Руководитель: Л.А.Примоленный, г. Москва

Отчет о горном походе 3 к.с. по С.Тянь-Шаню в августе 2009 г. Часть 1

Отчёт о горном походе

3 к.с. по Северному Тянь-Шаню (хребты Заилийский и Кунгей Алатау)

в августе 2009 года

руководитель группы - Примоленный Леонид Алексеевич

1. Справочные сведения

1.1. Контактная информация

Наша группа относится к турклубу при МГТУ им. Н.Э.Баумана http://tourism.bmstu.ru

Руководитель похода - Примоленный Леонид Алексеевич Leonid_P@bk.ru

Отчёт направлен в МГЦТК г. Москва. ул. Солженицина, д. 17

Html версия отчёта на сайте http://tourism.bmstu.ru

1.2. Общие сведения

Вид туризма

горный

Район

Северный Тянь-Шань (Заилийский и Кунгей Алатау)

Категория сложности

Протяжённость

120 км

Нитка маршрута

г. Алма-Ата - пер. Б. Талгарский (н/к, 3140) - р. Туристов - пер. Туюксу (1Б, 4050) - лед. Туюксу - попытка восхождения на пер. Орджоникидзе (2А, 3980) - пер. Маншук Маметовой (1Б, 4010) - р. Лев. Талгар - [пер. Тогузак (4160) + пер. Джусанды-Кунгей (4377)(через вершину Мурынтау-Зыкина)](2А связка) - лед. Жангырык - пер. Чилико-Кеминский (1Б, 4100) - оз. Джасык-Кель - пер. Бозтери Зап (2А, 4200) - р. Бакты-Долонаты - пос. Прогресс

Количество перевалов

Суммарный набор/сброс высот

+7360м/-8350м

Максимальная высота

4430м (плечо вершины Мурынтау-Зыкина)

Максимальная высота ночёвки

3730м (у языка лед. Джусанды)

1.3. Состав группы

финансист, фотограф

2. Организация похода

2.1. Район путешествия

Тянь-Шань - горная система в Средней и Центральной Азии, расположенная на территории Казахстана, Киргизии, Китая и Узбекистана. Северный Тянь-Шань - часть этой горной системы, состоящая из двух хребтов: Заилийского Алатау и Кунгей Алатау, протянувшихся в направлении "восток-запад". Заилийский Алатау расположен севернее, его склоны спускаются к Алма-Ате Кунгей Алатау находится южнее, опускаясь на юг к Иссык-Кулю. В средней части хребты соединяются Чилико-Кеминской перемычкой, сориентированной в направлении "север - юг". Отсюда берут свои истоки две основные реки района: Чилик, текущий в восточном направлении, и Чон-Кемин, текущий на запад. Чилико-Кеминская перемычка является их водоразделом.

Высшая точка - пик Талгар (4973 м).

Климат Северного Тянь-Шаня резко континентальный. В долинах предгорий средняя температура июля 20-25гр, в долинах среднегорья 15-17гр, в высокогорье 5гр и ниже. [4, из отчёта Чегаевой]

Стоит отметить, что в этом году было очень много снега и холоднее.

Ближайший крупный город - Алма-Ата. На юге Кунгей Алатау граничит с озером Иссык-Куль, а шоссе, которое тянется вдоль берега, соединяет район со столицей Кыргызстана Бишкеком.

Большинство маршрутов имеют 2 вида: из Алма-Аты к Иссык-Кулю, либо из Алма-Аты в Алма-Ату. В районе можно совершать походы от 1 до 5 к.с. На большинство перевалов можно найти описания и фотографии, но есть и возможности для первопрохождений.

По хребтам Заилийский и Кунгей проходит государственная граница Казахстана и Кыргызстана. В связи с этим существуют сложности с её пересечением (подробнее см. в разделе Пребывание в чужих странах).

Наш маршрут закончился в пос. Прогресс откуда мы направились в г. Чолпон-Ату отдыхать на озере Иссык-Куль. Практически всё северное побережье представляет собой большую курортную зону. Проблем с жильём, питанием и транспортом нет.

2.2. Общая идея похода

Поход планировался как спортивный маршрут 3 категории сложности в новом для всех районе. До этого все участники участвовали в горном походе на Кавказе, и руководитель никогда не выезжал в Азиатские горы. Хотелось пройти интересный, насыщенный, напряжённый поход, который оставил бы массу впечатлений и опыта.

2.3. Логистика

Добраться до Алма-Аты можно на прямом поезде из Москвы и на самолёте. Уезжать с Иссык-Куля можно также через Алма-Ату, либо через Бишкек поездом и самолётом.

В процессе подготовки было решено лететь в Алма-Ату на самолёте. Часть продуктов и бензин для горелок покупали в Алма-Ате. Пока группа покупала продукты на рынке, руководитель съездил к спасателям чтобы встать на учёт (подробнее см. в разделе Безопасность). По городу нас возил водитель Евгений, с которым мы заранее договорились в Москве через друзей из турклуба Вестра (контакты см. ниже).

Обратно в Москву уезжали также через Алма-Ату. Водителя нашли на автобусной станции в Чолпон-Ате. Ехали через второстепенный пограничный пост, чтобы было меньше проблем с документами.

