiara ED1

Схема маршрута Neverland ED

Схема маршрута Ringo Starr ED1

Бонус!

Ниже предоставлены схемы маршрутов, хранящиеся на хижине: