Руководитель: В.Мартынов, Московская область

по Центральному Кавказу в районе Баксан-Чегем-Безенги

в период с 05 июля по 23 июля 2009 года

Нитка маршрута:

Пос.Верхний Баксан – дол.Адырсу – а/лУллу-Тау – пер.Адылсу (1Б,3300) – дол.Адылсу – пер.Гумачи (2А,3540) – дол.Адырсу – пер.Грановского (2А,3950) – дол.Башильаузсу – пер.Бодорку (2Б,3970) – пер.Спортивной Дружбы (2Б,4100) – лед.Безенги – дол.Черек-Безенгийский – пер.Столбовой (2А,3540) – дол.Булунгу – пос.Булунгу.

Маршрутная книжка № 10/2009

Руководитель группы: Мартынов В.В.

тел.моб. 726-21-48, тел.раб. (499) 144-21-41, e-mail: martynov_vv@bk.ru

I. Справочные сведения (паспорт спортивного похода)

1.1. Проводящая организация: СТК «Траст-М», Долгопрудненский клуб туристов

150-00-555550020

2. Вводная часть

2.1 Общая смысловая идея похода

В этом году Московской областной федерацией спортивного туризма была организована школа подготовки инструкторов по горному туризму, в рамках этой школы и состоялся наш поход. На маршруте необходимо было провести занятия в рамках школы и увязать взаимодействие групп, что приходилось учитывать при разработке маршрута. Участвовать в данном мероприятии собиралось 9 человек, под них готовилось снаряжение и прорабатывалась тактика. За день выяснилось, что нас едет 7 человек. Успели частично скорректировать только снаряжение.

Район мероприятия был выбран из удобства подъездов и наличия удобных мест проведения совместных занятий школы, компактного расположения и разнообразия препятствий, а также с целью знакомства с известнейшим спортивным районом Центрального Кавказа – Адырсу-Чегем-Безенги. Получения опыта прохождения перевалов 2Б и повышения туристского опыта в горно-спортивных путешествиях.

Разработка маршрута трудностей не представляла, район достаточно известный. Основной задачей было построить логичную нитку с разнообразными по характеру препятствиями. Маршрут состоял из двух частей: акклиматизационной и технической. Планировалось закончить поход в Баксанском ущелье, но из-за неустойчивой погоды, со второй недели каждый день с 13-15 часов шли дожди, не успели пройти последний перевал Донкина и завершили маршрут выходом через посёлок Булунгу долины Чегема.

2.2 Предпоходная подготовка

Тактико-техничекая подготовка к походу проходила в рамках школы специализированного уровня с инструкторским блоком (СУ+ИСТ) проводимой Московской областной федерацией спортивного туризма.

Помимо традиционных лекций регулярно проводились занятия на склонах Москвы реки и в карьере города Подольск. Группа приняла участие в соревнованиях по лыжному туризму в феврале и горных в мая проводимых ФСТ МО.

2.3 Особенности стратегии и тактики

Кавказ не является районом с устойчивой погодой, этот фактор был предопределяющим в стратегии построения маршрута и тактике прохождения препятствий. В снежно-ледовой зоне по ночам температура воздуха не опускалась ниже нуля градусов, поэтому снежный покров был неустойчив часто сходили лавины. Снежные мосты не вызывали доверия. Кроме того из-за постоянных дождей реки были полноводны, местами смыты мосты. Переправы вброд были достаточно сложными.

2.4 Варианты подъезда и отъезда

Из Москвы группа добиралась поездом до г. Нальчик. Заранее были заказаны микроавтобус и погранпропуска, чтобы не тратить время на эти процедуры. На микроавтобусе доехали поселка Верхний Баксан. Отсюда мы начали активную часть маршрута.

На обратном пути с пустившись в посёлок Булунгу до ехали на микроавтобусе до г.Нальчика и далее поездом до Москвы.

2.5 Аварийные выходы и запасные варианты

В случае возникновения аварийных ситуаций планировался спуск: либо в сторону долины Баксана, либо в сторону долины Чегем, либо в сторону долины Черек-Безенгийский по боковым ущельям. Запасных вариантов не планировалось.

2.6 Организационные сведения

Для оформления пропусков в пограничную зону и заказа автобуса связывались с туристской фирмой KavkazSkiTur,

Тел., моб. 8-928-983-77-48 Ляна Керефова

e-mail: info@kavkazskitur.com

На учёт в ПСС встали в посёлке Терскол, о чём им передали сообщение факсом и подтвердили телефонным звонком (т/ф 8-86638-7-14-89). Так же можно было встать на учёт в ПСС альплагеря «Шхельда», ПСС в долине Адырсу или в спасотряде г.Нальчик (8-86624-2-24-56).