Вопрос трансфера рассматривался в различных аспектах.

1. Стоимость. В этом году билеты на поезда сильно подорожали и разница в билетах туда-обратно Москва- Алма-Ата между поездом в плацкарте и самолётом составила всего 2000р. При этом в поезде придётся потратиться на еду на 3дня. Если лететь самолётом, то стоит брать билет туда-обратно т.к. он обойдётся дешевле. В Алма-Ату из Москвы летает (по крайней мере в 2009г) только авиакомпания "Трансаэро". Стоимость билета туда-обратно - 14000р.

2. Время. Поезд в Алма-Ату из Москвы идёт 3д 6ч. Полёт на самолёте занимает 5ч. В связи с тем, что большая часть команды уже не студенты и имеют ограниченное количество отпускных дней, то вопрос времени стоял очень остро.

3. Провоз снаряжения. Провезти снаряжение в поезде значительно проще, чем на самолёте, т.к. не нужно платить за перегруз. По самому дешёвому билету в багаж можно взять без перегруза 20кг, а в ручную кладь 5кг. За перегруз в самолёте мы платить не хотели, поэтому в Москве закупили только специфичные продукты (сухое мясо, колбаса, некоторое сладкое). Остальную часть раскладки (крупы, распространённое сладкое) и бензин для горелок решили купить в Алма-Ате. В аэропорту потратили около часа на распределение снаряжения. Часть снаряжения одевали на себя.

4. Провоз топлива для горелок. Провезти воспламеняющиеся вещества (газ или бензин) через государственную границу в поезде проще, чем в самолёте, но всё равно достаточно рисковано. Топливо решили покупать в Алма-Ате.

2.4. Финансовые траты

Самолёт

Москва Домодедово - Алма-Ата

Авиакомпания Трансаэро

06 авг 22:45 - 07 авг 05:15

Билеты туда-обратно стоили в туристический класс (самый дешёвый)14050р. Покупались за пол-года.

Самолёт

Алма-Ата - Москва Домодедово

Авиакомпания Трансаэро

25 авг 06:30 - 25 авг 09:25

Перевозчик в Алма-Ате

Михаил Михайлович Медов

e-mail: a.88888@mail.ru

10000 тенге с группы за трансфер от аэропорта в Алма-Ате до горнолыжного курорта Чимбулак через обменник, столовую, рынок, спасателей в РОСО.

Подъёмник (3 очереди)

1800 тенге с чел.

Проживание в пансионате Чолпон-Аты (2 ночи)

400 сом с человека

Средняя стоимость обеда в Чолпон-Ате

240 сом

Перевозчик из Чолпон-Аты в Алма-Ату

Михаил

+770-12-75-02-18

+996-555-74-01-07

200дол. + 2000 тенге с группы за трансфер из Чолпон-Аты в Алма-Ату через второстепенный пограничный пост.

Курсы валют

1 тенге = 4,8 руб

1 сом = 1,37 руб

2.5. Пребывание в чужих странах

Пребывать гражданам СНГ в Казахстане без регистрации можно в течении 5-ти дней при наличии билета подтверждающего приезд в страну. В связи с тем, что по прибытии в Алма-Ату мы сразу уходили в горы, то проблем с регистрацией не было. Лесники и пограничники в горах регистрацию как правило не спрашивают т.к. это "хлеб" милиции.

Основная проблема нашей группы была в незаконном пересечении государственной границы в составе организованной группы по предварительному сговору, т.к. мы пересекали границу Казахстана и Кыргызстана в обход пограничных постов. Данное преступление в случае обнаружения пограничниками влечёт за собой либо большой откуп, либо суд и депортацию с запретом на въезд в течении 5 лет. Предварительно почитав форум альпинистов и туристов "Центр тяжести" [6] мы выяснили, что в районе Солнечной Поляны и Чилико-Кеминской перемычки казахских пограничников обычно не бывает из-за сложности перевалов. Действительно опасный участок находится в районе озера Джассык-Кель т.к. к нему ведёт грунтовая дорога от погранпоста в долине Чон-Кемин и периодически отправляются патрули. В связи с этим пришлось отказаться от днёвки на озере и проходить эту часть маршрута довольно резво.

В Кыргызстане без регистрации можно находиться в течении 90 дней, поэтому её никто не спрашивает и мы не стали её оформлять.

Вторая проблема для нашей группы была в пересечении границы Кыргызстан-Казахстан на пути в Алма-Ату. Т.к. в страну мы попали незаконно и никаких документов (миграционная карточка, билеты, регистрация) у нас не было, то мы решили ехать через неосновной пограничный пост, где контроль менее строгий. И киргизских, и казахских пограничников мы прошли без дополнительных финансовых затрат.

2.6. Безопасность

Для обеспечения безопасности на маршруте был предпринят ряд действий:

1.Постановка на учёт у спасателей в Алма-Ате.

Контакты с сайта МЧС Казахстана:

"Республиканский оперативно-спасательный отряд" (РОСО), г. Алматы +7 (727) 295-79-11 roso@nursat.kz

Стоит упомянуть, что в Кыргызстане спасателей нет, а казахстанские работают только на территории их государства из-за проблем с пересечением границы.

2.Страхование

Группа застраховалась от несчастного случая в страховой компании РОСО на 18 дней. Страховая сумма 20000 USD обошлась в 500 руб. на человека. Дополнительные риски - Climbing.

3.Спутниковый телефон

Группа арендовала спутниковый телефон системы GlobalStar на 22 дня у фирмы "ЕвроСатт" http://www.eurosatt.com/ Аренда стоила 3730 руб. минута разговора - 490,68 руб. Стоит отметить, что спутник ловился не всегда.

4.Изучение района и GPS навигатор

При подготовке к походу район путешествия был тщательно изучен и в GPS навигатор были занесены точки всех возможных мест, где могла оказаться группа.

5.Сеансы связи

Ещё в Москве были обговорены сеансы связи с представителями МКК нашего клуба. Каждые 2-3 дня в зависимости от доступности спутника отзванивались.

6.Медицинские консультации

В Москве договорились со знакомыми профессиональными медиками о поддержке по телефону в случае необходимости. Медикам предварительно передали наш список аптеки.

2.7. Подготовка участников

При подготовке участников был сделан упор на технические навыки и умения. Группа участвовала в Московском Кросс-Походе http://www.crosspohod.msk.ru/ в классе А и заняла 5-ое место.

Физические тренировки были оставлены на совесть участников. В результате участники подготовились плохо и испытывали проблемы в походе.

3. График движения по маршруту

6.8

Вылет из Москвы в Алма-Ату в 22:45

7.8

Прилёт в Алма-Ату в 5:15 (по местн.) Закупка продуктов. Встали на учёт у спасателей. Чимбулак - пер. Б.Талгарский (н/к, 3140) - р. с лед. Богдановича

1,284

+525
-692

9.8

м/н - радиальный выход для заброски (р. Л. Талгар - морена лед. Тогузак)

0 (14,208)

2613-3650

+1037

17.8

м/н - лед. Прав. Тогузак - [пер. Тогузак (4160) + пер. Джусанды-Кунгей(4377) через плечо вер. Мурынтау-Зыкина](2А связка) - лед. Джсанды - ночёвки у языка лед. Джусанды

10,272

3650-4160-4430-4377-3730

+780
-700

18.8

днёвка

19.8

м/н - р. Жангарык - лед. Жангарык - пер. Чилико-Кеминский (1Б, 4100) - верховья р. Чон-Кемин

12,372

3540-1700

-1840

23.08- 24.08

Отдых на Иссык-Куле. Такси до Алма-Аты. Вылет из Алма-Аты в Москву 25.08 в 6:30 (по местн.)

ВСЕГО

(135)

+7360
-8350

3.2. Схема маршрута

Голубым отмечен пройденный маршрут. Жёлтым отмечены непройденные заявленные участки маршрута.

3.3. Высотный график

3.4. График заявленный

День похода

Hмакс, м

Нноч, м

6.8

Вылет из Москвы в Алма-Ату в 22:45

7.8

Медео - пер. Бол. Талгарский (н/к, 3160) - пер. Мал. Талгарский (н/к, 2726) - Солнечная поляна, заброска1 в месте предполагаемого брода р. Л. Талгар

10,92

+900

-900

12.8

м/н - [пер. Орджоникидзе (2А, 3980)]прошли по запасному варианту - Солнечная поляна (заброска1)

+480

+940

-220

15.8

[м/н - пер. Джамбула (2А, 4050) - лед. Шокальского] порезали от пер. Джамбула до пер. Тогузак

8,52

+700

-470

16.8

[м/н - пер. Бивачный (2А, 4420) - траверс через вер. Ак-Гюль (4600) до пер. Ак-Гюль Южн. (2А, 4460)]порезали от пер. Джамбула до пер. Тогузак

+1030

18.8

запасной

19.8

м/н - [пер. Джусанды-Кунгей (2А, 4350)]прошли по запасному варианту - лед. Джусанды-Кунгей - р. Жангырык - лед. Жангырык

12,6

+500

-950

20.8

м/н - [пер. 70 летия Октября (2А, 4350)] прошли по запасному варианту - оз. Джасык-Кель

15,24

отставание от графика

оз. Джассык-Кель - пер. Бозтери Зап. (2А, 4140) - р. Бакты-Долонаты

оз. Джассык-Кель - пер. Аксу Сев (1А, 3950) - р. Чонг-Аксу - пос Григорьевка

пер. Бивачный - траверс через вер. Ак-Гюль (4600) до пер. Ак-Гюль Южн. - лед. Богатырь

пер. Бивачный - траверс до пер. Ак-Гюль Сев. - лед. Богатырь

отставание от графика

пер. Джусанды-Кунгей (2А, 4350)

траверс с пер. Тогузак через в. Мурынтау-Зыкина

лавиноопасность или повышенная сложность

3.5. Причины отклонения от графика

1. Первое отставание связано с долгими сборами в урочище Чимбулак. При планировании этот аспект был недооценён

2. На четвёртый день планировалось прохождение пер. Туюксу, но дойдя до ледника, решили потратить день запаса на закрепление акклиматизации.

3. В день восхождения на пик Амангельды прошёл снегопад, поэтому от него пришлось отказаться.

4. Авария на пер. Орджоникидзе окончательно изменила маршрут:

· После лавины появилось отставание на сутки. В тот день мы должны были выйти к заброске, поэтому следующий шли на остатках еды.

· Решили отказаться от "снежной" второй части. Освободившиеся дни потратили на многочисленные днёвки.

· Из-за потери верёвки отказались от пер. 70-тилетия Октября т.к. его прохождение связано со сложным рваным ледником. Остальные ледники на маршруте опасений и проблем не вызвали. Тем более что оставалась вспомогательная верёвка 6мм.

· Решили проходить пер. Джусанды-Кунгей через плечо вер. Мурынтау, т.к. этот путь был заявлен в случае лавинной опасносноти. Хотя северный склон перевала так и не увидели.

· Обходили пер. Орджоникидзе по нелавиноопасному пер. Маметовой. Перевал заявлен не был, но в процессе подготовки в gps была проставлена точка на него и были описания с фотографиями.

Выводы:

1. Планировать щадящий график движения на период акклиматизации. Особенно в районах, где логичную акклиматизационную пилу сложно построить. Заилийский Алатау достаточно высокий район: высота пер. Б.Талгарский - 3140, а Солнечной поляны - 2600. Поэтому первые дни даются с трудом.

2. Планировать больше дней запаса. Для погоды, которая была в этом году, нужно было закладывать не 2, а 4 запасных дня.

3. Тщательнее планировать запасные и аварийные варианты.

4. Трезво оценивать физическую подготовку группы и напряжённость похода в период подготовки.

4. Техническое описание маршрута

При чтении технического описания, следует учитывать следующие аспекты.

В таблице описания дня указывается день похода, дата, погода утром, в обед, вечером, участок маршрута, пройденный в этот день, километраж в зачёт (с коэффициентом 1,2), набор высоты, ЧХВ в минутах и грязное ходовое время (от выхода с ночёвки до постановки лагеря, включая обеды и время, потраченное на перевалах).

Грязное время в расчёте ходового времени в итоговой таблице не учитывает время обедов, ночёвок и время, потраченное на седловинах перевалов.

После описания дня следует таблица ключевых точек за день, проставленных в gps навигаторе, кусок карты Вуколова [1] с этими точками и приблизительным треком за день. Точки ставились на привалах или в ключевых местах (удобные стоянки. неочевидные повороты и пр.) Несколько раз точки забыли поставить.

Высота мерилась gps навигатором.

Везде, где это не оговаривается специально, понятия "правый", "левый" даются в орографическом смысле

4.1. Перевал Б.Талгарский (н/к, 3140) + перевал М.Талгарский (н/к, 2726)

Чимбулак - пер. Б.Талгарский - р. с лед. Богдановича - пер. М.Талгарский - ур. Солнечная Поляна (07.08 - 08.08)

Перевал Б.Талгарский

западный

осыпной

Расположение

Расположен в Малоалмаатинском отроге. Соединяет р. Чимбулак (р. М.Алматинка) - р. Л.Талгар (р. Сауруксай)

07.08.2009 со стороны р. Чимбулак

травянистый

юго-восточный

Расположение

Расположен в Малоалмаатинском отроге. Соединяет р. Сауруксай (р. Л.Талгар) - р. Л.Талгар

08.08.2009 со стороны р. Сауруксай

от р. Сауруксай до ур. Солнечная Поляна

3.2.39

1 день

07.08.2009

Ночёвка 7-8.08. стоянки возле озера, образованного ручьём с ледника Богдановича

43-6,9552

77-7,3998

Наше путешествие начинается 6 августа в Москве в аэропорту Домодедово. Вылетели в 22:45. В самолёте стараемся поспать т.к. следующий день будет довольно долгим и хлопотным. Прилетаем в Алма-Ату в 5:00 по местному времени. После получения багажа встречаем нашего водителя и уезжаем. Поездка по городу включает несколько пунктов: столовая, обменник, спасатели, продуктовый рынок, бензозаправка, Чимбулак. Приезжаем в Чимбулак в 11:20 и начинаем запаковывать продукты и бензин.

Светит солнце и довольно жарко. На сборы ушло 3,5 часа. В 15:00 подходим к первой очереди канатной дороги горнолыжного курорта Чимбулак (т. 001, 2241). На кассе узнаём, что работают все 3 очереди (стоимость проезда и другие финансовые траты см. в разделе 2.4. Финансовые траты). На перевал вдоль канатной дороги идёт тропа по осыпному склону крутизной до 20гр. (ф. 1). Последняя очередь в 15:50 привозит нас на перевал Б.Талгарский (т. 002, 3140). С перевала открывается вид на Алма-Ату и долины лед. Богдановича и р. Л.Талгар (ф. 3) Одеваем рюкзаки, делаем пару снимков (ф. 2) и в 16:00 начинаем спуск по тропе вниз в сторону пер. М.Талгарский. Сегодня нам нужно пройти как можно дальше от перевала. Проходим 25мин и останавливаемся на стоянках у небольшого озерца, образованного ручьём с лед. Богдановича (т. 003, 2897). Т.к. время уже позднее, день был тяжёлый и до следующих стоянок (Альпийская Роза на р. Л.Талгар) идти несколько переходов, решаем остановиться здесь на ночёвку (ф. 3,4).

