Автор: Чистякова М.В., г. Москва

Отчет о горном походе 4 к.с. по Ц.Тянь-Шаню летом 2009 г. Часть 3 из 3

Часть 1 здесь

Часть 2 здесь

14.08 2009 г. 16 ходовой день.

Пер. Загадка Зап. (2Б,4400), спуск в долину реки Кельдыке.

Перевал Загадка Западная.
Категория - 2 Б. Характер - снежно-ледовый
Высота - 4400м. Ориентация - С-Ю
Соединяет ледник Колпаковского (долина реки Сарычат) и
ледник Кельдыке (долина реки Чон-Кызыл-Су).

Выход в 5:50. Идем по пологому закрытому леднику одновременно в связках по направлению к перевалу (С). Несмотря на раннее утро идем медленно. Смерзшаяся корка не держит, снег под ней рыхлый, глубокий, до 60 - 80 см. Проваливаемся по колено. Идем со сменой ведущего. Под перевальный взлет подходим за 50 мин.

Перевальный взлет представляет собой крутой снежно-ледовый склон (ледовую ступень) крутизной 45 гр. и длинной около 200 м. Фото 114. Подъем на нее начинаем в правой (орограф), наименее крутой его части, левее (по ходу) ледопада.

Поднимаемся по крутому снежному склону (35-45 гр., 100 м.) прямо "в лоб" в три такта 35 мин. Выше начинается крутой ледовый склон (50 гр., 100 м.) покрытый небольшим рыхлым слоем снега. Организуем перильную страховку (2 веревки). Перила и промежуточные точки страховки крепим на ледобурах. В верхней части склона снег становится глубоким, верхний конец второй перильной веревки закрепляем на ледорубном кресте. На преодоление крутого участка (2 веревки перил) тратим 1 час 50 мин.

Выше склон резко выполаживается, но начинаются крупные разрывы. Верхнюю часть ледовой ступени преодолеваем одновременно в связках, лавируя между трещинами, уходя все время правее (СВ). Фото 115. Переходим крупный ледовый разрыв по снежному мосту с попеременной страховкой, поднимаемся выше него по короткому крутому склону (30 гр, 20 м.) (Фото 116) и наконец выходим на пологую часть ледника, выводящую на перевальную седловину. На преодоление верхней части ледовой ступени тратим 55 мин.

Далее идем одновременно в связках по пологому закрытому леднику (15 гр.) держа направление правее (СВ), ближе к скалам, ограничивающим седловину с востока (Фото 117), и выходим на перевальную седловину в самой восточной ее части (Фото 118).

Выход на перевал по пологой части ледника занял 1 часа 20 мин. (300 м.) (очень глубокий снег). На перевал выходим в 10:55. Высота 4400 м.

Перевальная седловина широкая, снежная. Тур на скалах, в восточной части. Обзор ограничен. На севере виден ледник Кельдыке Зап.. К нему ведет снежно-ледовый склон (30 гр., 100 м.) с широким бергшрундом, почти полностью засыпанным снегом в левой, западной своей части. Фото 119, 120.

Спускаемся по перилам (80 м., 2 веревки). Фото 119. Бергшрунд преодолеваем по снежному мосту. Перила крепим на ледорубах, последний участник спускается с нижней страховкой. Далее идем по закрытому леднику одновременно в связках. На спуск с перевала до пологой части ледника тратим 1 час 15 мин.

По пологой части ледника продолжаем идти одновременно в связках. Фото 121. Ледник резко поворачивает на запад. Идем, придерживаясь его средней линии (Фото 122), еще через 1 час 10 мин. подходим к его открытой части.

Впереди крутая, изрезанная ступень ледника, зажатая между скалами. Проходить ее лучше по центру. Фото 123, 124. Приходится немного поплутать в лабиринте трещин, но это намного проще, чем обходить по крутым скалисто-осыпным склонам. Ниже ступени по чистому ледовому склону (20 гр., 200 м.) языка ледника спускаемся прямо на его конечную морену. Фото 125. По открытой части ледника идем - 50 мин. Время 15:30. Высота ...

Под ледником - широкая плоская песчаная терраса. Здесь можно встать на ночевку.

Фото 126. По ущелью Кельдыке Зап. спускаемся вдоль правого берега реки. Фото 127. Вскоре здесь начинается хорошая тропа, которая идет траверсом некрутого травянистого склона ущелья, а затем серпантином спускается к слиянию рек Кельдыке Зап. и Вост.

От ледника 35 мин. У места слияния плоская терраса. Река Кельдыке Восточная, перед слиянием с Западной распадается на множество рукавов. Здесь мы и переходим ее вброд. Брод трудности не представляет, однако промочить ноги приходится. Чуть ниже слияния рек на правом берегу реки Кельдыке - юрты пастухов.

Хорошая тропа продолжает идти траверсом правых склонов ущелья и через 20 мин. подходит к границе леса. Некоторое время она продолжает идти траверсом склона над лесом, затем входит в лес и крутым серпантином спускается на дно ущелья Чонг-Кызылсу в 100 м. ниже по течению от впадения в нее Кельдыке. От границы леса - 30 мин.

По ущелью Чон-Кызыл-Су идем еще 10 мин. вниз вдоль правого берега до первого прозрачного правого притока реки. Находим рядом с ним ровные зеленые площадки среди низкорослых елочек где, наконец, и встаем на ночевку. Готовим на газу.

Высота 2730 м. Время

Пройденный путь: 11,5 км.
Набор высоты: + 320, - 1570 (1850)
Ходовое время:
Подъем: подход под перевальный взлет - 50 мин.
преодоление крутой части ледовой ступени - 2 часа 25 мин.
преодоление верхней , более пологой части ледовой ступени - 55 мин.
выход на перевал по пологой части ледника - 1 час 20 мин.
Всего подъем: 5 часов 40 мин.
Спуск: спуск с перевального взлета - 1 час 15 мин.
спуск по леднику Кельдыке Зап. - 2 часа
спуск до слияния рек Кельдыке Зап. и Вост. - 35 мин.
спуск в долину Чонг-Кызылсу - 1 час
Всего спуск: 4 часа 40 мин.
Всего ходовое время за день: 10 часов 20 мин.

15.08 2009 г. 17 ходовой день.

Спуск по долине реки Чонг-Кызылсу до ФГС. Полудневка.

Выходим в 11:00. Идем вниз по ущелью по тропе вдоль правого берега реки.

Ущелье Чонг-Кызылсу довольно узкое с крутыми склонами, поросшими лесом из высоких тянь-шаньских елей. Левый берег ущелья более пологий и открытый, с небольшими перелесками. На нем расположено несколько юрт пастухов.

Тропы вниз по ущелью Чонг-Кызылсу идут как по правому, так и по левому берегу реки, причем тропа по левому берегу явно лучше. Но мостов через реку нет вплоть до ФГС (Физико-геграфической станции Киргизской академии наук) расположенной у места впадения в Чонг-Кызылсу крупного правого притока Карабаткак, поэтому мы идем по правому берегу. Тропа по правому берегу не всегда отчетливая, иногда теряется, иногда распадается на несколько троп (коровьи тропы). В любом случае забираться высоко на склон не следует, все прижимы проходятся около воды. От места ночевки до места впадения реки Карабаткак - 1 час 20 мин. (5, 8 км.)

Практически наш маршрут закончен. Но поскольку машина придет за нами только послезавтра, мы решаем что лучше провести лишний день здесь, чем у источников Джил-су.

В лесу, на левом берегу реки Карабаткак, в 150 м. выше по течению от места впадения ее в Чонг-Кызылсу находим хорошую полянку для лагеря. Уютное и живописное место. Много дров. Воду берем в реке, вода прозрачная. Ставим лагерь в 12:30. Высота 2570 м.

После постановки лагеря и обеда осматриваем окрестности, идем на ФГС.