4. График движения

лед. Южный Чат – Северный приют

7,0

-980

не сложный ледопад, скально-осыпной склон

облачно, с обеда дождь

Северный приют – под лед. Шаурту

12,5

-540

+240

пасмурно, временами дождь

дождь

лед.Шаурту – «верхние Шауртинские ночёвки»

8,5

4,50

+1160

закрытый ледник, скально-осыпной склон

пер.Спортивной Дружбы – лед.456

6,0

+460

снежно-ледовые склоны, скалы

облачно, с обеда пас-мурно снег

лед. 456 – лед.безенги

8,0

-1350

снежно-ледовые склоны, скально-осыпные

облачно, с обеда пас-мурно дождь

лед.Безенги – а/л Безенги

+8500

6. Техническое описание прохождения группой маршрута

05.07.2009

День 1

Облачно

пос. Вехний Баксан – дол.Адырсу – а/л.Уллутау

15 км

+800 м

4 часа 20 минут

От посёлка Верхний Баксан, до которого мы доехали на микроавтобусе, свой маршрут мы начали по дороге, ведущей к устьевому порогу долины Адырсу. Подъем на этот порог осуществляется на подъёмнике, либо по лестнице, идущей вдоль него. Естественно за подъёмник требуют денег от 100 до 200 рублей с человека, но договариваемся, и 20 участников трёх групп нашей школы поднимают за 500 рублей. Выше подъёмника продолжаем движение к альплагерю «Уллутау» по дороге, идущей вдоль реки Адырсу и трижды переходящей с одного берега на другой по мостам. У первого моста, в одном километре от подъёмника, расположен пропускной пост пограничников. Здесь, предъявив пропуска и удостоверения личности, продолжаем своё движение по живописной долине поросшей сосновым лесом.

К верховьям долина расширяется и нашему взору предстаёт величественно вершина Уллутау. На границе леса правого склона долины Адырсу расположен альплагерь Уллутау. Первый день дался непросто, с полным грузом дошли за 4 часа 20 минут ходового времени. Здесь мы располагаемся на ночлег в своих палатках на прилегающей территории, за что так же приходится платить по 50 рублей с человека. С обеда погода стала портиться, а вечером пошёл дождь.

Дорога здесь заканчивается, дальше можно подниматься по тропам. Выше лагеря в пятистах метрах находится последний, пешеходный мост.

06.07.2009

День 2

облачно, с обеда дождь

а/л.Уллутау – дол.Джаловчат –ночёвки Джаловчатские

7,0 км

-100, +700 м

3 часа 20 минут

Сегодня решили сделать подход к перевалу Адылсу и остановиться на Джаловчатских ночёвках, а завтра провести занятия в их районе. Поскольку первое акклиматизационное кольцо с возвратом в альплагерь «Уллутау», то здесь оставляем заброску на вторую часть маршрута.

6.1 Перевал Адылсу: категория сложности - 1Б

высота - 3300 метров (3584м)

Перевал Адылсу расположен в хребте Адылсу между вершинами Узловая и Локоматив. Соединяет долины Джаловчат (Адырсу) и Адылсу (Баксан). Ведёт с левой (северной) ветви ледника Джаловчат в среднее течение потока Джанкуат.

Выход в10.20.. Начинаем подъём к перевалу от альплагеря «Уллутау» по дороге. С начала идём по дороге вниз до моста у базы отдыха «Джайлык», ходовое время 40 минут. Переходим на левый берег и от ПСС МЧС «Уллутау» по тропе идущей вверх через лес и альпийские луга движемся к правобережной морене ледника Джаловчат. Не доходя до языка ледника, тропа пересекает его ложе и выводит на левобережную морену. Далее тропа ведёт вверх по гребню морены, спускается в карман и серпантином по конечной морене выводит к «Джаловчатским ночёвкам» (3000), расположенным под серной ветвью ледника Джаловчат (ф.№ 2). Ходовое время от базы ПСС 2 часа 40 минут. Остановились на ночлег в 16.30..

07.07.2009

День 3

ясно, ветер слабый

ночёвки Джаловчатские – лед.Джаловчат – ноч. Джаловчатские

3,0 км

+200, -200 м

2 часа 10 минут

Сегодня проводим занятия, для этой цели выходим на ледник Джаловчат и поднимаемся к ледопаду. Здесь отрабатываем навыки необходимые для преодоления снежно-ледовых склонов. К вечеру возвращаемся на Джаловчатские ночёвки.

08.07.2009

День 4

ясно, ветер слабый

Ноч. Джаловчатские – лед.Джаловчат – пер.Адылсу – дол.Адылсу – «Зелёные гостиницы"

10,5 км

+580, -1120,+100 м

5 часа 55 минут

Выход в 7.05.. Погода отличная. Озеро у ледника (ф.№ 3) за ночь покрылось льдом. Как после выяснилось за весь поход минус, на верху, был единственный раз. От ночёвок движемся к левобережной морене, а затем вдоль неё. В средней части по средней и мелкой осыпи поднимаемся на гребень (ф.№ 3), который выводит нас в снежно-осыпную долину под перевал Джаловчат (ф.№ 5). Здесь на конце морены, также имеются площадки для ночлега, а вот с водой могут быть проблемы. Ходовое время от места ночёвки 1 час 05 минут.

Пересекаем эту долину к левому борту ледника Джаловчат и по снежнику крутизной 15-20 градусов выходим на ледник (х/в 40мин, ф.№ 6). Ледник закрытый, пологий. Дальнейшее движение в связках. Трещины не просматриваются, движемся по центру под перевальную седловину (ф.№ 10). Перевальный взлёт, крутизной 25-30 градусов, разорван бергшрундом, который обходим по ходу слева (х/в 1 час).

Перевал имеет скально-осыпную, не широкую седловину. Здесь можно разбить лагерь. Тур расположен справа на скалах. С перевала виден участок ГКХ от Джантугана до Уллукары (ф.№ 13). В обратном направлении – хребет Адырсу от Суллуколбаши до Джайлыка (ф.№ 12).

Спускаться можно прямо с седловины, но на наш взгляд в 20 метрах левее логичнее. Спуск осуществляем по крутым, разрушенным скалам, высотой около 80-100 метров (ф.№ 14). Далее выходим на снежник и двигаемся в начале по его центру, а затем прижимаемся к левому борту долины, где за чередой осыпей выходим на тропу идущей по травянистому склону. Здесь течёт ручей, есть площадки для палаток. Мы остановились на обед. Ходовое время от седловины перевала 1 час 20 минут.

Дальнейшее движение проходит по тропе на крутом травянистом склоне и выводит к потоку Джанкуат (х/в 50 мин). Вечер, уровень воды большой, решаем переправиться через поток по мосту расположенному ниже (х/в 15 мин). У моста выходим на хорошо набитую тропу, переходим на левый берег и поднимаемся на «зелёную гостиницы» (х/в 45 мин). Здесь остановились на ночлег в 18.40.

Расклад времени на прохождение перевала Адылсу:

1. Подъём от ПСС МЧС Уллутау до Джаловчатских ночёвок - 2 часа 40 минут

2. Подъём до седловины перевала Адылсу - 2 часа 45 минут

3. Спуск с перевала до потока Джанкуат - 2 часа 10 минут

Полное время подъёма на перевал - 5 часов 25 минут

Полное время спуска с перевала - 2 часа 10 минут

Полное время прохождения перевала - 7 часов 35 минут

Протяжённость участка - 9,8 км

09.07.2009

День 5

«зелёная гостиница» - перевал Гумачи – дол.Адырсу

13,0 км

+910, -1140 м

8 часа 20 минут

6.2 Перевал Гумачи: категория сложности - 2А

высота - 3540 метров (3470м)

Перевал Гумачи расположен в хребте Адылсу между вершинами Гумачи и Южная Чотча. Соединяет долины рек Адырсу и Адылсу (притоки Баксана), ведёт с ледника Джанкуат на ледник Гумачи. Название дано по одноимённой вершине (балк. – «гора, завешенная полотном»), северный склон которой со стороны Адылсу всегда покрыт снегом. Впервые пройден в 1934 году Надежденым.

Выход в 6.15.. Погода облачная, тихо. Начинаем движение с выхода на гребень левобережной морены ледника Джанкуат. Тропа, идущая по гребню морены выводит к левому борту закрытого пологого ледника (х/в 1 час, ф.№ 19). Дальнейший подъём осуществляем в связках по центру ледника Джанкуат на его верхнее плато, под перевал Гумачи. Крутизна ледника не превышает 20-25 градусов, трещин не много и легко обходятся. Ходовое время от морены под перевал 2 часа 10 минут.

Начинаем подъём на перевал Гумачи по снежному кулуару, в верхней части сужающемуся, крутизной до 35 градусов (ф.№ 22). Вверху сворачиваем на право, на скальные полки, по которым поднимаемся на седловину перевала. Скалы не сложные крутизной около 45 градусов. Перепад высоты от подножия взлёта 120 метров, ходовое время 40 минут. На перевале в 11.50.

Седловина перевала узкий скально-осыпной гребень, на котором возможен бивак. Из небольшого озера в сторону ледника Джанкуат стекает ручей. С перевала возможно простое восхождение на вершину Гумачи. Тур посередине на скалах.

Восточная сторона перевала – ледник, спускающийся из-под вершины Гумачи и дающий начало левым истокам реки Адырсу. Ледник имеет три ледопада. Два нижних обходятся по левой береговой морене. Верхний, наиболее сложный при преодолении перевала, представляет собой крутой снежно-ледовый склон, разорванный большими трещинами и разделённый на два рукава выходами скал (ф.№ 27). Левый (северный) рукав, крутизной до 30 градусов, подвержен значительным сезонным изменениям и требует движения в кошках и навески перил. Правый (южный) рукав проще для прохождения: он менее изрезан трещинами, имеет меньший уклон. Хотя путь через правый рукав длиннее.

Начинаем спуск с перевала в 13.00 через правый рукав. Для этого в начале поднимаемся на склон вершины Гумачи и его траверсируя выходим над правым рукавом. На перегибе широкая и протяжённая трещина. Ночь была тёплая и снежные мосты не вызывают доверия. Для её преодоления организовываем страховку. По леднику движемся в связках в обход много численных трещин. Снег раскисший. Снежно-ледовый склон выводящий на ледник Гумачи крутизной 30-35 градусов, местами просматриваются трещины, поэтому здесь на весили перила 3х40 метров (ф.№ 27, т.0-т.1). Спуск последнего с нижней страховкой. Дальнейшее движение в начале по центру ледника, а с приближением ко второму ледопаду уходим к левому борту, и мы у начала тропы на гребне левой береговой морены. Погода во время спуска начала портиться и только мы спустились до морены пошёл дождь. Ходовое время от седловины перевала до начала тропы 3 часа.

По гребню левобережной морены за 30 минут доходим до обширной травянистой поляны на левом склоне долины Адырсу. Здесь имеются отличные стоянки, с водой плохо. Не смотря на то, что идёт дождь решили продолжить спуск. От сюда 1 час ходового времени, по хорошо набитой тропе, до Альплагеря «Уллутау». Здесь остановились на ночлег в 19.00.

Расклад времени на прохождение перевала Гумачи:

1. Подъём от «Зелёных гостиниц» до верхнего плато ледника Джанкуат - 3 часа 10 минут

2. Подъём до седловины перевала Гумачи - 40 минут

3. Спуск с перевала до левобережной морены - 3 часа 00 минут

4. Спуск по гребню левобережной морены до стоянок на левом склоне долины Адырсу - 30 минут

5. Спуск до Альплагеря «Уллутау» - 1 час

Полное время подъёма на перевал - 3 часов 50 минут

Полное время спуска с перевала - 4 часа 30 минут

Полное время прохождения перевала - 8 часов 20 минут

Протяжённость участка - 13,0 км

10.07.2009

День 6

Д н ё в к а

По плану сегодня у нас занятия по программе школы инструкторов, переправы через горные реки. Так же подготовка к выходу на основное кольцо маршрута, просушить снаряжение, разобрать продукты.

11.07.2009

День 7

А/л «Уллутау» - правобережная морена ледника Адырсу

6,5 км

+720 м

3 часа 10 минут

6.3 Перевал Грановского: категория сложности - 2А

высота - 3950 метров (3670м)

Перевал Грановского расположен в хребте Адырсу между вершинами Адырсу и Сарыкол. Соединяет долины Адырсу (Баксан) и Башильаузсу (Чегем). Ведёт с ледника Восточный Адырсу на ледник Западный Башиль. Впервые пройден в 1929 году туристами ОПТЭ под руководством Л.Грановского.

Выход в 11.15.. От альплагеря по тропе правым берегом двигаемся в верховья долины Адырсу и через 2 часа 10 минут выходим на стоянки у конца правобережной морены, «Нижние Местийские ночёвки», где останавливаемся на обед. Дальнейший путь проходит по гребню правобережной морены до мест ночёвок, расположенных на гребне, на против Местийской хижины. Ходовое время 1 час. Остановились в 17.00.

12.07.2009

День 8

правобережная морена ледника Адырсу – пер.Грановского – Лычатские ночёвки

12,0 км

+630 м, -1150м, +400м

8 часа 00 минут

Выход в 6.20. От места ночёвки продолжаем движение к верховьям по гребню правобережной морены (ф.№ 33), где справа по ходу от усечённой скальной пирамиды с «рожками» находится перевал, закрытый отрогом вершины Сарыколбаши. Слева по ходу от вершины – ложная седловина. Гребень морены сливается с осыпным склоном, по которому выходим на ледник. Ходовое время 30 минут.

Перевал открывается с центральной части ледника южнее подножия перевала Ярославский (ф.№ 35). К нему ведёт характерное снежно-ледовое ребро, полностью просматриваемое снизу. Ребро отделено от ледника склоном с двумя бергшрундами, через которые есть надёжные мосты.

Движемся по леднику в верховья вдоль правого борта в обход ледопада. Выше ледопада ледник покрыт плотным фирном. За ледопадом пересекаем ледник (ф.№ 36) к левому борту и подходим под ребро (х/в 1час 20 мин.). Одеваем кошки. Выходим на снежно-ледовое ребро по плотному фирну крутизной около 30-35 градусов 100 метров, в обход бергшрунда слева по ходу. Далее по ребру на седловину перевала (х/в 50 мин.).

Перевал широкая снежная седловина. Тур на скалах северной части седловины. С перевала в сторону л.Башиль виден перевал Башильауз (ф.№ 40), верховья ледников Башиль и Лекзыр (ф.№ 39, 41). Вид в обратном направлении ограничен.

Спуск на ледник Западный Башиль начинаем по снежному галстуку слева от крутого, разорванного ледового «лба», 20-25 градусов, вдоль разрушенных скал (ф.№ 39) до снежного плато. Влево с плато уходит рукав ледника. В левой и средней части он разорван трещинами, а с право снежный жёлоб крутизной около30 градусов, по нему спускаемся на пологий снежник (ф.№ 44). Ходовое время 30 минут. Далее по снежным и осыпным склонам (ф.№ 43) выходим к бурному ручью (ф.№ 45) текущему из под ледника Северный Башиль (х/в 55 мин). С переправой возникли проблемы. Пришлось подыматься в верх до удобного места переправы, а немного спустившись остановились на обед ( х/в 40 мин). Погода хорошая. Отсюда хорошо просматривается путь подъёма к следующему перевалу (ф.№ 46).

Дальнейший спуск на ледник Башиль осуществляем по слабозаметной тропе, местами исчезающей, левого склона ручья вытекающего из под ледника Сев. Башиль (х/в 50 мин).

Расклад времени на прохождение перевала Грановского:

1. Подъём от а/л Уллутау до «Нижних Местийских ночёвок» - 2 часа 10 минут

2. Подъём от «Нижних Местийских ночёвок» до ледника Адырсу - 1 час 30 минут

3. Подъём от правобережной морены лед Адырсу до перевала - 2 часа 10 минут

4. Спуск с перевала до ручья вытекающего из под лед.Сев.Башиль - 2 часа 05 минут

5. Спуск вдоль ручья до ледника Башиль - 50 минут

Полное время подъёма на перевал - 5 часов 50 минут

Полное время спуска с перевала - 2 часа 55 минут

Полное время прохождения перевала - 8 часов 45 минут

Протяжённость участка - 10,0 км

6.4 Перевал Бодорку: категория сложности - 2Б

высота - 3970 метров (3870м)

Перевал Бодорку находится в хребте Бодорку к северу от одноимённой вершины, ведёт с ледника Башиль (южный исток) на ледник Южный Чат. Первопрохождение совершено в 1964 г. группой из Москвы под руководством В. Злотина.

Пересекаем ледник Башиль от его левого борта к правому (ф.№ 45) ориентируясь на промоину в правобережной морене (х/в 25 мин). Затем поднимаемся по «живой» осыпи промоины вдоль ручья на верхнею, наклонную, осыпную террасу (х/в 1 час 20 мин). Двигаясь, по слабозаметной тропе, вдоль ледника по террасе обходим нижний ледопад ледника Башиль (ф.№46). Бивак разбили на «Лычатских ночёвках» в 20.25, расположенных выше ледопада на правобережной морене. От промоины до «Лычатских ночёвок» 40 минут ходового времени. От этих ночёвок открывается отличная панорама на верховья ледников Башиль.

13.07.2009

День 9

Лычатские ночёвки – пер.Бодорку – верхнее плато лед. Юж. Чат

7,5 км

+950, -200

8 часа 40 минут

Выход в 6.20. Начинаем подъём по гребню правобережной морены на которой расположены «Лычатские ночёвки», выше второго ледопада пересекаем пологий, закрытый ледник к левому борту ориентируясь на перевал Лычат (ф.№ 51). Далее поднимаемся по закрытому леднику, крутизной до 20 градусов, вдоль левого борта до верхнего плато южной ветви ледника Башиль (ф.№ 52,53). Ходовое время от ночёвок 3 часа.

Подъём на перевал Бодорку осуществляем через ледопад (ф.№ 55). Идём в кошках, связках. Крутизна в средней части 30 градусов. Местами движение с попеременной страховкой. Трещины переходим по снежным мостам. Погода портится, собираются тучи.

Вышли на перевал в 13.40. Ходовое время 2часа 50 минут.

Перевал снежная седловина, с карнизом в сторону ледника Южный Чат. Тур на скалах с северной стороны. С перевала на северо-западе просматриваются гребень и вершины, окружающие ледник Башиль (ф.№56), на юге и юго-востоке ГКХ с массивом Тихтенгена на переднем плане (ф.№ 58) и Безенгийской стеной на заднем, а также юго-западная часть Каргашильского хребта. Сняли записку группы туристов клуба «Сокол», под руководством Ведяйкина Н.М., г.Рыбинск от 20.08.08г.

Спуск с седловины перевала начинаем прямо вниз вдоль левых скал. В верхней части склон ледовый крутизна около 45 градусов. Вешаем перила на ледобурах. Ниже закрепляем верёвки на ледорубах. Снег глубокий плотный. Крутизна около 40 градусов. Всего навесили 6 верёвок по 40 метров (ф.№ 61, т.1-т.2), две последние на склоне крутизной 35 градусов с изобилием трещин (х/в 2.20). Далее движение в связках до края верхнего плато (х/в 30 мин). Моросит дождь, решили остановиться на ночлег. Время 19.00. С места ночёвки хорошо просматривается перевал Кулиева (ф.№ 63) и перевалы Каргошильского хребта (ф.№ 64).

14.07.2009

День 10

облачно, временами дож

верхнее плато лед. Юж. Чат – северный приют

7,0 км

-980

3 часа 20 минут

Утро облачное, тихо. Ночь была теплая. Выход в 10.00. Спуск продолжаем в связках к нунатаку в центре ледника Южный Чат, но подойти к нему не смогли, ледник сильно разорван. Уходим к левому борту и вдоль него по закрытому леднику двигаемся вниз, лавирую среди большого количества трещин. Снежные мосты держат плохо. Ледник открывается (ф.№ 65), спускаемся вдоль границы льда и осыпи лежащей на леднике. К скалам левого борта стараемся не приближаться. Проходим «Бараньи лбы» и по осыпному склону (ф.№ 66) спускаемся к озеру расположенного на высоте 2880 метров под ледником (ф.№ 68). Здесь хорошие травянистые поляны. Место удобное для ночлега (ф.№ 69). Временами погода портится идет дождь. Здесь остановились на обед. Ходовое время с верхнего плато до озера 2 часа 30 минут.

Дальнейший спуск осуществляем по правому берегу ручья вытекающего из под ледника Южный Чат. Для этого переправляемся с левого берега на правый в бород. Уровень воды в ручье большой, камни по которым можно перейти оказались под водой.

Далее по травянисто-осыпному склону спускаемся к ручью вытекающему из под ледника Кулак. Через этот ручей смогли переправиться только по кромке языка ледника. Отсюда правым берегом по травянистым холмам, местами слабозаметная тропа, выходим к заброшенному северному приюту (ф.№ 70). Погода совсем испортилась, идёт дождь. Решили у приюта остаться на ночлег (2700). Остановились в 18.00. Ходовое время от озера под ледником Южный Чат до северного приюта 50 минут.

15.07.2009

День 11

пасмурно, временами дождь

северный приют – под ледник Шаурту

12,5 км

-540, +240

4 часа 00 минут

Выход в 10.50. От приюта спускаемся на ледник стекающий со склонов горы Тихтенген. Пересекает его к правому борту и по осыпям выходим в травянистую лощину с ручьём (ф.№ 72). Имеются удобные места для ночлега, стоит кош. Отсюда идёт слабозаметная тропа, вдоль ручья, которая часто теряется. Приближаемся к реке Кулак и вдоль неё продолжаем движение по травянистым склонам, осыпям и криволесью. Входим в лесную зону, где нас встречают пограничники и проверяют документы. От сюда, через лесной массив движемся по хорошей тропе, которая выводит к шикарным минеральным источникам у широких разливов реки. Здесь долина расширяется. Ходовое время от приюта до минерального источника 2 часа. Погода снова испортилась, временами идёт дождь.

От минерального источника идём по тропе через лесную зону, выходим к реке Шаурту, которую переходим по мосту на правый берег. Здесь тропа раздваивается, влево уходит к турбазе Чегем, а на право в долину Шаурту. Поворачиваем на право и в трёхстах метрах останавливаемся на обед. Ходовое время 30 минут. Моросит дождь.

Расклад времени на прохождение перевала Бодорку:

1. Подъём с ледника Башиль до «Лычатских ночёвок» - 2 часа 25 минут

Полное время прохождения перевала - 16 часов 55 минут

Протяжённость участка - 25,0 км

6.5 Перевал Спортивной Дружбы: категория сложности - 2Б

высота - 4100 метров (4030м)

Перевал Спортивная Дружба расположен в Каргашильском хребте под вершиной МВТУ, ведёт с правого северо-восточного истока ледника Шаурту на каровый ледник Восточный Шаурту между юго-восточными отрогами вершин Тютюргу и Шаурту, ручей которого впадает в ледник Безенги. Первопрохождение осуществлено группой туристов всесоюзных сборов под руководством Харченко А. в 1968 году.

Начало подъёма по тропе правого берега реки Шаурту. Вскоре тропа уходит на правый склон поросший лесом, круто поднимается вверх и траверсируя склон выводит в правобережный карман ледника Шаурту, по которому течет река Тютюргу. Здесь расположен заброшенный кош. Река Тютюргу вытекает из каньона правого склона. Чуть выше коша переправляемся через неё вброд на левый берег и по тропе продолжаем движение по правобережному карману ледника Шаурту до границы криволесья. Здесь имеются хорошие поляны для стоянок, течёт ручей (ф.№ 73,77). Дождь продолжает моросить. Останавливаемся на ночлег в 19.00. Ходовое время из долины Гарааузсу 1 час 30 минут.

16.07.2009

День 12

правобережный карман ледника Шаурту

0,0 км

0 часа 00 минут

Непрерывно идёт дождь. Вынужденная днёвка. Только вечером он на время прекращается. Отдыхаем.

17.07.2009

День 13

правобережный карман ледника Шаурту – верхние Шауртинские ночёвки

8,5 км

+1160

4 часа 50 минут

С утра облачно, временами показывается солнце. Решили перед выход просушить снаряжение. Выход в 11.10. Начинаем движение по дну кармана, где тропа местами исчезая ведёт вверх. Немного не дойдя до конца морены выходим на её гребень и спускаемся на ледник покрытый мореной. Ходовое время от места ночёвок 1 час 45 минут.

Двигаясь вдоль правого борта ледника проходим под большим нунатаком, под сильно разорванным за ним северным истоком ледника Шаурту к морене у подножия западного гребня вершины Шаурту (ф.№ 79). Далее по этой морене поднимаемся на верхние Шауртинские ночёвки (ф.№ 85). От сюда прекрасный вид на Каргашильский и Главный хребты, в месте примыкания их друг к другу, с вершинами Салынан, Ортокара и Цаннер, с перевалами Салынан, Ортокара Восточным и Западным (ф.№ 80,81,82,83,84,85).

Ходовое время 3 часа 05 минут.

18.07.2009

День 14

пасмурно, снег

верхние Шауртинские ночёвки – пер.Спортивная Дружба – бараньи лбы левого склона ледника Восточный Шаурту

6,0 км

+460, -200

8 часа 30 минут

Выход в 6.40. Снег покрывающий ледник держит плохо, идём часто проваливаясь. От места ночёвки, в связках, движемся в направлении нашего перевала (ф.№ 86). Под перевальный взлёт подошли за 50 минут.

Перевальный взлёт представляет собой ледово-снежный склон продолжительностью 500 метров. Первая треть наиболее крутая, выше бергшрунда крутизна около 45-50 градусов, открытый лёд. Вторая треть крутизной 40 градусов. Лёд покрыт снегом, который в виде маленьких лавинок сползает в низ, на слоне держится плохо. Верхняя часть взлёта 35-25 градусов. Снег глубиной около 0,4 метра. Прохождение перевального взлёта по перилам, 12х40 метров (ф.№ 86, т.1-т.2). Верёвки закрепляли на ледобурах. К склонам вершины МВТУ приближаться не стали, внешне кажется более полого, но регулярно скатываются камни. На преодоление перевального взлёта затратили 5 часов 40 минут.

Перевал широкая снежная седловина с карнизами в сторону Безенги. Тур слева на скалах. Погода портится, Видимость ограничена. Поднялся сильный ветер. Перекусив и выпив чая продолжили спуск. Сняли записку группы туристов, под руководством Сергеева А.В., из г.Рыбинска от 26.08.08г.

Спуск от тура прямо вниз сначала вдоль скал, затем в направлении скального островка (ф.№ 92). Возле вершины МВТУ карниза нет. Протяжённость снежного склона около 150 метров, крутизна 40 градусов. Далее принимаем влево (ф.№ 93) и через 150 метров выходим на скальные полки «бараньих лбов». Повесили 6х40 метров перил на ледорубах. Погода окончательно испортилась. Снег, дождь. Видимость ограничена 15-20 метрами. Скалы не сложные (ф.№ 96), страховки не требуют. Спускаемся на нижние полки, далее путь не просматривается. Принимаем решение ночлег устраивать здесь, для чего в течение часа готовим площадки для палаток (ф.№ 94). Остановились на ночлег в 17.40. Ходовое время от перевала 2 часа.

19.07.2009

День 15

памурно,времен.дождь

бараньи лбы левого склона ледника Восточный Шаурту – левобережная морена ледника Безенги

8,0 км

-1350

4 часа 10 минут

Выход 10.00. По скальным полкам уходим в право и подходим к снежно-ледовому кулуару. На склоне просматриваются трещины, крутизна 35 градусов (ф.№ 98). Повесили перила 3х40м, первую верёвку закрепили на скалах, остальные - на ледорубах. Пересекаем ледник к правому борту. Здесь пришлось повесить ещё одну веревку на перегибе ледника (ф.№ 97, т.3-т.4). Далее спускаемся по снежно-осыпному склону между ледником и скалами правого борта (ф.№ 100). Спустившись под язык ледника Восточный Шаурту (ф.№ 101) движемся по ложу ледника (морены, снежники) сходя в конце его на левый осыпной борт ущелья и оставляя вытекающий из ледника ручей справа. Здесь имеются хорошие площадки. Останавливаемся на обед. Погода опять портится временами идёт дождь. Ходовое время от места ночлега 2 часа 40 минут.

Ниже спускаемся с начало по осыпному, а затем по травянистому левому склону. В месте, где река уходит по камни, переходим на правый берег (х/в 1 час). На правом берегу выходим на слабозаметную тропу (ф.№ 103), которая в обход «бараньих лбов» справа выводит снова к реке (х/в 1 час). Дождь идёт почти непрерывно. Приняли решение выйти на левобережную морену ледника Безенги и остановиться на ночлег (х/в 10 мин). Остановились на ночлег в 18.40.