2 день

08.08.2009

43-4,7316

77-9,768

77-9,6048

Общий подъём в 5:00. Небо чистое и непривычно холодно по сравнению с Москвой. Завтракаем в пуховках. В 7:05 начинаем движение в сторону пер. М.Талгарский (ф. 3). Сегодня нам нужно подойти как можно ближе к р. Конституция, чтобы на следующий день потратить меньше времени на заброску №2.

Перевал М.Талгарский (т.004, 2726) является перемычкой в отроге, разделяющем Л.Талгар от р. Сауруксай. В 7:35 "спускаемся" на перевал по хорошей тропе. Отсюда открывается вид на пер. Б.Талгарский (ф. 5), долину Л.Талгара и верховья долины р. Науруксай. В 7:50 продолжаем движение по тропе вправо и вниз. Тропа проходит по лесному склону крутизной до 25гр и местами преграждается упавшими деревьями. В 9:00 выходим к стоянкам "Альпийская Роза" (т. 006, 2210) на берегу реки и продолжаем движение вверх по долине.

Долина Л.Талгара довольно пологая и встать на ночёвку можно практически в любом месте. Участок между точками 009 и 011 покрыт следами селя сошедшего несколько лет назад. В лесу и на селевом выносе можно найти сухие деревья и использовать их для разведения костра. Но нужно быть осторожными с лесниками, которые иногда навещают долину. На правом берегу Л.Талгара начинается заповедник, и лесники могут придраться и оштрафовать.

Тропа тянется по лесу и периодически теряется. В 11:45 останавливаемся на селевом выносе пообедать (т. 010, 2540), обследовать место брода и оставить заброску.

Значительная масса воды на этом участке (от т. 009 до т. 011) протекает под конгломератными остатками селя, поэтому реку здесь можно перейти по камням утром. В течении дня воды становится больше и сквозь землю пробиваются ручейки. Стоит отметить, что переправа в этом месте не очень удобна из-за противоположного берега. Склон там довольно крутой (15гр), заросший и вплотную подходит к реке. Перебродить реку можно на разливах в урочище Солнечная Поляна, но река там значительно мощнее. Второй вариант, возможно, будет удобнее, если дальнейший путь лежит вверх по долине в долину р. Улькун-Мынжилки.

Обедаем, оставляем заброску №1 на вторую часть маршрута и в 15:25 выходим. Тропы на селевом выносе нет, поэтому идём вдоль реки (ф. 6). В 15:50 подходим к селевому озеру, которое располагается на границе селевого потока (ф. 7). Дальше сохранился лес. На берегу озера есть удобные стоянки в тени деревьев. От озера тропа поднимается на уступ долины и выводит в урочище Солнечная поляна (т. 012, 2600) (ф. 8, на этой фотографии указана ночёвка 8, 9 дней).

От Солнечной Поляны проходим ещё один переход и встаём на ночёвку (ф. 33) в 17:35 на следующем уступе долины в районе слияния Л.Талгара и р. Туристов (т. 013, 2730). Возможно, в некоторых описаниях под Солнечной Поляной понимается именно это место. На тропе попадаются надписи, выложенные камнями и датированные 70-ыми годами.

Подъём от базы Чимбулак до пер. Б.Талгарский по канатной дороге

3,6

+899

0:50

Канатная дорога

Спуск с пер. Б.Талгарский до стоянок у ручья с лед. Богдановича

1,284

-243

Тропа по травянистому склону

Путь от стоянок у ручья с лед. Богдановича до пер. М.Талгарский

1,776

-171

Спуск с пер. М.Талгарский до стоянок "Альпийская Роза" на р. Л.Талгар

1,404

-516

Тропа по травянистому склону уходящая в лес. В лесной зоне тропа иногда преграждается упавшими деревьями и на отдельных участках крутизной до 25гр.

Подъём от стоянок "Альпийская Роза" до селевого озера на р. Л.Талгар

4,848

+360

Тропа по лесу до селевого выноса. Затем по конгломератному селевому выносу вдоль р. Л.Талгар

Подъём от селевого озера до ур. Солнечная Поляна

-930

260/

5:50

Перевалы Большой и Малый Талгарский - наиболее популярный и простой путь в долину Левого Талгара. Возможность подняться большую часть пути на канатной дороге делает этот заход очень привлекательным (и облегчает занос заброски), однако, такой резкий набор высоты не всеми переносится хорошо. По возможности, людям без акклиматизации следует избегать ночевки на перевале в первый день похода. Весь путь проходит по тропе, прекрасно набитой к августу, но не всегда очевидной в середине июля. Поэтому, в случае её потери, особенно при обходе бурелома, стоит остановиться и поискать её как следует. Перевал не требует специального снаряжения, но палки, альпеншток очень пригодятся, поскольку сброс высоты, особенно в последней части спуска, велик. После дождя может потребоваться ледоруб или альпеншток, иначе изрядную часть спуска по крутой глинистой тропе придется проделать "на пятой точке". [1]

Долина Л.Талгара очень посещаемое место в силу своей доступности и удобного расположения. В сезон за день здесь можно встретить до десятка туристических групп и любителей ПВД. С Солнечной Поляны отходят маршруты к Джамбульскому отрогу с переправой через Л.Талгар (р. Науруксай, р. Улькун-Мынжилки), к Малоалмаатинскому отрогу (пер. Маншук-Маметовой, пер. Партизан, пер. Антикайнена и др.), к р. Туристов (пер. Иглы Туюксу, пер. Седло Туюксу, пер. Туристов, пер. Туюксу), к ледникам Тогузак, Конституции, Дмитриева). В долине нет погранпостов, что значительно упрощает путешествия здесь. Стоит иметь в виду, что на правом берегу Л.Талгара начинается заповедник и в долине иногда появляются лесники.

4.2. Заброска №2

[р. Туристов - верховья р. Л. Талгар - морена лед. Тогузак] (радиально) (09.08)

3 день

09.08.2009

облачно, лёгкий дожндь

слабая облачность

м/н в переходе от Солнечной Поляны - радиальный выход для заброски (р. Л. Талгар - морена лед. Тогузак)

0 (14,208) км

+760 м
- 760 м

335 мин/8ч

разветвление тропы в долину р. Туристов и к верховьям р. Л. Талгар через брод

43-2,781

77-9,5832

переправа по камням через р. Туристов

43-2,367

77-9,3666

большой камень на тропе в долине р. Туристов

43-2,4324

77-9,2904

брод р. Туристов на разливе

43-2,6766

77-9,5916

переправа по камням через р. Конституция

43-1,485

77-9,4242

Заброска №2. Точка на правой боковой морене лед. Тогузак возле вертолётной площадки.

43-0,69

77-10,5186

Сегодняшний день посвящён заброске №2. Вчера решили, что Света и Сергей останутся в лагере а остальные пойдут относить заброску как можно ближе к пер. Тогузак.

Встаём в 5:00. Света и Сергей готовят завтрак, остальные распределяют заброску по рюкзакам. Берём рации, договариваемся сеансах связи и в 7:05 выходим. Рюкзаки лёгкие, поэтому довольно резво доходим до р. Туристов (ф. 33).

После ручья (т. 052, 2808) дорога раздваивается. Направо уходит хорошая тропа, ведущая в боковую долину р. Туристов, налево тянется еле заметная в густой траве тропа, указанная в описаниях и на картах Вуколова и ведущая к верховьям р. Л. Талгар. Эта тропа проходит через брод на разливе р. Туристов (т. 022, 2800). Вода тут спокойная и неглубокая (по голень). Мы прошли здесь на обратном пути. Также реку можно перейти по камням выше по течению (т. 014, 2920) (ф. 34). К этому месту можно выйти, двигаясь по тропе в долину р. Туристов до большого одиноко стоящего камня (т.023, 2950). Здесь мы переправлялись на пути туда и через несколько дней позже на 2-ой части маршрута. Перейдя на другой берег, продолжаем движение к руслу Л.Талгара и в какой-то момент выходим на тропу. Тропа идёт совсем вплотную к реке и затем выходит на древнюю оконечную пологую морену. Идём от турика к турику пока не упираемся в скальный прижим (т.016, 3027) (ф. 35). Переходим по камням р. Л. Талгар в 9:15.

Дальше теряющаяся тропа, помеченная туриками, тянется по оконечной морене и выходит на гребень правой морены лед. Тогузак (ф. 36). Идти приходится по средней осыпи крутизной в отдельных участках до 20гр. В 11:40 выходим на гребень боковой морены в районе вертолётной площадки заброшенной метеорологической станции (т. 019, 3490). Отсюда видно левую ветвь лед. Тогузак, пер. Попова и язык ледника Конституции (ф. 37, 38). Ледники значительно отступили по сравнению с изображением на карте.

Идти тяжело, поэтому решаем оставить заброску в камнях и возвращаться. Назад идём по тому же пути за исключением брода через р. Туристов. Чтобы не делать набора высоты, решаем идти по тропе и бродить реку, в месте где упрёмся в неё (т. 022, 2800)

Стоит иметь в виду, что в верховьях р. Л. Талгар вода грязная. Ручей, который отмечен на карте в кармане правой морены лед. Тогузак и иногда встречается в описаниях, мы не нашли. Поэтому вставать на стоянку рекомендуется либо ближе к р. Туристов, где можно найти чистую воду из ручейков, либо у ледников.

Подъём от Ночёвок 8-10.08 до переправы по камням р.Туристов

2,484

+190

Подъём от переправы через р. Туристов до переправы через р. Л. Талгар

1,968

+107

Тропа по древней пологой морене

Подъём от переправы через р. Л. Талгар по оконечной морене до правой морены л. Тогузак (возле вертолётной площадки)

2,616

+463

Теряющаяся слабая тропа помеченная туриками. Моренные валы крутизной до 20гр.

Всего на подъём от Ночёвок 8-10.08 до Заброски №2

7,068

+760

195/

4:35

Спуск от места заброски №2 до переправы через р. Л. Талгар

2,616

-463

Теряющаяся слабая тропа помеченная туриками. Моренные валы крутизной до 20гр.

Спуск от переправы через р. Л. Талгар до брода р. Туристов

7,032

140/

2:45

4.3. Перевал Туюксу (1Б, 4050)

Солнечная Поляна - р. Туристов - лед. Туристов - пер. Туюксу - лед. Туюксу - стоянки Альпенград (10.08 - 11.08)

43-2,2242 77-5,3010

восток-запад

восточный

снежно-осыпной

западный

снежный

Расположение

Расположен в Малоалмаатинском отроге. Соединяет лед.Туюксу (р. М.Алматинка) и лед.Туристов (р. Туристов)

Прохождение

11.08.2009 со стороны лед. Туристов. Снята записка группы туристов из г. Набережные Челны от 09.08.2009

Необходимое снаряжение

ледорубы, кошки, каски, верёвки основные, ИСС

даётся от ур. Солнечная Поляна до стоянок Альпенград в долине лед. М.Маметовой

3.2.17

Перевал проходился 10 и 11 августа от места стоянки в переходе от Солнечной Поляны в сторону р. Туристов.

4 день

10.08.2009

большой камень на тропе в долине р. Туристов

43-2,4324

77-9,2904

стоянки на уступах долины р. Туристов

024, 025, 026, 027

крайние стоянки на траве в долине р. Туристов

43-1,9806

77-7,4844

Ночёвка 10-11.08

43-1,953

77-6,2976

В 5:00 общий подъём. Небо чистое. Завтракаем и в 7:20 уходим вверх по тропе. Сегодня нам нужно подняться как можно выше к перевалу Туюксу, и если хватит здоровья, пройти его.

Долина р. Туристов очень часто посещается из-за одноимённого перевала 1А ведущего в долину р. Озёрная. В связи с этим до пер. Туристов ведёт хорошая тропа, которая тянется по левому борту долины вдоль реки и затем выводит на левую морену южной ветви ледника Туристов.

Долина спускается вниз несколькими уступами (их хорошо видно на снимках Google Ландшафт). На этих уступах можно встать на ночёвку (т. 024, 025, 026, 027). На крайних травянистых стоянках в этой долине встречаем группу туристов из Набережных Челнов (т.027, 3290). Они в предыдущий день спустились с пер. Туюксу. Продолжаем движение по тропе, которая тянется в кармане морены, и в 10:50 поднимаемся на гребень. Отсюда видно перевал Туристов (ф. 9)

Идётся тяжеловато, поэтому решаем потратить запасной день и встать на ночёвку у первой воды, чтобы не сорвать акклиматизацию. Через 25мин находим ручеёк из снежника в кармане морены и встаём неподалёку (т. 029, 3634). К обеду небо затягивает тучами и вечером пошёл дождь с градом.

5 день

11.08.2009

облачно, лёгкий дождь

слабая облачность

м/н на морене лед. Туристов- лед. Туристов - пер. Туюксу (1Б, 4050) - лед. Туюксу - стоянки Альпенград

8,88 км

+475 м
-729 м

295 мин/7ч 50мин

Ночёвка 10-11.08

43-1,953

77-6,2976

язык лед. Туристов (сев. ветвь)

43-2,0694

77-5,8122

подножие восточного перевального взлёта пер. Туюксу

43-2,1858

77-5,4156

пер. Туюксу

43-2,2242

77-5,301

привал на пологой части лед. Туюксу

43-2,5518

77-4,779

граница закрытой части лед. Туюксу

43-2,8674

77-4,8984

выход на боковую морену с лед. Туюксу

43-3,2376

77-5,112

привал у большого чёрного камня с большим туриком

43-3,7986

77-5,3376

начало тропы с морены к Альпенграду

43-4,2912

77-5,3724

начало тропы от Альпенграда к морене

43-4,623

77-5,3256

стоянки Альпенград. Ночёвка 11-14.08

43-4,7646

77-5,4102

Встаём в 5:00. На небе лёгкая облачность. Сегодня нам предстоит пройти перевал Туюксу.

В 6:50 начинаем движение по гребню боковой морены. Доходим до поворота к северной ветви ледника (т. 030) и сворачиваем направо. Здесь тропы нет. Идём по средней осыпи до языка ледника (т. 031, 3745). Перевальною седловину отсюда ещё не видно. Одеваем кошки и заходим на ледник слева по ходу через ранклюфт, т.к. подъём в лоб довольно крутой. Ледник открытый, слегка присыпан снегом и без трещин. Идём с самостраховкой ледорубами.

В 8:20 подходим к перевальному взлёту (т. 032, 3930) (ф. 10). Он представляет собой снежно-осыпной склон со средней осыпью, протяжённостью 120м и крутизной до 30гр. С седловины нависает карниз, который можно обойти справа по ходу по короткому (6м) снежному участку крутизной 40-50гр.

Справа можно видеть вторую седловину перевала. Подъём на неё выглядит круче и опаснее.

В 8:30 начинаем движение по склону плотной группой друг за другом короткими траверсами с самостраховкой ледорубами. Короткий крутой участок в обход карниза обходим с гимнастической страховкой. На перевале есть скальные выступы за которые можно повесить дюльферную верёвку, при прохождении перевала в обратном направлении.

В 9:05 поднимаемся на перевал (т. 033, 4050). Перевальная седловина широкая и с небольшим уклоном. Можно легко найти места для нескольких палаток. Отсюда сквозь дымку можно увидеть участок основного хребта Заилийского Алатау и Джамбульский отрог. С другой стороны открывается вид на пик Погребецкого и одноимённый перевал (ф. 12). Едим шоколадку, пишем записку, связываемся и фотографируемся (ф. 11). Небо уже затянуло облаками.

Спуск с перевала представляет собой снежный склон протяжённостью 200м и крутизной 30гр. Проходим этот участок в связках с одновременной страховкой (ф. 13,14). Перевальный взлёт кончается на уступе ледника Туюксу. Здесь он закрытый и видны трещины. По пути встречаем группу Кирилла Кузаняна из Москвы. Ребята идут нам на встречу на этот же перевал.

В 11:00 спускаемся на пологую часть ледника (т. 034, 3690) (ф. 15). Здесь крутизна около 10гр и небольшие трещины закрыты снегом. Слева виднеется трактор, упоминание о котором можно встретить в описаниях. Отсюда видно нашу сегодняшнюю цель - стоянки Альпенград у подножия вершины Амангельды. Через 15мин движения (т. 035, 3620), развязываемся, снимаем системы и продолжаем движение по открытой части ледника с самостраховкой ледорубами. Начал капать дождик.

В 12:00 вышли на правую морену ледника Туюксу (т. 036, 3485) (ф. 16). При движении по морене иногда попадаются турики, которые указывают общее направлении. Через несколько дней на пути к перевалу Орджоникидзе мы обнаружили что-то похожее на тропу в кармане морены чуть восточнее от первоначальной линии движения. Вторая "тропа" также помечена туриками.

К стоянкам Альпенград можно пройти двумя путями. Можно спуститься к дороге по тропе в правом кармане оконечной морены, пройти до начала висячей долины лед. Маншук Маметовой и подняться по тропе до стоянок. Этот вариант плох лишним набором и сбросом высоты (+/- 200м). Второй путь к стоянкам Альпенград с морены проходит по тропе, траверсирующей склон. Тропа начинается в правом кармане морены (т. 038, 3321) и траверсирует склон до долины лед. Маншук Маметовой (т. 039, 3342). Минус этого варианта в нескольких участках свободного лазания, которые могут стать препятствием для групп с недостаточной подготовкой.

В 14:40 выходим к стоянкам (т. 040, 3380). Здесь много цветов и молодого джуссая. Есть места под палатки, оборудованные стеночками из камней . Воду берём из ручейков, вытекающих из-под моренного вала. Все уже достаточно промокли от прошедшего дождя. Ставим лагерь, обедаем, ужинаем и ложимся спать.

Путь от ур. Солнечная поляна до Ночёвок 8-10.08

2,94

+130

Подъём от Ночёвок 8-10.08 до стоянок на уступе долины

5,712

+711

Тропа по травянистому склону. Затем тропа вдоль ручья между срединной мореной и левым бортом долины

Подъём от стоянок на уступе долины до стоянок на морене

1,98

+193

Тропа по морене

Подъём от Ночёвок 10-11.08 до языка лед. Туристов (сев. ветвь)

1,14

+111

Тропа до поворота к сев. ветви ледника Туристов. Затем средняя осыпь

Подъём по лед. Туристов до взлёта пер. Туюксу

0,696

+185

Открытый ледник без трещин крутизной 10-15гр. Движение с самостраховкой ледорубами

Подъём на пер. Туюксу

0,204

+120

Снежно-осыпной склон крутизной до 30гр 120м. Движение плотной группой с самостраховкой ледорубами. Короткий участок 4м крутизной 50гр обхода карниза справа по плотному снегу с гимнастической страховкой

Всего на подъём на пер. Туюксу от Солнечной Поляны

12,672

+1450

345/

8:30

Спуск с пер. Тюксу до пологой части лед. Туюксу

1,428

-360

Снежный склон 200м крутизной 30гр. Закрытый ледник 15гр. Одновременная страховка в связках.

Путь по лед. Туюксу до правой боковой морены

1,62

-205

Закрытый ледник 10гр. Одновременная страховка в связках. В т. 035 начинается открытая часть ледника. Самостраховка ледорубами

Путь по морене до тропы к стоянкам Альпенград

2,436

-164

Средняя осыпь

Путь по тропе до стоянок Альпенград (Ночёвки 11-14.08)

1,08

+59

Тропа, траверсирующая склон. Несколько участков с элементами свободного лазания

Всего на спуск с пер. Туюксу до стоянок Альпенград (Ночёвки 11-14.08)

6,564

-729

530/

12:50

Выводы и рекомендации. Перевал Туюксу - классическая 1Б. Один из самых популярных путей из долины р. М.Алматинка в долину р. Л.Талгара. Также популярен траверс до перевала Туристов. Рекомендуется к прохождению в походах от 2 к.с.