Через реку Карабаткак есть мост из бревен. У самого моста на правом ее берегу расположены две юрты пастухов. Фото 131. ФГС расположена на левом берегу Чонг-Кызылсу, чуть ниже места слияния рек. Фото 130. К ней ведет массивный, хотя и слегка покосившийся бревенчатый мост, а также тросовая навесная переправа. На станции постоянно живут и работают трое сотрудников. Часто бывают гости, в том числе и проходящие туристы. Есть баня (5 сом с человека). Можно купить кое-что из еды (мы купили хлеб и картошку). Отдыхаем, едим, идем в баню. Занимаемся краеведческой работой.

Пройденный путь: 6,5 км.
Набор высоты: - 160 м.
Ходовое время: 1 час 20 мин.

16.08 2009 г. 18 ходовой день.

Полудневка. ФГС - ист. Джыл-су.

Выходим в 14:00. От ФГС вниз по ущелью Чорнг-Кызылсу идет лесная автомобильная дорога. Дорога идет, плавно сбрасывая высоту, сначала по левому берегу реки, затем через 10 мин. переходит реку вброд и продолжает идти уже правым берегом. Рядом с бродом есть остатки бревенчатого моста, по которым реку переходят пешие путники.

Еще через 30 мин. - хороший автомобильный мост через реку. Дорога вновь перебирается на левый берег реки и идет теперь траверсом крутого лесистого склона над рекой. .Вскоре она вновь подходит к берегу реки. Начинаются многочисленные замусоренные стоянки.

Через 10 мин. дорога выходит к еще одному мосту, за ним здание так называемого Курорта Джилсу. В здании гостиница, магазин и собственно бассейн с термальной водой источника. Много людей и автомобилей, пара юрт. От моста вниз по ущелью Чонг-Кызылсу идет хорошая грунтовая дорога, доступная для любого автомобильного транспорта.

Возвращаемся на 250 м обратно, находим в лесу у самого берега более менее уединенное место и встаем там лагерем. Есть прозрачный ручей. Готовим на костре. Дров достаточно. Высота 2450 м

Вечером толпа людей рассасывается. Идем купаться в термальный бассейн ( 40 сом с человека).

Лагерь оставлять без присмотра нельзя и на ночь необходимо обязательно убирать все вещи в палатки - возможно воровство.

Пройденный путь: 4,5 км.
Набор высоты: - 120 м.
Ходовое время: 50 мин.

17.08 2009 г. Отъезд на берег озера Иссык-Куль.

В 10:00, как и договаривались, за нами приходит "вахтовка" фирмы "Достук-треккинг" и отвозит нас в "Юртовый лагерь" недалеко от поселка Тамга, на территории которого мы располагаемся и замечательно проводим оставшиеся дни.

Фото 112. Перевал Загадка Зап.

Фото 114. Начало подъема
на перевал Загадка Зап.

Фото 115. Подъем на перевал Загадка Зап.
Преодоление верхней
части ледовой ступени.

Фото 116. Подъем на перевал Загадка Зап.

Фото 117. Выход на седловину
перевала Загадка Зап.
по пологому закрытому леднику.

Фото 118. Восточный край
широкой снежной седловины
перевала Загадка Зап.

Фото 119. Спуск с перевала Загадка Зап.

Фото 120. Перевал Загадка Зап. с севера,
с ледника Кельдыке.
Виден путь нашего спуска.

Фото 121. Спуск по леднику Кельдыке.

Фото 122. Путь с перевала Загадка Зап.
по леднику Кельдыке.

Фото 123. Начало спуска по
открытой части ледника Кельдыке.

Фото 124. Ледник Кельдыке Зап.

Фото 125. Спуск по леднику
Кельдыке Зап.

Фото 126. Верховье долины реки Кельдыке Зап.
Виден язык ледника Кельдыке Зап.

Фото 127. Долина реки Кельдыке Зап.

Фото 128. Граница леса в ущелье Кельдыке.
Внизу видна долина реки Чонг-Кызылсу.

Фото 129. Долина реки Чон-Кызыл-Су.

Фото 130. Физико-географическая станция (ФГС)
в ущелье Чон-Кызыл-Су.

Фото 131. Юрты пастухов у слияния
рек Чонг-Кызылсу и Карабаткак.

Фото 132. На берегу Иссык-Куля.

5.2 Координаты некоторых точек, на нашем маршруте.

Перевал Озерный N 42*15'38.8''

Источники Джил-Су N 42*13'17.9''

E078*10'03.1''

6. КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

6.1 Список картографических материалов, вошедших в состав отчета.

Наименование

Масштаб Кол. листов

Обзорная карта района похода

1:200000  1

Обзорная схема - хребтовка.

Маршрутные карты

3 № Карты Участок маршрута
  1 а/л Каракол - верховья ущелий Культор и Онтор 1:100000  1
  2 Слияние рек Онтор и Телеты вост.

Пер. Озерный - пик Дементьева - пер. Рижан - пер. Арчалытор Сев.

Морены под ледником Онтор

1:50000  1
  3 Морены под ледником Онтор - пер. Онтор - пер. Эпюра - пер. Солнце - пер. Бригантина - ледник Караколтор Зап. 1:50000  1
  4 Морены под ледником Онтор - пер. Онтор - пер. Эпюра - пер. Солнце - пер. Бригантина - ледник Караколтор Зап. - пер. ФКТ - ледник Металлург - долина реки Чон-Борду 1:100000  1
  5 Долина рек Чон-Борду - Сарычат ледник Колпаковского долина реки Кельдыке 1:100000  1
  6 Ледник колпаковского - пер. Загадка Зап. - долина реки Кельдыке - долина реки Чонг-Кызылсу - ФГС - ист. Джылсу. 1:100000  1

6.2 Таблица нестандартных условных обозначений, использованных группой при внесении изменений в карты и схемы.

Символ .  Что обозначает . Символ .
  Маршрут группы   Юрты пастухов
  Места и даты стоянок   Альплагерь
  Места дневок   Поисково-спасательные служба
  Запасные варианты маршрута   Перевал
  Подъезды к маршруту   Скальные выходы,

бараньи лбы

Радиальные выходы   Осыпи, морены
  Возможные места для стоянок   Другие строение

7. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОСНАЩЕНИЕ ГРУППЫ

7.1 Список снаряжения группы.

Общественное общее снаряжение.

Список снаряжения  Количество  Вес ( кг.)
1 Палатки 3 шт.  3,5

13  Компас, карты, описания, блокноты    0,4
  Общий вес:   19,7

Общественное техническое снаряжение.

Список снаряжения  Количество  Вес (кг.)
1  Веревки основные:

7  Снежная лопата  1 шт.  0,6
   Общий вес:    18,0

Личное техническое снаряжение.

Список снаряжения  Количество  Вес ( кг.)
1  Ледоруб (в вес рюкзак не входит )  1 шт.  в вес рюкзака не входит

10  Рукавицы  1 пара.  0.1
11  Очки солнцезащитные  1 шт.  -
   Общий вес:    3,0

7.2 Расчет веса рюкзаков и меры по его снижению.

Меры по снижению веса рюкзаков:

1. Использование для приготовления пищи сухих, т.е. легких продуктов (вес дневного рациона в среднем 710 г. на человека.)

2. Организация забросок (см. раздел)

Расчет веса рюкзака:

Составные части веса рюкзака  1 часть

маршрута

2 часть

3 часть

Личные вещи (включая

спальник, коврик, рюкзак )

7 кг 7 кг 7 кг. 7 кг.
Специальное личное снаряжение  3,0 кг  3,0 кг  3,0 кг.  3,0 кг.
Общественное снаряжение

(без газовых баллонов)

5,0 кг 5,0 кг 5,0 кг. 5,0 кг.
Продукты (0,71 кг. на чел. в день)  2,84 кг.  6,39 кг  1,4 кг.  5,68 кг.
Газовые баллоны  0,96 кг.  2,4 кг  0,48 кг  1,92 кг.
Средний вес рюкзаков 19,8  24,7 кг  17,8 кг.  23,6 кг

20,0

7.3 Рекомендации по снаряжению:

Бивуачное снаряжение:

1. Обычно мы подбираем палатки и тент так, чтобы ставить их "тандемом", это существенно повышает комфорт стоянки в непогоду.

2. Очень рекомендуем брать с собой на данный маршрут снежную лопату, в частности для организации лагеря на снегу. Мы ставили палатки, предварительно выкапывая в снегу довольно глубокую яму (окого 0,5 м), а затем достраивали вокруг палаток снежные стенки. Без лопаты это было бы проблематично.

3. Как и в прошлом году, мы использовали в качестве теплозащитных экранов для газовых горелок вместо стеклоткани фольгу. Еще раз убедились, что это удобнее и легче. Недостаток - быстро портится в процессе эксплуатации, но можно положить новую фольгу в заброску.

4. Мы рассчитывали на готовку только на газу, хотя несколько стоянок (две в начале и две в конце) готовили на костре, поэтому имели некоторый запас газа, который не использовали. Однако уменьшать количество газа, мы думаем, не стоит.

Техническое снаряжение:

Набор технического снаряжения, который мы взяли собой, оказался почти оптимальным. Не использованными остались только скальные крючья.

В столь снежное лето как в этом году, возможно имеет смысл взять с собой снегоступы.

В обычный по погоде год, в июле-августе месяце для прохождения маршрута

совершенно необходимы:

1. Веревки основные, а также другое снаряжение, необходимое для организации спусков и подъемов по крутым скальным, ледовым и снежным склонам (до 60 г.). Скальные крючья нам не понадобились, но лучше иметь несколько штук на всякий случай (+ скальный молоток или айсбайь).

2. Для страховки на снежных склонах и при движении по закрытым ледникам необходимы ледорубы на всех участников. Ледовый инструмент очень помог при прохождении крутых ледовых склонов первым участником.

3. Для движения по закрытым ледникам обязательно всем участникам иметь аварийную систему для самовылаза из трещины.

4. Неоднократно пригодились участникам жумары и спусковые устройства.

5. Мы не оставили на маршруте ни одной расходной петли, однако петли часто были необходимы нам для организации ледобурных станций и промежуточных точек страховки на скальных выступах.

5. Для прохождения сложных ледовых участков необходимо иметь ледобуры (минимум 9-10).

6. Камнеопасных участков на маршруте немного, однако наличие касок на всех участников также обязательно.

7. Кошки для всех участников, само собой.

Перед выездом в поход рекомендуем получить информацию о снежно-ледовой обстановке в районе (например через встречающую фирму) для уточнения необходимого технического снаряжения.

7.4 Рекомендации по питанию.

1. На акклиматизационную часть похода можно несколько снизить нормы продуктов, а на последние дни лучше увеличить.

2. На высотные стоянки лучше брать более легкие и быстро приготовляемые продукты: манка, гречка, овсянка, картофельное пюре, сублимированный творог. Сублимированный творог можно сделать вкуснее, если добавить туда сухие сливки, немного сахара и изюм. В этом году мы использовали творог в качестве основного блюда (вместо каши) на завтраки перед ранними выходами в перевальные дни. В эти же дни мы делали перекус раньше обычного, и обязательно готовили горячий обед (т.к. вставали лагерем обычно не позже 14:00 - 16:00).

3. Нам очень нравятся сушеные овощи, которые мы приобрели в фирме ("Феруза" Адрес: ул. Ген. Макарова - 15) Это - сушеный лук (в том числе жареный сушеный лук), морковь, сладкий перец, и особенно помидоры. Сушеные овощи хорошо в большом количестве добавлять в разнообразные блюда (рис, макароны, картофельное пюре).

4. Там же можно приобрести и сушеные фрукты и ягоды, а также крупу, не требующую варки. Мы брали с собой рис и гречку, и остались довольны. Использование такой крупы экономит время и расход газа на высотных ночевках.

5. Сушеное мясо лучше готовить самим (сырой фарш раскладывается тонким слоем на противень, запекается, а затем и сушится, в духовке). Такое мясо намного вкуснее, и из него можно сварить настоящий мясной бульон.

6. Суп из сушеного мяса и сушеных овощей получается вкуснее, чем из пакетиков за такое же время.

7. Вместо сухого молока мы используем сухие сливки, они гарантировано без комков растворяются в любом блюде и позволяют не брать с собой сливочное масло для каши, с хранением которого всегда морока.

8. Для быстрого приготовления холодных напитков мы используем растворимый чай (лучше всего лимонный и персиковый).

9. Необходимо учитывать, что во время горного похода организм человека теряет большое количество минеральных солей, которые не полностью восполняются, т.к. вода в горах очень слабо минерализована. Особенно часто возникает дефицит ионов калия. Для восполнения солевого баланса можно порекомендовать:

- использовать в пищу сухофрукты, орехи и сушеные овощи.

- добавлять в холодные напитки шипучие таблетки, содержащие мультивитамины и мин. соли (например: супрадин)

- соблюдать питьевой режим.

9. Для возмещения дефицита витаминов, неизбежно возникающем в длительном походе и связанным с повышенной физической нагрузкой и пребыванием на "высоте", рекомендуем такие продукты, как свежий чеснок, лимон. Фармакологические формы витаминов мы обычно не употребляем, так как по нашим сведениям они плохо усваиваются организмом. Таблетки аскорбиновой кислоты используем только в терапевтических целях.

10. Очень классная вещь - сублимированная клюква и смородина. Добавив ее в кипяток за 1 мин. получаешь морс - естественный витаминизированный и очень хорошо утоляющий жажду напиток.

12. В заброску (если таковая есть в походе) можно положить, что-нибудь вкусное и ценное в питательном отношении, но тяжелое, с тем, чтобы это сразу съесть и никуда далеко не нести. Например, мы клали лимоны, свежий лук и др.

13. Рекомендации по упаковке продуктов.

Мы упаковываем продукты герметично, в пустые пакеты из-под молока или сока, предварительно расфасовав и собрав наборы по приемам пищи. Например: завтрак 1-го дня, перекус 1-го дня и так далее. Такая упаковка водонепроницаема, хорошо сохраняет хрупкие, крошащиеся продукты, удобно упаковывается в рюкзак, существенно уменьшает "головную боль" завхозу. Отдельно упаковываем не очень хорошо хранящиеся продукты: сырокопченую колбасу, сыр, шоколад.

8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Что получилось?

Маршрут пройден группой в полном составе, в полном объеме с незначительными отклонениями от запланированного графика, с хорошим состоянием здоровья всех участников на протяжении всего похода.

Опасения городской МКК, что маршрут окажется для нашей группы излишне сложным не оправдались, и некоторое сокращение его МКК при заявке (исключение перевала Бороко), на наш взгляд было не нужным.

Первоначальные наши цели мы выполнили полностью:

- прошли интересный в спортивном отношении маршрут

- побывали в новых для нас ущельях района Терскей-Алатау и главное - на южных склонах главного хребта.

- собрали материал для исследовательской работы, пополнили коллекцию фотографий альпийских растений для нашего фотоопределителя, который мы создаем уже несколько лет.

Наши впечатления о маршруте.

Маршрут на наш взгляд достаточно спортивен и интересен.

Маршрут дает возможность приобретения участниками опыта по преодолению практически всех, характерных для гор Альпийского типа, препятствий.

В основном, это, конечно снежные и ледовые склоны, открытые закрытые ледники и ледопады. Перевал Бригантина и восхождение на пик Дементьева добавили немного скальной техники и сделали маршрут более разнообразным. Были на маршруте и переправы и довольно высокие ночевки.

На маршруте не много осыпных и камнеопасных склонов, но нас это не огорчило.

Все пройденные перевалы соответствуют своей категории сложности.

Самым интересным и разнообразным, с технической точки зрения, перевалом нами признан перевал Бригантина.

Очень хорошее впечатление оставил перевал ФКТ: красивый, логичный и довольно безопасный (в смысле камне и лавиноопасности).

В целом маршрут отвечает требованиям к горным походам 4 категории сложности.

Мы рекомендуем его другим группам, в том числе и группам школьников.

Наши впечатления о районе похода.

1. Район Терскей-Алатау очередной раз не разочаровал. Великолепные горы!

2. В районе Центрального Тянь-Шаня действительно может быть очень много снега.

3. Район активно развивается в туристском отношении, и в этом есть и свои плюсы и свои минусы.

4. Поход показал, что в настоящее время по условиям безопасности район Центрального Тянь-Шаня вполне пригоден для походов со школьниками, правда по финансовым затратам он все-таки несколько дороже, чем другие горные районы территории СНГ.

Рекомендации:

При подготовке к походу мы рекомендуем учесть, что

1. Центральный Тянь-Шань, из-за своих особенностей (большие высоты и большие перепады высот из-за глубоких долин) предъявляет повышенные требования к здоровью и физической подготовке участников, по сравнению с другими горными районами. Поэтому необходимо уделить особое внимание физической подготовке участников, а во время похода - контролю за состоянием их здоровья.

2. Прохождение маршрута требует от участников кроме физической подготовки, уверенных технических навыков, таких как преодоления крутых снежных, ледовых, осыпных и скальных склонов, свободного лазания по простым скалам, движения по закрытым и открытым ледникам. При подготовке к походу группе школьников вполне хватает тренировок по горной технике в рамках программы Первенства Москвы по горному туризму (группа А).

Все участники должны иметь опыт горного похода 3 к.с., а также достаточный высотный опыт (как минимум до 3500 м.), и опыт высотных ночевок, желательно до 3000 - 3200 м.

Кроме предпоходной подготовки, группам школьников, участники которых не имеют опыта походов 4 к.с., мы рекомендуем, в начале похода, перед прохождением первого перевала 2Б к.с., провести серию тренировочных занятий по скальной, ледовой и снежной технике. Тренировочные занятия можно совместить с радиальными акклиматизационными выходами.

3. Лучшее время проведения похода конец июля, август. Это время отличается более устойчивой погодой, от снега открываются ледники и тропы. При этом рекомендуем уточнить снежно-ледовую обстановку еще в Москве, связавшись с местными турфирмами.

Кроме этого мы рекомендуем учесть следующее:

-  в хорошую погоду в августе на склонах южной экспозиции снег раскисает уже к 11:00, что сильно затрудняет движение и уменьшает безопасность (снижается прочность снежных мостов, усиливается камне и лавиноопасность) Поэтому мы рекомендуем ранние выходы на перевалы (5 - 6 часов утра.) При этом светает в августе в 6:00.

-  в связи с возможной неустойчивостью погоды и снежной обстановки необходимо запланировать запасные дни на непогоду, а так же иметь определенный запас снаряжения (большее кол-во газа, обязательно иметь компас)

- очень большой уровень солнечной радиации при движении по снежным склонам (очки, солнцезащитный крем, пантенол в аптечке)

4. Группам, отправляющимся по нашему маршруту, следует учесть сложность аварийных выходов с южной стороны главного хребта и быть готовым к практически полной автономии на 8 - 10 дней.

Интересные объекты на маршруте.

При прохождении маршрута рекомендуем обратить внимание на следующие интересные объекты:

- один из крупнейших узлов оледенения и пятитысячники хребта Терскей Алатау - вершины Джигит и пик Каракольский

- животный мир и растения долин рек южной части Терскей-Алатау

- "красные скалы" в ущелье Чон-Кызылсу

- термальные источники "Джилсу"

- озеро Иссык-Куль (на берегу которого рекомендуем провести 1-3 дня)

- Мемориальный музей Н.В.Пржевальского (в поселке Пристань Пржевальск, в окрестностях г. Каракола)

- Тибетские петроглифы в ущелье (поселок Тамга).

9. Список использованной литературы

1.  Энциклопедия туриста, Москва, "Большая Российская Энциклопедия", 1994.

2. Энциклопедия для детей, Россия: физическая и экономическая география, т 12, Москва, Аванта+, 2004.

3. В.И. Роборовский "Путешествие в Восточный Тянь-Шань и в Нань-Шань" ГЕОГРАФГИЗ, 1949

4. Календарь природы Киргизии "Кыргызстан", 1976

5. Высокогорные перевалы. Москва 2001 г., издательство "Прест"

6. Ю.К. Ефремов. "Природа моей страны" М., "Мысль", 1985.

7. Б.И. Рукавишников. "Озеро Иссык-Куль и хребет Терскей-Алатау", Москва, 1982 г.

7. Отчеты из электронной библиотеки турклуба МГУ, INTERNET

8. Материалы туристских серверов INTERNET

9. Отчеты из библиотеки СЮТур:

К.с. Руководитель Нитка маршрута год
1474 4 Ермилов  ФГС в дол. р. Чон-Кызыл-Суу - р. Котор - лед. Котор С. - пер. Котор (1Б, 4100) - лед. Котор Ю. - пер. Дополнительный (1А, 4200) - пер. Боковой (1Б, 4300) - лед. Колпаковского Зап. - пер. Колпаковского (2А, 4250) - р. Котор - р. Кельдыке - лед. Кельдыке - пер. Загадка Зап. (2Б, 4400) - лед. Колпаковкого Вост. - пер. Бороко (2Б, 4400) - лед. Бороко Зап. - р. Чон-Борду - р. Куйлю Зап. - пер. Куйлю Ю. (1Б, 4250) - р. Караколтор Зап. - пер. Бригантина (2Б, 4400) - лед. Культор В. - р. Культор - р. Каракол 2007

10. Отчеты из библиотеки МГЦТК

5255 5 Семенов Р. З. Телеты - п. Дмитрова - а.л. Каракол - п. Солнце - п. Бригантина - п. Эпюра - п. Онтор - п. Новосибирцев - п. Ульяновцев - п. Загадка - п. Арча-тор-р. - Джеты-Огуз 1989
4694 4 Галлямова Р. Айлама - п. СОАН - р. Байтор - п. Джеты-Огуз - п. Онтор - п. Эпюра - п. Каракольский - п. Панорамный-п. Тарыктор - р Аксу 1983
4675 5 Галлямова Р. Чон-Кызыл-Су - п. Коспаковского - п. Загадка - п. СОАН - п. Серебряное седло - п. Эпюра - р. Культор 1984
4610 5 Сазонов Р. Джеты-Огуз-р.Телеты З.- п Дмитрова - п. Арчалытор - п. Серебряное седло - п. ФКТ - п. Бригантина -

п.Черные камни- п. Алакель

1984
4189 5 Ковченко Р. Чон-Кызыл-су - п. Инструкторов - п. Лавинный - п. Ульяновцев - п. Айлама - п. Арчалытор - п. Онтор - п. Солнце - п. Труд - р. Аксу 1982
3849 5 Лысенко Р. Каракол - п. Экичат Сев. - р. Тарыктор - п. Хатиджи - п Бригантина - п .Солнце - п .Онтор - п. Арчалтор Ю.- п. Айлама 1979
3577 5 Храмова П. Телеты - п. Рижан - п. 40 лет Киргизии - п. Арчатор п. Онтор - п. Эпюра - п. Бригантина - п. Каменистый 1979

пользы чуть

Все фотографии АБСОЛЮТНО слепые, хоть бы где галочку поставил.

Терскей Алатоо действительно очень интересный район,

однако погода действительно бывает неприятной, в 91-м за два месяца, июль и август, мы отметили три или четыре дня вообще без дождя, а во все остальные дни в ущельях Каракол и Огуз - Баши по полдня были дождливыми в обязательном порядке, так что перед отъездом мы продали все перкалевые плащи, которые у нас были. Причем очень выгодно. Хотя местные говорили, что в 70-х годах было наоборот. Теперь есть компактные полиэтиленовые плащ - накидки, всегда беру с собой, на несколько раз вполне.