20.07.2009

День 16

памурно

памурно, дождь

левобережная морена ледника Безенги – а/л Безенги

7,5 км

-470

2 часа 30 минут

Выход в 9.40. Спускаемся с левобережной морены ледника Безенги, где мы ночевали, снова к ручью. Через промыв вдоль ручья выходим на ледник Безенги и пересекаем его к правому борту. Здесь движемся по тропе отмеченной туриками, которая нас, вдоль правобережной морены выводит к реке Черек-Безенгийский, а чуть ниже тропа переваливает через правобережную морену и приводит нас в Альплагерь Безенги. Ходовое время от места ночлега 2 часа 3-0 минут. Остановились в альплагере в 12.30. Решили организовать полуднёвку.

Расклад времени на прохождение перевала Спортивная Дружба:

Полное время прохождения перевала - 21 час 30 минут

Протяжённость участка - 34,0 км

21.07.2009

День 17

а/л Безенги – под перевал Столбовой

5,5 км

+1090

4 часа 30 минут

6.6 Перевал Столбовой: категория сложности - 2А

высота - 3540 метров (3590м)

Перевал Столбовой расположен Каргашильском хребте между вершинами Сарыкая и Трапеция, ведёт из долины Черека-Безенгийского (от моста к альплагерю) на ледник Северный Булунгу и далее к перевалам через отрог Кору или вниз по реке Булунгу в одноимённое селение. Известен с середины 60-х годов.

Подъём начинаем несколько ниже самого верхнего моста через Черек-Безенгийский. Движемся в направлении истоков ручья, устье которого несколько выше моста. Идти снизу вдоль ручья невозможно из-за каньонов и крутых береговых скал. Путь выбираем по склону в 500 метров севернее (ф.№ 104). Поднимаемся по крутому травянистому склону прямо вверх, где ориентиром служит слабо выраженное скальное ребро. Придерживаясь гребня этого ребра поднимаемся к конечным моренам. Пошёл дождь, вынуждены остановиться на ночлег в 17.00. В этом месте примыкания гребня ребра и концевых морен, обустроено пять хороших площадок (ф.№ 106), протекает ручей. Ходовое время от альплагеря 4 часа 30 минут.

22.07.2009

День 18

памурно, дождь

под перевальный цирк - перевал Столбовой – ледник Северный Булунгу

5,0 км

+470,-420

4 часа 25 минут

Выход 7.00. Движение начинаем по осыпям концевой морены. Перевал виден только из верхнего цирка. Взлёт 200 метров, скально-осыпной крутизной около 30 градусов (ф.№ 107,108). На перевал вышли в 9.45. Ходовое время с места ночлега 2 часа 05 минут. Погода портится, низкая облачность.

Перевал широкая скально-осыпная седловина. Тур левее от того места где мы вышли. Сняли записку группы туристов г.Рыбинска, руководитель Сергеев А.В., от 21.08.08 г.

Противоположный склон без снега, крутые отвесные скалы. Спуск начали в 11.00 по косой скальной полке, крутизна 35-40 градусов. Много живых камней. Навесили перила 2х40 (ф.№ 109, т.1-т.2). Нижняя часть полки простреливается камнями, поэтому в одной трети, от низа, уходим вправо по кулуару, где повесили ещё одну верёвку (ф.№ 109, т.3-т.4). Выходим на пологий закрытый ледник. Ходовое время с перевала 1 час 30 минут.

С ледника Северный Булунгу уходим вниз по осыпям левого борта (ф.№ 110) до моренного озера (ф.№ 112). Ходовое время 50 минут. Идёт дождь. На имеющихся площадках ставим палатки, обедаем, пережидаем дождь. Остановились в 14.00. В этот день, нам, продолжить путь было не суждено. Дождь шёл до самой ночи.

23.07.2009

День 19

памурно облачно

ледник Северный Булунгу – посёлок Булунгу

17,0 км

-1060

5 часов 30 минут

Выход в 7.10. Спускаемся вниз по конечным моренам ледника Северный Булунгу до реки Булунгу. Ходовое время 1 час 15 минут. Переправляемся по камням на левый берег и по тропе продолжаем движение вниз. В часе ходьбы до посёлка Булунгу произошла заминка. Мост через реку снесён. Поток достаточно мощный. Сделали разведку верх и вниз по реке, решили переходить в брод, здесь где был раньше мост. Сначала переправились три участника шеренгой со страховкой, для остальных натянули перила. Обедаем. Далее по широкой тропе переходящей в дорогу спустились в посёлок Булунгу. Пасмурно. Ходовое время по долине Булунгу до посёлка 4 часа 15 минут.

Расклад времени на прохождение перевала Столбовой: